если различия между сми основаны на различии используемых в них кодов

Если различия между сми основаны на различии используемых в них кодов

76. Для автора вынесение важного компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное предложение, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы — это:
сегментация

77. Для обозначения вновь возникающих явлений, предметов, понятий созданные и заимствованные новые слова называются:
неологизмами

78. Договор, Соглашение, Коммюнике, Нота, Пакт — жанры официально-делового стиля __________________ подстиля.
дипломатического

79. Договоры, справки, контракты, относятся к такому типу записи, как:
трафарет

80. Докладная записка, Заявление, Доверенность, Служебная записка, Акт, Счет, Письмо — жанры официально-делового стиля __________________ подстиля.
канцелярского

81. Единица лексической системы языка, которая обозначает понятие и имеет дефиницию, называется:
термином

82. Если в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, наблюдается немотивированное употребление одних и тех же слов — это:
лексические повторы

84. Если различия между СМИ основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов, то в периодической печати представлена:
двоичная знаковая система: язык в письменной форме и иконические знаки

86. Жанры письменной публицистики можно поделить на:
информационные и воздействующие, оценочные

87. Жанры речи как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, определил:
М.М. Бахтин

88. Зависимость от стилистической характеристики языковых единиц впервые разграничил стили литературного языка
М.В. Ломоносов

Источник

Общая характеристика средств массовой информации

Общая характеристика средств массовой информации

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

— информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);

— комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

— познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

— функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); — гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности»

Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации— с другой.

Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, «рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения,’ способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение — две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова — в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего — зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других — изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка».

Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа» — вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

Источник

Особенности речи в средствах массовой информации

Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена

Особенности речи в средствах массовой информации

Другие рефераты по предмету

1.Средства массовой информации

1.1. Общая характеристика средств массовой информации

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.

Среди функций СМИ обычно выделяют следующие:

информационную (сообщение о положении дел, разного рода фактах и событиях);

комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменении общества или во время проведения массовых социально-политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства); гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, по и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает эстетическим потребностям адресата).

Кроме того, в некоторых работах, посвященных массовой коммуникации, вводится понятие так называемой генеральной функции, «которая представляет собой процесс создания и сохранения единства некоторой человеческой общности, связанной определенным видом деятельности» [16, 49].

Средства массовой информации объединяются и как особый тип коммуникации (дискурса), который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты, теле- или радиоканала) и массовым рассредоточенным адресатом. Необходимо отметить и такую особенность коммуникации в СМИ, как ее обусловленность социокультурной ситуацией, с одной стороны, и способность (в определенных пределах) вызывать изменение этой ситуации с другой.

Различия между средствами массовой информации основаны, прежде всего, на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов. В периодической печати представлена двоичная знаковая система: естественный язык в его письменной (печатной) форме + играющие подсобную роль иконические знаки (фотографий, «рисунки, карикатуры), а также разного рода шрифтовые выделения,’ способ верстки и т. д. Применительно к радио можно говорить, о триаде: устная речь + естественные звуки (шумы) + музыка. В аудиовизуальных СМИ (телевидение, документальное кино) триада преобразуется в тетраду в результате появления такого важного для этих средств массовой информации способа передачи информации и воздействия на аудиторию, как «живое» изображение. Именно благодаря использованию слова в сочетании с изображением возрастает роль телевидения как средства массовой информации: «Слово и изображение две главные знаковые системы, история которых восходит к древнейшему человеку. У каждой системы есть свои преимущества и свои недостатки, которые определяют их роль и место в человеческом общении. Достоинство изобразительных знаков в их большой доступности, ибо они сохраняют в себе сходство с обозначенным объектом. Достоинство слова в способности абстрагироваться от конкретного. На протяжении многих лет неоднократно вспыхивает дискуссия о том, что важнее на телевидении: слово или изображение? Конечно, слово имеет исключительно важное значение в телепередачах, ибо оно несет основную, понятийную информацию. Но не

следует забывать при этом, что телевизионные передачи все же прежде всего зрелище, и не случайно тот, кто воспринимает телепрограмму, называется телевизионным зрителем, а не телевизионным слушателем. Естественно в одних случаях большую роль в передаче информации несет слово, в других изображение. Вероятно, только синтез устного слова и изображения как основных языков может обеспечить телевидению наилучшие коммуникативные возможности. Важно только, чтобы изображение «не молчало», как это часто бывает, и чтобы использовались все знаковые системы: и слово, и изображение, и музыка» [3, 214215].

Периодическая печать, наиболее традиционная разновидность mass media, лишенная многих преимуществ телевидения (иллюзия «живого» общения, наличие «картинки», использование паралингвистических средств, широкие возможности для формирования «журналистского имиджа» вплоть до манеры держаться и внешнего вида), остается тем не менее и сегодня важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия не только на читателя, но и на разные стороны жизни социума.

1.2. Особенности общения с аудиторией радио и телевещания

Для того чтобы понять специфику радио и телевизионной речи, нужно предварительно рассмотреть особенности взаимодействия между выступающим по радио или телевидению и аудиторией этих средств массовой информации. Возможность учёта социально-психологических характеристик при анализе «языка массовой коммуникации», принципиальную зависимость собственно лингвистического поведения от социально-психологического контекста отмечают все специалисты в области массовой коммуникации.

Анализируя особенности общения по радио и телевидению, выделим два ключевых момента: 1) влияние характера радио- и телевизионной аудитории на поведение выступающих; 2) факторы, определяющие привлекательность или непривлекательность образа выступающего в глазах аудитории.

Рассматривая характерные особенности радио- и телевизионной аудитории, отечественный психолог А.А. Леонтьев обратил внимание на ряд психологических трудностей, с которыми не встречается выступающий в «живой» аудитории, но которые возникают у человека во время выступления по радио или телевидению.

Во-первых, коммуникатор не видит своей аудитории, следовательно, он лишен возможности непосредственно регулировать средства воздействия на слушателей, сообразуясь с их реакцией. Чтобы выйти из затруднения, вызванного отсутствием обратной связи, необходимо прогнозировать, представить, как эта невидимая аудитория может реагировать на то, что было сказано. Оптимальный путь такого прогнозирования, по-видимому, предполагает как бы мысленное сужение этой аудитории до «своей», до той, которую коммуникатор хорошо знает.

Во-вторых, радио- и телевизионная публика не просто рассредоточена в пространстве она рассредоточена психологически.» Люди становятся радио- или теле аудиторией случайно, без объединяющего их мотива, интереса, цели. Если обычный оратор имеет дело с людьми, уже заведомо представляющими собой некоторое психологическое единство, то в условиях радио или телевидения публичное выступление требует с самого начала усилий по привлечению внимания слушателей/зрителей, включая специфическое построение самого выступления, особую манеру поведения выступающего, т.е. все, что могло бы их заинтересовать. И хотя иногда интерес может вызвать сама тема выступления или популярность передачи, в которую приглашен выступающий, все-таки чаще всего коммуникатор сталкивается с необходимостью самому «подготовить почву» в умах зрителей или слушателей для восприятия своего выступления.

В-третьих, аудитория телевизионного и радиовыступления практически не поддается «заражению», поэтому манера обращения, сам способ говорить с нею должен отличаться от обычной публичной речи. Восприятие массовой коммуникации, особенно телевидения, очень зависит от той малой группы, в составе которой человек слушает

или смотрит передачу. Интерес к передаче и мнение об ее достоинствах и недостатках складываются обычно как единое мнение семьи или другой группы людей, воспринимающей се совместно. Поэтому выступление должно не только привлекал» внимание (интерес), но и постоянно поддерживать его.

В-четвертых, человек слушает и смотрит радио- и телепрограммы, так сказать, в «мягких туфлях», в домашней обстановке, что не может не влиять на требования как к форме, так и к содержанию выступления. От публичного выступления по радио и телевидению ожидается, с одной стороны, сохранение некоторой отстранённости, а с другой доверительность, неофициальность.

В-пятых, аудитория радио и телевидения гораздо более разнообразна, чем аудитория «живого» публичного выступления. Поэтому выступающий должен ориентироваться на очень разный уровень слушателей/зрителей.

Итак, ясно, что аудитория, с которой, имеет дело выступающий по радио или телевидению, определяет особые требования к его речевому поведению.

Образ выступающего Не менее важным социально-психологическим моментом является

то, как воспринимают самого выступающего зрители или слушатели, какой образ формируется в их представлении. Аудитория, на которую хочет воздействовать оратор, оценивает то, что он говорит, как он говорит и каков сам выступающей. От этой оценки во многом зависит, будет принята или отвергнута предлагаемая информация, как будут поняты передаваемые сообще

Источник

Культура речи и деловое общение. Тест с ответами

1. Выражение, в силу своего постоянного употребления утратившее свою экспрессию, изначально образное это:
• штамп

2. Зависимость от стилистической характеристики языковых единиц впервые разграничил стили литературного языка
• М.В. Ломоносов

3. Намёк на известные исторические события или лица, а также на эпизод или персонаж классической литературы — это:
• аллюзия

4. Выберите подстили, которые можно различить в деловом стиле:
• дипломатический
• собственно официально-деловой (канцелярский)
• юридический

5. Правила ударения в русском языке
• не динамичны

6. С существительными победа, жизнь, успех не сочетается прилагательное неминуемый потому, что сочетаемость их в данном случае избирательна:
• фразеологически связанными значениями

8. Информационное поле — это:
• информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов и событий реального мира и представленный репертуаром тем

9. Языковая единица, имеющая смещенное значение, то есть второй план, просвечивающийся за буквальным значением, — это:
• троп

10. Вид монографии характерен для:
• научного стиля

11. Раскованность, непосредственность и неподготовленность общения являются характерными чертами
• разговорной речи

12. Преимущественное использование усложненных синтаксических конструкций, стандартных клише, отказ от использования личных местоимений и экспрессивных единиц языка характеризует:
• научный и официально-деловой стили

13. Используется в языке газет, радио и телевидения преимущественно
• публицистический стиль

15. Предложение: «Признав необходимым производство экспертизы, следователь составляет об этом постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.», — является примером __________________ стиля.
• официально-делового

17. Деловые письма по функциональному признаку можно разделить на:
• письма, требующие письма-ответа и письма, не требующие письма-ответа

18. Несклоняемые иностранные слова, как “какао”, ” рагу”, “бюро”, “шоссе”, “депо” относятся к роду
• среднему

19. Переписка, которая оформляет экономические, правовые, финансовые и другие формы деятельности, называется __________________ корреспонденцией.
• деловой

20. Употребляющиеся для обозначения лиц женского пола (преподаватель — преподавательница), охватывающие некоторые имена существительные родовые варианты, стилистически
• нейтральны, однако в официальных документах, номенклатурных наименованиях для обозначения лиц женского пола следует использовать существительные мужского рода

23. Такие сочетания, как “изобразить образ”, “приблизиться ближе”, “полностью заполнить” являются примерами
• тавтологии

24. Три группы речений в церковнославянской («словенской») лексике: 1) неупотребительные и «весьма обветшалые», 2) малоупотребительные, но всем понятные, 3) широко распространенные как в памятниках письменности, так и в разговорном языке современников — выделил:
• М.В. Ломоносов

25. Характерны для синтаксиса научного стиля
• усложненные конструкции

26. Функциональная стилистика изучает:
• стилевую дифференциацию речи по сферам использования

27. Аргументированность, точность, логичность, непротиворечивость, характеризуют:
• научный и официально-деловой стили

28. Вид договора характерен для:
• официально-делового стиля

29. В литературный язык не входят:
• диалекты или говоры
• жаргоны
• просторечие

30. В письменном тексте отделение точкой одного или нескольких элементов высказывания для привлечения к ним внимания читателя и придания им нового звучания — это:
• парцелляция

31. Из предложений, найдите те, где употребление всех слов верно:
• Без четко организованной системы управления эти программы не могут быть выполнены
• Данный участок берега нуждается в укреплении
• Он долго не навещал свою мать

32. Несклоняемые аббревиатуры, типа ВВЦ, ООН и т.п. в русском языке
• относятся к тому же роду, что и главное (стержневое) слово

33. Жанры письменной публицистики можно поделить на:
• информационные и воздействующие, оценочные

34. Произведение литературы на злободневную тему, в котором сатирически изображаются негативные явления общественной жизни, — это:
• фельетон

35. В качестве выразительных средств тропы, стилистические фигуры, языковые единицы с эмоционально-экспрессивной окраской широко используются в разновидностях языка:
• литературно-художественной и публицистической

36. Функциональные стили русского языка начинают формироваться в:
• XVIII в. после реформ Петра I

37. В системе русского литературного языка отсутствует __________________ уровень.
• стилистический

38. В основе приоритетного направления, разработанного представителями Пражского лингвистического кружка, в современной функциональной стилистике лежит разделение стилей:
• в зависимости от сферы общения, которую они обслуживают

39. Основанный на фактическом материале и включающий в себя размышления автора по поводу происшедшего события рассказ, а также обобщения социального плана, которые происшедший факт высвечивает, — это:
• очерк

40. Вид повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования, — это:
• аллегория

42. Как пример газетного жанра передовица, — это:
• разновидность информационной статьи

43. Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем — это:
• тавтология

44. Возникающих в управленческой деятельности документы, которые применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, — это:
• деловые письма

45. Из перечисленного, жанром научного стиля, который характерен для устной учебной сферы общения является:
• дискуссия
• лекция
• обсуждение

46. Образность языковых единиц почти всех уровней, широкая метафоричность, использование синонимов всех типов, многозначности, разных стилевых пластов лексики характерно для:
• языка художественной литературы

47. Разновидности выделяющиеся в разговорной речи
• литературно-разговорную, обиходно-бытовую

48. Для автора вынесение важного компонента высказывания в начало фразы и превращение его в самостоятельное предложение, а затем дублирование его местоимением в оставшейся части фразы — это:
• сегментация

49. Очерк в тематическом отношении
• не имеет ограничений

51. К критериям, по которым могут отличаться друг от друга совпадающие или близкие по значению паронимы, из перечисленного относятся:
• лексическая сочетаемость
• синтаксическая функция
• способы управления
• сфера употребления
• функционально-стилевая окраска

52. Вид разговорной речи, так же как и рассказ, являющийся по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации (в том числе память), — это:
• история

53. Сфера обслуживания официально-делового стиля
• письменных официально-деловых отношений

54. Из предложений, выделите те, в которых слова и словосочетания употреблены верно:
• Отношения России и Германии всегда играли важную роль в жизни обоих народов
• Петр I придавал особое значение созданию флота
• Татьяна Михайловна, сестра царя Алексея Михайловича, занимала почетное место при дворе

55. Среди устной лексики в русском языке выделяют лексику
• разговорную и просторечную

56. К ошибкам, нарушающим точность речи, создающим речевую избыточность и многословие, из перечисленных, относятся:
• лексический повтор
• плеоназм
• тавтология

58. В стилях __________________ точность обычно понимается, как адекватность выражаемой мысли ее содержанию и достигается в результате верного словоупотребления, использования терминов и терминологических сочетаний.
• официально-деловом и научном

59. Соединение слов, не совместимых друг с другом __________________, приводит к алогизмам (умный идиот).
• семантически

61. Главная функция разговорной речи — это:
• общение

62. Аллюзии по содержанию подразделяются на:
• исторические и литературные

63. Когда в речи употребляются слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние, — это:
• плеоназм

64. Значительная часть лексики русского языка способна употребляться во всех стилях благодаря нейтральности, и является:
• межстилевой

65. Русский литературный язык выступает в двух разновидностях — это:
• письменная и разговорная

66. Следующие подстили принятые различать в официально-деловом стиле:
• канцелярско-деловой, дипломатический и юридический

67. Выступления на социально-политические, этико-нравственные темы, а также по вопросам научно-технического прогресса — относятся к красноречию
• социально-политическому

68. Следование грамматическим нормам предполагает:
• следование нормам словообразования и словоизменения

70. Сущность стилистического приема такого, как __________________, — это преднамеренное сближение созвучных слов.
• парономазия

71. В русском языке семантические оттенки значения паронимов:
• обычно важны, и замена одного слова другим без нарушения смысла невозможна

72. Стилистики и научная разработка вопросов стиля в России была начата
• М.В. Ломоносовым

73. Беседа журналиста с каким-либо лицом или группой лиц, представляющая общественный интерес и предназначенная для передачи в средствах массовой информации, — это:
• интервью

74. Неполные и простые предложения преобладают в:
• разговорной речи

75. Применяемый в практике управления, самый распространенный вид распорядительного документа, издающийся по основным вопросам внутренней жизни учреждения, а также по кадровым вопросам — это:
• приказ

76. Большинство конструкций в художественном тексте принадлежат к:
• нейтральному стилю

78. Договор, Соглашение, Коммюнике, Нота, Пакт — жанры официально-делового стиля __________________ подстиля.
• дипломатического

79. Намек на известные исторические обстоятельства и тексты содержится в:
• аллюзии

80. Русский литературный язык к разговорной разновидности относит
• тексты, предназначенные для неофициального, непринужденного общения

81. Такая логическая ошибка, как __________________, может возникнуть при неправильном употреблении в речи омонимов и многозначных слов.
• двусмысленность

83. Из перечисленных видов, архаизмами бывают:
• акцентологические
• морфологические
• словообразовательные
• собственно лексические
• фонетические

85. Как композиционный прием дубитация выполняет роль
• зачина

86. Основы современной функциональной стилистики были разработаны:
• Учёными Пражского лингвистического кружка

87. Характерно для жанров официально-делового стиля
• высокий уровень унификации и стандартизации

88. Пуризм — это:
• Неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение

89. Устаревшие названия современных предметов и явлений, вытесненные из активного употребления синонимами, — это:
• архаизмы

90. Из частей композиции текста: зачина, вступления, основной части, заключения и концовки — в речи не может отсутствовать:
• основная часть

92. Преимущественное использование нейтральных единиц языка отличает:
• все стили

93. Такие сочетания, как “лично я”, “свободная вакансия” являются примерами
• плеоназмов

94. Выберите тот знаковый комплекс, который характеризует аудиовизуальные СМИ:
• тетрада

95. Диалекты — это:
• местные разновидности русского языка

96. В создании современного русского языка ведущую роль сыграл(-и):
• А.С. Пушкин

98. Чередование стандарта и экспрессии — неотъемлемая черта
• публицистического стиля

99. Церковнославянский язык
• функционировал в качестве литературного языка до XVIII в

100. Несклоняемые слова, как “авеню”, “салями”, “кольраби” и т.п., относятся к:
• женскому (это исключение) роду

101. Логичность, ясность, сжатость изложения, точность и объективность, стандартность и безoбразность являются специфическими признаками
• научного стиля

102. Употребление терминов и абстрактной лексики характерно для:
• научного стиля

105. К __________________ уровню языка относятся такие пласты существующих в языке вариантов, как произносительные, акцентные, фонематические.
• фонетическому

106. В осуществлении реализации деловой речи схема обусловленности выбора такова:
• типовая официально-деловая ситуация > жанр документа > форма документа > языковое наполнение документа

108. Ирония — это:
• завышение оценки с целью ее понижения

110. Окказионализмы в русском языке широко употребимы в:
• языке художественной литературы и публицистических текстах

111. Такое качество речи, как __________________, обусловливают законы тождества, не-противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.
• логичность

112. Примерно __________________ тысяч слов составляет пассивный запас, включающий и те слова, которые человек знает, но практически не употребляет в своей речи.
• 30

114. Под жанровой формой документа понимаются:
• сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема

116. Перемешивание стилей, обусловленное авторским замыслом, часто наблюдается в:
• художественной литературе

118. В логической организации письменной речи правильное членение текста на абзацы:
• очень важно

119. Аудитория и диалогичность характеризуют:
• публицистический стиль

120. Совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением морфем, слов, предложений, называется:
• орфоэпией

121. Менее требователен к точности стиль:
• разговорный

122. В русском языке в числе стилистически окрашенной лексики выделяют лексику:
• письменной речи

123. Призванное регулировать речевое поведение, качество речи, — это:
• уместность

124. Из перечисленного, видами сочетаемости слов являются:
• грамматическая
• лексическая
• стилистическая

125. Наиболее резким выражением иронии, предельным является:
• сарказм

126. Связанное с необходимостью не только правильно выразить мысль, но и воздействовать на чувства читателя или слушателя довольно сложное явление, представляет собой точность в:
• публицистической и художественной речи

127. К излишне сложным синтаксическим конструкциям, затрудняющим быстрое и точное восприятие речи относятся:
• загромождение предложения придаточными, причастными оборотами и другими обособленными конструкциями
• нанизывание падежей
• нарушение порядка слов в предложении

128. Род таких географических названий, как Сан-Франциско, Токио, Тбилиси и т.п. в русском языке
• определяется родом соответствующего нарицательного имени существительного

129. Единица лексической системы языка, которая обозначает понятие и имеет дефиницию, называется:
• термином

131. Обозначающие лиц по роду занятий слова “рантье”, “буржуа”, “атташе” обычно относятся к роду
• мужскому

132. Заявление, автобиография, доверенность относятся к такому типу записи, как:
• линейная

133. Оценка авторской концепции и Краткое изложение содержания даны в:
• рецензии

134. В языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств принятые — это:
• литературная норма

135. Восходит к __________________ разговорная фразеология.
• различным сферам жизни человека

136. Правила и порядок использования слов и устойчивых выражений (фразеологизмов) языка, в соответствии с их значением и экспрессивно-стилистическими свойствами, определяют нормы
• лексические и лексико-фразеологические

137. Совокупность письменных стилей языка составляют:
• научная и учебная литература
• официально-деловые тексты
• публицистика

138. Из перечисленных фразеологизмов, книжным является:
• манна небесная

139. Адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, содержащий выводы и предложения составителя, документ — это:
• докладная записка

141. К социально-профессиональной лексике следует отнести:
• термины и профессионализмы

143. Диспозитивные нормы
• предполагают возможность выбора одного из вариантов

144. Стилистические средства языка могут выражать:
• отношение говорящего к предмету речи

146. Если различия между СМИ основаны на различии используемых в них кодов, знаковых комплексов, то в периодической печати представлена:
• двоичная знаковая система: язык в письменной форме и иконические знаки

147. Если в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, наблюдается немотивированное употребление одних и тех же слов — это:
• лексические повторы

148. Склоняемые аббревиатуры на согласную, типа ВУЗ, МИД в русском языке
• могут относиться к мужскому роду или относятся к тому же роду, что и главное (стержневое) слово

149. Вышедшие из активного употребления слова в связи с тем, что из жизни ушли понятия, обозначаемые ими, — это:
• историзмы

151. К служебным личным документам относятся:
• заявление и доверенность

152. Интонационно и графически выделенное высказывание, самостоятельное, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения авторской оценки, — это:
• парантеза

153. Видами научно-учебного подстиля являются:
• учебник и учебное пособие

154. Значение собирательности у форм множественного числа одушевленных существительных отмечается в __________________ стиле.
• научном

156. Русский литературный язык — это:
• образцовая форма национального языка

157. Нейтрализации подвергаются согласные звуки русского языка
• парные по глухости-звонкости

158. Являются подстилями официально-делового книжного стиля:
• законодательный, дипломатический, канцелярский

159. Наиболее чуткой к литературной норме является и считается с большим количеством запретов
• академическая словесность

160. Из перечисленных функций, выберите те, которые выделяют среди функций СМИ:
• воздействия
• гедонистическая
• информационная
• комментарийно-оценочная
• познавательно-просветительная

161. Характеризующиеся тождественной лексико-семантической функцией и частичным различием звукового состава неформальной части слова разновидности одного и того же слова варианты, — это:
• лексические

162. Обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины — это:
• спор

163. Художественность, полемичность, ироничность, сатиричность присущи такой разновидности публицистического жанра как:
• фельетон

165. Фразеологизмы и эмоционально-окрашенные слова относятся к:
• стилистическим средствам языка

167. «Тво’рог» и «творо’г», «роди’лся» и «родился’» эти слова являются:
• акцентными вариантами

168. Основные качества вокалической системы в русском литературном языке — это:
• аканье и иканье

169. Предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание качество речи это:
• логичность

170. Уточняющее предложение или словосочетание, добавочное, присоединяемое к уже законченному предложению, — это:
• эпифраз

171. К видам синонимов, из перечисленного относятся:
• контекстные
• семантико-стилистические
• семантические полные
• семантические частичные, выявляющие разные стороны значения
• стилистические

172. Принимаемый некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных задач, стоящих перед данными органами, правовой акт, — это:
• постановление

173. Выражениями и словами типа «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в настоящее время», «посмотрим далее», «с другой стороны», «затем» и подобными — выражается такая связанность частей ораторской речи, как:
• когезия

174. Часто и немотивированно употребленные в одном речевом акте обычные вводные слова или частицы выступают, как:
• слова-паразиты

176. Кодификация норм литературного языка — это:
• закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях

177. Овладение __________________ является лингвистическим условием логичности речи.
• логикой изложения

178. Является основным источником речевых штампов и канцеляризмов такой стиль, как:
• официально-деловой

179. К пассивному словарному запасу неологизмы:
• могут относиться

181. Эллиптические неполные конструкции широко распространены в:
• разговорной речи

182. Практическая стилистика изучает:
• использование различных единиц языка с учетом действующих норм

183. Соблюдение норм __________________ обуславливает чистоту речи.
• языковых и этических

184. Составляют устно-разговорный тип современного русского литературного языка
• публичная и разговорная речь

186. Для обозначения вновь возникающих явлений, предметов, понятий созданные и заимствованные новые слова называются:
• неологизмами

187. По подсчетам ученых современный образованный человек активно употребляет:
• в устной речи примерно 10-12 тысяч слов, а в письменной — 20-24 тысячи

189. «Случились вместе два астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару. Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит; Другой — что Солнце все с собой планеты водит; Один Коперник был, другой слыл Птоломей», — отрывок можно отнести к языку книжного стиля
• художественной литературы

190. Исторически длительный отбор из языковых вариантов, наиболее употребительных единиц — это:
• нормализация

191. Наиболее жестко подчинен законам логики такой стиль речи, как:
• научный

192. Суммируются, подводятся итоги всему сказанному, обобщаются мысли, кратко повторяются основные тезисы выступления, подчеркивается главная мысль и важность для слушателей разобранной темы, намечаются пути развития идей, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи, в такой части композиции текста, как:
• заключение

193. Совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний — результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях, — это:
• информация

196. Этикетные формулы призыва или пожелания содержит такая часть композиции текста, как:
• концовка

197. Антинормализаторство — это:
• отрицание научной нормализации и кодификации языка, основанное на утверждении стихийности развития языка

198. Вводит процесс восприятия текста, психологически подготавливает слушателя к существу речи и такая составная часть композиции, как:
• вступление

199. Содержащие описание и подтверждение тех или иных фактов и событий документы — это:
• справки

200. Следующие подстили характерные для научного стиля
• собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный

201. Вид разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога, — это:
• рассказ

202. Чистоту речи __________________ использование речевых штампов, канцеляризмов.
• нарушают

203. Нормы русского литературного языка
• динамичны, подвижны

204. Функция, доминирующая в научных текстах
• сообщения

205. Решения, приказы, распоряжения, постановления относятся к такому типу записи, как:
• тексты-аналоги

206. По вопросам материально-технического снабжения и сбыта переписка относится к:
• коммерческой корреспонденции

207. СМИ подразделяются на:
• аудиальные
• аудиовизуальные
• визуальные

208. Выберите роды, имеющие отношение к публичному общению:
• академическое
• духовное
• социально-бытовое
• социально-политическое
• судебное

209. А.С. Пушкин говорил, о том, что первые достоинства прозы — это:
• точность и краткость

210. Договоры, справки, контракты, относятся к такому типу записи, как:
• трафарет

211. Из перечисленных фразеологизмов, просторечным является:
• водить за нос

212. Общение, имеющее в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки, — это:
• разговор, направленный на выяснение межличностных отношений

213. Постановление, Закон, Правила, Решение, Договор — жанры официально-делового стиля __________________ подстиля.
• юридического

214. Докладная записка, Заявление, Доверенность, Служебная записка, Акт, Счет, Письмо — жанры официально-делового стиля __________________ подстиля.
• канцелярского

215. К стилистическим средствам языка относятся:
• эмоционально-окрашенные и стилистически маркированные слова, фразеологизмы, суффиксы и формы слов

216. Нормы литературного языка
• складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора

217. Русский литературный язык к книжно-письменной разновидности относит
• все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы

218. Прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо прецедентным фактом — литературным или историческим, — это:
• аллюзия

219. Чаще всего историзмы и архаизмы
• используются в книжном стиле

220. Публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем, — это:
• эссе

221. Общеизвестные выражения — фразеологические обороты, пословицы, поговорки, газетные штампы — вкрапленные в несколько видоизмененном виде — это:
• аппликация

223. Разговоры, происходящие между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например, между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус, относятся к разговорам
• предписывающим

224. Сочетание общественно-политической и разговорной лексики характерно для:
• публицистического стиля

225. То, что каждая мысль в пределах одного рассуждения, одного доказательства, одной теории должна оставаться неизменной, сохранять одно и то же содержание — закон гласит
• тождества

226. Из предложений, найдите те, где употребление заимствованных слов оправдано:
• В своем выступлении депутат отметил частные случаи нарушения регламента в работе парламента
• Вопросы инфляции волнуют каждого человека в нашей стране
• Никакие аргументы не смогли переубедить упрямого спорщика

227. Жанры речи как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями, определил:
• М.М. Бахтин

228. При восприятии письменной речи, построенной по законам устной, человек воспроизводит потом __________________ содержания.
• 90%

229. Такие слова, как __________________ относятся к пассивному запасу литературной лексики русского языка.
• историзмы и архаизмы

230. Разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения); предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); информативный разговор различают по:
• целям общения

231. Б.Н. Головин в своих работах утверждает, что для культуры речи значим только
• Коммуникативный аспект

232. Выберите типы записи текстов:
• анкета
• линейная запись
• таблица
• тексты-аналоги
• трафарет

234. В русском языке, с точки зрения лексического состава, больше:
• разговорных слов

235. Вид письменной разговорной речи, формирующийся общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств, — это:
• записка

236. Включает этикетные формулы, создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления такая составная часть композиции текста, как:
• зачин

237. Наблюдающиеся в произношении и ударении слов ошибки можно выправить в соответствии с рекомендациями словаря
• орфоэпического

239. Ярким средством выразительности является интонация в __________________ стиле.
• разговорном

241. Культура речи изучает:
• совокупность и систему коммуникативных качеств речи

242. При восприятии письменной речи человек воспроизводит потом __________________ полученного сообщения.
• 50%

243. Такие подвиды красноречия, как дидактическое (учительное) и панегирическое (торжественное) выделяют в красноречии
• духовном

244. Определение «Совокупность специальных слов различных областей науки и техники, функционирующих в сфере профессионального общения,» соответствует понятию:
• терминология

245. Стилистика изучает:
• закономерности использования единиц языка в процессе речевой коммуникации

246. В русской лексике М.В. Ломоносов выделил:
• «презренные слова, которые ни в одном стиле употреблять непристойно»
• речения «словенороссийские, т.е. употребительные в обоих наречиях»
• слова собственно русские

247. Выражения и слова, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются:
• профессионализмами

249. Слова, которые выполняют функцию уточнения, способствуют более полной и разносторонней характеристике изображаемого, позволяют выразить тончайшие оттенки мысли в речи, — это:
• синонимы

250. Сформулированное в виде вопроса экспрессивное утверждение или отрицание — это:
• риторический вопрос

251. Выберите признаки, характеризующие литературный язык:
• наличие письменности
• нормированность и кодификация
• противопоставленность устной и письменной форм
• традиционность
• функциональная дифференциация

252. Тип речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации, — это:
• ретроспекция

253. Диспозитивные и императивные нормы различают по степени
• обязательности

254. В русском языке ударение в иностранных словах:
• часто совпадает с ударением в языке-источнике

255. Типы речевого общения, в котором, происходит: а) обмен мнениями по каким-либо вопросам; б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников — для установления типа отношений; в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями — это:
• беседа

256. Вид аннотации характерен для:
• научного стиля

257. Самым бедным и однообразным является язык такого стиля, как:
• официально-деловой

258. Из предложений, выделите те, где деепричастные обороты употреблены верно:
• Имея свободное время, можно многое успеть
• Ознакомившись с результатами исследования, доктор порекомендовал мне продолжать работу
• Отредактировав рукопись, я передал ее главному редактору

259. Имеющего властный характер, акт управления государственного органа изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым этот документ адресован, — это:
• распоряжение

260. Положительные конструктивные единицы, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий, — это:
• клише

261. Употребление диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в:
• языке художественной литературы

262. Выбрать сферы общения, которые характерны для книжного стиля:
• административно-правовая
• научная
• общественно-политическая
• художественная

263. Из перечисленного, основными функциональными стилями в современной лингвистике являются:
• научный
• официально-деловой
• публицистический
• разговорный

264. Впервые свод орфографических законов литературного языка систематизировал и теоретически осмыслил:
• Я.К. Грот

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *