визуальный код в дизайне

«Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом»

Как команда независимых дизайнеров создала уникальный образ Екатеринбурга.

визуальный код в дизайне

Владислав Деревянных

Бренд-дизайн-директор РА «Восход». Инициатор и участник инициативного проекта независимых дизайнеров «Дизайн-код Екатеринбурга»

Начиная с 2016 года группа энтузиастов разрабатывает дизайн-код Екатеринбурга. Они создали логотип, фирменный шрифт, систему навигации и другие важные детали городской среды. Мы поговорили с Владиславом Деревянных о том, что такое дизайн-код и как команда работает над проектом такого масштаба.

Из интервью вы узнаете:

визуальный код в дизайне

Журналистка. Пишет про дизайн во всех его проявлениях. В свободное от работы время ведёт Telegram-канал о кино «Нарушевич смотрит».

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

— Что такое дизайн-код и зачем он нужен?

Я считаю, что дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга и заканчивая городской навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает её удобной для жителей и гостей города.

— Почему вы решили этим заняться?

— Всё началось пять лет назад, когда жители Екатеринбурга запустили конкурс на создание айдентики города. Администрация тогда его не поддержала и была в стороне. Но концепцию они были готовы утвердить, если она им понравится. В итоге всё было принято официально.

визуальный код в дизайне

Объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое существует в городской айдентике.

Тогда мы создали открытую лицензию на логотип, то есть он как объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое где-то существует в городской айдентике. Логотип Екатеринбурга не принадлежит администрации. Он принадлежит горожанам. Его может использовать любой человек в любых коммерческих или личных целях.

— Над чем именно вы работали?

Следующий пункт ― это остановки и остановочные навесы. Нам нужно было оформить их в одном стиле, то же касалось и адресных табличек. Для табличек мы создали генераторы, чтобы не верстать их вручную, потому что их очень много. Когда их делают другие люди, всё получается очень плохо, даже если они работают по нашим эскизам. Так мы исключили человеческий фактор ― сейчас это всё генерируется автоматически.

Кроме того, мы сделали таблички объектов культурного наследия и разработали для города фирменный навигационный шрифт Iset Sans. Исеть ― это название реки, на которой стоит Екатеринбург.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

— И администрация города включилась в процесс?

— История с логотипом подружила администрацию и независимых дизайнеров. У нас появился прямой диалог с главным художником города и ещё несколькими чиновниками, которые занимаются вопросами городского оформления.

визуальный код в дизайне

Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город?

Тогда мы поняли, что нам нужна команда с широким спектром экспертиз, которые позволят работать с такими глобальными задачами, как изменения визуальной среды города. Мы сформировали инициативную группу из неравнодушных людей, которые к тому же профессиональные дизайнеры. Сейчас в команде девять человек, плюс два человека из администрации.

— Как строилась работа в вашей команде? Кто за всё отвечал?

— Около года было непонятно, получится ли внедрить наши разработки в городскую среду. Также мы не понимали, как нам общаться между собой, потому что никто никому не подчиняется. У нас не было арт-директора, который командовал бы всеми, не было никаких обязанностей и ответственности друг перед другом. У нас не было никаких рычагов давления и дедлайнов.

Но через год мы поняли, что команда состоялась, что мы можем выдавать результат, несмотря на то, что делаем всё в свободное время и абсолютно бесплатно. Всё, что мы делаем, администрация автоматически внедряет в город, потому что главный художник Екатеринбурга работает с нами. Логично, что он согласен с конечным результатом, потому что он внутри процесса и курирует его.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

— А как вы приходите к общему мнению внутри команды?

— У каждого из дизайнеров есть своя личная экспертиза. У нас есть промышленные дизайнеры, которые разрабатывают МАФы ― скамейки, урны, стелы, указатели. Есть дизайнер шрифта, иллюстратор, дизайнер-график. Каждый делает то, в чём хорошо разбирается.

В процессе обсуждения мы приходим к единому мнению. Если есть спорный момент, то последнее слово за специалистом непосредственно в этом вопросе. Если есть какие-то замечания, мы обязательно их учитываем — либо спорим, и рождается некое третье решение.

визуальный код в дизайне

У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга».

У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга». Если что-то в нашей работе можно улучшить в дальнейшем, если появились новые технологии или материалы, если сменились тренды или мы поняли, что в чём-то заблуждались, то постоянно стараемся это улучшить. Такой эволюционный процесс. Нам очень нравится, например, как сейчас пиктограммы нарисованы и зафиксированы, но мы в любой момент можем вернуться к ним и что-то изменить, стилизовать по-новому.

— Что планируете менять в городе дальше?

— У нас нет комплексного подхода, мы работаем проектно, когда есть непосредственный запрос. Например, в городе сломалось несколько табличек с QR-кодами возле объектов культурного наследия, и администрации надо заменить эти таблички. Они говорят: «Ребята, мы будем менять таблички. Хотите изменить конструктив или дизайн? Это в вашей компетенции?» Мы смотрим и отвечаем: «Да, можем сделать. Какие сроки?» Нам ставят примерные сроки, мы разрабатываем. Администрации неважно, старый конструктив внедрять или новый, который мы разработали в единой системе. Сейчас мы ведём около десяти проектов. Пять мы уже сделали под ключ, и сейчас их внедряют в городскую среду.

У нас большие планы на будущее. Мы хотим набрать в команду ещё больше новых людей, чтобы можно было выполнять другие объёмы абсолютно разной работы. Те девять дизайнеров, которые были с нами с самого начала, становятся некими кураторами. Мы попробуем работать со студентами и с инициативными дизайнерами, которые хотят нам помочь.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

— Когда студия Лебедева занималась дизайн-кодами, они разработали пособия по оформлению фасадов зданий. Вы будете создавать что-то подобное для Екатеринбурга?

визуальный код в дизайне

Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось.

Мы никаких пособий не делаем. Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось. Когда у нас проект естественным путём будет подходить к финальной точке, мы сделаем руководство, которое администрация подпишет — и будет требовать соответствия этому документу от всех подрядчиков, изготовителей.

Сейчас администрация подписывает только проектные документы. Например, подрядчики делают навигацию в городе. За год в Екатеринбурге внедряется до пяти навигационных стел. Есть подрядчик, который выиграл на эту работу конкурс, мы ему выдаём техзадание: как должна выглядеть эта стела, из каких материалов, какой у неё конструктив. Он этого придерживается. Пока только так. Но в дальнейшем мы разработаем единый большой документ, который будет описывать всю систему дизайн-кода Екатеринбурга.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

— Какому городу в России нужен дизайн-код на ваш взгляд?

— У всех городов должен быть дизайн-код. В первую очередь это миллионники и города с туристическим потенциалом, потому что это лицо не только города, но и всей страны. Если говорить про туристическую навигацию, то с ней всё плохо. За исключением Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, везде устанавливают единые указатели, которые рекомендовало Министерство туризма. И они сделаны максимально ужасно. Я могу подобрать любые негативные эпитеты, но это даже на десятую часть не отразит того кошмара, который сейчас внедряют по всей стране.

визуальный код в дизайне

Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн-решения среды, то люди с удовольствием будут покупать сувениры с этой графикой.

Тут нужно подходить очень грамотно. Во многих странах дизайн-код города ― это не только про удобство для туристов, это ещё и про коммерческий потенциал. Например, как с изображением пешехода на немецких светофорах — это очень известная история, которая тиражируется в сувенирах.

Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Кстати, это то, над чем мы сейчас работаем: хотим создать мерч для Екатеринбурга, построенный исключительно на визуальных работах, которые мы сделали в рамках дизайн-кода.

Каким конкретно городам нужен дизайн-код? Всем ― звучит наивно, но это так. Тем более это важно для городов с большой историей — например, таких, как Суздаль. Историю можно и нужно подчёркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.

Источник

От Петра I до Артемия Лебедева: как появился дизайн-код городов России

визуальный код в дизайне

Понятие дизайн-кода появилось в русском языке относительно недавно. Но сегодня это один из трех основных инструментов формирования комфортной городской среды, определяемых Стандартом комплексного развития территорий, наряду с мастер-планом и объемно-пространственным регламентом. Он объединяет правила размещения и оформления внешнего вида вывесок, входных групп коммерческих помещений, нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций, городской мебели и элементов навигации.

Эксперты рассказали, как появился дизайн-код российских городов и зачем он нужен.

История появления

Революцию в оформлении городов совершил Петр I, утвердив петербургский классицизм стилем официальной государственной культуры. «Так этот стиль оказался в основе архитектуры и планирования российских городов. Нормы стиля неукоснительно соблюдались государственными институтами, при этом русский классицизм мог быть петербургским, московским и провинциальным. Творческая незаурядность отдельных мастеров, традиции местных строительных артелей расширяли палитру использования образцовых проектов классицизма. Любопытно, что уходящий президент Трамп в декабре подписал указ о строительстве объектов на средства федерального бюджета исключительно в стиле классицизм», — рассказала, директор АНО «Научно-исследовательский институт устойчивого развития в строительстве» (НИИУРС), участница сообщества Alun Network Вера Бурцева.

Первый документ в современной России, который можно назвать дизайн-кодом, создала Студия Артемия Лебедева в 2014 году для Москвы по заказу Москомархитектуры совместно с ГлавАПУ, пояснила Ксения Титова, руководитель подразделения «Градостроительство» Фонда «Дом.РФ». Она отметила, что этот дизайн-код включал архитектурно-художественную концепцию размещения рекламно-информационных конструкций для 11 улиц исторического центра столицы, в том числе Воздвиженки, Камергерского переулка, Нового Арбата и Тверской.

визуальный код в дизайне

«С 2018 года дизайн-коды приняты и действуют в Челябинске (разработаны по поручению губернатора в преддверии саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году, определяет улицы приоритетного применения дизайн-кода) и Ижевске (проект разработан лабораторией креативных технологий UP! space в 2015 году). Дизайн-код также применяется в Воронеже с 2015 года (бюро Ильи Осколкова-Ценципера, бывшего президентом Института «Стрелка» до 2012 года), в Нижнем Новгороде с 2017 года (пока действуют только муниципальные правила размещения и содержания информационных конструкций, но летом 2019 года мэр обещал презентовать единый дизайн-код Нижнего Новгорода), в Тобольске с 2019 года (дизайн-бук разработан КБ «Стрелка» при поддержке СИБУРа)», — пояснила Титова.

визуальный код в дизайне

«Дом.РФ» в рамках пилотных проектов разработал дизайн-коды размещения вывесок, навигации, нестационарных торговых объектов и уличной мебели для Калининграда, Иваново и исторической части Сергиева Посада, пояснила эксперт. Она отметила, что были также случаи утверждения дизайн-кода на уровне городских администраций — например, в Калининграде, Иваново и Саратове.

Зачем нужен дизайн-код

Главное преимущество дизайн-кода — это его наглядность. «В отличие от правил благоустройства, прописанных в законодательстве, дизайн-код представляет собой удобную и современную инструкцию по применению и размещению различных конструкций в городе, определению его внешнего вида. Дизайн-код всегда разрабатывается под конкретный город или район, так как он обязан учитывать местную специфику, культурные и этнические особенности территории. Дизайн-код позволяет при минимальных вложениях серьезно преобразить городскую среду, определить идентичность и визуальное единство», — пояснила Титова.

визуальный код в дизайне

Дизайн-код — важный элемент целостности архитектурной ткани города. «Это не просто набор правил и рекомендаций, это структура того, как надо формировать облик города — вывески, фасады, объекты некапитального строительства и многое другое. В городах существуют регламенты, но редко встречается дизайн-код, которому следуют все — от застройщиков до предпринимателей. Поэтому часто мы видим картину, когда улица превращается в лоскутное одеяло рекламных баннеров, входных групп, элементов благоустройства и МАФов», — считает партнер архитектурного бюро Syntaxis Александр Стариков. Он отметил, что хороший дизайн-код, учитывающий историческую идентичность места и его особенности, позволяет создать визуально целостную для восприятия картину городского пространства.

визуальный код в дизайне

Дизайн-код напрямую влияет на психоэмоциональное состояние жителей городов, подчеркнула Бурцева. Она отметила, что сегодня архитекторам приходится создавать эстетику, лавируя между СНиПами и сводами правил, которые жестко регламентируют их работу и отвечают за безопасность здания, с одной стороны, и капиталистически настроенными заказчиками, диктующими условия, с другой. «Жилая среда со своим дизайн-кодом должна раскрывать идентичность народа и рассказывать историю страны, прививать уважение к друг другу, воспитывать — она относится к категории нематериального мира и влияет на культуру человека. От культуры мы сразу можем перебросить мостик на развитие лучших человеческих качеств. Вряд ли, находясь в Зимнем дворце, мы рискнем плюнуть на пол или выкинуть мусор на благоустроенной ухоженной территории. Поэтому дизайн-код помогает создать рамки культуры, которые не ограничивают свободу человека, а учат его уважать своего соседа», — резюмировала эксперт.

Источник

Словарный запас: ДИЗАЙН-КОД

Что такое дизайн-код и кто заинтересован в его проработке, есть ли примеры успешных кейсов в России и можно ли менять этот термин на привычные «гайдлайн» или «стандарты».

визуальный код в дизайне

ЧТО НАПИСАНО В СЛОВАРЕ

Дизайн-код — это проиллюстрированный набор правил проектирования, требований и рекомендаций по вопросам физического развития местности. Графические и письменные компоненты дизайн-кода подробно и точно строят дизайнерское видение генерального плана при проектировании и разработке объекта. ( Preparing Design Codes A Practice Manual )

ЧТО ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ

визуальный код в дизайне

Сергей Стеблина, старший дизайнер Студии Артемия Лебедева

Дизайн-код — это правила, формулировки, принципы и условные обозначения. По сути любой гайдлайн также можно назвать дизайн-кодом, так как между ними нет существенных отличий. Руководство с дизайн-кодом — это более технический документ. Понятие охватывает правила оформления дорожных знаков, кондиционеров, окон, входных групп.

Для простоты примера будем дальше говорить про дизайн-код вывесок. Документ должен служить чему-то, решать определённые проблемы. В примере с вывесками он устанавливает рамки для размещения информационных конструкций на зданиях. Каждый предприниматель может найти свою улицу, здание, в котором расположен его магазин, и оформить вывеску без нарушения закона. Поэтому основная задача дизайн-кода состоит в том, чтобы облегчить понимание между предпринимателем и муниципалитетом.

В России дизайн-коды существуют давно, но их порой называют «стандартами» и «правилами». Например, оформление пространства для инвалидов и слабовидящих. А вот история с дизайн-кодом вывесок для России совсем новая, поэтому ощущается нехватка специалистов в этой области. Невозможно скопировать руководство Лондона и перенести его в Екатеринбург. Нужно проделать кропотливую работу, найти свойственные городу характеристики, понять доступность материалов, изучить историю зданий, проблемы предпринимателей. В своё время для Москвы это проделала Студия Артемия Лебедева. В России дизайн-код вывесок стал актуален, потому что сейчас появился спрос на публичные пространства. Благодаря стандартам и правилам предприниматель теперь проходит меньше бюрократических процедур и легче оформляет свою вывеску. Хорошо оформленные улицы притягивают людей, которые готовы гулять и тратить деньги. А это, в свою очередь, развивает средний и малый бизнес в пределах квартала, повышает спрос на дополнительные услуги и оживляет район.

Технически для применения дизайн-кода по всей России ничего не нужно. Всё зависит от личной готовности муниципалитетов проделать такую работу. Конечно, ничего не мешает активистам сделать документ, а потом прийти в мэрию и договориться о реализации. Но недостаточно просто принять его. Муниципалитет действительно должен быть заинтересован, так как нужно проверять исполнение, осуществлять демонтаж не соответствующих коду вывесок, отслеживать ошибки. Это необходимые условия для того, чтобы дизайн-код начал давать результаты по всей стране.

ПРИМЕРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ

ТАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

Дизайн-код вывесок позволяет разным людям следовать единым правилам. (Сергей Стеблина)

ТАК ГОВОРИТЬ НЕПРАВИЛЬНО

— Я придумал дизайн-код.

(Пояснение: Выражение не имеет смысла. Аналогично можно сказать: «Я придумал правила». Сразу возникает вопрос: правила чего?) (Сергей Стеблина)

Источник

Зачем нужен дизайн-код: объясняем на примере Саратова

Как новые правила оформления вывесок могут повлиять на жизнь в городе

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

Главная фотография Алексея Танюшина из архива Сиб.фм. Остальные фотографии предоставлены Институтом «Стрелка»

Сиб.фм публикует материал совместного с Институтом Стрелка проекта «Городской конструктор» о том, что такое дизайн-код, зачем он нужен и как это работает в Саратове.

Весной 2017 года на одной из центральных улиц Саратова, проспекте Кирова, началась замена вывесок. Городские власти потребовали от арендаторов привести фасады зданий в соответствие с новыми правилами оформления рекламных конструкций.

Эти правила разработало КБ «Стрелка» совместно с АИЖК в рамках госпроекта по формированию комфортной среды в городах по всей стране. Саратов — пилотный проект большой федеральной программы.

Создание дизайн-кода — документа, который регламентирует детали оформления и застройки городских пространств — часть этой большой программы.

В частности, он должен регулировать правила мощения, освещения, установки уличной мебели и навигации.

визуальный код в дизайне
Дизайн-код исторических улиц Москвы разработал в 2013 году Артемий Лебедев

Работу над дизайн-кодом команда бюро начала с рекламных вывесок. По словам руководителя проекта Алёны Жмуровой, их замена позволит быстро показать первые результаты городского благоустройства, не дожидаясь завершения других, более масштабных работ.

КБ «Стрелка» подготовила материалы, в которых собрана вся информация о дизайн-коде. Ключевой среди них — проект «Решение об утверждении правил размещения, оформления и содержания вывесок в городе Саратове». В этом нормативно-правовом акте строгим, формальным языком прописаны все новые требования к оформлению фасадов. Они представлены в иллюстрированном сборнике «Дизайн-код: Правила размещения вывесок в городе Саратове». Площадкой для тестирования требований стала одна из центральных улиц Саратова — проспект Кирова. Разработчики кода сфотографировали все фасады, выходящие на улицу, и проанализировали их оформление.

Так появилось второе приложение к Решению — «Пилотный проект архитектурно-художественной концепции внешнего облика проспекта Кирова».

На его основе весной 2017 года началось обновление вывесок.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

Фасады на Кирова

Эта улица сформировалась в первой половине XIX века и с тех пор остаётся одной из самых оживлённых в городе. В царские времена она называлась Немецкой. В главном по тем временам купеческом городе Поволжья кипела торговая жизнь, и на Немецкой улице работали магазины, кондитерские лавки, рестораны, аптеки, гостиницы. Многие из них принадлежали поволжским немцам, что и объясняло название улицы. После Февральской революции 1917 года улицу переименовали в Республиканскую, а в 1935 году она получила нынешнее название и статус проспекта. В 1985 году здесь отменили движение транспорта.

Благодаря этому проспект превратился в одно из излюбленных мест для прогулок саратовцев: в день по нему проходят около 15 тысяч человек.

Руководитель проекта отмечает, что для предпринимателей вывески на фасадах — основа конкурентной борьбы. Каждый арендатор старается быть заметнее и установить табличку или баннер больше, чем у соседа. В результате бизнес уделяет большее внимание размерам вывесок, а качество услуг уходит на второй план.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

«Кроме того, неконтролируемое размещение вывесок снижает арендные ставки из-за непривлекательности фасадов. В результате формат ретейла здесь не соответствует статусу центральной улицы», — считает Алёна Жмурова.

Выманить людей из торговых центров

843 тысячи человек — население Саратова в 2016 году

Это не уникальный случай Саратова или его конкретной улицы: проблема беспорядочного размещения огромных вывесок характерна для многих — если не большинства — российских городов. Ситуация становится особенно сложной, если в одном здании работает множество фирм: стены буквально исчезают за бесчисленными рекламными конструкциями. По словам одного из разработчиков дизайн-кода, архитектора Алёны Беребердиной, к началу проекта информационными конструкциями было закрыто 39 процентов поверхности фасадов на проспекте Кирова. Их обилие и хаотичное расположение привели к возникновению визуального шума. При этом вывески не вписывались в историческую застройку проспекта.

На нём расположено 20 памятников архитектуры, многие из которых из-за гонки предпринимателей за внимание потеряли свою архитектурную ценность.

Образ улицы трансформировался до неузнаваемости.

Это стало одной из причин, которая привела к оттоку горожан с улиц в торговые центры. Люди проводят там часы, переходя от магазина к магазину и совершая покупки в качестве отдыха. Моллы успешно имитируют качественную городскую среду и, таким образом, предлагают клиентам то, что те не получают на улицах. Сложилась парадоксальная ситуация: владельцы магазинов сами лишили себя покупателей. В то же время и город не может полноценно развиваться, если люди не хотят находиться на его улицах.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

Дизайн-код устанавливает одинаковые требования к вывескам для всех арендаторов. Это позволяет малым предприятиям работать на равных с крупными компаниями и не теряться в хаосе их вывесок. Фирма, у которой нет денег на огромный баннер, сможет привлекать людей своими услугами. Кроме того, качественная городская среда вернёт горожан на улицы из торговых центров, и малый бизнес получит своих потенциальных клиентов.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

Зелёные зоны

«В Саратове на каждом квадратном метре, и не только на первых этажах зданий, есть арендаторы. Мы учли это при разработке дизайн-кода и для каждого из них подготовили некий набор вывесок», — рассказывает один из создателей дизайн-кода Асен Чумов. В первую очередь на фасадах домов были выделены так называемые зелёные зоны — то есть площади, рассчитанные на рекламную информацию. Размещать вывески за их пределами нельзя.

В соответствии с дизайн-кодом арендаторы могут использовать плоские вывески, лайтбоксы, панель-кронштейны и таблички, а также оформлять витрины своих помещений.

Среди запрещённых конструкций оказались баннеры, информационные пристройки, штендеры и вывески в окнах выше первого этажа. Каждый вид вывесок подробно рассматривается с точки зрения размеров, конструкторских особенностей, вёрстки, цветов, материалов, видов подсветки. Использование каждого типа строго регламентировано — указатель движения, например, может быть нарисован исключительно на объекте «табличка с общими указателями». Авторы проекта учли, что на вывесках предприниматели обычно указывают название компании и логотип, сферу услуг, время работы, акции, размещают дополнительную информацию и указатели.

Авторы проекта разделили все улицы города на две категории: исторические и типовые.

Первые требуют особо бережного подхода, поэтому правила оформления их фасадов строже. Например, на них запрещены любые вывески с подложкой или лайтбоксы. Улица признаётся исторической, если она преимущественно состоит из зданий, построенных до 1956 года. Формально это положение закреплено так: «Улица относится к исторической, если сумма длин фасадов зданий и сооружений, относящихся к исторической застройке, составляет более 50 процентов от общей длины фасадов зданий и сооружений, формирующих улицу». Прочие улицы считаются типовыми. Ещё одна категория — «уникальная улица» — была исключена из итогового документа по решению саратовских властей.

визуальный код в дизайнеИсторическая улица

визуальный код в дизайнеИсторическая улица

визуальный код в дизайнеТиповая улица

визуальный код в дизайнеТиповая улица

К историческим улицам отнесли и выбранный для пилотного проекта проспект Кирова. Каждая вывеска на его фасадах получила статус разрешённой, допустимой или неприемлемой. Большинство конструкций требованиям кода не соответствовало, и их пришлось демонтировать.

Слишком быстро

По словам Алёны Жмуровой, мнения самих арендаторов относительно дизайн-кода разделились:

«Часть предпринимателей не хотят понимать суть происходящих изменений и в принципе не готовы ничего менять. Их устраивают огромные баннеры. Им безразличны общественное благо, улицы и исторические фасады, скрытые их баннерами.

На мой взгляд, это довольно безответственная позиция для горожанина».

С другой стороны, есть понимающие люди, которым очевидна необходимость таких мер. Единственное, на что они жаловались, — это слишком краткие сроки на реализацию проекта.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

«Если бы к нам пришли и дали три месяца — мы бы слова не сказали. Ответили бы, что да, действительно, надо и давно пора, мы подготовимся и всё сделаем. Город должен выглядеть цивилизованно, проспект Кирова особенно должен выглядеть цивилизованно. А то, что сейчас там творится, — это анархия из рекламных материалов», — так в апреле 2017 года в разговоре с журналистами прокомментировала требования о срочной замене вывески предприниматель с проспекта Кирова Юлия Цветкова. Ранее, 30 марта, в Facebook появился её пост с критикой условий, в которых осуществлялось введение дизайн-кода.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

По словам Жмуровой, арендаторы зданий на проспекте Кирова получают поддержку рабочей силой от администрации Саратова по демонтажу старых вывесок и установке новых. Любые финансовые расходы на их замену ложатся на плечи предпринимателей. Многие из них жаловались, что новые вывески намного дороже прежних. Дизайнер проекта Карина Надеева утверждает, что это не так: «Мы это проверяли: те вывески, которые заложены в дизайн-коде для исторических улиц, дешевле размещённых самими предпринимателями.

Там установлены большие лайтбоксы, мы же спроектировали отдельные буквы. Отдельные буквы, особенно в тех габаритах, которые мы определили как допустимые, дешевле».

Решение

При подготовке проекта нормативно-правового акта, устанавливающего требования к вывескам, был учтён московский опыт. Как отмечает юридический консультант КБ «Стрелка» Анастасия Кучина, разработчики предлагали утвердить отдельный документ, закрепляющий дизайн-код. Однако в итоге новые требования к вывескам были добавлены в уже существовавшее решение Саратовской городской думы «О Правилах благоустройства территории муниципального образования „Город Саратов“».

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

«Изначально мы сконцентрировались только на первых этажах, но далее, благодаря обратной связи от арендаторов, расширили правила и учли интересы предпринимателей в арках, подвалах, цокольных помещениях и вторых этажах, которых ничуть не меньше, чем на первой линии проспекта», — добавила Алёна Жмурова. Решение об обновлении постановления дума приняла 21 апреля 2017 года.

«Документ получился очень лояльным в части мер за несоблюдение его требований.

Ответственность собственников и арендаторов зданий, строений и сооружений не предусматривает денежных штрафов.

Она выражается в предписании администрации города о демонтаже вывески, не соответствующей правилам размещения», — рассказала Кучина.

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне

визуальный код в дизайне
Полную версию правил оформления вывесок в Саратове можно скачать здесь

Иллюстрированный вариант правил оформления вывесок «Стрелка» также передала городским властям. Он будет размещён на сайте администрации Саратова, чтобы каждый предприниматель мог определить, какая вывеска ему необходима.

В Соответствии с решением городской думы, все вывески, размещённые на исторических фасадах, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями к 1 октября 2017 года. Арендаторы зданий на типовых улицах Саратова обязаны обновить информационные конструкции к 1 мая 2018 года.

Хотите видеть больше интересных новостей?
Добавьте наш канал в избранное в Google News и Яндекс Новости:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *