ISO код контейнера – часть международной системы идентификации, кодирования и маркировки интермодальных грузовых единиц. Данный стандарт установлен Международным бюро (далее – BIC) и подразумевает обозначение нескольких важных параметров. Согласно ISO 6346, на тару наносится буквенно-числовая информация подобного вида:
Маркировка контейнеров предусматривает и другую информацию по системе :
1. Код страны. Показывает государство регистрации кода (не гражданство владельца).
2. Первый знак размерного обозначения. Может иметь цифровое или буквенное выражение. Отражает длину тары.
Символ маркировки
Футы
Значение в см
1
10
299,1
2
20
606,8
3
30
912,5
4
40
1219,2
A
715,0
B
24
731,5
C
24
743,0
D
745,0
E
782,0
F
810,0
G
41
1250,0
H
43
1310,6
K
1360,0
L
45
1371,6
M
48
1463,0
N
49
1493,5
P
1615,4
3. Второй знак размера для определения высоты и ширины модуля.
Высота
Соответствующее значение ширины, см
243,8
243,9 – 250,0
более 250,0
футы
дюймы
см
0
8
243,8
2
C
L
8
6
259,1
D
M
9
4
274,3
5
E
N
9
6
289,5
6
F
P
>9
6
>289,5
8
4
3
129,5
4. Код типа. Идентифицирует тип и основные характеристики контейнера по установленным стандартам ISO 6346 (приложение E). В данном примере R3 означает «рефконтейнер, укомплектованный установкой и функцией поддержания температуры». Другие возможные значения представлены в таблице:
Индекс
Тип конструкции
Главные характеристики
GP
Стандартный, общего предназначения без вентиляции (универсальный)
G0
один (два) торца открываются
G1
с пассивной вентиляцией
G2
один (два) торца и одна (две) боковины открываются
G3
один (два) торца открыты, одна (две) боковины неполностью открываются
VH
Общего предназначения c вентиляцией
V0
немеханической: отверстия для вентиляции смонтированы вверху и внизу
V2
механической внутренней
V4
механической с наружной стороны
RE (RT-RS)
Контейнер-рефрижератор
R0
с механической системой
R1
оснащенный функцией поддержания температуры
R2
укомплектован установкой
R3
укомплектован установкой и функцией поддержания температуры
Маркировка морских контейнеров, используемых в международных морских перевозках (англ. intermodal container, ISO container)
Система маркировки контейнеров основывается на международном стандарте кодировки ISO 6346. В циферно-буквенном коде содержится информация о владельце, стране, размере и типе контейнера, установленном оборудовании и уникальном серийном номере (с контрольной цифрой). Рассмотрим данную кодировку подробнее (см. рис 1)
Первые три буквы обозначают уникальный код владельца контейнера, который присваивается с середины прошлого века международной организацией Bureau International des Conteneurs (BIC) расположенной в Париже, сейчас в мире насчитывается более 1900 действующих кодов. Следующая, четвертая буква дает информацию типе оборудования, установленном на контейнере. Всего варианта четыре:
U – стандартные контейнеры (англ. all freight containers) J — съемное контейнерное оборудование (англ. detachable freight container-related equipment) Z – колесное оборудование, типа мафи-трейлеров и подобного (англ. trailers and chassis) R – контейнеры-рефрежераторы (англ. reefer containers)
Далее идет серийный номер из шести цифр, маркируемый в соответствии с пожеланиями владельца контейнера. Седьмая цифра является контрольной, она вычисляется по достаточно сложной системе.
Далее, как правило, под одиннадцатизначным кодом идет кодировка типа контейнера по его размеру.
При этом первый символ обозначает длину контейнера, второй ширину и высоту, а третья и четвертая – его тип.
Рассмотрим пример на вышеуказанном рисунке. Четырехбуквенный код 42G1. Смотрим первую таблицу – цифра 4 означает 40футовый контейнер. Вторая цифра 2. Соответственно ширина контейнера 2438 мм (8 футов), высота 2 591 мм (8 футов 6 дюймов), последняя аббревиатура G1 «Естественная вентиляция верхней части грузового отсека». Более подробно маркировка контейнеров описана в ГОСТ Р 52524-2005 «Контейнеры грузовые. Кодирование, идентификация и маркировка»
Рядом с этим четырехзначным кодом стоит двухбуквенных код страны, список стран и соответствующих им кодов можно посмотреть тут. Также каждый контейнер маркируется цифрами, обозначающими максимально-допустимый вес груза, вес самого контейнера, суммарный вес (контейнер плюс загрузка) и объем, как в килограммах (кубометрах), так и в футах.
Кроме вышеупомянутых маркировок и, разумеется, имени компании-владельца контейнера, также указывается ряд дополнительных маркировок. Это могут быть знаки, отмечающие контейнеры, перевозящие опасные грузы. Также отдельно наносятся изображения габаритов контейнера.
Контейнеры имеющие высоковольтное оборудование маркируются специальными символами.
Воздушные контейнеры также имеют отдельную маркировку.
Freight containers. Coding, identification and marking
ОКС 55.180.10 ОКП 31 7700
Дата введения 2006-07-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Рабочей группой, состоящей из представителей предприятий: Закрытого акционерного общества «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (ЗАО «ЦНИИМФ»), Закрытого акционерного общества «Промтрансниипроект» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Федерального государственного унитарного предприятия Российский морской регистр судоходства (ФГУП Российский морской регистр судоходства) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»
1 Область применения
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на систему идентификации и обеспечения информации о грузовых контейнерах с помощью кодов и маркировки. Система идентификации предназначена для общего использования, например для работы с документацией, осуществления контроля (в т.ч. в автоматизированных системах обработки данных) и непосредственно маркировки контейнеров.
Стандарт содержит методы представления данных системы идентификации и других данных (включая эксплуатационные) на контейнерах при помощи установленных знаков маркировки.
1.2 Настоящий стандарт устанавливает:
a) систему идентификации, в том числе систему проверки точности ее применения, включающую:
— основную маркировку контейнера, представляющую систему идентификации визуального восприятия;
— оборудование, применяемое при автоматизированной системе идентификации и электронном методе обмена данными (при наличии);
b) систему кодирования данных о типе и размере контейнера с помощью соответствующих знаков;
d) систему изображения знаков на контейнере.
1.3 Термины «основной» и «дополнительный» используют для дифференциации условий маркировки ИСО, которые наносят на все контейнеры.
Включение дополнительной маркировки, содержащей дополнительные сведения, в настоящий стандарт способствует ее единообразному использованию.
1.5 Настоящий стандарт не распространяется на временную эксплуатационную маркировку, т.е. маркировку, которая должна наноситься в соответствии с межправительственными соглашениями, национальным законодательством или решениями других, кроме ИСО, неправительственных организаций.
Настоящий стандарт не распространяется на знаки безопасности транспортируемых грузов, наносимые на контейнеры-цистерны (ИСО 1496-3).
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и обозначения системы идентификации и ее опознавательных знаков
3.1.1 код владельца (owner code): Код, состоит из трех прописных букв латинского алфавита. Он является уникальным и регистрируется в Международном бюро по контейнерам (BIC). Регистрация проводится непосредственно в Международном бюро по контейнерам по адресу:
Bureau International des Conteneurs
167, rue de Courcelles
3.1.2 идентификатор категории оборудования (equipment category identifier): Код, состоящий из одной прописной буквы латинского алфавита:
3.1.3 серийный номер (serial number): Номер контейнера, состоящий из шести арабских цифр. Если количество цифр серийного номера не равно шести, то перед этими цифрами вместо недостающих цифр ставят нули так, чтобы общее количество цифр серийного номера было равно шести. (Например, если используются цифры 1234, то серийный номер должен быть 001234).
3.1.4 контрольное число (check digit): Число, являющееся средством контроля достоверности кода владельца и серийного номера (см. приложение А). Контрольное число имеет отношение только к коду владельца, идентификатору категории оборудования и серийному номеру контейнера.
3.2 идентификационные знаки (identification marks): Маркировка в соответствии с системой идентификации по 3.1, включающая код владельца, идентификатор категории оборудования, серийный номер и контрольное число, основная для грузовых контейнеров и дополнительная для оборудования согласно 3.1.2. Характеристики знаков маркировки (размер, форма, расположение и т.д.) должны соответствовать требованиям раздела 6.
4 Коды размера и типа контейнера и их опознавательные знаки
4.1 Назначение
Тип и габаритные размеры контейнера должны быть обозначены при помощи кодов, наносимых на контейнер. На грузовых контейнерах, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51876, ГОСТ Р 50697, ГОСТ Р 52076, [2], [3] в части грузоподъемности и прочности при штабелировании, должны быть нанесены коды размера и типа в соответствии с 4.2.1 и 4.2.2.
4.2 Коды размера и типа
5 Эксплуатационные знаки маркировки
Знаки маркировки, о которых идет речь в настоящем разделе, не соответствуют какому-либо определенному коду, который можно использовать при передаче данных или для каких-либо других целей. Они предназначены исключительно для маркировки грузовых контейнеров с целью сообщения определенной информации или визуального предупреждения.
5.1 Основные эксплуатационные знаки маркировки
5.1.1 Максимальная масса брутто и масса тары
Максимальную массу брутто и массу тары указывают на контейнере следующим образом:
Морской контейнер – многооборотная тара, стандартизированная по конструкции, габаритам, грузоподъемности, механическим характеристикам. Используется для перевозки грузов различными видами транспорта, очень удобна для мультимодальных транспортировок, благодаря тому что перевалка металлического модуля происходит без выгрузки/загрузки товара.
Для удобной идентификации морских контейнеров разработана международная буквенно-цифровая маркировка, изложенная в ISO 6346:1995 (ГОСТ 52524-2005).
Обозначение типов грузовых модулей «групповыми кодами»
Этот способ обозначения типа модуля регламентируется стандартом ISO 6346:1995 «Групповые коды» состоят из двух латинских букв.
Правила маркировки морского контейнера
Identification System включает следующие элементы:
Какие сведения отражаются на табличках, закрепленных на контейнере?
На грузовой блок крепится табличка, которая подтверждает его соответствие требованиям безопасных перевозок. Она соответствует Конвенции по безопасным контейнерам (CSC), выдает ее квалификационный и надзорный орган. Табличка CSC Safety Approval крепится на нижней части левой дверцы. На ней указывают:
На многооборотной таре могут располагаться и другие таблички, на которых имеются сведения о владельце блока или операторе, дата капремонта и другое.
Морской контейнер – несамоходное транспортное оборудование, стандартизированное по размерам – габаритным и присоединительным, – брутто, прочности. Предназначено для многократного использования. Используется при перевозках различными видами транспорта, в том числе мультимодальных без перетарки груза, а также хранения товара или личных вещей. Модули оснащены специальными приспособлениями, обеспечивающими удобство разгрузки-выгрузки изделия и его надежное крепление на транспортном средстве.
Единая система маркировки контейнеров, принципы которой отображены в стандарте ISO 6346:1995, позволяет не только правильно выбрать оптимальный модуль для транспортировки конкретного груза, но и проследить его путь с использованием онлайн-сервисов.
Буквенно-цифровая маркировка
Для обозначения типа 20-, 40-, 45-футовых контейнеров служат группы латинских букв:
Расшифровка маркировки на грузовых морских контейнерах
Маркировочный код, нанесенный на стенки, двери и крышу содержит всю полезную информацию о таре для грузоперевозок. Она располагается двумя строчками, хотя могут быть и другие варианты ее отображения. Обычно она включает латинские буквы и арабские цифры. На первой строке они располагаются следующим образом:
Вторая строка содержит следующую информацию:
Код длины
Символ
Длина в мм
Длина в футах
1
2991
10
2
6058
20
3
9125
30
4
12192
40
5-9
Резервные
A
7150
B
7315
24
C
7430
24 фута 6 дюймов
D
7450
—
E
7820
—
F
8100
—
G
12500
41
H
13106
43
K
13600
—
L
13716
45
M
14630
48
N
14935
49
P
16154
—
R
Резервный
Код высоты и ширины
Код
Высота
При ширине контейнера, мм
мм
футы
2438
2439-2500
2501 и более
0
2438
8
2
C
L
2591
8 футов 6 дюймов
4
D
M
2743
9
5
E
N
2895
9 футов 6 дюймов
6
F
P
Более 2895
Более 9 футов 6 дюймов
8
1295
4 фута 3 дюйма
9
1219 или меньше
4 фута или менее
Далее во второй строке указывается код типа контейнера. Максимальный вес контейнера с грузом (брутто) и масса тары отображается в килограммах и фунтах. Дополнительно могут указываться: максимальное нетто, объем внутреннего пространства в м3.