зашифрованный код для детей
Зашифрованные послания, которые можно составить с ребенком: изучаем криптографию с азов
Криптографы — это люди искусства, создающие совершенные механизмы защиты информации. Вместе со специалистом группы компаний «Криптонит», 25-летним Степаном Давыдовым разбираемся, где этому можно научиться и предлагаем несколько вариантов домашних шифровок, которые точно понравятся вашим детям.
Однажды — кажется, это было в средней школе — одноклассник передал мне зашифрованную записку. Изначально на листе печатными буквами была написана фраза, но затем бумагу разрезали по горизонтали пополам — прямо по центру текста. Мне досталась нижняя половина, которая выглядела как набор случайных знаков. И нужно было догадаться, что за слова там были зашифрованы.
Я довольно долго бился с этим посланием, а потом получил один небольшой намек — и тут же решил задачку. Тогда я еще ничего не знал о криптографии, но интерес к разгадыванию подобных загадок, к поиску практических решений, наверное, в итоге и привел меня в эту область.
От математики к криптографии
Я с детства увлекался математикой. В старшей школе учился в профильном классе, постоянно участвовал в олимпиадах. Но до конца не понимал, как сделать увлечение профессией — фундаментальная математика не была мне так интересна, потому что там я не видел реального практического результата, а получать его хотелось.
Классе в 10 или 11 я попал на очередную олимпиаду, где участникам давались задачки по криптографии. Организаторы олимпиады, конечно же, понимали — в ней участвуют обычные школьники, поэтому задания были составлены так, что решить их мог даже человек без специальной подготовки (но с хорошей математической базой). Мне эти задачки очень понравились, я даже занял тогда какое-то место и тогда же понял: это то, чем я хочу заниматься дальше.
Как призеру олимпиады мне подарили книжку — сборник задач и интересных фактов из истории криптографии. Она стала для меня чем-то вроде пособия для подготовки в вуз. Интересно было прочитать о разных древних способах сокрытия информации. Людям ведь еще в античности нужно было как-то общаться друг с другом, но чтобы другие об этом не знали. Например, человека брили налысо, на коже его головы писали какие-то секретные данные, затем ждали, когда у него отрастут волосы и далее этот человек, как гонец, отправлялся передавать информацию. Соответственно, когда его на том конце принимали, то снова брили налысо и читали тайное послание. В общем, с одной стороны, криптография (та, которой я сам сейчас занимаюсь) — это очень молодая наука, которая возникла после появления компьютеров. А с другой — корни у нее очень древние.
Упражнения для начинающего криптографа
Люди стали шифровать записи почти сразу после того, как научились писать, бурное развитие криптографии началось в Ватикане в XV веке и продолжается до сих пор. Расскажите ребенку о других древних способах сокрытия информации и попробуйте вместе составить зашифрованные послания на их основе.
Шифровальная машина «Энигма»
От шпионских шифров к защите персональных данных
Современная криптография — это, конечно, уже не шпионские штучки и не тайные шифры. Это скорее история про получение (или сокрытие) неких сведений при помощи математических методов.
Одна из текущих задач лаборатории криптографии, например, — подготовка протоколов защиты персональных данных. В последнее время объем персональной информации, которую люди предоставляют каким-либо сервисам, становится все больше и больше, и для того, чтобы она не утекала куда-то, не попадала к третьим лицам — ее нужно надежно защищать. Еще одна история, которой я сейчас занимаюсь — это ускорение наших отечественных алгоритмов шифрования. Например, если я кому-то в мессенджере пишу «Привет», то я хочу, чтобы это сообщение дошло до адресата мгновенно, а не спустя, скажем, десять секунд. То же самое со звонками — в некоторых случаях десятисекундное ожидание соединения может быть судьбоносным. Я как раз сейчас думаю, при помощи каких математических методов можно это ускорить.
Учеба, работа и карьерные перспективы
Сам я окончил факультет прикладной математики по специальности криптография — можно пойти моим путем, либо получить фундаментальное математическое образование (я бы советовал МГУ, МФТИ, ВШЭ), а потом пройти дополнительные курсы повышения квалификации. Для криптографа важно быть усидчивым, очень любознательным, готовым проводить много исследований, читать массу статей и документации на английском языке, по крупицам собирать данные. То есть необходимы качества, свойственные скорее ученым, потому что обычные технари, гики нацелены на быстрый результат, а криптография — кропотливая работа.
Сейчас она развивается достаточно активно, внедряется практически во все сферы человеческой жизни. Какие-то звонки, сообщения, те же персональные данные, интернет-трафик — все это защищено криптографией. У этой науки, особенно у ее прикладной составляющей — достаточно большие перспективы. А значит, перспективы есть и у меня, поэтому о развитии, карьере, востребованности криптографам переживать не приходится.
Игра в шифровальщика: вашим детям это понравится
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Для многих игр с детьми — и настольных, и онлайновых, и ролевых — можно использовать шифры. Это не только вызывает у детей интерес, но и развивает внимание, аккуратность, абстрактное мышление, навыки устного счета и осмысленного чтения.
С детьми из скаутского отряда «Сполох» я уже почти пять лет веду занятия по методам шифрования — полученные навыки потом применяются для отрядных игр, но и сами по себе шифры интересны детям младшего и среднего школьного возраста, они с огромным увлечением разгадывают «таинственные» послания и пишут их друг другу. А к тому же, когда коллективу детей приходится прочитать зашифрованный текст, тренируются и навыки взаимодействия в команде, распределения работы, достижения общей цели.
Конечно, этим же можно заниматься с детьми и в семье. Но сразу хочу предупредить родителей: если дети втянутся, то поначалу вам придется то и дело разгадывать их зашифрованные записки и отвечать им тем же. Иначе говоря — поддерживать формат развивающей интеллектуальной игры.
История, которую предварительно нужно рассказать детям
Шифрование — то есть сокрытие информации — появилось еще в древние времена. А уж когда возникли государства, армии, войны, разведка — то возникла необходимость тайно передавать какие-то сведения, чтобы, если вдруг они попадутся в руки врагу, тот ничего бы не понял. Нужны были тайные знаки, чтобы узнавать своих. Например, разрезали на части монету. Люди могли никогда друг друга не видеть, но если посланец предъявлял свою половинку, и при наложении обе части совпадали, значит, это свой.
А еще такой секретный знак был у первых христиан — в те века, когда за исповедание христианской веры тебя могли казнить. Как христиане могли узнавать своих — так, чтобы никто их не заподозрил и не выдал властям? У христиан был священный знак, символическое изображение рыбы (потому что если прочитать первые буквы фразы по-гречески «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», то получалось греческое слово «ихтис», что значило рыба). Поэтому один христианин мог начертить тростью на земле дугу — сама по себе дуга еще ничего не обозначала. Но второй христианин в ответ на это чертил другую дугу, которые вместе складывались в изображение рыбы. Вот так:
И оба понимали, что они — единоверцы. А со стороны никто бы ничего не понял.
В древности люди еще и придумывали «тайные языки», на которых можно было устно разговаривать, и никто из посторонних не мог понять эту «тарабарщину». В старину на Руси были такие люди, которые назывались офени. Это бродячие торговцы разным мелким товаром — гребнями, бусами, нитками, пуговицами, ленточками, иголками, ножницами и так далее. Но они не только занимались торговлей, но подчас выведывали разные тайны, то есть торговля у них служила лишь прикрытием для разведки. И вот между собой они говорили на специальном языке — брали слово и переставляли местами слоги. Если слово двусложное, то сперва говорили второй слог, потом первый. Не «палка», а «капал», не «рыба», а «бары». Если слово трехсложное, то сперва говорили третий слог, потом второй, потом первый. Вместо «рыбалка» было «кабалры». Ну и так далее:
Были и другие старинные шифры. Например, слова писались не слева направо, а справа налево. Не «капуста», а «атсупак», не «бабушка», а «акшубаб». Вот, например:
Еще в старину часто использовали шифр, когда буквы в слове писались в зеркальном отражении. Прочитать такой текст можно было, только поднеся его к зеркалу:
Но это всё довольно простые шифры, которые очень легко разгадать. А были и посложнее, о них-то пойдет речь.
Криптография и стеганография
Затем детям надо рассказать, что есть два разных способа тайно передавать сообщение. Первый — это криптография (от греческого «криптос» — тайна и «графо» — пишу), в переводе на русский «тайнопись». Идея в том, что мы каким-то хитрым образом искажаем текст, который хотим скрыть, и кто этого способа не знает, не сможет его восстановить. Второй способ называется стеганография (от греческого «стеганос» — скрытый и «графо» — пишу). Здесь мы поступаем хитрее — никак не изменяем сам текст, который хотим передать, но прячем его среди ненужной информации.
Например, используем так называемые стеганографические решетки. Это прямоугольные рамки, в которых хаотично прорезаны квадратики. Вот так:
Накладываем эту рамку на лист бумаги (так, чтобы цветной квадратик был в верхнем левом углу) и вписываем в прорези то сообщение, которое хотим спрятать. Без знаков препинания и без пробелов. Например:
Потом снимаем решетку и вписываем между букв нашего сообщения произвольные буквы и цифры. Например:
Совершенно бессмысленный текст, в котором нужное сообщение спрятано среди ненужного хлама. Но у кого есть точно такая же решетка, наложит ее на эту бумажку (выделенный квадратик — в левом верхнем углу) и прочитает те буквы, которые будут видны в прорезях.
Полезное упражнение: сделать вместе с детьми такие решетки (две одинаковых) и обмениваться тайными посланиями. Чтобы решетки получились полностью одинаковыми, нужно сперва сделать одну, потом наложить на кусок картона такого же размера, обвести карандашом все прорези и вырезать их ножницами. Если дети совсем маленькие, процесс, конечно, следует контролировать.
Какие бывают шифры
Конечно, здесь речь идет не о современных способах шифровки, которые основаны на очень серьезных математических методах и реализуются с помощью специальных компьютерных программ. С детьми мы занимаемся старинными шифрами, где для расшифровки достаточно лишь бумаги, ручки и мозгов.
Такие шифры делятся на две группы — перестановочные и подстановочные.
Идея перестановочных шифров — мы по какому-то правилу переставляем местами буквы в шифруемой строке. Если заранее знать, какое это правило (или догадаться), то можно переставить буквы так, чтобы получить исходную строку.
Идея подстановочных шифров — мы по какому-то правилу подставляем вместе каждой буквы в строке другую какую-то букву. Это может быть буква того же алфавита, а может быть буква специально придуманного (как, например, в рассказе Конан Дойля «Пляшущие человечки» из цикла о Шерлоке Холмсе).
Полезное упражнение: придумать вместе с детьми такие алфавиты, где каждой русской букве соответствует какой-то значок. Например, так:
Важное замечание
Для удобства при шифрованиии мы не различаем прописных и строчных букв (все слова пишем прописными), не используем знаков препинания, все числа пишем словами и (что особенно важно в перестановочных шифрах) обозначаем пропуск между словами знаком нижнего подчёркивания: «_». Детям надо сразу сказать, что пробел — такой же важный знак, как и буквы, если про него забыть, то обязательно ошибешься с зашифровкой и расшифровкой. То есть текст, подготовленный для зашифровки, должен выглядеть примерно так (стихотворение Семёна Липкина):
Простейшие перестановочные шифры
Самый простой перестановочный шифр называется «перестановка по два». Идея заключается в том, что мы разделяем строку на группы из двух знаков, и в каждой из групп меняем их местами. Если количество знаков нечётное, то последний знак не трогаем, оставляем как есть.
Пробел, обозначаемый знаком нижнего подчёркивания, тоже считается знаком — таким же, как и буквы.
Расшифровка делается точно так же, как и зашифровка: выделяем группы по два знака и внутри групп меняем их местами:
Чуть более хитрый перестановочный шифр называется «перестановка по три». Тут мы разделяем строку на группы по три знака, и для зашифровки записываем эти знаки справа налево. Например:
Обратите внимание: у нас встретилось в шифровке два пробела подряд. Надо замечать такие вещи и понимать, что это ДВА пробела.
Расшифровка происходит точно так же, как и зашифровка: с начала строки, т.е. слева направо, выделяем группы по три знака, и записываем в каждой группе их справа налево:
Обратите внимание: на конце строки может остаться один знак, не попавший в группу по три, и тогда мы его не трогаем, или два знака, и тогда мы просто меняем их местами.
Разумеется, ничто не мешает делать перестановки по четыре знака, по пять, и так далее. Очень хорошо, если дети самостоятельно додумаются до этой идеи. Но практика показывает, что такое бывает нечасто, перестановок по два и по три обычно вполне достаточно и для занятий, и для игр.
Простейшие подстановочные шифры
Можно, конечно, применять придуманные алфавиты, а можно по определенному правилу подставлять вместо шифруемой буквы другую букву русского алфавита.
Самое простое и самое известное из таких правил называется «плюс один». Идея заключается в том, что вместо шифруемой буквы мы подставляем следующую по алфавиту. Вместо «А» — «Б», вместо «Б» — «В», и так далее. А вместо «Я» — подставляем «А».
Вот так делается шифровка методом «плюс один»:
Обратите внимание — здесь пробел можно не обозначать нижним подчеркиванием, потому что при подстановочных шифрах пробел остается пробелом.
