кода что это в музыке
Кода что это в музыке
Музыкальный термин «кода» в переводе с латыни звучит довольно прозаично – «хвост»… Впрочем, существует и более изящное значение – «шлейф», сразу представляется длинный шлейф, делающий старинные женские наряды такими величественными… В определенном смысле можно сказать, что кода в музыке играет сходную роль – подчеркнуть значительность, величественность.
Кодой называется заключительный раздел музыкальной формы – это своеобразное дополнение, которое даже не особенно принимают во внимание, анализируя форму (говорят о «трехчастной форме с кодой» или о «сонатной форме с кодой» – таким образом, она воспринимается как нечто, расположенное уже за пределами формы). Если подобрать литературную аналогию, то понятие коды можно сопоставить с эпилогом или даже с послесловием. Тем не менее, коде отводится важная роль в музыкальной драматургии – например, в увертюре Людвига ван Бетховена «Эгмонт» именно кода утверждает то грядущее торжество свободы, о котором мечтает герой, ради которого погибает.
Для чего нужна кода в музыкальном произведении? Она эффектно и утвердительно завершает его («я так сказал – запомните это!»). «Утвердительный» характер коды проявляется в гармонии – в ней преобладает тоника. Чаще всего кода строится на элементах тем, которые уже появлялись в произведении, но это необязательно (например, в коде увертюры «Эгмонт», о которой мы говорили, возникает новая тема). Ее эффектному звучанию нередко способствует ускоренный темп. В произведении для солирующего инструмента – например, в концерте – это еще и повод продемонстрировать высочайший уровень виртуозности, поэтому кода иной раз оказывается самым сложным в техническом отношении разделом произведения (не случайно наставники иногда советуют студентам-музыкантам начинать разучивание произведения с коды).
Но, как всегда в искусстве, нет правил без исключений. Не всегда кода бывает мощной и «утвердительной» – она может быть и «застывшей», и «истаивающей», если того требует логика музыкального развития. Более того, далеко не всегда она довольствуется ролью «шлейфа» – например, в сонатной форме, начиная с произведений Бетховена, масштабы коды расширяются, она насыщается интенсивным развитием – и такая кода фактически берет на себя роль второй разработки, и музыкальные «события», разворачивающиеся в ней, могут оказаться даже более бурными, чем разработка как таковая.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Период
Существует множество музыкальных форм. Среди них есть и крупные (например, сонатная), и небольшие – например, двухчастная или трехчастная. Но какая из музыкальных форм является наименьшей? Это форма, которая называется периодом. Можно сказать, что само слово «период» концентрирует в себе основную функцию музыкальной формы – организовывать музыку во времени, ведь за пределами музыкального искусства этим словом […]
Думка
Изучая музыкальные термины, нетрудно прийти к мысли, что все они до единого пришли из итальянского языка. Это не так – итальянских слов в арсенале музыкантов действительно немало, но есть и другие – французские, немецкие и даже славянские. К числу последних принадлежит название думки – жанра, пришедшего из фольклора в профессиональную музыку в эпоху романтизма. […]
Генерал-бас (Basso continuo)
«Для скрипки и basso continuo» – подобную формулировку часто можно встретить в старинной музыке. Что же имели в виду композиторы – кто или что сопровождает скрипку или другой инструмент в таком случае? У этого явления много названий: basso continuo, генерал-бас, цифрованный бас. Речь идет об особом способе сокращенной записи многоголосной фактуры, который начали использовать […]
Музыкальный словарь
Итальянское слово coda означает хвост, конец, шлейф. Таким «несерьезным» термином в музыке называют дополнительное заключительное построение, следующее иногда в музыкальной пьесе после основного заключительного раздела. В коде обычно закрепляется, утверждается главная тональность произведения, звучат его основные темы.
Смотреть значение Кода в других словарях
Кода — ж. муз. итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения.
Толковый словарь Даля
Кода — коды, ж. (ит. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для.
Толковый словарь Ушакова
Вырожденность Генетического Кода — свойство генетического кода, заключающееся в том, что одной аминокислоте соответствует несколько различных кодонов.
Большой медицинский словарь
Дискретность Генетического Кода — (лат. discretus разделенный, прерывистый) свойство генетического кода, заключающееся в том, что данный нуклеотид может входить в состав только одного кодона.
Большой медицинский словарь
Коллинеарность Генетического Кода — (лат. collineare метить, направлять) соответствие между последовательностью кодирующих триплетов ДНК и последовательностью аминокислот в полипептидной цепи.
Большой медицинский словарь
Кода — р. см. Кодинский
Географический словарь
Кода, Переключение — Термин код здесь используется в значении 2. Следовательно, фраза может иметь несколько значений: 1. Переключение уровней формальности в языке; например, код политического.
Психологическая энциклопедия
Вы́рожденность Генети́ческого Ко́да — свойство генетического кода, заключающееся в том, что одной аминокислоте соответствует несколько различных кодонов.
Медицинская энциклопедия
Дискре́тность Генети́ческого Ко́да — (лат. discretus разделенный, прерывистый)
свойство генетического кода, заключающееся в том, что данный нуклеотид может входить в состав только одного кодона.
Медицинская энциклопедия
Open Source Politics (политика Открытого Кода) — – принцип «распределенной» разработки, использующийся в технологии, искусстве, политике общественных организаций и сетей, а прежде всего – в создании свободного программного.
Философский словарь
Кода что это в музыке
Смотреть что такое «Кода» в других словарях:
КОДА — (ит. coda, лат. cauda хвостик). 1) прибавление в музыкальной пьесе, содержащее повторение главной темы. 2) мера сыпучих тел в Закавказье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДА в музык. пьесах… … Словарь иностранных слов русского языка
кода — заключение, стих Словарь русских синонимов. кода сущ., кол во синонимов: 5 • заключение (51) • … Словарь синонимов
Кода — удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А.… … Литературная энциклопедия
КОДА — (итальянское coda, буквально хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы … Современная энциклопедия
КОДА — (итал. coda букв. хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная … Большой Энциклопедический словарь
КОДА — КОДА, коды, жен. (итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов… … Толковый словарь Ушакова
КОДА — жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Кода — (coda ит., peroraison фр.) музыкальный придаток, которыйприбавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода,часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивовсамой пьесы. Н. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кода — р. см. Кодинский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Кода — КОДА удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет» … Словарь литературных терминов
Кода что это в музыке
Полезное
Смотреть что такое «Кода» в других словарях:
КОДА — (ит. coda, лат. cauda хвостик). 1) прибавление в музыкальной пьесе, содержащее повторение главной темы. 2) мера сыпучих тел в Закавказье. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОДА в музык. пьесах… … Словарь иностранных слов русского языка
кода — заключение, стих Словарь русских синонимов. кода сущ., кол во синонимов: 5 • заключение (51) • … Словарь синонимов
Кода — удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет». Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А.… … Литературная энциклопедия
КОДА — (итальянское coda, буквально хвост), дополнительный заключительный раздел музыкальной формы, сообщающий ей завершенность. Следует после репризы … Современная энциклопедия
КОДА — (итал. coda букв. хвост), 1) дополнительный заключительный раздел музыкального произведения, закрепляющий главную тональность и обобщающий предшествующее музыкальное развитие.2) Добавочный стих сверх схемы в твердых формах, а также заключительная … Большой Энциклопедический словарь
КОДА — КОДА, коды, жен. (итал. coda). 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов… … Толковый словарь Ушакова
КОДА — жен., муз., итал. хвост, хобот; придаточное повторение общего смысла музыкального сочинения. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Кода — (coda ит., peroraison фр.) музыкальный придаток, которыйприбавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода,часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивовсамой пьесы. Н. С … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кода — р. см. Кодинский Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия
Кода — КОДА удлинение. В твердых формах прибавление сверх узаконенных каноном стихов, главным образом одного, возможно и более, и менее. См. «Сонет» … Словарь литературных терминов
Кода что это в музыке
Слова Dal Segno и Da Coda тоже используются для сокращения нотного письма. Они позволяют гибко организовать повторы частей музыкального произведения. Можно сказать, что это как дорожные знаки, организующие движение. Только не по дорогам, а по по партитуре.
Dal Segno
Знак указывает место, с которого нужно будет начать повтор. Обратите внимание: знак только указывает место начала повтора, но сам повтор играть ещё рано. А обязывает начать играть повтор фраза «Dal Segno», часто сокращённая до «D.S.». После «D.S.» обычно следует указание, как играть повтор. Об этом — чуть ниже.
Другими словами: исполняете произведение, встречаете знак и игнорируете его. После того, как Вы встретите фразу «D.S.» — начинаете играть со знака
.
Как было сказано выше, фраза «D.S.» не только обязывает начать исполнение повтора (перейти к знаку ), но и указывает, как следует действовать дальше:
Это финальная часть музыкального произведения. Обозначается она знаком . Понятие «Coda» довольно обширное, это отдельная тема. В рамках изучения нотного письма нам пока понадобится только знак коды:
.
Пример 1. Использование «D.S. al Fine».
Давайте разберём в какой последовательности идут такты.
Такт 1. Содержит знак . С этого места нужно будет начать повтор.
Такт 2. Содержит фразу «Fine» — этим тактом произведение будет завершено (после повтора).
Такт 3. Содержит «D.S. al Fine». Указывает на необходимость начать повтор со знака и играть до указания «Fine».
Результат. Таким образом, такты по-очереди выстраиваются так: Такт № 1, Такт № 2, Такт № 3. Далее «D.S. al Fine» отправляет нас к знаку . Мы начинаем играть повтор: Такт № 1, затем Такт № 2. По указанию «Fine» мы останавливаемся. Всё.
Пример 2. «D.S. al Coda». Этот пример более запутан, чем предыдущий, поэтому мы рассмотрим его подробнее. Направление движения по партитуре обозначено стрелками:
Сразу оговоримся, что в нашем примере удобнее использовать репризу (см. статью), но для изучения использования Segno и Coda мы репризу убрали и заменили её указанными выше знаками.
В каком порядке следует исполнять такты в данном примере? Давайте разберёмся.
Такт 1. Содержит знак Segno (). С этого места мы начнём играть повтор. Однако, указаний на повтор (фразы «D.S. ») мы ещё не встретили (эта фраза будет во втором такте), поэтому знак
игнорируем.
Также в первом такте видим фразу «Da Coda». Означает она следующее: когда будем играть повтор, нужно будет с этой фразы перейти на Коду (). Тоже игнорируем, поскольку повтор ещё не начался.
Таким образом, мы играем Такт № 1 так, как будто нет никаких знаков:
Такт 2. В конце такта мы видим фразу «D.S. al Coda». Означает она следующее: необходимо начать повтор (со знака ) и играть до фразы «Da Coda», после чего перейти к Коде (
).
Таким образом мы полностью играем Такт № 2 (рыжим цветом обозначен только что пройденный этап):
. а затем, следуя указанию «D.S. al Coda», переходим к знаку — это Такт № 1:
Такт 1. Внимание: здесь снова играем Такт № 1, но это уже — повтор! Поскольку мы ушли на повтор с фразы «D.S. al Coda», то и играем до указания перейти на Коду «Da Coda» (чтобы не перегружать рисунок, мы стёрли «старые» стрелки):
В конце Такта № 1 встречаем фразу «Da Coda» — мы обязаны перейти к Коде ():
Такт 3. И теперь уже играем от знака Коды () до конца:
Результат. Таким образом, мы получили следующую последовательность тактов: Такт 1, Такт 2, Такт 1, Такт 3.
Уточнение насчёт Coda. Ещё раз уточним, что термин «Coda» носит более глубокий смысл, нежели показан в примере. Coda — завершающая часть произведения. Coda не учитывается, когда Вы, разбирая произведение, определяете его построение.
В рамках данной статьи мы рассматривали сокращение нотной записи, поэтому на понятии Coda подробно не останавливались, а использовали только её обозначение: .
Вы узнали множество полезных знаков сокращения нотного письма. Эти знания очень пригодятся вам в будущем.