определение что такое программа в информатике определение
Программа — что это такое? Определение в информатике
Программы есть на каждом компьютере, ноутбуке и даже в ваших телефонах и планшетах. Все они созданы, чтобы выполнять функции, которые будут востребованы пользователями.
Ежедневно миллионы людей по всему миру используют их для различных целей, но не все знают определение этого термина. Если вам это интересно, то данная статья несомненно поможет вам расширить свои познания в IT сфере.
Прошлый материал был посвящен тому, что такое программное обеспечение, сейчас вы узнаете определение программы в информатике, как они работают и что из себя представляют.
Что такое программа
Программа (Program) — это набор команд, инструкций в виде кода, который запакован в исполняемый файла/ы. Создается для выполнения определенный функций и задач на определенном устройстве и операционной системе. Это может быть текстовый просмотрщик, видео-редактор, музыкальный плеер, браузер и т.д.
Т.е. по сути, это последовательность определенных команд, которые будут выполнятся на определенном устройстве со своей ОС для выполнения каких-либо действий необходимых пользователю. Именно они заставляют аппаратное обеспечение выполнять функции, на которые оно способно.
Если вы учитесь в университете на программиста, то наверняка знаете, что компьютерной программой называется даже простой код, который выводит на экран текст — Hello World!
Программа — это самый распространенный термин, используемый для определения какого-либо программного обеспечения. В телефонах и телевизорах софт также можно называть так, но мы уже привыкли к другому названию — приложение.
Интересно! Любое ПО создается под целевую систему: Windows, Mac OS, IOS, Android или другую, и под ее архитектуру. Поэтому для каждой ОС необходим свой софт, который будет на ней работать.
Как создаются программы
Программы создаются в специальном ПО для их создания: это ПО для работы с кодом, его компиляцией и отладки. Непосредственно код может быть написан на разных языках программирования, которые разделяются на два типа:
Языков программирования огромное множество, любой может подходить для определенных задач. Для каждой операционной системы, будь то Windows, Mac OS, Linux, IOS или Android существует свой язык программирования. И если софт написан под определенную систему, ее архитектуру, то на другой ОС он просто не запустится.
Виды программ
Видов не так уж много, но основной перечень состоит всего из трех типов. Их уже можно классифицировать дальше.
Системное ПО — это операционная система, драйверы, системные утилиты и другой софт встроенный в операционную систему.
Прикладное ПО — мессенджеры, офис, плееры, различные просмотрщики. Т.е. софт для выполнения повседневных задач, которым вы так часто пользуетесь
Инструментальное ПО — софт, предназначенный для разработки, отладки другого ПО. Т.е. для создания программного обеспечения.
Также, можно добавит еще один тип — вредоносное ПО, но это уже ближе к прикладному.
Интересно! Дополнительно рекомендую прочитать, про типы софта и его классификацию в следующем материале — виды программного обеспечения.
В заключение
Теперь вы знаете больше о том, что так часто используете на своих компьютерах и гаджетах. Надеюсь вам было интересно и это расширило ваши познания в компьютерной сфере.
Компьютерная программа
Компью́терная програ́мма — последовательность инструкций, предназначенная для исполнения устройством управления вычислительной машины. Программа — один из компонентов программного обеспечения. В зависимости от контекста, рассматриваемый термин может относиться также и к исходным текстам программы. Компьютерные программы, как объект авторского права и других прав интеллектуальной собственности, относится к категории нематериальных активов.
Программа — данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определённого алгоритма.
Программа — представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определённого результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Содержание
Создание программ
Чаще всего образ программы хранится в виде исполняемого модуля (отдельного файла или группы файлов). Из этого образа, находящегося как правило на диске, исполняемая программа в оперативной памяти может быть построена программным загрузчиком.
В системном программировании существует более формальное определение [источник не указан 1311 дней] программы как размещённых в оперативной памяти компьютера данных и машинных кодов, исполняемых процессором для достижения некоторой цели. Здесь подчёркиваются две особенности: нахождение программы в памяти и её исполнение процессором.
Процесс разработки программного обеспечения состоит из нескольких этапов, из которых в узком смысле лишь непосредственное создание программного кода носит название «программирование». В быту под программированием часто подразумевается весь процесс разработки ПО, а людей, занимающихся этим видом деятельности, называют программистами.
Запись исходных текстов программ при помощи языков программирования облегчает понимание и редактирование человеком. Этому, в частности, помогают комментарии, допустимые в синтаксисе большинства языков. Для выполнения на компьютере готовый текст программы преобразуется (компилируется) в машинный код.
Некоторые языки программирования позволяют обходиться без предварительной компиляции программы и переводят её в инструкции машинного кода непосредственно во время исполнения. Этот процесс называется динамической компиляцией и он позволяет добиться большей переносимости программ между разными аппаратными и программными платформами при сохранении многих плюсов компиляции.
Интерпретируемые программы, для которых как правило не применяется процесс компиляции и которые интерпретируются операционный системой или специальными программами-интерпретаторами, называются скриптами или «сценариями».
Исходные тексты компьютерных программ в большинстве языков программирования состоят из списка инструкций, точно описывающих заложенный алгоритм. Подобный подход в программировании называется императивным. Однако применяются и другие методологии программирования. Например, описание исходных и требуемых характеристик обрабатываемых данных и предоставление выбора подходящего алгоритма решения специализированной программе-интерпретатору — такой подход называется декларативным программированием. К декларативному программированию относятся функциональное и логическое, а также менее распространённые виды программирования.
Использование программ
Большинство пользователей компьютеров используют программы, предназначенные для выполнения конкретных прикладных задач, таких как подготовка и оформление документов, математические вычисления, обработка изображений и т. п. Соответствующие программные средства называют прикладными программами или прикладным программным обеспечением. Управление компонентами вычислительной системы и формирование среды для функционирования прикладных программ берёт на себя системное программное обеспечение, наиболее важной составляющей которого является операционная система.
Правовые аспекты
Программы с общедоступными исходными текстами называются открытыми.
Компьютерные программы в большинстве стран являются объектами авторского права. В некоторых странах компьютерные программы могут защищаться патентами. Авторское и некоторые другие [какие?] права интеллектуальной собственности позволяют ограничивать доступ к исходным текстам программ.
Урок по информатике по теме: «Понятие программы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Понятие программы
(рассчитано на 2 урока)
Ввести понятие программа;
Познакомить с правилами оформления и вызова программ.
последовательность выполнения действий.
Ввести понятие «объект-исполнитель»;
Познакомить учащихся с третьей стадией разработки алгоритма;
Ввести понятие «программа»;
Познакомить с правилами оформления и вызова программы;
Научить решать задачи на составление программ с линейным алгоритмом.
2. Повторение изученного материала:
Закрепление умения составлять алгоритмы и изображать их в виде блок-схем;
понятия «исходные данные» и «выходные данные;
технология тестирования алгоритма.
ввод понятия «объект-исполнитель»;
знакомство с третьей стадией разработки алгоритма;
ввод понятия «программа»;
правила оформления и вызова программы
задачи на составление программ с линейным алгоритмом.
4. Подведение итогов за урок.
Домашнее задание – конспект.
1.Читать тема 13.1-13.2 стр. 162-188.
2. Устно стр. 175, вопросы 1-6
Почему мы используем понятие «Исполнитель»?
Приведите примеры Исполнителей из жизни.
Что называется программой?
Приведите примеры программ для разных Исполнителей.
Приведите несколько примеров жизненных ситуаций, где четко можно разделить алгоритм и программу действий. Расскажите, чес может отличаться одна программа от другой, если ее будут выполнять разные объекты-исполнители.
Какие стадии необходимо пройти, чтобы разработать программу?
3. Письменно стр. 241,( Практикум по информационным технологиям ) задание 7.24.
4. Читать стр. 243-245, тема 7.3 (Практикум по информационным технологиям).
5. Письменно стр. 242 (Практикум по информационным технологиям), задание 7.32 (информационная модель прямоугольника, блок-схема алгоритма рисования, программа).
6. Письменно стр. 242-245 (Практикум по информационным технологиям), задания 7.33-7.38.
7. Письменно нарисовать блок-схемы для задания 7.25 (Практикум по информационным технологиям) стр. 241.
8. Письменно стр. 241 (Практикум по информационным технологиям), задания 7.27-7.28.
Методика проведения уроков
Действия, описываемые в алгоритме, должны быть понятны самому разработчику алгоритма. Только тогда алгоритм можно преобразовать в форму, понятную тому, кто будет его выполнять.
Поэтому разработка алгоритма практически всегда осуществляется в две стадии. На первой стадии человек приближенно описывает последовательность выполнения действий объектом, который будет претворять в жизнь, заложенную в алгоритме идею. Возможно, этим объектом будет сам разработчик. На этой стадии человек должен ясно представить себе, что же он хочет получить и каким образом. На следующей стадии алгоритм претерпевает некоторые изменения для того, чтобы в нем были учтены особенности среды, в которой предполагается выполнение этого алгоритма.
Алгоритмы решения разных задач должны быть выполнены в той среде, где необходимо получить результат. В этой среде должен существовать объект, который будет выполнять этот алгоритм.
Солдат в армии, который обязан беспрекословно выполнять приказы старших по званию чинов;
Собака, которая должна выполнять команды хозяина;
Животные в цирке, которые должны точно исполнять требования дрессировщика;
Робот, производящий измерения в космосе, выполняет команды, поступающие от космического центра;
Летчик, который должен точно выполнять распоряжения диспетчера аэропорта.
Во всех примерах объект, исполняющий действия алгоритма, не обязан:
Понимать цели и методы достижения этой цели;
Пропускать действия или менять их порядок по своему усмотрению;
Искать какую-то замену, если действие выполнить невозможно.
Этот объект должен обладать следующими характеристиками:
Он умеет и может выполнять действия, описанные в алгоритме;
Он должен выполнять эти действия в указанном порядке.
Исполнитель – объект, который выполняет алгоритм
Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры. Они в состоянии выполнять указанные команды, не обсуждая их целесообразность. Человек тоже может поставить себя в положение Исполнителя алгоритма, хотя бы для проверки его правильности. При этом человек формально, не стараясь понять поставленную задачу, выполняет команду за командой.
Знакомство с третьей стадией разработки алгоритма
Система команд исполнителя (СКИ) – это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять.
С другой стороны, алгоритм для этого исполнителя может содержать только правильно записанные команды из СКИ.
Поэтому алгоритм, переписанный на второй стадии под конкретного Исполнителя, должен еще раз пройти дополнительное преобразование. Алгоритм дорабатывается и детализируется так, чтобы в нем присутствовали только те команды и конструкции, которые может выполнить Исполнитель.
На третьей стадии разработки алгоритма необходимо познакомиться с командами, доступными Исполнителю, и с правилами их записи. Так, игра в шахматы теряет всякий смысл, если Исполнитель не представляет себе правил поведения в среде «шахматное поле».
Ввод понятия «программа»
Алгоритм, представленный на понятном Исполнителю языке, называют программой.. Программа должна быть составлена так, чтобы каждый блок компьютера выполнял задуманное человеком действие в соответствии с алгоритмом.
Программа – упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.
Для первых ЭВМ программы записывались в виде последовательности элементарных операций. Это была очень трудоемкая и неэффективная работа. Для исправления любой ошибки приходилось переделывать всю программу и снова записывать ее в память
В настоящее время существует множество искусственных языков для составления программ. Однако так и не удалось создать идеального алгоритмического языка, который устроил бы всех, как не удалось создать и искусственный разговорный язык, который удовлетворил бы все страны и народы. Алгоритм, представленный с помощью языка программирования, чем-то похож на математическую формулу.
Программы, как и алгоритмы обладают теми же свойствами (дискретность, детерминированность, массовость, конечность, результативность).
Программа хранится в памяти компьютера. При запуске программы компьютер выполняет команды в том порядке, в котором они записаны.
Важными особенностями всех современных языков программирования являются:
Возможность расширять язык, то есть создавать новые команды и датчики.
Однако ни в одном языке нельзя написать программу, если не разработан алгоритм. Основная сложность при разработке программ для компьютера заключается именно в создании или нахождении алгоритма. Обычно понятие программы связывают с компьютером, и тогда процесс создания программы называют программированием или кодированием.
Программирование (кодирование) – процесс составления программы для компьютера.
Любой язык содержит правила для разработки и применения вспомогательных программ, называемых процедурами.
Процедура – вспомогательная программа, которая вызывается из другой программы.
Каждый алгоритм представленный в виде программы должен иметь уникальное имя, не совпадающее со встроенными в язык словами.
Программа имеет заголовок, в котором указано ее имя.
Новый алгоритм сохраняется в памяти под своим именем, и его можно вызвать (выполнить), введя имя этой программы. Все имеющиеся программы могут использоваться в качестве процедур при создании новых программ. Обращение к процедуре происходит по ее имени.
Компьютерная программа
Компью́терная програ́мма — последовательность инструкций, предназначенная для исполнения устройством управления вычислительной машины. Чаще всего образ программы хранится в виде исполняемого модуля (отдельного файла или группы файлов). Из этого образа, находящегося как правило на диске, исполняемая программа в оперативной памяти может быть построена программным загрузчиком. В зависимости от контекста, рассматриваемый термин может относиться также и к исходным текстам программы.
Содержание
Закон РФ «О защите программ»
В Законах РФ «О защите программ и баз данных для ЭВМ» и «Законе об авторских и смежных правах» дано следующее определение компьютерных программ:
В системном программировании существует более формальное определениеШаблон:Источник? программы как размещённых в оперативной памяти компьютера данных и машинных кодов, исполняемых процессором для достижения некоторой цели. Здесь подчеркиваются две особенности: нахождение программы в памяти и её исполнение процессором.
Ошибки в программах для ЭВМ
Программы для ЭВМ содержат ошибки, если при их выполнении ЭВМ возникают сбои, отказы либо неправильные результаты.
Количество ошибок в программах обычно неизвестно. Процесс поиска и исправления ошибок называется отладкой программ на ЭВМ.
Продолжительность отладки программ на ЭВМ заранее неизвестна. После нахождения ошибки в программе следует искать следующую ошибку и так далее.
Отсутствие ошибок в программах могут дать только доказательства (Э.Дейкстра, Дисциплина программирования.)
Программирование
Процесс создания компьютерных программ носит название программирование, а людей, занимающихся этим видом деятельности, называют программистами либо разработчиками программ для ЭВМ. Людей, занимающихся отладкой программ на ЭВМ путем тестирования называют тестировщиками.
Запись исходных текстов программ при помощи языков программирования удобна для понимания и редактирования человеком. Этому, в частности, помогают комментарии, допустимые в синтаксисе большинства языков. Для выполнения на компьютере готовый текст программы преобразуется (компилируется) в машинный код.
Языки программирования
Некоторые языки программирования позволяют обходиться без предварительной компиляции программы и переводят её в инструкции машинного кода непосредственно во время исполнения. Этот процесс называется динамической компиляцией и он позволяет добиться большей переносимости программ между разными аппаратными и программными платформами при сохранении многих плюсов компиляции.
Интерпретация программ
Интерпретируемые программы, для которых как правило не применяется процесс компиляции и которые интерпретируются операционный системой или специальными программами-интерпретаторами, называются скриптами или «сценариями».
Исходные тексты компьютерных программ в большинстве языков программирования состоят из списка инструкций, точно описывающих заложенный алгоритм. Подобный подход в программировании называется императивным. Однако применяются и другие методологии программирования. Например, описание исходных и требуемых характеристик обрабатываемых данных и предоставление выбора подходящего алгоритма решения специализированной программе-интерпретатору — такой подход называется декларативным программированием. Также, применяются функциональное и логическое программирование.
Пользователи программ
Большинство пользователей компьютеров используют программы, предназначенные для выполнения конкретных прикладных задач, таких как подготовка и оформление документов, математические вычисления, обработка изображений и т. п. Соответствующие программные средства называют прикладными программами или прикладным программным обеспечением. Управление компонентами вычислительной системы и формирование среды для функционирования прикладных программ берёт на себя системное программное обеспечение, наиболее важной составляющей которого является операционная система.
Защита прав потребителей
Дефектами программ для ЭВМ являются сбои, отказы и ошибки в работе программ, зафиксированные протокольно на твердом носителе или на бумажном носителе либо на компакт-дисках с тестовыми примерами и тестовыми программами с предоставлением корий платежных документов и копий документов и лицензий с гарантиями качества и процедурами обмена дефектной продукции.
Что такое компьютерная программа
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На просторах сети часто встречается слово программа, но что оно означает? Попытаемся разобраться в данной статье.
Существует огромное количество определений, что такое программа, но в какой бы словарь ни заглянули, какими бы разными ни были формулировки, суть у них одна.
Программа — это.
Программа — это текст (код), написанный на одном из языков программирования, содержащий инструкции и операторы в логической последовательности, которые заставляют работать аппаратное обеспечение, выполняя необходимые пользователю функции.
Для пользователя программа чаще всего представляется как инсталлятор (экзешник), который нужно скачать в папку загрузок, запустить на компьютере и установить в определенную папку с набором необходимых модулей, библиотек и файлов.
Звучит запутанно, но на самом деле понять термин программа несложно. Ежедневно мы выполняем сотни и тысячи инструкций, по сути, работая как «биороботы», исполняем набор определенных действий — программ.
Есть программа «сходить в магазин», а есть «приготовить еду», но чтобы исполнить эти программы необходимо выполнить ряд последовательных действий (инструкций). Например, чтобы выполнить программу «сходить в магазин», необходимо:
В свою очередь, эти последовательности действий могут быть и дополнительными подпрограммами со своими инструкциями.
Так же происходит и в программе при помощи языков программирования: компьютеру даются команды, которые он выполняет и делает все, что пожелает пользователь (например, чтобы войти в интернет, мы запускаем программу-браузер).
Программы — это главный компонент работы ПК. Без них он не будет работать, превратившись в «кучку железок».
Языки программирования
Все программы пишутся на языках программирования. Это позволяет компьютеру лучше «понимать», что хочет выполнить человек.
Для написания текстов используются тоже программы (среды разработки или специальные редакторы кода), которые поддерживают синтаксис языков (Visual Studio Code, Sublime Text, Eclipse и др.). Информацию о них легко найти в просторах интернета с помощью google, chrome и др. браузерами.
Большинство редакторов кода — доступны в свободном доступе на официальных сайтах (достаточно вбить их названия в строку поиска, зайти на страницу загрузки и скачать файл инсталлятор бесплатно).
Существуют следующие языки:
Языков программирования очень много. Каждый из них применяется в зависимости от того, какой вид программы необходимо написать. Исходя из потребностей и квалификации программистов, выбирают тот или иной язык.
Виды компьютерных программ
Существует несколько видов программного обеспечения (ПО):
Некоторые виды программ удобно писать на определенном языке программирования, для других же используются несколько для написания разных модулей (например, приложение для стационарного компьютера, для телефона, для веб-сайта).
Таким образом почти все, что находится в компьютере является программой. Каждая программа написана при помощи языка программирования и в определенной среде разработки.
Надеемся, вам стало более понятно, что же такое компьютерная программа, из чего она состоит, как взаимодействует с аппаратной частью.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Для программ ещё крайне важна их переносимость, я имею ввиду переносимость не только из одной операционной системы в другую (как раз программы нельзя запустить в одной операционной системе, если она написана для другой), а переносимость на уровне микропроцессора.
Данную проблему можно решить за счёт использования языков программирования высокого уровня, именно они позволяют корректно работать программам на большинстве процессоров.
Обычная люстра — это тоже программа. Допустим, у нас есть выключатель состоящий из двух клавиш, эти две клавиши являются двумя битами информации, если обе клавиши стоят в позиции 00, свет не горит, если позиция 10, то горят две лампочки из пяти, если позиция 01, то горят три лампочки из пяти и позиция 11, в люстре горят все пять лампочек.
- код знаменки тамбовской области
- как подключить наушники через usb к компьютеру windows 10