выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Защита информации в госорганизациях

Почему к защите информационных систем государственных организаций предъявляются повышенные требования?

В информационных системах государственных органов обрабатывается огромное количество важной информации, необходимой для обеспечения их функционирования. Поскольку для злоумышленников контроль над этими системами и обрабатываемые там данные представляют большую ценность, государство требует их обязательной защиты. Нарушение законодательства в области защиты информации влечет за собой административную и уголовную ответственность.

В чем сложности защиты информационных систем государственных организаций?

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Множество требований в области мер защиты, средств безопасности и их сертификации

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Недостаток квалифицированных кадров для эксплуатации системы защиты

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Бюджетные ограничения на создание, эксплуатацию и защиту ИТ-инфраструктуры

Почему «Код Безопасности»?

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Защита всех элементов ИТ-инфраструктуры в рамках единого, целостного решения. «Код Безопасности» – единственная компания на рынке, которая разрабатывает продукты для защиты данных, рабочих станций и серверов, сетевой инфраструктуры, виртуальной инфраструктуры.

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Выполненные проекты «Кода Безопасности» по защите ГИС

Источник

Обзор изменений в 17-м приказе ФСТЭК

выполнение приказа 17 продуктами код безопасности

Привет, Хабр! 13 сентября Минюст утвердил документ, вносящий изменения в 17 приказ. Это тот самый, который про защиту информации в государственных информационных системах (далее – ГИС). На самом деле изменений много и некоторые из них существенные. Есть как минимум одно очень приятное для операторов ГИС. Подробности под катом.

О приятном

Давайте с этого начнем, а потом про все остальное. Самое приятное для операторов это то, что аттестат на ГИС теперь бессрочный. В пункте 17.4, где раньше было написано о том, что аттестат выдается на 5 лет теперь написано «Аттестат соответствия выдается на весь срок эксплуатации информационной системы». Правда это, конечно же, не избавляет от необходимости поддерживания соответствия системы защиты информации аттестату, о чем сказано в том же пункте 17.4.

Об облачных ЦОДах

По нашему опыту все больше операторов ГИС склоняется к тому, что им не очень выгодно содержать собственную серверную инфраструктуру и осуществляют миграцию на мощности облачного провайдера. Таким ситуациям и в предыдущей редакции 17 приказа было посвящено пару строк, но теперь это решили описать более обстоятельно. В частности указаны следующие требования:

Другое по мелочи

В пункт 17, где уже было написано, что проектированием системы защиты и ее аттестацией должны заниматься разные должностные лица добавили к «должностным лицам» «работников» в скобочках. Хорошо, что добавили ясности, потому что споры о том, что понимать под «должностными лицами» были нешуточные.

Пункт 17.2 дополнился абзацем о том, что приемочные испытания самой ГИС и аттестационные испытания системы защиты информации можно совместить. Да, в общем-то, обычно так всегда и делалось.

Обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации информационной системы

Пункт 18 пополнился новыми обязательными мероприятиями, которые необходимо проводить в ходе эксплуатации аттестованной ГИС. К управлению системой защиты информации, выявлению инцидентов и реагированию на них, управлению конфигурацией системы и контролю за обеспечением уровня защищенности информации добавлены «планирование мероприятий по защите информации», «анализ угроз безопасности» и «информирование и обучение персонала информационной системы». Вот последнего в 17 приказе точно давно не хватало.

Далее все эти этапы в 17 приказе раскрываются подробнее и поскольку «планирование мероприятий» стало первым в списке, «анализ угроз безопасности» — вторым, нумерация подпунктов изменилась.

В ходе планирования (новый пункт 18.1) мы должны:

Нас часто спрашивают, как часто нужно проводить поиск уязвимостей и анализ угроз безопасности информации. В этом же пункте регулятор говорит, что периодичность определяется оператором.

Пункт по управлению системой защиты информации (бывший 18.1 и новый 18.3) тоже претерпел изменения. Отсюда было убрано «информирование пользователей об угрозах безопасности. », видимо потому что теперь это у нас отдельный раздел и добавлено «определение лиц, ответственных за управление системой защиты информации». Впрочем, по новому пункту особо ничего нового, это же наш горячо уважаемый администратор безопасности! Остальное здесь осталось на месте, хоть и немного перефразированное, но по сути – то же самое.

Пункт про управление конфигурацией информационной системы (старый 18.3, новый 18.4) несколько перефразирован, но по сути не изменился. То же самое можно сказать и про пункт по реагированию на инциденты (старый 18.2, новый 18.5).

Пункт 18.6 про обучение персонала – новый, поэтому на нем остановимся подробнее. Итак, чему же мы должны их обучать и о чем информировать:

Появление обучения персонала это хорошее начало, но к сожалению, снова не указаны формы, часы обучения, должно ли такое обучение проводиться по утвержденным ФСТЭК программам или достаточно внутреннего инструктажа. Подозреваем, что многие продолжат подходить к вопросу формально, а именно отметками в журнале «инструктаж провел», «инструктаж прослушал» без фактического проведения занятий.

В пункт про контроль за обеспечением уровня защищенности информации добавлена периодичность проведения такого контроля. Для ГИС 1 класса – не реже 1 раза в год. Для ГИС 2 и 3 класса – не реже 1 раза в два года. К таким мероприятиям можно привлекать лицензиата, но можно проводить и самостоятельно.

Про уровни доверия к средствам защиты информации

В пункт 26 помимо понятия «класс средства защиты» вводится понятие «уровень доверия». Для ГИС 1 класса нужен как минимум 4 уровень доверия, для ГИС 2 класса – 5 уровень доверия и выше, для ГИС 3 класса – 6 уровень доверия и выше. Про эти уровни доверия ФСТЭК выпускал информационное сообщение и их не нужно путать с оценочным уровнем доверия по ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-3 (там, кстати, 5 уровень доверия – самый высокий, 1 уровень доверия – самый низкий).

Это единственный пункт изменений, который вступает не сразу, а с 1 июня 2020 года. Ждем обновленные сертификаты соответствия средств защиты информации к этой дате. Превратятся ли в тыкву средства защиты, не обновившие сертификат – пока неизвестно. ФСТЭК ближе к дате Х может выпустить какое-нибудь информационное сообщение как это было с межсетевыми экранами в 2016-м.

Про сертифицированные маршрутизаторы

Напоследок нас добивают введением пункта 26.1:

«При проектировании вновь создаваемых или модернизируемых информационных систем, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны выбираться маршрутизаторы, сертифицированные на соответствие требованиям по безопасности информации (в части реализованных в них функций безопасности)».

На самом деле введение этого пункта не очень понятно. Во-первых, все средства защиты итак должны быть сертифицированы. Во-вторых, как правило, при подключении к сети «Интернет» в ГИС используются сертифицированные межсетевые экраны, в том числе являющиеся маршрутизаторами. Отдельных профилей защиты для маршрутизаторов (по аналогии с таковыми для МЭ) – нет и, возможно, введение пункта 26.1 намекает на их (профилей защиты) появление в ближайшем будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *