код да винчи картинки
Код да Винчи: что означают цифры 72 на картинах Леонардо
Вчера в Риме показали самую первую и ранее никогда не выставлявшуюся работу Леонардо да Винчи – изображение архангела Гавриила, выполненное на керамической плитке размером 20 на 20 сантиметров.
Обнаруженный портрет можно отнести к жанру майолика, и, по словам искусствоведа Эрнесто Солари и графолога и специалиста по идентификации подчерков Иваны Розы Бонфантино, в течение трех лет занимавшихся изучением картины, гений эпохи Возрождения создал ее в 1471 году, в возрасте 18-19 лет – об этом свидетельствует едва заметная невооруженным глазом надпись под нижней губой архангела: «Леонардо Да Винчи. 1471 год»
Картина, ранее хранившаяся в коллекции аристократической семьи Фениче из города Равелло, примечательна не только тем, что в лице архангела можно заметить черты самого Леонардо – в конце-концов, художники часто придают изображаемым им персонажам сходство с самим собой, но и тем, что над нижней губой Гавриила имеется число 72, ставшее уже фирменным кодом Да Винчи. Об этих-то цифрах мне и хочется рассказать поподробнее. Дело в том, что число 72 несколько лет назад было обнаружено и на самой известной работе да Винчи – «Мона Лиза». Открытие сделал итальянский исследователь Сильвано Винчети. Он заметил, что цифры начертаны под арочным мостом на заднем плане картины, а помимо них ученый сумел отыскать внутри левого зрачка Джоконды спрятанную букву S.
Длительное время цифрам 72 на полотне «Мона Лиза» ученые не придавали серьезного значения. Деталь была классифицирована, как «мелкая и незначительная», а в январе 2011 года историк Карла Глори предположила, что они всего лишь означают дату разрушения деревни Боббио – трагедия произошла в 1472 году во время наводнения в окрестностях города Пьяченца (регион Эмилия-Романья).
Согласно данной версии, мост, изображенный на заднем плане картины «Мона Лиза», – это Понте Гоббо или Старый мост дьявола, он и по сей день находится в Пьяченце и соединяет два берега реки Треббия – притока бурной и полноводной По. Известно, что в 1472 году во время разлива Треббии мост серьезно пострадал и был частично разрушен.
На фото: мост Гоббо в окрестностях Пьяченцы
До недавнего времени теория, озвученная Карлой Глори, всем казалась наиболее убедительной. Однако найденный на самом ранней работе Леонардо код 72 заставляет усомниться, а правда ли, художник обозначил на заднем фоне «Джоконды» дату наводнения в окрестностях Пьяченцы? Что могут означать таинственные цифры 72? Давайте разберемся.
1. По словам Сильвано Винчети, отыскавшего цифры на картине «Мона Лиза», они могут указывать на мужское и женское начала, а также двойственность человеческой природы. В этом случае, число 7 ассоциируется с Богом-отцом, поскольку оно имеет важную символику в христианстве (7 дней создания мира), а также сакральный смысл в иудаизме и кабале. Цифра же 2 указывает на два пола (женский и мужской), а также двойственность человеческой природы, в которой сочетаются земное и божественное начала.
2. Джузеппе Папаньи – специалист по истории искусств и эзотерики – отметил, что данное сочетание цифр вполне может быть немного-немало, а зашифрованным тайным именем Бога, которое, как полагали в Средние Века и эпоху Возрождения, состоит из 72-х букв. «В точности такие же цифры мы можем увидеть на портрете Галеаццо Санвитале, который написал Франческо Пармиджанино в 1524 году (сегодня картина находится в музее Каподимонте в Неополе). Они расположены на медальоне, который Галециано держит в руке, как бы демонстрируя зрителю. Кроме того, цифры 72 можно заметить и на керамике Николо да Урбино, созданной в 1525 году», – говорит ученый.
Портрет Галеаццо Санвитале Франческо Пармиджанино
3. А вот Карло Мутти, автор работ о живописи и алхимии, утверждает, что данные цифры – символ алхимической ртутно-серной теории. В данном случае, 7 ассоциируется как с числом планет и дней недели, так и количеством известных в то время металлов, а цифра 2 означает соединение серы и ртути, которое, согласно учению алхимиков, и порождает металлы. Итак, Ртуть (Меркурий) – это летучее и пассивное женское начало, стихии воздуха и воды. Сера же (Сульфур) – мужское и активное начало, стихии огня и земли.
Они являются королем и королевой, в результате их алхимического брака рождаются 7 металлов: железо, олово, свинец, медь, ртуть, серебро и золото. Появление того или иного металла зависит от процентного содержания в нем ртути и серы, золото же – совершенный металл, но, чтобы он вызрел, необходимо выявить идеальное сочетание ртути и серы. Тогда человек получит возможность создавать эликсир, способный не только превращать материю в золото, но и исцелять от любых болезней.
Как известно, алхимией во времена Ренессанса увлекались все прогрессивные деятели, и Леонардо не был исключением. Так что, мне лично кажется, в числе 72 могли быть зашифрованы все три теории сразу. В конце-концов, друг другу они не противоречат, скорее одна дополняет другую.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Тайный «Зеркальный код» и пророчества Леонардо Да Винчи
Леонардо Да Винчи писал свои картины в зеркальном отражении и все эти мифические существа были нарисованы специально. История знает немало примеров, когда труды ученых на сотни, а то и тысячи лет опережают свое время. В средневековых работах встречаются описания реактивных самолетов и перемещений во времени.
Так, к примеру, встречается упоминание о некоей машине будущего, которую сконструировал Нострадамус. Известно, что свои пророчества Нострадамус осуществлял не совсем с помощью астрологии, а с помощью специальной машины, секрет которой он вычитал в средневековых арабских манускриптах.
Леонадро да Винчи – кто-то называл его гением, кто-то сверхчеловеком. Некоторые утверждали, что художник практикует черную магию – иначе как объяснить, что он опередил свое время на несколько столетий? Кто-то или что-то как будто диктовал ему информацию о грядущих событиях. Свои пророчества художник зашифровывал в форме загадок, а тексты таинственных ребусов писал справа налево – в зеркальном отражении.
Над тайной знаменитой картины Леонардо да Винчи «Джоконда» на протяжении десятилетий бьются ученые со всего мира. Куда направлен ее взгляд? Каждый, кто оказывается перед полотном, под каким бы углом они не стояли, уверяет – Мона Лиза смотрит именно на него.
В декабре 2011 года американские ученые сделали неожиданное открытие. С помощью обыкновенных зеркал они изучили эту и еще несколько картин Леонардо да Винчи. Все полотна художника объединяла одна черта – герои, изображенные на них, смотрели как будто в пустоту. Но исследователи выяснили – взгляд героев устремлен на некоторый невидимый объект.
Перемещая по поверхности картины зеркала, исследователи искали ключ к тайне полотен великого художника. Работа над каждой картиной занимала несколько месяцев, и в конце каждого эксперимента ученых ожидал один и тот же шокирующий результат – фрагмент изображения, отразившись в зеркале, образовал некую загадочную фигуру.
Исследователи не верили своим глазам – Мона Лиза смотрит вовсе не в пустоту, а на некое таинственное существо в маске. Такой же образ повторяется и в известном этюде с Иоанном Крестителем. Странный лик, черты которого совпадают с удивительной точностью, зашифрован в нескольких десятках картин великого художника. И, если присмотреться, он в точности напоминает современное описание инопланетных пришельцев.
Леонардо да Винчи считал, что зеркало – это способ скрыть информацию и практически это был один из первых шифров, которые когда-либо были придуманы. Какой тайный код пытался передать Да Винчи, кому было адресовано это послание, и почему ключ к разгадке таится в зеркальном отражении?
«И будет по воздуху носиться зловещий пернатый род. Они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево их алой кровью…». Исследователи уверены – таким иносказательным образом художник говорил о создании летательных аппаратов. Но самое главное – расшифровать загадочные послания Леонардо да Винчи ученые смогли совсем недавно, до этого его записи представлялись не более чем хаотичным набором букв.
Ключ к отгадке тайны художника оказался прост, как все гениальное – обычное зеркало. Свои записи он выполнял странным почерком и долго не могли понять, как это можно прочитать, пока однажды кто-то не догадался, что если над страницей рукописи поставить зеркало, то в зеркале этот шифр будет представлен в виде вполне понятного алфавита.
Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания».
А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад».
Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются.
* Разверзнется. Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.
* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.
* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.
* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.
* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.
* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.
* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Витрувианский человек — рисунок, сделанный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.
Какие есть интересные моменты в этом…
Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.
«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека…» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.
В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:
«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя — рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8.
Длина всей руки — это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа — 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.
Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.
Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру — самое совершенное творение вселенной — перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…
Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.
А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.
15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Многие наверное помнят по книжками и фильмам как Дэн Браун, изобразил Opus Dei в «Коде да Винчи» как тайную секту, скрывающую важную информацию. Может быть вы в курсе, но я напомню, что это реально существующая сегодня религиозная организация.
Но кто же они на самом деле, эти живущие в миру монахи: «диверсанты Ватикана», хладнокровные убийцы, занимающиеся ритуальными самоистязаниями, или добропорядочные христиане, ищущие в повседневной жизни свои пути к Богу?
В начале октября 1928 года католический священник Хосемария Эксрива де Балагер пережил откровение и основал Opus Dei, одну из самых загадочных организаций мира
Хосемария Эксрива де Балагер родился в испанской провинции Арагон в 1902 году. Он намеренно объединил два своих имени в одно, чтобы подчеркнуть связь Иосифа (Хосе) и Марии. В детстве он тяжело заболел менингитом и выздоровел только после того, как мать отвезла его в скит Девы Торресьюдадской. С тех пор Эскрива рос очень набожным и принял первое причастие, как только папа Пий X снизил на него возрастной ценз. Зимой 1917–1918 годов, между католическим Рождеством и Крещением Господня, у Эскривы случилось первое прозрение, и он понял, что хочет служить Богу. В 18 лет он поступил в Папский университет Сарагосы и в марте 1925 года был рукоположен в священники, после чего переехал в Мадрид.
Откровение снизошло на Эскриву 2 октября 1928 года в праздник Святых Ангелов-хранителей, когда он услышал колокольный звон в мадридском монастыре и увидел «Opus Dei, каким его захотел основать Господь». Через два года в организации появился первый мирянин — Исидоро Сорсано. В 1933 году в Мадриде открылся первый центр Opus Dei (лат. «Дело Божье») — академия Derecho y Arquitectura (исп. «право и архитектура»), где преподавали соответствующие предметы.
В 1936 году в Испании началась гражданская война, и, чтобы избежать расправы со стороны республиканцев, Эскрива почти полгода симулировал душевную болезнь, прячась от антиклерикальных сил в психиатрической больнице. Когда Франсиско Франко окончательно победил, основатель Opus Dei вернулся в испанскую столицу и опубликовал книгу Camino (исп. «Путь»), состоящую из 999 духовных афоризмов. За 70 лет было напечатано больше 4,5 миллиона экземпляров «Пути». На одной книге Эскрива не остановился, в дальнейшем им были опубликованы сборники изречений «Борозда» и «Кузница», а также книги «Христос проходит рядом», «Друзья Божии», «Крестный Путь» и другие, еще не переведенные на русский язык.
В 1946 году Эскрива переехал в Рим, что помогло ему не только расширить площадь распространения своих идей, но и сблизиться с влиятельными структурами в Ватикане. В 1948 году открылся римский Колледж Святого Креста, который впоследствии стал Папским университетом. Через четыре года в Памплоне был основан Наваррский университет, ставший главным источником новых членов организации.
Деятельность
Когда Эскриву открылась необходимость создать Opus Dei, господь, по словам священника, повелел, чтобы «христиане с радостью жертвовали собой ради других и освящали любую свою деятельность, любую добросовестную работу, любое занятие на Земле». Таким образом, основной целью, к которой движутся члены организации, стало достижение святости в процессе выполнения повседневной работы и труда. По данному Эскриве убеждению, святость не является исключительной прерогативой монахов и священников, но доступна каждому мирянину, соблюдающему евангельские заповеди. Более того, святость достигается скорее не через духовные практики, а через земные повседневные дела. Несмотря на это, членам Opus Dei значительную часть своего времени необходимо проводить в различных молитвах, размышлениях «о том, как поступать по совести», чтении Нового Завета и причащении — все это необходимо выполнять ежедневно.
Раз в неделю состоящие в Opus Dei миряне собираются вместе, чтобы обсудить традиции организации, а также проблемы совести и духовной жизни. Раз в месяц проводится «день воспоминаний», на котором они медитируют, беседуют и молятся. Каждый год члены организации должны проходить специальный курс, который в зависимости от их категории длится от нескольких дней до недели. Также несколько дней в год нужно провести в «уединении», то есть молчать и медитировать.
Эскрива и его преемники настаивают на том, что члены организации — обычные люди со свободной волей, которые сами решают, за кого им голосовать, куда вкладывать деньги и с кем общаться. Они так же, как все, ходят на работу, воспитывают детей и платят налоги, но каждое их повседневное дело направлено на то, чтобы «осветить мир изнутри», на собственном примере показать остальным, как встать на путь святости.
Чтобы люди не считали членов организации сектантами, будущему руководителю Opus Dei Альвародель Портильо пришлось начать курить, когда Эскрива заметил, что из трех стоящих перед ним священников никто не курит. В 1944 году это обстоятельство могло показаться подозрительным.
Структура
На сегодняшний день в Opus Dei состоят больше 90 тысяч человек, около двух тысяч из них — священники. При этом «божественное призвание» одинаково для всех членов, вне зависимости от их пола и категории, которые служат для обозначения их «полезности» для организации. 70% Opus Dei составляют супернумерарии, которые по сути являются обычными мирянами, живут в своих домах, могут вступать в брак и даже остаются членами своего прихода. Забота о собственных семьях делает супернумерариев довольно бесполезными для организации, зато они содержат ее финансово за счет ежемесячных пожертвований.
Около 20% членов организации — это нумерарии. Они принимают обет безбрачия и живут в центрах Opus Dei, что позволяет им полностью сосредоточиться на их внутренней работе, хотя у большинства из них есть и мирская профессия. Нумерарии отдают организации все средства, которые остаются у них после личных расходов. Помимо нумерариев целибат соблюдают ассоциированные члены, однако им не нужно жить в центрах Opus Dei.
Во всех центрах организации живут и работают около четырех тысяч женщин, чья категория носит название «помощниц нумерариев». Они занимаются готовкой, уборкой и другими домашними делами, которые отнимают у них весь день и считаются их профессиональной деятельностью. Поскольку в помощницы принимают только женщин, Opus Deiпериодически обвиняют в их дискриминации и пропаганде традиционного образа покорной женщины. Члены организации на это возражают, что женщины больше предрасположены к ведению хозяйства, и вообще не стоит менять представление, которое сложилось когда-то у Эскривы.
Под властью нынешнего прелата Opus Dei Хавьера Эчеваррию Родригеса находятся больше двух тысяч священников персональной прелатуры. Они возглавляют местные приходы, преподают в университетах и семинариях и другими способами опекают членов Opus Dei. Несмотря на объявляемое равенство мужчин и женщин перед обретением святости, священниками могут стать только мужчины.
Последняя категория, существующая в структуре Opus Dei — это так называемые сотрудники, которые не являются членами организации, но всячески помогают ее процветанию. Их число в два раза превышает количество действительных членов за счет того, что если супернумерарием может быть только католик, то сотрудником может стать человек любой конфессии. В настоящее время среди сотрудников Opus Deiесть православные, англиканцы, лютеране, иудеи, мусульмане, буддисты и даже атеисты.
Ватикан
На конгрессе 1969 года Эскрива впервые выдвинул идею превращения Opus Dei в персональную прелатуру. Основатель организации не успел дождаться, когда она войдет в юрисдикцию католической церкви, так как умер в июне 1975 года. Спустя семь лет папа Иоанн Павел II предоставил этот статус Opus Dei, и организация стала единственной персональной прелатурой в католической церкви. После смерти Эскривы в Ватикан пришли письма от 69 кардиналов, 241 архиепископа, 987 епископов и 41 генерала Религиозных конгрегаций, поддерживавшие его беатификацию. В 1992 году Хосемария Эскрива был провозглашен блаженным, а еще через десять лет Ватикан причислил его к лику святых.
Иоанн Павел II был не первым папой, который почитал Opus Dei. Еще в 1947 году Пий XII опубликовал папскую конституцию, разрешавшую создавать «секулярные организации», и затем признал детище Эскривы первой такой организацией. Помимо этого, Пий XII противился желанию Ватикана расколоть «Дело Божье» на мужскую и женскую половины и сместить его руководителя. Его преемник Иоанн XXIII высоко ценил миссию Opus Dei и открывавшиеся перед ней возможности. Павел VI использовал «Путь» в своих медитациях, а Иоанн Павел I признавал, что Эскрива изобрел мирскую духовность.
Благоволение церкви не раз давало поводы для всевозможных спекуляций о влиянии Opus Dei на Ватикан и расширения его контроля над католической церковью по мере нарастания его популярности. Специализирующийся на Ватикане американский журналист Джон Аллен писал, что в 2004 году из 500 важных должностей, определяющих политику Ватикана, только 20 занимали члены Opus Dei, поэтому ее влияние на Святой Престол преувеличено.
Сейчас действующий прелат Opus Dei Хавьер Эчеваррия готовится к беатификации предыдущего руководителя организации Альваро дель Портильо, который умер 20 лет назад.
Масоны
Слухи о том, что в центрах Opus Dei проводятся жутковатые мистические обряды, а стены их церквей покрыты каббалистическими знаками, стали распространяться в конце 1930-х годов, и организации получила славу «секретного еретического общества масонского склада». В 1941 году учрежденный испанским диктатором Франсиско Франко трибунал стал расследовать связь «Дела Божьего» с масонами, но до судебный процесс так и не начался.
На следующий год фалангисты опубликовали «Конфиденциальный отчет о секретной организации Opus Dei», в котором говорилось, что скрытой целью организации является противостояние испанскому государству. Губернатор Барселоны Антонио Корреа Веглисон считал членов организации чем-то вроде секты иллюминатов. В некоторых испанских городах проходили публичные сожжения книги «Путь». Генерал Общества Иезуитов Влодзимеж Ледуховский составил для Ватикана отчет, в котором замечал, что внутри Opus Dei можно обнаружить «признаки тайной склонности управлять миром при помощи своего рода христианского масонства».
Во второй половине 1980-х годов расследованием в отношении Opus Dei занимался итальянский парламент, который должен был определить его принадлежность к тайным обществам. В результате он пришел к выводу, что «Opus Dei не является секретной организацией ни в правовом, ни в фактическом смысле», поскольку всем известен адрес их штаб-квартиры в Милане, а также телефонный номер римского информационного офиса. Через некоторое время, однако, обвинения в адрес Opus Dei были предъявлены одной из швейцарских газет, и федеральный суд в Лозанне признал ее секретной организацией. В 1996 году Opus Dei вошла в список 172 французских сект.
