8002 код обязательного контроля

Новые операции обязательного контроля по 115-ФЗ

8002 код обязательного контроляНовые операции обязательного контроля по 115-ФЗ 09.07.2020 01:07

Госдума 07 июля 2020 г. приняла Постановление о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля» (проект № 582426-7).

8002 код обязательного контроля

Кратко о самых главных изменениях.

— радикально меняется перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и устанавливается диверсифицированный подход к контролю за указанными операциями – изменения касаются практически всех субъектов 115 ФЗ и требует глубоких переработок правил внутреннего контроля (изменения вступят в силу, ориентировочно, в середине января 2021 года).

— до 200 000 рублей повышается пороговое значение по идентификации физических лиц, покупающих ювелирные изделия и расплачивающихся банковской картой – изменения касаются ювелирной розницы и вступят в силу, ориентировочно, в июле 2020 года со дня официального опубликования Федерального закона (публикация произойдет после подписания закона Президентом РФ). Изменения потребуют корректировки правил внутреннего контроля ювелирных компаний (до середины августа 2020 года).

О некоторых изменения в подробностях.

Изменениями в 115 закон установлено, что с 2021 года организации и предприниматели будут контролировать не все операции, подлежащие обязательному контролю, установленные статьей 6 ФЗ №115 (как это делается сейчас), а только те, которые наиболее специфичны их видам деятельности. Такой режим обязательного контроля установлен для банков, страховых и лизинговых компаний, ломбардов, ювелиров, МФО, КПК и некоторых иных видов деятельности, перечисленных в поправках к закону.

Скорректировано содержание отдельных существующих операций, подлежащих обязательному контролю. Так, например, с 2021 года организации будут подавать отчет не об операциях с недвижимым имуществом (как сейчас), а о следующей операции с денежными средствами, осуществляемой в рамках сделки с недвижимостью: операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. Это изменение коснется порядка составления сообщения в Росфинмониторинг в части распределения ролей участников операции с недвижимостью.

Из режима обязательного контроля выведено получение имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Введены такие новые операции подлежащие обязательному контролю, как:

— передача или выплата физическому лицу выигрыша при наступлении результата азартной игры;

— выплата, передача или предоставление физическому лицу выигрыша от участия в лотерее;

— операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее;

— операция почтового перевода денежных средств подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее;

— операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Среди прочего изменений отметим также такую новеллу, связанную с работой с необычными операциями: в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какая-либо разовая операция либо совокупность операций и (или) действий клиента, связанных с проведением каких-либо операций, его представителя в рамках обслуживания клиента, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций и (или) действий, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях и (или) действиях независимо от того, относятся или не относятся такие операции к операциям, предусмотренным статьей 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона №115. В указанные сведения включается имеющаяся информация о бенефициарном владельце.

В 115 закон внесены и иные не менее важные изменения .

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Источник

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году

10 января 2021 года вступили в силу новые правила контроля за денежными переводами и сделками. Эти изменения коснулись всем известного федерального закона № 115-ФЗ — того самого, из-за которого блокируют счета в банках и передают данные о сделках в Росфинмониторинг.

В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000 Р — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.

Вот что писали СМИ об этом законе:

Что из этого правда — разбираемся на основании закона, а не статей в интернете.

Как победить выгорание

Оборот наличных

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

Если фирма снимала наличные со счета, такая операция тоже могла попасть под контроль.

Что изменилось. Контролю подлежат операции по снятию или зачислению наличных на счет организации или ИП. Раньше такое условие тоже было, но с оговоркой: если операция не связана с обычной деятельностью. Например, на счет лесопилки поступают наличные за консультационные услуги. Или химчистка снимает деньги на покупку бензовоза. С 10 января оговорка отменена — теперь любые операции с наличными по счету юрлица на сумму от 600 000 Р подлежат контролю. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Контролировать операции юрлиц банк должен только в том случае, если деньги снимают или вносят непосредственно в этой кредитной организации. То есть операция должна проходить по счету, открытому в этом банке. Если деньги на счет фирмы зачислены через банкомат или кассу другого банка, контролю они не подлежат.

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2019 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Это не значит, что банк не может запросить пояснения по другим операциям. Но такой запрос будет инициативой финмониторинга банка, а не федерального ведомства.

Операции с недвижимостью

Как было раньше. Сделки с недвижимостью контролировались и до поправок. Это касалось сумм от 3 000 000 Р или эквивалента в валюте. Но до 10 января в Росфинмониторинг нужно было сообщать только о тех сделках, что касались перехода права собственности.

Что изменилось. С 10 января все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 000 000 Р подлежат обязательному контролю — как при наличном, так и при безналичном расчете. Хорошая новость в том, что информацию о таких операциях больше не должны предоставлять посредники — ИП и фирмы, которые работают в риелторском бизнесе. Все обязанности по контролю с них не сняли, но информировать о сделках больше не нужно.

Операции по зачислению денег на счет эскроу под контроль не попадают. При возврате денег с такого счета — тоже. А вот если деньги переводятся бенефициару — это уже интересно Росфинмониторингу.

Почтовые переводы

Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ. Раньше почтовые переводы обязательному контролю не подлежали.

Баланс мобильного телефона

Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000 Р и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.

Покупка ювелирных изделий

Цифровая валюта

Криптовалюта и токены официально считаются имуществом. А операции с ними с 1 января 2021 года подлежат обязательному контролю, если сумма составит 600 000 Р и более.

Операторы финансовых платформ и информационных систем для выпуска и обмена криптовалюты должны сообщать о сделках в Росфинмониторинг.

При этом принимать оплату криптовалютой запрещено, предлагать такой способ расчетов — тоже. Хотя в том же законе указано, что цифровая валюта может использоваться для инвестиций и быть средством платежа.

Отмена контроля

Из списка операций, которые подлежат обязательному контролю, с 10 января исключены такие:

Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами

Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 Р : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.

Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.

Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.

Что делать с этими изменениями

Контроль операций по закону № 115-ФЗ не предусматривает участия людей и компаний. То есть владельцу счета или участнику сделки ничего делать не нужно. Информацию должен передавать банк, ломбард, магазин, нотариус, адвокат, организатор азартной игры, страховая компания, почта или оператор связи.

Если вы не отмываете доходы и не занимаетесь запрещенной деятельностью, новый закон ничего не изменит. Даже если информация о сделке попадет в Росфинмониторинг, это совершенно не означает, что дальше будет что-то происходить.

Кроме Росфинмониторинга операции контролируют еще и банки. Они могут отказать подозрительному клиенту в дистанционном обслуживании или запросить у него документы по сделке.

Налоговая никакой информации о снятии наличных не получает, и контролировать движение денег по счету новый закон ей не позволяет. Это по-прежнему возможно только в рамках проверки, но не автоматически. А штрафы могут быть, только если удастся доказать незадекларированный доход. Денежные переводы не признаются им по умолчанию, а дарить подарки деньгами в России пока никто не запрещал.

Если все же получаете доход, но хотите сэкономить на налогах и не бояться вопросов о поступлениях — присмотритесь к самозанятости.

Источник

Почему контроль за финансовыми операциями усилят с 10 января и что про это нужно знать

8002 код обязательного контроля

10 января 2021 года вступят в силу основные положения Федерального закона от 13.07.2020 № 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма“ в целях совершенствования обязательного контроля».

В чём суть изменений?

В «антиотмывочном» Законе № 115-ФЗ будет расширен перечень денежных операций, подлежащих обязательному контролю. В то же время некоторые операции из-под контроля выведут. Кроме того, будет более чётко определено, по каким операциям своих клиентов та или иная организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, должна представлять соответствующие сведения в Росфинмониторинг. Заработают и другие поправки.

Теперь под контролем окажутся следующие операции:

Все эти ограничения по суммам в рублях распространяются на эквивалентные суммы в иностранной валюте.

Как будут следить за снятием со счёта или зачислением на него наличных?

Сейчас Росфинмониторинг контролирует операции по снятию со счёта юрлица или зачислению на него наличных на сумму от 600 тыс. рублей, только если такие операции не обусловлены характером деятельности компании.

Согласно новым правилам подобные операции с наличностью будут контролироваться независимо от характера деятельности организации.

Как усилят контроль за сделками с недвижимостью?

Действующие нормы предписывают банкам контролировать сделки с недвижимостью на сумму от 3-х миллионов рублей, в результате которых переходит право собственности. На практике чаще всего это купля-продажа.

С 10 января банкам придётся представлять в Росфинмониторинг сведения о любых операциях по сделкам с недвижимостью на указанную сумму.

Какие операции выведут из-под контроля?

Больше не будут подлежать контролю следующие операции:

Что ещё изменится?

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховщики, лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации и др.) начнут отчитываться перед Росфинмониторингом по чётко определённым операциям своих клиентов.

Источник

8002 код обязательного контроля

8002 код обязательного контроля

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

8002 код обязательного контроля

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

8002 код обязательного контроляОбзор документа

Письмо Банка России от 22 марта 2021 г. № 12-4-2/1270 Об операциях по сделкам с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код 8002):

2. Подлежат ли обязательному контролю операции, проводимые в рамках расчетов по предварительным договорам купли-продажи недвижимого имущества?

4. Подлежит ли обязательному контролю операция по возврату продавцом недвижимого имущества денежных средств, ранее полученных им от покупателя в рамках заключенного договора купли-продажи недвижимого имущества, в случае расторжения данного договора?

1 Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля».

2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В дополнение к указанной позиции отмечаем, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащей обязательному контролю операции возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю.

В рассматриваемом случае информация о сумме денежных средств, выдаваемых лицу, являющемуся продавцом недвижимого имущества, из индивидуального банковского сейфа, может содержатся в документах, представляемых в банк в целях подтверждения права доступа получателя денежных средств к индивидуальному банковскому сейфу.

При отсутствии у кредитной организации информации о сумме совершаемой операции, основания для квалификации такой операции в качестве подлежащей обязательному контролю отсутствуют.

При отнесении операции к подлежащей обязательному контролю в соответствии с нормой пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ 2 кредитной организации следует учитывать, что операция с денежными средствами должна быть осуществлена во исполнение сделки, предметом которой является недвижимое имущество.

В соответствии с пунктом 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Учитывая изложенное, расчетная операция, осуществляемая по предварительному договору, не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, поскольку предметом предварительного договора являются обязательства по заключению основного договора, а не объект недвижимого имущества.

Дополнительно обращаем внимание на то, что позиция Департамента по вопросу квалификации операций в качестве операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ изложена в письме от 08.09.2020 N 12-4-4/3838 (вопросы 1-4, 6-8, 15.1, 15.5).

В соответствии с нормой подпункта 1 пункта 4 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю, совершенных непосредственно в данной кредитной организации.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае у кредитной организации не возникает обязанности по информированию уполномоченного органа об операции, соответствующей пункту 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ. Кредитной организации следует представить в уполномоченный орган сведения по операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с абзацем 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Буквальное прочтение пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами, осуществляемые во исполнение сделок с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 миллиона рублей либо эквивалент в иностранной валюте.

Таким образом, операция по возврату ошибочно перечисленных денежных средств в рамках сделки с недвижимым имуществом либо по возврату денежных средств в связи с расторжением договора по сделке с недвижимым имуществом не будет подлежать обязательному контролю в соответствии пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что если в описанной ситуации кредитной организацией ранее было направлено сообщение в уполномоченный орган по операции с кодом вида операции 8002, по которой впоследствии был осуществлен возврат денежных средств по причине ошибки перечисления либо в связи с расторжением договора по сделке с недвижимым имуществом, кредитная организация может направить скорректированное сообщение с признаком удаления ранее направленной информации (показатель 5 «Тип записи в ФЭС» таблицы 3.2 Правил принимает значение ).

1 Здесь и далее по тексту письма Департамента размещены на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Меню/Деятельность/Противодействие отмыванию денег и валютный контроль/Разъяснения/Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма).

2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обзор документа

Банк России разъяснил, подлежат ли обязательному контролю:

— операция по выдаче средств продавцу недвижимости из индивидуального банковского сейфа;

— расчетная операция, осуществляемая по предварительному договору;

— операция по зачислению наличных средств на счет организации-клиента в счет оплаты недвижимости, если операция была совершена вне (без участия) кредитной организации;

— операция по возврату ошибочно перечисленных денег в рамках сделки с недвижимостью либо по возврату денег в связи с расторжением договора по сделке с недвижимостью.

Источник

Письмо ДФМиВК Банка России от 11.01.2021 № 12-4-2/6

Запрос от 16.12.2020 № 740ЦБ

Банк обращается с просьбой дать разъяснения по вопросам, касающимся исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона № 208-ФЗ), в части квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю, и Указания № 4936-У.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее (код операций 8002).

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП). Государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведений об объекте недвижимости, право на которое регистрируется, в связи с:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости;

2) возникновением права на образованный земельный участок;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением случая прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.

1. Верны ли выводы Банка, сделанные в том числе на основании разъяснений, изложенных в ответе Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 о том, что обязательному контролю по коду операции 8002 подлежит любая операция с наличными и безналичными денежными средствами, если она одновременно соответствует нижеперечисленным критериям:

Операции, перечисленные ниже, не будут подлежать обязательному контролю, так как не являются расчетами по сделке с недвижимым имуществом:

Операции, перечисленные ниже, не будут подлежать обязательному контролю, так как при расчетах не используются клиентские счета, открытые в Банке:

В случае, если вышеуказанный вывод Банка ошибочен, просим подтвердить в том числе следующий порядок заполнения показателей ФЭС:

1.1. В случае, расчетов по сделке, оформленных распиской:

Также просим подтвердить вывод о том, что в случае указания в расписке нескольких продавцов и покупателей, то в соответствующие показатели ФЭС должны быть включены сведения о каждом из них.

1.2. В случае расчетов по сделке через индивидуальный банковский сейф (депозитарную ячейку):

2. Верно ли Банк понимает, что при направлении в уполномоченный орган сведений (по коду операции 8002) порядок формирования ФЭС по операции в нижеперечисленных случаях будет следующим:

Аккредитивная форма расчетов (счет 40901).

В случае если зачисление денежных средств на счет продавца недвижимого имущества производится со счета 40901 «Аккредитивы к оплате», то показатель «Основание совершения операции» (тип данных «Реквизиты документа» таблицы 2.8 Правил) заполняется как сведениями о платежном документе, на основании которого осуществляется операция по зачислению денежных средств на счет 40901, так и сведениями о платежном документе, сформированном Банком для совершения операции по списанию денежных средств со счета 40901 на счет продавца недвижимого имущества, а также о договоре купли-продажи недвижимого имущества, при этом:

Таким образом, сведения об аккредитивном счете в электронном сообщении будут отсутствовать;

При этом основанием для квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю будет являться платежный документ, подтверждающий факт расчета с продавцом по сделке с недвижимым имуществом, то есть операция по перечислению денежных средств на счет продавца со счета 40901. В случае если таких продавцов по сделке с недвижимостью несколько (например, в связи с долевой собственностью), а аккредитивные счета открываются в пользу каждого продавца, то у Банка не возникает обязанности квалификации операции, совершаемой на сумму менее 3 000 000 рублей, как операции подлежащей обязательному контролю, в том числе при фактическом перечислении покупателем — клиентом Банка в рамках расчетов со всеми продавцами итоговой суммы, равной или превышающей 3 000 000 рублей.

Письмо ДФМиВК Банка России от 11.01.2021 № 12-4-2/6

Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона № 115-ФЗ (здесь и далее по тексту в редакции Федерального закона № 208-ФЗ ). Вместе с тем, Департамент считает возможным изложить свою позицию по поставленным в обращении вопросам.

По вопросу 1.

Позиция Департамента по вопросу отнесения расчетов в рамках сделки с недвижимым имуществом к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, содержится в письме Департамента
от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 (вопросы 1 — 4, 6 — 8, 15.1, 15.5).

Согласно указанной позиции, исходя из буквального прочтения нормы пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, обязательному контролю подлежат любые операции с наличными и безналичными денежными средствами, осуществляемые в рамках сделки с недвижимым имуществом, совершаемые на сумму, равную либо превышающую 3 000 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

При этом в рассматриваемой норме Федерального закона № 115-ФЗ отсутствует указание на то, что обязательному контролю подлежат исключительно расчетные операции, осуществляемые лицами, являющимися сторонами по сделке с недвижимым имуществом. Учитывая изложенное, вывод Банка, приведенный в абзаце 3 пункта 1 обращения является некорректным.

В соответствии с требованиями пунктов 1.1 и 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции, совершаемые плательщиком и получателем наличных либо безналичных денежных средств в рамках сделки с недвижимым имуществом, совершенные непосредственно в кредитной организации, представляющей сведения о такой операции в уполномоченный орган.

Учитывая изложенное, операция по учету Банком суммы полученного обеспечения по договору залога, а также операция внесения самим клиентом либо его представителем на счет наличных денежных средств, полученных по сделке с недвижимым имуществом вне кредитной организации, не подлежат обязательному контролю.

Операция зачисления на счет клиента безналичных денежных средств подлежит обязательному контролю при наличии у кредитной организации информации, что такие денежные средства представляют собой оплату за недвижимое имущество.

С учетом требования пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ расчеты по сделкам с недвижимым имуществом в наличной форме, совершенные вне кредитной организации, не подлежат обязательному контролю.

Позиция Департамента относительно операции по сделке с недвижимым имуществом, осуществляемой с использованием индивидуального банковского сейфа, содержится в письме Департамента от 08.09.2020 № 12-4-4/3838 (вопрос 13).

В дополнение к указанной позиции отмечаем, что при формировании ФЭС в уполномоченный орган по рассматриваемой операции показатели ФЭС заполняются следующим образом:

По вопросу 2.

В соответствии с пунктом 2 статьи 871 Гражданского кодекса Российской Федерации для исполнения аккредитива получатель средств представляет документы, в том числе в электронной форме, предусмотренные условиями аккредитива, в исполняющий банк или банк — эмитент. Исполняющий банк или банк — эмитент, получившие указанные документы, проверяют их в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня их получения, и принимают решение о выплате или об отказе от выплаты.

Учитывая изложенное, полагаем, что если исходя из документов, подтверждающих исполнение аккредитива, расчеты по аккредитиву осуществляются по сделке с недвижимым имуществом, то такая операция подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (при условии ее совершения на установленную Федеральным законом № 115-ФЗ сумму).

Обязанность по направлению ФЭС в уполномоченный орган в рассматриваемой ситуации возникает у кредитной организации с момента исполнения аккредитива.

В случае если получателями по операции при использовании аккредитивной формы расчетов являются нескольких лиц, то, исходя из вышеприведенных разъяснений, в целях квалификации операции в качестве подлежащей обязательному контролю кредитной организации следует исходить из суммы списываемых со счета по аккредитиву денежных средств. В случае признания такой операции подлежащей обязательному контролю блок «Сведения о лицах, участвующих в проведении операции, а также выступающих выгодоприобретателями по операции» (строки 27-41 таблицы 3.2 Правил) повторяется для каждого получателя денежных средств.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *