оплата маршрутки по qr коду
QR-код доступа: оплатить проезд в транспорте можно будет через СБП
В системе быстрых платежей (СБП) может появиться новая функция — оплата проезда в общественном транспорте по QR-коду. О том, что такой сервис обсуждается, «Известиям» рассказали участники рынка. Информацию подтвердили в ЦБ. Также рассматривается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты с помощью NFC-метки, когда клиенту достаточно просто приложить телефон к терминалу, знают в Промсвязьбанке. Сегодня молодые россияне часто не носят с собой ни банковских, ни транспортных карт, поэтому дополнительная возможность оплаты проезда с помощью смартфона будет востребованной, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Правда, сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем расчеты через NFC.
Цифровой проездной
Об интеграции транспортных проектов в СБП «Известиям» рассказали в пяти банках — участниках системы, в том числе в ВТБ, Газпромбанке и в «Открытии». Этот сервис планируется реализовать после обсуждения с участниками рынка, заявили «Известиям» в ЦБ. В регуляторе добавили, что выступают за внедрение в СБП различных функций и вариантов оплаты.
Схема взаимодействия останется та же, как и при оплате проезда банковской картой, пояснили в ВТБ. Это будет безналичный перевод денежных средств со счета физического лица, открытого в одном банке, на счет транспортного оператора.
— Городские, пригородные и даже междугородние перевозки — одно из наиболее приоритетных направлений развития, где оплата посредством СБП будет удобна для пассажиров, — уверен директор управления продуктов наличного денежного обращения Газпромбанка Антон Власкин.
Предполагается, что для оплаты проезда через СБП QR-код с реквизитами платежа (получатель, стоимость) будет выводиться на терминалах, которыми уже оборудован транспорт. Пассажиру нужно будет открыть камеру и отсканировать код, а затем согласиться с оплатой в мобильном банке.
В СБП может быть два вида QR-кодов. Статический — всегда один и тот же, распечатанный на бумаге и вывешенный на видном месте — будет содержать реквизиты для оплаты проезда (данные о тарифе и маршруте). Динамический выводится на устройстве (например, на терминале, которым уже оснащена большая часть наземного транспорта) и работает только через интернет, пояснил руководитель дирекции транспортных и социальных карт «Золотой короны» Александр Гришин.
Новая функция позволит перевозчикам оптимизировать свои расходы за счет экономии на эквайринге, считает начальник управления розничного бизнеса банка «Левобережный» Григорий Иванюк. Однако цифр он не назвал.
Для транспортных предприятий оплата через СБП может означать снижение затрат за счет замены терминалов в транспорте на статические QR-коды, которые даже можно распечатать на бумаге, отметил руководитель направления развития электронной коммерции Райффайзенбанка Георгий Коннов.
Хотя QR-код в СБП активно обсуждается в качестве альтернативы оплаты банковскими картами, далеко не каждый пассажир готов доставать смартфон и проводить с ним какие-то манипуляции в автобусах, троллейбусах и трамваях, особенно в часы пик, считает председатель правления банка — участника СБП «Нейва» Павел Ефремов.
В Промсвязьбанке «Известиям» сообщили, что на рынке обсуждается возможность внедрения в СБП бесконтактной оплаты по аналогии, например, с Apple Pay: в NFC-метку может быть зашита та же информация о платеже, что и в QR-код (в том числе его стоимость). Такой вариант оплаты проезда через систему будет наиболее удобным и востребованным, считают в кредитной организации.
Льготы без карты
Оплата проезда в общественном транспорте с помощью QR-кода будет востребованной в том случае, если она станет повсеместной — тогда пассажиры к ней привыкнут и будут ею пользоваться, считает управляющий директор агентства «Национальные кредитные рейтинги» Станислав Волков. По его словам, многие молодые люди не носят с собой кредитные и транспортные карты, но имеют банковские приложения на своем смартфоне — они оценят сервис. Кроме того, этим способом оплаты смогут воспользоваться частные водители такси.
Сейчас во многих городах есть специальные тарифы для проезда: повременной, пересадочный, накопительный, различные типы абонементов, а также льготные тарифы — для студентов, школьников, пенсионеров, многодетных семей, отметил Александр Гришин. Он пояснил, что каждый тариф «зашивается» в отдельную пластиковую карту. Каждый такой тип карты обслуживается в транспортном терминале по отдельному правилу — сейчас это обеспечивают автоматизированные системы оплаты проезда. Интеграция СБП с такими системами может обеспечить реализацию оплаты проезда по QR-коду, подчеркнул специалист.
— Транспортные системы будут поставлять из своей базы данные для формирования билета и платежа, а СБП обеспечит платежный функционал. Тогда при сканировании QR-кода система сама поймет, сколько денег списать с пассажира. Для проезда ему не нужно будет иметь при себе транспортную или льготную карту, — пояснил Александр Гришин.
Уже сейчас с помощью Apple Pay или Google Pay можно оплатить многие транспортные услуги, а вот Mir Pay пока работает не везде, отметил директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов. Он добавил, что в транспорте, особенно в крупных городах, решающую роль играет скорость обслуживания, при этом сканирование QR-кода через мобильное приложение занимает в несколько раз больше времени, чем оплата с помощью NFC на смартфоне.
Оплата через QR-код в минских маршрутках. Показываем, как это работает
Не сразу, но места за водителем маршрутки можно начинать занимать, не боясь, что остальные тебя превратят в финансового секретаря своими бесконечными «передайте» и «держите сдачу с десяти». Сегодня презентовали технологию на QR-коде. Зашел, поймал код через экран, купил билетик, поскакал. Относительное неудобство — отдельный электронный кошелек.
«Белинвестбанк» и разработчик LWO презентовали сегодня мобильный платежный сервис «Оплати». Наклейками уже увешаны несколько машин маршрута №1077 (Сухарево-6 — Комаровский рынок).
Чтобы приобщиться к технологии, скачайте приложение Оплати™ в App Store или Play Market. При установке приложения запрашивается идентификационный номер паспорта. Идентификационный номер — это ключ ко всем данным, которые хранятся надежно в банке или Межбанковской системе идентификации. Таковы требования законодательства.
Видите на маршрутке наклейку (пока что только этот маршрут, но через пару дней обещают оклеить все машины, которые по нему следуют), поднимаете руку, открываете дверь, проходите мимо водителя, присаживаетесь. Вокруг — несколько плакатов с QR-кодом.
Для оплаты проезда бесконтактным способом наводите сканером, встроенным в приложение, на наклейку, выбираете количество билетов для покупки и нажимаете «Оплатить». Сканер работает на расстоянии до 2,5 метра, поэтому с места будет удобно.
Приложение не прикручивается к банковской карте, а открывает вам отдельный электронный кошелек, на который нужно закидывать деньги в соответствии с темпами вашего катания на маршрутке. Не очень удобно, но лучше, чем монеты в кармане (разработчики еще говорят, что использование приложения позволяет избежать лишних «засветов» банковской карты). За пополнение электронного кошелька (через ЕРИП или с любой карты) комиссию не берут. Еще один способ — запросить необходимую сумму у ваших родных или близких из списка контактов, у которых установлено приложение.
У водителя есть свое приложение. В нем четыре счетчика, с помощью которых можно будет отслеживать количество пассажиров, оплативших проезд за всю рабочую смену, за один рейс, на каждой конкретной остановке. Предусмотрен счетчик и для наличной оплаты: водитель сможет вести подсчет таких пассажиров, добавляя их в приложение вручную.
С остальными перевозчиками ведутся переговоры. Также «Оплати» адаптируют для оплаты в Ботаническом саду, зоопарке и на каруселях. Список подключенных к сервису услуг есть здесь.
Помимо Минска, купить смарт-билет с помощью приложения «Оплати» можно во всех областных центрах страны, а также в Бобруйске, Борисове, Барановичах, Пинске, Лиде, Орше, Кобрине, Новополоцке. В ближайшее время этот список пополнят Молодечно, Слуцк, Жодино и Солигорск.
Напоминаем, что Onliner запустил систему оплаты в один клик Onliner Pay в феврале этого года. Тоже никаких монеток и полный бесконтакт. Десятки тысяч довольных покупателей. Подключайтесь и привязывайтесь — самые быстрые и приятные покупки в Каталоге Onliner.
Важно знать:
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Вход по QR-коду в общественный транспорт: сообщения от Минтранса и Правительства МО
Московская область начиная с 13 июня стабильно находится в красной зоне по выявленным случаям заражения коронавирусной инфекцией. С 1 июля местные власти планировали введение системы QR-кодов в транспорте, если рост заболеваемости сохранится. 12 июля в регионе зафиксировано самое большое число смертей за всю историю наблюдений.
С момента заявления, сделанного 23 июня министром здравоохранения Московской области Светланой Стригунковой, прошло 19 дней.
«Если ожидаемого эффекта не достигнем (ситуация с распространением болезни не улучшится – прим. ред.), то министерством здравоохранения Московской области будут предложены дополнительные ограничительные меры с 1 июля. Это допуск к пользованию общественным транспортом только жителям Подмосковья, имеющим QR-код», — сообщила тогда журналистам министр здравоохранения Московской области Светлана Стригункова (цитата по РИАМО).
Начиная с момента данного заявления по 12 июля среднесуточное количество выявленных заражений не падает и продолжает оставаться примерно на том же уровне, но при этом фиксируется антирекорд по смертности.
12 июля BUSINESS удалось связаться с различными ведомствами и узнать актуальные планы.
QR-коды в городских автобусах и маршрутках Московской области
В Министерстве транспорта Московской области сообщили корреспонденту BUSINESS, что решения о введении QR-кодов, подтверждающих вакцинацию от коронавирусной инфекции, для допуска в общественный транспорт, к ним не поступало. Похожий ответ дал и один из крупнейших перевозчиков региона АО «МОСТРАНСАВТО», пояснив, что он этим вопросом не занимается в принципе.
QR-коды в электричках, МЦД и поездах дальнего следования
В РЖД рассказали, что не уполномочены вводить подобные ограничения в отношении пассажиров, а даёт такие указания соответствующий орган власти субъекта РФ.
Правительство Московской области
В Оперативном штабе по коронавирусу в Московской области, он же электронная приёмная подмосковного правительства, сказали, что решения о введении QR-кодов в транспорте нет.
«Пока таких распоряжений не поступало», — сказали в ведомстве.
Напомним, 23 июня, министр здравоохранения Московской области Светлана Стригункова, делая заявление о планах по возможному введению QR-кодов на общественном транспорте, сказала, что правительство региона постарается не допустить этого.
«Мы сделаем всё возможное, чтобы избежать принятия данного решения», — сказала тогда министр
На сегодняшний день (12 июля) подтверждается, что никаких ограничений на передвижение в общественном транспорте, связанных с недопуском к поездке пассажиров без QR-кода, Московская область не вводит.
В Москве оценили шанс введения QR-кодов в транспорте и парикмахерских
Власти Москвы пока не собираются вводить QR-коды для проезда на общественном транспорте и посещения фитнес-клубов и парикмахерских, сообщила в эфире «Первого канала» заммэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«На сегодняшний день введение QR-кодов для этих направлений деятельности и организаций пока не рассматривается», — отметила она (цитата по «РИА Новости»).
Вице-мэр предупредила, что столичные власти будут принимать подобные решения в зависимости от текущей ситуации.
Система QR-кодов в Москве заработает 28 июня. Без них нельзя будет попасть во внутренние помещения заведений общепита и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. С 12 июля QR-код понадобится и для доступа на летние веранды кафе.
Исключение пока сделали для студенческих и офисных столовых, а также точек питания в гостиницах. Они должны соблюдать условие, при котором внутри не будет посторонних, только учащиеся, работники или постояльцы.
Получить код можно в трех случаях: пройденная вакцинация от COVID-19; отрицательный ПЦР-тест на заболевание, сделанный не ранее, чем три дня назад; либо уже перенесенный за последние полгода коронавирус. Отметка о последнем должна быть в официальном реестре, поэтому те, кто переболел бессимптомно или не имеет справки, получить код не смогут.
У несовершеннолетних коды спросят, только если они посещают соответствующие места без взрослых. Им код будут выдавать только на основании ПЦР-теста либо официально перенесенной болезни, так как несовершеннолетние не подлежат вакцинации.
Бумажные справки вместо QR-кода приниматься не будут.
Новые ограничения власти ввели на фоне роста числа заболевших. 18 июня в Москве был побит суточный рекорд по числу новых зараженных — выявили сразу 9056 новых случаев.
За последние сутки город обновил и рекорд по смертности среди заболевших (по статистике оперативного штаба). За истекшие 24 часа умерли 98 человек.
Общее число инфицированных в Москве превысило 1,3 млн человек. Из них умерли, по данным оперативного штаба, 21 876 человек.
Власти Подмосковья не исключили вход в общественный транспорт по QR-коду
Если ситуация с распространением в Московской области коронавирусной инфекции COVID-19 не улучшится, то уже с 1 июля в регионе могут запретить пользоваться общественным транспортом всем, не имеющим подтверждающего защиту от болезни QR-кода.
«Если ожидаемого эффекта не достигнем, то министерством здравоохранения Московской области будут предложены дополнительные ограничительные меры с 1 июля. Это допуск к пользованию общественным транспортом только жителям Подмосковья, имеющим QR-код», — сообщила журналистам министр здравоохранения Московской области Светлана Стригункова (цитата по РИАМО).
«Мы сделаем все возможное, чтобы избежать принятия данного решения», — добавила Стригункова.
За последние сутки в Московской области выявили рекордное число случаев заражения COVID-19 — 2323. Выше отметки 2 тыс. число заражений в Подмосковье поднялось впервые с начала пандемии. По сравнению с предыдущим днем уровень заражаемости вырос почти на четверть (было 1871).
23 июня губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал постановление об ужесточении мер, призванных предотвратить распространение болезни. Документ, в частности, предусматривает допуск с 28 июня в кафе и рестораны и заселение в гостиницы по QR-кодам, подтверждающим факт прохождения вакцинации от COVID-19, перенесенную в последние полгода болезнь или наличие свежего отрицательного теста.
Согласно тому же документу, с 15 июля к работе в такси в Подмосковье будут допускать только вакцинированных от COVID-19. Передачу агрегаторами заказов не привитым от коронавируса таксистам запретят.
Накануне, 22 июня, указ о запрете посещения кафе и ресторанов Москвы без таких же QR-кодов подписал мэр Москвы Сергей Собянин.