код кбк невыясненные поступления
Почему возникают и как возвращаются плательщику невыясненные поступления
Федеральное казначейство рассказало о своих особенностях обработки невыясненных поступлений.
Казначейство учитывает невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, по КБК 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков. Информация о таких поступлениях находится в открытом доступе на сайте ФК www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета – годовой/ежеквартальный, финансовый период – 2017 год/2018 год.
Наиболее частыми причинами отнесения платежей к невыясненным являются:
В случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.
Орган ФК для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует запрос на выяснение принадлежности платежа и направляет его администратору. Администратор в течение 20 рабочих дней направляет в орган ФК уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату органом ФК плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы, которым направлялся запрос, и (или) администратор, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, предоставили уведомления с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» не указано оснований для отнесения такого платежа к налогам, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления (письмо от 3 августа 2018 г. N 07-05-04/16453).
Какие платежи попадут в невыясненные и что с ними сделает Казначейство
Федеральное Казначейство выпустило письмо № 07-05-04/16453 от 03.08.2018, в котором разъяснило некоторые вопросы относительно невыясненных поступлений.
Невыясненные платежи
В соответствии с бюджетным законодательством РФ Федеральное казначейство осуществляет учет невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, по коду бюджетной классификации доходов 10011701010016000180 «Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет» без разделения по типам плательщиков.
Информация о невыясненных поступлениях находится в открытом доступе и размещена на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в разделе «Исполнение бюджетов», подразделе «Федеральный бюджет», вид отчета — годовой/ежеквартальный, финансовый период — 2017 год/2018 год.
Так, на 01.07.2018 невыясненные платежи составляли более 11 млрд. рублей.
Причины
Наиболее частыми причинами отнесения платежей на невыясненные поступления являются:
— отсутствие или некорректное указание в реквизитах расчетного документа «ИНН» и «КПП» получателя значения «ИНН» и «КПП» администратора доходов бюджета;
— отсутствие или некорректное указание в реквизите «104» расчетного документа кода бюджетной классификации доходов;
— отсутствие или некорректное указание в реквизите «105» расчетного документа кода ОКТМО.
Куда обращаться
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Таким образом, в случае необходимости возврата или уточнения платежей в бюджет, плательщику необходимо обращаться к администратору доходов бюджета с письменным заявлением.
Как вернуть
Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.
КБК 2021 (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
ГАРАНТ:
Значение кода бюджетной классификации (КБК) указывается в поле 104 платежного поручения на уплату налогов и страховых взносов.
КБК на 2021 год утверждены Приложениями NN 2, 3 к приказу Минфина России от 08.06.2020 N 99н.
Правильное указание КБК позволит исключить случаи зачисления средств в качестве невыясненных поступлений.
КБК по налогам, подлежащим уплате юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
Налог на добавленную стоимость
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
182 1 03 01000 01 1 000 110
182 1 03 01000 01 21 00 110
182 1 03 01000 01 3 000 110
182 1 04 01000 01 1 000 110
182 1 04 01000 01 21 00 110
182 1 04 01000 01 3 000 110
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ
(при перемещении товаров через таможенную границу)
153 1 04 01000 01 1 000 110
153 1 04 01000 01 21 00 110
153 1 04 01000 01 3 000 110
Налог на доходы физических лиц
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (в частности, работодатели) (13% или 30%)
182 1 01 02010 01 1 000 110
182 1 01 02010 01 21 00 110
182 1 01 02010 01 3 000 110
НДФЛ с доходов, полученных:
— лицами, занимающимися частной практикой (нотариусами, адвокатами и др. лицами в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ)
182 1 01 02020 01 1 000 110
182 1 01 02020 01 21 00 110
182 1 01 02020 01 3 000 110
НДФЛ с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ и уплачиваемых ими самостоятельно (например, при получении дохода от продажи личного имущества)
182 1 01 02030 01 1 000 110
182 1 01 02030 01 21 00 110
182 1 01 02030 01 3 000 110
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных иностранными гражданами, работающими по найму на основании патента
182 1 01 02040 01 1 000 110
182 1 01 02040 01 21 00 110
182 1 01 02040 01 3 000 110
НДФЛ с сумм прибыли контролируемой иностранной компании, полученной физическими лицами, признаваемыми контролирующими лицами этой компании
182 1 01 02050 01 1 000 110
182 1 01 02050 01 21 00 110
182 1 01 02050 01 3 000 110
НДФЛ с доходов, источником которых является налоговый агент (в частности, работодатели), с части суммы налога, превышающей 650 000 рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 000 000 рублей (ставка 15%)
182 1 01 02080 01 1 000 110
182 1 01 02080 01 2 100 110
182 1 01 02080 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01011 01 1 000 110
182 1 01 01011 01 21 00 110
182 1 01 01011 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков)
182 1 01 01012 02 1 000 110
182 1 01 01012 02 21 00 110
182 1 01 01012 02 3 000 110
182 1 01 01013 01 1 000 110
182 1 01 01013 01 21 00 110
182 1 01 01013 01 3 000 110
182 1 01 01014 02 1 000 110
182 1 01 01014 02 21 00 110
182 1 01 01014 02 3 000 110
Налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в федеральный бюджет
182 1 01 01015 01 1 000 110
182 1 01 01015 01 21 00 110
182 1 01 01015 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций, уплачиваемый международными холдинговыми компаниями, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ
182 1 01 01016 02 1 000 110
182 1 01 01016 02 21 00 110
182 1 01 01016 02 3 000 110
Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на условиях соглашений о разделе продукции, зачисляемый в федеральный бюджет
182 1 01 01021 01 1 000 110
182 1 01 01021 01 21 00 110
182 1 01 01021 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на условиях соглашений о разделе продукции, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ
182 1 01 01022 02 1 000 110
182 1 01 01022 02 21 00 110
182 1 01 01022 02 3 000 110
Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, на условиях соглашений о разделе продукции (за исключением налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ по ставкам, установленным соглашениями о разделе продукции)
182 1 01 01023 01 1 000 110
182 1 01 01023 01 21 00 110
182 1 01 01023 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, на условиях соглашений о разделе продукции
182 1 01 01024 01 1 000 110
182 1 01 01024 01 21 00 110
182 1 01 01024 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство (за исключением дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)
182 1 01 01030 01 1 000 110
182 1 01 01030 01 21 00 110
182 1 01 01030 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных российскими организациями в виде дивидендов от российских организаций
182 1 01 01040 01 1 000 110
182 1 01 01040 01 21 00 110
182 1 01 01040 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных иностранными организациями в виде дивидендов от российских организаций
182 1 01 01050 01 1 000 110
182 1 01 01050 01 21 00 110
182 1 01 01050 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций
182 1 01 01060 01 1 000 110
182 1 01 01060 01 21 00 110
182 1 01 01060 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
182 1 01 01070 01 1 000 110
182 1 01 01070 01 21 00 110
182 1 01 01070 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний
182 1 01 01080 01 1 000 110
182 1 01 01080 01 21 00 110
182 1 01 01080 01 3 000 110
Налог на прибыль организаций с доходов в виде процентов по облигациям российских организаций, которые на даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на ОРЦБ, номинированным в рублях и эмитированным в период с 01.01.2017 по 31.12.2021, а также по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 01.01.2007
182 1 01 01090 01 1 000 110
182 1 01 01090 01 21 00 110
182 1 01 01090 01 3 000 110
Акцизы на продукцию, производимую на территории РФ
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)
182 1 03 02011 01 1 000 110
182 1 03 02011 01 21 00 110
182 1 03 02011 01 3 000 110
Акцизы на этиловый спирт из непищевого сырья
182 1 03 02012 01 1 000 110
182 1 03 02012 01 21 00 110
182 1 03 02012 01 3 000 110
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)
182 1 03 02013 01 1 000 110
182 1 03 02013 01 21 00 110
182 1 03 02013 01 3 000 110
Акцизы на спиртосодержащую продукцию
182 1 03 02020 01 1 000 110
182 1 03 02020 01 21 00 110
182 1 03 02020 01 3 000 110
Акцизы на виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло, кроме производимых из подакцизного винограда
182 1 03 02021 01 1 000 110
182 1 03 02021 01 21 00 110
182 1 03 02021 01 3 000 110
Акцизы на виноматериалы, виноградное сусло, производимые из подакцизного винограда
182 1 03 02022 01 1 000 110
182 1 03 02022 01 21 00 110
182 1 03 02022 01 3 000 110
Акцизы на табачную продукцию
182 1 03 02030 01 1 000 110
182 1 03 02030 01 21 00 110
182 1 03 02030 01 3 000 110
Акцизы на автомобильный бензин
182 1 03 02041 01 1 000 110
182 1 03 02041 01 21 00 110
182 1 03 02041 01 3 000 110
Акцизы на прямогонный бензин
182 1 03 02042 01 1 000 110
182 1 03 02042 01 21 00 110
182 1 03 02042 01 3 000 110
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы
182 1 03 02060 01 1 000 110
182 1 03 02060 01 21 00 110
182 1 03 02060 01 3 000 110
Акцизы на дизельное топливо
182 1 03 02070 01 1 000 110
182 1 03 02070 01 21 00 110
182 1 03 02070 01 3 000 110
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
182 1 03 02080 01 1 000 110
182 1 03 02080 01 21 00 110
182 1 03 02080 01 3 000 110
Акцизы на вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята
182 1 03 02090 01 1 000 110
182 1 03 02090 01 21 00 110
182 1 03 02090 01 3 000 110
Акцизы на вина, игристые вина (шампанские), производимые из подакцизного винограда
182 1 03 02091 01 1 000 110
182 1 03 02091 01 21 00 110
182 1 03 02091 01 3 000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), кроме производимой из подакцизного винограда
182 1 03 02111 01 1 000 110
182 1 03 02111 01 21 00 110
182 1 03 02111 01 3 000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением, вин, игристых вин (шампанских), производимую из подакцизного винограда
182 1 03 0211201 1 000 110
182 1 03 0211201 21 00 110
182 1 03 0211201 3 000 110
Акцизы на бензол, параксилол, ортоксилол
182 1 03 02300 01 1 000 110
182 1 03 02300 01 21 00 110
182 1 03 02300 01 3 000 110
Акцизы на авиационный керосин
182 1 03 02310 01 1 000 110
182 1 03 02310 01 21 00 110
182 1 03 02310 01 3 000 110
Акцизы на природный газ, предусмотренные международными договорами РФ
182 1 03 02320 01 1 000 110
182 1 03 02320 01 21 00 110
182 1 03 02320 01 3 000 110
Акцизы на средние дистилляты
182 1 03 02330 01 1 000 110
182 1 03 02330 01 21 00 110
182 1 03 02330 01 3 000 110
Акцизы на вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, за исключением игристых вин (шампанских)
182 1 03 02340 01 1 000 110
182 1 03 02340 01 21 00 110
182 1 03 02340 01 3 000 110
Акцизы на игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения
182 1 03 02350 01 1 000 110
182 1 03 02350 01 21 00 110
182 1 03 02350 01 3 000 110
Акцизы на электронные системы доставки никотина
182 1 03 02360 01 1 000 110
182 1 03 02360 01 21 00 110
182 1 03 02360 01 3 000 110
Акцизы на устройства для нагревания табака
182 1 03 0236101 1 000 110
182 1 03 0236101 21 00 110
182 1 03 0236101 3 000 110
Акциз на нефтяное сырье, направленное на переработку
182 1 03 02390 01 1 000 110
182 1 03 02390 01 21 00 110
182 1 03 02390 01 3 000 110
Акциз на темное судовое топливо
182 1 03 02400 01 1 000 110
182 1 03 02400 01 21 00 110
182 1 03 02400 01 3 000 110
Акцизы на продукцию, ввозимую на территорию РФ
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (за исключением дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового)
182 1 04 02011 01 1 000 110
182 1 04 02011 01 21 00 110
182 1 04 02011 01 3 000 110
Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья (дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)
182 1 04 02012 01 1 000 110
182 1 04 02012 01 21 00 110
182 1 04 02012 01 3 000 110
Акцизы на этиловый спирт из непищевого сырья
182 1 04 02013 01 1 000 110
182 1 04 02013 01 21 00 110
182 1 04 02013 01 3 000 110
Акцизы на спиртосодержащую продукцию
182 1 04 02020 01 1 000 110
182 1 04 02020 01 21 00 110
182 1 04 02020 01 3 000 110
Акцизы на виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло
182 1 04 02021 01 1 000 110
182 1 04 02021 01 21 00 110
182 1 04 02021 01 3 000 110
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы
182 1 04 02060 01 1 000 110
182 1 04 02060 01 21 00 110
182 1 04 02060 01 3 000 110
Акцизы на дизельное топливо
182 1 04 02070 01 1 000 110
182 1 04 02070 01 21 00 110
182 1 04 02070 01 3 000 110
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
182 1 04 02080 01 1 000 110
182 1 04 02080 01 21 00 110
182 1 04 02080 01 3 000 110
Акциза на вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), ликерных вин)
182 1 04 02090 01 1 000 110
182 1 04 02090 01 21 00 110
182 1 04 02090 01 3 000 110
Акцизы на игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов
182 1 04 02091 01 1 000 110
182 1 04 02091 01 21 00 110
182 1 04 02091 01 3 000 110
182 1 04 02100 01 1 000 110
182 1 04 02100 01 21 00 110
182 1 04 02100 01 3 000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)
182 1 04 02110 01 1 000 110
182 1 04 02110 01 21 00 110
182 1 04 02110 01 3 000 110
Акцизы на сидр, пуаре, медовуху
182 1 04 02120 01 1 000 110
182 1 04 02120 01 21 00 110
182 1 04 02120 01 3 000 110
Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)
182 1 04 02130 01 1 000 110
182 1 04 02130 01 21 00 110
182 1 04 02130 01 3 000 110
Акцизы на прямогонный бензин
182 1 04 02140 01 1 000 110
182 1 04 02140 01 21 00 110
182 1 04 02140 01 3 000 110
Акцизы на средние дистилляты
182 1 04 02170 01 1 000 110
182 1 04 02170 01 21 00 110
182 1 04 02170 01 3 000 110
Акцизы на электронные системы доставки никотина
182 1 04 02180 01 1 000 110
182 1 04 02180 01 21 00 110
182 1 04 02180 01 3 000 110
Акцизы на устройства для нагревания табака
182 1 04 02181 01 1 000 110
182 1 04 02181 01 21 00 110
182 1 04 02181 01 3 000 110
Акцизы на никотинсодержащие жидкости
182 1 04 02190 01 1 000 110
182 1 04 02190 01 21 00 110
182 1 04 02190 01 3 000 110
Акцизы на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания
182 1 04 02200 01 1 000 110
182 1 04 02200 01 21 00 110
182 1 04 02200 01 3 000 110
Упрощенная система налогообложения
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы»
182 1 05 01011 01 1 000 110
182 1 05 01011 01 21 00 110
182 1 05 01011 01 3 000 110
Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (включая минимальный налог)
182 1 05 01021 01 1 000 110
182 1 05 01021 01 21 00 110
182 1 05 01021 01 3 000 110
Единый налог на вмененный доход
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
182 1 05 02010 02 1 000 110
182 1 05 02010 02 21 00 110
182 1 05 02010 02 3 000 110
Единый сельскохозяйственный налог
Единый сельскохозяйственный налог
182 1 05 03010 01 1 000 110
182 1 05 03010 01 21 00 110
182 1 05 03010 01 3 000 110
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, зачисляемый в бюджеты городских округов
182 1 05 04010 02 1 000 110
182 1 05 04010 02 21 00 110
182 1 05 04010 02 3 000 110
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов
182 1 05 04020 02 1 000 110
182 1 05 04020 02 21 00 110
182 1 05 04020 02 3 000 110
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, зачисляемый в бюджеты г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя
182 1 05 04030 02 1 000 110
182 1 05 04030 02 21 00 110
182 1 05 04030 02 3 000 110
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, зачисляемый в бюджеты городского округа с внутригородским делением
182 1 05 04040 02 1 000 110
182 1 05 04040 02 21 00 110
182 1 05 04040 02 3 000 110
Налог, взимаемый в связи с применением ПСН, зачисляемый в бюджеты внутригородских районов
182 1 05 04050 02 1 000 110
182 1 05 04050 02 21 00 110
182 1 05 04050 02 3 000 110
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения
182 1 06 02010 02 1 000 110
182 1 06 02010 02 21 00 110
182 1 06 02010 02 3 000 110
Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения
КБК в платежном поручении в 2021 году
КБК в платежном поручении — важнейший реквизит. В нашей статье мы расскажем, какими актуальными правовыми актами регулируется использование КБК в России и других странах, а также о некоторых особенностях практики его применения в РФ.
Что такое КБК?
КБК, или код бюджетной классификации, — это основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.
Таким образом, есть два основных типа КБК:
Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте первой категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.
Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.
По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.
КБК российского образца — 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру.
Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2020-2021 годы в платежном поручении?
Перечень КБК, которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 06.06.2019 № 85н.
Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но и противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в КБК корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК.
Все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений Бюджетного кодекса РФ.
В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2020-2021 годах?
Структура КБК
Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2020-2021 годов представлены 8 блоками цифр.
В 1-м блоке — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ФСС — 393, ФТС — 153.
Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.
В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:
В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.
В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.
В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).
В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:
Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов».
КБК 2020-2021 годов: что нового?
Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2021 году вступили в силу?
Как мы уже говорили выше, сменился регулирующий коды НПА. Несмотря на эту замену, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса, в том числе:
Раньше все эти платежи шли на единый КБК — 18211603010016000140.
Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ, в т. ч.:
Обратиите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. платежки пройдут как со старыми так и с новыми реквизитами.
В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным?
Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным является отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком в платежном поручении КБК в 2020-2021 годах.
Критично ли указание неверного КБК в платежке?
Следует отметить, что КБК в 2020-2021 годах не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.
Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:
С 2019 года при обнаружении ошибок в номере счета казначейства можно не уплачивать налог с пенями, а подать заявление об уточнении платежа.
В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов от несчастных случаев) неверный КБК 2020-2021 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.
Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (и как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховой фонд имеет.
Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социального фонда по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.
Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.
Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.
Арбитражная практика: старый или неправильный КБК по налогу — пеней не будет
Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень Минфина, но впоследствии замененному другим.
В постановлении ФАС Центрального округа от 08.10.2013 по делу № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.
Суд в трех инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, актуальной для рассматриваемого периода) обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.
По похожей ситуации в пользу налогоплательщика вынесено постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу № А40-168537/2015 в отношении оплаты за патент, осуществленной ИП в срок, но по неверно указанному КБК. ИФНС сочла, что сроком уплаты должна считаться дата подачи заявления об уточнении реквизитов, выходившая за пределы срока, отведенного для оплаты патента, но несколько судебных инстанций эту позицию не поддержали.
Схожие выводы есть также в постановлениях АС Поволжского округа от 06.06.2018 по делу № А65-32834/2017, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 по делу № А82-5449/2017 и др.
Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2020-2021 годов компания указала устаревший или неправильный, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2020-2021 годах могут также послужить письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@.
Итоги
В 2021 году КБК стали регулироваться новым НПА Минфина. Однако каких-то масштабных изменений в кодах из-за этого не последовало. Внимательными нужно быть тем, кто уплачивает некоторые налоговые штрафы: для них введены новые КБК. В остальном же все осталось по-прежнему. И ошибки, допущенные при указании КБК, все так же приводят к отнесению платежа к невыясненным и влекут необходимость его уточнения.