код 1011 обязательный контроль
Код 1011 обязательный контроль
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Информация Банка России от 30 августа 2021 г. «Изменения в Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
2. В таблице 3.2 строку 48 изложить в следующей редакции:
3. Приложение 3 Перечень видов операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган, группу кодов операций 50 дополнить строкой 5016, группу кодов операций 90 изложить в редакции, приведенной ниже:
Код группы операции | Код операции | Наименование кода операции |
---|---|---|
50 | Иные операции с движимым имуществом | |
. | . | |
5016 | Получение физическим или юридическим лицом (за исключением кредитной организации), иностранной структурой без образования юридического лица перевода денежных средств от плательщика и (или) обслуживающего плательщика банка с территории иностранного государства или административно-территориальной единицы иностранного государства, обладающей самостоятельной правоспособностью, перечень которых утверждается уполномоченным органом (применяется с 1 октября 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ 1 ) | |
. | . | . |
90 | Операции по получению или расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества | |
9001 | Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества (не используется при первичном направлении в уполномоченный орган информации об операциях, совершенных начиная с 1 октября 2021 года) | |
9002 | Операция по расходованию некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества (не используется при первичном направлении в уполномоченный орган информации об операциях, совершенных начиная с 1 октября 2021 года) | |
9003 | Операция по получению некоммерческой организацией, не являющейся органом государственной власти, иным государственным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, государственной корпорацией, государственной компанией, публично-правовой компанией, потребительским кооперативом, государственным (муниципальным) образовательным учреждением, реализующим программы дошкольного, общего образования, товариществом собственников недвижимости, в том числе товариществом собственников жилья, садоводческим и огородническим некоммерческим товариществом, объединением работодателей, зарегистрированной в установленном законом порядке торгово-промышленной палатой, денежных средств и (или) иного имущества (применяется с 1 октября 2021 года в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2021 N 230-ФЗ) |
*(1) Федеральный закон от 28.06.2020 N 230-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 3 1 Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Обзор документа
С 1 октября 2021 г. получение денежного перевода подлежит обязательному контролю, если средства поступают из зарубежных источников по перечню уполномоченного органа. Вводится обязательный контроль в отношении операций по получению или расходованию НКО денежных средств и иного имущества.
В связи с этим Банк России дополнил перечень операций, сведения о которых представляются в уполномоченный орган в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Дополнены состав и формат информационной части ФЭС об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году
10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.
В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000 Р — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.
Вот что писали СМИ об этом законе:
Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.
Как победить выгорание
Оборот наличных
Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.
Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.
Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.
Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.
Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.
Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.
Операции с недвижимостью
Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.
Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000 Р подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.
Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.
Почтовые переводы
Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.
Баланс мобильного телефона
Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000 Р и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.
Покупка ювелирных изделий
Цифровая валюта
Криптовалюта и токены официально считаются имуществом. А операции с ними с 1 января 2021 года подлежат обязательному контролю, если сумма составит 600 000 Р и более.
Операторы финансовых платформ и информационных систем для выпуска и обмена криптовалюты должны сообщать о сделках в Росфинмониторинг.
При этом принимать оплату криптовалютой запрещено, предлагать такой способ расчетов — тоже. Хотя в том же законе указано, что цифровая валюта может использоваться для инвестиций и быть средством платежа.
Отмена контроля
Из списка операций, которые подлежат обязательному контролю, с 10 января исключены такие:
Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами
Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 Р : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.
Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.
Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.
Что делать с этими изменениями
Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.
Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.
Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.
Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.
Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.
Код 1011 обязательный контроль
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 28 апреля 2021 г. № 12-4-2/2047 О применении Правил составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации
В рассматриваемом случае, учитывая описание, приведенное в таблице 3.2 Правил к блоку «Сведения о физическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой», если показатель «Признак участника операции (сделки)» (ПризнКлиент) принимает значение «0», то элементы показателей «СведФЛИП» и «НовСведФЛИП» заполняются в соответствии с информацией, которой располагает данная кредитная организация. При отсутствии у кредитной организации подлежащей отражению в ФЭС информации о рассматриваемом физическом лице показатели соответствующего блока, принимая во внимание признак их обязательности У, О(У), отсутствуют.
Заместитель директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ | Е.В. Шакина |
1 Формализованное электронное сообщение.
2 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установленные Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4936-У.
3 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Обзор документа
Банк России разъяснил, как сформировать сообщение:
— по операциям, подлежащим обязательному контролю, осуществляемым посредством внесения наличных денег в кассу либо в банкомат/платежный терминал сторонней кредитной организации;
— если деньги, зачисляемые на счет клиента-юрлица, были внесены наличными физлицом в кассу (банкомат/платежный терминал) иной кредитной организации;
Код 1011 обязательный контроль
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Банка России от 19 мая 2021 г. N 12-4-2/2323
В целях корректной реализации пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 1 Банк просит высказать мнение Банка России по следующим вопросам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ:
«4. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, представляют сведения о совершаемых их клиентами непосредственно в указанных организациях операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, непосредственно в уполномоченный орган с учетом следующих особенностей:
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ «операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб., или превышает ее».
В соответствии с разъяснениями Банка России, изложенными в письме от 02.09.2020 N 12-4-4/3732, у кредитной организации отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, определенным пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, в рамках заключенных некоммерческой организацией с третьими лицами договоров гражданско-правового характера (например, договоров купли-продажи автотранспортных средств), совершенных без непосредственного участия данной кредитной организации (вне кредитной организации).
Правомерно ли считать, что:
1.1. Операции по получению и расходованию имущества некоммерческих организаций на сумму, равную или превышающую 100 000 руб. (либо сумму эквивалента в иностранной валюте) подлежат обязательному контролю по коду 9001/9002 в том случае, если операция по получению имущества некоммерческой организацией от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию имущества указанной организацией осуществляются по открытым в Банке счетам клиентов-некоммерческих организаций, на которых учитывается данное имущество. К таким операциям следует относить:
1.2. Передача (расходование) клиентом-некоммерческой организацией своего имущества в собственность Банка, осуществляемая по акту приема-передачи в рамках собственных хозяйственных сделок Банка, является операцией с имуществом, осуществляемой клиентом Банка непосредственно в Банке (поскольку совершается при участии уполномоченного лица Банка), и, следовательно, ее следует квалифицировать в качестве подлежащей обязательному контролю с кодом 9002.
1.3. В остальных случаях, когда операции по получению/расходованию имущества клиентов-некоммерческих организаций не осуществляются по счетам указанных лиц, открытым в Банке, а также не относятся к операциям по передаче некоммерческой организацией имущества Банку и, соответственно, место передачи имущества в рамках сделок по получению/расходованию имущества клиентов-некоммерческих организаций находится вне Банка, такие операции по получению/расходованию имущества некоммерческой организации обязательному контролю по коду 9001/9002 не подлежат.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ «операция по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее».
Правомерно ли считать, что:
2.1. В том случае, если взнос физическим лицом денежных средств в наличной форме в уставный капитал организации после ее государственной регистрации на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, осуществляется в кассу организации (т.е. осуществляется без непосредственного участия Банка), операция по последующему зачислению этих денежных средств на счет организации, осуществляемая представителем организации (а не лицом, вносящим денежные средства в уставный капитал) через кассу Банка посредством оформления объявления на взнос наличными, обязательном у контролю с кодом 1008 не подлежит.
В случае, если такая операция подлежит обязательному контролю, просим подтвердить, что при заполнении ФЭС в уполномоченный орган в качестве лица, совершающего операцию, следует указать сведения о физическом лице, которое вносит наличные денежные средства в кассу организации; в показателе 8 «дата совершения (приостановления) операции» Таблицы 3.2 Правил следует зафиксировать дату внесения указанным физическим лицом наличных денежных средств в кассу организации. Также просим разъяснить сроки направления в уполномоченный орган и порядок фиксирования сведений в ФЭС в том случае, если сведения о «лице, совершающем операцию» и сведения о «дате совершения операции» по объективным причинам получены Банком позднее трех рабочих дней с даты совершения операции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ «операция по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее».
Правомерно ли считать, что:
1 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденные Указанием Банка России от 17.10.2018 N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
3 Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».
Пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ на кредитные организации возложена обязанность по предоставлению сведений в уполномоченный орган об операциях по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (код вида операции 9001), а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией (код вида операции 9002), если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
При этом, принимая во внимание норму подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, у кредитной организации отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, совершенных без непосредственного участия данной кредитной организации (вне кредитной организации).
Учитывая изложенное, отмечаем следующее.
При формировании ФЭС в уполномоченный орган по рассматриваемой операции отдельные показатели ФЭС таблицы 3.2 Правил заполняются следующим образом:
— блок «Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств» отсутствует.
У кредитной организации отсутствует обязанность по представлению в уполномоченный орган сведений об операциях по кодам вида операции 9001 или 9002, не соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, определенных пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также об операциях, совершенных без непосредственного участия Банка (вне Банка).
В целях осуществления операции по внесению денежных средств в наличной форме в уставный (складочный) капитал организации физическое лицо может обратиться как непосредственно в кредитную организацию, так и в кассу юридического лица.
С учетом ответа на вопрос 1 рассматриваемого обращения, в случае если денежные средства были внесены учредителем в кассу самой организации, то данная операция, соответствующая критерию обязательного контроля по коду 1008, была совершена вне Банка, и обязанности по представлению сведений о ней в уполномоченный орган у Банка не возникает.
По вопросам 2.2 и 2.3.
В соответствии с нормами подпункта 1 пункта 4 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операции по внесению физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме, совершенных непосредственно в данной кредитной организации.
Обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат операции по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, если сумма операции равна или превышает 600 000 рублей (либо эквивалент данной суммы в иностранной валюте).
При этом у Банка возникает обязанность по информированию уполномоченного органа по коду 1011 в случае, когда счет юридического лица, на который зачисляются денежные средства, открыт в Банке (вопрос 3.1).
1 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2 Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».
3 Указание Банка России от 17.10.2018 N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
4 Правила составления кредитными организациями в электронной форме сведений и информации, предусмотренных статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», установленные Указанием N 4936-У.
5 В случае получения некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
6 При условии ее совершения на установленную Федеральным законом N 115-ФЗ сумму.
7 При условии ее совершения на установленную Федеральным законом N 115-ФЗ сумму.
8 Обязательному контролю подлежит операция по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, совершаемая на сумму равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалент в иностранной валюте.
9 В случае если указанное физическое лицо является учредителем юридического лица, на счет которого зачисляются денежные средства, являющиеся взносом в уставный капитал.
10 Зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме.
11 При условии совершения на установленную Федеральным законом N 115-ФЗ сумму.
Обзор документа
Банк России разъяснил, в каких случаях обязательному контролю подлежат операции:
— по зачислению/списанию драгметаллов и ценных бумаг по счетам НКО;
— по передаче клиентом-НКО своего имущества по акту приема-передачи в собственность банка;
— по внесению физлицом наличных денег в уставный капитал организации;
— по снятию со счета или зачислению на счет юрлица наличных денег в сумме от 600 тыс. руб.