минсктранс оплата по qr коду

Минск стал 11-м городом в стране, где оплатить проезд в наземном транспорте можно с помощью QR-кода

Минск стал 11-м городом страны, где оплатить проезд в наземном общественном транспорте можно через мобильное приложение. Когда эту инновационную технологию начали внедрять в других городах и почему в столицу она пришла только сейчас, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

минсктранс оплата по qr кодуРазличные мобильные платежные сервисы позволяют пользователям рассчитываться за множество товаров и услуг, в том числе за проезд в общественном транспорте. Такие новации становятся полноценными элементами концепции «умного города», предоставляя его жителям дополнительные возможности. Однако есть мобильные сервисы, которые предназначены исключительно для конкретной цели — оплаты проезда через мобильное приложение на смартфоне.

В разных населенных пунктах Беларуси для онлайн-оплаты проезда в общественном транспорте на сегодняшний день применяются два варианта сервисов — TIX (как с 4 мая в Минске) и «Оплати».

Пионером в этом плане стал Брест еще в феврале 2018-го: именно тогда в городе над Бугом начала действовать система электронной покупки разовых проездных билетов. Поначалу услуга была доступна пассажирам лишь двух автобусных маршрутов, потом распространилась и на другие, в том числе троллейбусные. Сервис работает через мобильное приложение TIX, которое нужно установить на смартфон, сделав привязку к банковской карте.

За два года новый способ оплаты проезда стал в Бресте довольно популярным. Как отмечают на предприятии «Брестгортранс», в 2018 г. с помощью мобильного приложения продали более 5 тыс. электронных билетов, а в 2019-м по QR-коду их реализовали свыше 150 тыс. Только за первый месяц 2020-го таким способом пассажиры приобрели более 25,5 тыс. билетов.

Недавно в Бресте появился еще один способ бесконтактной оплаты проезда с помощью смартфона — через сервис «Оплати». Правда, многие пассажиры пока не поняли, в чем его принципиальное отличие от TIX. Видимо, на сегодня это дополнительная возможность выбора для горожан наиболее оптимального варианта: с помощью нового приложения по QR-коду можно оплачивать не только проезд, но и другие услуги и товары.

В начале 2020-го систему оплаты проезда в транспорте посредством смартфонов начали внедрять и в других городах: Борисове, Гомеле, Витебске, Могилеве, Барановичах, Пинске, Гродно, Лиде, Кобрине. В каждом из них действует платежная система «Оплати».

Почему в Минске запустили новый сервис только сейчас и почему остановились на приложении TIX?

— Выбор сервиса для оплаты проезда связан прежде всего с тем, что данное предложение пришло к нам первым — еще в мае 2019 г., — объясняет первый заместитель генерального директора — главный инженер ГП «Минсктранс» Олег Дзюбенко. Мы изучили опыт брестских коллег, сделали определенные выводы и предложили разработчикам усовершенствовать некоторые нюансы в соответствии с нашими техническими требованиями. Как известно, в Минске, в отличие от других городов страны, действует автоматизированная система оплаты и контроля проезда (АСОКП). Новый способ оплаты проезда посредством смартфонов необходимо было интегрировать в эту систему, чтобы сохранить ее целостность и безопасность, в первую очередь для пассажиров. Поэтому мы не торопились с внедрением: нужно было учесть и доработать ряд моментов.

Что касается другого мобильного платежного сервиса, то, по словам О. Дзюбенко, не исключено, что позже в столичном общественном транспорте станут использовать и его.

Чем удобна оплата проезда в общественном транспорте с помощью смартфона и QR-кода?

— Прежде всего успокоим тех, у кого подобные способы оплаты вызывают затруднения (как правило, это люди старшего поколения): обычные талоны и проездные, записанные на БСК, останутся в ходу, — отмечают представители ГП «Минсктранс».

Вместе с тем «продвинутым» обладателям смартфонов, которые не имеют карт БСК или не всегда вовремя пополняют их, новшество, скорее всего, придется по душе, в первую очередь благодаря тому, что не нужно будет искать мелочь для покупки талона в автобусе или переживать, если не успел приобрести билет заранее, а у водителя вдруг закончились талоны. Достаточно навести камеру смартфона на наклейку с QR-кодом, размещенную в салоне транспортного средства, чтобы произвести оплату. А рассчитаться можно не только за себя, но и за своих спутников.

Разработчики подобных систем утверждают, что QR-код считывается с расстояния до двух метров (правда, некоторые пассажиры из других городов в комментариях в соцсетях отмечали, что иногда наклейки с QR-кодами находились либо высоко, либо просто были расположены неудобно для сканирования. Но этот недостаток легко исправить).

Пользоваться системой может клиент любого банка. Пассажиру обещают, что при нажатии кнопки спишется стоимость одной, а не нескольких поездок. Операция не откладывается и проводится онлайн.

минсктранс оплата по qr кодуВ проездном документе, сохраненном в смартфоне, указывается вся необходимая информация: номер билета, номер транспортного средства, его принадлежность филиалу транспортного предприятия (в других городах — парку), дата и время покупки, стоимость.

Кроме этих преимуществ, технология продажи и проверки билетов в электронном виде позволяет существенно экономить бюджетные средства: не нужно устанавливать дорогостоящие валидаторы (в данном случае речь идет не о столице, где они уже установлены); сокращаются расходы на эквайринг; снижаются затраты на реализацию печатной билетной продукции.

И еще один момент, пусть и преходящий, но важный: в последнее время на первый план вышла эпидемиологическая безопасность населения. Билет в электронном виде позволяет минимизировать контакты между людьми: для его приобретения, оплаты проезда и проверки нужны лишь смартфон и QR-код.

Источник

«Подключаем к сервису 1–2 автопарка в неделю». Побеседовали с создателем оплаты проезда по QR-коду

О том, что платежный сервис «Оплати» используется для покупки цифрового талончика в транспорте, слышали многие. Но почему услугу начали тестировать не в Минске, а в Борисове, когда она появится в столице и сколько сэкономит городу? Эти вопросы корреспондент агентства «Минск-Новости» задал создателям сервиса — IT-компании LWO и ее руководителю Олегу Кондратенко.

минсктранс оплата по qr кодуНапомним, чтобы купить билет, нужно скачать приложение «Оплати» (есть версия и для Android, и для Apple), открыть в нем сканер и навести на QR-код в салоне. Наклейка считывается даже с 2 м — проверили сами. Билет в электронном виде мгновенно отобразится в смартфоне. Оплата проходит в одно нажатие. Чтобы проверить наличие билета, пассажир через приложение сканирует QR-код контролера, а на его телефоне в билете отображается статус «Оплачен».

Деньги без посредников мгновенно переводятся с электронного кошелька пассажира на кошелек автопарка, поэтому отпадает необходимость в использовании дорогостоящих валидаторов. К тому же нет нужды приобретать в киоске «Минсктранса» проездной, как и простой билет. Их можно будет купить через телефонное приложение.

Более 100 тыс. человек уже скачали «Оплати». С помощью единого сервиса можно законно перемещаться во всех областных центрах, а также в Борисове, Бобруйске, Барановичах, Пинске, Лиде, Кобрине и Новополоцке. Внедряют услугу еще более 10 автопарков иных городов Беларуси.

— Подключаем к сервису со скоростью 1–2 автопарка в неделю, — рассказывает Олег Кондратенко. — А 10 июня презентовали сервис «Оплати. Транспорт» в Минске, правда, пока в маршрутках. Несколько месяцев шли к реализации проекта, и с этой недели минчане смогут воспользоваться сервисом на ряде маршрутов.

— Почему все же начали не со столицы?

— В Минске очень хотят, чтобы у них был самый лучший продукт. Поэтому от нас потребовалось внести некоторые изменения. Сейчас в маршрутках мы начали работу по типовому процессу, в работе еще несколько вариантов. Что будет дальше, решат минчане.

С руководством столицы и «Минсктранса» ведем активный диалог уже несколько месяцев. Пройдены два десятка видов тестирования процесса сканирования кода. Например, QR-код сканировали в салоне против солнца, частично закрытый тенью, замазанный чернилами. В последнем тесте QR-код перевернули, наклеили на обратную сторону двери, за ней стоял человек, а против сканера смартфона светило яркое солнце, да еще на часть кода была дополнительно наложена тень. Даже мы посчитали, что код не считается, но спустя несколько секунд транзакция пошла. Так что теперь у нас есть документальное подтверждение от «Минсктранса» об успешном сканировании в 100 % тестовых ситуаций.

минсктранс оплата по qr коду— Чем будет отличаться система в Минске от аналогичных?

— В Беларуси есть сервисы, которые используют QR-код, но мы отличаемся и по своей сути, и по возможностям. Считаем, что если пассажир направил сканер на QR-код и коснулся один раз для подтверждения, то он уже приобрел билет. В «Минсктрансе» полагают, что кроме этого цифровой талон необходимо еще и «прокомпостировать». То есть в приложении, привязавшись к определенному параметру, нужно еще и выбрать свой автобус. Это увеличивает продолжительность процедуры, к тому же пассажир может ошибиться в действиях. Считаем, что все должна делать автоматика, а наши партнеры — что нужно дать человеку больше свободы. Тестовое использование позволит выбрать наилучшее решение для минчан и гостей столицы.

— Ваши коллеги пытались внедрить оплату в трамвае с помощью банковской карты. К ним тоже были определенные претензии со стороны «Минсктранса»…

— Там, насколько я знаю, были проблемы с проверкой оплаты билета, с возможностью подтверждения транзакции контролеру здесь и сейчас. Если оплачивать проезд банковской картой, то в масштабах страны в месяц Беларусь может терять сотни тысяч долларов. Давайте подсчитаем. Каждая транзакция стоит около 3 центов — они перечисляются в том числе в адрес партнеров международных платежных систем. Если предположить, что в день будет продаваться более 500 тыс. билетов, то сумма затрат составит примерно 15 тыс. долларов, в месяц — сотни тысяч долларов, а в год — миллионы.

минсктранс оплата по qr коду— Чем же отличается ваше приложение?

— Это современный сервис — с электронным кошельком, электронными деньгами и, самое важное, не завязанный на банковскую карту. Мы — сторонники развития белорусских сервисов, которые не базируются на международных платежных системах. Еще 10 лет назад замены им не было, но в нашей стране разработаны необходимые технологии, создан реальный инструмент для нового будущего. Цифровой процесс более эффективен, а значит, имеет себестоимость в пересчете на один билет в разы ниже, чем прежний. Судите сами: автопарку лицензия на наш продукт обойдется всего в 1 рубль. Разумеется, она стоит гораздо больше, однако мы предлагаем его по такой цене, чтобы показать — есть белорусские продукты, сервисы, технологии, которые построены на новой парадигме. Если в магазинах банковская карта выживает за счет более высокой суммы транзакции, то в транспорте, где билет стоит 65 копеек, этот механизм использовать нет смысла — не по-хозяйски это. Валидатор, платежный терминал стоит гораздо больше 1 000 рублей. У нас тысячи единиц общественного транспорта, а в каждый устанавливается по нескольку устройств, так что выходит очень и очень круглая сумма. А ведь их нужно еще обслуживать, сопровождать. Между тем, напомню, в Беларуси транспорт дотируется государством, а в Минске — более чем на 60 %.

минсктранс оплата по qr коду

— Какая выгода в таком случае вашей команде?

— Для нас проект значим и как социальный — как наш личный вклад в родную Беларусь, и как технологический — это подтверждение того, что IT-компании из ПВТ создают современные продукты для цифровизации экономики страны.

— Во что обошлась эта разработка вашей компании?

— В месяц только развитие сервиса и его поддержка обходятся в сотни тысяч долларов. Это большая работа. Мы создали не только транспортное приложение. Транспорт — маленькая часть большого проекта, который мы сделали для становления цифрового будущего нашей страны. Экономика проекта базируется на законе больших чисел — через несколько лет планируем выйти на окупаемость.

К слову, когда в нашем приложении вы перечисляете деньги медикам, это тоже бесплатно — ни мы, ни наш партнер «Белинвестбанк» не берем ни копейки. Мы не ставим задачу зарабатывать с каждого направления. Просто идем вперед, видя стратегические цели. А задача автоматизации транспорта — просто интересная и масштабная.

Мы не пытаемся всем сказать, что самые лучшие. Подобные нашим платежные сервисы развивают еще три компании из Беларуси.

минсктранс оплата по qr коду— В Минске внедряется сервис и для маршрутных такси. Чем он отличается от того, который появится в общественном транспорте?

— Водитель городского автобуса, в отличие от шофера маршрутки, практически освобожден от обязанности принимать деньги за проезд. Когда пассажир наведет смартфон на QR-код внутри маршрутки, водитель в специальном приложении увидит, сколько человек оплатили проезд. Сможет их проверить. Сервис похож на тот, что применяется в городском транспорте, но со спецификой маршрутки. При этом не нужно инкассировать деньги, принимать монеты от пассажиров и давать сдачу. Можно просто сконцентрироваться на вождении. Всем, кто работает честно, сервис будет удобен. В общественном транспорте есть приложение «Контролер», а для маршрутчиков оно специально дорабатывалось, чтобы удовлетворяло всем их запросам. Поэтому заработал сервис только в середине июня, а не в феврале или марте.

— Транспортные компании выражают заинтересованность?

— Больше всего — владельцы бизнеса и крупные игроки: чем больше объем, тем больше экономия. Но даже маленькие ИП, у которых одна-две машины, готовы сотрудничать. Люди хотят работать, просто им нужен удобный инструмент. Мы предоставили его. Теперь просим, чтобы, начав его использовать, они высказали свое мнение. Не бывает ничего идеального, поэтому мы будем ждать отзывов и дополнять приложение.

— Как будут оплачивать сервис маршрутчики?

— Сегодня, если водители сдают наличные в банк, они платят за расчетно-кассовое обслуживание, инкассацию. Те, кто внедрит сервис оплаты по QR-коду, в 2020 году не будет доплачивать за новую услугу. Возможно, в следующем году расходы составят около 0,5 % от зачисляемой выручки. Планируем, чтобы себестоимость оплаты поездки для бизнеса снизилась.

— Сколько может сэкономить столица, если внедрит новую систему оплаты общественного транспорта?

— Мы считали, что если даже 10 % пассажиров в Минске купят билет в общественном транспорте через наш сервис, то «Минсктранс» сбережет 400–450 тыс. рублей в год. А если 50 % — то более 2 млн рублей. Сэкономим деньги только за счет того, что не нужно печатать билеты. Еще больше выиграем, если оплата проезда не будет завязана на банковскую карту. Здесь работают законы больших чисел. Когда у нас сотни тысяч билетов в день, то каждая копеечка превращается в десятки тысяч рублей в день и в миллионы экономии в год.

Фото Сергея Пожоги

Смотрите также:

Источник

Минчане смогут теперь купить смарт-билет в наземном общественном транспорте не только по QR-коду, но и еще двумя способами

В Минске презентовали обновленную систему «Оплати. Транспорт» с уникальными возможностями, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

минсктранс оплата по qr коду

Теперь горожане смогут купить смарт-билет в наземном общественном транспорте не только по QR-коду, но и еще двумя способами. Правда, пока речь идет лишь о троллейбусном маршруте №77, на котором тестируется новшество. В ближайшие месяцы оно распространится на все 70 автономных троллейбусов, поступивших в этом году в «Минсктранс».

минсктранс оплата по qr коду

Технологию оплаты проезда с помощью приложения «Оплати» реализовали ОАО «Белинвестбанк» и компания LWO — резидент Парка высоких технологий. О том, что в транспортном средстве можно приобрести билет в электронном виде, пассажиры узнают благодаря опознавательной наклейке «Оплати. Транспорт». Несмотря на то что система оплаты проезда с помощью данного сервиса известна уже в 17 городах страны, в Минске она стала инновационной.

минсктранс оплата по qr коду

— Столице нужны самые прогрессивные и продвинутые решения, — подчеркнул во время демонстрации работы сервиса заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович. — Поэтому в техзадании постарались учесть все, чтобы потребитель получил уникальный продукт. В этом троллейбусе пассажир может оплачивать проезд, кроме обычных способов, и самыми современными, причем как с использованием QR-кода, так и без него, в отличие от регионов. Спасибо разработчикам, инвесторам за то, что внесли ряд изменений и довели проект до уровня инновационного. Теперь мы даем человеку право выбора способа оплаты проезда. Кроме того, не нужно забывать, что подобные технологии позволяют сокращать издержки транспортных предприятий.

минсктранс оплата по qr коду

минсктранс оплата по qr коду

Речь пока идет о билетах на одну поездку, но в перспективе — и проездные на периоды времени, и на количество поездок, и оплата проезда в метро. В чем уникальность обновленного сервиса оплаты проезда в Минске? Об этом рассказал руководитель компании LWO Олег Кондратенко:

— Проект, который мы запускаем сегодня в Минске, предоставляет пассажирам возможности, которых не существует не только в нашей, но и во многих странах мира. Чтобы приобрести электронный билет на поездку, пассажир может воспользоваться любым из нескольких способов идентификации транспортного средства: Bluetooth, Wi-Fi, QR-код и еще одно, на всякий случай. У каждого свои предпочтения — одни не пользуются Bluetooth, другим не нравится держать открытым WiFi, третьи не любят сканировать QR-код. Если ни один из этих вариантов не устраивает или вдруг произошел сбой, есть и четвертый, так называемый «экстренный», — вручную ввести номер транспортного средства, в котором находится пассажир. Он указан на наклейках под QR-кодом и называется «идентификационный номер». По просьбе «Минсктранса» дополнительно были проработаны некоторые моменты безопасности эксплуатации системы. В итоге получилось инновационное, уникальное приложение.

минсктранс оплата по qr кодуминсктранс оплата по qr коду

Дополнительные способы оплаты пока можно будет использовать лишь в транспортных средствах, оборудованных Bluetooth и Wi-Fi-метками: приложение «Оплати», установленное на смартфоне, само их распознает и предлагает приобрести билет на проезд. Поэтому в первое время эта технология оплаты проезда будет действовать лишь в новых троллейбусах с автономным ходом производства МАЗ, оснащенных необходимым оборудованием. Позже ее начнут распространять и на остальные троллейбусы, но для этого их необходимо дооснастить. Кроме того, ведутся переговоры с операторами МТС и А1 о том, чтобы во всех транспортных средствах был Wi-Fi.

минсктранс оплата по qr коду

В перспективе новый сервис оплаты проезда через приложение «Оплати. Транспорт» город намерен распространить на все маршруты, несмотря на то что на нескольких с мая действует приложение от «Беларусбанка» Tix:

— Люди смогут выбирать то, что им удобнее, — считает А. Дорохович. — Ничего плохого нет в том, что будут действовать оба сервиса — «Беларусбанка» и «Белинвестбанка». А чтобы пассажиры не запутались, найдем варианты обозначений. Кроме того, надо стремиться к тому, чтобы избавлять салоны транспорта от лишней визуальной информации. Тогда вряд ли люди запутаются.

минсктранс оплата по qr коду

Чтобы оплатить проезд посредством приложения «Оплати», пассажиру нужно установить его на телефон и выбрать способ оплаты. Если это QR-код, достаточно навести на него сканер, встроенный в приложение, и выбрать количество необходимых билетов. Когда на экране телефона высветится сумма к оплате, нажать кнопку «Оплатить». Деньги за пару секунд спишутся с электронного кошелька пассажира, а на экране смартфона появится билет, который нужно показать контролеру во время проверки оплаты проезда.

минсктранс оплата по qr коду

СПРАВОЧНО

По словам заместителя председателя правления ОАО «Белинвестбанк» Андрея Сокирко, приложение «Оплати. Транспорт» работает в 17 городах, включая все областные. Ежедневно на маршруты выходят больше 1,5 тыс. единиц пассажирского транспорта, использующих эту технологию оплаты проезда, каждый день продается около 13 тыс. билетов.

Как установить на смартфон приложение «Оплати»?

Фото Тамары Хамицевич

Смотрите также:

Источник

Как оплатить проезд в автобусе телефоном

минсктранс оплата по qr коду

В 2020 году появилось сразу 2 новых способа, как оплатить проезд через телефон. Жители не только Минска, но и других городов Беларуси смогут пользоваться услугой.

Платёжная система «Оплати™»

В разработке цифровой системы принимали участие «Белинвестбанк» и компания LWO. Результатом совместных усилий стал высокотехнологичный сервис «Оплати™». Возможности приложения не ограничиваются покупкой билета в общественном транспорте. С помощью QR-кода и системы расчёта ЕРИП можно совершать денежные переводы и платежи, создавать общие чаты и совместные кошельки. При этом, не имеет значения, какой банк вас обслуживает.

Впервые систему оплаты опробовали в Борисове. С момента запуска технологии было продано около 1 5000 000 билетов. Каждый день электронные оплаты в транспорте совершают свыше 17 000 человек. После столь успешной реализации проекта мобильный платёжный сервис стал доступен жителям столицы, областных городов и ещё 26 населённых пунктов.

Мобильный сервис «TIX»

С 1 сентября оба мобильных сервиса доступны в любом наземном транспорте.

Как пользоваться приложением «Оплати»

Чтобы оплатить билет, необходимо установить приложение на мобильный телефон. Для этого воспользуйтесь подробной инструкцией:

минсктранс оплата по qr коду

Как работает приложение «Оплати»?

Оплата общественного транспорта может осуществляться тремя способами.

Для оплаты необходим бесперебойный доступ в сеть. Только так электронные деньги снимутся с вашего кошелька и поступят на счёт транспортной компании. Оплатить проезд через приложение «Оплати» возможно, как при наличии доступа в Интернет, так и точке Wi-Fi.

Как контролёры проверяют электронные билеты?

Сотрудник транспортной службы сканирует QR-код с экрана мобильного устройства при помощи специального аппарата. При успешном платеже на устройстве контролёра высвечивается статус «Оплачен».

Если в телефоне села батарея или пропала связь, но вы произвели платёж, контролёр также может отследить достоверность оплаты. Для этого он запросит последние 4 цифры номера вашего телефона.

минсктранс оплата по qr коду

Как пользоваться сервисом «TIX»

Приложение автоматически определяет остановку и номер вашего маршрута. Ещё одна особенность инструмента – оплата багажа весом не более 20 кг. Осуществить её можно только после покупки билета на рейс.

Чтобы начать пользоваться «TIX», пройдите следующий алгоритм:

Произвести платёж можно и не заходя в транспорт, а ожидая его на остановке. С помощью приложения можно оплатить не один, а сразу несколько билетов – удобно для совместных поездок. Сервис уже поддерживает четыре языка: русский, белорусский, английский и польский. Разработчики нацелены на дальнейшую оптимизацию приложения. В перспективе – оплата в том числе метро и абсолютно любого вида транспорта.

Зная, как оплатить проезд в автобусе телефоном через «Оплати» или «TIX», больше не нужно стоять в очередях за талоном у водителя или искать остановку с киоском «Минсктранс». Оплата проезда стала быстрее, доступнее и проще. Можно с комфортом доехать до пункта назначения и не опасаться контролёров.

Однако и у приложений есть существенный недостаток – необходимость постоянного доступа в Интернет. В ином случае придётся возвращаться к традиционному способу оплаты – талонам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *