махатма это что такое
Гималайские Махатмы – кто они?
С давних пор в фольклоре и верованиях Индии сохранились сведения о наличии в неприступных Гималаях тайной колонии мудрецов — Великих Посвященных или Махатм, — периодически спускающихся к людям, чтобы оказать ту или иную помощь в критические моменты их жизни.
Под «патронажем» мудрецов
Считается, что познакомила европейцев с Махатмами и со всей индийской культурой основательница теософского общества Е. П. Блаватская. Изучая ее биографию, можно выяснить, что еще с детства она имела в своих видениях некоего благородного человека в тюрбане, а став взрослой, она воочию повстречалась с ним в Лондоне. Именно с того самого момента она периодически общалась с двумя представителями этого высшего, по отношению к людям, сообщества — Махатмой Кут Хуми и Махатмой Мория. Под «патронажем» упомянутых мудрецов ею и было создано теософское общество, основной целью которого являлось знакомство с идеями Высшего Разума, а также восстановление утраченного людьми союза науки, религии и философии.
Через посредство Блаватской, являющейся своего рода «резидентом» загадочного сообщества мудрецов, и была осуществлена попытка переписки Махатм с двумя образованными европейцами — профессором орнитологии Хьюмом и редактором газеты «Пионер» Синнетом. Итог этого эпистолярного контакта, длящегося несколько лет, многократно переиздавался на разных языках, включая русский, в объемистом томе под названием «Письма Махатм». Подлинники некоторых из этих писем хранятся в отделе рукописей Британского музея.
«Тайная доктрина» Блаватской
Как утверждала сама Блаватская, две основные ее книги — «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина» — написаны целиком психографически, т. е. «под диктовку» вышеупомянутых Махатм, а поэтому ее собственной заслуги в завершении данных работ, как она считала, «не было и нет». Однако западная наука отнеслась к сообщениям Блаватской о наличии в Гималаях загадочной страны под названием Шамбала и о ее жителях, Махатмах, с большим недоверием.
Не помогли и так называемые феномены или, иначе говоря, материализации, которые она осуществляла для переубеждения скептиков: она доставала «из ниоткуда» конфеты или букеты цветов, к ней являлись призраки давно умерших людей, а под подушкой оказывались письма тех самых Махатм. На вопрос, как это может быть, Блаватская отвечала, что все это плод деятельности гималайских философов, а она является только посредником в опытах. Однако и это не убедило западных ученых, которые воспринимали материализации как ловкость рук и фокусы самой Блаватской…
Итогом «торжества» европейского стиля мышления явилось «разоблачение» Блаватской как самой обыкновенной мошенницы, осуществленное с помощью ловких авантюристов, бывших слуг Блаватской супругов Куломбов…
И только уже в наше время лондонское общество психических исследований, повторно подвергнув анализу «факты», предъявленные Куломбами, пришло к окончательному выводу: все феномены, демонстрировавшиеся Блаватской, — чистая правда, а мошенниками оказались эти ее слуги…
Дальнейшие контакты с Великими Посвященными
Своего астрального учителя видела и создательница Агни-йоги Е. И. Рерих. Примерно в 1907—1909 году Елена Ивановна получила видение, потрясшее ее. Как-то ночью она проснулась от необычайно сильного света и разглядела в спальне незнакомца, от которого исходили очень сильные психические вибрации. Впечатление было настолько глубоким, что Елена Ивановна даже подумала о своей скорой смерти. Однако через некоторое время эта эмоция отступила, сменившись потрясающим чувством нисхождения Высшей Силы. То, что ее переживания не были галлюцинацией, подтвердилось позже, когда Елена Ивановна встретилась со своим учителем в обычной обстановке.
Аналогичным образом имела свидание с Махатмой Кут Хуми известный мистик и основательница собственной школы — Алиса Бейли. 30 июня 1895 года, когда она была еще совсем юной девушкой, в гостиную, где она находилась в одиночестве, вошел незнакомый человек высокого роста с индийским тюрбаном на голове. Гость не представился, но заявил, что Алиса определена неким высшим сообществом для выполнения особой работы, но только при наличии ее согласия и полного самоконтроля. Удивительнее всего, что Алиса сразу ему поверила и согласилась. Таинственный посетитель исчез так же быстро, как и появился, предупредив, что он и дальше будет являться аналогичным путем с перерывами в несколько лет. Позднее Алиса Бейли общалась с Махатмой Кут Хуми исключительно телепатически.
Что удалось выяснить о Махатмах
Известно, что выдающиеся в духовном отношении люди время от времени появлялись на горизонте истории, оставляли свой след в умах людей и уходили в физическое небытие. Наиболее значительными в этом смысле, так называемыми Великими Посвященными, считаются основоположники мировых религий — Будда, Кришна, Моисей, Христос, Магомет, а также основатели некоторых философских школ и эзотерических учений — Гермес, Пифагор, Платон и другие.
К числу Великих Посвященных относятся и два индийских мудреца — Кут Хуми, бывший кашмирский брамин, и Мория, бывший индийский принц. Считается, что первоначально они вовсе не были затворниками. Кут Хуми, к примеру, объездил весь мир и получил два высших образования — в Оксфорде и в Лейпциге. К сожалению, о Махатме Мория сведений почти нет, несмотря на то что он является высшим руководителем Махатмы Кут Хуми.
Загадочная Шамбала
Это страна, местопребывание Махатм, находится, как принято считать, в заоблачных Гималаях. Согласно легендам, именно там юный Иисус Христос получал свои первые знания во время посещения им Индии. В последующие годы многие искатели оккультных тайн, путешественники и просто авантюристы пытались проникнуть в это святилище мудрецов, но безуспешно. Это не удалось сделать даже Е. П. Блаватской и Н. К. Рериху, хотя, как считалось, они были посланниками Шамбалы и неоднократно встречались с Махатмами в другом месте. Английские власти даже не пускали их в Тибет, считая русскими шпионами.
Французская исследовательница А. Давид-Неэль с трудом проникла в Лхасу, центральный город Тибета, поскольку из-за отличного знания тибетского языка и обычаев ее приняли за свою, но увидеть Шамбалу ей так и не удалось. Поисками загадочной страны, как известно, занимались и нацисты.
Большинство парапсихологов полагают, что Шамбала недосягаема для простого смертного, поскольку она находится в запредельном пространстве и охраняется от непосвященных магическими знаками. Так, к примеру, Н. Рерих по время путешествий по Тибету видел над местом предлагаемой Шамбалы пролетающий блестящий предмет, который бы сегодня охарактеризовали как НЛО.
ФОРУМ
С развитием науки человечество смогло заглянуть внутрь атома и покорить космическое пространство, но, несмотря на столь огромные достижения, наука до сих пор бессильна перед природой человеческого сознания. Она не способна не только раскрыть тайну его происхождения, но не в силах даже четко ответить на вопрос что это такое. Нет сомнения, и ученые в этом признаются, что познания науки ограничиваются физическим строением человека и лишь едва изучена его психологическая деятельность, и то по своим вторичным проявлениям, оставляя истинную психическую сущность вне исследований.
В течение нескольких тысячелетий человечество существовало приблизительно на одном уровне общественного развития и лишь за последние несколько столетий был сделан грандиозный прорыв в научно-технической сфере, что позволяет надеяться на еще большие открытия и изобретения в будущем. Цивилизация настоящего в разы превышает цивилизацию даже не столь отдаленного прошлого. Этот прогресс обязан своим появлением стремлению людей познать законы окружающего их мира. Поставив под сомнение состоятельность христианских теорий о создании мира, европейские мыслители и философы открыли новую эпоху – эпоху просвещения.
Что тогда мешает достичь таких же глубоких познаний в изучении психических особенностей и возможностей человеческого сознания? Во всех религиях утверждается, что существуют люди, достигшие успеха в тайной науке, называемой оккультизмом. Эта наука занимается духовным совершенствованием человека. В результате оккультных практик, за счет проявления духовной и божественной природы сознания, происходит развитие человеческого разума и многое из того. что для нас является сверхъестественными, становится возможным. Такой человек в разных религиях называется по-разному, в теософии чаще всего потребляется термин Махатма.
«Махатма — это тот, кто путем специальной подготовки и образования развил в себе такие высшие способности и достиг такого уровня духовного знания, которые станут доступны обычным людям лишь после бессчетного множества перевоплощений на пути космической эволюции, при условии, естественно, что они не пойдут наперекор целям природы и не уничтожат самих себя».
Е.П. Блаватская «Махатмы и чела».
Термин Махатма переводится с санскрита как Великая Душа и означает человека, полностью подчинившего с помощью своей воли свою животную природу; чей разум обладает способностью проникать в тайны Природы и управлять, по своему желанию, ее законами, которые ученые считают неизменными. Но неверным будет считать, что только эти умения отличают обычного человека от Махатм. Все подобные способности потенциально заложены в человеке от Природы, но они скрыты, и скрыты они не для того, чтобы их обнаружил какой-нибудь любознательный практик, который с вероятностью 99.99% употребит их на свои личные эгоистические нужды, удовлетворяя амбиции и низкие желания.
Природа раскроет все тайны и наградит способностями только того, кто будет жить в гармонии с ней, а не станет ограничивать свое духовное развитие исключительно феноменальными способностями.
Махатму правильным будет рассматривать в первую очередь как человека, одержавшего победу над своей животной природой, и, соответственно, развившего свою высшую божественную природу настолько, что любое проявление эгоизма уже более не свойственно ему. Все поступки Махатм носят альтруистический характер и направлены на скорейшее освобождение человечества из тени материализма и эгоизма – в этом проявляется их сотрудничество с Природой, а так называемые феноменальные способности являются их естественным достоянием, их наградой.
То каким мы видим человечество в настоящий момент, являет собой переходный этап от человеческого полуживотного типа к высокодуховному. Когда этот этап завершится, тогда утраченные способности, которыми обладали высокодуховные, но не разумные расы далекого прошлого, вновь станут естественным достоянием рас грядущих. Все подчиняется закону циклов, и то, что было в прошлом, наступит и в будущем, но на более высокой ступени развития.
Только тот, чьи мотивы чисты, а воля крепка, в ком горит желание помочь человечеству и желание собственного самосовершенствования, выдержав испытания, которые обязательно встречаются на пути любого претендента, сможет их встретить лицом к лицу, и получить наставления.
Но для того, чтобы им помочь необязательно искать Махатм лично, можно в меру сил и способностей преодолевать животную природу в себе, подавая тем самым пример окружающим. Любое действие, направленное на преодоление эгоизма, является помощью Махатмам и Братству.
Как говорят сами о себе Махатмы, им запрещено использовать свои феноменальные способностями до тех пор, пока не будет использовано все возможные способы, чтобы повлиять на ситуацию естественным образом, и даже в этом случае разрешение на применение феноменальных способностей будет дано только в очень крайнем случае. Поэтому так важен каждый человек, который принес хотя бы самую малость на Общее Благо. Теософическое общество было создано по указанию Махатм и является тем центром для обычных людей, с помощью которого они могли бы сконцентрировать свои усилия для принесения общей пользы.
Тот ореол секретности, которым окружают себя Махатмы, продиктован необходимостью. Так как только в этом случае обеспечен максимальный эффект от их работы. Прошли те времена, когда всех инакомыслящих или обладающих невероятными, с точки зрения обычных людей, способностями (от рождения или вследствие каких-либо практик) сжигали на кострах, но природа людей мало изменилась за эти несколько столетий. Люди все так же готовы с фанатизмом преклоняться и с не менее ярым фанатизмом преследовать того, кто не вписывается в общепринятые рамки, зачастую искаженные суеверием или невежеством. Имея феноменальные возможности они не будут их использовать если на то не будет особой необходимости. Карма, как хорошая, так и дурная, должна быть проявлена во всей полноте. Если вмешаться в нее и предотвратить человека от плохой кармы, то тем самым можно создать еще более худшую карму. Но кто из людей сможет это оценить, кто может видеть кармические причины и следствия? Поэтому такое поведение, непонятное обычному человеку, будет рождать в уме многих людей злость и раздражение. Наука поставит под сомнение их феноменальные способности и объявит их лжецами. Все это вынуждает Махатм скрывать свое существование.
Это еще одна причина почему Махатмы не проявляют своего присутствия. Люди на своих ошибках, причиной которых почти всегда является неправильное мышление, должны учится отличать хорошее от дурного, правильное от не правильного. Никакие авторитеты не смогут научить делать это, пока человек сам не научится. Разум души должен созреть и стать готовым, чтобы затем как цветок раскрыться лучам Истины.
Чтобы как можно быстрее человечество пришло к правильному мышлению Махатмы трудятся не покладая рук. Много препятствий им приходится преодолевать. Путешествуя по миру внешне как обычные люди, они, тем не менее, сторонятся больших городов с их грубыми и низкими эманациями.
Известно только два имени Махатм, принимавших активное участие при создании и развитии теософического общества, это Махатма Мория и Махатма Кут Хуми. Они являлись Учителями Е.П. Блаватской – основательницы теософического общества. Перед тем как отправиться выполнять свою миссию Е.П. Блаватская несколько лет провела в Тибете, обучаясь оккультным наукам и она была не первая в своем роде. Уже неоднократно Братья посылали своих учеников, чтобы те несли свет духовности человечеству, оказывали влияние на ход истории, раскрывали великую Истину в той мере насколько это было возможно сделать. Истина имеет свойство искажаться под влиянием человеческого невежества, поэтому время от времени ее необходимо очищать от заблуждений. В числе таких вестников были Сен-Жермен, Калиостро, Платон, религиозные основатели и реформаторы востока и другие известные личности, а так же менее известные, не оставившие столь значительный след в истории, но, тем не менее, выполнившие свою особую миссию.
Махатма
АРАХАТ (Санскр.) Произносится и пишется также Архат, Архан, Рахат и т.д., «достойный», букв., «заслуживающий божественных почестей». Это было имя, даваемое вначале джайнским, а впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и, поэтому, освобожден от повторных рождений.
МАХАТМА (Санскр.) Букв., «великая душа». Адепт высшей степени. Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими низшими принципами, живут, таким образом, без препятствий со стороны «человека из плоти», и обладают знанием и силой, соответствующими той стадии, которую они достигли в своей духовной эволюции. На языке пали называются Рахатами и Архатами.
Существуют четыре степени Посвящения, упомянутые в экзотерических трудах и соответственно известные в Санскрите, как Сротапанна, Сакридагамин, Анагамин и Архат; Четыре Тропы к Нирване в этом нашем Четвертом Круге носят те же наименования. Архат, хотя он может видеть Прошлое, Настоящее и Будущее, не есть еще высший Посвященный; ибо сам Адепт, посвященный кандидат, становится Челою (учеником) Высшего Посвященного. Еще три высшие степени должны быть достигнуты Архатом, если он хочет достичь вершины лестницы Архатства. Есть такие, кто достигли этого даже в этой нашей Пятой Расе, но способности, необходимые для достижения этих высших степеней, будут вполне развиты в среднем устремленном подвижнике лишь в конце этой Коренной Расы и, особенно, в Шестой и Седьмой. Так всегда будут существовать посвященные и профаны до конца этой малой Манвантары, настоящего Цикла Жизни. Архаты «Огненного Тумана», Седьмой Ступени отделены лишь одною ступенью от «Корня-Основы» своей Иерархии, высочайшей на Земле и в нашей Земной Цепи. Эта Корень-Основа имеет Имя, которое может быть переведено на английский язык лишь несколькими составными словами – «Вечно-Живущий-Человеческий-Баниан». Это «Чудесное Существо» снизошло из «Высшей Области», так говорят они, в раннюю пору Третьего Века до разделения полов в Третьей Расе.
Эта Третья Раса иногда называется коллективно «Сынами Пассивной Йоги, ибо она была порождена бессознательно Второю Расою, которая, будучи умственно бездеятельною, рассматривалась, как пребывающая постоянно в своего рода абстрактном созерцании, которое требуется условиями Иогического состояния. В первой или ранней поре существования этой Третьей Расы, когда она еще пребывала в состоянии чистоты, «Сыны Мудрости», которые, как будет видно, воплотились в этой Коренной Расе, породили посредством Криашакти потомство, называемое «Сынами Ад» или «Огненного Тумана», «Сынами Воли и Йоги» и т. д. Они были сознательным созданием, ибо часть этой Расы была уже одушевлена божественной искрою духовного, высшего разума. Это потомство не было Расою. Вначале, это было Чудесное Существо, называемое «Инициатором», а после него группа полубожественных, полу-человеческих Существ. «Отделенные» в архаическом генезисе для определенных целей, они являются теми, в которых, как сказано, воплотились высшие Дхиани – «Муни и Риши предыдущих Манвантар» – чтобы создать питомник для будущих человеческих Адептов на этой Земле и на протяжении настоящего Цикла. Эти «Сыны Воли и Йоги», рожденные, так сказать, непорочным путем, остались, как это пояснено, совершенно отделенными от остального человечества. «Существо», только что упомянутое, которое должно остаться не названным, есть Древо, от которого в последующие века ответвились все великие, исторически известные Мудрецы и Иерофанты, подобные Риши Капиле, Гермесу, Эноху, Орфею и пр. Как объективный человек, он есть таинственная (для профана – вечно невидимая), но всегда присутствующая Личность, о которой говорят все легенды Востока, особенно среди оккультистов и учеников Сокровенной Науки. Это Существо изменяет форму, оставаясь вечно тем же. Он есть духовный Авторитет всех посвященных Адептов во всем мире. Его называют «Неимеющим Имени», которое имеет столько имен и, тем не менее, имена и самая сущность которого не известна. Он есть «Инициатор», именуемый «ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА». Ибо, находясь у порога Света, Он взирает на него изнутри Круга Тьмы, который Он не преступит; и до последнего Дня этого Цикла Жизни, не покинет Он своего поста. Почему Одинокий Страж остается на избранном им самим посту? Почему сидит Он у Фонтана Предвечной Мудрости, из которого Он больше не пьет, ибо Ему нечего узнать, чего бы он уже не знал – ни на этой Земле, ни в ее Небесах? – Потому, что одинокие, усталые путники, возвращаясь домой, никогда не уверены даже до последней минуты, что не потеряют свою тропу в этой беспредельной пустыне Иллюзии и Материи, называемой Земною Жизнью. Потому, что Он жаждет показать каждому узнику, которому удалось освободиться от уз плоти и иллюзии, путь к той области свободы и Света, из которой Сам Он добровольный изгнанник. Потому что, короче говоря, Он пожертвовал собою ради Спасения Человечества, хотя лишь немногие избранные могут воспользоваться этою ВЕЛИКОЮ ЖЕРТВОЮ.
Под непосредственным молчаливым руководством этого МАХАГУРУ, со времени первого пробуждения человеческого сознания, все другие, менее божественные Учителя и Наставники Человечества, сделались руководителями раннего Человечества. Через посредство этих «Сынов Бога» младенческое Человечество получило свои первые понятия о всех искусствах и науках, так же как и о духовном знании. Именно Они положили первый камень основания тех древних цивилизаций, которые так справедливо вызывают удивление нашего современного поколения ученых и исследователей.
Когда буддийский аскет достиг «четвертой степени», – его считают архатом. Он производит всякого рода феномены исключительно силою своего освобожденного духа. Архат тот, говорят буддисты, кто приобрел силу летать по воздуху, стать невидимым, повелевать стихиями, творить всякого рода удивительные явления, обычно и притом ошибочно называемые мейпо (чудесами). Он – совершенный человек, полубог. Он станет богом, когда достигнет нирваны, ибо так же, как посвященные обоих заветов, почитатели Будды знают, что они – «боги».
МАХАТМЫ ТЕОСОФИИ КТО ОНИ: «ДУХИ СВЕТА» ИЛИ «НЕЧИСТАЯ СИЛА»?
Спрашивающий. Кто же они — те, кого вы зовете вашими «Учителями»? Одни говорят, что они — «духи» или ещё какие-то сверхъестественные существа, в то время как другие называют их «мифом».
Спрашивающий. Да, но ходят слухи, что некоторым из них по тысяче лет. Это правда?
Теософ. Это такая же правда, как и чудесный рост волос на голове мередитовского Шагпата. И сколько бы теософы ни пытались их сбрить, из этого ничего не выходит, как и в том романе. Чем больше мы отрицаем эти выдумки, тем более абсурдными они становятся. Я слышала о Мафусаиле, который дожил до 969 лет; но, поскольку меня никто не заставлял в это поверить, я просто посмеялась над таким утверждением, за что впоследствии многие считали меня богохульствующей еретичкой.
Спрашивающий. Но если серьёзно, превышает ли их возраст обычную продолжительность жизни?
Теософ. А что вы называете «обычной продолжительностью»? Помнится, в журнале «Ланцет» я прочла как-то об одном мексиканце, которому было почти 190 лет, но я никогда не слышала, чтобы хоть один смертный — будь то мирянин или адепт — прожил хотя бы половину жизненного срока, приписываемого Мафусаилу. Возраст некоторых адептов и вправду значительно превышает тот срок, который вы назвали бы «обычной продолжительностью жизни»; но всё же ничего чудесного в этом нет, и очень немногие из них заботятся о долгожительстве.
Спрашивающий. Но что на самом деле означает слово «махатма»?
Теософ. Просто «великая душа» — великая по своей нравственной высоте и своему интеллектуальному развитию. Если уж титул «великого» присваивают пьянице-вояке вроде Александра Македонского, то почему бы и нам не называть «великими» тех, чьи победы над тайнами природы куда величественнее всех, когда-либо одержанных Александром на поле битвы? Кроме того, слово это индийское и очень древнее.
Спрашивающий. А почему вы называете их «Учителями»?
Теософ. Потому что они учат нас, а также потому, что от них мы получили все истины теософии, как бы неадекватно одни из нас ни выражали их, а другие — ни понимали. Эти посвящённые, как мы их называем — люди великого знания и ещё более великой святости. Они не аскеты в обычном смысле этого слова, хотя, конечно, и остаются в стороне от суеты и раздоров вашего западного мира.
Спрашивающий. Но не эгоистична ли такая самоизоляция?
Теософ. В чём же тут эгоизм? Разве судьба Теософического Общества не является достаточно убедительным доказательством того, что мир не готов ни признать их, ни извлечь какую-то пользу из их учения? Много ли пользы было бы в том, чтобы, к примеру, профессор Кларк Максвелл учил малышей таблице умножения? Кроме того, махатмы уединяются лишь от Запада. В своей стране они свободно расхаживают повсюду, как и все остальные люди.
Спрашивающий. Приписываете ли вы им какие-то сверхъестественные способности?
Теософ. Как я уже сказала вам, мы не верим ни во что сверхъестественное. Если бы Эдисон жил двести лет назад и тогда изобрёл свой фонограф, то его скорее всего сожгли бы вместе с его изобретением, приписав всё козням дьявола. Силы, которыми пользуются махатмы — просто результат развития тех возможностей, которые скрыты в каждом человеке, и существование которых начинает уже признавать даже официальная наука.
Спрашивающий. Правда ли, будто эти люди вдохновляют некоторых ваших авторов и будто многие, если не все, теософические труды написаны под их диктовку?
Теософ. Некоторые — да. Есть высказывания, продиктованные ими и записанные слово в слово; но в большинстве случаев они лишь внушают идеи, оставляя литературную форму на усмотрение самих авторов.
Махатма – это выдающаяся личность, которая, посредством специальной тренировки и образования, развила такие высшие способности и достигла такого духовного знания, которых обычные люди достигают лишь проходя через бесчисленную серию перевоплощений в результате космической эволюции, конечно, лишь при условии, что они не пойдут против целей Природы и тем самым не приведут к собственному исчезновению. Этот процесс самоэволюции Махатмы проявляется во многих «воплощениях», хотя их самих сравнительно немного. Но кто же такие эти воплощенные? Оккультное учение, так, как оно дается, показывает, что три первых принципа более или менее исчезают вместе с тем, что называется физической смертью. Четвертый принцип, вместе с низшей частью пятого, в которых сохраняются животные склонности, имеет местом своего пребывания Кама-локу, где он испытывает страдания в соответствии с размерами его низших желаний; в то время, как его высший манас, чистый человек, связанный с шестым и седьмым принципами, попадает в Девахан, чтобы наслаждаться результатами своей доброй кармы, и быть перевоплощенным в высшую личность. Сущность, прошедшая через оккультное обучение в своих последовательных рождениях, имеет соответственно (в своих воплощениях) все меньше и меньше от этого низшего манаса, пока не наступит время, когда его целый манас, который приобрел полностью возвышенный характер, сконцентрируется в высшей личности, и тогда про такого человека можно сказать, что он стал Махатмой. Во время физической смерти четыре низших принципа погибают без какого-либо страдания, поскольку они являются для него, фактически, как бы предметами одежды, которые он по своей воле снимает и одевает. Подлинный Махатма, таким образом, – это не его физическое тело, но тот высший манас, который неразрывно связан с атмой и ее оболочкой (шестым принципом); этого объединения он достигает в сравнительно короткий промежуток времени благодаря процессу самоэволюции, установленному оккультной философией. Поэтому, когда люди выражают желание «видеть Махатму», они, по-видимому, в действительности не понимают того, о чем они просят. Как могут они надеяться увидеть при помощи своих физических глаз то, что превосходит их возможности? То ли это тело, – а скорее раковина или маска, – которого они страстно желают или ищут? И, предполагая, что они видят тело Махатмы, как они могут знать, что за ним спрятана возвышенная сущность? По каким стандартам они судят о том, что отражает майя, находящаяся перед ними, – образ истинного Махатмы или нет? И кто может сказать, что в физическом содержится что-то большее, чем майя? Высшие вещи могут быть восприняты только чувством, подходящим для них. Поэтому тот, кто хочет увидеть истинного Махатму, должен использовать свое интеллектуальное зрение. Он должен так возвысить свой манас, чтобы его восприятие стало чистым, и всякий туман, созданный майей, должен быть рассеян. Его видение будет тогда ясным, и он увидит Махатм, где бы ни находился, поскольку слившиеся с шестым и седьмым принципами, вездесущими и всепроникающими, Махатмы, можно сказать, находятся повсюду. Однако, как это бывает, когда мы стоим на вершине горы, а перед нашим взглядом простирается целая равнина, в которой мы не различаем какого-либо дерева или другого предмета, поскольку сверху все они кажутся одинаковыми для нас, и наше внимание может привлечь лишь то, что отличается от всего окружающего, – точно так же, хотя все человечество находится в пределах ментального видения Махатм, каждый человек не может ожидать того, что он будет замечен, до тех пор, пока он не привлечет к себе специального внимания, благодаря своим собственным поступкам. Их специальной заботой является величайший интерес к Человечеству в целом, поскольку они отождествили себя с Универсальной Душой, которая простирается через все Человечество; и тот, кто хотел бы привлечь их внимание, должен обращаться к этой Душе, которая находится повсюду.
Махатма является лишь выдающимся оккультистом, который в высшей степени может контролировать свое высшее «я» и в той или иной мере подчинить его Космическому импульсу, поэтому в самой природе вещей заключено то, что он не может действовать иначе, чем бескорыстно. Скорее он перестанет быть Махатмой, чем позволит «личному я» утвердить себя. Поэтому те, кто все еще находится в паутине иллюзий, приписывая Махатмам «эгоизм» постольку, поскольку они скрывают «знание», которым они обладают, – не понимают, о чем они говорят. Закон Космической эволюции постоянно действует таким образом, чтобы достичь окончательного единства и переместить феноменальный на ноуменальный уровень; Махатмы, будучи en rapport [связанными] с этим Законом, помогают осуществлению этой цели. Поэтому они знают лучше, какое знание более всего подходит для человечества на данной стадии его развития, и не существует никого другого, кто был бы столь компетентен в этом вопросе, поскольку только они овладели основным знанием, которое только и может определить правильность курса и произвести должное различение.
Ибо очевидно, что как только даже самое малое чувство эгоизма пытается утвердить себя в Махатме, его духовное видение, которое является его единственным способом восприятия, закрывается завесой, и он утрачивает свою «силу», которую может создать лишь абстрактное «знание».
Махатмы являются исполнителями Закона кармы, а не вершителями судеб.