виды деятельности ано с кодами

Актуальные коды ОКВЭД на 2021 год

Ниже вашему вниманию представлен удобный модуль «Коды ОКВЭД на 2021 год с расшифровкой, сортированные по видам деятельности». Классификатор содержит поиск кодов для ИП и ООО. Просто вбейте ключевое слово своей деятельности в поле ниже и получите подборку нужных кодов.

ВНИМАНИЕ! Пример: если вы занимаетесь, например, одеждой (продажа, изготовление и т.п.), введите в поле «ОДЕЖД», и скрипт выдаст ВСЕ коды ОКВЭД, которые связаны с одеждой. То есть упоминания одежды во всех падежах. Попробуйте, это удобно!

Разделы и классы ОКВЭД

Подборки кодов ОКВЭД под популярные виды бизнеса

Все указанные на сайте коды соответствуют новой редакции ОКВЭД 2

Что такое ОКВЭД

Прежде, чем отправляться с пакетом документов к специалистам территориальной налоговой службы для регистрации, будущие Индивидуальные предприниматели и учредители ООО должны иметь четкое представление о том, какими именно видами коммерческой деятельности они собираются заниматься. Это важно, поскольку, при занесении сведений о вновь созданном предприятии в государственные реестры определяющее значение для налоговиков имеют коды ОКВЭД.

Если расшифровать данную аббревиатуру, звучать она будет так:

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Уже из названия вполне понятно, в чем суть этого документа: каждый вид коммерческих работ или услуг в России имеет свой цифровой код. Для внесения классифицирующих кодов в правоустанавливающий пакет не нужно создавать какие-то специальные документы, достаточно перечислить их в заявлении на регистрацию ИП или Общества с ограниченной ответственностью, которое заполняется по строго установленной форме.

Для справки
АббревиатураОКВЭД 2
ОбозначениеОК 029-2014
Введение01.02.2014 (Приказ Росстандарта № 14-ст от 31.01.2014)
Изменение01.12.2017, № 14 (Приказ Росстандарта от 08.09.2017 №1045-ст)
По-английскиRussian Classification of Economic Activities

Скачать коды ОКВЭД

Строение ОКВЭД

Код состоит из 6 знаков – цифр, разделенных точками и имеет следующий вид XX.XX.XX. Наглядно какое число что означает показано на рисунке ниже:
виды деятельности ано с кодами

Кто обязан работать по ОКВЭД

ОКВЭД в равной степени применим ко всем предприятиям и организациям, независимо от их организационно-правовой формы.

То есть ЗАО, ИП, ООО отражают в правоустанавливающих документах одни и те же цифровые коды.

Процедура выбора классифицирующих шифров является для всех коммерческих компаний обязательной и не имеет исключений.

Что нужно знать и как безошибочно выбирать коды ОКВЭД

При изучении и внесении цифровых шифров ОКВЭД в заявку на регистрацию, многие начинающие предприниматели по незнанию совершают ряд ошибок. Для того, чтобы помочь их избежать, подробно поговорим о том, на что опираться и в каком порядке действовать, выбирая коды из общероссийского классификатора.

Внимание! Если появляются проблемы по подбору кодов ОКВЭД, достаточно изучить Приложение «А» к классификатору. Оно является отличным помощником и содержит в себе довольно подробные разъяснение ко всем видам деятельности.

Тонкости выбора шифров из ОКВЭД

Об основных моментах, на которые стоит обратить внимание при выборе кодов из ОКВЭД, мы рассказали. Теперь о некоторых нюансах выбора видов деятельности по цифровым шифрам из классификатора.

Важно! Внесение правильных кодов из ОКВЭД в регистрирующие документы на этапе постановки предприятия на государственный учет имеет огромное значение. В случае если налоговые специалисты обнаружат ошибку, они непременно вынесут автоматический отказ в регистрации. При этом, неточность можно исправить, но это повлечет за собой новые финансовые и временные затраты.

Как поменять коды ОКВЭД в процессе работы организации

Иногда, на различных этапах деятельности предприятия, в связи с расширением бизнес-интересов, возникает необходимость смены или внесения в учредительный пакет новых кодов ОКВЭД. Сделать это не так уж и сложно. Достаточно всего лишь подать заявление о внесение изменений в ЕГРИП в территориальную налоговую службу. В нем нужно указать новые коды и в течение нескольких дней, специалисты налоговой инспекции внесут данные поправки в правоустанавливающие документы организации и государственные реестры физических и юридических лиц.

Источник

Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году

Этот материал обновлен 25.08.2021

При регистрации нового юрлица или ИП нужно указать виды деятельности.

Для этого придется изучить ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Кодов много, и бывает непонятно, какой код подходит определенному бизнесу. Разбираемся с этим в статье.

Зачем нужны коды ОКВЭД

Коды ОКВЭД нужны для налоговой и Росстата. Налоговая следит, чтобы фактическая деятельность компании совпадала с деятельностью по кодам ОКВЭД.

Росстат по кодам ОКВЭД считает, сколько компаний в каких видах деятельности работает. А потом выпускает аналитические отчеты.

Как победить выгорание

Что будет, если указать код ОКВЭД неправильно

Налоговая требует, чтобы предприниматели занимались деятельностью по кодам ОКВЭД, которые выбрали при регистрации.

Проверка от налоговой. Если в кодах ОКВЭД указано одно, а компания занимается другой деятельностью или виды деятельности часто меняются, налоговая может заподозрить предпринимателя в обналичивании денег и устроить проверку.

Например, ИП при регистрации указал, что занимается производством ювелирных изделий, а по факту получает деньги по договорам продажи цемента. У налоговой это может вызвать подозрения.

Блокировка счета банком. У банка тоже могут возникнуть подозрения. Тогда по 115-ФЗ он обязан приостановить операции по счету и запросить документы для проверки сделки и контрагента.

Проблемы с контрагентами. Перед заключением крупных договоров контрагенты могут проверить ваши коды ОКВЭД. Если среди них не будет кода, по которому заключается сделка, партнеры могут отказаться от договора. Никто не хочет вызывать подозрения у банка и налоговой.

Какие коды ОКВЭД действуют в 2021 году

Все виды экономической деятельности указаны в ОКВЭД. Классификатор регулярно обновляется. Чтобы было легче ориентироваться, весь классификатор разбит на разделы от A до U. Внутри разделов виды деятельности поделены на классы, группы и подгруппы.

К каждому коду есть пояснения — какую конкретно деятельность он включает, а какую нет. Для деятельности, которая не входит в этот раздел, указаны ссылки на правильный код. Разберем структуру кода ОКВЭД на примере 47.71.1 «Розничная торговля одеждой».

Таблица со структурой кодов ОКВЭД

ОбозначениеРасшифровка
РазделGТорговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
Класс47Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами
Подкласс
Группа71Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах
Подгруппа1Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах

Коды ОКВЭД соответствуют другому классификатору — ОКПД2. Это коды товаров и работ. Разница в том, что ОКПД2 — сами товары и работы, а ОКВЭД — деятельность по производству этих товаров или оказанию услуг.

В ОКПД2 более подробное деление, потому что иногда разным подвидам товаров соответствует одна и та же деятельность. Например, в ОКПД2 пшеница делится на твердую и мягкую, озимую и яровую, а в ОКВЭД этому соответствует один код — «Выращивание пшеницы».

Соответствие между классификаторами неполное. Большинство кодов совпадают. Например, в ОКВЭД «Услуги по розничной торговле замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» идут под кодом 47.11.1, а в ОКПД2 эта услуга называется «Торговля розничная замороженными продуктами в неспециализированных магазинах» и имеет такой же код. Иногда коды различаются — такие случаи мы свели в таблицу. Вот примеры различий.

Таблица соответствия ОКВЭД и ОКПД2: примеры

Код по ОКВЭДДеятельность по ОКВЭДКоды по ОКПД2Товары по ОКПД2
01.11.11Выращивание пшеницы01.11.1Пшеница
01.11.12Выращивание ячменя01.11.31Ячмень
01.11.13Выращивание ржи01.11.32Рожь
01.49.4Разведение оленей01.49.19.100Олени
27.90.2Производство радиационных аппаратов27.90.11.200Техника радиационная
46.33.2Торговля оптовая яйцами46.33.12Услуги по оптовой торговле яйцами
64.92.7Деятельность микрофинансовая64.92.19.150Услуги микрофинансовых организаций
91.04.4Деятельность природных парков91.04.12.130Услуги природных парков
95.29.3Ремонт игрушек95.29.19.100Услуги по ремонту игрушек
96.02.2Предоставление косметических услуг парикмахерскими и салонами красоты96.02Услуги парикмахерских и салонов красоты

Как выбрать код ОКВЭД

Чтобы выбрать код ОКВЭД, можно просто листать справочник. Но есть способ надежнее — расскажу по шагам.

Определитесь, чем занимается бизнес. Для этого надо ответить на вопросы: что делаем, где, для кого.

Давайте сразу на примере:

Это код 47.71.1 «Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах».

С кодами все непросто, и нужно учесть детали. Продавать шубы или нижнее белье, в универмаге или оптом — разные коды ОКВЭД.

Выпишите виды вашей деятельности и все коды, которые к ним относятся. По каждому коду изучите, нужна ли для этого вида деятельности лицензия, какие есть ограничения по налоговым режимам, какой тариф на травматизм.

Минимум 4 цифры в коде

При регистрации нужно указать код из четырех цифр. Все подгруппы будут автоматически в него включены.

