акцентирование внимания на коммуникативном коде
Понятие коммуникативного кода
Кроме того, усложняются и коды, которые могут быть трансформационными, классификационными, сигнализационными, шифровальными.
См. лекции в тетради
9. Коммуникатор, содержание, аудитория как составные части коммуникативной цепи.
В данном контексте можно говорить о том, что все большее количество исследователей испытывает сомнение относительно положительных качеств средств массовой коммуникации в современном обществе. Эти сомнения коренятся в том, что живой контакт с истинными культурно-значимыми феноменами утрачивается, заменяясь репродукцией, опосредованным восприятием; полноценное усвоение информации замещается адаптированными, упрощенными формами; активное отношение к информации вытесняется ее пассивным потреблением, регламентированным и нормированным восприятием. Средства массовой коммуникации под маской массового просвещения стали формировать унифицированное мировоззрение, усредненные модели мира путем внесения в сознание аудитории не системных знаний, а суммы специально подобранных и тщательно организованных сведений. При этом информационная насыщенность подменяется зрелищностью, занимательностью, что, безусловно, формирует потребительски облегченное отношение к любой информации, с которой работает реципиент. Формируется упрощенное представление о мире, что способствует возрастанию социального инфантилизма, управляемости, регулируемости поведения индивида, который теряет статус полноправного коммуникатора и рассматривается как пассивный потребитель дозированных сведений.
Аристотель утверждал, что убеждение базируется на доверии к источнику, эмоц. и логич. призывах. На субъек. представление о коммуникаторе влияет оценка его статуса, поведение, личные свойства, искренность, с которой он подает информацию и т.д. Причем, как показывают иссл-ния, персоналии, от кот. исходят новости, иногда пользуются большим доверием, чем в целом органы, где они работают.
Содержание отражает: 1. характеристики коммуникатора (грамотность, его представление о своей роли); 2. характеристики аудитории (образовательный уровень).
Люди могут просто > по заголовкам, не читая материал. Коммуникатору эти сведения нужны, чтобы понять, как увеличить свое воздействие на аудиторию. Он вынужден ориентироваться лишь на вероятного потребителя. Необходимы знания о реальной аудитории. Т.е. нужно изучить аудиторию.
+ факторы самого содержания, таких как место в газете или очередность сообщения на радио и ТВ, шаблонность и оригинальность заголовка, насыщенность текста штампами и т.д.
Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой > представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы.
4. Лабораторные исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки.
Современная схема коммуникации и ее компоненты: источник, получатель, код, сообщение, канал, контекст, кодирование, декодирование
Процесс коммуникации во всех случаях его осуществления следует единому образцу. Коммуникация всегда заключается в том, что люди передают друг другу сообщения с какой-либо целью. Поскольку каждый участник коммуникации включает в этот процесс свои знания по теме общения, фоновые знания, стили, привычки и предпочтения, подлинно эффективная коммуникация всегда интерактивна. Это значит, что каждый участник коммуникационного процесса поочередно выступает в роли слушающего и говорящего. Каждый компонент процесса коммуникации является составляющим элементом интерактивности.
В самом общем, базовом смысле, для осуществления коммуникации требуются источник информации; передатчик, или медиум, посредством которого источник передает информацию получателю этой информации, который, предположительно, реагирует. Это утверждение справедливо и для случаев, когда общаются два человека и более, когда происходит коммуникация между организациями, общественными институтами, политиками и избирателями и т.д. В теории коммуникации применительно к сфере связей с общественностью, раньше считалось, что сначала организация посылает сообщение средствам массовой информации (массмедиа), которая, в свою очередь, тиражирует эту информацию широким массам – читателям газет и журналов, телезрителям, радиослушателям, которые должны на эту информацию отреагировать (83). Эта двухступенчатая теория слишком большое значение придает массмедиа. На самом деле на получателя информации воздействует гораздо большее количество факторов, в числе которых средства массовой информации не всегда занимают ведущее место. Теория концентрических кругов, разработанная Элмо Роупером (Elmo Roper), гласит, что идеи, распространяются последовательно, как круги на воде, от создателя этой идеи к его последователям, затем овладевают умами малых групп, и наконец, широкими общественными кругами. Идеи продвигаются от политических и общественных активистов к более инертным общественным группам [83]. В любом случае, какие бы формы ни приобретала коммуникация, она сохраняет все компоненты базовой математической и кибернетической моделей.
Применительно к современной интерактивной модели выделяют адресанта (источник), сообщение, адресата (получатель), обратную связь, канал информации, процессы кодирования и декодирования сообщения, а также контекст и общее знание. Рассмотрим каждый компонент по отдельности.
Адресант. Источник, или адресант, информации – это начальный, центральный элемент процесса коммуникации. В качестве адресанта может выступать любое лицо. Это может быть политик, выступающий с предвыборной речью, директор школы, приветствующий учащихся первого сентября, покупатель, спрашивающий о наличии того или иного товара и т.д.
Хотя адресант, как правило, знает, что он хочет сказать, не всегда есть уверенность в том, что он будет понят именно так, как он этого хочет. Во многих ситуациях, выступая публично или в частной беседе, адресант не всегда располагает надежными вербальными средствами для достижения своей коммуникативной цели, поэтому активно использует и невербальные средства. Жестикуляция, мимика, тон и тембр голоса призваны акцентировать внимание на тех элементах речи, которые, по мнению говорящего, особенно важны. Однако основным фактором, который влияет на понимание информации и степени этого понимания, является правильное кодирование сообщения.
Кодирование это физический процесс организации элементов сообщения для передачи его адресату. В процессе устной коммуникации кодирование сообщения заключается в подборе слов и синтаксических конструкций, артикуляции. В процессе невербальной коммуникации кодирование заключается в жестикуляции, мимике и прочих действиях подобного рода. Как и прочие термины, относящиеся к процессу коммуникации, кодирование – это универсальное понятие, и, естественно, не ограничивается перечисленными формами. Кодирование при коммуникации посредством технических устройств заключается в переводе речи человека в цепочку электрических сигналов, точки и тире, огни и сигнальные ракеты. При использовании компьютера сообщение перекодируется в последовательность единиц и нулей, или двоичный код.
Эффективные коммуникаторы постоянно отслеживают реакцию аудитории, чтобы приспособить свой способ кодирования информации к их уровню понимания. К примеру, они могут добавить определенные жесты для подкрепления той или иной своей мысли. Для той же цели к сообщению в чате или электронном письме к высказыванию добавляют так называемые смайлики, например: =) 🙂 :-0 и т.д.
Сообщение иногда проходит несколько кодировок, прежде чем будет доставлено конечному получателю. В сфере связей с общественностью, например, могут встречаться следующие этапы. Допустим, политик хочет выступить с речью. Для этого он сначала высказывает свои мысли и идеи спичрайтеру, специалисту по написанию речей, а тот, в свою очередь, излагает эти мысли своими словами. Таким образом, произошло уже два кодирования – сначала политик кодировал свои мысли, используя для этого средства языка, а затем спичрайтер перекодировал эти мысли, изложил в иной форме. Возможно и дальнейшее кодирование, когда, например, речь политика перекодируется для пресс-релиза или выпуска новостей. Итак, прежде чем сообщение достигло конечного адресата, оно претерпело три кодирования.
Канал информации– это средство, при помощи которого закодированное сообщение доставляется адресату. Каналы информации очень многочисленны – сюда относятся все средства, при помощи которых осуществляется коммуникация – письмо, записка, различные виды онлайн конференций, чаты, Skype, электронная почта, телефон, факс и прочие средства. Канал информации, естественно, моделирует сам процесс коммуникации: в одних случаях налагает определенные ограничения на процесс и форму кодирования, в других, наоборот, требует определенных способов кодирования сообщения.
Сообщение– это содержание коммуникации между двумя участниками коммуникации, или коммуникантами. Обычно сообщения – это высказывания или тексты. Но в невербальной коммуникации сообщением может быть изображение (дорожный знак поворота или фотография встречи политических лидеров), физический предмет (цветок на окне явочной квартиры как сообщение о провале или архитектурное сооружение как сообщение о его предназначении, подарок как знак признательности или черная метка как знак приговора). Сообщениями можно также признать поступки (например, знаковые поступки политических деятелей или шаги фирмы по продвижению товара).
Сообщения состоят из знаков различного рода (словесных и невербальных), изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.д.).
Существует три подхода к пониманию сущности сообщения.
1. Сообщение – это содержание. Согласно этой теории, которая является наиболее популярной, содержание сообщения, то есть, о чем оно, и составляет суть самого сообщения. Сообщение означает только то, что можно понять при интерпретации семантики составляющих его высказываний. При таком подходе ни канал, по которому передается это сообщение, ни источник информации, не важны.
2. Сообщение – это канал информации. Другие специалисты по теории коммуникации, как, например, канадский ученый Маршалл МакЛюэн,(Marschall McLuhan) считают, что содержание не самое важное в сообщении. Согласно МакЛюэну [83], гораздо важнее механизм передачи сообщения.
М. МакЛюэн исходил из того факта, что в наши дни люди смотрят телевизор слишком много. Он называл телевидение легким каналом информации, поскольку не нужно прилагать много сил к тому, чтобы принять и понять сообщение, переданное по телевидению. В противовес «легкому» (cool) каналу выступают «тяжелые» (hot) средства передачи информации, такие как книги, газеты и журналы, поскольку для восприятия смысла сообщения необходимо прилагать усилия. Телевидение МакЛюэн считал таким средством передачи информации, которое позволяет адресатам активнее включаться в суть сообщения, сопереживать тому, что показывают. Эта мысль подтверждается тенденциями, которые обозначились в последнее время: телевидение становится все более интерактивным (Больц).
3. Сообщение – это личность. Третий подход к сообщению ставит во главу угла не содержание и не канал передачи информации, а личность адресанта. К примеру, А. Гитлер, равно как и другие диктаторы, был умелым оратором. Его маниакальные речи и истерическая жестикуляция приводили толпы в восторг. Важно было не то, что он говорит, а как. Про политика, который делает ставку на собственную личность, говорят, что он обладает харизмой [83].
Декодирование – это процесс интерпретации адресатом сообщения, в результате которого происходит понимание смысла сообщения. Процесс декодирования определяется механизмами интерпретации. В простых системах коммуникации, целиком и полностью описываемых моделью К. Шеннона, процесс декодирования состоит в простом переводе сообщения на понятный адресату язык. В этом случае в информационном плане сообщение отправителя эквивалентно сообщению получателя, потому что для кодирования и декодирования будут применяться одни и те же приемы. В человеческой коммуникации интерпретация сообщения включает подключение к этому процессу навыков общения, психологическое состояние, базовые и фоновые знания, жизненный и коммуникативный опыт – словом все то, что У. Эко называет энциклопедией [73].
Адресат сообщения – это конечный получатель информации. Факт получения адресатом сообщения – это то, на что направлен процесс коммуникации. Иными словами, коммуникация только тогда становится коммуникацией, когда адресат получает сообщение. В качестве адресата выступает не только тот индивид, которому предназначается сообщение, но и всякий, кто случайным образом услышал или увидел сообщение, не предназначенное лично ему.
Любое сообщение нацелено на изменение состояния адресата. Так, можно различить четыре реакции адресата на сообщение.
1. Изменение отношения к предмету речи.
2. Усилить отношение к чему-либо.
3. Заставить сомневаться в чем-либо.
4. Не произвести никакого впечатления на адресата.
Обратная связь – это любая реакция, вербальная или невербальная, которая возникает у адресата в ответ на сообщение. Большинство адресатов отвечают на сообщения в процессе вербальной коммуникации, чтобы дать понять адресанту, что его речь понятна. Обратная связь, как правило, осуществляется по тому же каналу передачи информации, что и исходное сообщение. Однако, в зависимости от условий протекания коммуникации, каналы информации могут различаться. Так, если коммуниканты находятся, например, на совещании, и вербальный контакт исключен, адресант шлет адресату смс-сообщение или записку. В качестве обратной связи получатель сообщения может использовать невербальные средства – кивнуть, сделать знак рукой.
Обратная связь может служить и в качестве полноценного сообщения, что и происходит в процессе диалога.
Контекст – это ситуация или, в широком смысле, условия, в которых протекает коммуникация. Где бы ни происходила коммуникация, когда бы она ни происходила, она всегда протекает в определенном контексте. Контекст оказывает влияние на содержание, качество и эффективность акта коммуникации [82, c 6]. Понятие контекста включает физический контекст, или место протекания коммуникации (офис, парк, кафе); хронологический контекст, или время и дату проведения акта коммуникации (утром, на работе, во время бизнес-ланча); культурный контекст, или национальный и языковой, а также культурный компонент общения (общение американцев и японцев, начальства и коллектива); социальный контекст, илипринадлежность коммуникантов к той или иной социальной группе [82, с. 6].
Шум – это любой фактор, осложняющий процесс коммуникации. Чаще всего, это посторонние звуки, препятствующие процессу восприятия и понимания сообщения. В качестве шума в процессе личной коммуникацйии могут выступать практически любые факторы – например, слишком сильный парфюм одного из коммуникантов также может раздражать, отвлекать от процесса общения. Шумом также является физическое состояние говорящего, мешающее восприятию и интерпретации сообщения, например, головная боль, лихорадочные состояния. Затрудняет коммуникацию также психологический шум: излишнее напряжение, нервозность, состояние эйфории или подавленности.
Шум может возникать в любом элементе системы коммуникации. Шумом являются и отказ технических средств связи или их неправильное функционирование.
Общее знание (shared meaning) – это взаимное понимание друг друга. Адресат верно интерпретировал сообщение, о чем адресант узнал из сообщения обратной связи. Это результат акта коммуникации, его финальная цель.
На самом деле, общее знание имеет несколько стадий.
На первой стадии адресант уже закодировал сообщение для адресата, и получатель информации находится в процессе восприятия сообщения. Это общее знание низшего порядка. Случаи, когда адресант просто привлек внимание потенциального адресата, относятся именно к этой стадии.
На второй стадии адресат декодирует сообщение и понимает его смысл. В качестве знака того, что сообщение принято и понято, он прибегает к обратной связи.
Акцентирование внимания на коммуникативном коде
Способы акцентирования текста
Продолжение. Начало темы здесь.
В продолжение нашей темы, сегодня мы рассмотрим несколько способов акцентирования текста.
Акцентирование текста с помощью начертаний шрифта
Важнейшей задачей композиции является акцентирование внимания зрителя. Один из способов акцентирования — применение стилей начертаний шрифтов.
Дизайнер может использовать шрифты в рамках одного семейства, изменяя только начертание (или стиль) шрифта.
Большинство гарнитур уже имеет встроенные стили (жирное, полужирное, наклонное и т.п.), поэтому для применения к тексту того или иного начертания достаточно выбрать необходимый стиль из списка стилей гарнитуры. Кегль гарнитур при этом может быть одинаковым.
Используя различные начертания одного и того же шрифта, можно, в качестве приема оформления, например, написать 2 слова без пробела – при этом они останутся визуально различимы и не утратят смысла.
Акцентирование с помощью «типографического цвета»
С помощью стиля начертания можно выделить вступительный абзац или любое другое место в тексте. Это довольно простой, но вместе с тем, наиболее практичный способ акцентирования текста.
Большую роль при акцентировании шрифта играет интерлиньяж (расстояние между строками текста) и межбуквенное расстояние. Правильное распределение строк и слов в абзаце способно изменить так называемый «типографический цвет» текстового блока, т.е. сделать цвет текстовой массы темнее или, наоборот, светлее.
Если того требует содержание, текст можно разделить на несколько колонок и одновременно присвоить ему различные стили начертания шрифта.
Как правило, к многоколоночному расположению текста дизайнеры обращаются при верстке газет и журналов. Для лучшего восприятия и усвоения текста его также разбивают на большое количество смысловых единиц — абзацев, врезок, сносок и т.п. И здесь использование различных начертаний шрифта тоже бывает очень уместно.
Акцентирование с помощью размера шрифта
Больше не значит лучше, однако, если фраза написана крупным шрифтом, она быстрее привлечет внимание. Поэтому, чтобы заинтересовать зрителя, используйте крупный шрифт.
Немаловажную роль имеет также расположение текста. Простой, но эффективный способ привлечь внимание к тексту — расположить его в наиболее выгодной позиции. Например, в верхней части страницы.
Даже небольшое увеличение размера шрифта, может послужить хорошим акцентированием фрагмента текста.
Начать набирать текст лучше всего шрифтом меньшего кегля. Постепенно увеличивайте размер шрифта и понаблюдайте, какой эффект приносит такая трансформация.
Ярко выраженный, увеличенный шрифт всегда будет в более выгодной позиции. Помимо размера, на иерархию шрифта влияет и его стиль.
Однако хочу обратить ваше внимание на одну вещь: если вы хотите наложить шрифт на картинку, текстуру или на другой шрифт, никогда не забывайте о читабельности полученного результата!
1.2. Модели речевой коммуникации, представленные в современных научных разработках
Модель Романа Якобсона
Модель Р. Якобсона основывается на схеме коммуникативного акта, предложенной одним из основателей кибернетики Клодом Шенноном, который выделил три уровня коммуникации: технический, семантический и уровень эффективности. Где технический уровень связан с точностью передачи информации от отправителя к получателю. Семантический уровень представлен интерпретацией сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено отправителем. Уровень эффективности отражает успешность, с которой удается изменить поведение в связи с переданным сообщением. Поскольку, информация является степенью «свободы выбора», когда люди выбирают сообщение. Например, когда находятся в элементарной ситуации, где есть выбор из двух альтернативных сообщений, то условно информация равна единице. Клод Шеннон также предлагает на пути от источника к передатчику поставить еще один элемент — «семантический шум». Он отражает изменения в значении, которые невольно вносит источник информации.
Структура коммуникативного взаимодействия по Якобсону развивается в соответствии с прохождением информации по коммуникационной цепи: адресант (отправитель) – кодирование сообщения – движение по каналам – расшифровка (декодирование) – адресат (получатель).
Кодирование сообщения означает перевод его в набор знаков или сигналов, которые могут быть поняты адресатом. Код в речевой коммуникации – это язык, его разновидность в виде сленга, диалекта, стиля. Каналы передачи информации представляют собой материальные носители для знаков, в которые воплотилось сообщение. Расшифровка (декодирование) – это перевод на основе владения получателем (адресатом) языком (кодом сообщения).
Якобсон выделил серию функций коммуникативного акта, которым относятся: эмотивная (экспрессивная), конативная, фатическая, метаязыковая, поэтическая, референтивная (денотативная, когнитивная).
Эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. Значение имеет интонационное оформление текста сообщения.
Конативная функция отражает ориентацию на адресата и связана с непосредственным воздействием на собеседника (например, использование повелительного наклонения и др.).
Фатическая функция ориентирована на контакт на его поддержание. Применение смысловых связок в речи, например, «о погоде», «о политике» и др. для общего поддержания разговора.
Метаязыковая функция связана с кодом: например, не зная слова, можно спросить о его значении и получить ответ. Ответ представляется через описание, с помощью других слов, а также, с помощью показа предмета.
Поэтическая функция направлена на сообщение. Это центральная функция для словесного искусства, для которого характерно большее внимание к форме, чем к содержанию сообщения.
Референтивная (денотативная, когнитивная) функция сориентирована на контекст (лексическое значение) и представляет собой отсылку на объект, о котором идет речь в сообщении.
Модель Фридмана Шульца фон Туна
Данная модель позволяет классифицировать множество барьеров и проблем в общении и определить цели для тренировки коммуникативных способностей. Автор отмечает, что невозможно найти идеальный стиль коммуникации, универсально подходящий для всех.
Фридмана Шульц фон Тун сравнивает общение с деревом как материалом, из которого можно вырезать что угодно. Он отмечает, что основой хорошего общения является двойное соответствие: 1) соответствие как согласие с самим собой; 2) соответствие как согласие со спецификой ситуации и с причиной возникновения общения. Люди подают намного больше сигналов, чем бы им этого хотелось. К таким сигналам относятся запах, цвет и т.д. Влияние данных сигналов часто недооценивают, а при определенных обстоятельствах оно очень велико.
Шульц фон Тун отмечает, что каждое сообщение всегда включает четыре аспекта: предметное содержание, отношение, самовыражение и обращение.
И предусматривает четыре ключевых особенности понятного высказывания в письменной коммуникации, а именно:
1.Простота: текст обозначается простым представлением предметного содержания. Изложение должно быть интересным и конкретным, представлено короткими предложениями, без заимствованных слов. С помощью коротких предложений, общеупотребительных слов, понятных специальных терминов и наглядного описания на разговорном языке.
2. План: связующая нить изложения не должна теряться или прерываться, выстраиваясь последовательно. Более важная информация отделена от менее важной с помощью, например, особого подчеркивания существенных фактов и внешней формы.
3. Краткость и выразительность: текст или высказывание содержит конкретную информацию, которая наиболее четко и понятно выражает основную мысль.
4. Стимулирование: текст должен быть интересным, увлекательным. В текст или высказывания добавляются: сравнения, метафоры, иллюстрации и др.
Для устной коммуникации Шульц фон Тун разработал модель с «четырьмя ушами». Он отмечал, что сообщение можно воспринимать с четырех позиций. Речь идёт об «ушах» получателя, у которого есть по одному «уху» для приема каждой стороны сообщения. Отсюда, получатель может одним «ухом» слышать (воспринимать) лучше, а другим хуже, что существенно влияет на его субъективную интерпретацию сообщения. Названия «ушей» обозначены автором следующим образом: «ухо» предметного содержания; «ухо» отношения; «ухо» самовыражения; «ухо» обращения.
Акцентирование внимания получателя на одном из перечисленных аспектов восприятия информации, может привести к рассогласованности в понимании сообщения. Существует четыре критерия определения согласованности несогласованности сообщения:
1. Определение несогласованности по контексту. Например, завуч заходит в шумный класс, который долго находился без учителя и говорит: «Мне нравится, когда Вы ведёте себя в классе дисциплинированно!», эти слова относительно контекста являются несогласованными, потому что в классе в данный момент творится хаос. Если бы детям было сказано, что в классе нет дисциплины, высказывание относительно контекста было бы согласованным.
2. Определение несогласованности с помощью выбираемого типа формулировки. Несогласованность высказывания с контекстом особенно часто используется, когда применяется саркастическое утрирование и ироничное описание позиции других людей. Например, завуч заходит в шумный класс, который долго находился без учителя и говорит: «Какие Вы молодцы так тихо сидите, что Вас сейчас вся школа слышит!» и др.
3. Определение несогласованности с помощью мимики и жестикуляции. Например, человек говорит, что еда ему очень нравится, и при этом ест с искаженным лицом. В данном случае имеется несогласованность, которую можно определить с помощью мимики и жестов.
4. Определение несогласованности с помощью интонации. Например, человек с приподнятым настроением говорит, что ему плохо и что его силы на исходе, то в этом случае несогласованность сообщения можно определить по интонации сказанного.
Причиной несогласованных сообщений часто служат особенности отправителя. Шульц фон Тун называет внутреннюю раздвоенность, приводящую к таким высказываниям, «внутренним хаосом». Данное явление возникает на основе того, что в поведении человека проявляются подсознательные потребности, которые противоречат его высказываниям. При несогласованном сообщении всегда возникают два высказывания, которые отправитель «перепутал», поскольку еще не до конца осознал их. У получателя возникает проблема с непониманием и не знанием, на какое из двух противоречащих друг другу сообщений он должен реагировать. Чаще всего реакция получателя бывает «неправильно понята» отправителем. Например, если получатель отреагирует на невербальную часть сообщения, то у отправителя будет возможность сказать, что его неправильно поняли. А если получатель воспримет вербальную часть высказывания, то отправитель имеет возможность ответить, что имел в виду нечто другое и т.д.
Получателю, чтобы разобраться в дилемме, которую устраивает отправитель необходимо применить метакоммуникацию (применить другие слова и описания воспринимаемого сообщения). Иногда, бывают ситуации, в которых получатель зависит от отправителя и не может использовать метакоммуникацию. Типичная ситуация в отношениях «Ребенок – Родитель», когда ребёнок не умеет распознавать уровень самовыражения в сообщении, а воспринимает его только «ухом» отношением. Результаты исследований говорят о том, что наличие в детстве частых подобных противоречивых ситуаций может способствовать развитию у ребенка шизофрении. Например, мать, зайдя в неприбранную комнату ребёнка, может сказать: «Ну, вот опять, ты маму совсем не любишь!» и др., что, с одной стороны, вызовет несогласованность в понимании сообщения в плане поддержания чистоты в комнате, а, с другой стороны, активизирует чувство вины у ребёнка, что будет способствовать развитию чувства неполноценности.
Модель Джо Луфта и Гарри Ингама: «Окна Джогари»
Каждому человеку свойственен определенный образ «Я». Этот образ формируется на основе реакций близких людей и собственных представлений, фантазий и знаний о себе. Например, исследователь-психоаналитик Г.С. Салливан отмечал, что люди неотделимы от своего окружения, личность формируется только в условиях общения, отсюда личность и характер находятся не внутри человека, а проявляются в отношении с другими. Особенности личности базируются на сравнительно прочном стереотипе повторяющихся жизненных межличностных ситуаций. Аналогичным образом, Ж. Лакан в своей концепции структурного подхода рассматривает личность в контексте трех составляющих: реального, воображаемого и символического порядка. Человек, чаще всего, «видит» себя как свое отражение в зеркале, через образы других людей, окружающих его, «отзеркаливая», тем самым, для себя образ-Я [6].
Таким образом, от внутреннего представления о себе следует отличать внешний образ «Я» (внешнее проявление себя). Данные понятия чаще всего являются не идентичными. Внешний образ «Я» должен создавать условия для взаимодействия с окружающей социальной средой. При создании внешнего Я акцентируется внимание на одежду, поведение, мимику, стиль поведения, риторику речи и др. Сообщения, отправляемые и получаемые, могут восприниматься с учётом обеих сторон участников коммуникации.
Джо Луфт и Гарри Ингам разработали графическую модель, которую назвали «Окна Джогари», в которой обозначаются особенности интерпретации информации как отправителем так и получателем сообщения с учётом их внутреннего и внешнего Я. Графическая модель включает четыре квадранта, каждый из которых обозначает уровни общения с учётом установок личности: «открытые», «скрытые», «слепые (на данный момент не осознаваемые)»; «неизвестные (глубоко скрытые и сложные для осознания)».Уровни общения в четырёх квадрантах представлены в таблице 1.