Статья 494 гражданского кодекса что значит
Статья 494 ГК РФ. Публичная оферта товара
Новая редакция Ст. 494 ГК РФ
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Комментарий к Статье 494 ГК РФ
Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.
Другой комментарий к Ст. 494 Гражданского кодекса Российской Федерации
1. Под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия предложение о заключении договора, обращенное к неопределенному кругу лиц. В п. 1 комментируемой статьи сделана отсылка к ст. 437 (п. 2), которая дает легальное определение публичной оферты.
В частности, к публичной оферте относится выставление товаров в месте продажи, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.). Эти действия признаются публичной офертой, независимо от того, указана ли цена розничного договора купли-продажи (например, на товарах, выставленных в витрине магазина, указано, что они являются образцами и продаже не подлежат). В отдельных случаях с предложением (офертой) заключить договор может выступить и покупатель (например, при отсутствии товара на витрине или в зале), однако это не будет публичная оферта.
2. Реклама, отношения по которой регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. «О рекламе» (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864), по общему правилу не рассматривается в качестве публичной оферты. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 437 ГК (см. комментарий к ней). Вместе с тем в п. 2 комментируемой статьи законодатель установил, что предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) (что можно рассматривать как рекламу) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.
Статья 494 ГК РФ. Публичная оферта товара
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Комментарии к ст. 494 ГК РФ
На практике способы публичной оферты включают в себя информацию о товаре, его описание, назначение, цену и место приобретения. Зачастую публичная оферта выражается в форме рекламных листовок со сведениями о наличии скидок на товары в определенное время и в определенном месте, что также является публичной офертой.
Если товары выставлены в местах продажи (на витринах, на стендах, на прилавках, на манекенах), но при этом не указана их цена и иные существенные условия договора розничной купли-продажи, то такая демонстрация также является публичной офертой, поскольку выставление этих товаров означает их демонстрацию в целях заключения договора розничной купли-продажи.
На практике в качестве публичной оферты отдельные товары выставляют в виде так называемых тестеров. В основном это касается парфюмерно-косметических товаров с той целью, чтобы потенциальные покупатели получили как можно больше информации о товаре, который они, возможно, в будущем приобретут.
Также публичной офертой является предложение в отношении продуктов питания попробовать их, когда на витринах или на прилавках, где выложены продукты питания, преимущественно это касается колбасных, молочных и кондитерских продуктов, выделены отдельные тары (емкости), в которых помещены образцы продаваемой пищевой продукции.
Однако в качестве публичной оферты продавцы иногда выставляют и образцы продаваемых товаров, рядом с которыми помещают информацию о том, что данный товар не предназначен для продажи. Такую оферту также можно расценить как публичную, поскольку потенциальный покупатель имеет возможность наглядно ознакомиться с товаром, который он желает приобрести, и получить минимум необходимой информации.
2. Применимое законодательство:
— Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
3. Судебная практика:
— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122;
— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2010 N 09АП-11205/2010-АК;
— Постановление ФАС Московского округа от 26.07.2011 N Ф05-7034/07 по делу N А40-7557/2007;
— Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2000 N А78-2046/00-С2-686у-Ф02-1883/00-С1;
— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 N 20АП-340/14;
— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 N 18АП-8873/2013;
— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 N 20АП-6350/12;
— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 N 12АП-1505/12;
— Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2008 N 07АП-6749/08;
— Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2011 N Ф09-6276/10 по делу N А50-33861/2009;
— Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КА-А40/1018-11 по делу N А40-61323/10-94-326.
Статья 437. Приглашение делать оферты. Публичная оферта
1. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.
2. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
Комментарий к ст. 437 ГК РФ
1. Комментируемая статья разграничивает не влекущее договорно-правовых последствий приглашение делать оферты (вызов на оферту), с одной стороны, и публичную оферту как разновидность оферты, с другой стороны.
По общему правилу не являются офертой реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц. Данное правило логично следует из легального определения оферты, закрепленного в п. 1 ст. 435 ГК. Поскольку предложение о заключении договора, направленное неопределенному кругу лиц, офертой не признается, оно не связывает лицо, от имени которого предложение размещено или направлено.
Хотя рассматриваемая норма сформулирована в п. 1 комментируемой статьи как диспозитивная, в сущности она таковой не является. Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, может стать офертой не в силу простого указания в ней об этом, а лишь при соблюдении условий, содержащихся в п. 2 комментируемой статьи. Поэтому заключительную фразу п. 1 комментируемой статьи «. если иное прямо не указано в предложении» следует понимать как «кроме случая, указанного в п. 2 настоящей статьи».
2. Как указывалось в комментарии к п. 1 ст. 435 ГК, из общего правила о том, что оферта должна иметь конкретного адресата, возможно исключение. Соответствующее исключение установлено п. 2 комментируемой статьи, согласно которому офертой также является предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и из которого усматривается воля лица заключить договор на предлагаемых условиях с каждым, кто отзовется. По причине отсутствия конкретного адресата данная разновидность оферты именуется публичной.
Публичная оферта в отличие от приглашения делать оферту влечет последствия договорно-правового характера: она связывает оферента сделанным им предложением, а при условии наличия в такой оферте срока для акцепта она является по общему правилу безотзывной.
Судебная практика по статье 437 ГК РФ
Оценив представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт размещения на интернет-сайте veloolimp.com предложения о продаже велосипедов с использованием товарного знака «TWISTER», принадлежащего истцу, факты администрирования домена Вайнштейном О.С., осуществлявшим предложение к продаже товаров с незаконно нанесенным товарным знаком «TWISTER» и реализации такого товара обществом «Велоолимп», суды, руководствуясь статьями 437, 492, 1229, 1252, 1484, 1487, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков компенсации за нарушение исключительных прав истца на товарный знак.
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 12, 15, 393, 431.2, 437, 447, 454, 456, пунктом 3 статьи 455, статьями 469, 474, 475, 476 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 110 Закона о банкротстве, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении Пленума от 23.06.2015 N 25.
Суды, исходя из надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 437, 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пришли к выводу о том, что заключение договора по итогам открытого запроса предложений для общества «Аэромар» является правом, а не обязанностью заказчика, при этом верно указав, что оспариваемый обществом «НИИ КМ» открытый запрос предложений не является формой торгов и не накладывает на заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств. В связи с чем, суды отказали в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, руководствуясь положениями статей 426, 428, 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суды указали, что избранный обществом способ заключения договоров на услуги по вывозу ТБО с собственниками жилых помещений города Тамбова (жилых домов, их частей, комнат в жилых домах) и собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, выбравших в качестве способа управления домом непосредственное управление, позволяет оказывать давление на потенциальных потребителей и монопольно воздействовать на потребительскую группу, тем самым снижая круг возможных поставщиков таких же услуг, воздействуя на конкуренцию, основанную на принципах свободного волеизъявления и выбора, обеспечиваемого равным доступом конкурирующих субъектов на рынок услуг.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 395, 437, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности того, что ответчик выступил оферентом покупки эмиссионных бумаг; воля Компании на выкуп облигаций при неисполнении или ненадлежащем исполнении эмитентом облигационных обязательств выражена в публичной оферте, совершения истцом акцепта оферты и ненадлежащего исполнения ответчиком, принятых по условиям оферты обязательств.
Признавая обоснованными требования истца о взыскании номинальной стоимости облигаций, купонного дохода, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции, с выводами которого согласились суды апелляционной инстанции и округа, руководствуясь положениями статей 309, 395, 437 и 484 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил доказанности того, что ответчик выступил оферентом покупки эмиссионных бумаг; истец, будучи владельцем облигаций, акцептовал данную оферту; между тем, требование об оплате ответчиком не было исполнено.
Статья 494. Публичная оферта товара
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Комментарий к Ст. 494 ГК РФ
1. Как известно, оферта характеризуется, в частности, тем, что она обращена к одному или нескольким конкретным лицам и содержит существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК). Предложение заключить договор (реклама и т.п.), обращенное к неопределенному кругу лиц, квалифицируется в качестве приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в самом предложении (п. 1 ст. 437 ГК). Наконец, в п. 2 ст. 437 ГК РФ дается понятие публичной оферты.
Применительно к розничной купле-продаже в комментируемой статье устанавливаются правила, существенно отличающиеся от указанных общих положений. Причем эти правила несколько не согласованы с названными положениями. Так, правовое значение рекламы и других подобных предложений (как приглашений делать оферты) может быть изменено указаниями, содержащимися в таких предложениях (п. 1 ст. 437 ГК), но не законом. Между тем как в п. 1 рассматриваемой статьи устанавливается иное. Публичная оферта содержит все существенные условия договора (п. 2 ст. 437 ГК). А в п. 2 комментируемой статьи публичными офертами признаются и некоторые действия, не сопровождающиеся указанием существенных условий. Однако отмеченная несогласованность норм ГК РФ не таит в себе ничего страшного с практической (правоприменительной) точки зрения.
В ст. ст. 435, 437 ГК РФ содержатся общие правила. В рассматриваемую статью включены специальные нормы о розничной купле-продаже.