Расшифровка происходит наоборот: каждую букву в зашифрованной строчке мы заменяем на предыдущую в алфавите. А если это была буква «А», то заменяем ее на «Я». Вот так:
И, конечно, можно зашифровывать, беря вместо каждой буквы предыдущую, а расшифровывать — заменяя каждую букву шифровки следующей по алфавиту. Такой шифр назовем «минус один».
Заметим: для расшифровки текста, зашифрованного методом «плюс один», мы применяем метод «минус один», и наоборот.
Точно так же можно применять шифр «плюс два», когда вместо «А» пишем «В», вместо «Б» — «Г», и так далее, вместо «Э» — «Я», вместо «Ю» — «А», вместо «Я» — «Б». Но переходить к таким шифрам надо только после того, как дети уже хорошо освоили «плюс один» и «минус один».
И, конечно, для работы с подстановочными шифрами нужно хорошо помнить алфавит. Если наизусть его не помнят, не грех пользоваться бумажкой:
Буквы алфавита тут пронумерованы, и это не случайно. В некоторых шифрах, более сложных, нужно использовать порядковый номер буквы.
Есть и более сложные шифры — и подстановочные, и перестановочные — которые тоже можно освоить с детьми и применять для игр. Но об этом в другой раз.
Как применять шифры для игр
Если просто взять ребенка, усадить перед собой и начать изучать с ним шифры — скорее всего, ему это быстро наскучит, потому что он не понимает, зачем все это надо. То есть не будет мотивации. Поэтому начинать надо именно с игр. Например, подкинуть ребенку «таинственное письмо» — коротенькое и простенькое, но с интересным, веселым содержанием. Какой-нибудь смешной стишок, или информация, где спрятана конфета. в общем, родители сами сообразят. Когда ребенок самостоятельно (или с подсказками) прочитает послание — вот тогда уже следует говорить с ним про новую игру — шифры — и изучать их.
Причем изучать не за один раз. Сперва можно поговорить про старинные шифры, в другой раз — про стегагографические решетки (и обязательно своими руками сделать пару таких решеток). Потом — посочинять свои алфавиты и обязательно писать друг другу письма с их помощью. И только потом можно осваивать перестановочные шифры, затем — подстановочные.
С какого возраста можно обучать детей шифрам? Это зависит от их развития. Мне и с шестилетками приходилось этим заниматься. Но общий принцип — начинать надо тогда, когда ребенок уже вполне бегло читает и пишет, то есть обычно это со второго класса.
И, конечно, все эти навыки тут же надо применять к играм. Например, освоили перестановочный шифр — тут же рисуем (вместе с ребенком!) карту какой-нибудь волшебной страны и подписываем перестановочным шифром название городов, стран, рек, морей.
Или придумываем каких-то героев (можно взять просто традиционных героев русских сказок) и придумываем их зашифрованную переписку. Например, Лиса пишет зайцу:
РПХИДО_ИОКМ_ЕНЯ_Д_МАТ_БЕ_ЕТС_ОКВСУЫН_ХОМКРВОКО
(Приходи ко мне, я дам тебе сто вкусных морковок)
Ребенок расшифровывает это письмо Лисы и пишет ответ Зайца:
ЕНВ_РЕ_Ю_ЯЕТЕБЛ_СИ_АЫТМ_НЕ_ЯЪССЕЬТХ_ЧОШЕЬ
(Не верю я тебе, ты меня съесть хочешь)
И дальше продолжается эта переписка.
Можно еще сочетать творческие игры, где ребенок сочиняет какие-то истории, с заданиями на шифровку. Допустим, он сочиняет сказку про детектива Кролика, который расследует похищение Медведя и обнаруживает в его опустевшей берлоге зашифрованную записку. Какую? А это ребенок придумает сам. И зашифрует.
Очень хорошо придумывать вместе с ребенком какие-нибудь настольные игры-бродилки, где что-то надо расшифровывать. Например, это может быть игра, которую мы делаем в подарок каким-то другим детям. Младшим братьям или сестрам, друзьям, одноклассникам.
В общем, навыки шифрования — это полезный инструмент, который можно применять для самых разных игр и развивающих активностей. Это как соль — она ценна не сама по себе, а как приправа для пищи.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения для расшифровки
ЕНУС_ТЕМЯНХ_ДОЛУИ
РКЧИТАР_БЕТЯ_АЛСЗАЬ
ОБСЮ_ЬЕНУ_АПУДЛ_И
_СОХУДЕЛЙ
РПМЯ_О_ВРГЗЯЬ
_ИРСЗА_УОПАЗУБУДТ
АК_КАВНЖ_О_ЯОХИДЛ
ОНД_ЛООГП_МОИНЬТБ_ДУТУ
УКАДЯ_У_ОГИДЛ
Cтихотворение Валентина Берестова:
Кричат ребята: «Слазь!»
Но долго помнить будут,
ЕНМРН_ИВАЯСТЕН_УД_ТАМО_ЬЛП_ОХОМ
КАКУБ_ОТДОВ_ЕСВЕН_ЫБ_ _ОЛОЛПГОХО
КАКУБ_ОТДАН_ИЛ_ЕТСОС_ЕСВП_МТСУМО
Н_ЯИЧАЮАНРП_ИВАНЬЛ_ЕООЛСОВ
О_ЯАТСЯЛВС_ЮРАТ_ЕЫИШОИКБ
П_ВАЗОЕЧВШАРЙЕНУМ_РОСЙОНОК_ИЗРЕКН
Ч_СНРЕИВОМОКАЗ_НОКНЕЧГОНД_ОЯН
_ОНРДВ_ГУИОМАЗ_ТЫБ_ЕЫИШОИКБ
ТТОИГЯЯАВ_ЬСДУБ_ОТ_АНЗЕРКНИЕ
ЫРСЮАВЯСТ_И_УТСЮАКМ_ТЯНЕ
Cтихотворение Дениса Маслакова:
Мне нравится не думать о плохом,
Как будто вовсе не было плохого,
Как будто на листе совсем пустом
Я начинаю правильное слово.
Я оставляю старые ошибки
В позавчерашней мусорной корзинке
С черновиком законченного дня.
Но вдруг мои забытые ошибки
Оттягиваясь, будто на резинке,
Срываются и стукают меня.
А ЛБНФЩЁЛ ЕЙГОЬК
ОБЩЖМ ОБ СЁЛЁ
А ТРЙОЛФ ЁНФ
ТПДСЁГБЯ Г СФЛЁ
ГЁЕЭ ЛБНФЩЁЛ ЮУПУ
ОБГЁСОП ГПГЁЛ
Г СФЛБЦ ОЁ ЕЁСЗБМ
ОЙ ПЕЙО ШЁМПГЁЛ
Стихотворение Анастасии Орловой:
МЯ ЦДСЪПЕФ ЙНКЕРЯФ
ЙЯСЯЭС ЛЯКЪЧЯ
ГПТВНИ МЯ СПЕФ ОПНДФЯК
ЙТГЯСН МД РОДЧЯ
МЯ ГБТФ МДРЕСРЮ СПДСЗИ
ЛЯКЭРДМЫЙЗИ ЙЯЙ ВМНЛ
Я Ю ЙЯЦТРЫ МЯГ МЗЛЗ
МЯ ЙНКДРД НГМНЛ
Стихотворение Галины Дядиной:
На четырёх колёсах
Другой на трёх проехал
На двух несётся третий –
Малюсенький, как гном.
А я качусь над ними –
ПВО ИВНМР ЁЖЁХЪМХ МРТПЖБ
Д УТВДПЖПЮЖ У ПВОК РП РФУФВН
СРУМРНЮМХ Д ЁЖФУФДЖ ГВТОВНЖБ
К ОРЛЁРЁЭТВ ПЖ ЩКФВН
ПЖ ДРУЧКЫВНУБ ФЖНЖЦРПРО
К Д ФВТВМВПКЫЖ ПЖ ДПКМ
МВМ ДЭТРУ РП ФВМКО ХЩЗПЭО
ПЖ ЙПВБ УВОЭЧ ЕНВДПЭЧ МПКЕ
Загадки и задания для квестов. 35 классных идей
Квест – очень увлекательная игра как для детей, так и для взрослых. Обычно это набор различных головоломок, которые идут друг за другом. Ответ на каждую из них – это местонахождение следующей подсказки или пароль/пропуск в следующий этап (смотря какой вид квеста).
Рассмотрим сегодня именно квест по запискам, который можно самостоятельно организовать в домашних условиях. Поводом может стать, например, необычное вручение подарка имениннику, развлечение для гостей вечеринки, внеклассное мероприятие для школьников или же просто весело провести время.
Игрокам надо последовательно находить записки и разгадывать зашифрованные слова — тайники. В конце всей цепочки будет ждать какая-то награда, заранее подготовленная организатором. Это могут быть различные сладости, сувенирчики (ручки, блокноты или брелоки, например). В командной игре хорошо, если презент будет для каждого участника.
Игра может быть тематической, то есть в ней заложен какой-то сюжет, легенда (пиратский, шпионский, волшебный, по мотивам мультфильмов или кино, поиски сокровищ и т. п.) — в основном для детской аудитории, а может быть просто набор карточек с заданиями — для взрослых. При выборе темы опирайтесь на увлечения виновника торжества или повода (например, задания в квесте на 23 февраля будут связаны с военной темой).
Популярные тайники для записок
Важно продумать последовательность тайников. Желательно, чтобы они были по всему помещению, а не в одной комнате. Если играете дома, то задействуйте и ванную, и коридор, балкон, кладовку, а можно и лестничную площадку. Чем шире площадь поисков — тем интереснее. Ниже приведен список примеров мест, где можно спрятать подсказки (конечно, его можно бесконечно дополнять уникальными точками в зависимости от локации):
Когда игра проводится на улице, то возможны такие тайники:
Как прятать записки в тайниках
Прятать записки можно просто, положив их в тайник. Интереснее и сложнее будет искать, если использовать не явные предметы (например, если стул, то не кухонный, а пусть это будет стульчик кукольный или небольшая табуретка в прихожей, если чайник, то не тот, в котором кипятят воду, а заварочный, или вообще предмет может быть изображен на картинке).
Записки сверните в несколько раз или скрутите трубочкой и перевяжите ленточкой/нитками, а можно положить каждую в отдельный конверт.
Важный нюанс — чем младше игроки, тем проще должны быть спрятаны подсказки, иначе пропадет интерес. Для подростков и взрослых можно немного усложнить задачу.
Если вы хотите спрятать подсказки более необычным способом, задействовав инвентарь, то посмотрите информацию ниже.
Загадки для квестов без инвентаря
Задания для квеста — это различные загадки, шифровки, ребусы, кроссворды, оформленные на отдельных записках. Ниже разберем подробнее примеры без использования дополнительного инвентаря (кроме ручки и бумаги).
Цифра — буква. Здесь записываем загадку или фразу цифрами. Цифры — это порядковые номера букв в алфавите. К заданию нужно будет приложить расшифровку — пронумерованные буквы алфавита (для детей) или скрыто намекнуть, что здесь есть связь с алфавитом (для взрослых игроков).
Картинка (символ) — буква. Здесь также, как и с цифрами, только вместо них будут картинки или какие-то символы. То есть каждому символу соответствует определенная буква в алфавите. Можете придумать любую свою шифровку таким образом. Картинками могут быть предметы, соответствующие выбранной тематике квеста (фрукты и овощи, просто каракули, человечки в разных позах). Вот, например, египетская шифровка из нашего квеста «путешествие во времени» (рис.).
Азбука Морзе — этот морской шифр отлично подходит, чтобы использовать в заданиях. Напишите задуманную фразу или слово символами Морзе, а расшифровку игроки могут поискать сами в Интернете уже во время прохождения квеста. Либо приложите ее к заданию.
Шифр масонов (или шифр «крестики-нолики»). Каждой букве алфавита ставится свое место в одной из четырех сеток. Запишите нужный тайник, используя «адреса» букв в сетках, как на примере ниже.
По первым буквам. Тайник будет читаться по первым буквам первых слов в каждой строке стихотворения или просто фраз. Если сложно зарифмовать, то просто составьте текст прозой, разбив его на строки (как на рис. ниже). Буквы подчеркивать не надо, здесь просто показано для примера, как читается слово «стол».
Задания для квестов с инвентарем
Если вы хотите, чтобы записки в квесте были спрятаны более интересным способом (а не просто лежали, например, в шкафу), а для разгадки мог бы понадобиться еще какой-то дополнительный предмет, то задействуйте различный квестовый инвентарь. В этом случае подготовка займет больше времени, придется все тщательно продумать.
Чтобы квест был динамичным и разнообразным, используйте все варианты, то есть и с инвентарем и без (например, просто ребус).
Мы привели здесь только сами способы, как необычно сделать или спрятать подсказку. Чтобы из этих отдельных головоломок получился квест, надо составить цепочку так, чтобы одна загадка указывала на другую.
Рассмотрим несколько популярных вариантов, как спрятать или разгадать подсказки с использованием инвентаря.
Задания-эксперименты
Над следующими заданиями придется немного похимичить, но оно того стоит. Игрокам будет интереснее и веселее искать подсказки.