как можно назвать индивидуальные коррекционные программы для детей с тмнр

Программа по игрокоррекции для детей с ТМНР

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочую программу составила:

Юданова Виктория Александровна

Включение коррекционного курса » Игрокоррекция » обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей с нарушением интеллекта.

Программа по игрокоррекции направлена на обеспечение коррекции недостатков у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются: обеспечение эмоционального и социально- личностного развития учащихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительно­ сти.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, игра развивается крайне медленно и без специального обучения, она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития. Цель работы с детьми с нарушениями интеллекта является максимально возможная социализация их в общество. На протяжении длительного периода обучения ведущим видом деятельности для детей с нарушениями интеллекта является игра.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр.

Содержанием игр являются реальные явления и события, поэтому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формировать у них практические умения, необходимые в разных жизненных ситуациях. Также необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, жестами.

Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.

Цель программы: создание игровой ситуации, приближенной к естественной в жизни, стимулирующей разви­тие эмоционально-волевой сферы ребенка, разнообразных форм социального поведения и взаимодействия с окружающими взрослыми людьми.

В рамках поставленной цели определены следующие задачи:

— учить проявлять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам;

— учить выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, ситуации ;

— развивать у ребенка навыки общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с окружающими их людьми;

— формировать навыки практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);

-развивать элементарные представления о себе.

Программа предназначена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью находящихся на индивидуальном обучении. Программа направлена на коррекцию отклонений в развитии детей с тяжелой умственной.

На изучение курса «Игрокоррекция» отводиться 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 25 минут в зависимости от психофизического состояния ребенка на момент занятия.

Форма проводимой работы

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий и составлена с учетом рекомендаций ПМПК и индивидуальных возможностей и состояния здоровья каждого ребенка.

Возможные предметные результаты освоения курса «Игрокоррекция»

— при общении смотрит в глаза собеседнику;

-использует знакомые жесты в ситуациях социального взаимодействия;

-откликается на свое имя;

— проявляет ин т е р е с к и г р о во й д ея те ль но с т и ( пр о я вл ять ин т е р ес к и г р у шкам, пр е д ме т ам и д е й с т в и ям с ни м и ); подражать движениям взрослого и действиям с предметами;

— обращаться с просьбой в доступной форме.

В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью используются методы общей педагогики, но с учетом психофизических особенностей данной категории детей.

Методы и приемы работы

Наибольший эффект в коррекционной работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью даёт сочетание наглядных и предметно-практических методов. Наглядно-практическая деятельность детей под руководством педагога способствует развитию речи, пространственных представлений, конструктивных и графических навыков. Одной из главных форм практического метода является игровая деятельность, которая является ведущей. Наглядные и практические методы обязательно сочетаются со словесными инструкциями, с объяснением хода выполнения задания и со стимулированием высказываний детей.

Занятия проводятся в игровой форме при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях проводится по основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед ребёнком в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве средства игры;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические и технические средства обучения:

Оборудование и материалы: — куклы-голыши; — куклы разной величины с наборами одежды; кукольные коляски; постельные принадлежности (подушка, матрац, одеяло, простыня); — принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце).

Визуальные: иллюстрации, картинки, зеркала, пиктограммы.

Необходимо отдельное помещение, которое должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это может нарушать ощуще ние безопасности, оборудованное световыми столами с песком, технологиями, используемыми для цветотерапии.

Требование к ведущему занятия:

1. Ведущий должен владеть основными направлениями коррекционной работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

2. Владеть приемами работы с песком, цветом.

3. Владение основными приемами игры.

Структура коррекционно-развивающего занятия

Ритуал приветствия и прощания. В каждое занятие включены упражнения на: релаксацию (снятие психического напряжения), для эмоциональной разрядки (при повышенной раздражительности, злости, агрессии, тревожности), тактильную стимуляцию с использованием песка (световые столы, юнгианская песочница), а также технологии воздействия цветом – цвет терапия, с помощью которой активизируется необходимое настроение.

