какие программы можно отнести к авторским программам дополнительного образования детей
Виды и типы программ дополнительного образования
Введение
Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам.
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива — это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, содержащий условия, методы и технологию достижения целей, а также предполагаемый конечный результат; документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
2. Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения.
3. Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.
В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
Виды программ дополнительного образования детей
Типовая (примерная) программа — утвержденная Министерством образования Российской Федерации и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности.
Модифицированная (или адаптированная) программа — измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий.
Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью.
В зависимости от моделей (способов) организации дополнительного образования детей используются различные виды образовательных программ дополнительного образования детей.
Выделяют четыре таких модели:
Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов. На данном уровне используются, как правило, типовые, авторские программы.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей, и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.). Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ. Здесь возможно использование экспериментальных, компилятивных программ.
* Источник: Яковлев Д.Е Дополнительное образование детей: Словарь-справочник – М, 2002.
Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ
Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности обоих видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.
Чаще всего УВК существуют в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования. Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования — художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п. Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, например: школа — учреждение дополнительного образования — вуз.
Организация учебно-воспитательных комплексов особенно эффективна для удаленных от центра районов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где УВК играют роль культурных центров для значительной части населения.
Классификации образовательных программ дополнительного образования детей
Образовательная программа учебной группы или детского коллектива – это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности.
Образовательная программа содержит условия, методы и технологии достижения целей, а также предполагаемый конечный результат. Она также раскрывает структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
В образовательных учреждениях действуют следующие программы:
— преподавание нового учебного курса (предмета);
— реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различают (Л.Г. Логинова):
К таким программам относятся:
Элементами интегрированной программы являются конкретные предметные программы дополнительного образования детей или определенные школьные учебные курсы. Коллектив педагогов, работающих по такой программе, объединен не только общей концепцией, но и общей педагогической технологией; например, организацией учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Системная программа – всегда интегрирующая, объединяющая отдельные части в нечто целое. В качестве связующих звеньев между её элементами могут выступать:
— общее направление организации образовательного процесса в группах (например, организация учебно-исследовательской деятельности);
— общие мероприятия для учащихся разных групп: конференции, экспедиции, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и др.
По цели обучения программы различают (Л.Г.Логинова):
— познавательные программы дают углубленные знания по изучаемой дисциплине, развивают интеллектуальные способности, ориентированы на мотивацию познавательной деятельности детей, расширяют кругозор. Подразделяются на продуктивные, репродуктивные, творческие, поисковые;
— программы научно-исследовательской ориентации. Целью данных программ является раскрытие и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую идею;
— программы социальной адаптации. Их цель – освоение детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций;
— профессионально—прикладные программы дают определенные навыки и умения в актуальной на сегодняшний день области практической деятельности, формируют специалиста, владеющего профессиональными знаниями, умениями и навыками.
— спортивно—оздоровительные программы пропагандируют и помогают осуществлять здоровый образ жизни, развитие системы профилактики и коррекции здоровья;
— программы, развивающие художественную одаренность, направлены на выявление, сохранение и развитие одаренности;
— досуговые программы наполняют активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием свободное время личности.
По признаку «общее — профессиональное» различают программы (Г.Н.Попова):
— общеразвивающие программы дополнительного образования, направленные, прежде всего, на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширения его знаний о мире и о себе, социального опыта. Здесь предполагается удовлетворение познавательного интереса ребенка, расширение его информированности в конкретной образовательной области, обогащение навыками общения и совместной деятельности в освоении программы. Программ этого вида нацелены на создание базовых стандартов образованности.
Специализированные программы, направленные на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в избранном виде деятельности. Эти программы направлены на развитие компетентности в отдельной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Профессионально-ориентированные программы, позволяющие детям познакомиться с той или иной профессиональной сферой жизнедеятельности, выявить свои личные возможности и определиться в выборе профессии, получить основы профессиональных знаний и мастерства. Эти программы предусматривают достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать пути их решения.
Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы
Автор-составитель: Дюдяева Л.Г. – методист ДДТ «Измайловский»
Рекомендации по разработке и оформлению авторской программы.
Определение авторской программы
В системе дополнительного образования существует большое количество образовательных программ. Мы подробно остановимся на авторской образовательной программе.
Существует несколько определений авторской программы.
Авторская программа — документ, определяющий авторское видение способа структурирования содержания образования; ориентированный на реализацию цели и ценности современного образования и конкретной предметной области; основанный на авторской психолого-педагогической идее.
Авторская программа – это спроектированный самим педагогическим работником (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления образования и получения определенных (повышенных) результатов.
Авторская программа – вид образовательной программы, полностью созданной педагогом или коллективом педагогов, отличающейся новизной, актуальностью, предназначенной для решения определённой проблемы в образовании.
Авторская программа – результат интеллектуального труда педагога и является результатом его исследовательской работы по анализу уже имеющихся программ данной тематики, современных методик, инновационных технологий обучения, передового педагогического опыта.
Авторская программа — это программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе воспитания и обучения;
Авторская программа – это программа, полностью созданная педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежащей ему (им) на правах интеллектуальной собственности.
Примерная классификация авторских программ:
1. По способу разработки:
2. По степени новизны:
3. По сроку реализации
краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;
одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;
долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;
4. По особенностям развития
общие – программы, ориентированные на широкий контингент обучающихся;
специальные – программы, ориентированные на особенности развития обучающихся ( для одаренных и талантливых; для детей и молодежи с особенностями психофизического развития).
Сущность авторской программы состоит в поиске и разработке:
новых, отличных от существующей практики целей и ценностей образования, в некоторых случаях даже противоречащих традиционным среднестатистическим нормам;
нового содержания при сохранении его традиционных целей и ценностей;
новых педагогических технологий при сохранении существующих целей, ценностей и содержания; новых форм организации учебно-воспитательного процесса.
новых целей, ценностей, содержания и форм, технологий и др. компонентов педагогической системы.
Отличительным признаком (обоснованием) авторской программы может служить то, что она создается педагогом по собственному замыслу с учетом:
личного педагогического опыта работы по направлению
собственных наработанных методик, технологий обучения и воспитания
запросов и потребностей детей и родителей
материальных, технических, финансовых условий для осуществления программы
Цель создания авторской программы : решение определенной проблемы в дополнительном образовании, достижение разнообразия образования и организации образовательного процесса.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Обязательное условие составления авторской программы – это соответствие программы требованиям:
Закона РФ «Об образовании».
Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44).
Приказом № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.
Создание авторской образовательной программы сложное и кропотливое дело, требующее не только опыта педагогической работы и высокой квалификации, но и реалистической самооценки своих возможностей. Осознавая это, автор программы должен быть готов ответить на вопросы:
в чём смысл программы
каким представляется результат реализации программы
в чём новизна и степень авторства
соответствует ли авторская идея реальным потребностям детей, их интересам и ожиданиям
лакие преимущества от программы получат дети
есть ли необходимость в такой программе в вашем учреждении
есть ли достаточные условия (материальные, технические, финансовые) для осуществления программы в действительности
Приступая к работе важно всё продумать и учесть свои собственные силы, свою готовность не только написать интересно, грамотно и профессионально текст, но и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов, а если потребуется, переделать, изменить её.
Построение программы согласно принципам дидактики
При разработке любой, в т.ч. авторской, образовательной программы педагогу необходимо ориентироваться на следующие принципы дидактики:
принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях);
учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста);
принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
принцип индивидуализации программы (предлагается максимальный учёт характерологических особенностей каждого воспитанника);
принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок);
принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Требования к составлению авторской образовательной программы
Общецелевые требования, отражают стратегию развития современного образования. Выделяют 7 основных качественных характеристик образовательных программ:
актуальность – свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем;
прогностичность – способность программы в своих целях и действиях отражать не только сегодняшние, но и будущие требования к образованию;
рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат;
реалистичность – свойство программы, означающее соответствие цели и предлагаемых средств её достижения;
целостность – свойство программы обеспечивать полноту, взаимодействие и последовательность действий по реализации целей;
Требования концептуально-содержательного плана.
Эти требования подразумевают тщательную проработку концепции с учётом перспектив развития детского объединения, соблюдение логики выбранной темы.
Общий замысел программы должен быть достаточно конкретным ответом на вопрос «как необходимо организовать образовательный процесс, чтобы добиться максимального результата?». При формулировке замысла необходимо учесть:
последние достижения в той области деятельности, которой соответствует программа;
опыт других педагогов;
последние достижения психолого-педагогических наук;
современные требования к дополнительному образованию.
Технология создания авторской программы
Работа над авторской образовательной программой предполагает ряд последовательных действий , которые условно можно разбить на 3 блока научно-аналитический (замысел автора), научно-методический (составление программы), утверждение программы.
В первый блок входят:
Концептуальное осмысление педагогом собственного опыта (разработка ведущих идей, принципов, замысла, основных целей и задач) и изучение существующих работ в данной области (типовых и авторских программ, практической работы других педагогов).
Обоснование и описание методики учебно-воспитательной работы (изучение психолого-педагогической литературы, апробация отдельных методик).
Создание образа программы – формулирование темы, конструирование учебного и развивающего содержания, определение разделов учебно-тематического плана.
Написание содержания самой авторской образовательной программы.
Оформление программы – передача её на обсуждение в методический (педагогический) совет учреждения дополнительного образования, решение методического (педагогического) совета, утверждение приказом директора.
При необходимости корректировка содержания программы, представление программы к окончательному утверждению методическим (педагогическим) советом и директором образовательного учреждения.
Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
Установление цели, ради которой вводится новая программа.
Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Определение средств, методов и форм обучения.
Составление списка необходимой литературы.
Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы
Программа содержит следующие структурные элементы:
содержание изучаемого курса;
методическое обеспечение программы;
информационный блок (список литературы, Интернет-ресурсы)
Оформление титульного листа авторской программы
Титульный лист – это «визитная карточка» программы. Поэтому, как и в визитной карточке, здесь указывается следующая необходимая информация:
наименование образовательного учреждения;
где, когда и кем утверждена программа;
полное название программы (если оно сформулировано образно или не дает полного представления об изучаемом курсе, целесообразно дать дополнительное краткое пояснение под приведенным названием);
возраст обучающихся и воспитанников, на которых программа рассчитана;
срок реализации программы;
Ф. И. О. и должность автора (авторов);
год разработки программы.
В пояснительной записке даётся обоснование и особенности данной образовательной программы.
При формулировке обоснования необходимо отразить:
необходимость создания авторской программы
влияние предлагаемых занятий на становление личности ребёнка в целом и на развитие его способностей
изложение педагогом собственных взглядов на работу с детьми в условиях детского объединения дополнительного образования.
Выделение особенностей программы
Важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно, что отмеченные отличия логически встроены в систему образовательной деятельности.
Формулировка цели и задач программы
Задачи – это ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели.
В других частях пояснительной записки (возраст обучающихся, участвующих в реализации этой программы, сроков ее реализации, формы и режима занятий), необходимо следить за тем, чтобы названные цифры и формы совпадали с тем, что будут включены в учебно-тематический план, содержание и методическое обеспечение программы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Показатели успешности реализации программы
Предметом оценивания могут быть:
набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые приобрели обучающиеся в результате освоения конкретной программы;
перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у обучающегося.
При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у всех обучающихся. Сведенные вместе, они и покажут, в какой мере тот или иной обучающийся сумел освоить предложенную ему программу.
В идеале для каждой программы – в силу ее индивидуального характера – необходимо разрабатывать свой пакет диагностических методик.
При написании пояснительной записки автор может использовать маркеры (см. приложение1)
Составление учебно-тематического плана программы
При составлении учебно-тематического плана следует помнить:
учебно-тематический план – это перечень разделов программы, подразделенных на темы, с указанием часов (теоретических и практических), отведенных на каждый раздел и каждую тему
между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания запланированных педагогом тем должно быть строгое соответствие.
В разделе «Содержание программы», занимающем, как правило, значительный объем, необходимо кратко, но в то же время достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Что касается стиля написания раздела, то он должен быть по возможности приближен к тому, что можно определить , как «телеграфный стиль». Это означает, что предложения должны быть краткими, в них не следует использовать сложные обороты речи (особенно часто – причастные обороты). Ваша задача – описать содержание разделов и тем так, чтобы можно было ясно представить, что необходимо освоить обучающимся на занятиях. Поэтому, если это занятие теоретическое, должно быть понятно, какие знания получат обучающиеся, а если практическое – какие навыки и умения приобретаются и отрабатываются ими в ходе занятия.
В разделе « Содержание программы » педагог должен
раскрыть содержание тем и разделов с использованием
собственного представления современных инновационных технологий
своего педагогического опыта
указать отличия форм организации учебных занятий данной программы от уже существующих
остановиться на собственной методике учебной работы с детьми,
изложить своё видение теории предмета, технологии обучения.
Методическое обеспечение программы
Раздел «Методическое обеспечение программы» предоставляет педагогу возможность хоть в какой¬-то мере заочно передать свое педагогическое творчество, показать собственные «изюминки».
Данный раздел логически и содержательно продолжает предыдущие разделы. Описание форм занятий, планируемых по разделам (темам) программы, методов и приемов проведения занятий, их дидактического и технического оснащения, использование современных образовательных технологий, форм подведения итогов по основным разделам – все эти обязательные компоненты, включаемые в раздел «Методическое обеспечение программы», позволят придать большую наглядность особенностям работы по реализации программы.
Желательно также наряду с общепринятыми системами оценки обученности детей (собеседование, реферат, участие в конкурсах, выставках, открытое занятие и т.д.) представить свою систему оценки.
Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют государственные стандарты библиографического описания литературы. Несколько правил, которыми следует обязательно руководствоваться при составлении последнего раздела программы:
— список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся после фамилии;
— кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт ¬- Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью).
3. Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Г. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295 с.
4. Статьи из журналов и газет.
Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 30-33.
При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.
Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам:
• для родителей (если это предусмотрено особенностями программы)
Кроме этого, в разделе «литература» автор должен перечислить свои работы (монографии, пособия, статьи и т.д.).
Можно посоветовать оформлять списки литературы по основным разделам программы, что является очень удобным для самостоятельной деятельности учащихся по изучению курса и показывает тщательную работу составителя программы.
Авторская программа может стать основой методических разработок по отдельным темам, а также написания учебного пособия или учебника для обучающихся.
Типичные ошибки при разработке программы.
Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:
слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);
выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);
замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);
слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
«размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.
Возможна такая методика целеполагания: чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.
Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.
Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.
Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.
Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования – Волгоград, 2009 г
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М., 2006 г., школьная пресса
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Приказ № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.