javascript где писать код
6 редакторов и IDE для работы с JavaScript
Разбираем на примерах, как выбрать редактор кода для JavaScript.
Во-первых, нужна подсветка синтаксиса: названия, операторы и специальные символы должны отображаться по-разному, чтобы можно было быстро прочитать код.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Во-вторых, нужно автодополнение: когда вы вводите название функции или переменной, редактор должен предложить несколько вариантов команд, которые вы, вероятно хотите ввести. Желательно, чтобы он также показывал подсказки к выбранному компоненту — например, необходимые аргументы, тип переменной, краткое описание и так далее.
В-третьих, нужна возможность скрывать отдельные блоки. При работе над большими проектами это полезно, потому что не придётся скролить огромные фрагменты кода, чтобы найти нужный.
Желательно, чтобы подсвечивались ошибки — тогда вы сможете их сразу заметить и исправить:
Хорошими бонусами будут возможность работать с несколькими файлами в одном окне, менеджер проектов, выбор тем, установка плагинов и так далее.
Существует большое количество редакторов, которые соответствуют этим требованиям и подойдут для работы с JavaScript. На чём писать код — личное дело каждого, но у многих возникают проблемы с выбором подходящей программы, поэтому мы составили список из 6 хороших инструментов.
Notepad++
Notepad++ — простой и удобный редактор с открытым исходным кодом. В нём есть подсветка синтаксиса нескольких языков, в том числе и JS, автоматическое форматирование и автодополнение. Присутствует навигация в виде вкладок, файлового менеджера и карты кода.
Доступны работа с разными кодировками, подключение компиляторов, использование плагинов и другие полезные функции. Например, добавив QuickText, вы улучшите встроенное автодополнение.
Notepad++ регулярно обновляется, поэтому в нём быстро исправляют баги и добавляют новые возможности. К сожалению, работает он только на Windows.
Редактор Vim уже давно стал классикой. Многие говорят, что в нём тяжело разобраться, но если уделить этому достаточно времени, пользоваться чем-то другим уже не захочется.
Помимо того, что он соответствует всем выбранным нами критериям, Vim ещё и полностью настраиваемый, поэтому вы можете:
Vim полностью бесплатный и работает на всех платформах, начиная с Windows, MacOS и Linux и заканчивая MS DOS и OS/2.
Microsoft Visual Studio
Microsoft Visual Studio — это IDE, в которой есть всё необходимое для работы с JS. Помимо обычной подсветки синтаксиса и автодополнения, можно также пользоваться дебагером и создавать Unit-тесты.
Однако весит программа достаточно много и систему загружает сильно, поэтому не очень подойдёт для работы на слабых компьютерах.
Месячная подписка может стоить от 45 до 250 долларов в месяц, но есть и бесплатная версия для начинающих разработчиков и тех, кто создаёт программы с открытым исходным кодом. IDE доступна для Windows и MacOS, а на Linux её можно установить с помощью Wine.
Visual Studio Code
170 МБ против 30 ГБ), кроссплатформенная и бесплатная версия Visual Studio. В этом редакторе предустановлена поддержка JavaScript, TypeScript и Node.JS.
Расширения с другими языками можно скачать прямо из Visual Studio Code.
Встроенные дебагер и Git-команды для работы с системой управления версий GitHub позволяют ускорить тестирование и публикацию приложений.
Sublime Text
Sublime Text — это простой кроссплатформенный редактор. Его интерфейс настраивается, а выполнять некоторые действия можно с помощью горячих клавиш.
Также в нём есть поддержка сниппетов, автодополнение, подсветка синтаксиса и навигация. Крутой бонус — автосохранение. Впрочем, он больше нужен новичкам — ведь профессиональные программисты за годы работы вырабатывают привычку сохраняться после ввода каждой команды.
Главный минус Sublime Text в том, что полная версия стоит 80 долларов (лицензия выдаётся на одного пользователя, который может использовать редактор на любом компьютере). В остальном он хорошо подходит
JS-разработчикам.
Гайд для начинающих: как написать JavaScript
Современный интернет немыслим без скриптов. Учимся писать на JavaScript.
Если бы для интернета писали Библию, она начиналась бы так:
Сначала была почта. И увидели инженеры, что это хорошо. И создали они WWW с гиперссылками. И увидели инженеры, что это тоже хорошо. И создали они тогда язык JavaScript для оживления страничек.
Примерно так происходило в реальности. JavaScript придумали, чтобы «оживить» HTML. Скрипты JavaScript пишутся непосредственно в текст HTML или хранятся в отдельных файлах, как и стили CSS. Они выполняются сразу после загрузки страницы в браузер.
Даже сам язык в первое время назывался LiveScript. Потом его переименовали в JavaScript, потому что планировали как-то увязать с языком общего назначения Java. Но сейчас у них нет практически ничего общего, а JavaScript — совершенно независимый язык программирования со своей четкой спецификацией ECMAScript.
Формально JavaScript является торговой маркой Oracle, а этот язык — «расширение» ECMAScript, наряду с JScript от Microsoft и ActionScript, но это скорее заморочки владельцев торговых марок. Главное, что свободный ECMAScript никому не принадлежит.
Со временем сфера влияния JavaScript значительно расширилась. Его начали использовать не только для скриптов на странице HTML, но и для серьезных больших веб-приложений и целых программ, которые работают в браузере. Есть инструменты, чтобы специальным образом «упаковать» эти программы и выполнять их отдельно от браузера. Это компиляторы и интерпретаторы, которые более подробно рассматриваются на обучающих курсах «Java-разработчик» и «Веб-разработчик».
Приложения JavaScript выполняются в любой среде, где есть соответствующий интерпретатор.
Как сделать JavaScript? Написать элементарный скрипт не сложнее, чем простую HTML-страничку, ведь скрипты JavaScript пишутся обычным текстом, то есть их можно создавать буквально в том же «Блокноте», сохраняя потом в отдельных файлах или вставляя в тело HTML-документа. Самые простые вещи на JavaScript делаются действительно просто.
Как написать JavaScript
Для примера сделаем простой скрипт для выполнения сервером сценариев Windows. Этот скрипт можно написать прямо в «Блокноте» и выполнить без браузера.
Пишем этот текст в «Блокноте», затем сохраняем файл под именем skillbox.js и запускаем в «Проводнике» Windows.
alert()
Метод alert() отображает окошко с кнопкой «OK». В окне выводится сообщение, которое указано в скобках. Например, «Привет, Skillbox!». То есть в данном случае браузер делает ровно то же самое, что перед этим делал сервер сценариев Windows.
Эти примеры тоже можно писать в «Блокноте», только сохранять в файлах с расширением HTML. Например, skillbox.htm.
В качестве аргумента alert() можно указать не только конкретный текст, но и результат каких-либо вычислений или обработки других данных. Например, alert(x), где x вычисляется отдельно.
confirm()
Метод confirm() выводит такое же окно с сообщением, но уже с двумя кнопками — «ОК» и «Отмена». В зависимости от того, какую кнопку щелкнет пользователь, метод возвращает либо значение true, либо false. Сервер получает это возвращаемое значение от пользователя и выполняет какое-то действие, в зависимости от ответа.
Синтаксис такой же, только здесь логически предполагается выбор, так что пользователю задают вопрос.
prompt()
Метод prompt() выводит диалоговое окно с сообщением и текстовым полем, куда пользователь вводит данные. Здесь тоже предусмотрены две кнопки «ОК» и «Отмена». По нажатию первой кнопки метод возвращает на сервер введенный текст, а по нажатию второй кнопки возвращает логическое значение false.
Синтаксис здесь такой:
Значение поля ввода необязательно. Туда можно вписать текст, который изначально введен в поле для удобства пользователя.
Возможности современного JavaScript выходят далеко за рамки примитивного ввода-вывода данных через формы. Эти методы мы привели только в качестве самых простых примеров. Кроме этого, JavaScript позволяет реагировать на действия пользователя. Например, на движения мышкой или нажатие определенных клавиш. JavaScript часто используется для обеспечения асинхронной работы ( Технология AJAX), когда информация на странице обновляется без ее перезагрузки. В этом режиме данные отправляются на сервер и загружаются оттуда в интерактивном режиме. Кроме того, JavaScript способен манипулировать с HTML-элементами на странице (создавать и прятать теги и т.д.) и делать многое другое.
Полезные инструменты
Консоль разработчика
Во всех популярных браузерах есть специальная консоль разработчика. Она показывает код скриптов на странице, а также выводит другую полезную информацию. В Chrome, Firefox и IE консоль разработчика открывается по нажатию горячей клавиши F12, в Safari — Ctrl+Shift+I или Ctrl+Alt+C. На скриншоте скрипты отображаются справа вверху, вместе с другими элементами веб-страницы.
Редакторы кода
В дальнейшем для удобного программирования понадобится установить редактор кода или IDE (Integrated Development Environment), интегрированную среду разработки. IDE — это редактор с расширенной функциональностью, который интегрирован с другими полезными инструментами, поддерживает подключение дополнительных модулей и так далее.
Для начала можно рекомендовать один из легких редакторов:
В будущем есть смысл присмотреться к IDE:
Заключение
Инструкторы на курсе «JavaScript с нуля» посоветуют лучшие инструменты и помогут разобраться с любыми вопросами. Это практический 4-месячный курс для тех, кто хочет научиться основам языка сценариев с индивидуальным наставником, разработать фронтенд для интерактивного веб-проекта и положить кейс к себе в портфолио.
Курс идеально подойдет дизайнерам-разработчикам и начинающим программистам, кто уже знаком и умеет разрабатывать страницу на HTML и CSS, но не намерен останавливаться в изучении программирования. Преподаватели практически «на пальцах» объяснят базовые основы синтаксиса JavaScript, научат создавать визуальные интерактивные элементы и помогут разработать первый веб-проект на JavaScript.
Пишет про разработку в Skillbox. Работал главным редактором сайта «Хабрахабр», ведет корпоративные блоги.
Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Hello, world!
Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.
JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.
Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.
Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль
Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:
Вот результат выполнения этой программы.
Вывод сообщения в окне
Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.
Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.
Как начать писать на JavaScript с нуля
Очень сложно представить современные сайты без интерактива с пользователем. Тогда бы они никак не взаимодействовали с нами, а любое нажатие приводило бы к полной перезагрузке страницы. Согласитесь, это очень скучно.
Рассмотрим, из чего состоят веб-странички. HTML (HyperText Markup Language) отвечает за придание странице структуры (показывает, где меню сайта, а где заголовок, логотип или статья) и контента (различные тесты, списки, изображения и т. д.). CSS (Cascading Style Sheets) отвечает за визуальную составляющую страницы: определяет, какого цвета и размера должен быть тот или иной блок, как его оформить и вывести пользователю.
Структура и оформление есть, но где же взаимодействие? Здесь на сцену выходит JavaScript. Виртуальный «диалог» с пользователем — от изменения части содержимого сайта в ответ на действия до современных игр в браузере — реализуется с помощью скриптов JavaScript. Этот язык программирования работает в браузере и позволяет взаимодействовать с веб-страницей в режиме реального времени, оживляя её и предоставляя пользователю обратную связь на все действия.
У JavaScript очень интересная история. Он — реализация стандарта ECMAScript, может работать не только в браузере. Но в статье мы рассмотрим только взаимодействие с браузером.
Создаём самый простой скрипт
В первом задании, которое традиционно выполняет студент при изучении языка программирования, нужно вывести на экран фразу «Hello, world». Это позволяет отработать самый важный аспект — вывод информации пользователю, а также познакомиться с базовой структурой программы. Поступим так же.
Есть множество способов что-то вывести на экран в браузере, но мы выберем самый простой. Откроем «Инструменты разработчика» (Developer Tools) в браузере Chrome. Сделать это можно через сочетание клавиш Ctrl + Shift + I или F12 (Cmd + Opt + I на macOS) или через меню браузера. В Google Chrome нужно нажать на три точки, в других браузерах эта настройка может выглядеть иначе. Далее выбираем пункт «Дополнительные инструменты» и «Инструменты разработчика».
У вас должно появиться примерно такое окно, как ниже. Какой именно сайт выбрать для работы, не важно, можете открыть и GeekBrains.
Нас интересует вкладка Console. В ней могут быть ошибки и предупреждения (красные или жёлтые надписи) — не обращайте на них внимания, они нам не помешают. Выполним задание — выведем «Hello, world» на экран. Для этого нам понадобится команда alert(). Она выводит текст, который передан в круглых скобках.
Обратите внимание на регистр — здесь он имеет значение. Также не упустите кавычки — любой текст мы обязаны обрамлять в двойные или одинарные кавычки.
Мы выполнили первое задание — вывели простой текст на экран.
Учимся писать чуть более сложные скрипты
На экране перед нами статичный текст, что не очень интересно. Хотелось бы больше взаимодействия с пользователем. Что, если мы будем спрашивать имя зашедшего на сайт и здороваться с ним?
Для этого нам нужно познакомиться с концепцией переменных в языках программирования. Переменная — это область в памяти компьютера, в которой хранится какое-либо значение. Мы можем использовать его как угодно.
Для создания переменной в JavaScript нужно применить ключевое слово let. Есть и другие, но не будем так глубоко погружаться в детали.
Требования к именованию переменных:
Создадим простую переменную, поместив в неё имя. Например, Иван.
Обратите внимание: мы объединили слово «привет» и переменную. Здесь имеет значение каждый символ: сначала alert, потом открывающая круглая скобка, которая говорит, что дальнейшие инструкции нужно вывести на экран. Затем кавычки, в которых заключён приветственный текст. Далее знак +, который подсказывает программе, что текст справа от знака нужно объединить с тем, что слева. И завершает это закрывающая круглая скобка.
Мы вывели имя из переменной на экран, но ведь было нужно показать имя, которое сообщит пользователь. Исправим это. Нам понадобится команда prompt(). Она задаст пользователю вопрос — запишем его в круглых скобках. Сохраним в переменную результат выполнения команды prompt().
Мы спрашиваем у пользователя имя, а когда он отвечает, здороваемся с ним. Ничего сложного.
Сохраняем наш первый скрипт
Редактировать и сохранять файлы со скриптами можно с помощью любого текстового редактора. Cамый простой и примитивный — «Блокнот», который поставляется вместе с Microsoft Windows. Есть и специальные редакторы кода, например, Visual Studio Code. В блоге даже выходила специальная подборка редакторов кода JavaScript — выбирайте и дерзайте 🙂
А если хотите извлечь из JavaScript максимум — приглашаем на факультет Fullstack JavaScript-разработки GeekBrains!
Очень сложно представить современные сайты без интерактива с пользователем. Тогда бы они никак не взаимодействовали с нами, а любое нажатие приводило бы к полной перезагрузке страницы. Согласитесь, это очень скучно.
Рассмотрим, из чего состоят веб-странички. HTML (HyperText Markup Language) отвечает за придание странице структуры (показывает, где меню сайта, а где заголовок, логотип или статья) и контента (различные тесты, списки, изображения и т. д.). CSS (Cascading Style Sheets) отвечает за визуальную составляющую страницы: определяет, какого цвета и размера должен быть тот или иной блок, как его оформить и вывести пользователю.
Структура и оформление есть, но где же взаимодействие? Здесь на сцену выходит JavaScript. Виртуальный «диалог» с пользователем — от изменения части содержимого сайта в ответ на действия до современных игр в браузере — реализуется с помощью скриптов JavaScript. Этот язык программирования работает в браузере и позволяет взаимодействовать с веб-страницей в режиме реального времени, оживляя её и предоставляя пользователю обратную связь на все действия.
У JavaScript очень интересная история. Он — реализация стандарта ECMAScript, может работать не только в браузере. Но в статье мы рассмотрим только взаимодействие с браузером.
Создаём самый простой скрипт
В первом задании, которое традиционно выполняет студент при изучении языка программирования, нужно вывести на экран фразу «Hello, world». Это позволяет отработать самый важный аспект — вывод информации пользователю, а также познакомиться с базовой структурой программы. Поступим так же.
Есть множество способов что-то вывести на экран в браузере, но мы выберем самый простой. Откроем «Инструменты разработчика» (Developer Tools) в браузере Chrome. Сделать это можно через сочетание клавиш Ctrl + Shift + I или F12 (Cmd + Opt + I на macOS) или через меню браузера. В Google Chrome нужно нажать на три точки, в других браузерах эта настройка может выглядеть иначе. Далее выбираем пункт «Дополнительные инструменты» и «Инструменты разработчика».
У вас должно появиться примерно такое окно, как ниже. Какой именно сайт выбрать для работы, не важно, можете открыть и GeekBrains.
Нас интересует вкладка Console. В ней могут быть ошибки и предупреждения (красные или жёлтые надписи) — не обращайте на них внимания, они нам не помешают. Выполним задание — выведем «Hello, world» на экран. Для этого нам понадобится команда alert(). Она выводит текст, который передан в круглых скобках.
Обратите внимание на регистр — здесь он имеет значение. Также не упустите кавычки — любой текст мы обязаны обрамлять в двойные или одинарные кавычки.
Мы выполнили первое задание — вывели простой текст на экран.
Учимся писать чуть более сложные скрипты
На экране перед нами статичный текст, что не очень интересно. Хотелось бы больше взаимодействия с пользователем. Что, если мы будем спрашивать имя зашедшего на сайт и здороваться с ним?
Для этого нам нужно познакомиться с концепцией переменных в языках программирования. Переменная — это область в памяти компьютера, в которой хранится какое-либо значение. Мы можем использовать его как угодно.
Для создания переменной в JavaScript нужно применить ключевое слово let. Есть и другие, но не будем так глубоко погружаться в детали.
Требования к именованию переменных:
Создадим простую переменную, поместив в неё имя. Например, Иван.
Обратите внимание: мы объединили слово «привет» и переменную. Здесь имеет значение каждый символ: сначала alert, потом открывающая круглая скобка, которая говорит, что дальнейшие инструкции нужно вывести на экран. Затем кавычки, в которых заключён приветственный текст. Далее знак +, который подсказывает программе, что текст справа от знака нужно объединить с тем, что слева. И завершает это закрывающая круглая скобка.
Мы вывели имя из переменной на экран, но ведь было нужно показать имя, которое сообщит пользователь. Исправим это. Нам понадобится команда prompt(). Она задаст пользователю вопрос — запишем его в круглых скобках. Сохраним в переменную результат выполнения команды prompt().
Мы спрашиваем у пользователя имя, а когда он отвечает, здороваемся с ним. Ничего сложного.
Сохраняем наш первый скрипт
Мы написали программу (скрипт) в консоли браузера. Это было быстро и просто, но не очень практично — такой программой с пользователями не поделишься. Чтобы сделать это, сохраним программу в файл с расширением *.html. Имя можем дать произвольное. Так как HTML подразумевает определённую структуру контента, нужно её отчасти соблюсти, чтобы всё работало. Понадобятся теги и