код отходов 9120400 что относится
Отходы жизнедеятельности сотрудников в офисе или административных помещениях – коммунальные виды отходов?
Так уж сложилось, что подавляющее большинство современных сотрудников организаций работают в офисах, административно-бытовых зданиях, иных объектах, экономическая деятельность в которых приводит к образованию согласно Постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 26 декабря 2019 года №31 КОММУНАЛЬНЫХ видов отходов.
Как правило, в офисных и административных помещениях в ходе экономической и жизнедеятельности сотрудников образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код — 9120400, класс опасности – неопасные). Сбор этих отходов, как показала практика, осуществляется в обычные мусорные корзины, которые в конце рабочего дня выносятся на прилегающую к бизнес-центрам территорию. В дальнейшем содержимое мусорных урн выбрасывается в установленные контейнера, в которых осуществляется временный сбор отходов жизнедеятельности.
Так что же из себя представляют отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код — 9120400, класс опасности – неопасные), образующиеся в результате деятельности сотрудников в офисных и административно-бытовых помещениях организаций и фирм? Согласно уже вышеназванного постановления №31 Минжилкомхоза такие отходы отнесены к перечню КОММУНАЛЬНЫХ отходов. Соответственно, такая классификация помогает нам установить усредненный (ориентировочный) состав отходов, отнесенных к коммунальным на основании ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030) «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации». Согласно ему в состав коммунальных отходов в различном соотношении могут входить: картон и бумага; пищевые отходы; дерево; металл; кость; кожа и резина; текстиль; стекло; камни, пластмасса; прочие; отсев меньше 16 мм. Так как на данный момент отсутствуют прямые и внятные определения того, что собой в морфологическом плане из себя представляют отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код — 9120400, класс опасности – неопасные), пользуясь вышеназванными правовыми актами мы можем самостоятельно сделать это. Именно поэтому бытовой мусор в урнах, как часто еще называют коммунальные отходы от жизнедеятельности, может содержать в себе и отходы пищи, и пластиковую упаковку, и загрязненную картонную и бумажную упаковку, отходы жестяной тары, протирочную ветошь, стеклотару и прочие виды отходов, образующиеся в ходе жизнедеятельности сотрудников в офисе и АБК.
Но во всем этом также встречаются правовые коллизии, упущения и масса неясностей в логическом понимании принятых норм, допущенные разработчиками, которые не позволяют нам гладко и аккуратно стыковать разные куски действующего законодательства. Это ведет к тому, что мы становимся сами невольными трактовщиками норм закона, основываясь на отдельных значимых, хотя и косвенных признаках.
Но все ли образующиеся в ходе нашей хозяйственно-экономической деятельности отходы в офисе и АБК мы можем отправлять смело в корзину, где скапливаются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения? Хотя прямых указаний и правил по этому поводу нет, но, скорее всего, что нет. Обратимся к тому же ТКП 17.11-02-2009 (02120/02030), где указано, что захоронение вторичных материальных ресурсов на полигонах ТКО запрещено. А как же быть с тем, что в этом же ТКП указан ориентировочный состав коммунальных отходов (к которым как мы ранее определились также относятся отходы жизнедеятельности), куда включены и бумага, и пластик, и стекло, и металл, и текстиль. Думается, что обратившись к определению понятия ВМР в Законе по отходам, мы увидим и прочтем следующее: «Вторичные материальные ресурсы – отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь». Таким образом, в отходы жизнедеятельности, думается, мы можем выбрасывать те из вышеназванных компонентов отхода, которые не смогут быть приняты по каким-либо причинам на переработку. Как правило, это загрязненные виды бумаги, полиэтилена, стеклотары, металлической тары, ветоши или сложно компонентные, не поддающиеся классификации канцелярские отходы. Как пример можно привести загрязненные пищевыми отходами после обеденного перерыва упаковочный материал из пластика, бумаги, жести или стекла. В то же время отходы офисной бумаги и отходы упаковочного гофрокартона, полиэтилена, чистые и незагрязненные, пригодные переработке, нельзя отнести к бытовым отходам жизнедеятельности. Такие виды отходов должны быть отклассифицированы согласно действующего Классификатора отходов, собраны отдельно и переданы в установленном порядке на переработку.
Виды отходов производства
Любое вещество или предмет, образовавшееся в результате деятельности предприятия, и не имеющее определенного предназначения по месту их образования либо утратившее полностью или частично свои потребительские свойства можно идентифицировать в соответствии с Классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь как отход производства.
Идентифицировать вещество по Классификатору можно на основании сведений о технологическом процессе образования и материалах, из которых изготовлен объект идентификации.
Наименование и код отходов, степень и класс опасности согласно Классификатору используются при ведении их учета, подготовки инструкции по обращению с отходами производства и документов для получения разрешения на хранение и захоронение отходов производства.
При разделении отходов по видам следует в первую очередь определить возможность разделения данных отходов на вторичные материальные ресурсы и иные отходы, как правило, подлежащие захоронению. Отходы, относящиеся к вторичным материальным ресурсам, подлежат обязательному раздельному сбору и дальнейшей передаче на использование (переработку).
Таким образом, основным критерием отнесения отхода к вторичным материальным ресурсам является наличие переработчика для данного вида отходов.
На сайте БелНИЦ Экологии Республики Беларусь размещен перечень объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов (http://www.ecoinfo.by/content/90.html/).
На сайте Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь можно найти реестр объектов по использованию, обезвреживанию, захоронению и хранению отходов(http://www.minpriroda.gov.by/ru/reestri/).
Например, код — 1870601 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства.
1870601 Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства
Наименование объекта | Наименование собственника | Адрес собственника | Телефон собственника | Использует собственные | Принимает от других |
---|---|---|---|---|---|
? | + |
Для данного кода, согласно Перечня, существует ряд организаций, перерабатывающих данные отходы. т.о. данные отходы являются вторичными материальными ресурсами, захоронение которых запрещено! Необходимо заключить договор с организацией, перерабатывающей (или использующей) данные отходы.
В случае, если отходы не подлежат переработке, следует определить, подлежат ли они захоронению на полигонах захоронения отходов, т.к. в процессе производственной деятельности могут образовываться и жидкие отходы, утилизация которых должна соответствовать нормам законодательства.
Пример код: 9120400 – отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения
Данные отходы по своему физическому состоянию являются твердыми. В реестре объектов по использованию отходов нет организаций, перерабатывающих (или использующих) указанные отходы, таким образом, предприятию необходимо организовать работу по утилизации отходов путем заключения договора на захоронение отходов с собственником полигона, либо иной организацией выполняющей данные работы по сделке отчуждения.
Узнайте цены на вывоз мусора в Минске и области компанией Датком. Задавайте ваши вопросы по телефонам +375 17 392-00-02,
+375 17 392-67-13.
Отходы производства и потребления. Классификация и виды.
Основные определения
Когда отходы являются отходами производства?
На практике каждый месяц встречаюсь со следующими фразами: «У нас отходов не образуется», «У нас только один отход», «У нас отходов нет» и тому подобное. Часто с такими словами звонят за разработкой документов Организации, у которых есть только офисное помещение и, иногда, складские помещения. Почему такие вопросы имеют место? Потому, что отходы офисной деятельности не подразумеваются как отходы. Однако, то, что образуется в результате жизнедеятельности офисного работника также относится к отходам производства, потому что он участвует в экономической деятельности!
Как можно узнать, какой перечень отходов производства будут образовываться?
Третье — это отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Это один из обязательных отходов, который образуется в результате жизнедеятельности офисного работника. Даже если он ходит на обед в столовую, кафе либо ресторан, этот отход будет образовываться.
Наиболее часто встречаемые отходы производства и виды деятельности
Отходы производства в Республике Беларусь классифицируются согласно ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь».
При офисной деятельности чаще всего образуются следующие отходы производства:
При наличии склада чаще всего образуются (помимо офисных отходов)
При деревообработке чаще всего образуются следующие виды отходов производства:
Более подробный перечень отходов можно посмотреть в Классификаторе отходов в разделе ГРУППА VI Древесные отходы.
При обслуживании автомобилей на СТО чаще всего образуются отходы производства:
Статистика по образованию отходов производства
В объем отходов производства включаются отходы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых. В 2005–2009 гг. в Беларуси за год в среднем образовывалось около 34 656 тыс. т таких отходов, из них около 23 901 тыс. т (68%) составляли галитовые отходы и шламы галитовые глинисто-солевые, образующиеся на РУП «Производственное объединение «Беларуськалий».
Всего в Беларуси образуется более 1,4 тыс. видов отходов с широким спектром морфологических и химических свойств. Если рассматривать структуру образования отходов производства без учета отходов переработки калийных руд, то в общей массе доля отходов минерального происхождения составляет около 53%, отходов растительного и животного происхождения – 35%, отходов жизнедеятельности населения и подобных им отходов производства, а также отходов химических производств и производств, связанных с ними, – от 5 до 6%, отходов (осадков) водоподготовки котельно-теплового хозяйства и питьевой воды, очистки сточных, дождевых вод и использования воды на электростанциях – около 1,4%, медицинских отходов – менее 1% (рис. 9.1).
С 2005 по 2008 г. происходило постепенное увеличение объемов образования отходов производства (рис. 9.2). В 2009 г.образование отходов производства резко снизилось главным образом за счет уменьшения образования галитовых отходов на РУП «ПО «Беларуськалий» – на 52% по сравнению с 2008 г. При этом объем образования других отходов постепенно увеличивался и в 2009 г. составил 13 810 тыс. т, что в 1,5 раза больше, чем в 2005 г. Данное увеличение произошло в основном за счет роста образования отходов минерального происхождения (с 4619 до 7305 тыс. т) и отходов растительного и животного происхождения (с 2763 до 4819 тыс. т) (рис. 9.3). Объем образования отходов жизнедеятельности населения и подобных им отходов производства, напротив, несколько уменьшился за рассматриваемый период – с 1248 до 773 тыс. т, или в 1,6 раза.
Что относится к отходам потребления?
Как видно из определения, отходы потребления образуются в процессе жизнедеятельности человека и не связанные с экономической деятельностью.
Около 30% коммунальных отходов составляют органические материалы, или биоотходы.
Сюда относятся садовые, парковые и пищевые отходы. Остальную часть отходов составляют стекло, пластик, металл, бумага и другое.
Код отходов 9120400 что относится
Для удобного взаимодействия с нашим сайтом, предлагаем вам воспользоваться современными браузерами.
Почему нужно поменять браузер.
Ваш браузер не просто старый, а устаревший. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы ниже в несколько раз!
Всегда ли собственник отходов должен платить экологический налог за захоронение отходов производства?
Экологический налог имеет 4 объекта налогообложения, среди которых – захоронение отходов производства.
Для правильного исчисления налога за захоронение отходов производства необходимо знать не только нормы Налогового кодекса РБ (далее – НК), но и множество иных документов, в т.ч. технического содержания, не имеющих отношения к бухгалтерскому учету.
Предлагаемая автором статья поможет упростить бухгалтеру эту работу.
Ситуация 1. При наличии отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, следует учитывать льготу, предусмотренную п. 2 ст. 205 НК
Товарищество собственников заключило договор с собственником офисного помещения, расположенного в бизнес-центре, на оказание коммунальных услуг, включая организацию вывоза на захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), образующихся у собственника офиса.
Объем вывоза отходов от собственника офисного помещения составляет 1,2 т в год.
Кто является плательщиком экологического налога за захоронение указанных отходов производства?
Плательщик – собственник офисного помещения, но он вправе применить льготу.
Плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п. 2 ст. 204 НК). При этом право собственности на отходы производители отходов приобретают с момента их образования (подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»; далее – Закон № 271-З).
В изложенной ситуации производителем отходов с кодом 9120400 является собственник офисного помещения.
Товарищество собственников оказывает услугу по организации вывоза отходов на захоронение и по этому виду договора не приобретает право собственности на отходы, образующиеся у собственника помещения. Поэтому плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства является собственник офисного помещения.
В то же время захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год не облагается экологическим налогом (абз. 8 п. 2 ст. 205 НК).
Согласно договору от собственника офисного помещения на захоронение передаются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400). Если суммарный объем захоронения всех отходов, образующихся у собственника помещений, меньше 50 т в год, то собственник помещений не является плательщиком налога за захоронение отходов с кодом 9120400 |*|.
Ситуация 2. Бюджетная организация, принимая в собственность отходы, теряет льготу, предусмотренную п. 3 ст. 204 НК, но может применить другую
Организация «А» оказывает образовательные услуги и осуществляет свою деятельность в арендуемых помещениях. Арендодателем помещения является бюджетная организация «Б» |*|.
Договором оказания коммунальных услуг предусмотрено, что арендодатель «Б» принимает в собственность отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), образующиеся в результате деятельности арендатора, и далее организует их вывоз на захоронение |*|.
Кто является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства – арендатор или арендодатель?
Бюджетная организация, если суммарный вывоз на захоронение всех ее отходов будет составлять более 50 т в год.
Так как стороны включили в договор оказания коммунальных услуг положения о передаче отходов в собственность, то бюджетная организация «Б» является собственником отходов, вывозимых на захоронение (подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З). Соответственно организация «А», утратив право собственности на отходы, не рассматривается как плательщик экологического налога за захоронение отходов с кодом 9120400.
Из п. 3 ст. 204 НК следует, что если бюджетная организация приобрела отходы в собственность по сделкам об отчуждении отходов, то она признается плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства в отношении отходов, приобретаемых в собственность.
В рассматриваемой ситуации бюджетная организация «Б» признается плательщиком экологического налога за захоронение отходов с кодом 9120400, поступающих от арендатора. Но она может быть освобождена от уплаты экологического налога за захоронение отходов с кодом 9120400, если суммарный вывоз на захоронение всех ее отходов будет составлять 50 т в год и менее (абз. 8 п. 2 ст. 205 НК).
Справочно: юридическое лицо приобретает право собственности на отходы на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность (подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З).
Ситуация 3. Организация не вправе применить льготу, если в разрешении суммарное количество отходов, допускаемое к захоронению, выше 50 т
Организация имеет разрешение на захоронение отходов производства в следующем количестве:
– 30 т в год – отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400, неопасные);
– 22 т в год – отходов (смет) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 9121000, неопасные).
Организация заключила договор на захоронение отходов с владельцем полигона.
Какие отходы, образующиеся у организации, будут облагаться экологическим налогом за захоронение отходов производства – все или 22 т?
Захоронение отходов производства признается объектом обложения экологическим налогом.
Исключение: захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), при общем объеме захоронения отходов производства 50 т и менее в год (абз. 8 п. 2 ст. 205 НК).
В изложенной ситуации суммарное количество отходов, допускаемое к захоронению в соответствии с разрешением, составляет для организации 52 т в год. Это количество более 50 т в год, поэтому организация не вправе применить освобождение от уплаты налога за отходы с кодом 9120400.
Организация будет уплачивать экологический налог за захоронение отходов с кодом 9120400 и с кодом 9121000. Налоговой базой будут фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению.
Ситуация 4. Заключая договор строительного подряда с организацией, применяющей УСН, не определяйте заказчика собственником образующихся отходов
Организация «А» имеет в собственности здание, которое планирует снести, после чего осуществить строительство нового здания.
В связи с этим организация «А» заключила договор строительного подряда с организацией «Б» на осуществление работ по сносу здания.
В результате работ образуются смешанные отходы строительства, сноса зданий и сооружений (код 3991300, 4-й класс опасности). Подрядная организация «Б» применяет УСН, а организация «А» уплачивает налоги в общем порядке. Отходы вывозятся на захоронение подрядчиком.
Кто будет плательщиком экологического налога за захоронение отходов с кодом 3991300?
Никто, так как у организации, применяющей УСН, есть льгота.
В изложенной ситуации исходя из норм п. 2 ст. 204 НК и подп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона № 271-З организация «Б» является:
– производителем отходов с кодом 3991300, так как она фактически произвела работы по сносу здания;
– собственником отходов с кодом 3991300.
Организация, применяющая УСН:
– не уплачивает экологический налог за захоронение отходов в отношении отходов, которые образовались в результате ее деятельности;
– уплачивает экологический налог за захоронение отходов производства в случае приобретения права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов (подп. 2.1 п. 2 и подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК) |*|.
* Порядок уплаты экологического налога плательщиками УСН доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Таким образом, подрядная организация (организация «Б») – собственник отходов, образовавшихся в результате ее деятельности, не будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства.
Важно! Организация «А» (заказчик) будет являться плательщиком экологического налога за захоронение отходов с кодом 3991300, если в договоре строительного подряда она будет указана в качестве собственника отходов.
Ситуация 5. Плательщик УСН, приобретая отходы в собственность, становится плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства
Организация «А» заключила договор строительного подряда с организацией «Б» на осуществление работ по сносу здания.
Для передачи отходов на захоронение подрядная организация заключила договор с организацией «С», которая, вывозя отходы на захоронение, согласно условиям договора одновременно приобретает эти отходы в собственность. Организации «Б» и «С» применяют УСН, а организация «А» – общую систему налогообложения.
Кто будет плательщиком экологического налога за захоронение отходов с кодом 3991300?
Организация «С».
Собственник отходов производства признается плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п. 2 ст. 204 НК).
Организация «С» заключила договор с организацией «Б» с целью вывоза отходов на захоронение и одновременным приемом этих отходов в собственность. До фактической передачи отходов на захоронение организация «С» является собственником отходов.
Организация «С» становится плательщиком экологического налога за захоронение отходов, так как отходы к ней поступили на основании сделки об отчуждении отходов (подп. 3.17 п. 3 ст. 286 НК).
Ситуация 6. При наличии в отходах вторичных материальных ресурсов ставка налога применяется ко всему объему отходов
Территориальные органы Минприроды привлекли организацию к административной ответственности за захоронение 10 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), содержащих вторичные материальные ресурсы (картон, пластмассу).
По какой ставке подлежит уплата налога за захоронение отходов с кодом 9120400 и за какой объем отходов?
Облагается весь объем отходов по ставке 22 138 980 руб.
Экологическим налогом облагается захоронение отходов производства.
Сумма экологического налога за захоронение отходов производства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 208 НК). Налоговая база определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению (ст. 206 НК).
Ставки за захоронение отходов производства установлены в приложении 8 к НК.
Так, за захоронение 1 т отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы, ставка налога равна 22 138 980 руб. (подп. 1.3 п. 1 приложения 8 к НК).
Состав и количество вторичных материальных ресурсов, находящихся в отходах, вывезенных на захоронение, не влияют на применение этой ставки. Налогом облагается весь объем отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы.
Привлечение организации к административной ответственности за захоронение отходов, содержащих вторичные материальные ресурсы, является основанием для исчисления экологического налога по специальной ставке.
Так как фактический объем отходов, поступивших на захоронение, составляет 10 т, то сумма налога, которая будет выставлена организации к уплате, равна 221 389 800 руб. |*|.