Кодекс гигас что это
В свободном доступе «Гигантский кодекс» – крупнейшая средневековая рукопись со всеми знаниями бенедиктинских монахов
В свободном доступе самая большая рукописная книга, на создание которой потребовались шкуры 160 ослов. Она содержит полный текст Библии, энциклопедию Исидора Севильского, труды историка и военачальника Иосифа Флавия, медицинские трактаты, описание ритуала экзорцизма и «Чешскую хронику» Козьмы Пражского.
Предание гласит, что Гигантский кодекс создал за одну ночь средневековый монах-затворник Герман, которого собратья собирались замуровать в стене за некий тяжкий грех. Но он пообещал им, что произведёт книгу, которая будет содержать все знания человечества и прославит монастырь. Герман не мог своими силами создать книгу к восходу солнца, поэтому призвал на помощь дьявола.
Гигантский кодекс (на латыни Codex Gigas) не имеет себе равных ни по размерам, ни по объёму. Его создали в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице. Книга знаменита тем, что содержит полностраничный портрет дьявола во весь рост. Из-за этой иллюстрации за ней закрепилось название «Дьявольская Библия». Изображение князя тьмы с набедренной повязкой из горностая и с вишнёво-красными когтями расположено на одном развороте с рисунком Небесного Града.
Помимо примечательных иллюстраций Гигантский кодекс уникален тем, что это самая крупная из сохранившихся средневековых иллюминированных рукописей в мире. Книга весит 75 килограммов. На создание её страниц высотой около 90 сантиметров и шириной около полуметра потребовались шкуры 160 ослов (две страницы из одной шкуры).
По одной из версий, разделы кодекса дополняли разные писцы. Хотя анализ почерка указывает на то, что все записи принадлежат одному очень аккуратному переписчику. Специалисты Национальной библиотеки Швеции, где Кодекс Гигас нашёл пристанище в 1649 году после столетий приключений и злоключений, идентифицируют его как «каролингский минускул», популярный и очень разборчивый стиль средневековой письменности.
Инициал Евангелия от Матфея.
Исследователи полагают, что лишь на переписывание текстов могло потребоваться не менее пяти лет ежедневного труда. А учитывая, что книга украшена полноразмерными иллюстрациями и сложными инициалами, на её оформление и переписывание ушло 25-30 лет. Работа над манускриптом завершилась к 1230 году.
Кодекс Гигас содержит все знания, которыми располагал в 13-ом веке Бенедиктинский орден и полный текст Библии. Рукопись начинается с Ветхого Завета, за ним следуют исторические книги «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия, жившего в первом веке нашей эры. Далее самая популярная энциклопедия средневековья – «Этимологии» Исидора Севильского, который жил в шестом веке в Испании и был канонизирован. За «Этимологией» – медицинские трактаты (в том числе Константина Африканского и Салернской врачебной школы), а за ними – Новый Завет и наставление в покаянии. После портрета дьявола следует описание ритуала по изгнанию злых духов, а затем «Чешская хроника» Козьмы Пражского и календарь с указанием местночтимых святых. Десять страниц, посвящённых правилам жизни в бенедиктинском монастыре, неизвестно кем вырезаны из рукописи.
Страница из текста Иосифа Флавия.
Интересна и история самой рукописи, не раз менявшей хозяев и становившейся трофеем в результате Гуситских войн и Тридцатилетней войны. История кодекса и связанные с ним легенды описаны в отдельном разделе сайта.
Тайнам манускрипта «Codex Gigas» посвящён документальный фильм National Geographic «Библия дьявола» (Devil’s Bible).
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Кодекс Гигас остаётся крупнейшим в мире сохранившимся средневековым манускриптом, вокруг которого до сих пор витает множество тайн и легенд. Впечатляющий переплёт состоит из кожи и декоративного металла. Каждая страница демонстрирует безупречную точность и неустанное внимание к деталям. И совсем неудивительно, что Гигантская книга, больше известная как «Библия Дьявола», по версии многих учёных и историков, должна была содержать все знания мира на своих страницах. Ведь эта выдающаяся работа включает в себя всю латинскую Библию (Вульгата), энциклопедию «Этимология» Исидора Севильского, «Иудейские древности» Иосифа Флавия и «Хронику Богемии» Космы из Праги.
Кроме того, он включает в себя многочисленные труды, описывающие магические формулы, ритуалы экзорцизма и календарь.
Дьявол в деталях
Кодекс Гигас продолжает удивлять уникальными цветами и безупречными деталями, украшающими эту средневековую рукопись. Красочные иллюстрации, чёткие границы и стилизованные буквы постоянно привлекают внимание читателей. Различные аспекты Большой книги продолжают ставить в тупик даже самых знающих историков. Эксперты даже не знают ответа на вопрос, как она была написана. В основном это происходит из-за дисбаланса между всесторонним вниманием книги к деталям и её огромным охватом.
Эксперты пришли к выводу, что эта средневековая рукопись является работой одного писца. Самое удивительное, что непрерывное единообразие говорит о том, что создатель завершил работу над Кодексом Гигаса за короткий период. Тем не менее, специалисты по рукописям утверждают, что на самом деле этого достичь было невозможно.
Эксперты утверждают, что для завершения работы над Кодексом Гигаса потребовалось бы более пяти лет постоянной работы. Однако в работе писца нет никаких признаков старения или изменения мастерства и стиля. Мастерское единообразие творца остаётся феноменом.
Эта средневековая рукопись датируется началом XIII века и находилась в стенах бенедиктинского монастыря Подложице в Чехии. Впоследствии она стала частью императорской библиотеки Рудольфа II в Праге. В 1648 году, во время Тридцатилетней войны, вся коллекция королевской библиотеки была захвачена шведской армией. Так что в настоящее время Кодекс Гигас находится в Национальной библиотеке Швеции, расположенной в Стокгольме.
Легенда
Но давайте вернёмся в XIII век, в Чехию. Монах по имени Герман совершил непростительную мерзость. Он нарушил свои священные обеты, и поэтому получил смертный приговор. Ему предстояло быть замурованным заживо за монастырскими стенами. Как раз перед тем, как последний кирпич был поставлен на своё место, монах взмолился о пощаде. Затем настоятель предложил ему сделку. Перед монахом была поставлена задача создать книгу, которая включала бы все знания мира, и он должен был сделать это за одну ночь. Время шло, и монаху Герману ничего не оставалось, как заключить сделку с дьяволом. Он отдал свою душу в обмен на законченную книгу. На следующее утро монах представил настоятелю свою работу, и его жизнь была спасена.
В Кодексе Гигаса подпись писца гласит: Hermanus Inclusus. Эта деталь может либо подтвердить, либо опровергнуть ранее упомянутую легенду о средневековой рукописи. Германус переводится как Герман, что означает имя монаха. В переводе с латыни слово Inclusus означает либо наказание, либо добровольную изоляцию. Этот перевод освещает ещё одну возможную теорию, согласно которой монах посвятил свою жизнь созданию шедевра.
Многочисленные детали, разбросанные по средневековой рукописи, указывают на возможную нечистую совесть, скрывающуюся за сознанием автора. Старое средневековое поверье гласит, что можно искупить свои грехи, копируя священные тексты. Эта вера могла бы поддержать теорию искупления монаха. Длинный список греховных признаний также находит своё место на страницах рукописи. И он помещён как раз перед изображением Небес. Этот текст отличается от остальной части Кодекса Гигас. Он написан заглавными буквами. Монах просит прощения на целых пяти страницах, подробно описывая каждый свой грех. На последующих страницах представлено полномасштабное изображение рая и дьявола. Этот конкретный лист делает Гигантскую книгу единственной средневековой рукописью с портретом самого дьявола во всю страницу. Зверь изображён в пустом пейзаже, зажатый между двумя башнями.
Нарисованное с красными рогами и двумя языками, одетое в набедренную повязку из горностая, это существо зловеще смотрит с пустой страницы, нагоняя страх на зрителя. Стоит отметить тот факт, что горностай носили только члены королевской семьи, поэтому эта деталь определяет дьявола как князя тьмы. Этот портрет, в частности, принёс Кодексу Гигас ещё одно название – Библия Дьявола.
