уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Уровни переработки информации

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать резуль­таты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его мо­дальности и длительности переработки). В методологии психологической науки про­изошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они пред­ложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабаты­ваться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уров­ням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации опре­деляется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уров­нем переработки.

Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения ин­формации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на анг­лийской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковре­менной памяти информация подвержена более всего пространственной интерферен­ции, на основании чего некоторые авторы делают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.

При переходе в долговременную память происходит перекодирование информа­ции в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семан­тический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуе­мым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и со­ставлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличаю­щийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фак­тором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроиз­ведения снижается от 100 % до 20 %. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сен­сорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования пере­ходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотогра­фического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, не­обходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).

В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.

В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравне­нию со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения ин­формации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет ин­формация, которая имеет зрительный код.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознают­ся согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».

Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавтора­ми (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В каче­стве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свиде­тельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачи­тывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интер­ферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфи­ке» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».

Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объеди­няются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лек­сическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслу­живается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.

Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образно­го кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приуро­чить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая свя­зана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.

Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.

В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили ска­зать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возраста­ния сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную лока­лизацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В ис­следованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объек­тов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется су­ществование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количе­ство информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая пе­реработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зри­тельного буфера.

Источник

Уровни переработки информации

Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать резуль­таты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его мо­дальности и длительности переработки). В методологии психологической науки про­изошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они пред­ложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабаты­ваться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уров­ням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации опре­деляется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уров­нем переработки.

Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения ин­формации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на анг­лийской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковре­менной памяти информация подвержена более всего пространственной интерферен­ции, на основании чего некоторые авторы делают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.

При переходе в долговременную память происходит перекодирование информа­ции в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семан­тический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуе­мым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и со­ставлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличаю­щийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фак­тором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроиз­ведения снижается от 100 % до 20 %. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сен­сорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования пере­ходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотогра­фического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, не­обходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).

В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.

В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравне­нию со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения ин­формации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет ин­формация, которая имеет зрительный код.

В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознают­ся согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».

Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавтора­ми (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В каче­стве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свиде­тельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачи­тывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интер­ферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфи­ке» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».

Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объеди­няются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лек­сическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслу­живается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.

Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образно­го кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приуро­чить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая свя­зана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.

Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.

В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили ска­зать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возраста­ния сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную лока­лизацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В ис­следованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объек­тов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется су­ществование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количе­ство информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая пе­реработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зри­тельного буфера.

Дата добавления: 2015-11-04 ; просмотров: 540 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Уровни переработки информации

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Итак, накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпре-
тировать результаты работы мнемической системы исходя только из харак-
теристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В мето-
дологии психологической науки произошел коренной перелом после того,

Функциональный подход в исследованиях памяти

как Крэйк и Локхарт в 1972 г. разработали новый подход в понимании сущ-
ности процесса переработки информации. Они предложили выделить
уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на
разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким аб-
страктным. Оказалось, что некоторые виды памяти могут соответствовать
разным уровнями обработки. На каждом из уровней может использовать-
ся тот или иной код (визуальный, слуховой), однако характер переработ-
ки информации определяется не только кодом поступающей информации,
но и сочетанием кода с уровнем переработки [Величковский, 1982; Сол-
со, 1996; Ментальная репрезентация, 1997].

Введение понятия код памяти помогло объяснить некоторые феномены.
Например, было показано, что некоторые коды имеют преимущество при
переработке информации на одном и том же уровне. В частности, удалось
снять некоторые противоречия, неизбежно возникающие при подразделе-
нии кратковременной памяти на виды (образная, вербальная, моторная,
эмоциональная), основанном только на преобладающей модальности на
первом этапе переработки информации.

Коды сенсорной памяти и кратковременной памяти. Предполагается, что
акустический код является предпочтительным для хранения информации
в сверхкратковременной памяти. В ходе экспериментов (проведенных на
английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Вы-
яснилось, что ошибки происходят из-за акустического перепутывания, а
не визуального. Например, буква £ перепутывается с буквой С, а не /»из-
за сходства их произношения (цит. по: [Richard J., Richard Ar., 1992]). В ви-
зуальной КП информация подвержена более всего пространственной ин-
терференции, на основании чего некоторые авторы [Massaro, 1993] дела-
ют вывод о том, что доминирующим кодом КП является пространствен-
ный. В доказательство приводятся результаты экспериментов Брукса (цит.
по: [Солсо, 1996]), в которых испытуемые должны были ментально скани-
ровать букву F, отмечая точки изгибов либо вербально (если угол фигуры
прилегает к основанию или к верхней горизонтали — ответ «да», в против-
ном случае — ответ «нет»), либо мануально (делая пометки в простран-
ственно-организованном протоколе). Был получен важный результат: ви-
зуальная задача выполнялась точнее в случае вербального ответа. Бэддли
и Либерман (цит. по: [Baddeley, 1982, с. 112]) провели уточняющие экспе-
рименты, в которых сравнили интерферирующее воздействие визуально-
пространственного и чисто пространственного кода при выполнении за-
дачи ментального сканирования. Экспериментальным материалом служила
задача Брукса. Испытуемые должны были сканировать цифры, разбросан-
ные в случайном порядке в матрице 4×4. В качестве невизуальной про-
странственной интерферирующей задачи использовалась задача слежения
за маятником, издающим звук в темной комнате. Оказалось, что интерфе-

Глава 5.Память

рирующее действие визуально-пространственной задачи может быть
объяснено тем, что она включает пространственный компонент.

Коды ДП. При переходе в ДП происходит перекодирование информа-
ции в вербально-символический код. Однако до настоящего времени нет
определенности относительно того, как происходит перекодирование
(континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический
код. Одни авторы отождестляют семантический код с вербально-символи-
ческим, другие описывают семантический код как амодальный.

Начиная с 1970-х годов в когнитивной психологии разрабатывается пред-
ставление о модулях переработки информации. Модуль представляет со-
бой специализированную подсистему памяти, относительно замкнутую и
гомогенную, которая характеризуется продолжительностью переработки и
доминирующим кодом. Модули имеют иерархическое соподчинение и не-
пересекающиеся критические факторы, необходимые для успешного фун-
кционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Ниже показано расположение модулей на трех уровнях, соответствую-
щих: сенсорному кодированию; образному и вербальному; концептуаль-
ному, семантическому (рис. 5.6).

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Рис 5.6. Модульная репрезентация уровней переработки памяти человека (сокращенный вариант).
Цит. по: [Lieury, 1995].

Источник

Уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

12.5. уровни переработки информации

Накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпретировать результаты работы мнемической системы, исходя только из характеристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В методологии психологической науки произошел коренной перелом после того, как в 1972 г. Крэйк и Локхарт разработали новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации. Они предложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти соответствуют разным уровням обработки информации. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (зрительный, слуховой), однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.

Предполагается, что слуховой код является предпочтительным для хранения информации в сверхкратковременной памяти. В экспериментах (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Показано, что ошибки происходят из-за слухового перепутывания, а не зрительного, например буква Е из-за сходства произношения перепутывается с буквой С). В зрительной кратковременной памяти информация подвержена более всего пространственной интерференции, на основании чего некоторые авторыделают вывод, что доминирующим кодом кратковременной памяти является пространственный.

При переходе в долговременную память происходит перекодирование информации в вербально-символический код. Но до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождествляют семантический код с вербально-символическим, другие описывают семантический код как амодальный.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Сенсорный уровень. В 1961 г. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема зрительной кратковременной памяти. Он предъявлял испытуемым матрицу 3х3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировал и составлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и испытуемый должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствует высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем кратковременной памяти превышает 7 единиц и составляет 9-12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фактором для удержания зрительной информации: начиная с 700 мс процент воспроизведения снижается от 100 \% до 20 \%. Эта память получила название иконической (см. схему на рис. 12-2). Аткинсон называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», и затем информация в результате сканирования переходит в кратковременное хранилище. Близкие результаты относительно «фотографического хранения» в первые моменты переработки информации получили в 1967 г. Эриксон и Коллинз. Они последовательно предъявляли испытуемым два набора неструктурированных точек, которые при наложении создавали слово VOH. Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, необходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс).

В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие «эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра.

В 1971 г. Петерсон и Джонсон сравнили кривые воспроизведения в зрительном и слуховом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из четырех букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от одного до девяти. На рис. 12-3 показана зависимость воспроизведения от времени предъявления в зрительном и слуховом кодах.

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Результаты свидетельствуют, что слуховой код имеет преимущество по сравнению со зрительным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество имеет информация, которая имеет зрительный код.

В экспериментах Краудера было показано, что в слуховой памяти не распознаются согласные, а только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги bа, da, ga, но отчетливо различали слоги bа, bi, bou. На этом основании авторы выделили дополнительный блок, который назвали «докатегориальным акустическим регистром».

Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориальная переработка слуховых сигналов, было получено в экспериментах Балота с соавторами (1986). Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после того, как будет подан специальный сигнал. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между «интерференцией голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с информацией сигнала, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2-3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая кратковременная память».

Лексический и образный уровень. Зрительная и слуховая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой логогенов, структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или в лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа.

Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти. Результаты многих из этих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Большинство авторов соглашается с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с долговременной памятью и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти.

Существуют экспериментальные доказательства функционирования образного кода. Бэддли называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существует три независимых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.

В экспериментах Филипса и Бэддли (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4х4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддли выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один, «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации».

уровни переработки информации в памяти и соответствующие им коды

Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «где?» и «что?». В исследованиях Б. М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов». Косслин с соавторами (1990) предложил модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: модальной (названной зрительным буфером) и амодальной («ассоциативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названиями). Через зрительный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая переработка информации о качестве объекта («что?») и его локализации («где?»). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» происходит регулировка поиска в блоке зрительного буфера.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие научного редактора
Читать: Часть 1. общая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 1. психология как наука
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Методология научного познания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Объяснительные принципы психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Предмет и методы психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 2. история психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 2.1. период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (iv-v вв. д2.2. психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. xix в. — настоящее время)
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 2.3. психологическая наука и психологическая практика
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 3. биологические основы психики
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 3.1. развитие психики в филогенезе
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 3.2. нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 3.3. центральная нервная система
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 3.4. психофизиологическая проблема
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 4. природная и социальная детерминация психического развития
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 4.1. основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 4.2. изучение различающихся групп
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 4.3. механизмы адаптации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 5. структура психики
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 5.1. функции психики
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 5.2. психические процессы, состояния и свойства
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 5.3. сознание и бессознательное
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 5.4. измененные состояния сознания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 6. научение
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 6.1. виды научения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 6.2. сложные формы научения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 7. психология деятельности и адаптация
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 7.1. проблема деятельности в психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 7.2. схема анализа деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 7.3. творчество
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 7.4. адаптация и дезадаптация
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 8. эмоции и чувства
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.1. общее представление об эмоциях
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.2. роль эмоций
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.3. проявление эмоций
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.4. механизмы эмоций
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.5. управление эмоциями
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 8.6. чувства
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 9. мотивация и психическая регуляция поведения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.1. понятие о мотивации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.2. решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.3. психоаналитические теории мотивации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.4. гуманистические теории мотивации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.5. когнитивные теории мотивации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 9.6. мотивационный контроль действий
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 10. внимание
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 10.1. проблема внимания в психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 10.2. виды внимания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 10.3. теоретические направления в исследованиях внимания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 11. сенсорно-перцептивные процессы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 11.1. психофизика ощущений
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 11.2. виды ощущений
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 11.3. восприятие пространства и движения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 11.4. константность восприятия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 12. память
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.1. основные мнемические процессы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.2. классификации видов памяти
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.3. монистическая и множественная трактовки памяти
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.4. функциональный подход в исследованиях памяти
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.5. уровни переработки информации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 12.6. память и организация знаний
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 13. мышление и интеллект
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.1. соотношение понятий «мышление» и «интеллект»
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.2. виды мышления
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.3. мышление и логика
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.4. процесс мышления
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.5. мышление и творчество
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.6. индивидуальные особенности интеллекта
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 13.7. возрастные, половые и социальные особенности интеллекта
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 14. речь
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.1. общая психологическая характеристика речи
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.2. эволюция идей о природе языка и речи
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.3. речевой онтогенез
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.4. основные психологические аспекты функционирования речи
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.5. личность в речи
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 14.6. практические приложения использования речи
Читать: Часть ii. психология личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 15. теории личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.1. проблема личности в психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.2. психодинамическая теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.3. аналитическая теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.4. гуманистическая теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.5. когнитивная теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.6. поведенческая теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.7. деятельностная теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 15.8. диспозициональная теория личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 16. психическое развитие личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 16.1. факторы психического развития человека
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 16.2. периодизации психического развития
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 16.3. периодизации когнитивного развития
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 16.4. планирование и выбор жизненного пути
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 17. психология индивидуальных различий
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 17.1. история становления дифференциальной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 17.2. предмет и методы дифференциальной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 17.3. основные направления дифференциально-психологических исследований
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 17.4. тестирование личности
Читать: Часть iii. социальная психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 18. введение в социальную психологию
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 18.1. предмет и структура социальной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 18.2. история отечественной социальной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 18.3. история зарубежной социальной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 18.4. методы социально-психологического исследования
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 19. социальная психология личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 19.1. социальные установки, стереотипы и предрассудки личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 19.2. «я-концепция» как социально-психологический феномен
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 20. психология межличностного взаимодействия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 20.1. межличностное восприятие и понимание
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 20.2. межличностные отношения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 20.3. психология общения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 20.4. психология межличностного воздействия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 21. психология малых групп и межгруппового взаимодействия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.1. виды и структура малой группы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.2. лидерство в малых группах
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.3. конформизм и групповое давление
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.4. развитие малой группы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.5. психология межгруппового взаимодействия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 21.6. психология внутри- и межгрупповых конфликтов
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 22. психология больших социальных групп и массовых явлений
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 22.1. психология больших социальных групп
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 22.2. психология толпы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 22.3. массовые явления в больших диффузных группах
Читать: Часть iv. психология трудовой деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 23. психологические основы профессиоведения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.1. психология и труд
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.2. методы изучения трудовой деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.3. классификация трудовой деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.4. формирование личности профессионала
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.5. работоспособность субъекта труда
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 23.6. надежность субъекта труда
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 24. профессиональное развитие личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 24.1. соотношение личности и профессии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 24.2. прогрессивная стадия профессионального развития личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 24.3. регрессивная стадия профессионального развития личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 25. функциональные состояния субъекта труда
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 25.1. общая характеристика функциональных состояний
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 25.2. утомление
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 25.3. психологический стресс
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 25.4. психологическая готовность к деятельности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 25.5. приемы управления функциональными состояниями
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 26. психология профессиональной пригодности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 26.1. профессиональные способности и мотивация
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 26.2. психологическая диагностика и прогностика
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 26.3. профессиональная ориентация
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 26.4. профессиональный психологический отбор
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 26.5. психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду
Читать: Часть v. клиническая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 27. основные формы нарушений психических процессов
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 27.1. клиническая психология и психиатрия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 27.2. расстройства ощущения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 27.3. расстройства восприятия
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 27.4. расстройства внимания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 27.5. нарушения памяти
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 28. расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 28.1. нарушения интеллекта
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 28.2. нарушения мышления
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 28.3. нарушения эмоций
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 28.4. нарушения сознания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 28.5. нарушения личности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 29. основные психические заболевания, их лечение и профилактика
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.1. шизофрения
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.2. маниакально-депрессивный психоз
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.3. психогенные заболевания
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.4. психопатии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.5. психосоматика
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.6. алкоголизм
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.7. наркомании и токсикомании
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.8. психологические основы психотерапии и реабилитации
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.9. психогигиена
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.10. психофармакология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 29.11. психология посттравматического стресса
Читать: Часть vi. историческая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 30. историческая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 30.1. историческая психология как наука
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 30.2. предмет и задачи исторической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 30.3. проблема метода в исторической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 30.4. специфика психического мира человека прошлого (на примере древних греков периода архаики)
Читать: Часть vii. этническая и кросскультурная психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 31. этническая психология как наука
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 31.1. предмет, история и задачи этнической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 31.2. основные понятия этнической и кросскультурной психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 31.3. психологическое измерение культур
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 32. прикладные аспекты этнической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 32.1. личность и культура
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 32.2. психология общения и культура
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 32.3. психология этнических миграций и аккультурации
Читать: Часть viii. юридическая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 33. основы юридической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 33.1. методологические основы юридической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 33.2. задачи юридической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 33.3. предмет и система юридической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 33.4. перспективы развития юридической психологии
Читать: Часть ix. экологическая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 34. экологическая психология
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 34.1. предмет и история экологической психологии
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 34.2. психологические эффекты взаимодействия человека и среды
Читать: Часть x. психология творчества
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: Глава 35. психология творчества
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 35.1. творчество как психический процесс
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 35.2. концепции креативности
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 35.3. творческая личность и ее жизненный путь
уровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыуровни переработки информации в памяти и соответствующие им кодыЧитать: 35.4. развитие творческих способностей
Читать: Словарь
Читать: Литература

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *