коды жд станций беларуси
Справочник станций
Код ЕСР | Краткое наименование | Полное наименование | Регион | ЖД |
---|---|---|---|---|
1000 | ПЕТРОЗАВОДСК | ПЕТРОЗАВОДСК | Республика Карелия | Октябрьская |
1030 | ТОМИЦЫ | ТОМИЦЫ | Республика Карелия | Октябрьская |
1040 | ШУЙСКАЯ | ШУЙСКАЯ | Республика Карелия | Октябрьская |
1050 | СУНА | СУНА | Республика Карелия | Октябрьская |
1060 | ЗАДЕЛЬЕ | ЗАДЕЛЬЕ | Республика Карелия | Октябрьская |
1070 | КОНДОПОГА | КОНДОПОГА | Республика Карелия | Октябрьская |
1080 | КЕДРОЗЕРО | КЕДРОЗЕРО | Республика Карелия | Октябрьская |
1150 | НОВЫЙ ПОСЕЛОК | НОВЫЙ ПОСЕЛОК | Республика Карелия | Октябрьская |
1090 | НИГОЗЕРО | НИГОЗЕРО | Республика Карелия | Октябрьская |
1100 | КЯППЕСЕЛЬГА | КЯППЕСЕЛЬГА | Республика Карелия | Октябрьская |
1110 | ПЕРГУБА | ПЕРГУБА | Республика Карелия | Октябрьская |
1130 | МЕДВЕЖ ГОРА | МЕДВЕЖЬЯ ГОРА | Республика Карелия | Октябрьская |
1140 | ВИЧКА | ВИЧКА | Республика Карелия | Октябрьская |
1180 | СЕГЕЖА | СЕГЕЖА | Республика Карелия | Октябрьская |
1190 | НАДВОИЦЫ | НАДВОИЦЫ | Республика Карелия | Октябрьская |
1200 | КОЧКОМА | КОЧКОМА | Республика Карелия | Октябрьская |
1210 | ИДЕЛЬ | ИДЕЛЬ | Республика Карелия | Октябрьская |
1220 | ЛЕТНИЙ | ЛЕТНИЙ | Республика Карелия | Октябрьская |
1230 | СОСНОВЕЦ | СОСНОВЕЦ | Республика Карелия | Октябрьская |
1270 | СУМСКИЙ ПОСАД | СУМСКИЙ ПОСАД | Республика Карелия | Октябрьская |
звонок бесплатный для всех регионов РФ
по всему миру, оплата в соответствии с тарифами вашего оператора связи
для вопросов, связанных с грузовыми перевозками
сообщить об ошибке
Железные дороги в вашем телефоне
Мы используем cookie-файлы для улучшения пользовательского опыта и сбора статистики. Для получения дополнительной информации вы можете ознакомиться с нашей Политикой использования cookie-файлов.
Гомельское отделение Белорусской железной дороги 
На согласованные месячные и дополнительные заявки ГУ-12 в ЛЦТО заводятся учетные карточки выполнения заявок на перевозку грузов ГУ-1 (далее – ГУ-1).
Грузоотправитель на каждую согласованную заявку ГУ-12 в сроки, установленные Правилами, предоставляет на станцию погрузки график подачи вагонов, контейнеров формы ГУ-11 (далее – график ГУ-11) для согласования. График ГУ-11 может подаваться как в виде электронного документа в АС ЭП, так и на бумажном носителе.
График, представленный и оформленный грузоотправителем с нарушением требований правил перевозок грузов, считается не поданным и к учету не принимается.
При непредставлении грузоотправителем графика ГУ-11, количество вагонов, контейнеров в учетной карточке ГУ-1 распределяется ответственным работником ЛЦТО, исходя из равномерной (среднесуточной) погрузки по дням декады или дням половины месяца.
На основании данных согласованных заявок ГУ-12, графиков ГУ-11 начальник станции погрузки определяет потребность в подвижном составе на предстоящие сутки.
Организация перевозок ядерных материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов, а также порожних транспортных упаковочных комплектов, используемых для перевозки этих грузов (далее – специальные грузы), осуществляется на основе заявки на перевозку специального груза. Перевозки специальных грузов осуществляются в вагонах грузоотправителей, грузополучателей. Для размещения караула и сопровождающих лиц, обеспечения прикрытия могут быть использованы вагоны перевозчика. Необходимое количество вагонов перевозчика указывается грузоотправителем в заявке на перевозку специального груза. Грузоотправитель не позднее 3 дней до погрузки специальных грузов при необходимости использования вагонов перевозчика представляет перевозчику на железнодорожную станцию отправления заявку на подачу вагонов перевозчика.
Образцы заявок (прилагаются)
Для назначения даты и времени прохождения проверки знаний необходимо предварительно связаться с ревизором коммерческим отделения железной дороги, курирующим железнодорожную станцию обслуживания:
Тел. +375 (232) 95 31 02
Ревизор коммерческий отделения железной дороги (станции Калинковичи, Барбаров, Пхов, Мозырь, Козенки, Житковичи, Копцевичи, Муляровка)
Тел. +375 (2345) 95 1 76
Ревизор коммерческий отделения железной дороги (станции Гомель, Костюковка, Новобелицкая, Добруш, Тереховка, Круговец, Буда-Кошелевская, Уза, Лазурная)
Тел. +375 (232) 95 31 04
Ревизор коммерческий отделения железной дороги (станции Жлобин, Рогачев, Сверково, Речица, Ельск, Хойники, Василевичи, Светлогорск-на-Березине)
Тел. +375 (2345) 95 1 76
Типы применяемых пломб, ЗПУ устанавливаются перевозчиком. Способы наложения пломб, ЗПУ приведены в приложении 1 к Правилам пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.03.2008 №40.
Перечень грузов, перевозка которых в вагонах и контейнерах может осуществляться за свинцовыми пломбами и грузов, допущенных к перевозке во внутриреспубликанском сообщении в вагонах без пломб или ЗПУ, но с обязательным использованием проволочной закрутки, представлен в приложениях 4,5 к Правилам пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте общего пользования.
Перевозка грузов в международном железнодорожном сообщении в вагонах, контейнерах без пломб или ЗПУ не допускается.
Грузоотправителям, имеющим месячный расход менее 10 штук, ЗПУ реализуются станцией погрузки на основании договоров поставки. Для заключения договора поставки необходимо обратиться в отдел грузовой работы отделения железной дороги.
При необходимости приобретения более 10 штук ЗПУ в месяц, грузоотправителю следует обратиться в отдел материально-технического снабжения отделения железной дороги по адресу г.Гомель, ул. Кирова, 155.
Отдел грузовой работы:
тел. +375 (232) 95 29 25
Отдел материально-технического снабжения:
тел. +375 (232) 95-28-48, 95-21-59 приемная,
факс +375(232) 35-19-96.
• перевозчиком по договорам с грузоотправителями и грузополучателями в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы;
• грузоотправителями, грузополучателями – в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если погрузка и выгрузка необязательна для перевозчика.
В соответствии с пунктом 23 Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.03.2008 № 40, при эпизодическом характере работы подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих железнодорожных путей необщего пользования, а также складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования в случае отсутствия разногласий сторон могут осуществляться на железнодорожный путь необщего пользования по письменному соглашению, заключенному между грузоотправителем или грузополучателем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, контрагентом или пользователем и перевозчиком.
Соглашение вступает в силу с даты подписания его отделением железной дороги.
(Образец соглашения).
Дополнительную информацию можно получить по телефону +375 (232) 95-31-03.
В случаях, если свойства груза или его состояние, либо предлагаемые грузоотправителем условия перевозок не позволяют осуществить перевозку груза на основании действующих правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования (далее – правила перевозок грузов), а также в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, Белорусской железной дорогой по соглашению с грузоотправителем могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, ответственность сторон за их сохранность.
Перевозки грузов на особых условиях могут осуществляться Белорусской железной дорогой в следующих случаях:
• если перевозка не предусмотрена правилами перевозок грузов;
• при перевозке с использованием вагонов, контейнеров, в которых соответствующими правилами перевозок грузов не предусматривается перевозка отдельных видов грузов;
• других случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов.
Особые условия перевозок грузов устанавливаются до заключения грузоотправителем с перевозчиком договора перевозки груза.
При возникновении необходимости перевозки грузов на особых условиях грузоотправитель согласно пункту 36 Правил приема грузов не менее чем за 20 дней направляет письменное обращение за подписью руководителя организации в Управление Белорусской железной дороги (ул. Ленина, 17, 220030, г. Минск, Республика Беларусь, факс: +375 (17) 225-46-12, +375 (17) 225-04-94, электронный адрес moe@upr.mnsk.rw.by, mu_jerebenko@upr.mnsk.rw.by) до представления перевозчику заявки на перевозку грузов, которое передается для рассмотрения непосредственно в службу грузовой работы и внешнеэкономической деятельности.
В случае, если отправитель выполнение своих обязательств по уплате провозных платежей возлагает на третье лицо в соответствии с параграфом 2 статьи 31 СМГС, то таким плательщиком устанавливается Республиканское транспортно-экспедиционное унитарное предприятие «БЕЛИНТЕРТРАНС транспортно-логистический центр» Белорусской железной дороги.
При возможности осуществления перевозки грузов на особых условиях служба грузовой работы и внешнеэкономической деятельности организовывает разработку, установление особых условий и уведомление о них причастных, в том числе грузоотправителя через станцию отправления, направляемой телеграммой. При этом оговариваются эти особые условия. В остальном должны выполняться установленные нормативными правовыми актами требования и регламенты.
При невозможности осуществления перевозок грузов на особых условиях службой грузовой работы и внешнеэкономической деятельности грузоотправителю направляется мотивированный отказ. Согласие грузоотправителя на перевозку груза на особых условиях подтверждается путем проставления им в перевозочных документах отметки в порядке, установленном правилами перевозок грузов, СМГС.
Образец письменного обращения
телефоны: +375 (17) 2254612,
факс: +375 (17) 2250494
транспортную железнодорожную накладную (далее – накладная), составленную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования;
накладную на перевозку грузов группами вагонов, составленную в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования с особенностями.
Накладная оформляется в виде электронного документа (электронная накладная):
в международном сообщении
накладную СМГС, составленную в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении;
ведомость вагонов при перевозке груза в двух или более вагонах по одной накладной или ведомость контейнеров при перевозке нескольких контейнеров по одной накладной.
Накладная СМГС может быть оформлена в виде бумажного (бумажная накладная) или электронного (электронная накладная) документа. Электронный документ применяется при наличии договоренностей между перевозчиками, участвующими в перевозке.
Отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Прикладывает к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других административных формальностей на всем пути следования груза.
Заключение договора перевозки подтверждается накладной.
Отправитель имеет возможность представить перевозчику для оформления накладной:
–заявку на организацию перевозки и оформление накладной СМГС при перевозке груза в международном сообщении в бумажном или электронном виде, в необходимом случае ведомость вагонов или ведомость контейнеров.
При условии выдачи доверенности уполномоченному представителю перевозчика (кассиру товарному ЛЦТО) на право совершения от имени клиента юридически значимых действий, вытекающих из условий договора на транспортное обслуживание при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Порядок и способы передачи уведомлений устанавливает начальник станции с учетом предложений грузополучателей. При установлении способа уведомления необходимо исходить не только из сложившихся местных условий, но и из гарантированности как передачи уведомления, так и его получения. Грузополучатель предоставляет на станцию обслуживания письменное обращение о необходимости оказания услуги по предварительному уведомлению о подходе груза, оформленное по образцу на фирменном бланке предприятия. Предварительное уведомление о подходе груза в адрес грузоотправителей, грузополучателей производится по телефону, факсу, с учетом имеющихся возможностей устройств вычислительной техники и связи. Предварительным уведомлением о подходе груза является информирование грузополучателей о нахождении вагонов на узловых станциях, тяготеющих к станции назначения.
Для записи предварительных уведомлений грузополучателей ведется Книга предварительного уведомления.
• «Тарифам на перевозку по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории государств – членов Евразийского экономического союза, а также работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки и Инструкции «О порядке установления и применения тарифов на перевозку грузов по территории Республики Беларусь железнодорожным транспортом общего пользования, кроме перевозок грузов, следующих транзитом по территории государств – членов Евразийского экономического союза, а также на работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением этой перевозки», установленных и утвержденных постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 18.06.2019 № 51;»
• Прейскуранту отпускных цен (тарифов) на работы и услуги, оказываемые РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» и обособленными структурными подразделениями (филиалами).
Первичными учетными документами являются:
• при перевозке грузов – транспортная железнодорожная накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26.01.2009 № 12 и накладная СМГС, предусмотренная Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении;
• при выполнении иных работ и услуг – накопительная карточка (форма ФДУ-92), утвержденная нормативными правовыми актами Белорусской железной дороги.
Датой оказания услуги, в части перевозки грузов, является во внутриреспубликанском сообщении – дата выдачи груза получателю на станции назначения, в международном сообщении – дата передачи груза на соседнюю железную дорогу.
На основании первичных учетных документов отделение железной дороги формирует и предоставляет клиенту на оказанные услуги счета-фактуры с приложением.
Для возможности осуществления контроля объемов оказанных услуг отделение железной дороги предоставляет акт сверки расчетов.
В целях обеспечения объемов перевозимых грузов железнодорожным транспортом во внутриреспубликанском сообщении на РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги», как исключительная мера при условии неплатежеспособности грузоотправителя, установлен Порядок организации перевозок грузов с расчетом за перевозки на станции назначения (далее – Порядок).
Порядок предусматривает возможность оплаты за перевозку грузополучателем на станции назначения по письменным договоренностям между отделениями Белорусской железной дороги (далее – отделение железной дороги), грузоотправителем и грузополучателем.
Решение о возможности осуществления перевозок грузов с расчетом провозной платы на станции назначения принимается начальником грузового отдела или его заместителем.
Перевозка грузов с расчетом за перевозку на станции назначения производится при поступлении в грузовой отдел РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» на факс +375 232 95 37 72, +375 232 95 33 43 мотивированного письменного обращения грузоотправителя по прилагаемой форме при выполнении следующих условий:
— поступление в грузовой отдел на факс +375 232 95 37 72, +375 232 95 33 43 письменного согласия грузополучателя по прилагаемой форме на оплату провозной платы за перевозку груза на станции назначения при осуществлении перевозки в пределах РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги»;
— отсутствие у грузополучателя задолженности за перевозки и выполнение, в части оплаты, условий договора на транспортное обслуживание при перевозке грузов железнодорожным транспортом;
— согласование отделения железной дороги, в ведении которого находится железнодорожная станция назначения, возможности оплаты провозной платы грузополучателем на станции назначения при осуществлении перевозки груза за пределы РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги». При этом письменное согласие грузополучателя представляется в отделение железной дороги станции назначения. В случае несогласования оплаты провозных плат на станции назначения отделение железной дороги сообщает причину отказа.
Согласование перевозок грузов с расчетом на станции назначения между отделениями железной дороги производится ответственными специалистами.
В случае отказа в изменении порядка расчета за перевозки РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» информирует об этом грузоотправителя.
При принятии РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» решения о возможности оплаты перевозки с расчетом провозной платы на станции назначения соответствующее разрешение (телеграфное указание) направляет в адрес железнодорожной станции отправления, назначения. Железнодорожная станция отправления, назначения информирует грузоотправителя, грузополучателя.
Срок рассмотрения отделением железной дороги обращения грузоотправителя не должен превышать пяти рабочих дней, а согласования запроса другого отделения дороги – не более двух рабочих дней.
Железнодорожная станция отправления, получив от РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги» разрешение на осуществление перевозки с оплатой провозной платы на станции назначения, в перевозочных документах обеспечивает проставление отметки: «Оплата на станции назначения» со ссылкой на номер полученного разрешения.
Грузовые перевозки
Контактная информация
Грузовые перевозки
Сегодня Белорусская железная дорога — лидер национальной системы перевозок. Являясь одним из важнейших транспортных комплексов страны.
БЕЛИНТЕРТРАНС — транспортно-логистический центр Белорусской железной дороги
оказывает транспортно-экспедиционные услуги по перевозкам грузов как в экспортном, импортном, транзитном, так и во внутриреспубликанском сообщениях.
Информация об изменении тарифов
Выписка из приказа Начальника Белорусской железной дороги от 20.09.2021 № 310Н «Об изменении тарифов на перевозку грузов» Читать дальше…
Выписка из приказа от 09.09.2021 № 301Н «Об изменении тарифов на перевозку грузов» Читать дальше…
Белорусская железная дорога на рынке транспортных услуг
Информационные сервисы
Новости грузоперевозокRSS
14 сентября 2021 года Белорусская железная дорога приступила к перевозке сахарной свеклы на ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат».
В этом году Белорусская железная дорога будет осуществлять перевозку сладких корнеплодов на Городейский и Слуцкий сахарные комбинаты, а также на Жабинковский сахарный завод.
Всего планируется перевезти железнодорожным транспортом порядка 1,5 миллиона тонн сахарной свеклы урожая нынешнего года. Максимальные объемы погрузки запланированы на октябрь – ноябрь – до 345 вагонов в сутки.
Белорусская железная дорога традиционно вносит вклад в уборку сахарной свеклы. Массовая перевозка корнеплодов железнодорожным транспортом на отечественные сахарные заводы осуществляется с сентября по декабрь. Такой график обусловлен технологией выращивания и хранения свеклы, а также мощностями предприятий по ее переработке.
Ежемесячно общий объем перевозок по БЖД составляет более 700 контейнерных поездов. При этом в среднем в сутки только в сообщении Китай–Европа–Китай обеспечивается транзитное проследование и терминальная обработка 24 контейнерных поездов.
Высокий уровень сервиса и скорость доставки груза железнодорожным транспортом в адрес европейских грузополучателей подтверждается динамикой роста объемов отправляемых поездов и открытием новых маршрутов. Так из Китая транзитом через Республику Беларусь в адрес европейских потребителей еженедельно отправляется от 90 до 100 контейнерных поездов.
Денис Блищ. Частное мнение
Из стран бывшего СССР Беларусь в плане сохранения движения на железной дороге еще ничего. Но страдает трансграничное движение, особенно его местная (пригородная) составляющая. Из 23 международных переходов на 12 есть сообщение поездами дальнего следования, но лишь на 7 остались электрички и дизель-поезда. А ведь когда-то (не так и давно) связками пригородных можно было добраться до Вильнюса или Риги, Чернигова или Брянска. Белорусская железная дорога постепенно закрывает возможности для ультрадешевых международных поездок на электричках, но соседи сотрудничают еще меньше: почти все оставшиеся переходы обслуживаются именно составами БЖД. Я составил карту всех железнодорожных переходов страны и расписал, какого типа движение на них еще сохраняется.
Пять с Польшей: в Бресте, Высоко-Литовске, Свислочи, Пограничном и Брузгах. Три с Литвой: в Узбережи, Беняконе и Гудогае. Один только с Латвией в Бигосово. Семь с Россией: в Алеще, Езерище, Заольше, Шуховцах, Шестеровке, Добруше. Наконец, семь с Украиной: в Кутке, Кравцовке, дважды в Иолче, Словечно, Бухличах и Хотиславе. Все они на карте:
Я разделил переходы по цветам. Ярко-красный – есть всё, то бишь грузы, дальние поезда и пригородные. Коричневый – только грузы и дальние. Светло-коричневый – только грузы и пригородные. Желтый – грузы и пригородные служебные, которыми невозможно воспользоваться обычным трудящимся (отдельный случай в Брагинском районе, о котором я писал в блоге – ссылка ниже). Черный – только грузовое движение. Серый – никакого движения нет, но физически переход находится в состоянии консервации, его при желании можно реанимировать.
Красная группа. Все типы движения
Переход №1. Брест – Тересполь
Помимо нескольких российских поездов на запад, а также согласованного Минск – Брест – Варшава, здесь все так же можно по-старинке сесть в общий вагон и перекатиться на другую сторону местным сообщением. Формально это теперь пассажирский поезд, поэтому к нему применяется международный тариф – билет до ближайшего польского города стоит около 9 рублей.
Также надо понимать, что существует параллельный переход через Западный Буг несколько севернее основного хода, но он используется только для грузов. Был задействован и для пассажирских поездов во время капитального ремонта моста на основном ходу.
Поезд Брест – Тересполь под польским локомотивом
Переход №12 Заольша – Рудня
Это, конечно, кандидат на выбывание из красной группы, потому что если единственный пассажирский поезд Полоцк – Москва никуда не денется, то пригородный дизель Витебск – Рудня вполне может быть сокращен до крайней станции в Беларуси. Раньше весь участок от Витебска до Смоленска обслуживался на условиях паритета: утром свой поезд отправляла до Смоленска БЖД, вечером приходил дизель из Смоленска. Ныне Россия катает пригородные лишь до границы, а вот белорусы продолжают заезжать и в Рудню. Бог знает на каких условиях…
Неизвестный белорусам зверь, автомотриса АЧ2 сообщением Смоленск – Витебск
Переход №13 Шуховцы – Красное
Это магистральная линия Брест – Минск – Москва. Ситуация на ней аналогична Витебской: когда-то участок Орша – Смоленск обслуживался паритетно общими силами россиян и белорусов, но теперь за границу выезжают только электрички БЖД и только до первой станции на той стороне – станции Красное. Вероятно, перспективы перехода в том числе электричками здесь получше, так как трафика побольше. С дальними поездами все понятно: были, есть и будут.
“Кругломордые” рижские электрички исчезли в Беларуси еще в 80-х годах, но из Смоленска такие заезжали в Оршу не так давно…
Переход №22 Бухличи – Удрицк
Довольно живая линия, по которой поезда идут в том числе во Львов из Минска. Здесь в ходу единственный пригородный дизель Барановичи – Удрицк БЖД до первой станции в Украине. Состав популярный, отменить его без волны возмущения невозможно. От украинцев приходит дизель Сарны – Горынь – Сарны также 1 раз в сутки.
Согласованный дизель-поезд Удрицк – Здолбунов, на который можно перескочить с поезда из Барановичей. И дальше во Львов!
Коричневая группа. Пассажирские дальние поезда и грузовые
Переход №5 Брузги – Кузница
В 2016-м году польская сторона закрыла пригородное движение по маршруту Белосток – Гродно, но ввела дальний поезд Варшава – Гродно, ныне продленный с польской стороны аж до Кракова. По техническим причинам БЖД не может организовать собственный пригород, так как не совпадают не только колеи, но даже и тип электропитания. Впрочем, вообще размышлять о таких перспективах нет никакого смысла.
Классическая польская электричка прибыла в Гродно. Фото сделано мной в 2004-м году
Переход №8 Гудогай – Кяна
Поездов на Вильнюс, сами знаете, достаточно, но ведь были времена, причем не такие и давние, когда сохранялось пригородное движение от Гудогая до Вильнюса – обслуживалось оно силами только Литовских железных дорог и было довольно востребованным.
Венгерский дизель-поезд модели Д1 сообщением Вильнюс – Кена. Уже сокращенный – точно такие же доезжали до Гудогая до вхождения Литвы в Шенген
Переход №9 Бигосово – Индра
Единственный переход с Латвией пропускает единственный пассажирский поезд Рига – Минск и его перспективы смутны. Направление обслуживается по паритету, и если БЖД в принципе почти не работает с маркетированием своих даже международных перевозок, то, на удивление, так же себя ведут и латвийцы. Поезд ходит полупустой, но еще как-то ходит.
Въезд на территорию Беларуси из Латвии
Переход №11 Езерище – Невель
Это основная горловина для поездов на Санкт-Петербург, как из Минска, так и с югов, из Украины и Молдовы. Дальние будут всегда, а вот пригородное движение начало лихорадить сразу после развала “совка”. Оно то исчезало на участке от Езерища до Невеля, то возрождалось, причем это продолжалось вплоть до 2000-х годов. Сейчас речи о восстановлении не идет.
Пригородные поезда: слева белорусский, справа российский. Станция Невель
Переход №16 Добруш – Злынка
Линия от Гомеля до Брянска и далее на Орел и Курск. Редкий случай, когда отмена пригородного движения сыграла на руку. Вместо невнятного дизеля Гомель – Новозыбков лишь трижды в неделю сейчас в ходу аж две пары условно дальнего поезда по аналогичному маршруту. Да, дороже, но чаще и надежней.
АЧ2 на станции Злынка
Переход №17 Куток – Деревины
Это магистраль на Харьков и далее в Днепр и Крым. Я еще помню пригородный поезд Гомель – Щорс (сейчас он называется Сновск), однако он очень давно заменен на аналогичный пассажирский. Кроме того, остается в ходу дальний Минск – Запорожье.
Поезд сообщением Гомель – Щорс обслуживается обычным рижским дизелем
Переход №18 Кравцовка – Горностаевка
А вот здесь моего жизненного опыта уже не хватает, чтобы вспомнить местное движение. Линия в целом живая, здесь проходят поезда на Киев и Одессу, но нет обычного поезда даже между Гомелем и Черниговом. Соответствующие дизеля есть лишь в старых книжках-расписаниях.
Отмененный состав Гомель – Чернигов. Также обслуживался дизель-поездами
Переход №21 Словечно – Выступовичи
Не слишком востребованная линия, используемая некоторыми дальними поездами (Киев – Рига, Санкт-Петербург – Кишинев). Пригородное движение убито еще при царе Горохе, дальнее тоже сокращается – например, отменен жуткий поезд Барановичи – Житомир, а также Минск – Кишинев.
Были и такие времена: двухгруппный состав Брест/Гродно – Симферополь на станции Словечно
Светло-коричневая группа. Пригородные поезда и грузовые
Переход №15 Журбин – Ржачи
Эта линия всегда была глухой, здесь даже в советские времена по-моему ходило лишь пару дальних поездов. Очень долгое время жил и вполне себе использовался маршрут Гродно – Унеча, похоже, обрубок какого-то еще более древнего маршрута. Затем его сократили до станции Коммунары (это станция в границах райцентра Костюковичи), а сейчас оставили лишь прицепные вагоны. Однако жив дизель-поезд Кричев – Сураж (Сураж в данном случае это райцентр в Брянской области), причем жив раз в сутки. Удивительно еще и то, что от Суража до узловой станции Унеча на линии Гомель – Брянск пассажирского движения нет ни в каком виде. Раньше до Унечи ходил не только поезд из Гродно, но и вот этот вот дизель, и я на нем даже когда-то ездил.
В общем, переход очень странный. Фактически вся связь с миром по железке у российского города Сураж на совести БЖД. Как долго это будет продолжаться? О, думаю не долго.
Белорусский дизель где-то на задворках Брянской области
Переход №19 Неданчичи – Иолча
На этом переходе сохраняется один пригородный поезд Чернигов – Иолча утром по субботам. Когда-то он был в ходу даже каждый день, затем сократился по выходным, затем вообще отменялся.
Украинская электричка прибыла из Чернигова в Брагинский район
Переход №23 Хотислав – Заболотье
Этот переход тоже по-своему интересный. Линия никогда не была особо востребована, это соединительная ветка между белорусским Брестом и украинским Ковелем – здесь в незапамятные времена был какой-то дальний поезд и только. Зато дизелей сохраняется аж четыре в сутки. Людей там ездит тьма, все с торговыми целями.
Поезд из Заболотья в Брест
Желтая группа. Пригородные поезда без остановки на территории Беларуси
Переход №20 Иолча – Семиходы
По сути этот переход даже не переход, так как находится он в зоне отчуждения и если здесь проходит поезд, то он не проходил никакие процедуры пограничья и таможни в Иолчи – прошел транзитом. В ходу грузы и служебные поезда на Чернобыльскую атомную станцию, пролетающие кусочек Беларуси на огромной скорости.
Черная группа. Только грузовые поезда
Переход №2 Высоко-Литовск – Черемха
Переход нетипичный. В советские времена он использовался исключительно как грузовой, конечно, но после распада СССР поляки организовали одновагонный рельсовый автобус до первой белорусской станции Высоко-Литовск в поселке Оберовщина. Жил он очень долго, затем помер, стадия движения перешла в бесконечное обсуждение необходимости восстановить. Угу.
Рельсовый автобус из Черемхи на станции Высоко-Литовск
Переход №3 Свислочь – Хайнувка
Этот переход один из самых загруженных грузовых переходов на БЖД, но было ли здесь когда-нибудь пассажирское движение, я не знаю. Карта местности, конечно, кричит – должно было быть. Фактов у меня нет.
Польский тепловоз на станции Свислочь
Переход №7 Беняконе – Стасилай
Это линия из Барановичей и Лиды на Вильнюс. Довольно долго сохранялось пригородное движение, связывающее столицу Литвы с Беларусью. Несколько лет назад была попытка запустить поезд Гродно – Вильнюс. Просуществовал он лишь один сезон, увы.
Поезд Гродно – Вильнюс. Страшно жалею, что не проехал на нем 🙁
Переход №10 Алеща – Клястица
Страшный медвежий угол и участок так называемой Бологое-Полоцкой дороги, причем первый участок, где померло пассажирское движение. Через границу ходили пригородные из Великих Лук и Новосокольников в Полоцк (ездил на первом где-то в 2003-м году), в конце концов их отменили. С белорусской стороны запустили обрубок до Алещи.
Пригородный поезд из России в Беларусь, из Псковской области в Полоцк
Переход №14 Шестеровка – Понятовка
Еще один переход с Россией, но уже в Могилевской области. Сквозное движение Кричев – Рославль закрыто в 2000-х (был паритет: сначала по два состава от сторон, затем по одному), ветка до Шестеровки оставалась действующей какое-то время и в конце концов стала первой на территории Беларуси, где БЖД закрыло всякое пассажирское движение. Техническое состояние линии позволяет пропускать грузовые поезда, более того, РЖД провела капремонт линии на своей территории около 2015-го года – говорят, это как-то связано с событиями на Донбассе.
Граница Беларуси и России на линии. Обратите внимание как отличается состояние полотна на территории соседней страны
Серая группа. Движения нет
Переход №4 Берестовица – Валилы
Он точно работал в СССР, но насчет независимых времен не знаю. Пассажирского движения после присоединения Западной Беларуси точно не было никогда. Рельсы на линии лежат до сих пор, причем линия была законсервирована не только в районе границы, но даже до Белостока от границы. Поляки ее реанимировали и пустили дизель-поезд. С белорусской стороны дизель ходит до агрогородка Пограничный (там есть автомобильный переход Бобровники).
Въездные ворота на границе Польши и Беларуси
Переход №6 Узбережь – Марцинконис
Старейшая железная дорога на территории Беларуси, так называемая Варшава-Петербургская магистраль, ныне разорванная в нескольких местах. Здесь были и дальние поезда, и пригородные, причем в 90-е годы уникальный пригородный Вильнюс – Гродно – Сокулка по территории трех стран. Сейчас с белорусской стороны дизель доходит прямо до границы в дачные поселки, а с в литовской до деревни Марцинконис. Рельсы, говорят, частично разобраны, но разговоры о расконсервации с открытием безвиза в Гродно вспыхнули с новой силой.
Пригородный поезд из Гродно прибыл в тупичок
P.S. Переходы, которые никогда не будут восстановлены, хотя движение по ним существовало еще при нашей жизни: Поречье – Друскининкай, Лынтупы – Пабраде, Годутишки – Диджясалис. Все литовские.
▶︎ Неожиданные закоулки Минска, странные находки, забавные детали. Телеграм-канал «Минск и минчанин». ◀︎