bash передать переменную в скрипт
Как передать переменные (параметры) из одного BASH-скрипта другому скрипту
Вопрос о том, как сделать работу с кодом программ на языке BASH удобнее, всегда актуален. В этой статье рассмотрим, как передать значения переенных из одного BASH-скрипта другому скрипту. Это может потребоваться, например, для написания шаблонов, которые удобно хранить в отдельных файлах, но работа которых требует подстановки данных, полученных от родительского скрипта. Для этого нужно понять довольно простую концепцию того, как передаются параметры командной строки в Bash-скриптах.
Вызов BASH-скрипта с параметрами командной строки
Наиболее распространённый способ передачи данных сценариям, написанных на BASH, заключается в использовании параметров командной строки. Вызвав сценарий с параметрами, мы передаём ему ту информацию, которую он может обработать. Вызов BASH-скрипта с параметрами командной строки может выглядеть так:
Таким образом, мы передали 4 параметра скрипту. Посмотрим, как работает передача парамтров в BASH и как работать с переданными (полученными) параметрами.
Чтение параметров командной строки в BASH-скрипте
При запуске BASH-скрипта с параметрами, эти параметры помещаются в специальные переменные, которые также называют позиционными параметрами:
Посмотрим на примере, написав простой скрипт:
Результатом его работы будут следующие данные:
Как видно, если передавать переменную, значение которой не определено, этот параметр просто не учитывается и не попадает в позиционные параметры. Однако, это должно сработать, если назначить этой переменной значение:
То получим её значение, которое попадёт во второй позиционный параметр:
Важное замечание:
Передаваемые значения не должны иметь пробелов, так как пробелы используются в качестве разделителя передаваемых BASH-скрипту переменных!
Для того, чтобы передать значение в переменной с пробелами, её нужно заключить между двумя двойными кавычками. В нашем примере так «$number»
Проверка параметров, передаваемых BASH-скрипту
Для того, чтобы передаваемые данные соответствовали ожидаемым, хорошо бы их до начала обработки проверить. Пожалуй, самым важным вопросом проверки является проверка вообще на формальное наличие (пользователь может просто ничего не ввести). Усложним немного наш скрипт и вставим в него проверку наличия данных, передаваемых BASH-скрипту:
Подсчёт количества параметров, передаваемых BASH-скрипту
Ну и получим ожидаемый результат:
Как узнать значение последнего параметра, передаваемого BASH-скрипту
Результатом выполнения будет следующее:
Резюме
На этом пожалуй можно остановится. Полученных знаний должно хватить для того, чтобы суметь передать параметры из одного BASH-скрипта другому или прямо на вход скрипту.
Видео, иллюстрирующие примеры использования передачи параметров в BASH-скрипт и получение значений после выполнения отдельного скрипта на BASH
Переменные в Bash скриптах
Существование сценариев, состоящих из отдельных команд, считается нормальным явлением. Но иногда возникают ситуации, когда этого становится недостаточно. Например, часто необходимо использовать данные от команды к команде, чтобы обработать информацию. С этой задачей помогают справиться переменные в скриптах.
В этой статье будут рассмотрены переменные в Bash скриптах с точки зрения области видимости, а также некоторые особенности при работе с ними.
Переменные среды Bash
Командный интерпретатор Bash поддерживает переменные среды, которые отслеживают различную системную информацию:
Для ознакомления с полным списком локальных переменных среды используется команда set.
Значения этих переменных Bash можно использовать в сценариях, для чего необходимо указать имя переменной с предшествующим ей знаком доллара ($).
Пример работы скрипта:
Переменные окружения Bash $USER, $UID и $HOME использовались для отображения запрашиваемой информации о текущем зарегистрированном пользователе.
Обратите внимание: переменные среды в командах echo заменяются их текущими значениями при выполнении программы. Кроме того, переменные, заключённые в кавычках, и вне их интерпретируются правильно.
Однако в таком методе есть некоторый недостаток: при попытке отобразить какое-то денежное значение в долларовом эквиваленте необходимо добавить перед знаком доллара обратный слэш для его экранирования, чтобы интерпретатор не посчитал следующую за ним цифру именем переменной, принимающей параметр скрипта по указанному номеру.
Результат работы скрипта:
В первой строке, где отображается неправильная цена, интерпретатор воспринял $ как знак начала переменной 1, которая считала первый параметр запущенной программы. Поскольку параметр ничего не содержал, то ничего и не было отображено вместо $1.
На заметку: частым случаем является использование фигурных скобок вокруг имени переменной после знака доллара (например $ ). Этот приём позволяет просто определить имя переменной, а на её функциональность это никак не влияет.
Пользовательские переменные Bash
В сценариях командного интерпретатора Bash можно не только использовать переменные среды, но также создавать и включать собственные. Задание переменных позволяет сохранять данные и использовать их во время работы скрипта, что делает его более интерактивным.
Пользовательские переменные Bash Linux могут быть названы любой текстовой строкой длиной до 20 символов, состоящей из букв, цифр и символа подчёркивания. В названии учитывается регистр букв, поэтому переменная Var1 не является переменной var1. Новички в области написания сценариев часто забывают об этой особенности, отчего и допускают трудно диагностируемые ошибки.
Присвоение значения переменной Bash выполняется с помощью знака равенства (=). Слева и справа от знака не должно быть разделяющих символов по типу пробела. Это правило также часто забывается неофитами. Вот пример присваивания значений переменным:
var1=50
var2=-120
var3=test
var4=»текстовая строка»
Ключевой особенностью интерпретатора Bash является автоматическое определение типа данных, используемого для представления значения переменных. После их определения сценарий сохраняет значения этих переменных на протяжении всего времени работы программы и уничтожает после её завершения.
На заметку: обращение к пользовательским переменным осуществляется так же, как и к системным, — с помощью знака доллара ($). Он не используется, когда переменной присваивается значение.
Выводы
Для обработки информации в сценариях командного интерпретатора используются переменные среды Bash и пользовательские переменные. Последние имеют жизнеспособность по умолчанию до тех пор, пока работает программа. При обращении к пользовательским переменным применяется знак доллара, а при записывании в них данных — нет.
Переменные и параметры
Подстановка переменных
различными вариантами с использованием оператора read:
или в заголовке цикла:
Если ссылка на переменную, заключена в двойные кавычки, это никак не повлияет на работу подстановки переменной, то есть:
если-же строка с переменной заключается в одинарные кавычки, в них экранируются любые служебные символы, то строка будет выведена в том виде, в котором она записана в тесте сценария, без подстановки значения переменной:
Примеры назначения и подстановки переменных
# Использование пробелов, перед, или после, знака =, не допустимо
# При записи VAR =value, интерпретатор попытается выполнить команду VAR с параметром =value.
# Если попробовать присвоить значение переменной таким образом VAR= value, будет произведена попытка назначить переменной окружения VAR пустое
# значение, после чего, выполнить команду value.
Обратите внимание на разницу выводимых результатов в примере ниже. Если переменная заключена в двойные кавычки, пробельные символы будут сохранены а при заключении переменной в одинарные кавычки, значение переменной не подставляется, символ $ интерпретируется как обычный символ.
Объявление неинициализированной переменной, фактически то-же самое что и сброс переменной
Неинициализированная переменная содержит пустое значение, в арифметических операциях пустое значение интерпретируется как 0. Использование пустых переменных потенциально может вызывать различного рода ошибки в процессе работы сценария, однако в арифметических операциях их использование вполне допустимо.
Допускается присвоение значений нескольким переменным в одной строке.
Присваивание значений переменным
Операцией присвоения значения переменной в bash является символ равно, «=», в зависимости от контекста использования так-же является оператором сравнения «равно».
Простое присваивание
Простое и замаскированное присваивание
# Подстановка команд, немного более сложный вариант.
Обратите внимание на восклицательный знак (!) в подстанавливаемой команде, из командной строки такой вариант работать не будет, поскольку здесь используется механизм истории команд bash. Но в сценариях использование истории команд запрещено
Переменные Bash не имеют определенного типа
В отличие от большинства других языков программирования, Bash не разделяет переменные по типам. По сути, переменные Bash являются строковыми переменными, но, в зависимости от контекста, Bash допускает целочисленную арифметику с переменными. Определяющим фактором здесь служит содержимое переменных.
Целое число или строка
Переменные не имеющие типов, палка о двух концах, с одной стороны они делают сценарии более гибкими и упрощают чтение кода, с другой могут приводить к неожиданным ошибкам и развивают в человеке «неряшливость» в программировании, кроме того вся ответственность за отслеживание типов переменных полностью ложится на программиста.
Специальные типы переменных
локальные переменные
Локальными переменными являются переменные область видимости которых ограничена вложенным блоком кода или функцией, однако переменные объявленные во вложенном блоке, доступны и за его пределами, в отличии от переменных, объявленных в теле функции.
переменные окружения
Переменные окружения затрагивают командную оболочку в целом и влияют на порядок взаимодействия с пользователем.
В общем контексте, каждый процесс имеет свое среду исполнения ( окружение ), т.е. некоторый набор переменных, которые процесс может использовать во время своей работы. Системная оболочка так-же представляет из себя процесс, со всеми вытекающими последствиями.
При запуске командного интерпретатора, для него создаются переменные, соответствующие переменным окружения. Любое изменение переменных окружения заставляет оболочку обновить свои переменные, и все дочерние процессы ( команды, запускаемые из системной оболочки) наследуют это окружение.
Пространство, выделяемое переменным окружения, ограничено. Создание слишком большого количества переменных окружения или одной переменной, которая занимает слишком большое пространство, может привести к возникновению определенных проблем.
Если сценарий меняет переменные окружения, они должны быть экспортированы, т.е передаться окружению, локальному по отношению к сценарию. Делается это с помощью команды export.
Любой сценарий может экспортировать переменные только дочернему, по отношению к себе, процессу, т.е. командам и процессам запускаемым из данного сценария. Дочерний процесс не может экспортировать переменные родительскому процессу.
Позиционные параметры
Специальные переменные $* и $@ содержат все поступившие в сценарий позиционные параметры.
Использование скобок для позиционных параметров дает простой способ обращения к последнему аргументу, переданному в сценарий из командной строки. Такой способ подразумевает использование косвенной адресации.
Если сценарий ожидает передачи аргументов из командной строке, при их отсутствии он получит пустые переменные, что может вызвать нежелательный побочный эффект. Один из способов борьбы с подобными ошибками — добавить дополнительный символ в обеих частях операции присваивания, где используются аргументы командной строки.
Сценарий использующий программу whois для определения имени домена
Команда shift сдвигает позиционные параметры удаляя первый из них.
Titiaiev / bash-guide-1.md
Бесплатная книга-сайт на русском, полный гайд
Advanced Bash-Scripting Guide
BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash ) поменяйте её на ваш путь.
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
Результат выполнения скрипта:
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
#в переменную source засовываем первый параметр скрипта
source=$1
#в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
dest=$2
Результат выполнения скрипта:
Структура if-then-else используется следующим образом:
для построения многоярусных условий вида:
для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
Условия. Множественный выбор
Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
esac #окончание оператора case.
После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( # меньше
-le,( # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»
С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.
Оператор for-in предназначен для поочередного обращения к значениям перечисленным в списке. Каждое значение поочередно в списке присваивается переменной.
Синтаксис следующий:
Рассмотрим небольшой пример:
Цикл while сложнее цикла for-in и используется для повторения команд, пока какое-то выражение истинно( код возврата = 0).
Синтаксис оператора следующий:
Пример работы цикла рассмотрим на следующем примере:
А теперь результат работы скрипта:
Как видим цикл выполняется до тех пор, пока мы не введем что-то отличное от «yes». Между do и done можно описывать любые структуры, операторы и т.п., все они будут выполнятся в цикле.Но следует быть осторожным с этим циклом, если вы запустите на выполнение в нём какую-либо команду, без изменения переменной выражения, вы можете попасть в бесконечный цикл.
Рассмотрим еще один пример, я взял его из книги Advanced Bash Scripting. Уж очень он мне понравился :), но я его немного упростил. В этом примере мы познакомимся с еще одним типом циклов UNTIL-DO. Эта практически полный аналог цикла WHILE-DO, только выполняется пока какое-то выражение ложно.
Вот пример:
Результат выполнения скрипта:
Ну вот, как видите ничего сложного, список математических операций стандартный:
+ — сложение
— — вычитание
* — умножение
/ — деление
** — возведение в степень
% — модуль(деление по модулю), остаток от деления
let позволяет использовать сокращения арифметических команд, тем самым сокращая кол-во используемых переменных. Например: a = a+b эквивалентно a +=b и т.д
Работа с внешними программами при написании shell-скриптов
Для начала немного полезной теории.
Если есть необходимость дописывать в файл(при использовании » > » он заменятеся), необходимо вместо » > » использовать » >> «
после просьбы sudo ввести пароль, он возьмется из файла my_password, как будто вы его ввели с клавиатуры.
Если необходимо записать в файл только ошибки, которые могли возникнуть при работе программы, то можно использовать:
символ » & » означает указатель на дескриптор 1(stdout)
(Поумолчанию stderr пишет на ту консоль, в котрой работает пользователь(вренее пишет на дисплей)).
Конвеер — очень мощный инструмент для работы с консолью Bash. Синтаксис простой:
команда1 | команда 2 — означает, что вывод команды 1 передастся на ввод команде 2
Конвееры можно группировать в цепочки и выводить с помощью перенаправления в файл, например:
Чаще всего скрипты на Bash используются в качестве автоматизации каких-то рутинных операций в консоли, отсюда иногда возникает необходимость в обработке stdout одной команды и передача на stdin другой команде, при этом результат выполнения одной команды должен быть неким образом обработан. В этом разделе я постораюсь объяснить основные принципы работы с внешними командами внутри скрипта. Думаю что примеров я привел достаточно и можно теперь писать только основные моменты.
1. Передача вывода в переменную.
Для того чтобы записать в переменную вывод какой-либо команды, достаточно заключить команду в « ковычки, например
Результат работы: qwerty
Однако если вы захотите записать в переменную список директорий, то необходимо, должным образом обработать результат для помещения данных в переменную. Рассмотрим небольшой, пример:
Основы BASH. Часть 1
Введение
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
1. Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:
#!/bin/bash
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash) поменяйте её на ваш путь.
2. Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
3. В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
Результат выполнения скрипта:
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
Условия
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
source=$1 #в переменную source засовываем первый параметр скрипта
dest=$2 #в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
Условия. Множественный выбор
esac #окончание оператора case.
Результат работы:
ite@ite-desktop:
UPD: Исправил некоторые ошибки
UPD: Обновил часть про условия if-then-else