Данная программа состоит из трех последовательных этапов:

1 этап. Я – ребенок. – 13 часов:

Установление эмоционального контакта с детьми, побуждение их к визуальному контакту, формирование умение слушать педагога и реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку». Развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации. Выполнение действий по подражанию движениям взрослого : упражнения на подражание выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши, улыбается, грустит, закры​вает лицо, закрывает рот). Формирование у ребёнка образ собственного Я, умение узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком или учителем). Упражнения на ориентировку в собственном теле. Совместный с учителем показ и называние частей тела: го​лова (глаза, нос, рот, уши), шея, туловище, руки, ноги (с исполь​зованием невербальных и вербальных средств общения). Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, плачу». Упражнения в понимании жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией.

Закрепление желания к совместной со взрослым деятельности. Совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком): «Я играю, мои игруш​ки». П одражание выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.д. Знакомство с детской книгой: понимание несложного текста, при чтении комментирование действий персонажей игрушкой. Игры: «Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается». Организация «игры рядом», побуждая к взаимодействию: построить башню, дом (используя кубики, конструктор лего). Расширение диапазона совместной со взрослым деятельности в играх с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Уложим кукол спать».

3 этап. Я и другие. – 11 часов:

Обучение обращению: здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию. Расширение диапазона совместной со взрослым деятельности и другими детьми через совместные игры с элементами драматизации детских сказок и использованием фольклора (песенок, потешек). Игровые упражнения: «У ляли болят зубы», «Волк в лесу», «У Саши болят зубы».

Источник

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающегося с ТМНР

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рассмотрена и принята на педсовете30.08.2016 г.Протокол №97 от30.08.2016г.

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Пешина Данила Сергеевича

(фамилия, имя, отчество)

Специалисты, участвующие в реализации программы:

Бурлакова Т.Н., учитель,

Боброва Е.А., педагог-психолог,

Мазунина К.В., учитель-логопед,

Корекова Е.В., учитель музыки,

Нестерова О.В., учитель ЛФК.

1. Общие сведения об обучающемся

2. Нормативные документы

3. Психолого-педагогическая характеристика на начало и конец учебного года

4. Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 уч. год

5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР

6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

7. Содержание образования:

7.1. Базовые учебные действия (БУД)

7.2. Коррекция поведенческих проблем.

7.3. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов

7. 4. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

7.5. Нравственное воспитание

7.6. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

8. Внеурочная деятельность

9. Программа сотрудничества с семьей

1.Общие сведения об обучающемся.

Ф.И.О. Пешин Данил Сергеевич, 8 лет

Дата рождения 19.07.2008 г.

Место жительства: г. Оса, ул.Мелентьева д.3 (ДДИ)

Ступень обучения: III Группа (особые потребности): 3

Ребенок имеет статус ребенок-инвалид.

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

3.Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года

Мальчик обучается по « Адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант D )».

Заключение ПМПК: Создание специальных условий при обучении по СИПР в условиях образовательного учреждения.

Диагноз: F 72, умеренная умственная отсталость на грани с тяжелой, ДЦП.

У Данила сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата, системным недоразвитием речи.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвате карандаша, работе с ножницами. Мышечный тонус снижен, мелкая, общая и артикуляционная моторика развиты недостаточно.

Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи с ее спецификой, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в немотивированном плаче, агрессии (щиплется), обращенной на детей и аутоагресии (бьет себя по голове).

Данил не проявляет интереса к совместной деятельности с детьми, в целом игровая деятельность не сформирована, однако ребенок выполняет отдельные игровые действия, очень любит смотреть мультфильмы (н-р «Маша и медведь»).

Базовые учебные действия не сформированы. С трудом поддерживает правильную позу на занятии, на стуле не сидит, встает на ноги и стоит рядом. Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире.

Языковые средства несформированы, ребенок не владеет речью. Данил может произносить мало кому понятные обрывки фраз, звукоподражаний. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, фамилию, различает по голосу окружающих взрослых.

Ребенок сам может составить кубик на кубик, собрать пирамидку без учета цвета и величины. Мелкая моторика развита слабо, не может правильно брать в руку карандаш, кисточку, выполняет ими отдельные штрихи. Характер действий с предметами: хаотичный.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Навыки самообслуживания сформированы частично, Данил неаккуратно ест, пьет из кружки, одевается и раздевается с помощью взрослых, умывается сам, ходит в туалет по мере надобности. Данилу необходима помощь со стороны взрослых.

Психолого-педагогическая характеристика на конец учебного года.

У Данила по результатам проведенного в течение года мониторинга можно проследить положительную динамику в развитии всех основных компетенций, в усвоении учебных предметов, в коррекции поведения. У учащегося существенно повысился познавательный интерес, он с желанием посещает все занятия, увеличился период выполнения заданий, концентрация внимания, работоспособность. Корректировались поведенческие реакции, Данил научился регулировать свое эмоциональное состояние, перестал щипать детей и адекватно реагирует на замечания по поводу аутоагрессии, сразу прекращает наносить себе удары по голове.

Данилу очень трудно было выполнять некоторые артикуляционные упражнения из-за ДЦП, но он очень старается выполнять такие упражнения как «Маятник», «Футболист», «Горка» и уже появляются первые положительные результаты. Он стремится правильно выполнять пальчиковую гимнастику с маленьким мячом и уже практически не роняет мяч, учащемуся очень нравится выполнять различные задания при работе с песком, мозаикой. Просматривая их ежедневно, в разной последовательности и выборочно, в соответствии с календарным планированием, он запомнил последовательность звуков и их произнесение в звуковой гимнастике с «Мизякой Дизякой», называет всех домашних животных в одноименной звуковой игре, даже запомнил что животные дают человеку корова и коза (ко). Очень любит слушать чтение русских народных сказок.

Данил очень долго учился вырезать ножницами из бумаги прямые полоски, в течении полугода он это делал с направляющей помощью учителя, к концу года он сам вырезает произвольные прямые, прилагая к этому массу усилий, но получает положительный результат самостоятельно. Научился раскатывать пластилин в «колбаску», отщипывать его, скатывать в шарик.

Ребенок научился дифференцировать 4 основных цвета и самостоятельно выкладывает дорожки заданного цвета из мозаики. Правильно выполняет упражнения с прищепками разного размера, так же дифференцируя их по основным цветам. Данилу очень нравятся мультимедийные мультфильмы. Научился считать с веселым паровозиком «Чух-Чухом» предметы находящиеся на нем, до 5 самостоятельно и до 10 с помощью учителя. Знает содержание и последовательность сюжета в мультимедийных дидактических мультфильмах: «Паровоз Букашка», «Едет трактор», передает характер животных движениями и звуком (н-р тигр, старается рычать и разжимает пальцы обеих рук). Называет основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) в мультимедийной авторской игре «Укрась елочку». Данил увереннее стал держать в руках кисточку, карандаш, ножницы.

Уверенно рисует краской «капельки» (способ «тычка»), «дождик» (полоски). Держит в руке кисточку, фломастер и карандаш уже не так сильно, как в начале года, старается выполнять штриховку, придерживаясь контура.

Научился после каждого посещения туалета мыть руки, может с помощью воспитателя убрать посуду со стола, но из-за ДЦП, не может с полной силой ее захватить. Данил самостоятельно научился одевать болоньевые брюки, ботинки, знает последовательность одевания зимних вещей.

У ребенка развиваются навыки коллективной игры, с удовольствием со всеми учащимися ходит по кругу под песенку «Мишка косолапый», выполняя соответствующие действия, складывает из кубиков большой гараж для машинок, складывает дорожку из цифр из напольных пазлов. Все участники (специалисты) образовательного процесса отмечают большую разницу в знаниях умениях и навыках ребенка по сравнению с началом работы по СИПР.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что комплексный подход к обучению детей с ГУО по СИПР приводят к положительной динамике в развитии таких детей и оказывает существенное влияние на социализацию обучающегося.

В обучении и развитии обучающегося учитываются индивидуальные образовательные потребности:

— Потребность в комплексной коррекционной помощи. Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции.

— Учет потребности в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного учреждения.

— Потребность во введении специальных учебных предметов и коррекционных занятий, которых нет в содержании образования обычно развивающегося ребенка.

Коррекционные занятия: Сенсорное развитие, Предметно-практические действия, Двигательное развитие, Альтернативная коммуникация.

Источник

Как можно назвать индивидуальные коррекционные программы для детей с тмнр

Ожидайте

Перезвоните мне

как можно назвать индивидуальные коррекционные программы для детей с тмнр

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

как можно назвать индивидуальные коррекционные программы для детей с тмнр

Аннотация: Одним из главных направлений в образовании обучающихся с ТМНР является улучшение образовательных и социальных возможностей, через составление для них СИПР.

Статья:

Одним из главных направлений в образовании обучающихся с ТМНР является улучшение образовательных и социальных возможностей, через составление для них СИПР.

Новый принятый Федеральный образовательный стандарт начального и общего образования учитывает стороны развития обучающихся с ТМНР через составление специальной индивидуальной программы развития.

В стандарте ввели новое понятие «специальная индивидуальная программа развития» (СИПР).

Из-за системного нарушения развития обучающихся, предусмотрен индивидуальный уровень итоговой оценки результатов общего образования. ФГОС регламентировал введение в образование СИПР для обучающихся с ТМНР, что позволяет их включить в образовательное пространство.

Принципы работы с обучающимися с ТМНР основываются на их индивидуальных возможностях и особых образовательных потребностях. СИПР составляется для обучающегося с ТМНР на базе варианта 4 АООП и АООП УО (ИН) варианта 2, основе нормативных документов:

− Адаптированная основная образовательная программа (вариант 2) образовательного учреждения для классов с тяжелыми множественными нарушениями развития;

− Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;

− Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

− «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10 июля 2015 года N 26 / Постановление Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15;

− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273;

− Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

Целью СИПР является получение обучающимися жизненного опыта, который позволит ему достигнуть максимальной самостоятельности в разрешении обыденных жизненных задач, что способствует его введению в жизнь общества на принципе индивидуального поэтапного, планомерного увеличения жизненного опыта и каждодневного социального общения.

СИПР нацелена на разрешение нескольких задач:

Воспитательные задачи помогают решить вопросы социальной адаптации, роста самостоятельности обучающегося, развитие нравственных стандартов в деятельности обучающегося и воспитание положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи помогают развить компенсаторные механизмы становления психики и деятельности детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на прохождение и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений вразвитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. Предполагается обучение родителей некоторым психолого-педагогическим приемам для эффективного взаимодействия с обучающимся, стимулирующих его активность в повседневной жизненной обстановке, укрепляющих веру в его возможности.

Образовательные задачи направлены на обучение приемам усвоения социального опыта, развитие познавательных способностей, формирование: учебных, трудовых, игровых действий, характерных для данного возраста. Главной образовательной задачей является обучение детей навыками счета, письма и чтения в практическом направлении, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося.

Подходы, которые заложены для составления СИПР для обучающихся с ТМНР: дифференцированный и деятельностный.

Дифференцированный подход к составлению СИПР для обучающихся с ТМНР учитывает типологические и индивидуальные особенности развития по нескольким вариантам образовательной программы, индивидуальных учебных планов. Варианты АООП составляют в соотношении с требованиями дифференцированного подхода в ФГОС НОО обучающихся с ТМНР: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы; результаты образования. Применение дифференцированного подхода дает возможность составить образовательные программы с разнообразным содержанием, предоставлением об обучающихся с ТМНР, их возможностях, реализации индивидуальных способностей.

Деятельностный подход опирается на теоретические положения отечественных психологических наук, выявление правильности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности, учитывая общие закономерности развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.

Содержание СИПР для обучающихся с ТМНР разрабатывается на основании деятельностного подхода, который обеспечивает:

− учет индивидуальных особенностей ребенка с ТМНР;

− овладение обучающимися с ТМНР знаниями, умениями и навыками разнообразных деятельностных, самостоятельных продвижений в изучаемых образовательных областях;

− увеличение мотивации и интереса к обучению, усвоению нового опыта деятельности и поведения;

− обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТМНР на основе становления базовых учебных действий, способствующие социальной адаптации.

В основе создания СИПР для обучающихся с ТМНР положено несколько принципов:

− принцип государственной политики Российской федерации в области образования;

− принцип учета общетипологических и индивидуальных предметных потребностей обучающихся;

− принцип развивающей направленности образовательного процесса, основывающийся на развитии личности обучающегося и увеличение его «зоны ближайшего развития», учитывая его особые образовательные потребности;

− принцип направленности на развитие деятельности, обеспечивающий возможность обучающихся с ТМНР овладеть предметно-практической деятельностью, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативными навыками;

− принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений в практическую деятельность;

− принцип совместной деятельности с семьей.

В соответствии с требованиями ФГОС О у/о (п. 2.9.1 приложения ФГОС О у/о), структура СИПР включает:

2) Характеристику ребенка, составленную на основе результатов психолого-педагогического обследования, проведенного специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития

3) Индивидуальный учебный план, отражающий доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные курсы, внеурочную деятельность и устанавливающий объем недельной нагрузки на обучающегося.

4) Содержание актуальных для образования конкретного обучающегося учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся).

5) Условия реализации потребности в уходе (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур, передвижение) и присмотре (при необходимости).

7) Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

8) Программу сотрудничества специалистов с семьей обучающегося, содержащую перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества образовательной организации и семьи обучающегося.

9) Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

10) Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Рассмотрим данные пункты содержания СИПР более подробно.

1. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. Кроме того, важно отразить условия обучения и воспитания ребенка в семье, отношение к его образованию близких родственников, а также формулировку заключения ПМПК.

2. Характеристика ребенка составляется на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. При составлении характеристики важно избегать общих фраз, отмечая особенности ребенка. В структуру характеристики включаются:

− сведения о семье (социально-бытовые условия, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку);

− данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

− характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

− особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

− сформированность импрессивной и экспрессивной речи;

− сформированность социально значимых навыков, умений;

− потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

− выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося могут варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности [13; 43]. Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП. У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.

4. Содержание образования на основе СИПР включает перечень конкретных образовательных задач, возможных (планируемых) результатов образования обучающегося, которые отобраны из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирование базовых учебных действий; нравственное воспитание; формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), представленных в АООП с учетом актуальности отобранных образовательных задач для данного конкретного обучающегося, которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи образования формулируются в СИПР в качестве возможных (планируемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

5. При необходимости, когда формирование у обучающихся навыков самообслуживания, передвижения, контроля за своим поведением оказывается невозможным или ограниченным, в образовательной организации создаются условия для реализации потребностей в уходе и присмотре.

а) Выделяются следующие области и требования профессионального ухода [28] :

− прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи);

− одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);

− передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);

− совершение гигиенических процедур: с ребенком (смена памперса, уход за телом с использованием средств гигиены, регулярность в выполнении процедур по гигиене тела), в помещении (проветривание, уборка и дезинфекция помещений, сантехники, дидактических материалов);

− поддержка жизненно важных функций организма (выполнение назначений врача: прием лекарств, профилактика пролежней и др.);

− реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

б) Области и требования профессионального присмотра:

− обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще-режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);

− составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся;

− ведение журнала травм (учет факта получения травмы, фиксации обстоятельств и присутствовавших при этом сопровождающих, оказанной помощи, мер по профилактике).

Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

6. Внеурочная деятельность в структуре СИПР представлена планом мероприятий внеурочной деятельности. Его реализация осуществляется в ходе проведения внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования («веселые старты», олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

Внеурочная деятельность происходит преимущественно в групповой форме и призвана способствовать общему развитию и социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ, из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время, включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Например, экскурсионные поездки в другие города, лагеря, походы и др.

8. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. При разработке данного раздела СИПР учитывается отношение родителей к ребенку в целом и к его образованию в частности. При приеме ребенка в образовательную организацию с родителями подписывается договор об образовании, в котором устанавливается ответственность и обязательства основных участников образовательного процесса.

С учетом того что часто родители, несмотря на уже школьный возраст ребенка и многолетний жизненный опыт его воспитания, находятся в сложном эмоциональном состоянии, в депрессии, испытывая чувство вины в связи с имеющимися проблемами развития ребенка, и ввиду недоверия к специалистам, потому что не видят существенных изменений в его развитии. Недостаток информации или ее искажение по правовым, психолого-педагогическим, медицинским вопросам помощи ребенку нередко приводит к ошибочным действиям со стороны родителей в отношении ребенка. Кроме того, трудности в семье (психологические, межличностные, материальные), часто негативное отношение социального окружения приводят к изолированности семьи, нередко и к ее распаду. В такой ситуации трудно ожидать, что члены семьи будут сразу готовы к сотрудничеству с педагогами. Последние рискуют быть не услышанными не потому, что родители не хотят этого, а потому что они не готовы к взаимодействию. Поэтому специалистам важно осознавать необходимость психологической помощи родителям. Именно она обычно является первым шагом на пути к устойчивому сотрудничеству семьи и специалистов.

В целях психологической поддержки родителей, по их желанию, организуются группы, в которых родители обсуждают специально отобранные психологом темы. В рамках данного направления проводятся индивидуальные консультации родителей и членов семьи с психологом. Важную психотерапевтическую роль играет родительский клуб, где организуется общение родителей и детей в форме проведения культурно-досуговых мероприятий, а также тематических встреч, на которых обсуждаются актуальные вопросы развития и социальной интеграции ребенка.

Родители часто оказываются некомпетентными в правовых вопросах, от решения которых зависит материальное состояние семьи и обеспечение условий для развития ребенка в условиях дома. В связи с этим проводится социально-правовая поддержка семей, включающая такие виды деятельности, как: проведение тематических семинаров для родителей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка-инвалида; индивидуальные консультации членов семьи по правовым вопросам; помощь в составление письменных документов (обращений, заявлений, ходатайств и пр.) и др. По мере разрешения психологических проблем, развития общения с другими более опытными родителями создаются благоприятные условия для расширения сотрудничества со специалистами образовательной организации по вопросам обучения и воспитания детей. Психолого-педагогическая помощь включает мероприятия, проводимые образовательной организацией с родителями (законными представителями), например: консультации по всем вопросам оказания психолого-педагогической помощи ребенку, просвещение по вопросам воспитания и обучения ребенка-инвалида и др. Согласованные с родителями (законными представителями) мероприятия, направленные на поддержку и сопровождение семьи, заносятся в программу сотрудничества семьи и образовательной организации, которая становится составной частью СИПР.

Кроме того, важную роль играет участие родителей (законных представителей) в решении вопросов, связанных с управлением образовательной организацией. Представители родительской общественности входят в состав совета образовательной организации и участвуют в принятии решений, связанных с организацией ее работы. Родители и созданные ими некоммерческие общественные организации участвуют в сетевой работе совместно с образовательной организацией, привлекая дополнительные средства на реализацию социально значимых проектов, направленных на социальную интеграцию обучающихся.

9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

В качестве средств, которые могут быть включены в данный раздел СИПР, рассматриваются: специальные средства передвижения, дидактические пособия, средства для альтернативной коммуникации и другие материалы, предложенные в программах по учебным предметам примерной АООП.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга реализации СИПР участники экспертной группы оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, определенных индивидуальной программой. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

В конце первого полугодия по итогам мониторинга экспертной группой в случае необходимости могут быть внесены изменения в СИПР. В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год.

Разработанная экспертной группой СИПР, а также внесение в нее изменений принимается педагогическим советом образовательной организации и утверждается приказом руководителя.

Таким образом, СИПР представляет собой форму и содержание обучения ребенка с умственной отсталостью (УО), а так же с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНП), разрабатывается на один год и имеет определенную структуру. Программа определяет необходимую потребность в образовании, уходе, присмотре, включая взаимодействие семьи и школы.

СИПР обязательно согласуется с родителями (законными представителями) ребенка. Эта же группа педагогов проводит диагностику реализации программы в конце учебного года. Они дают рекомендации по организации обучения на следующий период обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *