внедрение дизайн кода города
«Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом»
Как команда независимых дизайнеров создала уникальный образ Екатеринбурга.
Владислав Деревянных
Бренд-дизайн-директор РА «Восход». Инициатор и участник инициативного проекта независимых дизайнеров «Дизайн-код Екатеринбурга»
Начиная с 2016 года группа энтузиастов разрабатывает дизайн-код Екатеринбурга. Они создали логотип, фирменный шрифт, систему навигации и другие важные детали городской среды. Мы поговорили с Владиславом Деревянных о том, что такое дизайн-код и как команда работает над проектом такого масштаба.
Из интервью вы узнаете:
Журналистка. Пишет про дизайн во всех его проявлениях. В свободное от работы время ведёт Telegram-канал о кино «Нарушевич смотрит».
— Что такое дизайн-код и зачем он нужен?
Я считаю, что дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга и заканчивая городской навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает её удобной для жителей и гостей города.
— Почему вы решили этим заняться?
— Всё началось пять лет назад, когда жители Екатеринбурга запустили конкурс на создание айдентики города. Администрация тогда его не поддержала и была в стороне. Но концепцию они были готовы утвердить, если она им понравится. В итоге всё было принято официально.
Объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое существует в городской айдентике.
Тогда мы создали открытую лицензию на логотип, то есть он как объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое где-то существует в городской айдентике. Логотип Екатеринбурга не принадлежит администрации. Он принадлежит горожанам. Его может использовать любой человек в любых коммерческих или личных целях.
— Над чем именно вы работали?
Следующий пункт ― это остановки и остановочные навесы. Нам нужно было оформить их в одном стиле, то же касалось и адресных табличек. Для табличек мы создали генераторы, чтобы не верстать их вручную, потому что их очень много. Когда их делают другие люди, всё получается очень плохо, даже если они работают по нашим эскизам. Так мы исключили человеческий фактор ― сейчас это всё генерируется автоматически.
Кроме того, мы сделали таблички объектов культурного наследия и разработали для города фирменный навигационный шрифт Iset Sans. Исеть ― это название реки, на которой стоит Екатеринбург.
— И администрация города включилась в процесс?
— История с логотипом подружила администрацию и независимых дизайнеров. У нас появился прямой диалог с главным художником города и ещё несколькими чиновниками, которые занимаются вопросами городского оформления.
Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город?
Тогда мы поняли, что нам нужна команда с широким спектром экспертиз, которые позволят работать с такими глобальными задачами, как изменения визуальной среды города. Мы сформировали инициативную группу из неравнодушных людей, которые к тому же профессиональные дизайнеры. Сейчас в команде девять человек, плюс два человека из администрации.
— Как строилась работа в вашей команде? Кто за всё отвечал?
— Около года было непонятно, получится ли внедрить наши разработки в городскую среду. Также мы не понимали, как нам общаться между собой, потому что никто никому не подчиняется. У нас не было арт-директора, который командовал бы всеми, не было никаких обязанностей и ответственности друг перед другом. У нас не было никаких рычагов давления и дедлайнов.
Но через год мы поняли, что команда состоялась, что мы можем выдавать результат, несмотря на то, что делаем всё в свободное время и абсолютно бесплатно. Всё, что мы делаем, администрация автоматически внедряет в город, потому что главный художник Екатеринбурга работает с нами. Логично, что он согласен с конечным результатом, потому что он внутри процесса и курирует его.
— А как вы приходите к общему мнению внутри команды?
— У каждого из дизайнеров есть своя личная экспертиза. У нас есть промышленные дизайнеры, которые разрабатывают МАФы ― скамейки, урны, стелы, указатели. Есть дизайнер шрифта, иллюстратор, дизайнер-график. Каждый делает то, в чём хорошо разбирается.
В процессе обсуждения мы приходим к единому мнению. Если есть спорный момент, то последнее слово за специалистом непосредственно в этом вопросе. Если есть какие-то замечания, мы обязательно их учитываем — либо спорим, и рождается некое третье решение.
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга».
У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга». Если что-то в нашей работе можно улучшить в дальнейшем, если появились новые технологии или материалы, если сменились тренды или мы поняли, что в чём-то заблуждались, то постоянно стараемся это улучшить. Такой эволюционный процесс. Нам очень нравится, например, как сейчас пиктограммы нарисованы и зафиксированы, но мы в любой момент можем вернуться к ним и что-то изменить, стилизовать по-новому.
— Что планируете менять в городе дальше?
— У нас нет комплексного подхода, мы работаем проектно, когда есть непосредственный запрос. Например, в городе сломалось несколько табличек с QR-кодами возле объектов культурного наследия, и администрации надо заменить эти таблички. Они говорят: «Ребята, мы будем менять таблички. Хотите изменить конструктив или дизайн? Это в вашей компетенции?» Мы смотрим и отвечаем: «Да, можем сделать. Какие сроки?» Нам ставят примерные сроки, мы разрабатываем. Администрации неважно, старый конструктив внедрять или новый, который мы разработали в единой системе. Сейчас мы ведём около десяти проектов. Пять мы уже сделали под ключ, и сейчас их внедряют в городскую среду.
У нас большие планы на будущее. Мы хотим набрать в команду ещё больше новых людей, чтобы можно было выполнять другие объёмы абсолютно разной работы. Те девять дизайнеров, которые были с нами с самого начала, становятся некими кураторами. Мы попробуем работать со студентами и с инициативными дизайнерами, которые хотят нам помочь.
— Когда студия Лебедева занималась дизайн-кодами, они разработали пособия по оформлению фасадов зданий. Вы будете создавать что-то подобное для Екатеринбурга?
Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось.
Мы никаких пособий не делаем. Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось. Когда у нас проект естественным путём будет подходить к финальной точке, мы сделаем руководство, которое администрация подпишет — и будет требовать соответствия этому документу от всех подрядчиков, изготовителей.
Сейчас администрация подписывает только проектные документы. Например, подрядчики делают навигацию в городе. За год в Екатеринбурге внедряется до пяти навигационных стел. Есть подрядчик, который выиграл на эту работу конкурс, мы ему выдаём техзадание: как должна выглядеть эта стела, из каких материалов, какой у неё конструктив. Он этого придерживается. Пока только так. Но в дальнейшем мы разработаем единый большой документ, который будет описывать всю систему дизайн-кода Екатеринбурга.
— Какому городу в России нужен дизайн-код на ваш взгляд?
— У всех городов должен быть дизайн-код. В первую очередь это миллионники и города с туристическим потенциалом, потому что это лицо не только города, но и всей страны. Если говорить про туристическую навигацию, то с ней всё плохо. За исключением Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, везде устанавливают единые указатели, которые рекомендовало Министерство туризма. И они сделаны максимально ужасно. Я могу подобрать любые негативные эпитеты, но это даже на десятую часть не отразит того кошмара, который сейчас внедряют по всей стране.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн-решения среды, то люди с удовольствием будут покупать сувениры с этой графикой.
Тут нужно подходить очень грамотно. Во многих странах дизайн-код города ― это не только про удобство для туристов, это ещё и про коммерческий потенциал. Например, как с изображением пешехода на немецких светофорах — это очень известная история, которая тиражируется в сувенирах.
Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Кстати, это то, над чем мы сейчас работаем: хотим создать мерч для Екатеринбурга, построенный исключительно на визуальных работах, которые мы сделали в рамках дизайн-кода.
Каким конкретно городам нужен дизайн-код? Всем ― звучит наивно, но это так. Тем более это важно для городов с большой историей — например, таких, как Суздаль. Историю можно и нужно подчёркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.
От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России
Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.
Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.
История появления
Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.
Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.
«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.
«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.
Зачем нужен дизайн-код
Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.
Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.
Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.
Дизайн-код малых городов: что это и для чего он нужен?
Формулировка дизайн-кода городской среды проста и понятна – это свод правил и рекомендаций по проектированию стилистически единой, комфортной и безопасной городской среды. Это касается вывесок, рекламы, элементов благоустройства, навигации и информации.
Основная задача дизайн-кода – создать такую среду, которая органично связывала бы между собой сформированные пятна застройки городских кварталов, подчеркнув их конфигурацию, пространственные связи и логику наполнения. Создание комфортной городской среды должно проводиться по определенным правилам, регламентирующим этот процесс. Их разработка и применение является необходимым условием для развития архитектурно-художественного облика города. Именно таким инструментом является дизайн-код городской среды, который определяет правила проектирования комплексного благоустройства и размещения элементов благоустройства городской среды с учетом соотношения их взаимного расположения, систематизирует подход к формированию стилистически единой и взаимосвязанной среды, формирует единые требования к качественным характеристикам элементов благоустройства.
Применение дизайн-кода позволит городской среде развиваться, сохраняя устойчивость необходимых параметров среды: визуальной притягательности, удобства и комфорта, безопасности и доступности, разумной достаточности.
С приходом в нашу жизнь обилия наружной рекламы, облик российских городов сильно изменился. Мы привыкли к разнообразию вывесок, порой скрывающих истинное лицо зданий. Разноплановые и яркие, они закрывают окна, архитектурные элементы зданий, растягиваются над улицами, загромождают крыши, свешиваются с верхних этажей – буквально кричат, путают взгляд, вносят хаос и беспорядок, образуют так называемый визуальный шум. Если крупные мегаполисы уже несколько лет внедряют правила городского дизайн-кода, то в регионах дело обстоит сложнее. Широко обсуждается внедрение дизайн-кода в Саратове, Пензе, Калининграде, Калуге, Ижевске. Однако это единичные попытки, и пока их сложно назвать успешными.
Дизайн-код полезен, в первую очередь, самим горожанам. Для того, чтобы человеку было удобно передвигаться, понятно ориентироваться, необходима грамотная и простая логистика, безопасность передвижения, информативность. Дизайн-год регламентирует все эти аспекты. Для маломобильных граждан хоть и есть отдельные единые правила размещения разметок, но именно дизайн-код должен определить, как включить эти правила в структуру городской среды.
Эффективность дизайн-кода так же влияет на туристический поток. То есть, частично формирует экономику города. Соответственно, важно, чтобы гостям запоминалась особая атмосфера городской среды, его аутентичность, отличная от атмосферы мегаполиса.
Например, недавно я была в Тарусе. Это очень уютный зеленый город на широком берегу Оки. Город Ахматовой, Цветаевой, Паустовского. Исторически город известен мастерством ремесленников – вышивка, керамика. Однако, гуляя сегодня по узким улочкам без путеводителя и навигатора, узнать идентичность города сложно. Те же вывески, киоски, малые архитектурные формы. Лишь отдельные памятники, певучая Ока и красный тарусский петушок, что красуется на белоснежной урне, напоминает о великих мастерах и вековых традициях.
Автор: Ирина Радаева, Главный архитектор Градостроительного института пространственного моделирования и развития «Гипрогор Проект»
Внедрение дизайн кода города
Наличие дизайн-кода делает объект цельным, согласованным и понятным. Это касается и таких масштабных объектов как города. Зачем «кодировать» улицы, проспекты и целые населенные пункты, а главное — как это делают, разобралась редакция gorod.pervo.ru.
Что еще за код и при чем здесь дизайн?
Дизайн-код — это набор правил проектирования, которые подробно проиллюстрированы и помогают детально выстроить дизайнерское видение плана при проектировании и какого-либо объекта.
Яркий пример проработанного дизайн-кода на Западе — руководство к оформлению вывесок в Вашингтоне. В документе предусмотрено все: начиная от угла падения на объект света и заканчивая требованиями к размеру, чтобы не возникало визуального конфликта с соседними вывесками.
Так фасад здания воспринимается, как одно целое, без лишнего визуального шума, и выглядит эстетично. Благодаря стандартам кода предпринимателям легче оформлять свои точки. Бумажная волокита становится меньше, а принципы оформления — понятнее.
Есть ли дизайн-код в России?
У нас дизайн-код существует в формате сводов и правил, а кода для деталей до недавних пор никто не разрабатывал. Но теперь, когда популярность эргономичных и красивых общественных пространств выросла, полноценный дизайн-код стал востребован.
Например, не так давно дизайнеры студии Артемия Лебедева «закодировали» улицы Москвы и показали, насколько городская среда изменится, если вывески и указатели будут согласованы в одном стиле и расположены в строго определенных местах.
Однако внедрение дизайн-кода все еще остается инициативой конкретного муниципалитета, поэтому далеко не во всех городах местная власть озабочена разработкой кода.
Также эта процедура подразумевает и масштабный демонтаж различных объектов, которые не вписываются в общую канву, — от вывесок до ларьков. Это тоже создает сложности. Например, в Твери по этой и другим причинам дизайн-код не могут ввести уже пять лет.
Однако проблему, по крайней мере, разномастных вывесок за последние десять лет все же смогли решить в Москве, Белграде, Твери, Краснодаре и других городах России.
Дизайн-код на Урале
Сейчас над ним работают, например, в Екатеринбурге, Перми. Также реализация кода идет и в Первоуральске в рамках комплексной программы благоустройства и развития городских пространств Первоуральска, разработанной специалистами «Центра аналитики города» под руководством Сергея Капкова в рамках соглашения между Группой ЧТПЗ, Правительством Свердловской области и Администрацией города.
Для города отдельно создали брендбук и выделили идентичность: «город трубников», «граница между Европой и Азией». Создали логотип, фирменные шрифты и набор цветовых решений.
30 сентября в Первоуральске состоялся круглый стол на тему дизайн-кода, организованный Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства и Администрация ГО Первоуральск.
Участники обсудили, как реализовать идеи на практике и выработать оптимальные решения для бизнесменов, работающих в городской среде. Именно от предпринимателей зависит, как быстро яркие и броские рекламные баннеры и вывески магазинов оформят в общем стиле.
Сочетание вывесок с архитектурным стилем города — один из основных тезисов нового брендбука Первоуральска. Этот документ носит рекомендательный характер, однако в ходе круглого стола бизнесмены заявили, что уже готовы проявить инициативу и оформить фасады в соответствии с едиными требованиями.
В планах — в принятом стиле оформить информационную инфраструктуру Первоуральска, а также прийти к единообразию вывесок на улицах города.
Программа «Первоуральск Преображение» сделает город лучше, а жители будут гордиться своим родным краем.
Сооснователь архитектурного бюро «Плотинка» Илья Полянских считает, что дизайн-код обязательно нужен и самому городу, и его жителям. Во-первых, дизайн-код позволяет идентифицировать на фоне других городов страны. Во-вторых, для горожан это повод гордиться местом, где они живут, работают, учатся.
«Если дизайн-код создан с опорой на устоявшиеся образы города и горожан, его примут и полюбят, — считает Илья. — То, что сейчас происходит в Первоуральске — красивая, глубокая и осмысленная история. Здорово, что жителей вовлекают в процессы принятия решений. Надеюсь, у Первоуральска получится стать примером внедрений дизайн-кода для уральских городов».