что написать начинающему программисту
Программирование для начинающих: как стартовать и куда двигаться?
Бывает, что человек, совсем не связанный с IT, проникается интригующей красотой этой сферы и ставит себе задачу постепенно освоить программирование с нуля. И тут он зачастую просто теряется, не понимая, с чего начать, и нуждаясь в хорошем фундаменте и системном подходе.
Я, будучи недавно в такой же ситуации, гуглила, искала мануалов на Хабре (кое-что нашла: Десять советов начинающим программистам, Начинающему программисту про стартапы и не только…), но в итоге всё же была вынуждена обратиться за советом к одному хорошему человеку, который составил для меня вот такой план. С разрешения этого человека размещаю данный план на Хабре – вдруг он пригодится и кому-то ещё. (Тем более, что перечисленные книги относятся к «золотому фонду» литературы в данной сфере и проверены временем.)
UPD: Новичкам советую обратить внимание на комментарии — там активно и аргументированно корректируется этот план.
Нортон «Программно-аппаратная организация IBM PC»
Эта книга, несмотря на свою давность, относятся к тем, что пока отнюдь не устарели. Как новичок подтверждаю – повествование вполне понятно и для почти полного чайника в IT.
Гук «Аппаратные средства IBM PC»
А эту книгу стоит прочитать «поверх» – она расскажет о том, как дела в данной сфере обстоят сейчас.
Морс, Алберт «Архитектура микропроцессора 80286»
Почему тут берётся за основу именно микропроцессор 80286 – станет понятно по изучении трудов первого этапа.
Гук «Аппаратные интерфейсы ПК»
Гук «Интерфейсы устройств хранения»
Этап III. Операционные системы
Таненбаум «Архитектура компьютера»
Колисниченко, Аллен «Linux: полное руководство»
От общей теории переходим к изучению конкретной операционной системы – на примере Linux.
Немет, Снайдер, Хейн «Руководство администратора Linux»
Этап IV. Собственно программирование
Керниган, Ричи «Язык программирования С»
Почему первым для освоения выбран именно язык Си? Как мне рассказали знающие товарищи, он поможет достичь правильного «программистского мышления», чего было бы сложно достичь, начиная изучение, скажем, с Паскаля. Кроме того, язык Си по-прежнему используется в наши дни и подходит как для прикладного, так и для системного программирования.
Кнут «Искусство программирования»:
Том 1. Основные алгоритмы
Том 2. Получисленные алгоритмы
Том 3. Сортировка и поиск
Бентли «Жемчужины программирования»
Зачем осваивать эти труды? Как уже отмечали на Хабре – «наверное, нигде больше, чем в айти, не изобретается такое огромное количество велосипедов». Данные книги помогут этого избежать – и попутно будут прививать умение писать не просто код, а хороший код.
Ну а для затравки можно прочесть небольшой цикл лекций «Культура программирования» (автор – А. Бабий). Он помогает начинающим программистам понять, что их деятельность не будет проходить в вакууме, а неизбежно включит взаимодействие с другими программистами, с заказчиками и пользователями (а также включит необходимость копаться потом в своих собственных или в чужих программах).
Закономерный вопрос новичка: сколько времени займёт изучение всего этого? По прогнозам моего советчика, у человека, который может тратить на изучение программирования только вечера и выходные, на прочтение и осмысление литературы первых трёх этапов уйдёт полгода-год. На четвёртый этап тоже даётся год – чтение должно сопровождаться практикой по самостоятельному составлению программ. Как получится на самом деле – время покажет.
Буду крайне благодарна за ваши советы и уточнения.
Где новичку в программировании найти упражнения и идеи для проектов?
Авторизуйтесь
Где новичку в программировании найти упражнения и идеи для проектов?
Обучение программированию начинается с маленьких шагов. Понятно, что для начала нужно изучить синтаксис и концепцию выбранного языка. Но не менее важным является и оттачивание мастерства в составлении алгоритмов и решении программистских задач. В этой статье перечислены ресурсы, на которых собраны всевозможные задачи и идеи для собственных проектов.
Здесь можно найти список из более чем 100 идей для проектов, которые вы можете реализовать. Список предназначен для Python, но идеи можно выполнить и в других языках. В нём есть и не совсем серьёзные проекты, и хорошие упражнения для практики. Список крайне рекомендуется к ознакомлению и выполнению новичкам.
А здесь вы найдёте список из 49 клонов игр, которые вы можете написать. Выбор зависит от уровня сложности.
13–15 декабря, Онлайн, Беcплатно
Хотите создать что-то новое? Посмотрите Idea Machine и The Internet Wishlist, где люди публикуют свои пожелания по программам, которые они хотели бы увидеть.
Если хотите практических упражнений, то пройдитесь по данному списку сайтов/ресурсов:
Общие упражнения:
Задачи из олимпиад по программированию:
Под определённые языки:
Итак, вам на выбор дан список ресурсов для оттачивания своих навыков программирования. Для начала этого более чем достаточно. Если вы серьёзно проработаете хотя бы один из них, то это уже сделает из вас если не матёрого, то вполне крепкого разработчика, способного уверенно принимать серьёзные вызовы в программировании.
Еще список проектов, на чем потренироваться
«Мастер совершает больше ошибок, чем новичок — попыток»
Прошлый список тренировочных проектов набрал 50к прочтений и 600 добавлений в избранное. Вот еще один список интересных проектов для практики, для тех кто хочет добавки.
1. Текстовый редактор
Цель текстового редактора — уменьшить усилия пользователей, пытающихся преобразовать их форматирование как валидную разметку HTML. Хороший текстовый редактор позволяет пользователям форматировать текст по-разному.
В какой-то момент каждый использовал текстовый редактор. Так почему бы не создать его самостоятельно?
2. Клон Reddit
Reddit — это агрегация социальных новостей, рейтинг веб-контента и сайт для обсуждений.
Reddit — занимает большую часть моего времени, но я продолжаю зависать на нем. Создание клона Reddit — это эффективный способ изучения программирования (при одновременном просмотре Reddit).
Reddit предоставляет вам очень богатый API. Не упускайте какие-либо функции и не делайте как попало. В реальном мире с клиентами и покупателями, вы не сможете работать как попало, или вы быстро потеряете работу.
Умные клиенты сразу же догадаются, что работа выполняется плохо, и найдут кого-то другого.
3. Публикация пакета NPM с открытым исходным кодом
Если вы пишите код на Javascript, скорее всего, вы используете менеджер пакетов. Менеджер пакетов позволяет повторно использовать существующий код, который написали и опубликовали другие люди.
Понимание полного цикла разработки пакета даст очень хороший опыт. Есть много вещей, которые вам нужно знать при публикации кода. Вам нужно подумать о безопасности, семантическом управлении версиями, масштабируемости, соглашениях об именах и обслуживании.
Пакет может быть любым. Если у вас нет идеи, создайте свой собственный Lodash и опубликуйте его.
Наличие чего-то, что вы сделали в Интернете, ставит вас на 10% выше других. Вот некоторые полезные ресурсы об открытых источниках и пакетах.
4. Учебный план freeCodeCamp
freeCodeCamp — это некоммерческая организация. Она состоит из интерактивной обучающей веб-платформы, онлайн-форума сообщества, чатов, публикаций Medium и местных организаций, которые намереваются сделать доступным для всех изучение веб-разработки.
Вы будете более чем квалифицированы для своей первой работы, если вам удастся завершить весь курс.
5. Создайте HTTP-сервер с нуля
Протокол HTTP является одним из основных протоколов, по которым контент попадает в Интернете. HTTP-серверы используются для обслуживания статического контента, такого как HTML, CSS и JS.
Возможность реализовать протокол HTTP с нуля расширит ваши знания о том, как все взаимодействует.
Например, если вы используете NodeJs, то вы знаете что Express предоставляет HTTP-сервер.
Для справки, посмотрите, сможете ли вы:
6. Десктопное приложение для заметок
Мы все делаем заметки, не так ли?
Давайте создадим приложение для заметок. Приложению необходимо сохранять заметки и синхронизировать их с базой данных. Создайте нативное приложение с помощью Electron, Swift или чего-то еще, что вам нравится, и что подходит для вашей системы.
Не стесняйтесь сочетать это с первым челленджом(текстовый редактор).
В качестве бонуса попробуйте синхронизировать десктопную версию с веб-версией.
7. Подкасты (клон Overcast)
Кто не слушает подкасты?
Создайте веб-приложение со следующими функциями:
8. Захват экрана
Привет! Я снимаю свой экран прямо сейчас!
Что нужно сделать, чтобы стать хорошим программистом
Нельзя стать хорошим разработчиком, если не создавать проекты. Но никто не должен решать за вас, какие проекты вам подходят.
Чтобы стать хорошим разработчиком, нужно пройти определённый путь и написать несколько проектов. В этой статье мы поразмышляем о том, какой путь правильный, какие проекты точно нужно выполнить и как не стать жертвой чужого влияния.
Инструкция, которая подойдёт каждому
Часто можно наткнуться на публикации, в которых новичкам предлагают выполнить конкретные проекты: TODO-листы, блоги, методы сортировки и их визуализаторы и прочее. Выполнишь — станешь профессионалом.
Я считаю, что программист никому ничего не должен (разве что заказчику, который уже внёс предоплату). Каждый разработчик, даже новичок, должен сам определить, что он будет делать и какой путь пройдёт.
Давайте я объясню, почему нельзя делать проекты под копирку.
Пишет о программировании, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.
Это неинтересно
Многим разработчикам действительно комфортно делать такие приложения, потому что это уже протоптанная дорожка и можно найти кучу материалов по этой теме.
Но они сразу их бросят, когда поймут, что выросли достаточно, чтобы начать что-то более серьёзное. Зачем цепляться за проект, который вы начали только потому, что он простой?
Я считаю, что браться за что-то стоит только в том случае, если вы искренне заинтересованы в этом и горите идеей. Тогда у вас будет эмоциональная связь с проектом.
Конечно, ненавидеть своё детище будете в любом случае — с каждым днём будете всё яснее понимать, что делали фигню. Что вообще всё тут надо сжечь и переписать.
Если нет эмоциональной связи, то вы теряете интерес и бросаете проект, чтобы начать что-то другое и на этот раз сделать всё правильно. А потом делаете то же самое с новым проектом. И с ещё одним / двумя / пятью / десятью / пятьюдесятью. Разумеется, вы получите опыт, но вместе с ним — и груз в виде брошенных проектов.
Это несложно
В каждом проекте должен быть вызов. Всем кажется, что создать TODO-лист просто. Поэтому если бросить его, то потом всю жизнь придётся корить себя за то, что не справился с таким пустяком.
Если же изначально брать что-то очень сложное, то в любом случае вы останетесь победителем. Справились — отлично, теперь вы знаете, что можете работать над сложными проектами. Не получилось — тоже хорошо, такой опыт не на каждой задаче получишь.
Это неэффективно
Какой толк от 100500 одинаковых приложений? Нужно учить программистов не делать что-то под копирку, а создавать новое. Или хотя бы решать проблемы.
Это поможет стать более ценным специалистом. Потому что вы будете понимать, что нужно бизнесу, и всегда сможете запрограммировать как надо или предложить альтернативу.
Например, заказчику нужно на сайте изменить какую-то надпись. Допустим, поменять сообщение, которое уведомляет об использовании cookies, или заменить на сервере файл политики конфиденциальности.
Обе задачи на 5 минут: 3 минуты, чтобы запустить редактор кода и FTP-клиент, по одной минуте на каждую задачу.
Но если подумать, то можно найти решение лучше. Например, можно предложить заказчику добавить новые настройки в панель администратора, чтобы он мог выполнять такие мелочи самостоятельно.
Тогда вы сможете тратить своё время на что-то более полезное, а не отвлекаться 10 раз, потому что в надписи, которую вы добавили, была опечатка.
Не создавайте программы — создавайте решения!
Это нереально
Часто подборки проектов для новичков никак не связаны с реальной жизнью. Да, вы получите навыки выполнения каких-то общих вещей. Но не будете знать, как это устроено в определённой сфере.
Можно выполнить 500 абстрактных проектов, но какой в этом толк, если вы так и не узнаете, что от таких проектов требуют заказчики?
Раз проекты неинтересны, а их создание не приносит пользу, то они должны хотя бы отражать реальность. Да, новичку может быть сложно взять такой проект у реального заказчика. Но именно это и нужно попытаться сделать.
Вам придётся работать в жёстких условиях, чтобы довести проект до конца, но зато этот опыт будет самым ценным и реальным. Ну и, разумеется, вы научитесь общаться с клиентами.
Напоследок
Главное, что я хочу донести, — не нужно думать, что вы должны пройти строго определённый кем-то путь, чтобы стать профессионалом. Вам действительно нужно изучить конкретные подходы и инструменты, но как это сделать, решаете вы сами.
Главное, чтобы путь был интересен вам, а не кому-то из интернета. Беритесь за то, что интересно, даже если это кажется очень сложным или невыполнимым. Главное — довести до конца хотя бы один-два проекта.
Например, если вы хотите создавать игры, записывайтесь на курс по Unreal Engine 4. Это крутой, но сложный движок, а чтобы раскрыть его полный потенциал, нужно изучить C++.
Зато результат ваших усилий будет стоить того. Особенно ясно вы это поймёте, когда к концу курса закончите несколько проектов, которые не стыдно будет показать друзьям.
10 лучших идей C++ проекта для начинающих
Самая популярная IDE для C++, Visual Studio используется практических во всех проектах. Вы также можете писать свои программы и в текстовом редакторе, например в блокноте, и компилировать проект с помощью компилятора GCC.
Некоторые характерные особенности C++:
Как вам помогут эти проекты?
Чтобы попрактиковаться в изучении C++, вы можете выполнять множество проектов от простого до продвинутого. Каждый из этих проектов научит вас чему-то новому, чтобы вы были знакомы с наиболее важными темами, которые всегда будут вам полезны при создании реальных проектов.
1. Система входа и регистрации
Это один из самых простых проектов, с которого можно начать изучение файловых систем на C++. Проект включает в себя процесс регистрации пользователя путем запроса имени пользователя и пароля. После успешной регистрации создается пользовательский файл с учетными данными.
Если пользователя не существует, при входе в систему будет показана ошибка. Вы также узнаете, как использовать Visual Studio для создания простого проекта.
2. Система аренды автомобилей
Это популярный проект, который очень полезен для изучения событий клавиатуры, функций даты и времени и реализации системы входа на C++. В программе есть отдельные меню для администратора и других пользователей.
Существуют также методы расчета стоимости проезда на основе времени и расстояния, включая отображение сведений об автомобиле, доступности и т.д.
Вы можете попробовать другие проекты, такие как управление музыкальным магазином, бронирование автобусов или система бронирования железнодорожных билетов, по тем же принципам, что и выше.
3. Система инвентаризации книжного магазина
Это простой проект, в котором система поддерживает хранение книг в книжном магазине. Если клиент покупает книгу, количество книг уменьшится; если добавляется книга, то же самое обновляется. Обратите внимание на использование указателей.
Вы можете изменить код, чтобы добавить идентификатор книги и выполнить поиск на основе идентификатора книги или выполнить поиск с использованием только одного параметра, дающего несколько результатов, и так далее.
4. Система управления отчетами студентов
Благодаря этому проекту мы можем многое узнать о потоках ввода / вывода и системе управления файлами C++. Программа собирает данные об учениках, такие как имя, номер списка, оценки по каждому предмету, и вычисляет их оценку. Это простое консольное приложение.
Обратите внимание, что в этом проекте мы фокусируемся только на правильных входных данных, и вы можете улучшить его для обработки неправильных входных данных.
5. Игра в угадывание номеров. Казино
Это интересный проект, в котором мы узнаем о библиотеке, используемой для случайных чисел: cstdlib. Программа запрашивает сумму ставки, а затем предлагает пользователю угадать число при выпадении. Если сгенерированное случайное число совпадает с вводом пользователя, он выигрывает, в противном случае вычитаются деньги.
Пользователь может продолжать играть до тех пор, пока не проиграет всю сумму, которую вложил изначально.
6. Судоку
Все мы знаем о популярной игре судоку, в которой нам нужно расположить числа от 1 до 9 так, чтобы они появлялись только один раз в строке и столбце сетки 9×9.
Программа использует концепцию поиска с возвратом. В этой программе мы жестко запрограммировали начальные значения, но вы также можете получить тот же ввод от пользователя.
Взгляните на программу, выполните и увидите результаты:
7. Валидатор кредитных карт
Это простой проект, который использует алгоритм Луна (Luhn algorithm) для проверки кредитной карты пользователя. Программа работает со всеми популярными картами, такими как Visa, Amex, MasterCard и т.д.
Алгоритм Луна делает основные проверки; например, карта Visa должна начинаться с 4, а затем переходить к сложным вычислениям с помощью цифр. Это хорошая программа для изучения, потому что большинство транзакций электронной коммерции требуют проверки кредитной карты.
8. Игра в «вертолетик»
Для всех детей 90-х это была одна из самых любимых игр, и ее очень легко было реализовать! В этом проекте мы будем использовать графику SDL.
Игра заключается в том, чтобы двигать вертолет вперед, не касаясь препятствий. Игрок должен управлять игрой с помощью клавиш, и, удерживая клавишу, вертолет перемещается, а при отпускании вертолет он сбивается.
9. Использование графики для рисования и перемещения фигур
В этой графической программе вы научитесь делать машину, а затем заставлять ее двигаться с помощью графики. Это простая программа, написанная с использованием Turbo C ++; однако эта же программа будет работать и в других IDE, например в Dev C++, Code::Blocks и Visual Studios. Для работы программы вам необходимо подключить файл graphics.h.
10. Простая анимация для гонки «с пьяным человеком» от начала до конца.
Это интерактивное консольное приложение для анимации, в котором выбранный вами персонаж (любая буква от a до z) будет забавно перемещаться от начала до финиша. Если он завершает гонку в пределах указанного счетчика (в нашем случае 1000000), то мы печатаем конкретное сообщение.
Заключение
В этой статье мы обсудили некоторые важные проекты начального и среднего уровня. Если вы правильно следовали коду, вы должны получить точные результаты.
Хотя Visual Studio предлагает множество функций, для ее загрузки требуется время.
Проекты будут работать на любой IDE. Сообщите нам, какие из проектов вы пробовали, в разделе комментариев!