Прямо рядом с иллюстрацией дьявола находится изображение рая, представленное многочисленными рядами белых зданий. Рай находится между двумя высокими башнями. Таким образом, это связано с портретом дьявола. Что делает царство Небесное тревожным, так это тот факт, что там нет никаких признаков жизни. Без объяснений автор нарисовал рай совершенно лишённый жизни. Этот разворот на двух страницах зловеще изображает саму природу добра и зла, стоящих бок о бок. Эти иллюстрации также являются единственными полностраничными рисунками в Кодексе Гигас.
Следующие страницы содержат записи, описывающие определённые магические и демонические заклинания, которые предназначались для ритуалов экзорцизма, а также для борьбы с болезнями и галлюцинациями. По мнению экспертов, все работы и произведения искусства в Кодексе Гигас принадлежат одному человеку, хотя писцы обычно сотрудничали с несколькими иллюстраторами. Несмотря на неоспоримый талант автора, никаких других его работ так и не было найдено.
Утерянные страницы
Средневековая рукопись оставалась в Бржевнове до 1593 года. Затем монастырь решил одолжить книгу императору Священной Римской империи Рудольфу II. К сожалению, Кодекс Гигас так и не вернулся в монастырь, так как император стал одержим этой рукописью. Со временем его очарование росло, и на его правление повлияла паранойя. Это было незадолго до того, как семья императора решила свергнуть его с занимаемой должности. Шесть лет после смерти императора ознаменовали начало Тридцатилетней войны. Война закончилась тем, что шведская армия захватила библиотеку императора, включая Кодекс Гигас.
В 1697 году в королевском замке Стокгольма произошёл лесной пожар. За несколько мгновений до того, как пламя достигло королевской библиотеки, главный библиотекарь приказал своим людям спасти как можно больше драгоценных произведений. У мужчин не было другого выбора, кроме как начать выбрасывать книги из окон. Многие люди верят, что, когда огромная средневековая рукопись пролетела по воздуху, её десять недостающих страниц были вырваны из переплета. Эти таинственные страницы до сих пор остаются пропавшими без вести. Через три дня после инцидента состоялся судебный процесс по выяснению причины лесного пожара. Поскольку главный наблюдатель за огнём и двое его людей находились не на своих местах, они получили смертный приговор. Однако точная причина лесного пожара остаётся загадкой.
Однако оригинальная теория, объясняющая недостающие страницы Кодекса Гигас, имеет свои недостатки. Многочисленные архивисты утверждают, что недостающий раздел не просто выпал, а был вырван специально. Кроме того, многие учёные считают, что содержание недостающих страниц включает в себя правила бенедиктинского монастыря в Чехии. Из-за значительного объёма страниц в рукописи можно с уверенностью сказать, что монастырские правила не могли заполнить все десять страниц. Со временем в связи с этой средневековой рукописью возникают новые вопросы и загадки. Кодекс Гигас, с его древними тайнами и зловещей аурой, отказывается выдавать свои тайные ответы. Вместо этого он оставляет учёных и историков в состоянии постоянного удивления, предлагая бесконечные загадки, которые, возможно, никогда не будут разгаданы.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Средневековье. 1230 г. В уединенной келье монастыря в Богемии (Чехии), монах, чьи ужасные прегрешения хранили в секрете, просит старших монахов сохранить ему жизнь. Этот монах принадлежал к ордену бенедиктинцев, которых называли Черными монахами. Они носили черную одежду, давали обет безбрачия и полного послушания, подвергали себя тяжелым физическим испытаниям, самобичеванию, голоданию. Однако были и среди них слабые духом, которые поддавались различным искушениям. Их ошибки сурово карались, начиная от отлучения от церкви до одиночного заключения. Грешному же монаху уготована еще более ужасная участь – его должны заживо замуровать в одну из стен монастыря.
Старшие монахи были непреклонны в своем решении. Вдруг на грешника снисходит Божественное вдохновение. Он обещает, что напишет самую большую книгу своего времени, в которой будет размещаться Библия и все знания, доступные человечеству. Такая книга прославит монастырь бенедиктинцев на все времена. Монах также пообещал, что выполнит такой огромный труд всего за одну ночь. Долго упрашивал он старших монахов, пока те, наконец, согласились дать ему последний шанс на спасение. Если же он не выполнит свое обещание к утру, казнь неминуемо состоится. Грешный монах приступил к работе. Он писал книгу до полного изнеможения. Когда пробило полночь монах понял, что не сможет выполнить свое обещание, и он решил заключить страшный договор: он попросил помощи у падшего ангела – сатаны. Сатана откликнулся на призыв и помог монаху написать самую ужасную, загадочную, и самую притягательную книгу в мире.
Так гласит легенда…
Поднять эту книгу, сделанную из 160 шкур, могут только 2 человека. Легенда гласит, что Кодекс Гигас был написан монахом, который после вынесения ему смертного приговора, по которому монаха должны были замуровать в стену заживо, заключил сделку с дьяволом. С помощью Дьявола монах написал книгу за одну ночь (причем, дьяволом был написан автопортрет). Как ни странно, почерк в книге удивительно четкий и одинаковый, как будто она была действительно написана в течение короткого периода времени. Тем не менее, ученые считают, что такой труд занял бы от 5 лет (если писать без перерыва) до 30 лет.
Эта книга считается самой противоречивой, странной, обладающей сверхъестественной притягательностью. Ею пытались завладеть многие великие мира сего, но всем она приносила одни несчастья. Книга стала предметом охоты для многих алхимиков и магов. Ради нее убивали, продавали души, шли на казнь. Все, кто хоть раз видел ее, свидетельствуют о скрытой мощи, идущей от книги. Она имеет какую-то дьявольскую природу, возможно потому, что на одной из страниц изображен сам дьявол во всей своей «красе». Эта средневековая рукопись по праву считается восьмым чудом света. В ней содержится Ветхий и Новый заветы, медицинские рецепты, магические заклинания, 14 латинских текстов, «Этимология» Исидора Севильского, «Богемская хроника» средневекового летописца Косьмы Пражского, «Иудейская война» Иосифа Флавия, календарь церковных праздников и список имен монахов монастыря. Комбинация текстов в книге настолько уникальна, что такую нигде больше не встретишь. Высота книги – 90 см., вес – 74 кг., ширина – 49 см., толщина – 22 см. Изначально в книге было 640 страниц, сейчас в ней насчитывают 624 страницы. Во многих средневековых книгах использовали материал, который был подобен пергаменту. Его изготавливали из кожи животных. Говорят, что для создания библии дьявола было использовано 160 ослиных шкур. Кодекс Гигас является единственной книгой в мире, в которой рядом с Ветхим и Новым заветом находятся священные заклинания для изгнания дьявола.
Многие века ученые и специалисты задавали себе одни и те же вопросы: с какой целью была создана такая книга и кто ее создал? Был ли это один человек или группа людей? Точная дата создания рукописи не известна. Известна лишь примерная дата завершения работы над книгой – 1230 г. в средневековой Чехии. Место рождения книги – чешский монастырь ордена бенедиктинцев в г.Подлажице. Кодекс Гигас «пережил» много веков, много исторических событий и катастроф и практически «вышел сухим из воды» из всех передряг, но многим людям, владеющим им, далеко не так повезло. Возможно, рукопись впитала в себя характер Средневековья, Темных веков, которые были наполнены ужасными событиями: постоянными войнами, эпидемиями, сплошными суевериями. В конце XIII в. уже была всем известна легенда о грешном монахе, который продал душу, чтобы написать библию дьявола. Благодаря книге, монастырь бенедиктинцев действительно прославился. Однако ему угрожал финансовый кризис.
Однако, вскоре удача отвернулась от императора. Он стал замкнутым, рассеянным, склонным к паранойе, заперся в своем замке, словно нелюдимый отшельник. Неспособный управлять своей державой, Рудольф вскоре теряет поддержку своих поданных. Он вел междоусобную войну со своим братом Матьяшем. В 1611 г. дворянство вынудило его отречься от чешского престола, который занял его брат. Император умер в одиночестве, так и не оставив после себя наследников. Королевство Рудольфа оказалось в руках его врагов. В 1648 г. шведские войска захватили Прагу. Замок императора был разграблен, в том числе и королевская библиотека. Воины вывезли из страны самую выдающуюся книгу библиотеки – Кодекс Гигас.
Разграбив замок императора Рудольфа, шведские офицеры решили подарить Кодекс Гигас своему необычному монарху – Кристине, единственной в Европе женщине-королю. Отец Кристины, Густав II, обращался с дочерью так, как если бы она была его сыном. Он воспитывал, обучал и одевал ее, как мальчика. Взойдя на престол, Кристина дает клятву не от имени королевы, а от имени короля. Получив от своих воинов в подарок необычную книгу, Кристина приказала поместить ее в библиотеке в замке. В официальном перечне Кодекс указан первым из всех ценных рукописей. Однако Кристине не суждено было долго хранить его у себя. Меньше, чем через десять лет, в 1654 г. Кристина отреклась от престола. Она обратилась в католическую веру и уехала в Рим. Собрав в дорогу свои самые ценные вещи, королева не взяла с собой Кодекс Гигас. И библия дьявола осталась в Стокгольме.
В конце 16 в. в 1697 г. в королевском замке в Стокгольме умер король Швеции Карл XI. Внезапно в замке внезапно разгорается пламя огня. Королевская семья вынуждена была покинуть свою обитель. Слуги спасают от пожара все, что можно спасти. Один из слуг выбросил Кодекс Гигас из окна замка. Таким образом, странная, загадочная книга спаслась от огня. Действительно ли эта книга приносила несчастья своим хозяевам или естественный предначертанный ход событий прошелся параллелью рядом с шествием Кодекса Гигас? Возможно, что все это просто совпадение, а взможно и нет.
Почти нечеловеческий труд, Кодекс Гигас, тем не менее, был создан одним простым человеком. Почерк, которым написана вся книга, очень единообразен. Автор во время написания книги мог потерять зрение, страдать от болезней и состариться, но ученые так и не нашли в Кодексе очевидных ошибок. В такую колоссальную работу просто невозможно поверить, особенно, увидев ее своими глазами. Возможно, поэтому и родилась всем известная легенда о приговоренном монахе, продавшем душу дьяволу. Доказательства того, что эта книга была написана одним человеком, нашли ученые и специалисты в ходе расследования, которое проводилось с помощью анализа текста, почерка, взятия проб бумаги и чернил. В Средневековье монахи сами изготавливали чернила. Чернила были двух видов: сделанные из металла и из перемолотых ульев насекомых. Если Кодекс Гигас написал один человек, то чернила должны были быть только одного вида. Учеными было доказано, что в книге были использованы чернила, приготовленные только из ульев насекомых, а значит, автор был один. Особенности каллиграфического почерка также доказывают верность такой гипотезы. Можно предположить, что работая без остановок, круглосуточно, монах-писец мог справиться с таким гигантским творением за 20 – 30 лет, и уж никак не за одну ночь. Факт того, что над Кодексом работал осужденный за грехи монах, можно объяснить тем, что в средневековых монастырях переписывание священных книг было частой формой наказания. Тогда считали, что человек может искупить свои грехи, переписывая священные тексты. Возможно, что писец создавал инструкцию для собственного спасения, т.к. содержание книги делает акцент на заботе о теле и разуме, на защите бессмертной души.
Некоторые особенности рисунков в Кодеке Гигас свидетельствуют о том, что его автор был неплохим художником, но далеко не профессионалом. Он просто хотел сделать свое произведение больше, толще, чем это делали до него. Возможно, он был талантливым самоучкой. Обычно профессиональные монахи-писцы работали в огромных помещениях, которые назывались скриптории. У монахов были свои техники и методы. Если взять средневековую рукопись и сравнить ее с Кодексом Гигас, сразу видна разница. Кодекс выглядит старомодно и довольно таки непрофессионально. Однако такой непрофессионал и новичок поднял настоящий фурор вокруг своего произведения. Ведь создать рисунок дьявола во весь рост было очень дерзким и опасным поступком. В суровое Средневековье люди верили, что те, кто делали или говорили что-то отличное от других, находились под властью нечистой силы.
Именно изображение нечистого на 290 стр. Кодекса Гигас принесло рукописи недобрую славу. Шутка ли, ни в какой другой библии нет такого огромного рисунка, настоящего воплощения зла. Наполовину человек, наполовину чудовище с раздвоенным красным языком и поднятыми вверх когтистыми руками. На дьяволе надета шкура горностая, что символизирует собой высшую власть. Возможно, так и выглядел сатана из легенды. Однако художник изобразил чудовище так, словно оно заперто в стенах собственного зла. Автор лишил его привычной свободы, что никто до него еще не делал. Характер изображения дьявола может много рассказать о том времени, в котором жил автор, о его психологии, о его образовании. В средние, темные века люди ни в чем не были уверенны, их жизнь постоянно подвергалась различным угрозам, и они считали, что угрозы исходят только от дьявола. Поэтому дьявол беспокоил их умы больше, чем обращение к Богу.
Люди прозвали Кодекс Гигас библией дьявола не просто так. Помимо изображения нечистого, в книге содержится группа колдовских заклинаний, а также описывается ритуал «изгнание дьявола». Нападающий лукавый был самым большим страхом средневекового человека, нападающий и проникающий в человеческую сущность. Чтобы справиться с такой напастью, необходимо было проводить страшный и пугающий ритуал изгнания дьявола, где священник и жертва сражались за душу одержимого. Также есть интересные моменты, в которых особо суеверные личности видят знак одержимости злом. Во-первых, сразу после изображения дьявола были вырваны 8 страниц. Не известно, что было написано на пропавших страницах, но это только подогрело интерес суеверной публики. Во-вторых, после пожара 1697 г., в котором чуть не погиб Кодекс Гигас, на некоторых его страницах появились странные тени. Причем тени эти появились именно на тех страницах, которые соседствуют с изображением дьявола. И именно страница с известным рисунком кажется темнее всех остальных страниц. Но… Эти тени также можно объяснить. Они могли появиться на страницах благодаря ультрафиолетовому излучению, которому постоянно подвергался материал книги — кожа, практически выдубив ее. В течение многих веков люди обращали внимание, прежде всего, на рисунок дьявола, что свидетельствует о неуемном человеческом интересе по отношению к лукавому.
Кодекс Гигас – это уникальное творение, самая большая средневековая книга, завершенная за несколько десятилетий одним человеком. Этому человеку удалось прославить свое творение на века, но свою личность он скромно оставил в тени. Никто не знает, кем был этот человек. Однако существует версия, что книгу написал монах-отшельник по имени Герман-отшельник, о чем свидетельствует запсиь в списке имен в книге – Hermanus Monahus Inclusus.
Возможно, что легенда о грешном монахе основывалась на неверной интерпретации латинского слова, обнаруженного в Кодексе Гигас – Inclusus, что означает «заключение». В течение многих лет значение этого слова расценивали как ужасное наказание, т.е. замуровывание заживо, но само слово намного ближе по значению к слову «затворник». Итак, ужасную легенду, которая до сих пор будоражит страхи суеверных людей, можно опровергнуть и доказать, что это всего лишь легенда. Скорее всего, писцом был монах-отшельник, который добровольно уединился в своей келье, т.о. уйдя от внешнего мира и от его соблазнов. Для этого монаха Кодекс Гигас мог быть поиском прозрения, а также работой всей его жизни. Далеко не злом он был вдохновлен, а божественным благословением. Он дал людям надежду на спасение, дал им возможность выбора, показал этот выбор в виде рисунков, расположенных друг против друга – рисунок дьявола и рисунок Царствия Небесного. Добро и зло меряется силами перед вечностью на страницах Кодекса Гигас.
Кодекс Гигас находится в Стокгольме в стенах шведской Королевской библиотеки. В 2007 г. Кодекс Гигас впервые экспонировался на своей родине в Чехии в г.Праге. Несмотря на раскрытые загадки, огромная рукопись будет и дальше вызывать интерес у людей, будет вызывать в их умах образы странного монаха-отшельника, создающего неповторимое творение своих неутомимых рук. В одном легенда оказалась права: монах действительно рискнул создать книгу, которая прославила собой не только определенные места, но и определенные события, повлиявшие на ход истории.