Причем такой способ предложения заключить договор розничной купли-продажи, о котором идет речь в комментируемой статье, не имеет широкого распространения в сравнении с обычно применяемым способом. Обычно договор купли-продажи заключается путем акцепта публичной оферты как действия, о котором говорится в п. 2 ст. 437 ГК РФ, т.е. предложения заключить договор, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля оферента заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Если, однако, совершаются действия, указанные в рассматриваемой статье, то они признаются публичной офертой. Точнее — приравниваются к публичной оферте, определение которой дано в п. 2 ст. 437 ГК РФ.
2. Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной. Это обусловлено спецификой складывающихся в этой сфере отношений, которая нашла отражение в законе. В силу ст. 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. коммерческая организация (продавец) обязана продать товар любому, кто к ней обратится. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи (как и любого публичного договора) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей (потребителей и др.), за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных субъектов (п. 2 ст. 426 ГК; см. также п. 2 ст. 492 и соответствующий комментарий).
Покупателю по договору розничной купли-продажи чаще всего не о чем договариваться с продавцом. Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи является договором присоединения (ст. 428 ГК). Таково общее правило. Естественно, существуют и исключения. Так, покупатель может выразить волю акцептовать публичную оферту с условием принятия товара покупателем в определенный срок или с условием доставки товара покупателю (см. ст. ст. 496, 499 ГК и соответствующие комментарии). Может быть предусмотрена оплата товара в кредит или рассрочку (см. ст. ст. 488, 489 ГК и комментарий к ним) и т.д. Но и в этих случаях все остальные условия договора (о цене и др.) определены в публичной оферте. Согласовав условия о сроке принятия товара или о доставке и т.д., во всем остальном покупатель присоединяется к предложенному договору в целом.
3. Если предложение заключить договор розничной купли-продажи обращено к неопределенному кругу лиц (ко всякому и каждому), сформулировано в рекламе, каталогах и описаниях товаров и содержит все существенные условия договора, то презюмируется, что продавец выражает волю заключить договор с любым, кто отзовется. (Иначе, к чему предложение?) Такое предложение признается публичной офертой.
Если бы такие предложения не признавались публичной офертой, то в ряде случаев потенциальные покупатели вводились бы в заблуждение.
4. При рассмотрении п. 2 комментируемой статьи важно обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, речь идет о выставлении товаров, а также о демонстрации образцов или предоставлении сведений о продаваемых товарах.
Во-вторых, указанные действия совершаются в месте продажи. Поэтому правило п. 2 не применяется, например, при продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли.
В-третьих, такие действия признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие условия договора. В принципе такой ситуации быть не должно, поскольку в силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров продавец до заключения договора должен довести до сведения покупателей кроме прочего цену и условия приобретения товара. Пунктом 19 этого акта предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Если, однако, продавец не исполнил указанную обязанность или выдвигает некие дополнительные условия, то начинает «работать» правило, содержащееся в п. 2 комментируемой статьи: совершена публичная оферта, любой вправе на нее отозваться, отозвался — договор заключен.
В-четвертых, в указанных случаях продавец может указать («явно определить»), что соответствующие товары не предназначены для продажи. Обычно так и указывается: «Не продается». И рассматриваемые действия не признаются публичной офертой.
Статья 494. Публичная оферта товара
1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети «Интернет» признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Комментарий к ст. 494 ГК РФ
1. Публичный характер договора розничной купли-продажи проявляется в особом порядке его заключения. Как правило, в качестве оферента выступает продавец (розничный торговец). Сама же оферта в большинстве случаев является публичной, т.е. предусматривая все существенные условия договора, выражает волю лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК).
2. Коммент. ст. предусматривает ряд специальных правил, посвященных публичной оферте. Во-первых, в отличие от п. 1 ст. 437 ГК, рассматривающего рекламу товара лишь в качестве вызова на оферту (приглашения делать оферты), п. 1 коммент. ст. признает предложение товара, обращенное к неопределенному кругу лиц в рекламе (каталогах, описаниях), публичной офертой при условии, что оно содержит все существенные условия договора.
Во-вторых, выставление товара в торговом зале, на прилавках, в витринах, а также предоставление в месте продажи сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков и т.п.) признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора (п. 2 коммент. ст.). Это означает, что заинтересованное в покупке товара лицо может требовать его продажи во всех случаях, кроме тех, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не продаются (например, они служат художественным оформлением торгового зала либо образцы товара снабжены специальным указанием и т.д.).
Судебная практика по статье 494 ГК РФ
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 19, 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Кроме того, заявитель связывает нарушение своих прав, гарантированных статьями 18, 19 (часть 1) и 33 (часть 2) Конституции Российской Федерации, с тем, что положения абзаца второго пункта 2 статьи 310, пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 434, пункта 3 статьи 438, пунктов 1 и 4 статьи 445, пункта 1 статьи 452, статей 492, 493 и пункта 2 статьи 494 ГК Российской Федерации, по его мнению, не были применены судом в его конкретном деле.