зачем программисту высшее образование
«Делай как я»: нужно ли программисту высшее образование?
В конце каждой зимы или ранней весной повторяется одна и та же история: звонят и пишут родители детей, которые поступают в вузы, с вопросом о выборе профессии. Я оставлю за скобками этого материала мое недоумение, я всегда не понимал, как можно принимать такое важное решение за пару месяцев. Большинство родителей, зная о моей специализации, обращаются за помощью в выборе технического вуза. И, даже буквальнее: за советом в области получения профессии ребенку в сфере информационных технологий.
По моему опыту, основной мотив родителей (помимо нежелания отправлять ребенка в армию) связан с успешным (читай — гарантированным) трудоустройством после вуза. И в этом смысле количество профессией, которые дают осязаемый шанс выпускнику вуза на работу по специальности за достойные деньги крайне ограничен. Информационные технологии (IT) среди них, возможно, на первом месте.
Особая сфера
Сфера информационных технологий особая, ее характеризуют три основных свойства: молодая, динамичная и инфраструктурная. Молодость отрасли играет забавную игру с рынком труда, формируя отношение к представителям профессии как к элите.
На заре появления электричества на улицах наших, когда в 1874 году в Петербурге была зарегистрирована компания «Товарищество электрического освещения Лодыгин и К», профессия электрика была не просто элитарной, специалисту в этой сфере платили практически любые деньги. Прошло всего 50 лет, миг в человеческой истории, и вот уже электриков выпускают училища, и вот уже эта профессия становится базовой, обычной. То же самое происходит сейчас в IT, где ранее овеянная легендами профессия программиста, фактически, мага, становится нормальной, типовой профессией со своими подходами к подготовке и повышению квалификации специалистов. И эти подходы сильно сокращают сроки обучения.
Второе качество IT — динамичность, предъявляет особые требования к методам подготовки специалистов. Если для многих профессий достаточно организовать обучение в течение четырех лет в бакалавриате на стабильной, редко изменяемой программе подготовки, то в IT такая стратегия не работает. Скорость смены технологий, языков программирования, инструментальных сред и даже методик создания программного обеспечения такая высокая, что программу надо менять раз в полгода, максимум — раз в год. Не кардинально менять, нет, но постоянно добавлять в нее новые сущности, избавляясь от устаревших понятий и примеров. Это свойство IT достаточно сложно преломляется через типовые процессы любого классического вуза. Высокая степень бюрократии, зарегулированность, отсутствие возможностей привлечения преподавателей-практиков с рынка — все это делает обучение профессии в среднестатистическом вузе малоэффективным.
Третье свойство информационных технологий я назвал инфраструктурным, по сути это означает, что IT проникло во все сферы бизнеса и участвует во всех аспектах человеческой деятельности. Это приводит к необходимости подготовки IT-специалистов с фокусом на ту или иную предметную область. Иными словами, если раньше готовили просто программиста, то чуть позднее (помните про второе качество IT?) — программиста мобильных приложений, а сейчас надо готовить программиста мобильных приложений для, например, страховых компаний. Фокус на создание программного обеспечения в какой-то конкретной предметной области, так нужный всем работодателям, крайне непросто реализуется в вузе. На Западе такой подход реализуется созданием совместных лабораторий или научно-исследовательских центров с крупными компаниями. У нас же пока в этом отношении успехов немного, бизнес редко рискует вкладывать средства в совместные программы с вузами.
Неожиданный ответ
Получается следующая картина: подготовка специалиста в области IT может носить краткосрочный характер, возможно два года, иногда полтора и даже год. Что совсем не сочетается с типовой четырехлетней программой вуза, я уже молчу про еще два года магистратуры. Второе что важно, что эта подготовка должна носить в большей степени характер формирования навыков, потому что динамика изменений в отрасли не дает времени и шансов на изучение фундаментальных основ той или иной технологии. Здесь есть хорошие примеры организации такого вида обучения, прежде всего, в системе среднего профессионального образования, в колледжах. Я имею в виду подход, который называется дуальным обучением, или «делай как я». Речь идет, фактически, об организации стажировки у работодателя под «присмотром» опытного наставника при выполнении обычных производственных задач. Это позволяет быстро развить как навыки IT-специалиста, так и увеличить его знания в конкретной предметной области.
Если вернуться к изначальному вопросу, который так часто задают родители — «В какой вуз идти?» — то ответ, честный ответ, парадоксален: ни в какой. Если есть возможность учиться в колледже или на дополнительных курсах, то лучше именно так начать вхождение в профессию. Полугодовой курс по программированию, даже в дистанционной форме, — это билет для молодого человека в IT-компании. Многие из них с радостью принимают стажеров, на небольшие или символические деньги, с начальными знаниями в области, например, языков программирования. Еще полгода-год стажировки дадут возможность считаться уже молодым специалистом, сопоставимым по уровню знаний и опыту с выпускником лучшего технического вуза. То есть за год-полтора можно пройти путь, на который в вузе вы потратите минимум четыре года. Правда, кому-то еще придется сходить в армию.
Вектор карьерного развития: не IT единой
Итак, нашему молодому специалисту примерно 21 год, он зарабатывает неплохие деньги, первый раз поменял работу, устроившись в крупную IT-компанию. Правда, у него нет диплома о высшем образовании, но это не проблема: теперь, когда он уже неплохо понимает, что такое его профессия, ему не составит труда найти хорошую образовательную программу и самому выбрать вуз. Возможно, он уже сможет сам заплатить за свое обучение или даже предпочтет обучаться за рубежом. Перед ним открыты все возможности, у него есть история успеха, за ним начинают охотиться назойливые IT-рекрутеры. Реально ли такое? В IT, которая испытывает настоящий голод специалистов на всех позициях — да. Именно в этой отрасли уже как лет пять перестали смотреть на наличие диплома о высшем образовании. Именно IT-бизнес чаще всего создает курсы и программы подготовки, дублируя и иногда замещая деятельность высшей школы.
Конечно, в других отраслях дело обстоит иначе. Представьте себе экономиста или менеджера (два наиболее популярных направления обучения), который вот так «стажируется», не имея серьезной подготовки и многих лет, проведенных в вузе. Хотя, а почему бы и нет? Кажется, что такой подход, когда молодые люди год или может пару лет ищут себя в разных профессиях реалистичен. На Западе он называется gap year, который иногда превращается в два, а то и три года. И что-то мне подсказывает, что после этих лет стажировки или волонтерства вряд ли в конце зимы или ранней весной родители этих ребят названивают таким как я. Вряд ли просят подсказать им вуз или даже помочь выбрать профессию. Думаю, что эти ребята уже твердо знают, кем хотят быть, понимают плюсы и минусы выбранного пути. Думаю, что и преподавателям в вузе гораздо приятнее иметь дело с такими людьми. И потом работодателю, который заинтересован в качественных сотрудниках.
Плюсы и минусы высшего образования для программиста(длиннопост)
Приветствую Вас. Сегодня мы поговорим о высшем образование для программиста. Какие оно даёт плюсы и минусы. И нужно ли оно программисту? Всё что будет сказано в этой статье является моим субъективным мнением, основанным на моё личном опыте и распространяется только Россию, так как опыт работы в других странах не имею. Минусов, по-моему, больше, но вот некоторые плюсы дают слишком много привилегий. Так что? Давайте начнём
Первыми будут плюсы! Основное и главное преимущество вышки это комьюнити.
У вас появиться множество новых знакомых что позволит вам всегда рассчитывать на помощь или же совет у более опытных товарищей. Будь это преподаватель, однокурсник или же старшекурсники. Вы сможете реализовывать более сложные проекты объединяясь в команды и распределяя нагрузку между разработчиками в зависимости от специальностей. Так же при дальнейшем трудоустройстве Вам может помочь кумовство, которое так хорошо процветает у нас в стране. Где-то Ваш куратор замолвит за Вас словечко, где-то однокурсник посоветует Вас, как хорошего кодера. С этого и начнётся Ваш профессиональный рост.
Так же нельзя отрицать что при трудоустройстве на работу, при прочих равных всегда отдаётся приоритет человеку с образованием. Диплом сильно поможет при устройстве в крупные компании, особенно если Вы закончили что-то очень престижное, так как многие фирмы стараются поддерживать свой имидж и для них важны пафосные корочки. Но таких вузов в стране у нас всего пара штук, и что бы попасть туда нужно либо занести, либо же быть семи пядей во лбу. Так что подавляющему большинству можно губу не раскатывать и идти в ближайший ПТУ. Ну и нельзя не упомянуть, что, если захотите иммигрировать, рабочую визу без хоть какого-то образования будет почти не реально получить. Так что для планирующих свалить образование мастхев.
Теперь пробежимся по минусам. Учить будут долго, как минимум 4 года. При этом 2 из них Вас будут пичкать вообще не профильными предметами, психологией, физкультурой и прочим. И только в оставшиеся время начнётся реальная учёба. Плюс все это можно уместить в один усердный год самообучения. Обучаясь самостоятельно, Вы можете сами выбирать языки фреймворки и технологии, которые будут нужны именно вам. А ещё лучше получать эти знания параллельно работая, так на боевом опыте можно ещё сэкономить пару месяцев, получив все знания в поле.
Высшее образование — это дорого, очень дорого. Более-менее приличный вуз просит более ста тысяч за год обучения. Ну а если повезло попасть на бюджет, то там тоже не всё гладко. Преподаватели будут тянуть с Вас деньги так как вузу вы не очень выгодны, чтобы тратить на Вас ресурсы, поэтому не пнёт Вас только ленивый. А если попали по целевому, так как это вообще вешайся, но эта тема для отдельной статьи. Возвращаясь к самообучению, в интернете полно бесплатных курсов мануалов и туториалов на русском языке, а если умеете в английский, то глобальная сеть это клад для Вас. Так как почти все топовые иностранные университеты выкладывают свои лекции в сеть абсолютно бесплатно, бери да учись.
Так же если Вы думаете, что по окончанию вуза сможете писать программы, игры, сайты или же что-то ещё, то я Вас сильно расстрою, все четыре года будете решать тривиальные задачи из учебников, которые с реальным боевым опытом пересекаются чуть более чем ни как. То есть всё равно на работе придётся набивать те же шишки что и человек без высшего, так как там Вы примерно в равных условиях, ну и конечно же It индустрия очень динамична, а программу для вуза нужно сначала составить, затем отточить, а после этого ещё и утвердить её. И после всего этого ещё должно пройти 4 года, прежде чем эти знания будут вами получены. То есть после окончания вуза, даже если не учитывать отсутствия опыта разработки реальных проектов, вы будете владеть языками и фреймворками 5 летней давность. Вы помните, что было 5 лет назад? Я могу привести простой пример, 5 лет назад ещё не было нынче популярного языка swift который используют айос разработчики. 5 лет назад никто не грезил децентрализацией и криптовалютами. 5 лет назад у нас не было таких продвинутых самообучающихся нейросетей.
Но справедливости ради должен рассказать про себя, работать мне отсутствие образование не мешает. НО при этом я всё равно получаю корочку на заочке, хотя заочка и лишена главного плюса образования в ит, мною было принято решение получить это образование. Так как лучше иметь и не нуждаться, чем нуждаться и не иметь. Большинство моих знакомых так же работают без высшего образования, один даже смог абсолютно без знаний устроиться в веб студию и выучил всё на лету. Идти учиться или нет решать только Вам.
5 мифов о высшем образовании в IT
Разберёмся, так ли оно бесполезно, как принято считать.
Три года назад я училась в небольшом техническом вузе на IT-специалиста. Тогда я видела много и хорошего, и плохого, и сейчас решила заглянуть в нынешнее
IT-образование в ведущих вузах и посмотреть, что тут творится. Я пристально рассмотрела IT-вышку в России, поговорила с выпускниками вузов и курсов, узнала, чего хотят работодатели, и разобрала пять самых популярных мифов: посмотрела, где в них здравое зерно, а где закрались ошибки.
Миф 1.
Высшее образование не даёт практических навыков
Где тут правда. Некоторые вузы, особенно небольшие и провинциальные, действительно ориентированы на теорию. Вся практика там — далёкие от реальности учебные проекты на кафедре или работа «мастером на все руки» в какой-нибудь дружественной вузу компании.
Но даже в крупных вузах, где с практикой получше, можно пофилонить — участвовать в общественной жизни университета, выступить в КВН или получить подтверждение практики по знакомству, формально устроившись в фирму друга или родственника. Так прошла всю практику половина моего потока — ни у кого не было ни одного реального проекта.
Где ошибка. Если во время учёбы тщательно избегать любой активности, можно пройти мимо любой практики и выйти из вуза вообще без навыков по специальности. Но если, наоборот, искать возможности попрактиковаться, то окажется, что их очень много:
Например, вот список организаций, с которыми сотрудничает НГУ: студентов могут направить на практику в геймдев-студию «Алавар», в «ЕвразТехнику» или в реальный НИИ. У других крупных вузов такие списки тоже есть.
Вы выйдете из вуза уже с реальным опытом работы в вашей сфере. А без высшего образования придётся сначала учиться, а потом уже искать практику или стажировку — причём самому, без посторонней помощи.
Мнение: программистам необходимо профильное образование, чтобы продвинуться в карьере
У нас живое и активное сообщество, чем мы, безусловно, гордимся.
В комментариях регулярно ведутся содержательные дискуссии: хорошо ли иметь раздельный бюджет, куда переехать из Москвы и как, в конце концов, прожить на 15 тысяч. Мы следим за всеми комментариями и хотим, чтобы самые любопытные из них прочитали больше людей. Поэтому открываем рубрику, в которой будем отбирать разные мнения дорогих читателей, чтобы все-таки найти истину в непростых вопросах. Выбирайте сторону и присоединяйтесь к обсуждению.
Этот текст — комментарий читателя Т—Ж. Вы тоже можете поделиться своим мнением: напишите в Сообщество.
Вставлю свои пять копеек как айтишник с техническим образованием и опытом больше 15 лет.
Врут, когда говорят, что программистам математический бэкграунд не нужен! Очень нужен — я работал с программистами, которые имели профильное образование, и с программистами, которые пришли после инфоцыган. Те, что от инфоцыган, всегда были в профессии слегка «левыми» людьми, с ними толком не считались. Об этом не скажут ни на одном курсе.
Врут, когда говорят, что вкатиться в ИТ легко и просто. Вкатиться, может быть, просто, но зарабатывать и строить карьеру удается далеко не всем и не всегда. Я видел таких «вкатившихся»: до сих пор сидят и формошлепят — никакого карьерного роста, потому что сколько-нибудь серьезный инженерный проект они не вывезут без математического бэкграунда, а на несерьезных платят мало.
Врут, когда говорят, что в профессии тяжело только поначалу. Определенное чувство тяжести будет всегда, в разных формах — от всех оттенков синдрома самозванца до статуса вечного студента, потому что ИТ меняется каждую наносекунду.
Не ведитесь на продающие слоганы инфоцыган.
Их цель — продать курс, а не сделать вас счастливым, компетентным и успешным инженером, программистом или архитектором.
Мнения. Читатели делятся мыслями на любую тему
leshak, как я понял, речь идёт про то, что нужна математическая база, которую в наших вузах давать умеют
leshak, я сначала тоже думала, что не нужна, а потом встретила программиста, который не умеет считать проценты. Так что теперь, когда говорят про знание математики, я в первую очередь думаю не про интегралы, а такие довольно банальные вещи как дроби, пропорции, логические операции и т.п. база, изучаемая в школе. В целом, если школьная математика давалась хотя бы на твердую 4, то проблем не будет.
Anastasia, речь идёт не об арифметических действиях, а матанализе, статистике и тд. Знать математику надо, но для программиста на начальном этапе хватает школьной программы, далее в зависимости от желания, требований ты так и так будешь углубляться в области необходимые для решения задач. Поэтому заканчивать мехмат и физтех для разраба это необязательно. Но если человек не стремится развиваться, то да, он будет на нижних уровнях карьеры. Но если он там и не двигается, значит его устраивает этот уровень. Рост никак не зависит от срока работы. Я говорю о реальном росте, а не формальном, но есть компании которые готовы рать просто за «срок», но это не надёжные, неинтересные и малоприбыльные компании.
Правильно говорят, программист это в первую очередь постоянное самообразование, только так можно стать высококвалифицированным специалистом. А начальное образование может быть разным, это только толчек для направления.
Гавриил, не просто математическая, а матлогика и вообще инженерное мышление.
Не, ну тут уж очень радикально позиции обставлены: или доктор компьютерных наук, или от инфоцыган.
У меня нет профильного образования. Даже технического нет. Это не помешало мне войти в профессию и двигаться дальше. Да, в какой-то момент вместо «Основы программирования для чайников» неохотно открываешь Роберта Мартина. А потом и до Кнута с Виртом доходишь, растягивая удовольствие от чтения на долгие месяцы. Но прогресс идёт, как и понимание, что в некоторых фундаментальных вопросах ты становишься более подкованным, чем некоторые твои знакомые, которые умеют по шаблонам клепать сайтики.
С чем я точно соглашусь, что да, цыгане задолбали. Но не надо так радикально ставить крест на тех, кто осмелился войти в профессию с тремя классами церковно-приходской школы
Gordon, в сисадминство в 23, а программирование в 26. По поводу рыпаться: тут всё зависит от человека и его стремлений. Никто не знает, выйдет или нет. Но попробовать точно стоит, чтобы в будущем не жалеть и не гадать о том, стоило ли
Мне кажется, что «программист» и «айтишник» это какие-то очень общие категории.
Не могу придумать зачем фронтендщику математическое образование, а дата саентист или мл-инжинер не сможет далеко продвинуться без твердой математической базы.
В чем-то согласен с автором, особенно про инфоцыган и тд. Но вот у меня нет например диплома по системам и сетям, ну или по Computer Science. Однако продвигаться по карьере и постоянно получать рейз в зп не мешает ни капли.
Обычный, это все больше по программистам.
Павел, а DevOps не должен уметь в код разве?
Кто собеседовал программистов с профильным образованием только после вуза, знает, что в 99% случаев они и программировать толком не умеют.
Tema, не в бровь, а в глаз! Даже простейший поиск дубликатов в массиве почему-то проблема
Tema, не с теми вы беседовали.
Tema, если программист к моменту «после вуза» не поработал программистом и это видно по резюме, то у меня большие вопросы к тем кто их на собеседования зовёт (если только не «по приколу» что тоже полезно).
Не представляю программистов «после вуза» с нулевым опытом(пусть даже некоммерческим).
Большая часть знакомых программистов 1С средней руки (150-250 тысяч в месяц) обходятся без профильного высшего, хотя для дальнейшего продвижения оно бы и пригодилось, но не всем нужна карьера, кто-то просто хочет работать работу за деньги и это основной объем рынка труда
Сейчас объясню: то из чего обычно состоит образование (усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью/на_оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой) это прекрасное микро-упражнение для человека, его мозга и характера. И такое по 5-10 раз в семестр минимум* и почти каждый раз новая предметная область.
Пройти подобный курс таких тренировок необязательно нужно именно в вузе(получение диплома чем не проект с дедлайном?), пара лет напряжённой разносторонней «работы на работе» тоже подойдёт.
Уже много раз ловил себя на точном определении того что «вот этот вот разгвоздяй точно же без вышки». На начинающих специалистах очень хорошо видно кто с вышкой пусть даже и немного неоконечной, а кто нет.
И массовый работодатель обычно вполне представляет(ну я надеюсь по крайней мере) в каких заведениях напряженная программа тренировок, а куда в основном приходят за гаражами с тренером покурить.
Я даже могу говорить по сути про программистов: если у программиста замечены проблемы с логикой и простыми причинно-следственными связями(да, и таких мне выдавали), то с вероятностью 80% этот человек без вышки.
Отвечая на вопрос: нужна ли вышка? Очень. Обязательно ли профильная? Нет, но лучше что-то техническое (в моём понимании «водопроводные сети высокого давления» настолько же важны как «теория массового обслуживания в вычислительных сетях» и «теория конечных автоматов»). Критично ли полное отсутствие вышки? нет, но подумайте хорошо насколько ваша голова и характер умеет погружаться в предметную область (работодателя/заказчика) без «ой всё».
*) Как конкретно человек их проходит, за счёт хард или софт скилз не так то уж и важно.
А это уже все-таки дизайнер знает, а не разработчик
В заголовке про продвижение в карьере без образования, а в тексте про инфоцыган и «войти в айти». Какая-то ложная дихотомия получается.
Не очень понятно из текста, зачем всё же профильное образование.
Не смог пройти мимо))
Заголовок статьи и содержание разнятся по смыслу поэтому выскажусь по поводу образования и карьеры в ИТ в целом. В первую очередь для тех, кто интересуется этой сферой и имеет желание и готовность в ней развиваться, но может прочитать похожее на автора статьи мнение и опустить руки.
1. Мнение, подобное мнению автора по поводу перспектив и места в ИТ людей без технического/математического образования, чаще всего распространено на просторах русскоязычного интернета и называется оно «токсичностью» или, как тут справедливо заметили, снобизмом.
Можно долго говорить на эту тему и приводить массу примеров, но замечу, что вполне вероятно, что этот ресурс, где автор смог поделиться своим мнением, и который, думаю уверенно можно назвать «серьезный инженерный проект», делали не математики.
3. Наличие высшего образования может значительно облегчить эмиграцию.
4. Статус образования, диплом и даже средний балл могут иметь значения при трудоустройстве в некоторые крупные компании, но далеко не во все и чаще всего не российские.
Ну блин, всяко бывает. У меня коллега бывшая с самым что ни на есть профильным образованием, математикой и прочим, уже лет 8, наверное, на одном месте сидит и делает сайты на cms-ках. Удобно так ей. Дело всё-таки не в корочке, а в человеке.
Очень жаль, что не приведен кейс серьезного инженерного проекта, где был критичен математический бэкграунд.
Без этого автор сам не далеко ушел от инфоцыган. Много эмоций, мало фактов.
Математическое или инженерное образование очень сильно повышает потолок возможностей программиста. Но это, конечно, автоматически не ведет к карьерному росту и не означает, что без него добиться его нельзя.
Например, управленческие позиции совершенно не про это.
Я все эти годы просто прогал и что-то новое учил, а оказывается вот оно как, без технического образования никак…
(мимокрок-бауманец)
Eva, это все условности. Челик, что сеньор в одной конторе, в другой его закидают бананами и на джуна не возьмут.
Поэтому это все больше история о том, как дороже продать себя. Если потом будешь горбатиться за троих и ответственно подходить к работе, чего бы заранее не навешать себе медалей, чтобы потом не было больно от того, что рядом какой-то дурачок смог наврать с три короба и теперь гребет лопатой, а ты из-за стеснения понизил себя и недополучаешь пусть 1к долларов, а может и все 2к долларов.
И да, че бы там не писали, что те кто наврали и завысили себя, потом вылетают. Нифига, за годы моего опыта, такие ребята, что смогли наврать, получить норм вилку, а потом работать кое-как. Так и работали, и никто их не увольнял.
Шевалье, увольнять в айти реально не любят, на онбоардинг и поиск персонала столько денег тратится, что дешевле держать, хоть что-то они ж делают, может научатся.
Eva, у меня ваще до смешного доходило. Что какой-нибудь челик с зп даже на десяток другой тыщенок больше моей откровенно косячит, я за ним переделываю, наставляю его. И когда говорю руку/тимлиду/шефу, что начальник, этот п-рас обосрался, мне отвечали, что я токсичный и не командный игрок, что я должен всем помогать и обучать. Но я пытался донести, что переделывать все за дурачками это не есть командная работа, это просто откровенный паразитизм челиков, что успешно попали и чиллят.
Eva, так можно далеко зайти: «кто назначил вас поэтом?»
Eva, а через сколько можно быть миддлом?
Весь аргумент производит впечатление когнитивного искажения: автор столкнулся с «хорошими» программистами с техническим дипломом и «плохими» программистами от инфоцыган и теперь экстраполирует этот опыт на всех.
Я могу точно так же заявить, что знаю «плохих» программистов с корочкой университета, а сама вышла от пресловутых «инфоцыган», и это не делает меня чужой в тусовке и не мешает карьерному развитию. Ни разу за все время работы в ИТ не пожалела, что не изучала матан или не умею брать тройные интегралы.
Для развития в ИТ надо иметь в первую очередь желание развиваться, вкладывать в это время и деньги. Сидеть кодить после работы, заниматься наставничеством, ходить на конференции и т.д. Ни один университет это желание в голову не вложит. Вероятнее всего, до выпуска с условного матфака доходят именно те, кто этими качествами обладает. Но это не означает, что все кто не учились на матфаке не в состоянии развиваться.