код ревю это что значит

Что такое код-ревью

Это проверка кода на ошибки, неточности и общий стиль программирования.

Послушать аудиоверсию этой статьи (6 минут):

Слушайте Что такое код-ревью на Яндекс.Музыке

Ситуация: вы разработчик. Вы отвечаете за свой фронт работы, например, за отправку данных на сервер. У команды уже есть готовый проект, вы вместе его поддерживаете и постоянно улучшаете.

Когда вы пишете новую функцию, она не попадает сразу в проект. Вместо этого ваш код отправляется на код-ревью (code review).

Что делают на код-ревью

Во время код-ревью кто-то из старших товарищей изучает ваш код на предмет:

Если проблемы есть, проверяющий отправляет код на доработку. Если всё хорошо, код переходит на следующую стадию — как правило, в тестирование.

Кто проводит

Обычно принято так: код-ревью делают программисты более старшего уровня. Джуниоров проверяют мидлы, мидлов — сеньоры, сеньоров — другие сеньоры или тимлиды. Если компания большая, то могут выделить отдельно несколько человек, которые смотрят код у всех и следят за общим стилем.

Если команда небольшая, то код-ревью делает ведущий программист — он сам следит за проектом и за качеством кода, который пишут остальные.

Как это выглядит

Зачем это нужно

Если вы пишете один или с другом, то, скорее всего, вам это не нужно. Вы и так можете обсудить код между собой и понять, как его сделать лучше.

Когда в команде программистов много, то компания сталкивается с тем, что все пишут по-разному. И даже если весь этот код работает, его потом нужно поддерживать, а ковыряться в чужом коде, если он плохо написан — это долго и дорого. Поэтому на этапе код-ревью разработчики делают так, чтобы им же позднее было проще поддерживать код и ничего не ломалось.

Источник

Что такое код-ревью и кто им занимается?

Эффективный способ заботиться о качестве кода

Проверка кода — это как базовое правило гигиены. Разработчики могут создавать запутанный и тяжелый код. Его сложнее обслуживать, а сбои появляются там, где не ждешь. Поэтому важная часть работы над продуктом — код-ревью, когда более опытные разработчики проверяют качество кода. Мы поговорили с Андреем Строговым, который руководит код-ревьюерами в Яндекс.Практикуме, о главных качествах такого профессионала и бесполезных комментариях к коду.

Задачи код-ревьюера

Код-ревью — это этап разработки кода. Чаще всего его проводят другие разработчики из той же команды. Так более опытные кодеры контролируют качество работы джуниоров или стажеров. Ревьюер на отдельных компонентах может показать, как сделать код проще и понятнее. Например, предложит взять функцию, которая уже написана для другого фрагмента. Проверка кода особенно важна для работы больших команд.

«В масштабных проектах код очень объемный и каждый разработчик знает только свой фрагмент. Люди часто не в курсе, что происходит в других компонентах и модулях. Это не слишком устойчивая ситуация, потому что автор кода может уйти в отпуск или по разным причинам перестать поддерживать свой фрагмент. Этап код-ревью добавляет второго человека, который понимает код и может с ним работать», — говорит руководитель команды код-ревью Андрей Строгов.

Код-ревью — это хороший способ договориться внутри команды, как писать код. Например, запутанный код сложно поддерживать в рабочем состоянии и масштабировать. Этап код-ревью помогает обмениваться знаниями, находить новые решения, делать лучше весь процесс разработки.

В отличие от тестирования, на код-ревью важнее разобраться в логике решения, чем найти ошибки. А еще — донести суть проблемы до разработчика. Для этого понадобится умение точно формулировать проблему и сообщать о ней без лишних эмоций.

«Когда мы проверяем код, не надо тратить время на мелкие ошибки — названия переменных, опечатки. Это плохо влияет и на того, кто пишет код, и на проверяющего. В первую очередь автору нужна обратная связь по логике кода. Проверку мелких ошибок легко автоматизировать», — говорит Андрей Строгов.

