код профессии спо оператор станков с программным управлением
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.32 оператор станков с программным управлением
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии 15.01.32 оператор станков с программным управлением
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1555)
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
1.4. Содержание СПО по профессии определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности*.
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
Информация об изменениях:
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы. Образовательная деятельность при освоении образовательных программ или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации**.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану, срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану, определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой профессии.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу исходя из следующего сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего указанных в Перечне профессий среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный N 32461), от 18 ноября 2015 г. N 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный N 39955) и от 25 ноября 2016 г. N 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный N 44662):
оператор станков с программным управлением станочник широкого профиля.
Информация об изменениях:
II. Требования к структуре образовательной программы
Информация об изменениях:
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 20 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно сочетанию получаемых квалификаций, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС
Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом ПООП.
Информация об изменениях:
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением
квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12
настоящего ФГОС СПО.
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы
Объем образовательной программы в академических часах
Государственная итоговая аттестация:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей профессии.
Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточение, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.8. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. Требования к результатам освоения образовательной программы
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
Информация об изменениях:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, исходя из сочетания квалификаций квалифицированного рабочего, служащего, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО:
изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности;
разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением;
изготовление деталей на металлорежущих станках с программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
3.4.1. Изготовление деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных).
ПК 1.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента, оснастки, подналадку металлорежущих станков различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с полученным заданием.
ПК 1.3. Определять последовательность и оптимальные режимы обработки различных изделий на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) в соответствии с заданием.
ПК 1.4. Вести технологический процесс обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
3.4.2. Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением.
ПК 2.1. Разрабатывать управляющие программы с применением систем автоматического программирования.
ПК 2.2. Разрабатывать управляющие программы с применением систем CAD/CAM.
ПК 2.3. Выполнять диалоговое программирование с пульта управления станком.
3.4.3. Изготовление деталей на металлорежущих станках с программным управлением по стадиям технологического процесса в соответствии с требованиями охраны труда и экологической безопасности.
ПК 3.1. Осуществлять подготовку и обслуживание рабочего места для работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с программным управлением.
ПК 3.2. Осуществлять подготовку к использованию инструмента и оснастки для работы на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) с программным управлением, настройку станка в соответствии с заданием.
ПК 3.3. Осуществлять перенос программы на станок, адаптацию разработанных управляющих программ на основе анализа входных данных, технологической и конструкторской документации.
ПК 3.4. Вести технологический процесс обработки и доводки деталей, заготовок и инструментов на металлорежущих станках с программным управлением с соблюдением требований к качеству, в соответствии с заданием и технической документацией.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении N 2 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. Требования к условиям реализации образовательной программы
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и по каждому профессиональному модулю профессионального цикла из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно- методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно- методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско- правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по профессии с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779).
** См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Приложение N 1. Перечень профессий среднего профессионального образования
Информация об изменениях:
Перечень
профессий среднего профессионального образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199)
С изменениями и дополнениями от:
14 мая 2014 г., 18 ноября 2015 г., 25 ноября 2016 г., 3 декабря 2019 г., 20 января 2021 г.
ГАРАНТ:
См. также справку о федеральных государственных образовательных стандартах
Коды укрупненных групп профессий.
Наименования укрупненных групп профессий. Наименования профессий
Квалификация(и) квалифицированного рабочего и служащего
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ СТРОИТЕЛЬСТВА
Изготовитель арматурных сеток и каркасов
Сварщик арматурных сеток и каркасов
Информация об изменениях:
Кровельщик по рулонным кровлям и по кровлям из штучных материалов
Кровельщик по стальным кровлям
Мастер столярно-плотничных и паркетных работ
Мастер сухого строительства
Столяр строительный Монтажник каркасно-обшивных конструкций
Мастер общестроительных работ
Монтажник по монтажу
Мастер отделочных строительных работ
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
Облицовщик синтетическими материалами
Слесарь по строительно-монтажным работам
Слесарь по сборке металлоконструкций
Мастер жилищно-коммунального хозяйства
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
Машинист машин и оборудования в производстве цемента
Машинист (обжигальщик) вращающихся печей
Машинист (обжигальщик) шахтных печей
Машинист сырьевых мельниц
Машинист угольных мельниц
Машинист цементных мельниц
Информация об изменениях:
Изготовитель железобетонных изделий
Машинист формовочного агрегата
Моторист бетоносмесительных установок
Формовщик изделий, конструкций и строительных материалов
Прессовщик строительных изделий
Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования
Монтажник санитарно-технических систем и оборудования
Монтажник систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве
Слесарь по изготовлению узлов и деталей санитарно-технических систем
Слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации
Слесарь по изготовлению узлов и деталей технологических трубопроводов
Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке
Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке
Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Электромонтажник по распределительным устройствам и вторичным цепям
Электромонтажник по кабельным сетям
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
Электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию
Информация об изменениях:
Монтажник электрических подъемников (лифтов)
Монтажник электрических подъемников (лифтов)
Мастер путевых машин
Наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов
Оператор дефектоскопной тележки
Слесарь по ремонту путевых машин и механизмов
Обходчик пути и искусственных сооружений
Ремонтник искусственных сооружений
столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
Мастер отделочных строительных и декоративных работ
Монтажник каркасно-обшивных конструкций
Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства
Электромонтажник по освещению и осветительным сетям
ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Наладчик технологического оборудования
Наладчик компьютерных сетей
Наладчик технологического оборудования
Мастер по обработке цифровой информации
Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
ЭЛЕКТРОНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Контролер радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Слесарь-сборщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов
Слесарь-механик по радиоэлектронной аппаратуре
Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры
Радиомонтер приемных телевизионных антенн
Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания
Электромонтер станционного оборудования радиофикации
Электромонтер станционного оборудования телеграфной связи
Электромонтер станционного оборудования телефонной связи
Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания
Электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Наладчик технологического оборудования (электронная техника)
Наладчик-монтажник испытательного оборудования
Наладчик технологического оборудования
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ФОТОНИКА, ПРИБОРОСТРОЕНИЕ, ОПТИЧЕСКИЕ И БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Информация об изменениях:
Контролер оптических деталей и приборов
Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
Электромеханик по ремонту и обслуживанию электронной медицинской аппаратуры
Информация об изменениях:
Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем
Контролер оптических деталей и приборов
Оператор вакуумных установок по нанесению покрытий на оптические детали
ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина)
Машинист-обходчик по котельному оборудованию
Машинист паровых турбин
Машинист газотурбинных установок
Машинист-обходчик по турбинному оборудованию
Машинист паровых турбин
Слесарь по обслуживанию оборудования электростанций
Электрослесарь по ремонту оборудования электростанций
Электрослесарь по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций
Электрослесарь по ремонту оборудования распределительных устройств
Электрослесарь по ремонту электрических машин
Электрослесарь по ремонту электрооборудования электростанций
Слесарь по ремонту оборудования топливоподачи
Слесарь по ремонту оборудования электростанций
Слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
Слесарь по ремонту парогазотурбинного оборудования
Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей
Электромонтер оперативно-выездной бригады
Электромонтер по обслуживанию подстанций
Электромонтер по обслуживанию электрооборудования электростанций
Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей
Электрослесарь по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций
Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети
Электромонтер-линейщик по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети
Электромонтер по ремонту электросетей
Электромонтер по ремонту аппаратуры релейной защиты и автоматики
Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи
Электромонтер по ремонту вторичной коммутации и связи
Электромонтер по ремонту и монтажу кабельных линий
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Электромеханик по лифтам
Электромеханик по лифтам
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Наладчик сварочного и
Наладчик сварочного и газоплазморезательного оборудования
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом
Сварщик частично механизированной сварки плавлением
Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе
Сварщик ручной сварки полимерных материалов
Сварщик термитной сварки
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
Электросварщик ручной сварки
Сварщик на лазерных установках
Сварщик на лазерных установках
Информация об изменениях:
Наладчик литейного оборудования
Наладчик литейных машин
Наладчик формовочных и стержневых машин
Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин
Машинист трелевочной машины
Тракторист на подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса
Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования
Слесарь по ремонту лесозаготовительного оборудования
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Монтажник технологического оборудования (по видам оборудования)
Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций
Монтажник дробильно-размольного оборудования и оборудования для сортировки и обогащения
Монтажник оборудования атомных электрических станций
Монтажник оборудования коксохимических производств
Монтажник оборудования металлургических заводов
Монтажник сельскохозяйственного оборудования
Монтажник шахтного оборудования на поверхности
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию
Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию
Машинист холодильных установок
Машинист холодильных установок
Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики
Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Электромонтер охранно-пожарной сигнализации
Наладчик станков и оборудования в механообработке
Наладчик автоматических линий и агрегатных станков
Наладчик автоматов и полуавтоматов
Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением
Станочник широкого профиля
Информация об изменениях:
Оператор станков с программным управлением
Станочник широкого профиля
Информация об изменениях:
Контролер станочных и слесарных работ
Комплектовщик изделий и инструмента
Контролер станочных и слесарных работ
Слесарь механосборочных работ
Мастер контрольно-измерительных приборов и автоматики
Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Оператор станков с программным управлением
Оператор станков с программным управлением
Станочник широкого профиля
Токарь на станках с числовым программным управлением
Фрезеровщик на станках с числовым программным управлением
Мастер слесарных работ
Слесарь механосборочных работ
Дефектоскопист по визуальному и измерительному контролю
Дефектоскопист по ультразвуковому контролю
Дефектоскопист по радиационному контролю
Дефектоскопист по капиллярному контролю
Дефектоскопист по магнитному контролю
Лаборант по физико-механическим испытаниям
Лаборант по физико-механическим испытаниям
Лаборант по анализу газов и пыли
Лаборант спектрального анализа
Лаборант химического анализа
Лаборант химико-бактериологического анализа
Аппаратчик-оператор экологических установок
Аппаратчик обессоливания воды
Аппаратчик осушки газа
Аппаратчик очистки газа
Аппаратчик очистки жидкости
Аппаратчик очистки сточных вод
Аппаратчик перегонки Аппаратчик переработки отходов химического производства
Оператор по обслуживанию пылегазоулавливающих установок
Информация об изменениях:
Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ
Профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 24
Оператор производства стекловолокна, стекловолокнистых материалов и изделий стеклопластиков
Оператор изготовления ровинга
Оператор изготовления рулонно-конструкционных материалов
Оператор получения кварцевых стекловолокон
Оператор получения непрерывного стекловолокна
Оператор получения оптического стекловолокна
Оператор получения стекловолокна каолинового состава
Оператор получения стеклохолста одностадийным методом
Оператор получения штапельного стекловолокна
Оператор производства кремнеземных материалов
Оператор пульта управления электропечей
Оператор установки изготовления гофрированных листовых стеклопластиков
Оператор установок изготовления стеклопластиковых конструкций
Информация об изменениях:
Мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла
Оператор стеклоформующих машин
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изготовитель фарфоровых и фаянсовых изделий
Обжигальщик фарфоровых и фаянсовых изделий
Отливщик фарфоровых и фаянсовых изделий
Формовщик фарфоровых и фаянсовых изделий
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Оператор в производстве шин
Каландровщик на обрезинке металлокордного полотна
Машинист автокамерного агрегата
Машинист протекторного агрегата
Сборщик браслетов и брекеров
Сборщик безбандажных шин
Стыковщик резиновых изделий
Стыковщик текстиля на прессе
Закройщик резиновых изделий и деталей
Информация об изменениях:
Мастер шиномонтажной мастерской
Обработчик материалов латексом
Обработчик резиновых изделий
Окрасчик резиновых изделий
Ремонтировщик резиновых изделий
Информация об изменениях:
Аппаратчик-оператор нефтехимического производства
Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 30
Машинист технологических насосов и компрессоров
Машинист компрессорных установок
Машинист насосных установок
Машинист технологических насосов
Машинист технологических компрессоров
Аппаратчик осушки газа
Оператор технологических установок
Слесарь по ремонту технологических установок
Мастер по обслуживанию магистральных трубопроводов
Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии
Информация об изменениях:
Машинист машин коксохимического производства
Машинист коксовых машин
Машинист электровоза тушильного вагона
Машинист коксопогрузочной машины
Машинист установки сухого тушения кокса
Аппаратчик-оператор азотных производств и продуктов органического синтеза
Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 25
Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции, отходов производства (по отраслям)
Лаборант пробирного анализа
Лаборант спектрального анализа
Лаборант химического анализа
Лаборант химико-бактериологического анализа
ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ И БИОТЕХНОЛОГИИ
Аппаратчик-оператор в биотехнологии
Профессии аппаратчиков и операторов, включенные в ЕТКС, выпуск 29
Лаборант пробирного анализа
Лаборант спектрального анализа
Лаборант химического анализа
Лаборант химико-бактериального анализа