Если предприниматель открывает салон красоты, ему подходят все коды из группы 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты». Сюда входят 96.02.1 «Предоставление парикмахерских услуг» и 96.02.2 «Предоставление косметических услуг». Не надо переписывать их все, достаточно указать код основной группы — 96.02. Тогда в салоне можно будет делать и прически, и чистку лица.

Если вам подходит целый класс — код из двух или трех цифр, то нужно указывать отдельно каждую группу этого класса.

Например, предприниматель открывает издательство. Ему подходит класс кодов 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности». Но использовать код из трех цифр нельзя. Поэтому придется указать все группы, которые входят в этот класс:

Выберите основной вид деятельности. Он приносит больше всего прибыли и может быть только один.

От основного кода зависит тариф на травматизм, по которому рассчитываются страховые взносы на сотрудников. ООО должны подтверждать основной вид деятельности каждый год — иначе фонд соцстрахования посчитает взносы по максимальному тарифу. ИП не нужно подтверждать вид деятельности: взносы считают по коду, который указан в ЕГРИП.

Например, юрист проводит консультации. Ищем раздел или класс о праве — 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета».

Если юрист не занимается бухгалтерией, только правом, выбираем подкласс 69.1 «Деятельность в области права».

Нельзя указать просто 69.1, потому что код должен быть как минимум из четырех цифр. Смотрим дальше на группы. Подходит 69.10 «Деятельность в области права». Его указываем основным кодом.

Обязательно читайте пояснения к коду — там обычно прописано, что конкретно входит в этот подкласс, а что нет. Если какая-то деятельность прописана в исключениях и не входит в этот код, рядом с ней стоит ссылка на подходящий.

Выберите дополнительный вид деятельности. Это все остальные виды деятельности, которые могут приносить бизнесу доход в будущем. Если точно знаете, что будете заниматься чем-то одним, дополнительные коды можно не указывать. Но такое бывает редко, поэтому лучше указать несколько кодов про запас.

Например, предприниматель открывает рекламное агентство. Код 73.11 — «Деятельность рекламных агентств».

В процессе работы агентство, возможно, будет проводить фотосъемки, разрабатывать дизайн, исследовать рынок и делать сайты. Поэтому стоит указать следующие дополнительные коды:

Сколько кодов ОКВЭД можно указывать

Юристы рекомендуют указывать не больше 20. Обычно компании используют 5—6 кодов в смежных видах деятельности.

Мы подобрали коды ОКВЭД для популярных видов бизнеса.

Таблица популярных кодов ОКВЭД по видам экономической деятельности

Вид занятийКодРасшифровка
Интернет-магазин47.91.2Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
Услуги фотографа74.20Деятельность в области фотографии
Продажа рукоделия в интернете47.91.2Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
Создание сайтов63.11.1Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
Такси49.32Деятельность такси
Кафе или бар56.10.1Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания
Создание и редактирование статей63.11Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
Салон красоты96.02Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
Магазин одежды47.71Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах
Студия йоги93.13Деятельность фитнес-центров
Продажа рекламы в соцсетях73.12Представление в средствах массовой информации
Продажа своих курсов и вебинаров85.41.9Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Что делать, если нет вида деятельности для вашего бизнеса

Бывает, что ни один код ОКВЭД не описывает ваш вид бизнеса. Тогда лучше выбрать несколько смежных и указать один из них как основной.

Например, в справочнике нет подходящего кода для студии танца на пилоне и акробатики. Но зато есть два похожих: 93.29.2 «Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев» и 85.41.1 «Образование в области спорта и отдыха».

Любой из них можно указать как основной, а остальные — как дополнительные. В любой момент можно добавить или поменять коды.

Как добавить или поменять код ОКВЭД

Для ИП и ООО разный процесс добавления кодов.

Для ИП достаточно подать заявление об изменении кода в интернете. Порядок такой:

Для ООО процесс сложнее: нужно подавать заявление лично и собрать пакет документов.

Как проверить коды ОКВЭД контрагента

Можно узнать коды ОКВЭД любой компании или ИП по ИНН. Это открытая информация, ее можно проверить на сайте налоговой.

Когда начинаете работать с новым партнером, проверьте, какие у него коды ОКВЭД. Если они не совпадают с видом деятельности по договору, для налоговой такие сделки могут выглядеть подозрительно.

Налоговая особенно тщательно проверяет контрагентов, которые работают с НДС. Если коды ОКВЭД компаний не соответствуют деятельности по договору, то налоговая может попросить разъяснения или даже попробует отказать в вычете.

Как связаны налоговые режимы и коды ОКВЭД

Некоторые налоговые режимы подходят только для конкретных видов деятельности.

ОСНО. На общей системе налогообложения можно работать с любыми кодами ОКВЭД.

УСН. На упрощенке могут работать компании с любыми видами деятельности, кроме следующих:

ЕСХН. На этом режиме работают компании, которые занимаются сельским хозяйством. Подходит весь раздел 01 — Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях.