Этапы работы и инструменты

Код-ревьюер движется от общего к частному. Сначала ему нужно понять, какую задачу решал автор кода. Для этого проверяющий смотрит техническое задание и уточняет детали у разработчика. Дальше нужно оценить архитектуру кода и посмотреть, грамотно ли он написан. Это самый ценный этап код-ревью, он помогает избежать грубых ошибок и сэкономить время команде тестирования.

Когда ревьюер разобрался с задачей и логикой решения, он смотрит на функции, отдельные алгоритмы и их эффективность. Проверяет, можно ли заменить их другими методами и будет ли это лучше для всего продукта.

«На этих этапах не нужно никаких специальных инструментов. Только экспертные навыки и знание задачи. Код-ревьюеру понадобятся некоторые инструменты среды лишь для того, чтобы посмотреть, как работает код, и обнаружить грубые ошибки», — говорит Андрей Строгов.

После проверки ревьюер оставляет комментарии для разработчика. Его задача на этом этапе — объяснить, почему важно исправить ошибку. А еще проверяющий может подсказать решение или дать ссылки на материалы, с которыми разработчик быстрее приведет код в порядок. Весь процесс проверки не должен тормозить остальную разработку — хорошо, если код-ревью удается закончить за время рабочего дня.

«Наша задача в том, чтобы разработчик понял, в чём заключается комментарий и почему важно исправить код в соответствии с ним. Для этого недостаточно сильных технических знаний, нужны хорошие soft skills. Если ревьюер дал полезный комментарий, а разработчик почему-то не захотел исправлять — это будет выглядеть глупо», — говорит Андрей Строгов.

Полезный комментарий помогает исправить и улучшить код. А еще в нём нет субъективной оценки или нотаций. Поэтому критически важно, чтобы код-ревьюер умел давать качественную обратную связь. Иначе автор примет замечания на свой счет, и никакой эффективной работы не получится.

«Не стоит оставлять комментарии в духе “бред какой-то” или “тут ты не подумал”. Нужно формулировать проблему корректно. Субъективное мнение тоже не помогает улучшить код. Лучше найти что-то точнее, чем “это непонятный код”», — говорит Андрей Строгов.

Кроме комментариев код-ревьюер может оставлять рекомендации. Это некритичные замечания, их можно взять в работу, если у разработчика останется время. Например, проверяющий видит, что код выглядит запутанным. Задача решена, и весь функционал в порядке, но кажется, что работа сделана небрежно. Тут можно обойтись рекомендацией — обратить внимание человека на эту особенность его решения.

«Вы сэкономите время команде, если выделите критичные замечания. Это замечания, касающиеся фрагментов, которые могут привести к некорректной работе кода или помешают расширить его в будущем. Еще сюда относятся ошибки, из-за которых код трудно поддерживать и редактировать», — говорит Андрей Строгов.

Знания и навыки

Чтобы проверять код, нужно в нём разбираться. Хорошо, чтобы ревьюер уже решал такие задачи, писал подобный код и был знаком с тем стеком технологий, который используют в команде. Тогда ревьюер сможет дать разработчику полезные комментарии.

«Нужно отучить себя от того, что ты обязательно должен написать комментарии после ревью. Если с кодом всё в порядке, он может вернуться к автору без замечаний, которые оставляют ради самих замечаний», — говорит Андрей Сторогов.

Важно смотреть на код с позиции автора. У ревьюера может быть свой способ работы с кодом или другое решение для конкретной задачи. Но вся ценность его работы — предложить улучшения, ориентируясь на методы работы автора кода.

«Для команды хорошо, когда ревьюер может искренне похвалить удачное решение, — говорит Андрей Строгов. — Разработчики делятся на две категории. Одни считают, что пишут идеальный код, другие — что их код плох. Поэтому важно научиться искренне хвалить за хорошие решения. Это приятно автору кода и укрепляет отношения в команде».

Стать хорошим ревьюером помогает практика. Если в вашей команде пока нет такой деятельности, можно искать подходящие проекты на GitHub и оставлять комментарии там. «Код-ревью влияет на качество кода уже самим фактом своего существования, —говорит Андрей Строгов. — Когда знаешь, что твой код посмотрят, тщательнее к нему относишься. Например, постараешься его понятно оформить, не будешь использовать запутанную логику, в которой не смог бы разобраться другой разработчик. Это полезная социальная составляющая, которая мотивирует делать более понятный код».

Источник

Еще одна статья о code review

Что такое code review

Что можно инспектировать

Для ревью подходит любой код. Однако, review обязательно должно проводиться для критических мест в приложении (например: механизмы аутентификации, авторизации, передачи и обработки важной информации — обработка денежных транзакций и пр.).
Также для review подходят и юнит тесты, так как юнит тесты — это тот же самый код, который подвержен ошибкам, его нужно инспектировать также тщательно как и весь остальной код, потому что, неправильный тест может стоить очень дорого.

Как проводить review

Вообще, ревью кода должен проводиться в совокупности с другими гибкими инженерными практиками: парное программирование, TDD, CI. В этом случае достигается максимальная эффективность ревью. Если используется гибкая методология разработки, то этап code review можно внести в Definition of Done фичи.

Из чего состоит review

Также очень важно определиться, за кем будет последнее слово в принятии финального решения в случае возникновения спора. Обычно, приоритет отдается тому кто будет реализовывать код (как в scrum при проведении planning poker), либо специальному человеку, который отвечает за этот код (как в google — code owner).

Как проводить design review

Design review можно проводить за столом, в кругу коллег, у маркерной доски, в корпоративной wiki. На design review тот, кто будет писать код, расскажет о выбранной стратегии (примерный алгоритм, требуемые инструменты, библиотеки) решения поставленной задачи. Вся прелесть этого этапа заключается в том, что ошибка проектирования будет стоить 1-2 часа времени (и будет устранена сразу на review).

Как проводить code review

Можно проводить code review разными способами — дистанционно, когда каждый разработчик сидит за своим рабочим местом, и совместно — сидя перед монитором одного из коллег, либо в специально выделенным для этого месте, например meeting room. В принципе существует много способов (можно даже распечатать исходный код и вносить изменения на бумаге).

Pre-commit review

Данный вид review проводится перед внесением изменений в VCS. Этот подход позволяет содержать в репозитории только проверенный код. В microsoft используется этот подход: всем участникам review рассылаются патчи с изменениями. После того как собран и обработан фидбэк, процесс повторяется до тех пор пока все ревьюверы не согласятся с изменениями.

Post-commit review

Данный вид review проводится после внесения изменений в VCS. При этом можно коммитить как в основную ветвь, так и во временную ветку (а в основную ветку вливать уже проверенные изменения).

Тематические review

Можно также проводить тематические code review — их можно использовать как переходный этап на пути к полноценному code review. Их можно проводить для критического участка кода, либо при поиске ошибок. Самое главное — это определить цель данного review, при этом цель должна быть обозримой и четкой:

Результаты review

Сложности при проведении review (субъективное мнение)

Основная сложность, с которой мы столкнулись, когда внедряли review в первый раз: это невозможность контроля изменений по результатам review. Отчасти это связано с тем, что данная практика применялась без других практик — CI (это еще раз доказывает тот факт, что все инженерные практики должны применяться вместе).

Утилиты для review

Вообще, утилит для проведения review существует большое количество, как платных, так и бесплатных. Я не стал их приводить, чтобы не навязывать свою точку зрения, в интернете можно найти множество инструментов и подробное описание.

Ссылки

Пожелания, дополнения, критика приветствуется

Источник

Code review по-человечески (часть 1)

код ревю это что значитВ последнее время я читал статьи о лучших практиках code review и заметил, что эти статьи фокусируются на поиске багов, практически игнорируя другие компоненты ревью. Конструктивное и профессиональное обсуждение обнаруженных проблем? Неважно! Просто найди все баги, а дальше само сложится.

Так что у меня случилось откровение: если это работает для кода, то почему не будет работать в романтичных отношениях? Итак, встречайте новую электронную книгу, которая поможет программистам в отношениях со своими возлюбленными (обложка на иллюстрации слева).

Моя революционная книга обучит вас проверенным техникам по выявлению максимального количества недостатков в своём партнёре. Книга не затрагивает следующие области:

• Обсуждение проблем с сочувствием и пониманием.
• Помощь партнёру в устранении недостатков.

Насколько я могу понять из чтения литературы по code review, эти части отношений настолько очевидны, что вообще не стоят обсуждения.

Как вам нравится такая книжка? Предполагаю, что она вам не очень по душе.

Так почему мы проводим code review таким образом?

Могу лишь предположить, что прочитанные мною статьи — из будущего, где все разработчики являются роботами. В этом мире ваши коллеги приветствуют беспечную критику своего кода, потому что обработка такой информации согревает их холодные металлические сердца.

Я собираюсь сделать смелое предположение, что вам хотелось бы улучшить code review в настоящем, где вы работаете с людьми, а не с роботами. Даже более смелое предположение, что хорошие отношения с коллегами — это главная цель, а не просто переменная для ускорения исправления ошибок (минимизации параметра cost-per-defect). Как бы изменились ваши методы ревью с учётом этих обстоятельств?

В этой статье обсудим техники, которые предполагают, что code review — не только технический, но и социальный процесс.

Что такое code review?

Термин “code review” может означать разные действия, от простого чтения какого-то кода из-за спины разработчика до совещания на 20 человек, где вы разбираете код строчка за строчкой. Я здесь имею в виду формальную и письменную процедуру, но не отягощённую рядом совещаний для инспекции кода.

код ревю это что значит

В код ревью принимают участие автор, который написал код и отправил его на ревью, и рецензент, который анализирует код и принимает решение, когда тот готов для добавления в общую кодовую базу проекта. В процессе может участвовать несколько рецензентов, но для простоты предположим, что он один.

Перед началом ревью автор должен создать список изменений, где перечисляет все изменения, которые хочет внести в общую кодовую базу.

Ревью начинается, когда автор отправляет список изменений рецензенту. Оно происходит в несколько раундов. Каждый раунд — это один полный цикл приёма-передачи между автором и рецензентом: автор присылает изменения, рецензент отвечает отзывом на эти изменения. Каждая рецензия кода состоит из одного или нескольких раундов.

Ревью завершается, когда рецензент одобряет изменения. Обычно этому сопутствует отправка сообщения LGTM, сокращённой фразы “looks good to me”.

Почему это так трудно?

Если программист присылает вам список изменений, которые он считает потрясающими, а вы отвечаете ему подробным перечислением причин, почему он не прав, такое общение требует определённой деликатности.

«Это одна из причин, почему я не скучаю по IT, ведь программисты — весьма малопривлекательные люди… Например, в авиации те, кто слишком переоценивают свои способности, уже мертвы».

Филип Гринспан, сооснователь ArsDigita, из книги «Основатели за работой».

Автору очень легко воспринять критику своего кода в том смысле, что он некомпетентный программист. Рецензия кода — это возможность обмениваться знаниями и принимать осмысленные инженерные решения. Но это невозможно, если автор воспринимает обсуждение как персональную атаку на него самого.

Как будто и без этого недостаточно сложностей, здесь вами приходится выражать свои мысли в письменной форме, что ещё больше повышает риск недопонимания. Автор не слышит тон вашего голоса, не может воспринять язык тела, поэтому так важно аккуратно подбирать формулировки. Для автора, который занял оборонительную позицию, безобидное примечание вроде «Ты забыл закрыть файловый дескриптор» может звучать как «Не могу поверить, что ты забыл здесь закрыть файловый дискриптор! Ты такой идиот!»

Техники

Отдайте компьютерам скучную часть работы

Когда вас постоянно отвлекают совещания и почтовые письма, трудно выкроить время для вдумчивого анализа кода. Ментальных сил ещё меньше, чем времени. Чтение кода коллеги — когнитивно тяжёлая задача и требует высокого уровня концентрации. Не транжирьте эти ресурсы на задачи, которые может выполнить компьютер, особенно если он выполняет их лучше.

Очевидный пример — ошибки с пробелами в отступах. Сравните, сколько усилий требует выявление такой ошибки от человека, по сравнению с применением автоматического инструмента форматирования:

Правая часть пустая, потому что автор использовал редактор кода, который автоматически форматирует пробелы каждый раз при нажатии кнопки «Сохранить». Ну худой конец, когда автор отправляет свой код на проверку, система непрерывной интеграции сообщает о неправильных пробелах. Автор исправляет проблему ещё до того, как рецензент её заметил.

Посмотрите на другие механические действия, которые можно автоматизировать, вот наиболее часто встречающиеся:

ЗадачаАвтоматизированное решение
Проверить билдыСистема непрерывной интеграции, такая как Travis или CircleCI.
Проверить прохождение автоматических тестовСистема непрерывной интеграции, такая как Travis или CircleCI.
Проверить, что отступы и пробелы соответствуют корпоративному стилю.Инструмент форматирования кода, такой как ClangFormat (для C/C++) или gofmt (для Go).
Идентификация неиспользуемых модулей или неиспользуемых переменныхСтатические анализаторы кода, такие как pyflakes (линтер для Python) или JSLint (линтер для JavaScript).

Автоматизация помогает вам как рецензенту внести более ценный вклад. Если игнорировать целый класс проблем, вроде порядка импорта модулей или соглашения о присвоении имён для файлов исходников, то вы можете сконцентрироваться на более интересных вещах, таких как функциональные ошибки или недостаточная читаемость кода.

Автоматизация выгодна и автору. С её помощью он может обнаружить небрежные ошибки за несколько секунд, а не за несколько часов. Мгновенный фидбек ускоряет обучение и упрощает исправление ошибки, потому что релевантный контекст у автора ещё в рабочей памяти. Кроме того, автор гораздо легче воспринимает сообщение о глупой ошибке от компьютера, а не от вас.

Нужно всем вместе поработать, чтобы внедрить автоматические проверки такого рода в рабочий процесс code review (например, хуки перед коммитами в Git или вебхуки в GitHub). Если процесс ревью требует от автора запускать такие проверки вручную, то вы лишаетесь большей части преимуществ. Автор неизбежно иногда будет забывать о проверке, из-за чего вам придётся возиться с с простыми ошибками, которые могла исправить автоматическая проверка.

Оформите аргументы по стилю в виде руководства по стилю

Обсуждение стиля — это потерянное время в процессе код ревью. Разумеется, единообразный стиль важен, но обсуждение кода — неподходящее время для прений, где поставить фигурные скобки. Лучший способ исключить споры и стиле из всего процесса — завести руководство по стилю.

код ревю это что значит

Хорошее руководство по стилю определяет не только внешние элементы оформления вроде соглашения о присвоении имён или правила отступов, но и как использовать функции данного языка программирования. Например, JavaScript и Perl набиты функциональностью — там есть много вариантов реализации одной и той же логики. Руководство по стилю определяет Один Правильный Способ программирования, так что вы больше не увидите, что одна половина вашей команды использует один набор функций языка, а другая половина — совершенно другой набор функций.

Как только у вас появилось руководство по стилю, больше не придётся тратить циклы ревью на обмен сообщениями с автором в спорах, каким способом лучше именовать файлы. Просто следуйте руководству и двигайтесь дальше. Если в вашем руководстве отсутствует инструкция по определённому вопросу, обычно и не стоит о нём спорить. Если вы встречаетесь с вопросом по стилю, который не описан в руководстве, но достоин обсуждения, решите его вместе с командой. Затем запишите решение в руководство по стилю, чтобы больше никогда не возвращаться к этому обсуждению.

Вариант 1: адаптация существующего руководства по стилю
Если поискать в интернете, то можно найти опубликованные руководства по стилю — и позаимствовать их для собственного использования. Самые известные — руководства по стилю от Google, но можно найти и другие, если эти не подходят. Адаптируя существующий документ, вы получаете все выгоды от наличия руководства по стилю, не тратя времени на написание такого документа с нуля.

Недостаток в том, что все организации адаптируют эти правила для внутренних нужд. Например, руководства Google очень консервативны относительно использования новых функций языков, потому что у них огромная кодовая база, которая должна работать на всём: от домашнего маршрутизатора до последнего iPhone. Если у вас стартап из четырёх человек с единственным продуктом, то логично выбрать более агрессивную стратегию в использовании самых последних функций или расширений языков.

Вариант 2: Постепенно дополняйте собственное руководство по стилям
Если не хотите адаптировать существующий документ, можно создать свой собственный. Каждый раз, когда во время код ревью возникает дискуссия по стилю, поднимайте перед всей командой вопрос, каким должно быть официальное соглашение. Когда достигнете согласия, закрепляйте это решение в руководстве по стилям.

Я предпочитаю держать наше руководство в формате Markdown в системе контроля версия (например, на GitHub Pages). Так все изменения проходят через стандартную процедуру рецензирования — кто-то должен явно одобрить изменения, а каждый в команде может поднять любую проблему. Вики и Google Docs тоже подходят.

Вариант 3: Гибридный подход
Сочетая варианты 1 и 2, вы можете адаптировать существующее руководство и одновременно вести локальный документ для расширения или перезаписи базы. Хороший пример — руководство Chromium C++. Там в качестве базы взяли руководство по C++ от Google, но сделали собственные изменения и дополнения.

Начинайте ревью немедленно

Расценивайте code reviews как задачу с высоким приоритетом. Когда вы изучаете код или пишете отзыв, не торопитесь, но начинайте делать это немедленно — в идеале, в течение нескольких минут.

код ревю это что значит

Если коллега прислал список изменений, вполне вероятно, что его работа приостановилась до получения вашего отзыва. В теории, система контроля версий позволяет создать ещё одну ветку и продолжить работу, а затем смержить изменения в ревью с новой веткой. В реальности, в мире есть примерно четыре разработчика, которые эффективно умеют такое делать. У всех остальных распутывание трёхсторонних дифов занимает столько времени, что нивелирует любой прогресс, которого можно добиться в ожидании ревью.

Если вы начинаете ревью немедленно, то создаёте благоприятный цикл. Весь документооборот становится исключительно функцией размера и сложности списка изменений автора. Это побуждает авторов присылать небольшие, точно сформулированные списки. Их легче и приятнее рассматривать, так что ваши ревью ускорятся, а благоприятный цикл продолжится.

Представьте, что ваш коллега реализовал новую функцию, которая требует изменения 1000 строчек кода. Если он знает, что вы можете сделать ревью списка изменений на 200 строчек примерно за два часа, то разобьёт эту функцию на фрагменты примерно по 200 строчек и закончит ревью всей функции за один-два дня. Но если любые код ревью занимают у вас целый день, независимо от размера, то утверждение функции займёт неделю. Ваш коллега не хочет ждать целую неделю, так что он скорее направит вам более крупные списки, по 500-600 строк каждый. Их труднее рассматрвиать, да и отзывы станут беднее, потому что тяжелее сохранить контекст для изменения на 600 строк, чем на 200.

Абсолютным максимумом продолжительности одного раунда ревью должен быть один рабочий день. Если вы заняты проблемой с ещё большим приоритетом и не укладываетесь в один рабочий день, сообщите коллеге об этом и дайте ему возможность выбрать для ревью кого-то другого. Если вам приходится отказываться от ревью чаще, чем раз в месяц, то вероятно, что команде нужно снизить темп гонки, чтобы сохранить вменяемые практики разработки.

Начните с высокого уровня, и спускайтесь ниже

Чем больше заметок вы пишете в каждом конкретном раунде, тем больше риск, что автор будет чувствовать себя подавленным. Точный лимит зависит от разработчика, но опасная зона обычно начинается в районе 20-50 заметок на один раунд ревью.

Если не хотите утопить автора в море замечаний, ограничьте себя только высокоуровневыми правками в первом раунде. Сконцентрируйтесь на проблемах вроде перепроектирования интерфейса класса или разбиения сложных функций. Подождите исправления этих проблем, прежде чем переходить к низкоуровневым вопросам, таким как именование переменных или понятность комментариев в коде.

Ваши низкоуровневые заметки могут стать неактуальными, когда автор сделает высокоуровневую правку. Перенеся их на более поздний раунд, вы оградите себя от нетривиальной работы по тщательному подбору слов для комментариев на эти спорные темы, а автору не придётся обрабатывать необязательные замечания. Такая техника также сегментирует уровни абстракции, на которых вы концентрируетесь в процессе ревью, помогая вам и автору ясно и систематически пройтись по списку изменений.

Щедро используйте примеры кода

В идеальном мире автор кода будет благодарен за любое ревью. Для него это возможность учиться и защита от ошибок. В реальности много внешних факторов, из-за которых авторы могут негативно воспринять ревью и возмущаться, что вы делаете замечания к их коду. Может, они спешат из-за дедлайна, так что любая заминка, кроме мгновенного одобрения, кажется препятствием. Может, вы не так долго работаете вместе и они не верят, что ваше замечание сделано из благих намерений.

Хороший способ улучшить восприятие код ревью автором — найти возможность подарить ему подарок. А какие подарки любят получать все разработчики? Конечно, примеры кода.

код ревю это что значит

Если вы облегчите работу автора тем, что сами напишете некоторые изменения, которые предлагаете сделать, то продемонстрируете, что вы щедро делитесь своим временем как рецензент.

Предположим, ваш автор не очень хорошо знаком с функцией списковых включений в Python. Он присылает на рецензию код с такими строчками:

Ответ в стиле «Можно это упростить с помощью списковых включений?» вызовет раздражение, потому что ему нужно потратить 20 минут, изучая функцию, которую никогда раньше не использовал.

Автор будет гораздо счастливее получить такую заметку:

Предлагаю рассмотреть списковое включение такого рода:

Эта техника не ограничивается однострочными изменениями. Я часто создаю собственную ветку кода для демонстрации автору большой концептуальной идеи, такой как разбиение крупной функции или добавление юнит-теста для покрытия дополнительной граничной ситуации.

Применяйте эту технику только для ясных, бесспорных улучшений. В вышеприведённом примере спискового включения немногие разработчики будут спорить с сокращением количества строк кода на 83%. И наоборот, если вы напишете пространный пример для демонстрации изменения, которое «лучше» на ваш личный вкус (например, изменения стиля), то такой пример кода создаст впечатление, что вы настырно проталкиваете свои предпочтения, а не проявляете щедрость.

Ограничтесь двумя-тремя примерами кода на каждый раунд. Если начнёте писать код для всего авторского списка изменений, то это создаёт впечатление, как будто вы не считаете самого автора способным написать этот код.

Никогда не говорите «ты»

Это звучит немного странно, но послушайте: никогда не обращайтесь лично к автору в процессе код ревью.

Ваши решения должны быть основаны на идеях по улучшению кода, а не на том, кто придумал эти идеи. Ваш коллега потратил немало сил на свой список изменений и код и, наверное, гордится проделанной работой. Естественная реакция на критику его работы — стать в оборонительную позу.

Подбирайте слова для отзыва таким образом, чтобы минимизировать риск возникновения оборонительной позы. Чётко обозначьте, что вы критикуете код, а не самого разработчика. Когда автор видит в комментарии личное обращение к нему, это отвлекает его внимание от кода и переводит внимание на личность. Так повышается риск, что он воспримет критику лично.

Например, вот безобидный комментарий:

Ты допустил ошибку в слове «благополучно».

Автор может интерпретировать такое замечание двумя соврешенно разными способами:

Вторая заметка — это просто исправление, а не оценка автора.

К счастью, можно легко переписать свои комментарии, избегая слова «ты».

Вариант 1: Замените «ты» на «мы»

«Мы» усиливает коллективную ответственность всей команды за код. Автор может перейти в другую компанию, как и вы, но в том или ином виде останется команда, которая отвечает за этот код. Может показаться глупым говорить «мы», когда речь идёт об изменении, которое автор явно должен сделать единолично, но лучше выглядеть глупым, чем обвинителем.

код ревю это что значит

Вариант 2: Удалите из предложения субъект
Другой вариант избежать личного обращения — использовать сокращение, которое исключает из предложения субъект:

Того же эффекта можно достичь с помощью пассивного залога. Я обычно в технических текстах избегаю пассивного залога как чумы, но это может быть полезный вариант обхода проблемы с личным обращением:

Ещё один вариант — перефразировать предложение в виде вопроса, который начинается со слов «Что насчёт. » или «Как насчёт. »:

Оформляйте отзывы как запросы, а не команды

Код ревью требует большего такта и осторожности, чем обычное общение, потому что здесь выше риск, что обсуждение скатится в личный спор. Казалось бы, рецензенты должны проявлять бóльшую вежливость и учтивость в код ревью по сравнению с личным общением. Но я обнаружил страннейшим образом прямо противоположную ситуацию. Многие люди никогда не скажут коллеге, «Дай мне этот степлер, а потом принеси газировки». Но я видел множество случаев, когда рецензенты оформляют отзывы в таком командном стиле, вроде «Перенеси этот класс в отдельный файл».

Но и не будьте раздражающе вежливым в своих комментариях. Оформляйте их как запросы или предложения, а не как команды.

Сравните одно и то же замечание, оформленное двумя разными способами:

Замечание, оформленное как командаЗамечание, оформленное как запрос
Перенеси класс Foo в отдельный файл.Мы можем перенести класс Foo в отдельный файл?

Людям нравится контролировать свою работу. Такой запрос даёт автору чувство самостоятельности.

Такие запросы также повышают шансы, что автор ответит вежливо. Может быть, у него есть свои причины сделать такой выбор. Если вы оформляете замечание в виде команды, то любое несогласие автора принимает форму неповиновения. Если оформить замечание как запрос или вопрос, то автор может просто ответить.

Сравните, насколько воинственной кажется беседа в зависимости от оформления первоначального замечания:

Видите, насколько более цивилизованным стало общение, когда вы сконструировали воображаемый диалог в доказательство своего тезиса оформили замечание в виде запроса, а не команды?

Обосновывайте принципами, а не мнениями

Когда составляете замечание для автора, то объясните и предлагаемое изменение, и его причину. Вместо фразы «Нам следует разделить этот класс на два» лучше сказать «Сейчас этот класс отвечает одновременно и за скачивание файла, и за его парсинг. Следует разделить его на класс для скачивания и на класс для парсинга согласно принципу единой ответственности».

Если обосновывать замечания принципами, то дискуссия принимает конструктивную форму. Когда вы цитируете конкретную причину, вроде «Нужно сделать эту функцию приватной, чтобы минимизировать открытый интерфейс класса», то автор не может просто ответить «Нет, я предпочитаю сделать по-своему». А если он так ответит, то это будет выглядеть глупо, потому что вы показали, как изменение позволяет достичь цели, а он просто заявил о своём предпочтении какому-то способу.

Разработка программного обеспечения — это одновременно искусство и наука. Не всегда можно точно сформулировать, что именно неправильно в данном фрагменте кода с точки зрения устоявшихся принципов. Иногда код просто некрасивый или излишне усложнённый, и сложно точно сформулировать, почему. В таких случаях объясните как можете, но сохраняйте объективность. Если сказать «Мне кажется, это сложно понять», то это хотя бы объективное утверждение, в сравнении с фразой «Это запутанный код», что является оценочным суждением, с которым не каждый может согласиться.

Предоставляйте подтверждающие доказательства в форме ссылок, где это возможно. Соответствующая секция руководства по стилям вашей команды — наилучшая ссылка, какую вы можете предоставить. Вы можете также сослаться на документацию для языка или библиотеки. Ответы StackOverflow с высокими рейтингами тоже подходят, но чем дальше вы отходите от авторитетной документации, тем более зыбкими становятся доказательства.

Часть 2: скоро

Через пару недель я опубликую вторую часть статьи. Будьте на связи, там рассмотрим дополнительные советы, в том числе:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *