во всех программах для начальных классов предусмотрено изучение таких частей речи как
Во всех программах для начальных классов предусмотрено изучение таких частей речи как
Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.
Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего’ ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.
Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,
4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.
По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.
Методика изучения частей речи
Лингвистической основой методики работы над частями речи в школах является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики».
Распределение слов по лексико-грамматическим разрядам (частям речи) осуществляется на основании трех признаков: а) семантического (обобщенное значение предмета, действия или состояния, качества и т. д.), б) морфологического (морфологические категории слова) и в) синтаксического (синтаксические функции слова)3.
Работа, следовательно, и должна быть направлена на осознание учащимися общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей.
В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего’ ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения и тем самым способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий.
Имена существительные, имена прилагательные и глагол учащиеся начальных классов осознают с пяти сторон:
1)что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),
2) на какие вопросы отвечает,
3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,
4) каким членом предложения чаще всего выступает в предложении,
5) какие имеет окончания; как чаще всего образуется.
По указанным пяти параметрам учащиеся проводят и сопоставление изучаемых частей речи.
По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. I класс, согласно школьной программе, включает проведение классификации слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. II класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. В III классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Также в III классе большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.
На следующей таблице представлен объем знаний учащихся начальных классов о частях речи (в сопоставлении):
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
1. Обозначает предмет | 1. Обозначает признак предмета | 1. Обозначает действие предмета |
2. Отвечает на вопрос кто? что? | 2. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? | 2. Отвечает на вопросы что делать? что делает? и др. |
3. Бывает мужского, женского или среднего рода | 3. Изменяется по родам в единственном числе | 3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам |
4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам | 4. Изменяется по числам |
5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по падежам (склоняется) | 5. Изменяется по лицам (спрягается) |
6. В предложении чаще всего бывает подлежащим или второстепенным членом | 6. В предложении относится к существительному и чаще всего бывает второстепенным членом | 6. В предложении чаще всего бывает сказуемым |
Умение распознавать части речи формируется у учащихся с опорой на владение совокупностью признаков. Например, чтобы узнать, какими частями речи являются слова дружба, дружный, дружил, ученик II класса рассуждает так: что? — дружба, слово обозначает предмет, женского рода, это существительное; слово дружный отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета изменяется по родам: дружный, дружная, дружное, в предложении употребляется с существительным: дружный класс, дружная семья, дружное звено; это прилагательное; что делал? — дружил, слово обозначает действие предмета, изменяется по временам: дружит — настоящее время, будем дружить — будущее; это глагол.
Программа для начальных классов не предусматривает специального ознакомления учащихся с делением частей речи на самостоятельные и служебные, но практически учитель обращает внимание детей на признаки, по которым части речи делятся на указанные две группы. Так, учащиеся узнают, что имя существительное имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие всегда являются членами предложения, а такие слова, как предлог и союз, членами предложения не бывают.
Одной из ведущих задач изучения частей речи является развитие устной и письменной речи учащихся, включая обогащение словарного запаса детей новыми именами существительными, прилагательными, глаголами, уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ранее, и развитие умения точно употреблять слова в связной речи.
Для более успешного решения этой задачи программа рекомендует в процессе изучения частей речи проводить работу над синонимами, антонимами (без терминов), познакомить учащихся с многозначностью слов, употреблением слова в прямом и переносном смысле. При этом необходимым условием является связь обучения с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.
Формируя у учащихся умение наблюдать, подмечать существенное, повышая уровень знаний школьников об окружающем мире, учитель одновременно осуществляет задачи развития их речи.
Статья «Изучение частей речи на уроках русского языка в начальных классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Части речи в начальных классах.
Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. Согласно программам к концу обучения в начальной школе учащиеся должны свободно различать части речи.
При изучении темы «Части речи» учителя и учащиеся очень часто сталкиваются с проблемой понимания детьми того, что относится к частям речи, так как для усвоения этой темы необходимо, чтобы у детей было развито абстрактное мышление. А в этом возрасте у детей младшего школьного возраста преобладает конкретно-образное мышление.
Поэтому необходимо найти условия, при которых изучение морфологии в начальных классах будет максимально эффективным и обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Одним из условий, обеспечивающим эффективное усвоение этих понятий является:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
Эти строки принадлежат английскому математику и писателю Льюису Кэрроллу (в переводе Дины Орловской) и русскому языковеду академику Л.В.Щербе соответственно. В обоих случаях авторские изобретения основывались на принципиально одной и той же идее: к несуществующим в языке корневым морфемам (это был плод фантазии ученых) присоединялись абсолютно реальные аффиксы (суффиксы и окончания) – как словообразовательные, так и словоизменительные; полученные таким образом слова выстраивались в определенном (правильно заданном) для данного языка порядке, образуя грамматически верные предложения.
Все носители русского языка поймут и истолкуют эти ситуации и события примерно одинаково.
кто был субъектом (шорьки, зелюки, мюмзики, куздра), а кто объектом (бокр и его детеныш бокренок) того или иного действия;
какими качествами обладал субъект (был он хливкий или глокий);
действие (пырялись, будланула) или процесс (варкалось) мы легко отличим от его признака (штеко);
поймем, какое действие было длящимся во времени (хрюкотали, курдячит), а какое – однократным (будланула);
и даже увидим, при каком действии вообще не мыслим субъект (варкалось).
И обнаружим мы всё это по той причине, что каждое придуманное слово определенным образом оформлено и занимает конкретное место в том или ином предложении, вступая в те или иные отношения с другими такими же придуманными словами.
Таким образом, мы видим, что части речи представляют собой определенную систему, в которой есть, в частности, и своя иерархия (что проявляется, как минимум, в наличии знаменательных и служебных частей речи), и своя логика, но эта система не является чем-то жестко структурированным и строго определенным, раз и навсегда заданным. Она подвижна и изменчива, между разными частями речи нет непроходимой стены, что вовсе не говорит об отсутствии этих категорий в языке вообще.
Отнесение того или иного слова к той или иной части речи определяется целым рядом разных факторов, многое может выясняться только в конкретном контексте с учетом конкретной ситуации и требовать иногда довольно тонкого анализа языкового материала.
Последовательность изучения частей речи в начальных классах. На подготовительном этапе дети учатся различать предмет и слово, признак предмета и слово, действие предмета и слово. У школьников развивается внимание к смысловому значению слов, формируется умение классифицировать слова по группам с учетом их смысла.
В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?»
Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?» и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы «Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?» и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).
В третьем классе дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола.
В четвертом классе учащиеся узнают об особенностях каждого падежа имен существительных, типах склонения имен существительных (1, 2, 3 склонение), склонении имен прилагательных, неопределенной форме глагола. Углубляется представление о категории времени глагола. При знакомстве с понятием «спряжение» дети получают знания о категории лица, типах спряжения глагола. Происходит формирование общего представления о местоимении, числительном и наречии.
Таким образом, в начальных классах имеет место следующий порядок изучения частей речи: сначала осуществляется общее ознакомление младших школьников со всеми частями речи, после чего происходит изучение каждой лексико-грамматической группы. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, способствует четкому выделению основных признаков формируемых грамматических понятий. В качестве ведущего положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения сходных языковых явлений.
В процессе изучения морфологии учащиеся усваивают следующие признаки частей речи:
1) что обозначает слово;
2) на какие вопросы отвечает;
3) как изменяется, какие имеет постоянные категории;
4) каким членом предложения является;
5) какие имеет окончания; как образуется. Также усваиваются умения:
• определять лексико-грамматическое значение слов основных частей, их формальные признаки и функцию в предложении;
• изменять части речи в соответствии с их системой словоизменения;
• стилистически правильно использовать изученные грамматические единицы в речи с учетом цели и ситуации общения.
Причины трудностей усвоения детьми частей речи:
— Грамматическое значение может быть близким лексическому ( тетрадь – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), здесь всё чётко и понятно детям, но может и вступать с ним в противоречие ( темнота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным).
Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное- говорят дети.
Слово имеет грамматическое значение, т.е. является носителем определённых грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рода и т. д. Грамматическое значение может быть близким лексическому ( книга – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие ( краснота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное.
Процесс изучения частей речи включает в себя наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отражённого в его определении. Задача учителя – распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.
Изучение каждой части речи проходит два этапа – подготовительный и основной. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия (обобщённым значением слов, входящих в данный класс) и соотносит это значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по двум указанным параметрам (что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинается освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой «один – несколько», и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложении. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: «слова, называющие предмет (действие, признак предмета)». В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей ( стол, окно, ручка ), движений ( прыгать, рисовать ) и привычных для детей признаков ( добрый, грустный, жёлтый ).
Затем знакомлю детей с графическим изображением слова, приставляя полоску к каждому предмету и рисунку. Учащиеся читают слова (называют картинку) с опорой на рисунок и без него. Так постепенно происходит абстрагирование и подготовка к чтению слов по его буквенному изображению. Происходит усвоение терминов: «слово отвечает на вопрос», «поставить вопрос к слову», упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам. В подготовительный период необходимо осуществить практическое знакомство с понятием «начальная форма слова» и с опорой на соответствующий вопрос упражняться в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос. Для детей с ЗПР это представляет определённую трудность, поэтому эта работа проводится позже при ознакомлении с конкретной частью речи.
На чисто конкретном, практическом уровне дети знакомятся и с другими группами слов ( словами – признаками, действиями).
Назначение основного периода – переход с уровня понимания на уровень знания. Эта задача решается путём целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и её синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием, представленным в учебнике, по которому работают ученики.
И закончить статью мне бы хотелось словами Л. В. Щербы, которые он произносит именно в работе, посвященной частям речи в русском языке, но эти слова замечательны тем, что могут относиться не только к интересующему нас вопросу, а должны быть неким жизненным принципом в самых разных ситуациях: «Идеалом была для меня всегда замена схоластики, механического разбора – живой мыслью, наблюдением над живыми фактами языка, думаньем над ними. Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо, и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет. Поэтому не следует прельщаться легким, простым и удобным: оно приятно, так как позволяет нам не думать, но ложно, так как скрывает от нас жизнь, бесполезно, так как ничему не учит, и вредно, так как ввергает мысль нашу в дремоту».
Сообщение: Изучение частей речи в начальных классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Изучение частей речи в начальных классах
Что же является причиной трудностей усвоения детьми частей речи?
— Грамматическое значение может быть близким лексическому ( тетрадь – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно, оно имя существительное), здесь всё чётко и понятно детям, но может и вступать с ним в противоречие ( темнота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное- говорят дети.
Слово имеет грамматическое значение, т.е. является носителем определённых грамматических категорий: класса (часть речи), числа, рода и т. д. Грамматическое значение может быть близким лексическому ( книга – это слово называет предмет и отвечает на вопрос что?, следовательно оно имя существительное), но может и вступать с ним в противоречие ( краснота – это признак, но слово отвечает на вопрос что?, значит, относится к именам существительным). Неумение абстрагироваться от смысла слова и переключить внимание на формально-логические признаки частей речи (вопрос, окончание и др.) приводит к неправильной их классификации. Например: развеселилась – стала какая? весёлая; развеселилась – это прилагательное.
Процесс изучения частей речи включает в себя наблюдение и осмысление каждого признака, входящего в соответствующее понятие и отражённого в его определении. Задача учителя – распределить усвоение всех признаков во времени таким образом, чтобы к моменту изучения той или иной части речи по программе ученики были знакомы с ней на практическом уровне, понимали присущие ей признаки и умели ими оперировать.
Изучение каждой части речи проходит два этапа – подготовительный и основной. В течение подготовительного периода учитель знакомит учеников с сущностной стороной понятия (обобщённым значением слов, входящих в данный класс) и соотносит это значение с грамматическим вопросом. Дети учатся различать слова по двум указанным параметрам (что называет и на какой вопрос отвечает). Одновременно начинается освоение категории числа, поскольку она обладает наиболее яркой чувственной основой «один – несколько», и первые наблюдения смысловой связи слов рассматриваемого класса с другими словами в предложении. При этом ученики пользуются не формальными терминами, а их смысловыми заменителями: «слова, называющие предмет (действие, признак предмета)». В работу включаются слова, имеющие явно выраженные признаки класса: названия вещей ( стол, окнго, ручка ), движений ( прыгать, рисовать ) и привычных для детей признаков ( добрый, грустный, жёлтый ).
Затем знакомлю детей с графическим изображением слова, приставляя полоску к каждому предмету и рисунку. Учащиеся читают слова (называют картинку) с опорой на рисунок и без него. Так постепенно происходит абстрагирование и подготовка к чтению слов по его буквенному изображению. Происходит усвоение терминов: «слово отвечает на вопрос», «поставить вопрос к слову», упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам. В подготовительный период необходимо осуществить практическое знакомство с понятием «начальная форма слова» и с опорой на соответствующий вопрос упражняться в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос. Для детей с ЗПР это представляет определённую трудность, поэтому эту работу провожу позже при ознакомлении с конкретной частью речи.
На чисто конкретном, практическом уровне дети знакомятся и с другими группами слов ( словами – признаками, действиями) Демонстрирую ……….
Назначение основного периода – переход с уровня понимания на уровень знания. Эта задача решается путём целенаправленного изучения грамматических категорий, присущих конкретной части речи, и её синтаксических ролей. По времени основной период совпадает с тематическим планированием, представленным в учебнике, по которому работают ученики. Первый этап изучения частей речи – это общее знакомство с ними.
План изучения частей речи по Г Мисаренко.
План изучения частей речи
1. Общий подготовительный период
Понятие «слово».
Привлечение внимания учеников к слову как единице речи.
Упражнения в определении количества слов в группе, словосочетании, предложении.
Грамматическое значение слова.
Практическое знакомство с терминами «слова, называющие предмет», «слова, называющие действие предмета», «слова, называющие признак предмета». Упражнения в классификации слов с опорой на их смысл.
Грамматические вопросы.
Усвоение терминов «слово отвечает на вопрос», «поставить вопрос к слову». Упражнения в постановке вопросов к словам и в классификации слов по их значению и вопросам.
Практическое знакомство с понятием «начальная форма слова»
Упражнения в постановке слова в начальную форму с опорой на соответствующий вопрос.
Слова, называющие предметы.
Выделение слов-предметов из группы различных слов.
Упражнения в постановке вопросов кто? что? кого? чего? кому? чему? и т. д.
Категория числа.
Наблюдение изменения слов-предметов по числу.
Упражнения в постановке слов в начальную форму.
Имена собственные.
Наблюдение слов, называющих один конкретный предмет.
Упражнения в постановке вопросов к именам собственным. Знакомство с большой буквой.
Слова-предметы, не имеющие ясно выраженного вещного значения ( радость, мысль ), в сравнении со словами-действиями. Знакомство с термином «имя существительное».
Упражнения в классификации слов на основании вопросов, которые могут быть к ним поставлены.
Слова, называющие действие предмета.
Сравнение слов-действий и слов-предметов. Наблюдение разницы их значений и соответствующих грамматических вопросов.
Упражнения в различении слов-предметов и слов-действий.
Наблюдение изменения слов-действий по числам.>
Слова, обозначающие «скрытые» действия ( спит, думает ). Знакомство с термином «глагол».
Упражнения в классификации слов на основании поставленных к ним вопросов.
Слова, называющие признаки предметов
Упражнения в подборе слов-признаков к предметам и в постановке к ним вопросов. Упражнения в распознавании слов-признаков и классификации слов по грамматическим классам.
Наблюдение грамматической связи слов-признаков с именами существительными.
Знакомство с термином «имя прилагательное».
Упражнения в распространении предложений определениями.
Наблюдение расположения слов-признаков в словосочетаниях и предложениях между предлогом и словом-предметом.
Привлечение внимания к предлогам и уточнение их понимания. Знакомство с термином «предлог».
Предлог как отдельное слово.
Наблюдение связи предлога в предложении со словами, называющими предметы.
Упражнения в синтаксическом анализе.
Наблюдение предложного управления
Следующий этап изучения частей речи – это этап, когда дети более детально начинают изучать каждую часть речи по программе 2 класса. В 3 и 4 классе знания о каждой части речи уточняются и расширяются.
Первый урок по данной теме –общее знакомство со всеми частями речи. Стараюсь сделать этот момент привлекательным и интересным, доступным для детей, так как знакомство с этими грамматическими понятиями требует от учащихся большого абстрагирования.
В первом классе дети знакомятся со словами, отвечающими на вопросы «Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что делаем? Что делают?»
Во втором классе представление учащихся о лексико-грамматических разрядах слов расширяется. Дети узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «Кто? Что?» и называют предметы — это имена существительные; слова, которые отвечают на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?» и называют признак предмета — это имена прилагательные; слова, которые отвечают на вопросы «Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делают? Что делал? Что будет делать?» и называют действия предметов — это глаголы. Младшие школьники учатся различать части речи по смысловым признакам (предмет, признак предмета, действие предмета) и по вопросам. Также происходит знакомство и с некоторыми формальными (грамматическими) признаками частей речи (без введения терминов).
В третьем классе знания о частях речи расширяются ещё больше, дети знакомятся с категориями рода, числа и падежа имен существительных, с категориями рода и числа имен прилагательных, числа и времени глагола. Наиболее трудная категория – падеж имён существительных.
Сказка Е. Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
— Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.
А сейчас проведём парад ПАДЕЖЕЙ (стихи о падежах).
Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. (Слайд 7)
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.
Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.