Патент. Под патент подходят 63 вида деятельности. Например, парикмахерские и салоны красоты, ремонт мебели и жилья, фотоателье, ветеринарные клиники, услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства.

Под ЕНВД подходит больше 10 видов предпринимательской деятельности. Например, бытовые и ветеринарные услуги, парковки, розничные магазины до 150 м², кафе и бары.

Что делать, если не можете выбрать код

Если сомневаетесь в коде ОКВЭД, обратитесь к юристу, который занимается регистрацией юрлиц и ИП. Некоторые юристы консультируют даже по интернету.

Кроме юристов есть сервисы, которые помогают с регистрацией ИП и сами выбирают правильные коды ОКВЭД, — например, сервис Тинькофф-бизнеса.

Источник

ОКВЭД В НКО

В нашей практике мы часто сталкиваемся с тем, что учредители и лица, участвующие в деятельности некоммерческих организаций путают цели и предмет деятельности с ОКВЭДами.

Многие думают, что обязательно как в коммерческих организациях необходимо указать как можно больше ОКВЭДов, и чем их количество будет выше, тем лучше и проще осуществлять деятельность в НКО, однако это не так.

Давайте попробуем разобраться с этим моментом и расставить всё на свои места.

Сами готовим, подаем и получаем

Печать и расчетный счет в подарок

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Простыми словами если организация создана в целях научных исследований, то она имеет право использовать несколько ОКВЭДов из данной сферы.

На основании изложенного приведем несколько вариантов применения ОКВЭДов в некоммерческих организациях:

Нулевая 1500 руб. Деятельность 3500 руб. Деятельность + Зарплата 5000 руб.

• Персональный бухгалтер • Возможно удаленно • 12 лет опыта • 1000+НКО • Все формы • Гранты

Позвонить сразу бухгалтеру: 8(800)100-42-36

Из примеров Важно запомнить и понять то, что НКО деляться на формы и цели создания и в зависимости от этих факторов Вы выбираете один или несколько ОКВЭДов, которые подойдут Вашей организации.

ОКВЭД в АНО (Автономная некоммерческая организация)

Именно Автономнаярческая некоммерческая организация, чаще других, сталкивается с необходимостью тчательно относиться к ОКВЭДам и целям в уставе. Это связано с тем, что это форма предназначена для оказания платных социально-ориентированных услуг, таких как образование, спорт, выставки и.т.д.

Т.к. АНО часто работает в коммерческом поле, часто требуемое лицензии, стоит отдельно поговорить с юристов, который работает с НКО, чтобы сделать все верно. При ошибочных ОКВЭДах у АНО возникают трудности, чаще других форм.

Вам также может быть интересно:

Добрый день, к сожалению, данный вид деятельности относится к коммерческим организациям.

Здравствуйте!
Если благотворительный фонд собирается оказывать социальные услуги, необходимо ли указывать социальное обслуживание в качестве целей деятельности или достаточно прописать это в видах деятельности?
Сейчас уставе указаны в качестве целей формирование имущества на основе добровольных взносов и осуществление благотворительной деятельности.

Добрый день, Юлия! Цели и предмет деятельности должны соответствовать. Если у вас в уставе нет нужных вам направлений, их конечно же необходимо включить.

Добрый день!
Хотим создать некоммерчкскую организацию, занимающуюся деятельностью в области театрального искусства.
Хотим заказать услуги по регистрации такой организации
Анна Владимировна

Добрый день, Анна Владимировна! В ближайшее время, мы с Вами обязательно свяжемся.

Источник

Новый классификатор кодов ОКВЭД-2 от 2021 года

Версия классификатора ОКВЭД-2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), утвержден новым приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст., вступил в силу с 11 июля 2016 года!

Как подобрать коды ОКВЭД, рекомендации по выбору

Подобрать коды можно следующим образом: выбираем по описанию необходимый раздел и подраздел, в подразделе по подробному описанию видов деятельности выбираем необходимые. Используем только коды содержащие 4 знака и более, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях использовать нельзя.

Обратите внимание, что количество выбранных вами кодов ОКВЭД неограниченно, но из них необходимо выбрать один основной, по которому процент получаемой вами выручки должен составлять не менее 60% от основной суммы дохода по этой деятельности.

Коды ОКВЭД 2021 (ОКВЭД 2)

Коды ОКВЭД-2 (2021 года) – это коды Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности, предназначенные для классификации видов экономической деятельности. Кодами ОКВЭД 2 указывают виды деятельности компаний в заявлениях на регистрацию ООО, ИП и других правовых формах, при изменениях вида деятельности компании (добавление или удаление кодов ОКВЭД), при изменениях основного выбранного кода ОКВЭД, также данные коды прописываются в уставах ООО, ПАО, АО при регистрации фирм или внесения изменений.

Расшифровка кодов ОКВЭД

Общероссийский Классификатор Видов Экономической Деятельности 2021 года содержит большое количество кодов, но ориентироваться в классификаторе не составит вам затруднений, т.к. навигация проста и понятна. В классификаторе содержится 21 раздел, разделы в свою очередь делятся на 88 классов, в которых содержится подробное описание и расшифровка каждого кода и вида деятельности, что позволит вам безошибочно их подобрать.

Структура кода ОКВЭД

В заявлениях для регистрации ООО или ИП необходимо указывать минимум 4 знака кода, коды с двумя и тремя знаками в заявлениях не приемлемы.

На заметку при регистрации ООО или ИП

В классификаторе кодов видов деятельности есть коды, при которых ваша деятельность будет обязана иметь статус лицензированной, и вы должны будете получить соответствующую лицензию.

Источник

Автономная некоммерческая организация: основные аспекты создания и государственной регистрации

Одной из наиболее популярных организационно-правовых форм некоммерческих организаций, создаваемых в последнее время, является автономная некоммерческая организация (далее – АНО), основное предназначение которой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации заключается в предоставлении услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.

В соответствии с полномочиями, возложенными федеральным законодательством, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – Управление) принимает решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе АНО, создаваемых на территории Республики Хакасия.

Так в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Республики Хакасия по состоянию на 01.12.2019 содержатся сведения о 49 АНО, из которых 20 зарегистрировано Управлением в 2019 году.

В правовом отношении создание и деятельность АНО регламентируются статьями 48-60.1, 61-65, 123.24-123.25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Согласно §7 ГК РФ АНО относится к некоммерческим унитарным организациям, которые не имеют членства и могут быть созданы по решению одного учредителя.

Создание юридического лица проходит две стадии.

Первой стадией является волеизъявление учредителей (учредителя), которое опосредуется решением о создании и утверждением устава.

Таким образом, основными документами, свидетельствующими о создании АНО, являются: решение единственного учредителя либо протокол собрания учредителей об учреждении юридического лица и устав.

Вторая стадия – государственная регистрация.

Согласно общему правилу АНО считаются созданными и приобретают свою правоспособность с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о ее создании.

1. Создание автономной некоммерческой организации

Основные требования к уставу и порядку деятельности АНО содержат ГК РФ и Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Учредителями АНО могут выступать полностью дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации и (или) юридические лица. Требований к количественному составу учредителей АНО действующее законодательство не предъявляет.

1.1. Решение об учреждении АНО

Согласно ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично. В случае учреждения юридического лица двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (в данном случае решение оформляется в виде протокола собрания учредителей).

В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Также логичным было бы отражение в решении адреса, по которому будет располагаться создаваемое юридическое лицо.

Кроме того, глава 9.1 ГК РФ содержит общие требования к оформлению решений собраний. Требования к содержанию решения о создании некоммерческой организации предусмотрены п. 42 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 (далее по тексту – Административный регламент).

Так согласно требованиям действующего законодательства, в протоколе о создании АНО должны быть указаны:

— дата, время и место проведения учредительного собрания;

— список учредителей – участников учредительного собрания;

— сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, председателя и секретаря учредительного собрания);

— существо принятых решений;

— результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

— сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

— сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;

— сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

— фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря учредительного собрания, ответственных за составление протокола.

1.2. Устав АНО

В соответствии с п. 4 ст. 52, ст. 123.24-123.25 ГК РФ, ст.ст. 3, 4, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 14, п.п. 1, 2 ст. 24, п. 2 ст. 26, п. 1 ст. 28, пп. 2 п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устав АНО должен содержать сведения:

— о ее наименовании, включающее слова «автономная некоммерческая организация» и содержащее указание на характер деятельности (т.е. отражать цели и виды деятельности организации);

— о месте ее нахождения;

— о предмете (видах деятельности) и целях деятельности;

— о возможности осуществления приносящей доход деятельности и перечне видов такой деятельности;

— о порядке управления деятельностью АНО (состав органов АНО, порядок их образования, компетенция, порядок принятия ими решений, срок их полномочий);

— о правах и обязанностях учредителя (учредителей), его (их) исключительная компетенция;

— о филиалах и представительствах;

— об источниках формирования имущества АНО в том числе о порядке регулярных поступлений от учредителя (учредителей), если они являются одним из источников формирования имущества АНО;

— о порядке внесения изменений в учредительные документы;

— о порядке использования имущества в случае ликвидации;

— о символике АНО (эмблеме, гербе, иных геральдических знаках, флагах и гимнах) с обязательным ее описанием (при ее наличии);

— о порядке осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны учредителя (учредителей).

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В соответствии с п. 3 указанной статьи адрес юридического лица в пределах его места нахождения указывается в ЕГРЮЛ.

Таким образом, в уставе в качестве места нахождения АНО, зарегистрированной на территории Республики Хакасия, указывается только наименование населенного пункта без указания на иные адресные объекты, например: «Республика Хакасия, г. Абакан» или «Республика Хакасия, Таштыпский район, с. Анчул».

В соответствии с действующим законодательством в уставе АНО должны быть исчерпывающе определены цель и предмет деятельности организации.

При определении предмета деятельности АНО следует обозначить виды деятельности, посредством осуществления которых будет достигаться цель АНО.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Таким образом, перечень видов деятельности некоммерческой организации как в целом, так и в части видов приносящей доход деятельности, должен быть исчерпывающим и соответствовать целям АНО.

Следует обратить внимание, что понятие «приносящая доход деятельность» является общим родовым понятием, которое включает две категории: предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность, не являющуюся предпринимательской.

Для АНО особенность данного разделения заключается в следующем. П. 5 ст. 123.24 ГК РФ предусмотрено, что АНО вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, только путем создания для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ или участия в них.

При этом в качестве одного из источников формирования имущества АНО в уставе указывается доход от предпринимательской деятельности, который будет выражаться в доходе, полученном АНО от ее участия в хозяйственном обществе.

Приносящую доход деятельность, не являющуюся предпринимательской, АНО вправе осуществлять без создания или участия в хозяйственных обществах.

Таким образом, наличие в уставе АНО формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» без указания перечня дополнительных видов деятельности, и иных аналогичных формулировок, предполагающий открытый перечень целей и видов деятельности, а также осуществление АНО деятельности, выходящей за рамки отраженных в уставе целей и видов деятельности, недопустимо.

Также следует иметь ввиду, что полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками некоммерческой организации, и может быть направлена лишь на достижение целей организации.

Согласно п. 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

Таким образом, в случае осуществления АНО приносящей доход деятельности, учредителем (учредителями) формируется имущество для осуществления такой деятельности в размере не менее 10 000 (Десяти тысяч) рублей, что в свою очередь должно найти отражение в протоколе учредительного собрания.

Отдельно следует остановиться на особенностях функционирования АНО.

В соответствии с п. 1 ст. 123.25 ГК РФ управление деятельностью АНО осуществляется учредителями (учредителем) в порядке, установленном уставом.

Согласно положениям п.1 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и п. 3 ст. 123.25 ГК РФ в АНО в обязательном порядке формируются два органа: высший орган управления и единоличный исполнительный орган. Формирование каких-либо иных органов для АНО действующим законодательством не предусмотрено, но может быть введено уставом организации.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что по решению учредителей (учредителя) АНО в организации может быть создан один или несколько постоянно действующих коллегиальных органов, компетенция которых устанавливается уставом АНО.

Следовательно, высший орган управления АНО может быть как коллегиальным (например, Собрание учредителей, Правление, Общее собрание, Совет и т.д.), так и единоличным в лице единственного учредителя АНО.

При этом коллегиальный высший орган управления может состоять из числа учредителей (учредителя) и (или) третьих лиц в зависимости от того, как это будет предусмотрено уставом, утвержденным учредителем (учредителями) АНО.

Компетенция высшего органа управления для всех некоммерческих организаций предусмотрена п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой к компетенции высшего органа управления АНО относится:

— определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования ее имущества;

— изменение устава АНО;

— определение порядка приема в состав учредителей новых лиц;

— образование органов АНО и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности АНО;

— принятие решений о создании АНО других юридических лиц, об участии АНО в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств АНО;

— принятие решений о реорганизации и ликвидации АНО, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

— утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора АНО.

Законодательная конструкция организационно-правовой формы АНО предполагает для учредителей активную и значимую роль в ее деятельности.

В случае если в соответствии с уставом высшим органом управления АНО не являются учредители (учредитель), отдельно выделяется их компетенция, несмотря на то, что часть вышеперечисленных вопросов в соответствии с положениями п. 2 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» отнесена к исключительной компетенции высшего органа управления.

При этом следует иметь в виду, что ст.ст. 123.24-123.25 ГК РФ и п. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривают исключительную компетенцию учредителей (учредителя) АНО, к которой отнесено принятие решений о:

— преобразовании АНО в фонд;

— принятие в состав учредителей новых лиц;

— определение порядка управления АНО;

— создание постоянно действующего коллегиального органа (органов);

— назначение единоличного исполнительного органа;

— порядке осуществления надзора за деятельностью АНО.

Таким образом, указанными нормами предусмотрены вопросы, решения по которым принимаются исключительно всеми учредителями АНО при соблюдении порядка принятия решений собраний, предусмотренного главой 9.1 ГК РФ, или единственным учредителем.

Порядок принятия решений, отнесенных к исключительной компетенции учредителей АНО, устанавливается ее уставом. Однако законодателем установлено единственное ограничение – так согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях» прием новых лиц в состав учредителей АНО может быть произведен исключительно по единогласному решению всех действующих учредителей АНО.

П. 3 ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» для учредителей АНО также предусмотрено правомочие по осуществлению надзора за деятельностью АНО в порядке, предусмотренном уставом. Порядок осуществления данного надзора определяется учредителями на свое усмотрение. Надзор может осуществляться как непосредственно учредителями, например, путем утверждения отчетов о деятельности Организации, подготавливаемых органами АНО, так и посредством избрания ревизионных органов.

Согласно п. 3 ст. 123.25 ГК РФ учредители (учредитель) АНО назначают единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Сведения о единоличном исполнительном органе (далее – руководитель) подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

На практике зачастую возникает проблемный вопрос с отражением в уставе передачи полномочий (части полномочий) руководителя на случай его временного отсутствия третьему лицу.

Следует иметь в виду, что часть полномочий может быть передана действующим руководителем на случай его временного отсутствия (отпуск, больничный и т.п.) по выданной им доверенности другому лицу.

Если же, ввиду длительного незапланированного отсутствия руководителя, имеется необходимость передать весь объем полномочий другому лицу, даже временно, то необходимо принять во внимание следующее. По доверенности не может быть передан весь объем полномочий руководителя. Полномочия руководителя возникают у лица после избрания его таковым высшим органом управления. С этого момента лицо наделяется полномочиями единоличного исполнительного органа организации и приобретает соответствующие права и обязанности, установленные уставом. Таким образом, перепоручение другому лицу всего объема прав и обязанностей руководителя возможно исключительно в том порядке, который установлен законодательством для его назначения (то есть, по общему правилу – путем избрания его таковым высшим органом управления) с последующей обязательной государственной регистрацией данных изменений в ЕГРЮЛ.

В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставе обязательно указывается порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. При этом согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество согласно положениям устава может быть направлено:

— на цели, в интересах которых было создано АНО;

— на благотворительные цели;

— на цели, в интересах которых было создано АНО и благотворительные цели.

Таким образом, выше изложены основные требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, предъявляемые к документам АНО.

2. Государственная регистрация автономной некоммерческой организации

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации юридических лиц, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При этом государственная регистрация АНО производится с учетом специального порядка, установленного Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Этапы государственной регистрации АНО можно разделить на три относительно самостоятельные части:

1) представление документов на регистрацию в Управление;

2) правовая экспертиза документов и принятие Управлением решения;

3) выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию АНО, или направление уведомления об отказе в государственной регистрации АНО.

АНО создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее уставом.

2.1. Представление документов на регистрацию в Управление

Для осуществления государственной регистрации АНО при ее создании необходимо представить в Управление ряд документов, перечень которых установлен ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Требования к предоставляемым на государственную регистрацию документам содержит Административный регламент.

Также, Приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – приказ ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@) утверждены формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации.

Таким образом для государственной регистрации АНО при его создании в Управление представляются следующие документы:

2) учредительный документ некоммерческой организации (устав) в трех экземплярах;

3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах (предоставляется по форме № Р11001 (лист А, Б), утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@);

5) информация об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (указывается в соответствующей графе заявления по форме № Р11001, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@);

Также в заявлении по форме № Р11001 к заполнению подлежат листы, содержащие сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (лист Е); сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (лист Ж); сведения о заявителе (лист И).

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании АНО.

С формой заявления № Р11001, образцом заполнения данной формы и перечнем документов, предоставляемых на государственную регистрацию некоммерческих организаций, имеется возможность ознакомиться на официальном сайте Управления http://to19.minjust.gov.ru в подразделе «Перечень и формы документов» раздела «Государственная регистрация некоммерческих организаций».

В соответствии с целями и видами деятельности АНО должны выбираться коды видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), подлежащие внесению в ЕГРЮЛ в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Заявленные организацией ОКВЭД, которые указываются в листе «Ж» к заявлению № Р11001, должны в полной мере отображать весь перечень видов деятельности АНО согласно ее устава.

Необходимо отметить, что заявление по форме № Р11001 оформляется с учетом положений Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 13 к приказу ФНС от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@).

Основные требования, предъявляемые к заполнению формы № Р11001:

— Форма заявления заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную.

При использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения печать знаков должна выполняться заглавными буквами, шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, черным цветом. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного, фиолетового или синего цвета заглавными печатными буквами.

— Для показателя, значением которого является код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, используются три поля, разделенные знаком «.» («точка»). Заполнение показателя осуществляется слева направо в соответствии с цифровым значением кода по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). При этом указывается не менее четырех цифровых знаков кода.

— Номер телефона, который указывается в форме заявления, должен представлять собой номер мобильной связи или стационарного телефона. Номер телефона указывается в формате: код страны (например, «+7»), код города (до 5 знаков) или код мобильного оператора связи (до 3 знаков), номер телефона без пробелов, прочерков, скобок.

— Текстовые поля формы заявления заполняются слева направо, начиная с крайнего левого знакоместа. При написании текстового значения, состоящего из нескольких слов либо слов, цифр, знаков, которые должны быть написаны слитно, пустое знакоместо между такими словами (цифрами, символами) оставаться не должно. При написании текстового значения, состоящего из нескольких слов либо слов, цифр, символов, между словами (цифрами, символами), которые должны быть написаны раздельно, должно оставаться одно пустое знакоместо. Если слово (цифра, знак) закончилось на последнем знакоместе строки, то написание следующего слова (цифры, знака), которое пишется раздельно с предыдущим словом (цифрой, знаком), начинается со второго знакоместа следующей строки, а первое знакоместо остается незаполненным (пустым).

— При написании адреса используются сокращенные наименования видов населенных пунктов и типов следующих за населенным пунктом адресообразующих элементов в соответствии с Правилами сокращенного наименования адресообразующих элементов, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 171н «Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов».

— Незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в территориальный орган ФНС России заявления включать не требуется.

Согласно пп. 1. п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в размере 4000 рублей.

В соответствии с п. 67 Административного регламента заявители имеют право направить документы почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представить документы лично или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Необходимая информация о порядке предоставления Управлением государственной услуги о государственной регистрации некоммерческих организаций через Единый портал государственных и муниципальных услуг содержится на сайте Управления в подразделе «Услуги в электронной форме» раздела «Государственная регистрация некоммерческих организаций».

Следует обратить внимание, что в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления в Управление документов в форме электронных документов государственная пошлина за государственную регистрацию АНО при создании не уплачивается.

Исходя из положений ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае невозможности подачи документов для государственной регистрации создания юридического лица лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность, необходимое для государственной регистрации заявление по форме № Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Согласно п. 41 Административного регламента все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки.

Согласно п. 2 Административного регламента заявителем при государственной регистрации некоммерческой организации, в том числе АНО, в связи с ее созданием выступает либо единственный учредитель, либо, в случае учреждения АНО двумя и более лицами, один из учредителей, уполномоченный на совершение необходимых действий учредительным собранием.

2.2. Правовая экспертиза документов и принятие Управлением решения

На проведение правовой экспертизы представленных документов на государственную регистрацию АНО при ее создании Управлению отведено 12 рабочих дней.

Обращаем внимание, что регистрация некоммерческих организаций носит не уведомительный характер. Все предоставляемые документы проходят правовую экспертизу на соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

Срок для принятия Управлением решения о государственной регистрации АНО не может превышать 13 рабочих дней.

Конечным результатом предоставления государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании является государственная регистрация данной организации. Согласно п. 8 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в данный реестр.

Соответственно, если после прохождения экспертизы документов вопрос о государственной регистрации решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в ЕГРЮЛ. В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление.

Общий срок предоставления государственной услуги без учета времени на исполнение функций налоговым органом не может превышать 17 рабочих дней.

Если вопрос о государственной регистрации решился отрицательно, то Управление принимает решение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации.

Согласно п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 50 Административного регламента Управление имеет право отказать в государственной регистрации некоммерческой организации по следующим основаниям:

— учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

— ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

— ее наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

— необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;

— выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

— если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченным на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;

— если установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения;

— если в установленный решением о приостановлении государственной регистрации срок заявителем не устранены основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации (в соответствии с п. 1.1. ст. 23.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 75 Административного регламента, ненадлежащее оформление документов, представляемых на государственную регистрацию, для некоммерческих организаций в организационно-правовой форме АНО является основанием для однократного приостановления государственной регистрации на срок до трех месяцев).

В случае отказа в государственной регистрации государственная пошлина не возвращается.

2.3. Выдача заявителю документов, подтверждающих государственную регистрацию АНО, или направление уведомления об отказе в государственной регистрации АНО

В соответствии с п.п. 86, 104, 106, 107 Административного регламента при государственной регистрации АНО при создании Управление, предварительно сообщив заявителю по телефону о готовности документов к выдаче, в течение 3 (трех) рабочих дней выдает заявителю следующие документы:

— свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, заверенное Управлением;

— устав АНО, заверенный Управлением;

— свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения, заверенное налоговым органом;

— листы записи ЕГРЮЛ о внесении записи о создании юридического лица и об учете юридического лица в налоговом органе;

Если вопрос о государственной регистрации решился отрицательно, то в соответствии с п.п. 89, 94, 95, 109 Административного регламента в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации.

Интересующую информацию по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций Вы можете также получить в порядке устной консультации по телефону 8(3902)215-127, либо при личном обращении по адресу: г. Абакан, пр. Ленина, д. 82, 1 этаж, кабинеты 2, 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *