для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Игры для плоскостного моделирования как средство формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов

Такие игры повышают интерес детей к сознательной поисковой работы, вносить в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию наблюдательности, памяти, воображения, обогащает словарный запас школьников, чтобы потом включить их в активную речь.

В основу положен принцип доступности и посильности, т. е. составление из геометрических фигур силуэтные рисунки изображают хорошо знакомые детям изображения фигур животных, птиц, растений и предметов быта, букв, цифр. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность, что способствует более активному и осознанному запоминанию буквы и звука.

Использование игр на плоскостное моделирование в совместной и самостоятельной деятельности педагога со старшими дошкольниками.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений включают в ход как специальный методический материал, так и подручный (кубики, палочки). При этом учитывается цель занятия, время его проведения (режимно-физические возможности ребенка воспринимать).

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании в старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале занятия в старшей и подготовительной к школе группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Игры на плоскостное моделирование наряду с другими воспитатель использует для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе.

Одним из условий реализации таких игр является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом.Для создания всех уровней восприятия: аудиального, визуального и тактильного, необходимо правильное руководство процесса педагогом

Совместная с педагогом деятельность: уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов, мотивирование, создание проблемной ситуации, постановка цели, определение этапов исследования, выдвижение предположений о результатах, их обоснование, проведение эксперимента, фиксация результатов, их обсуждение.

Для обсуждения используются готовые схемы и модели: что делали? что получили? почему?

Далее педагог формулирует общие выводы на основе высказываний детей.

Таким образом, плоскостное моделирования реализует проблемное обучение, которое наилучшим образом готовит детей к школе.

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач, в которых четко очерчен ход игровых действий и чётко выражено обучающая основа.

Формыорганизации разнообразны: игры проводятся со всем коллективом воспитанников, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Такие игры не только развивают математическое представление, но и формирует усидчивость, любознательность, самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, развиваются конструктивные умения и другие полезные качества.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры.

Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

Индивидуальный план работы по самообразованию «Дидактические игры как средство формирования математических представлений» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования.

Интерактивные игры как средство формирования экологических представлений у детей третьего года жизни МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области ДЕЛОВАЯ ИГРА Тема: » Интерактивные.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах» №1. Игра «Назови одним словом» Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом. Материал: Геометрические.

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах в старшей группе» 1.«Что бывает такой формы?» Цель: учить различать фигуры, развивать мышление. Яблоко: какое? — Круглое. Окно: какое? — Квадратное. Что бывает.

Коллекционирование как средство формирования элементарных математических представлений у детей Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии.

Конспект НОД в подготовительной группе «развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах.» Технологическая карта интегрированного занятия. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Тема занятия: Путешествие.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигурРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чугунекова.

Самообразование «Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Самообразование Урмантаевой Венеры Сапаргалиевны воспитателя МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок» Тема: «Развивающие игры, как средство формирования.

Источник

Изучение геометрических фигур с дошкольниками

Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием целенаправленного обучения.

В методических руководствах для педагогов, говорится о том, что введение элементов геометрии в курс дошкольного образования носит пропедевтический характер – ознакомительный характер. Геометрический материал изучается на уровне знания-знакомства. Никакие правила и определения с дошкольниками не заучиваются, дети практически различают геометрические фигуры, сравнивают их, изображают на бумаге.

Геометрический материал в программе дошкольного обучения не выделяется в самостоятельный раздел, он включается в программу каждого года обучения. Изучение геометрических фигур проходит в тесной связи с другими учебными предметами: это рисование и начальные элементы черчения, труд и знакомство с окружающем миром.

Основная часть

Изучение геометрических фигур

Образовательные: показать отличие и сходство и отличие в изучаемых геометрических фигурах, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, учить строить фигуры с помощью трафарета и линейки.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

На первом плакате дети сравнивают количество квадратов, размер, выполняют запись 4 = 4.

На втором плакате нарисовано большое количество геометрических фигур, дети называют их, а потом “раскладывают” по двум мешочкам.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

В программе дошкольного обучения при изучении геометрического материала прослеживается наиболее глубокая связь с арифметикой. В основе этой интеграции лежит возможность установления отношений между числом и геометрической фигурой, что позволяет использовать фигуры при формировании понятий числа, свойств чисел и операций над ними. И, наоборот, использовать числа для изучения свойств геометрических фигур.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Развитие пространственных отношений.

Сравнения по длине полосок. Метод наложения.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Педагогу важно обеспечить разнообразие предлагаемых объектов, которые будут отличаться цветом, размером, материалом, расположением на плоскости. В результате дети смогут сконцентрировать своё внимание на существенных признаках объектов, на основе чего и формируются представления о геометрических фигурах.

Какие методы можно использовать при изучении с дошкольниками геометрического материала?

1. Метод наглядности (рисунки, плакаты, таблицы).

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

2. Практические работы учащихся (моделирование, вычерчивание, измерение, конструирование, вырезывание, работа с шаблонами)

Работа по шаблону. Моделирование.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Конструирование. Дидактическая игра “Танграм”.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Составление квадрата из набора геометрических фигур.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Воссоздание фигур по образцам-контурам

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Выполняя такие задания, ребенок учится анализировать простые изображения, визуально разбивать целый объект на части и наоборот, составлять из отдельных элементов заданную модель, выделять и называть геометрические фигуры.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

3. Метод наблюдений.

Развивающие упражнения сопровождаются изучением свойств геометрических фигур: сторон, углов. Углы: (прямой, тупой, острый).

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

4. Метод сравнения: прямая и отрезок; прямая и кривая линия; овал и круг; прямой угол и непрямой, квадрат и прямоугольник.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Знакомство с измерением отрезков позволяет наглядно иллюстрировать представления о натуральном числе, десятичной системе счисления (сантиметр – единица), об операциях над числами (масштабная линейка как числовой луч, как счетный прибор).

Вычерчивание отрезков заданной длины и измерение отрезков с помощью линейки.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить затем в рисунках, творческих постройках

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Для закрепления знаний и контроля над изученным материалом использую дидактические игры, например игра “Закончи определение и покажи фигуру”

1. Прямая, у которой есть начало и конец, называется… (отрезок).

2. Четырёхугольник, у которого все стороны равны… (квадрат).

3. Какую фигуру мы называем треугольником… (есть три угла).

4. У этой фигуры нет углов (круг, овал).

Практическое задание. Построение треугольника.

Дети, по точкам, при помощи линейки, строят треугольники. Затем, по образцу (на доске) делят линиями на части. Далее ребята должны увидеть количество получившихся треугольников, объяснить и показать наглядно. Это задание носит характер контроля – как учащиеся усвоили знания.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Заключение

Итогом работы по изучению геометрического материала должно быть сформировано умение узнавать и называть геометрические фигуры в окружающей обстановке, на рисунке, правильно находить заданную фигуру в наборе геометрических фигур.

Источник

Геометрия для малышей: как выучить фигуры

Статья из Интернета.

Изучаем геометрические фигуры.

С самых ранних лет используйте в разговоре с ребёнком такие понятия как круглый (мяч), квадратный (табурет), овальный (стол) и т. д. Данный метод особенно эффективно работает, когда ребёнок видит несколько предметов с одинаковым названием, но разной формы и ему нужно выбрать один конкретный предмет. Делать это нужно ненавязчиво. Например, накрывая на стол можно попросить ребёнка дать Вам квадратную тарелку. Или перед сном предложить принести почитать круглую книжку. Вначале, когда ребёнок ещё не умеет самостоятельно определять формы и теряется перед кучей книжек покажите ему какая из них круглая.

Бывает, что разный цвет фигур сбивает ребёнка, помогите ему, уточнив задание: «Собери кружочки всех цветов: и жёлтые, и красные, и синие, и зелёные». Когда ребёнок начинает легко справляться с заданием, добавляем фигуры разных размеров и используем в игре фигуры разного цвета и разного размера.

После этого переходим к следующему этапу.

И верхом мастерства для Вашего ребёнка будет успешное выполнение задания из 3-х составляющих: собрать определённые фигуры, конкретного цвета и размера. Например, синие большие треугольники или красные маленькие овалы.

Самое главное не спешите, переходите к следующему этапу только тогда, когда видите, что ребёнок легко справляется с заданием сам.

Учимся разделять предмет на фигуры. Пространственное воображение.

После 2-х лет у ребёнка начинает формироваться воображение. Ребёнок начинает видеть в различных очертаниях тот или иной образ. В этом возрасте ребёнок может запросто сказать Вам, что вот этот странной формы узор похож на лягушку или собаку. И действительно, приглядевшись, Вы найдёте это сходство.

Выкладывайте из вырезанных цветных картонных фигур различные предметы: домики, машины, корабли и просто красивые узоры.

Развиваем объёмное мышление.

Все родители знают, что маленькие дети просто обожают прятаться «в» и «под» различные объёмные предметы. Куда только они не залезут: в коробки и шкафы, под кровати и столы, строят домики и «штабики» из стульев и покрывал. Не ворчите, а наоборот, поощряйте эти игры. Такие акробатическо-строительные занятия развивают у ребёнка объёмное мышление. Доказано, что дети, которым родители запрещают играть в такие игры сталкиваются в дальнейшем с трудностями в школе при изучении объёмной геометрии.

Дело в том, что сидя, например, в домике ребёнок воспринимает объёмность предмета изнутри, осознаёт тот факт, что у предмета есть внутреннее пространство.

Купите развивающую логическую игрушку-вкладыш в которой нужно вставлять различные фигурки в соответствующие вырезы.

Источник

Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. В этой статье мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

В каком возрасте можно начинать изучать геометрические фигуры?

Многих родителей посещает вопрос, нужно ли маленьким детям знакомиться с геометрическими фигурами. Специалисты считают, что занятия в игровой непринужденной форме оптимально начинать с 1,5 лет. До этого возраста уместно проговаривать ребенку названия форм предметов, с которыми малыш встречается в реальной жизни (например, «тарелка круглая», «стол квадратный»).

Знакомя ребенка с геометрическими фигурами, ориентируйтесь на его реакцию. Если малыш начал проявлять к ним интерес в раннем возрасте (играя с сортером или рассматривая картинки), поощряйте его любопытство.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

В 2 года малыш должен уметь различать:

К 3 года к ним можно добавить:

В более старшем возрасте ребенок может запомнить такие фигуры, как трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда, полукруг. Также дети, посещающие Монтессори-центр «Созвездие», с интересом знакомятся с геометрическими телами.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть малыш проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина. Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше малыш его запомнит.

Для знакомства с формами можно использовать объемные фигуры. Это могут быть делали конструктора, сортера, шнуровки, рамок-вкладышей. Так как в раннем возрасте наиболее развит наглядно-действенный тип мышления, то различные действия с фигурами помогут лучше их запомнить.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Как дети разного возраста воспринимают геометрические фигуры

Операции, которые ребенок может производить с геометрическими фигурами, и то, как он воспринимает формы, зависят от возраста малыша. В соответствии с возрастными особенностями, можно выделить следующие этапы обучения:

В независимости от возраста малыша старайтесь обращать его внимание на формы окружающих предметов и сопоставлять их с известными геометрическими фигурами. Это можно делать дома и на прогулке.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Игры для изучения геометрических фигур

Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Кроме того, для изучения геометрических фигур можно использовать развивающие мультфильмы. Вот один из них:

Выводы

Обучение основам геометрии в дошкольном возрасте является важной частью формирования у ребенка математических и сенсорных представлений. Знакомство с фигурами должно происходить постепенно (сначала простые фигуры – круг, квадрат, треугольник). Чтобы малышу было интересно, занимайтесь изучением геометрических фигур в игровой форме. Вашими помощниками в этом могут стать такие развивающие пособия, как рамки-вкладыши, мозаики, лото, сортеры, наборы геометрических фигур и тел, трафареты. Изучать геометрические фигуры можно и на улице: просто проговаривайте с ребенком, что вы видите вокруг и на какие фигуры похожи эти предметы. Тогда малыш обязательно научится различать геометрические фигуры и запомнит их названия.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур

Заключение

Для всестороннего и гармоничного развития каждого малыша в детском центре «Созвездие» специально создана Монтессори-среда. В процессе свободной работы в ней дети не только знакомятся с основами геометрии, но и развивают свои познавательные процессы, мелкую моторику, учатся писать, читать, считать. Кроме этого Монтессори-среда дает ребенку возможность в полной мере проявить самостоятельность и ответственность. Будем рады видеть Вас и Вашего малыша у нас в центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Методика формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигур анна билык
Методика формирования у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах и форме предметов

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.

Одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе является формирование у них элементарных математических представлений, навыков и умений. Умение правильно определять величину, форму, пространственное положение предметов – одна из составляющих частей фундамента математического развития дошкольника. Освоение детьми основного образовательного содержания курса «Геометрические фигуры и тела» осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.

Методика формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников

Для реализации программных задач в качестве дидактического материала для детей 3-4 лет в группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера.

Еще до проведения систематических занятий педагог организует игры детей со строительным материалом, наборами геометрических фигур, геометрической мозаикой. В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных геометрических фигурах, дать их правильное название. На занятиях детей учат различать и правильно называть геометрические фигуры круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой.

На первом занятии первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий.

Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.

В заключение проводятся два-три упражнения на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат»; «На верхнюю полоску положите один квадрат, а на нижнюю много кругов» и т. п.).

На последующих занятиях организуется система упражнений с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры:

У детей пятого года жизни нужно, прежде всего, закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С этой целью проводятся игровые упражнения, в которых дети группируют фигуры разного цвета и размера. Меняется цвет, размер, а признаки формы остаются неизменными. Это способствует формированию обобщенных знаний о фигурах.

Чтобы уточнить представления детей о том, что геометрические фигуры бывают разного размера, им показывают (на таблице, фланелеграфе или наборном полотне) известные геометрические фигуры. К каждой из них дети подбирают аналогичную фигуру, как большего, так и меньшего размера. Сравнив величину фигур (визуально или приемом наложения, дети устанавливают, что фигуры одинаковы по форме, но различны по размеру. В следующем упражнении дети раскладывают по три фигуры разного размера в возрастающем или убывающем порядке.

На следующем занятии дети получают уже неодинаковые наборы фигур. Они, разбирая свои комплекты, сообщают, у кого какие фигуры и сколько их. При этом целесообразно упражнять детей и в сравнении количества фигур: «Каких фигур у тебя больше, а каких меньше? Поровну ли у вас квадратов и треугольников?» и т. п. В зависимости от того, как скомплектованы геометрические фигуры в индивидуальных конвертах, между их количеством может быть установлено равенство или неравенство.

Выполняя это задание, ребенок сравнивает количество фигур, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие.Приемы при этом могут быть разные: фигуры в каждой группе располагаются рядами, точно одна под другой, или располагаются парами, или накладываются друг на друга. Так или иначе, устанавливается соответствие между элементами фигур двух групп и на этой основе определяется их равенство или неравенство.

С новыми геометрическими фигурами детейзнакомят путем сравнения с уже известными:

прямоугольник с квадратом,

шар с кругом, а затем с кубом,

куб с квадратом, а затем с шаром,

цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом.

Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом обвести ее границу, стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность.

Программой воспитания и обучения в ДОУ предусматривается познакомить старших дошкольников с четырехугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе.

Предложения детей «четырехсторонние», «четырехугольные» нужно одобрить и уточнить, что эти фигуры называются четырехугольниками. Такой путь знакомства детей с четырехугольником способствует формированию обобщения.Можно использовать следующие варианты упражнений на группировку четырехугольников:

отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы;

отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;

отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;

слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину.

Полезно применять и такой прием: детям раздаются карточки с контурным изображением фигур разного размера, и формулируется задание подобрать соответствующие фигуры по форме и размеру и наложить их на контурное изображение. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.

Важной задачей является обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы. Работа по сопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами проходит в два этапа.

На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой давать словесное определение формы предметов.

На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т. д.). Игровые упражнения проводят с целью обучения детей зрительно расчленять предметы на части определенной формы и воссоздавать предмет из частей. Такие упражнения с разрезными картинками, кубиками, мозаикой лучше проводить вне занятия.

Очень важно упражнять детей в комбинировании геометрических фигур, в составлении разных композиций из одних и тех же фигур. Это приучает их всматриваться в форму различных частей любого предмета, читать технический рисунок при конструировании. Из геометрических фигур могут составляться изображения предметов.

Согласно программе в старшей группе следует продолжать формировать у детей преобразованию фигур.

Эта работа способствует:

-познанию фигур и их признаков

развивает конструктивное и геометрическое мышление.

Приемы этой работы многообразны:

одни из них направлены на знакомство с новыми фигурами при их делении на части,

Можно предложить узнать, какие получились фигуры, когда прямоугольник разделили на части, и сколько теперь всего фигур (один прямоугольник, а в нем три треугольника). Особый интерес для детей представляют занимательные упражнения на преобразование фигур.

Таким образом, для развития у ребенка представлений формы надо освоить ряд практических действий, которые помогают ему воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины. Это такие практические действия,как: наложение фигур, прикладывание, переворачивание, сопоставление элементов фигур, обведение пальцем контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенок может узнать любую фигуру, выполняя эти же действия в уме.

Использование задач-головоломок в развитии у детей дошкольного возраста представлений о форме предмета и геометрических фигурах

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте(5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).

Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.

Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек. В начальный период обучения детей 5 лет решению простых задач на смекалку они самостоятельно, в основном практически действуя с палочками, ищут путь решения. Для развития у детей умения планировать ход мысли следует предлагать им высказывать предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и путь решения.

Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, нежели первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат (какие фигуры должны получиться и сколько) и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.

От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям. Дети 6-7 лет могут сами придумывать элементарные задачи на смекалку (головоломки, с палочками). Для этого педагогу необходимо побеседовать с ними о том, как придумываются такие задачи, что в них задано (какая-либо фигура, какое преобразование требуется осуществить (видоизменить фигуру, уменьшить или увеличить количество квадратов, треугольников, прямоугольников).

Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

При систематическом использовании дидактических игр на занятиях и в свободной деятельности у детей не возникает трудностей по формированию представлений о геометрических фигурах. Дети легко ориентируются в названиях фигур и свободно могут их составлять и преобразовывать. Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Использование дидактических игр и упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов «Использование дидактических игр и занимательных упражнений для формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у.

для какого возраста уместно вводить коды свойств геометрических фигурИспользование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни Возможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни ОО ФГОС ДО «Познавательное.

Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.

Методика Дж. Кюизенера как средство развития математических представлений детей дошкольного возраста Эта методика универсальна. Ее применение не противоречит никаким другим методиками, а потому она может быть использована как отдельно, так.

Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей старшего дошкольного возраста У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к се-бе:.

Занимательные упражнения, как средства формирования элементарных геометрических представлений ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Чугунекова.

Особенности формирования представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования представлений о дружбе среди детей остается актуальной и в наши дни. Ребёнок, который мало общается со сверстниками.

Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста В последнее время мы все чаще слышим о детской жестокости и агрессивности. Мы видим это в новостях, читаем в газетах. В просторах Интернета.

Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста Слайд 1 Позвольте представить результаты исследования на тему: «Экологическая тропа как средство формирования экологических представлений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *