код специальности автомеханик спо
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 701 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 701
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик»
С изменениями и дополнениями от:
9 апреля 2015 г., 21 октября 2019 г.
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 555 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2010 г., регистрационный N 17901).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Информация об изменениях:
4. Прием на обучение в соответствии с утвержденным настоящим приказом федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик прекращается 1 января 2021 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29498
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «Автомеханик» (190631.01).
Стандарт обязателен к применению образовательными организациями, которые имеют право на реализацию имеющих госаккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии в России.
Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 701 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29498
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 3 октября 2013 г. N 221/1 (специальный выпуск). Указанный выпуск «Российской газеты» к подписчикам не поступал
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства просвещения РФ от 21 октября 2019 г. N 569
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2019 г.
Приказ Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Код специальности автомеханик спо
Перечень профессий среднего профессионального образования в группе 23.00.00 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199)
Коды профессий | Наименования укрупненных групп профессий. Наименования профессий | Квалификация(и) квалифицированного рабочего и служащего |
---|---|---|
23.00.00 | ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА | |
23.01.01 | Оператор транспортного терминала | Водитель погрузчика Водитель электро- и автотележки Машинист крана (крановщик) Оператор диспетчерской движения и погрузочно- разгрузочных работ на автомобильном (морском, речном транспорте) |
23.01.02 | Докер-механизатор | Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погрузочно-разгрузочных работах Стропальщик Машинист крана (крановщик) Крановый электрик Водитель погрузчика Водитель электро- и автотележки |
23.01.03 | Автомеханик | Слесарь по ремонту автомобилей Водитель автомобиля Оператор заправочных станций |
23.01.04 | Водитель городского электротранспорта | Водитель трамвая Водитель троллейбуса |
23.01.05 | Слесарь по ремонту городского электротранспорта | Слесарь по ремонту подвижного состава Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Электрогазосварщик |
23.01.06 | Машинист дорожных и строительных машин | Машинист бульдозера Машинист скрепера Машинист автогрейдера Машинист экскаватора одноковшового Машинист катка самоходного с гладкими вальцами Машинист компрессора передвижного с двигателем внутреннего сгорания Машинист трубоукладчика Тракторист |
23.01.07 | Машинист крана (крановщик) | Водитель автомобиля Машинист крана автомобильного Машинист крана (крановщик) |
23.01.08 | Слесарь по ремонту строительных машин | Слесарь по ремонту автомобилей Слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов Электрогазосварщик |
23.01.09 | Машинист локомотива | Слесарь по ремонту подвижного состава Помощник машиниста электровоза Помощник машиниста тепловоза Помощник машиниста дизельпоезда Помощник машиниста электропоезда |
23.01.10 | Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава | Осмотрщик вагонов Осмотрщик-ремонтник вагонов Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания Слесарь по ремонту подвижного состава |
23.01.11 | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов) | Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
23.01.12 | Слесарь-электрик метрополитена | Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту станционного и тоннельного оборудования метрополитена Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов |
23.01.13 | Электромонтер тяговой подстанции | Электромонтер тяговой подстанции Электромонтер контактной сети |
23.01.14 | Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) | Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки |
23.01.15 | Оператор поста централизации | Дежурный стрелочного поста Оператор поста централизации Сигналист |
23.01.16 | Составитель поездов | Составитель поездов Регулировщик скорости движения вагонов Кондуктор грузовых поездов |
23.01.17 | Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей | Слесарь по ремонту автомобилей Водитель автомобиля |
Перечень специальностей среднего профессионального образования в группе 23.00.00 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199)
Код специальности автомеханик спо
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 701 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик» (не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. N 555 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 июля 2010 г., регистрационный N 17901).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр | Д.B. Ливанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г.
Регистрационный N 29498
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 701)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190631.01 Автомеханик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика подготовки по профессии
3.1. Сроки получения СПО по профессии 190631.01 Автомеханик в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС | Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)* | Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения** |
---|---|---|
среднее общее образование | Слесарь по ремонту автомобилей Водитель автомобиля Оператор заправочных станций | 10 мес. |
основное общее образование | 2 года 5 мес.*** |
* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
** Независимо от применяемых образовательных технологий.
*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.
3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании ППКРС:
предусмотрено освоение всех вышеуказанных профессий.
Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: техническое обслуживание, ремонт и управление автомобильным транспортом; заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
технологическое оборудование, инструмент и приспособления для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
оборудование заправочных станций и топливно-смазочные материалы;
техническая и отчетная документация;
4.3. Обучающийся по профессии 190631.01 Автомеханик готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
4.3.2. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
4.3.3. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
5.2.2. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров.
ПК 2.1. Управлять автомобилями категорий «В» и «С».
ПК 2.2. Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
ПК 2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 2.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
5.2.3. Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
ПК 3.1. Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
ПК 3.2. Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций
ПК 3.3. Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемым квалификациям. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» | 20 нед. |
---|---|
Учебная практика | 19 нед. |
Производственная практика | |
Промежуточная аттестация | 1 нед. |
Государственная итоговая аттестация | 1 нед. |
Каникулы | 2 нед. |
Итого | 43 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно пункту 3.2 ФГОС СПО), с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) | 57 нед. |
---|---|
промежуточная аттестация | 3 нед. |
каникулы | 22 нед. |
7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.