Умерщвление плоти
После выхода экранизации книги Дэна Брауна «Код да Винчи», в которой члены Opus Dei представлены как истязающие себя до полусмерти фанатики, периодически убивающие людей, настоящим членам организации приходилось долго развенчивать созданные вокруг нее мифы. Так, католический священник и член Opus Dei О. Майкл Барретт объяснял, что церковь испокон веков использовала различные методы умерщвления плоти, и «Божье дело» только переняло эту традицию. Телесные покаяния, вопреки сложившемуся стереотипу, не несут никакого вреда человеческому здоровью или внешнему виду, а только создают «сравнительно небольшой дискомфорт», который помогает сосредоточиться на служении богу и приблизиться к Христу.
Умерщвление плоти практикуют давшие обет безбрачия члены Opus Dei. Два часа в день они носят власяницу — металлическую цепь с шипами, обвязанную вокруг бедра, а также раз в неделю в течение нескольких минут хлещут себя плеткой из шерстяных нитей, которая получила название «дисциплина». Во время самобичевания полагается читать молитву «Отче наш» или «Ave, Maria!».
По словам Барретта, эти практики имеют второстепенную роль, а на первом месте у любого христианина стоит любовь к ближнему. «Opus Dei подчеркивает скорее роль малых, нежели больших умерщвлений плоти, например продолжать работать, несмотря на усталость, быть пунктуальным, отказывать себе в небольших удовольствиях, в еде и питье, воздерживаться от жалоб», — приводятся его слова на официальном сайте организации.
Как сказано в «Коде да Винчи», «Опус Деи» принадлежит новый шикарный семнадцатиэтажный дом, в котором располагается штаб‑квартира этой организации. Он находится в Нью‑Йорке по адресу: Лексингтон‑авеню, 243. Вывески на нем нет. Внутри сооружения находятся две часовни, библиотека, конференц‑залы, жилые помещения и столовые. Как явствует из издаваемого в Ватикане альманаха, в США проживают тридцать тысяч членов «Опус Деи», а по всему североамериканскому материку разбросано примерно шестьдесят филиалов этой организации. По причине своего очевидно немалого богатства «Опус Деи» неизменно привлекает к себе внимание. В числе тех, кого можно назвать сочувствующими, немало очень богатых людей, понятно, что они жертвуют «Опус Деи» крупные суммы. Многие из них не являются католиками, однако видят в «Опус Деи» организацию, готовую серьезным образом отстаивать догматы христианской веры и противостоять всем ее противникам.
Критика
В адрес «Opus Dei» звучала самая разнообразная критика, но чаще всего лишенная серьезных оснований. Самые последние и распространенные образчики такой критики одновременно и самые необоснованные с объективной точки зрения, хотя и весьма популярные. Так после выхода в свет книги и фильма «Код да Винчи» многие заметили, что тайна – это хорошее вложение капитала и не колеблясь навесили на «Opus Dei» ярлык секретной организации. Вопиющим примером тому является обложка русского перевода книги знаменитого американского ватиканиста Джона Аллеи «Opus Dei», опубликованной издательством «Эксмо» в 2007 г. Для завлечения покупателей издатели поместили на обложке следующую аннотацию: «История “Папской разведки” и зловещие тайны самого секретного католического общества — Opus Dei, правда и вымысел».
В то же время в аннотации к американскому изданию сказано: “Opus Dei: An Objective Look Behind the Myths and Reality of the Most Controversial Force in the Catholic Church” («“Opus Dei” объективный взгляд за мифы и реальность самой полемичной силы Католической Церкви»). Почему-то обложка русской версии заметно отличается от английского оригинала. Чтобы заинтересовать читателя, т.е. чтобы получить как можно большую прибыль, издатели напускают мрака вокруг этой темы, очерняя прелатуру и чудовищно искажая действительность и еще поместили на обложке: «“Opus Dei” изображают тоталитарной террористической организацией христианских боевиков».
Русскоязычного читателя, предвкушающего великие секреты, ждет разочарование: прочитав лишь первые страницы книги он поймет, что обещания обложки были ложью: «Когда издательство “Doubleday” впервые заговорило со мной об этом проекте, я не без некоторого трепета обратился в римскую штаб-квартиру “Opus Dei”, имея в виду его вошедшую в легенды репутацию секретной организации. Я сказал, что собираюсь писать книгу об “Opus Dei” и хотел бы узнать, согласны ли они сотрудничать. Сразу же получив положительный ответ, я подписал контракт с издательством и начал работать. Справедливости ради должен сказать, что “Opus Dei” никогда не нарушал наших договорных обязательств о полной открытости» (с. 15-16). В конце книги автор, подводя итоги констатирует: «“Opus Dei” не является умышленно «тайным». Состав чиновников “Opus Dei” и адреса его центров публикуются в прессе, его деятельность подпадает под соответствующие правовые установки, и его информационные офисы отвечают практически на любой заданный вопрос» (с. 451-452). Среди сегодняшних критиков прелатуры есть и такие, кто называет «Opus Dei» сектой.
Но в таком случае трудно было бы объяснить тот факт, что в 2002 г. основатель организации был канонизирован на площади св. Петра Папой Иоанном Павлом II в присутствии множества кардиналов и епископов, и большое число высокопоставленных представителей Церкви благодарило при этом «Дело» за тот труд, которой оно ведет по всему миру. Обвинение в сектантстве слабо согласуется и с тем, что на данный момент идут процессы канонизации 11 членов «Opus Dei», епископы со всего света просят прелата начать работу «Дела» в их епархиях, в Риме под эгидой организации действует папский университет, среди ее членов есть два кардинала и немало епископов и т.д. Другие формы критики постарше. Когда основатель в начале сороковых годов проповедовал всеобщее призвание к святости, нашлись такие, кто принялся объявлять его еретиком, поскольку миряне якобы не призваны к святости, которая недостижима для людей, живущих в миру.
Еще более забавно, но от этого не менее нелепо обвинение в связях с масонством. «В 1940-х годах о. Хосемария был обвинен перед трибуналом по подавлению коммунизма и масонства. Это было крайне серьезное обвинение в послевоенной Испании. Достаточно сказать, что за причастность к масонству грозила смертная казнь. На заседании трибунала Opus Dei было названо “иудаистической ветвью масонства”, “иудаистической сектой, находящейся в связи с масонами”. Изложив мотивы обвинения, один из членов трибунала заметил: “Следует признать, что члены Opus Dei трудолюбивы и ведут целомудренную жизнь”. Это вызвало немедленную реакцию председателя трибунала, грозного генерала Саликвета: “Если они действительно ведут целомудренную жизнь, значит, не масоны. Я не знавал целомудренных масонов”. И объявил о закрытии дела» (Пазухин Евгений, «Св. Хосемария Эскрива, основатель “Opus Dei”», с. 104-105, Санкт-Петербург, 2009 г.).
В заключении можно сказать, что, за исключением некоторых бывших членов, обиженных другими членами «Дела», критика проистекает от двух групп. Первая состоит из людей, свободных от угрызений совести, которые в погоне за легкими деньгами выдают «Opus Dei» за тайную конспиративную организацию. Ко второй же относятся те, кто нападает на Католическую Церковь и ее учреждения за то, что они отстаивают такие христианские принципы, как нерасторжимость брака и традиционная семья, состоящая из мужчины и женщины, неприятие абортов и эвтаназии, осуждение гомосексуализма и т.д.