материалисты считали что человек

МАТЕРИАЛИЗМ

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного. Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души» (Walch I.G. Philosophisches Lexicon, 1726). Французские материалисты 18 в. – Ламетри, Дидро, Гольбах и Гельвеций – сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе. Однако даже в 19 в. Л.Фейербах и Э.Геккель отказывались называть себя материалистами.

В Европе материализм прошел в своем развитии три этапа. Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). В 16–18 вв. Ф.Бэкон, Гоббс, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. сформировали метафизический и механистический материализм. В 1840-х гг. К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма.

Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию. Наиболее развернуто это определение сформулировал В.И.Ленин. Материя трактуется им как реальность, существующая вне сознания, независимо от него и отражаемая в нем. Феноменологическое определение материи не исключает субстратного, а дополняет его.

Первые материалисты, обсуждавшие вопрос, что представляет собой материя как субстанция всех вещей, исходили из ее первичности по отношению к собственному сознанию как чего-то само собой разумеющегося. И лишь в 17 в., после формулировки Декартом принципа методологического сомнения и разработки Беркли аргументов в защиту субъективного идеализма, было признано, что обоснование этого исходного положения материализма – сложнейшая философская задача. Общепризнанного ее решения нет до сих пор. С точки зрения диалектического материализма, веру в реальность и познаваемость материального мира доказывает успех практической деятельности, основанной на этой вере.

Последовательный материализм особенно трудно провести при исследовании человеческого общества. Материалист во взглядах на природу вполне может оказаться идеалистом во взглядах на общество. Расхождения между историческим материализмом и историческим идеализмом возникают при ответе на вопрос, почему по одной и той же социальной проблеме существуют диаметрально противоположные точки зрения. Исторический материализм утверждает, что эти расхождения во взглядах объясняются не только объективными трудностями познания социальных явлений, но и теми материальными отношениями, в которых находятся носители этих взглядов и которые складываются независимо от их воли. В этом смысл тезиса «общественное бытие определяет общественное сознание». Из него следует практический вывод: чтобы изменить общественное сознание людей, нужно изменить их общественное бытие. Отсюда же делается вывод о классовости общественного сознания в классовом обществе и о классовой борьбе как средстве его изменения. В то же время и отказ от материалистического взгляда на историю, попытка воздействовать на взгляды и поступки людей, полностью игнорируя их обусловленность общественным бытием, ведет к социальному хаосу.

На протяжении всей истории философии разработка материализма была не самоцелью, а средством для решения главного вопроса всякого мировоззрения – о цели человеческой жизни. Для материализма такой целью является счастье, как отдельного человека, так и всего человечества, достигаемое в реальной, земной жизни, в процессе достижения рациональных и конструктивных целей.

Задача объяснить мир в целом из самого себя, поставленная материализмом, естественна и потому чрезвычайно трудна для реализации. Последовательный субъективный идеалист, солипсист, объявляет существующим только свое собственное сознание, тем самым снимая вопрос об его отношении к внешнему миру. Объективный идеалист, признавая объективный мир, сохраняет проблему, но решает ее посредством своего рода круга: сознание субъекта выводит из внешнего по отношению к нему мира, а этот последний – из «мировой идеи». Дуалист, утверждая взаимную независимость материального и идеального, обходит проблему за счет отказа от одного из основополагающих научных принципов – монизма. Но за эту «интеллектуальную честность» материализм платит дорогую цену. Именно глобальностью программы материализма, нежеланием упростить ее, объясняется немногочисленность полученных в ее рамках выдающихся научных результатов и, как следствие, немногочисленность великих материалистов в истории философии. Отсюда же и попытки принять желаемое за действительное, объявить программу материализма реализованной, так дискредитировавшие диалектический материализм. См. также статью Диалектический материализм [ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ]и литературу к этой статье.

Источник

Тест с ответами на тему: Философия второй половины XVIII — XIX века

Тема: Философия второй половины XVIII — XIX века.

Немецкая классическая и философия марксизма.

1. Человек как активного социального носителя, создателя материальных и духовных ценностей рассматривает:

2. Основателем немецкой классической философии считают:

3. Материалисты считали, что человек:

А. выступает как бесстрастный наблюдатель природы;

В. талантливая и гениальная существо;

С. создатель материальных и духовных ценностей;

D. господствует над природой;

Э. является центром Вселенной.

4. Л. Фейербах стоял на материалистическ их позициях в вопросах:

А. источники человеческих знаний;

В. первоосновы мира;

С. природы человека, религии;

D. происхождения общества;

Е. причин социального неравенства.

5. Основные законы диалектики были разработаны философом:

6. Такие способности человека, как талант и гений анализировал философ

7. Психологический анализ существованию религии дал философ

8. Немецкая классическая философия заложила основу для философии:

Е. бессознательного и иррационального.

9. Проблема отчуждения это:

А. отказ человека от борьбы за будущее;

С. вечная изменение и развитие всего сущего;

D. возможность безграничного познания природы; единства чувственного и рационального познания;

Е. преобразования процесса человеческой деятельности и ее результатов в силу, власть над человеком.

10. Л. Фейербах разработал теорию познания на основе:

11. Изменение феодализма капитализмом повлекла возникновение философии:

D. немецкой классической философии;

12. Составляющими философии Л. Фейербаха является:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

D. важная роль практики в изменении естественного и общественного мира;

Е. учение, согласно которому основой мира является то неразумное.

13. Немецкий классическую философию ХVШ-ХIХ вв. формировали:

А. И. Кант, Ф.Гегель, Л.Фейербах;

В. К. Маркс, Ф. Энгельс;

D. И. Кант, Ф.Гегель, Ф. Энгельс;

Е. И. Кант, К. Маркс, Л.Фейербах.

14. Философское учение о всеобщей взаимосвязи называется:

15. И. Кант совершил революционный переворот в философии в вопросах:

16. Философское направление, согласно которому вся история философии стала рассматриваться через призму борьбы материализма и идеализма:

17. Основные идеи будущего общества сформулювання в:

А. философии Гегеля;

В. философии марксизма;

С. философии Л. Фейербаха;

Е. философии Декарта.

18. «Практический ум» Канта связан с «практической» областью жизни человека, или, иначе говоря, с областью:

А. научного познания;

В. нравственной философии;

С. нравственного поведения;

D. правовых взаимоотношений;

Е. сосуществования человека и природы.

19. марксистскую философию второй половины XIX в. формировали:

А. И. Кант, Ф.Гегель, Л.Фейербах;

В. К. Маркс, Ф. Энгельс;

20. диалектическое учение об основных категории разработал:

21. Идеи о возможности безграничного познания природы выражает философ

22. Составляющими философии Канта являются:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

D. важная роль практики в изменении естественного и общественного мира;

Е. учение, согласно которому основой мира является то неразумное.

23. Составляющими философии Гегеля являются:

А. исследования способностей ума, анализ таланта и гениальности;

В. законы и категории диалектики;

С. Анализ существования религии, единство чувственного и рационального познания;

D. важная роль практики в изменении естественного и общественного мира;

Е. учение, согласно которому основой мира является то неразумное.

24. Теоретической основой марксистской философии стала:

А. немецкая классическая философия;

В. проблема бессознательного и иррационального;

Источник

Материализм в философии: понятие и основные идеи

материалисты считали что человек

Вопрос о первичности сознания либо материи считается главнейшим в философии, поскольку именно он в значительной степени повлиял на ее развитие. Многие мыслители пытались понять, что стало началом нашего мира и жизни во всем ее многообразии, и действительно ли бытие определяет сознание, или все обстоит ровно наоборот? Сторонников первой из приведенных здесь точек зрения называют материалистами, их противники известны как идеалисты. Чуть ниже мы подробнее поговорим о материализме, его сути и истории развития.

Что такое материализм в философии?

Материализм — это направление в философии, согласно которому материя является первопричиной, началом бытия, а сознание и воля выступают только как его следствие, относясь к вторичным понятиям. Термин «материализм» происходит от латинского слова «materialis», в переводе означающего «вещественный».

Основным постулатом материализма является утверждение о существовании абсолютной субстанции бытия, называемой материя. Любая сущность в мире образована посредством материи, а причисляемые к идеальным явления, к примеру, сознание — возникли в процессе взаимодействия материальных сущностей. Данные утверждения распространяются на все окружающее нас и все существующее, включая людей и социум. Следовательно, человек и его сознание также выступают в качестве продукта развития материи, а потому люди могут не только познавать окружающую среду, но и создавать ее.

Для европейского материализма характерны три стадии развития:

Ключевые идеи материализма

Можно выделить несколько ключевых идей материализма:

Кратко о сути материализма

Объединяющей всех сторонников материализма идеей является идея об определении бытием сознания. Под утверждением о первичности бытия кроется его понимание в качестве объективной, существующей независимо от сознания реальности. Следовательно, материя признается самой объективной реальностью, существующей вне рамок сознания, но активно им отображаемой.

Выходя за пределы основного вопроса философской науки о первичности сознания либо бытия, материалисты понимают бытие более широко, как само существование. К бытию они относят и вещи материального мира, и ряд идеальных представлений. При этом сторонники материализма четко различают сферы материального и духовного. По их мнению, материя существует совсем не так, как существует сознание, поскольку именно материя представляет собой независимую и объективную форму бытия, а вот сознание идеально, и потому обладает лишь вторичным бытием, существующим исключительно в тесной связи с материальным.

Разновидности материализма

Выделяют три главных разновидности материализма:

Становление и развитие материализма

Описываемая концепция развивалась на протяжении всей истории философии, от древности сегодняшнего дня. В своем развитии указанное направление прошло ряд этапов, о них и будет рассказано ниже.

Материализм в эпоху античности

Первые сторонники материализма появились еще среди древнегреческих философов, примерно в 6 столетии до нашей эры. К таковым относят милетских «физиков» — Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Эти мыслители полагали, что существует определенное первовещество, разнообразные сочетания которого становятся основой для всех остальных веществ, но в итоге любая вещь вернется к состоянию первовещества. Некоторые древнегреческие философы считали первовеществом воздух, другие относили к таковым огонь, третьи полагали, что основой всего является сочетание огня и воздуха. Однако, тогда еще не был поставлен вопрос о первичности духовного либо материального. Впоследствии работы ранних древнегреческих философов были интерпретированы Аристотелем уже в рамках его учения. Так, Аристотель разработал теорию о материальном «архе», под которым понималось начало.

Помимо перечисленных выше мыслителей, материалистами древности были философ из Китая Ван Чун и ряд индийских мыслителей, представляющих школу чарваки. Также к представителям античного материализма относят Демокрита, Левкиппа и Эпикура, особо акцентировавшего внимание на процессе работы человека над собой и освобождении его сознания от страха перед божествами и от других страстей. С того же времени начинается спор между материалистами и идеалистами, особенно ярко проявившийся в противостоянии Демокрита с Платоном.

Эпоха Средневековья

В европейских средневековых государствах господствовала христианская религия и мировоззрение, по этой причине в философии явно преобладали идеалистические тенденции. Однако, в 11-12 веках европейские схоласты разделились на реалистов и номиналистов, а вскоре между ними начался спор, затрагивающий, в том числе, и природу материи, в частности, ее способность к мышлению.

Впоследствии английский философ Роджер Бэкон делал попытки замены схоластической силлогистики опытами по исследованию окружающего мира, но, ни его, ни сторонников номинализма, нельзя относить к материалистам в современном понимании данного термина, хоть во многом они и предопределили развитие материализма в последующих столетиях. При этом работы средневековых философов из стран Ближнего Востока содержат в себе выраженные элементы материалистической концепции.

Новое время

В 15-16 столетиях значительно возрос интерес к естествознанию, а опыт начали относить к единственному и наиболее верному источнику познания мира. Многие концепции мыслителей раннего периода Нового времени содержат в себе черты материализма, почерпнутые их авторами из античных материалистических теорий. Исследования ученых той эпохи (к примеру, Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона) смещаются в сторону изучения реальных, в первую очередь механических свойств предметов. В дальнейшем, уже к началу 18 века, некоторые исследователи (Р. Бошкович, Дж. Пристли, М. Ломоносов, Дж. Толанд) начинают рассматривать существующие в природе предметы как вещи, способные к внутренней активности, к механическому движению.

Историю материализма в его современном понимании принято отсчитывать с публикации работ Т. Гоббса, и последующем развитии его идей французскими просветителями, например, Дидро и Ламетри. Но материалистическая концепция в те годы по-прежнему оставалась механистичной и редукционистской, пытаясь упрощать сложные понятия и явления. Затем из немецкого идеализма выделилась диалектика, ее элементы можно отыскать и у упомянутых выше сторонников материализма тех времен (Декарта, Пристли, Дидро).

В течение 19 столетия материализм активно обогащался идеями диалектики, достигшей своего наивысшего расцвета благодаря трудам Гегеля. Вскоре начались закономерные процессы слияния материализма и диалектики воедино, первопроходцами данного процесса были А. Герцен, В. Белинский и ряд других русских материалистов. В аналогичном направлении двигался и немецкий мыслитель Л. Фейербах, но его отказ от абсолютного идеализма привел и к закономерному отказу философа от принципов диалектики. В итоге, никто из перечисленных ученых так и не довел дело соединения материализма и диалектики до конца.

Диалектический материализм

Впоследствии задача соединения диалектики с материализмом была решена К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основой их работ стали диалектика Гегеля и труды французских материалистов 18 века, а также воззрения Л. Фейербаха. Марксу удалось систематизировать уже имеющийся материал, а затем, переведя диалектику в поле материализма, придать последнему целостность самостоятельного и завершенного учения. Диалектический материализм оказал существенное влияние на развитие философии не только в 19, но и в 20 столетии, поскольку именно его возникновение повлекло за собой распространение материалистической концепции на всю историю развития человечества, дав начало историческому материализму.

Исторический материализм

Идеализм обуславливал движение истории исключительно деятельностью лидеров, но Марксу удалось развить диалектику Гегеля, результатом чего стал сделанный им вывод о том, что главной движущей силой истории стали противоречия, возникающие в сфере производства, приведшие к возникновению классовой борьбы. Данную причину развития истории Маркс отнес к объективным, а значит, не зависимым от воли конкретных личностей, как считалось ранее. В соответствии с выдвинутыми им предположениями, Маркс предложил собственную версию периодизации исторического процесса, состоящую из определенных общественно-экономических формаций, через которые проходит каждое отдельное общество и человеческий социум в целом.

Материализм современности

Западные философы 20 века развивали материализм преимущественно в его механистическом понимании, хотя многие из них сохраняли стойкий интерес к диалектике. К концу 20 и началу нашего столетия материалистическая концепция превратилась в так называемую онтологическую философию, к видным представителям которой относят Б. Смита, философа из США.

Соотношение идеализма с материализмом

Ряд ученых стремились примирить сторонников двух противоположных взглядов на бытие и материю — материалистов и идеалистов, тем самым давая начало новым философским направлениям и концепциям, например, пантеизму, сторонники которого не отделяют сознание от материи. Аналогичным образом возник и гилозоизм, основным постулатом которого является идея об одушевленности материи и наличии Мировой души, объединяющей все живые организмы. А к наиболее гармоничным учением, соединяющим в себе черты и материализма, и идеализма, относят дуализм, признающий равноправие бытия и сознания и их независимость друг от друга. К сторонникам дуализма относят Декарта, Ньютона, Вольтера и некоторых других крупных ученых.

Заключение

Как отчетливо видно из сказанного выше, во все времена, начиная с древнейших, философы пытались отыскать точки соприкосновения между материалистическим и идеалистическим пониманием окружающей нас действительности, а иногда и совместить эти концепции. Однако, и сегодня человечество еще не ответило на вопрос о первичности бытия либо сознания, параллельно не найдя ответов на вопрос о познаваемости мира в принципе.

Источник

Материалистичные люди: вот их 6 характерных черт

Содержание:

Есть люди, которые основывают всю свою жизнь на двух основных вещах: чем вы владеете и как вы выглядите. Это случай материалистичных людей, образ жизни которого все больше пропагандируется обществом, одержимым деньгами и имуществом.

Что такое материалистичные люди?

Необходимо иметь в виду, что для оценки степени материализма необходимо принимать во внимание культурный и экономический контекст, в котором человек живет.

Например, есть такие, которые, поскольку родились в богатом обществе, живет в окружении всевозможных товаров, что не означает, что вы в основном цените такой комфорт. С другой стороны, вы можете быть материалистом и жить в очень бедной семье, как мы увидим.

Тем не менее, давайте посмотрим, каковы эти черты и привычки материалистичных людей.

1. Они много вкладывают в улучшение своего внешнего вида.

Кто заставляет вашу жизнь вращаться вокруг ваших ресурсов, рассматривают собственное тело как часть своих свойств и поэтому они относятся к нему как к фасаду. В некотором смысле, они используют свою внешность как доступный для них капитал, чтобы иметь больше власти и больше возможностей для доступа к более высокому уровню жизни.

2. Они ценят других в соответствии с их имуществом.

Для более материалистичных людей остальные люди ценят то, что у них есть: очень дорогая машина, хороший гардероб, земля или просто деньги. Это так, потому что они устанавливают свои приоритеты социализации в соответствии с возможностями иметь больше активов, оставаясь с этими людьми. Например, даже если кажется, что у кого-то нет вещей, его могут выбрать в качестве друга, потому что у него есть контакты с важными людьми.

3. Они всегда стремятся получить больше

Теоретически материалистам не всегда нужно стремиться к большему; он должен просто ставить имущество на первое место. Однако на практике динамика потребления, преобладающая сегодня в нашем обществе. особенно рекомендуется для тех, кто соответствует этому психологическому профилю.

Вот почему материалистичные люди могут очень беспокоиться, если у них нет доступа к определенным материальным благам. Таким же образом они могут планировать покупки на месяцы, так что за это время все, что делается, связано с этой целью. Короче говоря, ваши жизненные цели вращаются вокруг собственности, отказа от опыта или общения с другими.

4. Разделите людей на успешных и неудачных.

5. Они считают, что богатство зависит от индивидуальных решений и их собственных заслуг.

Из того, что мы видели выше, вытекает еще одна характеристика материалистических людей: они считают, что то, что у вас есть, зависит только от вас самих, хотя на самом деле это не так (вам просто нужно посмотреть на возможности жить в бедности всю жизнь просто из-за того, что родились в семье в определенных регионах планеты).

Таким образом, материалистические люди особенно нечувствительны к тем, у кого мало ресурсов, так как у них есть повод презирать их: они недостаточно старались, они не воспринимали это всерьез, они были не амбициозны, у них мало талантов и т. Д.

6. Они инвестируют в бренд, а не столько в прибыль.

Чтобы больше притворяться, материалистическая логика говорит, что иногда лучше вложить деньги в бренд, чем в полезность продукта, так как это легко узнаваем каждый и связано с определенными ощущениями и представлениями, которые якобы говорят о себе.

Конечно, компании знают об этом факте и используют его для завышения цен, иногда значительно превышающих производственные расходы, чтобы использовать эту виртуальную ценность в зависимости от желания выглядеть.

Любознательность: склонность к депрессии

Хотя это не та черта, которую можно легко определить у материалистов, также известно, что они более склонны к депрессии. Причина этого, похоже, в том, что они тратят слишком много усилий на получение всего, чем хотят владеть, делая вашу жизнь очень напряженной и с несколькими моментами, чтобы отключиться и насладиться мелочами.

Поколение 1936 года: происхождение, характеристики, представители

Ванадий: история, свойства, структура, применение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *