коды мед услуг по омс на официальном сайте здравоохранения
Информационное письмо с разъяснением приказа Минздрава «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»
Материал опубликован 05 июля 2018 в 13:02.
Обновлён 05 июля 2018 в 13:03.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в связи с вступлением в силу приказа Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее соответственно – приказ Минздрава России № 804н, Номенклатура медицинских услуг) и участившимися случаями обращений медицинских организаций за разъяснением его применения, в целях формирования единой правоприменительной практики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, предусмотрен приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»
(далее – Перечень).
Номенклатура медицинских услуг утверждена в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) и согласно пункту 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, прошел процедуру государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, включающей в себя, в том числе антикоррупционную и правовую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, по результатам которой ему был присвоен регистрационный номер № 48808 от 07.11.2017.
Номенклатура медицинских услуг представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
Перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «A» и «B», построенные по иерархическому принципу.
Раздел «A» включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.
В разделе «А» числами от 01 до 27 обозначены типы медицинских услуг, классы, обозначающие анатомо-функциональную область – числами от 01 до 30.
Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определенном типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохраняется его порядковый номер.
Класс «Прочие» включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе (например, выполняемые во время беременности, в родах, новорожденному, лапароскопия диагностическая, обзорный снимок органов брюшной полости).
Вид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение.
Подвид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
При этом часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг.
Раздел «B» включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В разделе «В» числами от 01 до 05 обозначены типы медицинских услуг, классы, обозначающие перечень медицинских специальностей – числами
от 001 до 070.
Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определенном типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохранен его порядковый номер.
Класс «Прочие» включает в себя медицинские услуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем подразделе (например: услуги медицинского психолога).
Вид медицинской услуги (от 001 до 099) обозначает медицинские услуги, имеющие законченное диагностическое или лечебное значение.
Подвид медицинской услуги (от 001 до 999) обозначает медицинские услуги в зависимости от способов (методик) их выполнения.
Часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг.
Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщенные наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг
не является исчерпывающим.
В отношении предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг сообщаем следующее.
Платные медицинские услуги являются дополнением к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006 (далее – Правила), предусматривают предоставление медицинскими организациями платных медицинских услуг на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Согласно частям 3 и 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ и пунктам 9 и 10 Правил при предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Также платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
В отношении предоставления платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – соответственно программа, территориальная программа) сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 Правил указанные медицинские организации имеют право предоставлять платные медицинские услуги:
а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:
установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;
б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 323-ФЗ, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Таким образом, при формировании перечня медицинских услуг медицинская организация должна основываться на Перечне и Номенклатуре.
В этой связи, по мнению Минздрава России, медицинская организация может, указав оказываемую медицинскую услугу в соответствии с Номенклатурой, дополнительно конкретизировать её в зависимости от особенностей исполнения.
Кроме того, в связи с предусмотренной законодательством Российской Федерации возможностью оказания платных медицинских услуг в объеме, превышающем объем выполненного стандарта медицинской помощи, медицинская организация может расширить перечень медицинских услуг, относительно предусмотренного Номенклатурой, при оказании медицинских услуг, не включенных в Номенклатуру.
C учетом изложенного следует, что при оказании платных медицинских услуг в обязательном порядке должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, при этом по желанию потребителя (заказчика) данные услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Минздрав России подготовил Памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
Материал опубликован 14 декабря 2018 в 13:00.
Обновлён 28 декабря 2018 в 18:05.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
П А М Я Т К А
для граждан
о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Основными государственными источниками финансирования Программы являются средства системы обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.
На основе Программы субъекты Российской Федерации ежегодно утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (далее – территориальные программы).
В рамках Программы бесплатно предоставляются:
1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:
– первичную доврачебную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;
– первичную врачебную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);
– первичную специализированную медицинскую помощь, которая оказывается врачами специалистами.
2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами, и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.
3. Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники.
С перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим, в том числе, методы лечения и источники финансового обеспечения, Вы можете ознакомиться в приложении к Программе.
4. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.
Для избавления от боли и облегчения других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.
Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:
— экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);
— различных видов диализа;
— химиотерапии при злокачественных заболеваниях;
— профилактических мероприятий, включая:
— профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;
— диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;
— диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.
Кроме того Программой гарантируется проведение:
— пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;
— неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;
— аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.
Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Программой.
Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – плановая, неотложная и экстренная.
Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Плановая форма предусматривает оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.
Так, сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:
— приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
— проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
— проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
— проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней со дня назначения;
Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках Программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
— оказание медицинских услуг;
— назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной форме лекарственных препаратов по медицинским показаниям:
а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;
— назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;
— размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;
— транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.
В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи, либо по Вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.
Медицинские организации, участвующие в реализации Программы и территориальных программ, имеют право оказывать Вам платные медицинские услуги:
— на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
— при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;
— при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением:
а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);
б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;
в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;
г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.
Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках Программы и территориальных программ.
По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за её оказание, следует обращаться в:
— территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
— общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;
— профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;
— федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.
Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.
— предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
— информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;
— консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;
— сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;
— помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;
— контролирует прохождение Вами диспансеризации;
— организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.
Кроме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:
— отказе в записи на приём к врачу специалисту при наличии направления лечащего врача;
— нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
— отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего того, что предусмотрено Программой;
— ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;
— иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.
Номенклатура медицинских услуг
Номенклатура медицинских услуг – нормативный правовой документ, систематизирующий медицинские услуги в Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 г. №804н (далее – Номенклатура). Номенклатура используется при разработке, стандартов медицинской помощи, клинико-статистических групп, формировании тарифов на медицинские услуги и прейскурантов медицинских организаций, а также при расчете стоимости медицинских услуг, в том числе оплачиваемых за счет средств обязательного медицинского страхования, а в ближайшее время при разработке клинических рекомендаций (протоколов лечения).
Для обеспечения работ по актуализации Номенклатуры в ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России разработан системный подход, включающий формализованный сбор предложений, экспертизу, формирование заключения с последующим направлением в Министерство здравоохранение Российской Федерации для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.
Разработка инновационных медицинских технологий, в частности лекарственных препаратов, является длительным, дорогостоящим процессом, сопряженным со значительными рисками. Риски обуславливаются недостатком информации, в результате чего компания может принять неправильное решение по отбору проектов и инвестировать в разработку потенциально неприемлемых для общества лекарственных препаратов.
Приемлемость для общества определяется эффективностью, безопасностью и социально-экономическими последствиями от применения новой медицинской технологии, которые изучаются в процессе комплексной оценки. Как правило, комплексная оценка проводится уже на пострегистрационном этапе для включения лекарственных препаратов в различные Программы государственных гарантий.
+ Положительный результат данной комплексной оценки обеспечивает доступ препарата на рынок.
– Отрицательный результат значительно сужает рынок сбыта.
Поэтому компаниям важно еще на этапе разработки новой медицинской технологии искать ответы на следующие вопросы:
1. Какова прогнозируемая относительная затратная эффективность новой технологии относительно уже существующих на рынке?
2. Какой должна быть цена на новую технологию, чтобы она стала затратно-эффективной, по сравнению с существующими уже на рынке технологиями, при проведении клинико-экономического анализа?
3. Как правильно организовать исследования III-IV фазы, чтобы измерить все необходимые параметры и собрать всю необходимую информацию для убедительного доказательства клинико-экономических преимуществ новой технологии?
Ответами на эти вопросы занимается ранняя оценка. На этапе фармацевтической разработки и доклинических исследований возможно проведение предварительной оценки рынка для медицинской технологии, которая включает в себя изучение эпидемиологии заболевания и существующих подходов к его лечению с определением соотношения их затрат и эффективности. Чем хуже затратная эффективность существующих на рынке медицинских технологий для лечения данного заболевания, тем больше потенциал у новой технологии.
На этапе I-II фаз клинических исследований уже возможно включение в экономическую модель данных об эффективности и безопасности изучаемой технологии. Полученные в результате раннего экономического моделирования данные могут служить основанием для принятия решений go/no go (о продолжении или прекращении разработки лекарственного препарата) или для управления проектным портфолио компании с максимальными инвестициями в потенциально успешные проекты. Данные раннего экономического моделирования важны для повышения эффективности дизайна и протокола планируемых исследований III фазы. Инструменты и методы сбора информации могут быть апробированы уже на II фазе клинических исследований, что позволит собрать все необходимые данные для доказательства экономических преимуществ разрабатываемой медицинской технологии.
Для прогнозирования результатов III фазы возможно применение симуляции клинических исследований (СКИ). СКИ на основе данных, полученных в I-II фазе клинических исследований и ранее, позволяет сократить провалы дорогостоящих исследований III фазы, а также служить основой для раннего экономического моделирования. Проведение ранней оценки с применением методов раннего экономического моделирования и симуляции клинических исследований позволяет значительно повысить эффективность процесса разработки новых медицинских технологий.