траектория образовательной программы что такое

Траектория образовательной программы что такое

В СПбГИПСР разработана концепция организации образовательного процесса, ориентированная на индивидуализацию процесса обучения студентов, которая предполагает как вариативность в содержании образовательных программ, так и образовательных маршрутов.

Реализация этой концепции заключается в разработке для каждой программы уникальных образовательных траекторий, доступных для выбора студентам на первом курсе.

Содержание обучения

Итак, прежде всего, образовательная траектория определяет содержательный аспект обучения. Каждая образовательная траектория отражает один из содержательных аспектов образовательной программы. Таким образом, студенты имеют возможность получить более глубокие знания в той или иной области в рамках образовательной программы.

Это достигается за счет закрепления перечня тематик научно-практических работ, которые выполняют студенты в процессе обучения, а также тематики выпускной квалификационной работы (диплома).

Кроме того, за каждой образовательной траекторией закреплены определенные элективные и факультативные дисциплины, которые доступны для изучения студентам, как правило, на старших курсах.

Образовательные маршруты

Каждая из предлагаемых образовательных траекторий ориентирована на то или иной образовательный маршрут. Это позволяет в процесс обучения на программах бакалавриата, во-первых, лучше подготовиться к освоению следующего уровня образования, а, во-вторых, выбирать в рамках бакалавриата именно те курсы, которые будут полезны при обучении в магистратуре или на программе профессиональной переподготовки.

Будущее трудоустройство

Образовательные траектории за счет фокусирования обучения, исследовательской и практической работы студентов на определенных аспектах, позволяют получить более точную и углубленную подготовку к той или иной деятельности, на которую ориентирована образовательная траектория.

Большинство траекторий разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами.

Правильный выбор образовательной траектории позволит:
Информация об образовательных траекториях

Информацию об образовательных траекториях, доступных для выбора, а также аннотации к ним, вы можете получить в разделах сайта, посвященных описанию образовательных программ (перейти в раздел бакалавриата, перейти в раздел магистратуры).

Порядок выбора образовательных траекторий

Выбор образовательной траектории осуществляется в первом семестре на первом курсе не позднее 30 ноября.

Выбор осуществляется средствами Учебного портала института.

Для выбора образовательной траектории студенты создают заявку в подразделе «Образовательные траектории» раздела «Учебные активности» рабочего кабинета на Учебном портале.

Источник

Траектория образовательной программы что такое

В СПбГИПСР разработана концепция организации образовательного процесса, ориентированная на индивидуализацию процесса обучения студентов, которая предполагает как вариативность в содержании образовательных программ, так и образовательных маршрутов.

Реализация этой концепции заключается в разработке для каждой программы уникальных образовательных траекторий, доступных для выбора студентам на первом курсе.

Содержание обучения

Итак, прежде всего, образовательная траектория определяет содержательный аспект обучения. Каждая образовательная траектория отражает один из содержательных аспектов образовательной программы. Таким образом, студенты имеют возможность получить более глубокие знания в той или иной области в рамках образовательной программы.

Это достигается за счет закрепления перечня тематик научно-практических работ, которые выполняют студенты в процессе обучения, а также тематики выпускной квалификационной работы (диплома).

Кроме того, за каждой образовательной траекторией закреплены определенные элективные и факультативные дисциплины, которые доступны для изучения студентам, как правило, на старших курсах.

Образовательные маршруты

Каждая из предлагаемых образовательных траекторий ориентирована на то или иной образовательный маршрут. Это позволяет в процесс обучения на программах бакалавриата, во-первых, лучше подготовиться к освоению следующего уровня образования, а, во-вторых, выбирать в рамках бакалавриата именно те курсы, которые будут полезны при обучении в магистратуре или на программе профессиональной переподготовки.

Будущее трудоустройство

Образовательные траектории за счет фокусирования обучения, исследовательской и практической работы студентов на определенных аспектах, позволяют получить более точную и углубленную подготовку к той или иной деятельности, на которую ориентирована образовательная траектория.

Большинство траекторий разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами.

Правильный выбор образовательной траектории позволит:
Информация об образовательных траекториях

Информацию об образовательных траекториях, доступных для выбора, а также аннотации к ним, вы можете получить в разделах сайта, посвященных описанию образовательных программ (перейти в раздел бакалавриата, перейти в раздел магистратуры).

Источник

Что такое траектория обучения и зачем
она нужна в онлайн-курсе

траектория образовательной программы что такое

Представьте себя на месте ученика, проходящего онлайн-обучение. Вы выбрали интересное направление, предвкушаете, что узнаете что-то новое, получите навыки и умения, которыми раньше не обладали.

Но обучение совсем не соответствует ожиданиям. Темп слишком медленный, материал неинтересный и уже вам знакомый. Или, наоборот, вы не успеваете понимать и осваивать информацию.

Избежать подобного поможет правильная траектория обучения.

Индивидуальная траектория применяется не только в обучении один на один, как на репетиторстве. Она не менее важна при работе с классом и группой. В таком случае особенно учитываются отстающие от программы или обгоняющие её ученики.

В широком смысле траектория обучения есть в любом курсе, который учитывает особенности студентов. Однако далеко не всегда она подобрана верно и эффективно работает.

Цель траектории обучения — предоставить ученикам возможность максимально раскрыть свой потенциал. В ходе прохождения индивидуального образовательного маршрута решаются задачи:

Единой классификации нет, но можно выделить две основные разновидности:

Закрытая (линейная)
Набор предметов, курсов, практик, которые проходятся последовательно всеми учениками группы. Обучение идёт от простого к сложному, часто разделено на тематические блоки. Индивидуальный подход заключается в дифференцированных заданиях для студентов с разным уровнем подготовки и способностей.

Подойдёт для групп, где у всех обучающихся примерно один уровень знаний. Примеры: онлайн-курс с отбором по результатам вступительного теста, повышение квалификации для работников организации.

Открытая (нелинейная)
Последовательность обучающего материала может меняться в зависимости от темпа усвоения, знаний и других параметров. Структура курса не жёсткая, способна варьироваться. Доступны бонусные уроки, задания повышенной сложности, дополнительные модули для тех, кто что-то упустил.

Подойдёт для сборных групп из учеников с разным уровнем подготовки. Примеры: программы подготовки к экзаменам, курсы по обработке фотографий, языкам программирования.

Важно

Источник

Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [7].

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [5].

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В связи с тем, что мы рассматриваем индивидуально-образовательную траекторию как образовательную программу, необходимо оговорить позиции, с которых мы исследуем образовательную программу. Придерживаясь позиции ученых –педагогов Петербургской школы, мы рассматриваем образовательную программу с одной стороны как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования [6].

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего [4].

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей [4].

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)

Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);

Статья 14 “Закона об образовании” указывает, что:

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме “ обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний [1. С. 64–68].

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов [8].

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) [8, С.70].

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования [8, С. 76–78].

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [8, С. 82–88].

Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.

В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.

1. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое…//Математика в школе. 2000, № 6.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М., 1982.

3. Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М.: Народное образование, 1998. – с.130–193.

5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.

6. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.

7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М., 2000.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

Источник

Персональные траектории. Как вузу учить студентов по индивидуальным программам и не потерять аккредитацию

Персональные образовательные траектории – это уже не что-то из будущего и не только практика продвинутых онлайн-университетов. Традиционные вузы постепенно начинают внедрять индивидуальный подход в обучении, дают студентам возможность выбирать, какие предметы и в каком темпе осваивать.

Запрос на индивидуальные образовательные траектории с каждым годом растет:

Для студента это возможность выйти из вуза со своим уникальным профилем компетенций и быть более востребованным на рынке труда.

Для работодателей это более компетентные молодые специалисты, которых не надо долго и мучительно переучивать после вуза.

Для университета это возможность повысить собственную привлекательность как в глазах абитуриентов, так и в глазах работодателей.

Плюсов много, однако причин тому, что полноценной персонализации до сих пор нет ни в одном вузе, достаточно.

Проблема персонализации сегодня состоит в том, на ком лежит ответственность за полученные результаты. Кто ответственен за выбор, который сделают студенты? Как сделать, чтобы не получилось произвольное сочетание попыток изучить отдельные кусочки из разных областей, которые человеку ничего не дадут и приведут к потере времени и средств? Через данные и анализ того, как развиваются люди, как они становятся успешными в определенных направлениях деятельности.

Нужны качественные данные, нужно учиться ими обмениваться, собирать их. Иначе смена образовательной парадигмы и переход к персонализации так и останется локальной историей отдельных продвинутых вузов.

Сначала хорошая новость, содержательно, вузы скорее готовы перейти к персонализации и даже начинают вводить элементы индивидуальных образовательных траекторий.

Но есть много ограничений. Речь о нормативных барьерах и «легализации» вариативной программы, которую проходят студенты.

Основная сложность – вытащить часы из основной образовательной программы и отдать ее вариативной части. Гораздо проще всю вариативную часть расположить в дополнительной части программы, факультатива или даже воспитательной деятельности.

Есть сложности и у студентов. Студент, может, и хотел бы сам выбирать предметы и форматы и изучать то, что ему нравится, но как все успеть, ведь есть еще основная образовательная программа, которую никто не отменял.

Пока не будет адекватных механизмов встраивания в основную образовательную программу часов на полноценную вариативную часть, массово перейти к персонализации не удастся.

Студенты могут проходить курсы других университетов и сами вузы заинтересованы в том, что их контент (курсы, программы, лекции) был интересен учащимся из других университетов, других регионов. Но есть сложности.

Вуз не может зачесть студенту отдельные элементы его образовательной траектории – лекции или курсы, которые он прослушал. Зачет можно поставить только за совокупность часов, объединенных к тому же в один модуль или факультатив.

Вузы готовы становиться более гибкими и давать больше свободы и выбора и студентам, и преподавателям. Но все упирается в систему аккредитации, где вуз могут лишить лицензии за несоответствие требованиям ФГОС.

Система консервативна и меняется медленно, поэтому те, кто работают в образовании, решают не ждать и начинают сами предлагать локальные решения по внедрению персонализации в образовательный процесс.

Вот некоторые идеи (подготовлены в рамках форуме «Сильные идеи для нового времени»):

Идея – реформировать студенческое научное общество – создать кружки среди студентов по проектам, которые они готовы реализовывать в рамках своего обучения. Бизнес идею поддержал и готов предоставлять конкретные задачи и даже выплачивать стипендии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *