что делает скрипт в кино

Профессия скрипт-супервайзера

Съемка фильма или съемка видеоролика – это трудоемкий процесс, требующих больших усилий, самоотдачи от всех членов съемочной команды. В огромном «котле» кинопроизводства варится большое количество людей и у каждого есть своя немаленькая роль. Рассмотрим роль помощника режиссера по сценарию – скрипт-супервайзера.

Скрипт-супервайзер – человек, обладающий талантом проявлять внимание к деталям, мелочам, происходящим на съемочной площадке. Незаменимый человек, обладающий фотографической памятью, талантом схватывать все на лету, запоминать информацию.

Что же именно делает скрипт-супервайзер? Он помогает режиссеру, делает разбивку сценария, отмечает сколько экранного времени займет каждая сцена, следит за соблюдением времени для съемки той или иной сцены, общим хронометражем фильма. Обычно этот человек фиксирует информацию на бумаге, готовые сцены, количество дублей, отмечает удачные дубли, которые впоследствии будут использованы в монтаже. Скрипт-супервайзеру необходимо следить за сценарием (некоторые учат его наизусть), особенно обращать внимание на спонтанные диалоги, которых обычно нет в сценарии. Скрипт работает вместе со вторым помощником оператора, который выполняет роль «хлопушки». Перед началом съемки новой сцены говорит номер кадра и дубль. Помощник режиссера по сценарию обязан знать нумерацию всех сцен и дублей. Это необходимо для соблюдения монтажности. Важно, чтобы все планы следовали один за другим, соблюдались все мелочи, нюансы. Например, в одежде. Скрипт-супервайзер обращает внимание на героев при съемках в разных локациях и в разные дни. Элементы одежды должны соответствовать друг другу: застегнутые пуговицы, повязанный шарф, мокрые волосы у героя после дождя. Скрипт обязан наблюдать за погодой на съемочной площадке. Обычно сцены в кино не снимают последовательно, важно следить за тем, чтобы на экране герой после того как в предыдущей сцене получил фингал, то в последующих сценах на его лице должен быть след от удара. Одним словом, скрипт-супервайзер незаменимый помощник режиссера продакшн студии или режиссера кино, который постоянно следит за тем, что происходит на съемочной площадке, улавливает каждую мелочь, несоответствия по сценарию, помогает фильму стать гармоничным, логически правильным.

Источник

Кто такой скрипт-супервайзер

В какой-то момент мы все замечали в фильме сюжетные дыры. Тот факт, что вы не видите сотни из них, объясняется тем, что продюсеры нанимают кого-то, чтобы обратить внимание на детали сценария. Этот человек на съемочной площадке — скрипт-супервайзер. Мы постараемся кратко рассказать о том, чем же он занимается на съемочной площадке.

Кто это

Скрипт-супервайзер – профессия, которая играет важную роль в создании фильма, но чаще неизвестна широкой публике. Формальное для него определение – ассистент режиссера по работе со сценарием.

Что делает

Скрипт-супервайзер — незаменимый помощник режиссера, который постоянно следит за тем, что происходит на съемочной площадке. Улавливает каждую мелочь, несоответствия по сценарию, помогает фильму стать гармоничным и логически правильным. Специалист отмечает сколько экранного времени займет каждая сцена, следит за соблюдением времени для съемки той или иной сцены, общим хронометражем фильма. Фиксирует количество дублей и самые удачные из них, которые впоследствии будут использованы на монтаже.

Как только начинаются съемки, он внимательно следит за происходящим, чтобы убедиться, что ни один диалог не пропущен, а действия актеров совпадают со сценарием. Если персонаж фильма проливает напиток на свою одежду, а через мгновение появляется в баре в чистой рубашке — это ошибка, которую очень любят подмечать блогеры на YouTube.

Скрипт-супервайзер — очень интересная и сложная профессия, ведь очень важно заметить проблему раньше, чем с ними столкнутся другие.

Источник

Что делает скрипт в кино

«Script-girl- это фея. Через моё плечо она следит за каждой деталью терпеливо, неустанно и неумолимо. Она освобождает меня от страха допустить непоправимую для монтажности фильма ошибку». Роман Полански.

что делает скрипт в киноДля того, чтобы понять, что представляет собой профессия скрип-супервайзер, необходимо осознавать, что любой фильм по разным причинам снимается не в той последовательности сцен, которая заложена в сценарии, а в разнобой. В связи с этим, по итогам съемок может возникнуть проблема: при наличии большого количества замечательно отснятого материала, полноценной картины не получится из-за отсутствия монтажности. А монтажность – это логическая совместимость двух следующих друг за другом кадров.

Скрипт – участник съемочной группы, который следит за монтажностью киноленты, документируя и упорядочивая снимаемый киноматериал. “Память” режиссёра и продюсера, связующее звено между режиссером и монтажером.

Cкрипт просчитывает хронометраж и хронологическую последовательность фильма, участвуя в процессе создания киноленты уже на этапе подготовки, что позволяет знать фильм в малейших подробностях и обеспечивать сохранность его внутренней прогрессии. Скрипт должен владеть всей информацией о предполагаемой последовательности времени в киноленте: место в истории, час дня и т.д. Согласовывать с режиссером и главами департаментов все логические переходы в сценарии и исправлять логические ошибки, если таковые были выявлены. Благодаря скрипт-супервайзеру возможно недопущение « киноляпов ».

Профессия скрипта в истории кино, по существу, была создана американским сценаристом Sarah Y. Mason на съемках фильма «Аризона» в 1918 году.

Традиционно эта профессия считается женской, но в последнее время стала приобретать популярность и среди мужчин. Широко используется в практике зарубежного кино.

Источник

Скрипт-супервайзер: Константин Тищенко

Скрипт-супервайзер «Нелюбви» и «Левиафана» рассказывает о специфике своей работы: спектр задач, необходимые навыки, отношения в команде и важность деликатности и «занудства». Бонус — совет, как новичку попасть на съемочную площадку.

Задачи скрипт-супервайзера

что делает скрипт в кино

Спектр задач скрипт-супервайзера очень широк. Более того, я встречал коллег, которые свои задачи видят по-разному и исполняют их, вероятно, тоже по-разному. Формально мы отслеживаем монтажность по всем составляющим: грим, костюм, освещение, реквизит, положение актера. Второе — следим за текстом, то есть так называемым «покрытием сценария», когда ты должен не пропустить ни одной реплики и ни одного сюжетного элемента. Кроме того, я веду монтажные карточки. Поскольку единого шаблона нет, разные скрипт-супервайзеры используют разные их вариации. В своих я записываю все данные операторской техники (оптика, диафрагма, фильтры), за что мне, кстати, всегда благодарны CG-супервайзеры. Плюс, конечно же, все комментарии режиссера и все замечания о том, что случилось неправильного в кадре: например, если что-то нужно зачистить компьютерной графикой.

Роль скрипт-супервайзера в подготовительном периоде

что делает скрипт в кино

Во время подготовительного периода я разбираюсь в сценарии и в КПП, вытаскивая какие-то важные для себя элементы. Очень полезны читки, потому что на них ты записываешь те режиссерские решения, которых нет в сценарии. Я стараюсь подключаться к фильму как можно раньше, хотя в нашем кино могут прикреплять людей к проекту за две недели, а то и за неделю до начала съемочного периода. Это не очень правильно, особенно если речь идет о сложнопостановочном проекте.

Начиная фильм, я стараюсь немного выходить за рамки обязанностей скрипт-супервайзера, занимаюсь форматированием сценария в американский стандарт, разбиением на сцены и производственным анализом. Например, на «Нелюбви» я работал с самого начала проекта и также занимался работой, не относящейся к тому, что обычно делает скрипт-супервайзер — в качестве оператора снимал актерские пробы, готовил разрезки для них же, снимал процесс выбора объектов, проб грима и работы над сценарием для будущего фильма о фильме. Все это помогло шире увидеть весь замысел и понять, чего хочет режиссер, а кроме того — изучить сценарий, который к моменту съемок я знал просто наизусть. Такой подход совмещения работы скрипт-супервайзера с какими-то еще обязанностями я считаю глубинно правильным. Но, конечно, он не всегда возможен.

Роль скрипт-супервайзера на постпродакшне

Взаимодействие скрипт-супервайзера с командой

что делает скрипт в кино

Прежде всего, скрипт-супервайзер взаимодействует, конечно же, с режиссером. Но вообще приходится работать со всеми цехами: художник по костюмам, художник по гриму, ассистент по реквизиту, в наименьшей степени — со звуком. Важно понимать, что все цеха ведут свои записи, но у всех случаются ошибки. И вот моя роль как раз состоит в том, чтобы эти ошибки выявить и не допустить. Отсюда и взаимодействие с каждым из них. Важнейшая вещь здесь, конечно, — это взаимопонимание. Часто начинается с того, что ты приходишь на площадку, а цеха не знают твоей профессии и воспринимают тебя как чужака, который лезет в их работу. «Кто ты, зачем ты здесь и почему ты лезешь в мое дело», — это абсолютно естественная реакция, и я на нее не обижаюсь. Далее начинается плавная притирка, устанавливаются какие-то приятельские взаимоотношения и в итоге все становится хорошо. По крайней мере, у меня еще не было проектов, из которых мы бы вышли с недопониманием. Главное — действовать аккуратно. В вашей статье о скрипт-супервайзерах приведена совершенно верная цитата о том, что указывать на ошибку можно только в форме вопроса. Это правильно, потому что, во-первых, ты никогда не можешь быть до конца уверен, что это ошибка. Ведь ты не знаешь, по какой причине это было сделано. А во-вторых, вопрос сам по себе всегда звучит аккуратнее.

В работе с каждым режиссером и с каждой группой есть свои особенности. У всех свои подходы. Если говорить о работе с Андреем Звягинцевым, то его огромный плюс — давно сплоченная съемочная группа, работающая с невероятной самоотдачей. В ней работа чуть более расслабленная, потому что нет необходимости притирки и тебя окружают знакомые люди, которые знают, зачем ты здесь и что ты делаешь. Кроме того, ты всегда находишься на площадке и много знаешь, поэтому в каких-то технических моментах люди, чтобы не отвлекать режиссера, обращаются с вопросом или ко второму режиссеру, или к скрипт-супервайзеру.

Взаимодействие скрипт-супервайзера с актерами

что делает скрипт в кино

Актеры — это отдельный вопрос. Целая тема в работе с ними — наручные часы, потому что из дубля в дубль их необходимо переводить. Представьте, актер в работе над ролью, а тут подходит парень и начинает переводить часы на руке. Понятно, что это отвлекает и раздражает. Мне тут остается только быть как можно более деликатным. Актеры реагируют по-разному, но чтобы меня послали — такого не было. Некоторые из них даже сами просят подсказать им какие-то вещи: например, как именно они выполняли то или иное действие в предыдущем кадре.

Как стать скрипт-супервайзером

что делает скрипт в кино

Я учился на режиссерском во ВГИКе, и мне очень повезло с мастером. Александр Иванович Богун, второй режиссер, работал в том числе и в Америке. Он преподавал нам очень системный, выверенный подход к кинопроизводству. Среди прочего он рассказал нам о профессии скрипт-супервайзера, о которой я не слышал от педагогов ни до, ни после. Я тогда сразу подумал, как классно было бы поработать этим человеком, потому что он всегда рядом с режиссером, он знает все его намерения и решения, он видит, как создается фильм. То есть это прекраснейшая практика. Не секрет, что все, кто учатся кино, мечтают попасть на площадку. Но кем? Часто люди говорят: «Возьмите меня кем-нибудь». Странный подход, ведь если ты говоришь «кем-нибудь», то это означает, что ты сам не знаешь, чем ты можешь быть полезен на площадке. Соответственно, зачем брать такого человека? Поэтому прежде чем попасть в группу в качестве скрипт-супервайзера, я на деле показал, чем могу быть полезен. Сейчас для меня эта профессия — возможность учиться, причем у тех людей, у которых действительно хочется. Конечно, с этим опытом нельзя потом взять и снять свой фильм, но практика каких-то навыков все равно существенная. Для себя я заметил, что с каждой съемочной площадки ты выносишь два типа опыта: как надо делать и как не надо делать.

Навыки и качества скрипт-супервайзера

что делает скрипт в кино

Важный навык для скрипт-супервайзера — говорить на языке кинопроизводства. Потому что если ты подойдешь к осветителю и скажешь: «У тебя эта штука находится в кадре», — ты будешь выглядеть как минимум непрофессионально. А вот если сказать: «Синефоль на киловатнике попадает в кадр», — тогда на тебя отреагируют адекватно. Но дело в том, что научиться этому навыку можно только на практике.

Еще один важный момент вновь касается деликатности. На своем первом проекте я часто мог сам что-то подвинуть по реквизиту или провода спрятать. Это было ошибкой. Подойти и указать, что что-то не так, гораздо правильнее, чем лезть самому, потому что все-таки ты вторгаешься в чужую зону ответственности. То же и в общении с режиссером. Даже если у тебя в кадр залез прибор, нельзя посреди дубля говорить об этом режиссеру, поскольку он все равно не станет тебя слушать — он поглощен происходящим в сцене. Все замечания корректнее сделать после дубля.

Конечно, необходимые качества для профессии скрипт-супервайзера — это системность и дотошность в деталях. Говоря простым языком, не имея склонности к занудству, в эту профессию лучше не идти. После «Левиафана» Андрей Звягинцев подарил мне только вышедшую книгу о создании «Елены» с подписью: «Спасибо за занудство». Для меня очевидно, что это был комплимент, поскольку наша профессия действительно ужасно занудная.

Почему скрипт-супервайзеров мало в российском кино

что делает скрипт в кино

В нашем кино эта профессия не так широко востребована, как за рубежом, где, насколько я знаю, не бывает площадок без скрипт-супервайзеров. Обратите внимание, что в иностранных фильмах, где по сюжету показывается процесс киносъемок, всегда возле режиссера сидит персонаж скрипт-супервайзер. Почему у нас эти люди не так востребованы? Видимо, это связано с тем, что раньше в нашем кино просто не было этой профессии, а все цеха распределяли необходимые задачи между собой. Тем не менее сейчас необходимость в таких профессионалах постепенно начинает возрастать, становится больше сложнопостановочных проектов, в которых они очевидно необходимы. Конечно, работа у скрипт-супервайзера будет и на фильме с двумя актерами в одном интерьере, но на сложнопостановочном кино без них и вовсе не обойтись.

Работал над фильмами: «Левиафан», «Синдром Петрушки», «Нелюбовь», «Ваш репетитор».

Источник

10 вопросов сценаристу: как им стать, с чего начать карьеру, кому продавать сценарии

Сценарист — это специалист, который пишет сценарии, создаёт сюжет, характеры героев, их диалоги, описание места действия. Он нужен при производстве кино, сериалов, телепередач, шоу, видеоигр, концертов, рекламных роликов и ещё во множестве ниш.

Профессия сценариста на сегодня очень востребована, ведь эти специалисты упаковывают для конечных потребителей идею и необходимую информацию в понятную интересную форму.

Мы собрали 10 вопросов о профессии и задали их Алексею Зотову — режиссёру, сценаристу, продюсеру и преподавателю Нетологии.

что делает скрипт в кино

Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на наши вопросы

что делает скрипт в кино

Автор-фрилансер. Задавала вопросы и оформила статью

что делает скрипт в киноЧто отличает сценариста сериалов от других сценаристов?

Основное различие — в подходе к истории: сценаристы полных или коротких метров пишут конечные истории, а задача сценариста сериалов состоит в том, чтобы придумывать истории, которые могут длиться бесконечно долго.

Ещё сценарист сериалов ограничен форматом — рамками, в которых он работает. Форматы бывают разными — среди них:

С полными или короткими метрами всё проще: вы можете сделать фильм хронометражем 93 минуты, и это ни у кого не вызовет вопросов. А в ТВ-сериалах, например, такое невозможно — вы просто не влезете в эфирную сетку.

что делает скрипт в киноКакие навыки нужны сценаристу сериалов?

Самый главный — знать драматургию. А ещё:

что делает скрипт в киноКак пишут сценарии для ТВ-сериалов?

Главный принцип телевидения — охватить как можно большую аудиторию людей. Поэтому и сериалы должны создаваться, учитывая это правило. То есть сериал должен подходить всем.

Чем больше охваты, тем больше рекламы. Самый простой пример — сериал «Счастливы вместе». Этот сериал могут смотреть все: подростки (здесь Света и Рома прекрасно отыгрывают проблемы подрастающего поколения), взрослые и даже дети (в каком-то сезоне появился персонаж — маленький ребёнок).

Контент на телеканалах распределён по жанрам, и каждая кнопка на пульте ассоциируется у зрителей с определённым форматом. Поэтому за лёгким или смешным контентом идут на ТНТ или Пятницу, за драмой и историческими сериалами — на Первый канал и Россию-1, а, например, за детективами и триллерами — на НТВ и ТВ-3. Помимо жанра контент может отличаться посылом. ТНТ — юмор про жизнь, а СТС — слегка огламуренные истории.

Сценаристу на ТВ важно знать, для какого телеканала он пишет, как тот себя позиционирует. Чтобы понять формат, достаточно включить канал и посмотреть, за счёт чего он держит внимание зрителя.

что делает скрипт в киноГде ещё могут выходить сериалы?

Сейчас активно развиваются платформы. И качество сериалов на них становится всё лучше и лучше.

У онлайн-кинотеатров позиционирование ещё до конца не сформировано, они прощупывают почву. Поэтому сериалы разных жанров и сложности восприятия могут выходить, например, как на More.tv, так и на Okko. Главное отличие интернет-платформ от ТВ — они не стремятся работать на максимально широкую аудиторию, а сегментируются по целевым аудиториям.

что делает скрипт в киноКакие жанры самые популярные?

На этапе идеи гарантировать, что она выстрелит, нельзя. Имея на руках сценарий, отталкиваясь от проблематики и героев, спрогнозировать успех сериала можно. В этом поможет выбор жанра. Самые популярные на сегодня: комедия, детективы и мелодрамы (больше на ТВ),драмы (больше на онлайн-платформах), экранизация книг или событий, бюджетные сериалы (популярны на онлайн-платформах и не в прайм-тайм на ТВ).

А вот к менее востребованным жанрам сериалов можно отнести фэнтези, включая хоррор, и фантастику. Графика и декорации стоят дорого, поэтому даже с хорошим сценарием найти финансирование будет сложно.

что делает скрипт в киноКУРС

Как написать сценарий сериала

что делает скрипт в киноПравдивы ли мифы о профессии сценариста?

Большая часть мифов, которые ходят о профессии, — правда, но с оговорками. Сложилось мнение, что сценаристы — интроверты. Зачастую это так, но в некоторых жанрах невозможно работать без постоянного контакта с коллегами. Например, в жанре комедии: здесь почти все шутки придумываются в команде. Если сценарист работает в одиночку, в большинстве случаев он не может понять, будет ли его шутка смешной для зрителей.

Говорят, что сценаристы могут сами выбирать график и не имеют никаких ограничений по времени работы, если успевают со сдачей до дедлайна. Это плюс-минус правда: если вы только начинаете работать сценаристом, то даже полгода на написание сценария может не хватить. Придётся работать ежедневно: первые сценарии идут тяжело. Это и сложности с продумыванием истории, и нехватка практических навыков, и ошибки, которые приходится исправлять. Со временем и опытом, однако, приходит и свобода: ошибок становится меньше, а свободного времени — больше.

что делает скрипт в киноПравда, что сценаристы сериалов зарабатывают очень много?

Зарплата сценариста может существенно разниться в зависимости от функций, успеха уже реализованных проектов, жанра, в котором работает сценарист, и платформы. Средние цифры на рынке для сценариста с опытом такие:

что делает скрипт в киноЯ решил написать свой первый сценарий, с чего начать?

Лучше всего будет начать с наработки теоретической базы. Профессия сценариста может показаться лёгкой, но это не так. В кинематографе нет простых профессий: сказать, что писать сценарии может любой, — всё равно что утверждать, что любой может быть режиссёром, если умеет работать с актёрами. Нужны навыки, которые можно развивать бесконечно.

Сценаристу недостаточно хорошо рассказывать истории друзьям: нужны базовые знания в профессии, понимание глубины истории и того, о чём вообще писать. Сценарии, написанные без обучения, чаще всего непрофессиональные. Непрофессиональность здесь не равно некачественности: рассказанная история может быть очень хорошей, но если она выстроена криво, то редакторам придётся многое изменять и вносить большое количество правок. Знание профессии и особенностей работы в кинематографе позволяет избегать таких проблем.

что делает скрипт в киноСценарий готов. Правда, что по нему могут снять фильм?

Это абсолютная правда. Но важно понимать, что киноиндустрия — это сфера, в которой работает энергия. Если она у вас есть, вы готовы зажигать людей своими идеями, то всё получится и вы сможете захватить аудиторию и продюсеров своей историей. Все идут к тому, что горит, на то, что ярко. И напротив: без энергии людей будет сложно в чём-то убедить.

что делает скрипт в киноКак войти в профессию?

Начните с обучения. Без обучения в киношколе или на специализированных курсах может быть сложно сделать первый шаг: редактор, скорее всего, просто отправит ваш сценарий на доработки или не примет его. Можно попробовать научиться писать сценарии, читая книги по драматургии, но этот путь не всегда продуктивен: вы получите теорию, а в нашем деле очень важна практика. И ещё:

Сегодня в кинокомпаниях читают все входящие письма: количество производимого контента увеличилось многократно. Состоявшиеся сценаристы не всегда готовы быстро переключиться на что-то кардинально новое, поэтому кинокомпании постоянно ищут молодую кровь.

Если на начальном этапе вам предлагают купить сценарий серии не за 100 тысяч, а за 50 тысяч — продавайте, это пригодится для портфолио.

Пробуйте, мониторьте рынок и постоянно развивайтесь сами — изучайте дополнительные материалы, практикуйтесь, общайтесь в профессиональном сообществе.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

что делает скрипт в кино

Сценарист, режиссёр, продюсер. Ответил на вопросы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *