таблица ascii кодов русских букв
ASCII таблица
ASCII — A merican S tandard C ode for I nformation I nterchange.
ASCII была разработана (1963 год) для кодирования символов, коды которых помещались в 7 бит (128 символов). Со временем кодировка была расширена до 8-ми бит (256 символов), коды первых 128-и символов не изменились.
Управляющие символы ASCII (код символа 0-31)
Первые 32 символа в ASCII-таблице не имеют печатных кодов и используются для управления периферийными устройствами, телетайпами, принтерами и т.д.
DEC | OCT | HEX | BIN | Symbol | HTML Number | HTML Name | Description |
---|---|---|---|---|---|---|---|
0 | 000 | 0x00 | 00000000 | NUL \0 | & #000; | Null char | |
1 | 001 | 0x01 | 00000001 | SOH | & #001; | Start of Heading | |
2 | 002 | 0x02 | 00000010 | STX | & #002; | Start of Text | |
3 | 003 | 0x03 | 00000011 | ETX | & #003; | End of Text | |
4 | 004 | 0x04 | 00000100 | EOT | & #004; | End of Transmission | |
5 | 005 | 0x05 | 00000101 | ENQ | & #005; | Enquiry | |
6 | 006 | 0x06 | 00000110 | ACK | & #006; | Acknowledgment | |
7 | 007 | 0x07 | 00000111 | BEL | & #007; | Bell | |
8 | 010 | 0x08 | 00001000 | BS | & #008; | Back Space | |
9 | 011 | 0x09 | 00001001 | HT \t | & #009; | Tab | |
10 | 012 | 0x0A | 00001010 | LF \n | & #010; | Новая строка | |
11 | 013 | 0x0B | 00001011 | VT | & #011; | Vertical Tab | |
12 | 014 | 0x0C | 00001100 | FF | & #012; | Form Feed | |
13 | 015 | 0x0D | 00001101 | CR \r | & #013; | Возврат каретки | |
14 | 016 | 0x0E | 00001110 | SO | & #014; | Shift Out / X-On | |
15 | 017 | 0x0F | 00001111 | SI | & #015; | Shift In / X-Off | |
16 | 020 | 0x10 | 00010000 | DLE | & #016; | Data Line Escape | |
17 | 021 | 0x11 | 00010001 | DC1 | & #017; | Device Control 1 (oft. XON) | |
18 | 022 | 0x12 | 00010010 | DC2 | & #018; | Device Control 2 | |
19 | 023 | 0x13 | 00010011 | DC3 | & #019; | Device Control 3 (oft. XOFF) | |
20 | 024 | 0x14 | 00010100 | DC4 | & #020; | Device Control 4 | |
21 | 025 | 0x15 | 00010101 | NAK | & #021; | Negative Acknowledgement | |
22 | 026 | 0x16 | 00010110 | SYN | & #022; | Synchronous Idle | |
23 | 027 | 0x17 | 00010111 | ETB | & #023; | End of Transmit Block | |
24 | 030 | 0x18 | 00011000 | CAN | & #024; | Cancel | |
25 | 031 | 0x19 | 00011001 | EM | & #025; | End of Medium | |
26 | 032 | 0x1A | 00011010 | SUB | & #026; | Substitute | |
27 | 033 | 0x1B | 00011011 | ESC | & #027; | Escape | |
28 | 034 | 0x1C | 00011100 | FS | & #028; | File Separator | |
29 | 035 | 0x1D | 00011101 | GS | & #029; | Group Separator | |
30 | 036 | 0x1E | 00011110 | RS | & #030; | Record Separator | |
31 | 037 | 0x1F | 00011111 | US | & #031; | Unit Separator | |
DEC | OCT | HEX | BIN | Symbol | HTML Number | HTML Name | Description |
Печатные символы ASCII (код символа 32-127)
Буквы, цифры, знаки препинания и другие символы расположенные на клавиатуре (англ.).
Таблица ascii кодов русских букв
[8-битные кодировки: ASCII, КОИ-8R и CP1251]
Первые таблицы кодировки, созданные в США, не использовали восьмой бит в байте. Текст представлялся как последовательность байт, но восьмой бит не учитывался (он применялся в служебных целях).
Общепризнанным стандартом стала таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange). Первые 32 символа таблицы ASCII (от 00 до 1F) использовались для непечатаемых символов. Они были предназначены для управления печатающим устройством и т. п. Остальная часть – от 20 до 7F – обычные (печатаемые) символы.
| Примечание: Dec означает десятичный код символа, Oct восьмеричный код символа, Hex шестнадцатеричный код символа, Char как символ выглядит. Как легко заметить, в этой кодировке представлены только латинские буквы, причём те, которые используются в английском языке. Есть также арифметические и другие служебные символы. Но нет ни русских букв, ни даже специальных латинских для немецкого или французского языка. Это легко объяснить – кодировка разрабатывалась именно как американский стандарт. Когда компьютеры стали применяться во всём мире, потребовалось кодировать и другие символы. Для этого было принято решение использовать восьмой бит в каждом байте. Тем самым оказались доступны ещё 128 значений (от 80 до FF), которые можно было использовать для кодирования символов. Первая из восьмибитных таблиц – «расширенный ASCII» (Extended ASCII) – включала в себя различные варианты латинских символов, применяемые в некоторых языках Западной Европы. Также в ней были другие дополнительные символы, включая псевдографику. Псевдографические символы позволяют, выводя на экран только текстовые символы, обеспечивать некоторое подобие графики. При помощи псевдографики работает, например, программа для управления файлами FAR Manager. Русских букв в таблице Extended ASCII не было. В России (ранее – СССР) и в других государствах создавались свои кодировки, позволяющие представлять в 8-битных текстовых файлах специфические «национальные» символы – латинские буквы польского и чешского языков, кириллицу (включая русские буквы) и другие алфавиты. Во всех кодировках, получивших распространение, первые 127 символов (т.е. значения байта при восьмом бите, равном 0) совпадают с ASCII. Таким образом, файл в формате ASCII работает в любой из этих кодировок; буквы английского языка в них представлены одинаково. Организация ISO (International Standardization Organization – Международная Организация по Стандартам) приняла группу стандартов ISO 8859. Она определяет 8-битные кодировки для разных групп языков. Так, ISO 8859-1 – это Extended ASCII, таблица для США и Западной Европы. А ISO 8859-5 – таблица для кириллицы (включая русский язык). Однако по историческим причинам кодировка ISO 8859-5 не прижилась. Реально для русского языка применяются следующие кодировки: – Code Page 866 (CP866), она же «DOS», она же «альтернативная кодировка ГОСТ». Широко применялась до середины 90-х годов; теперь используется ограниченно. Практически не применяется для распространения текстов в Интернете. Основным достоинством CP866 было сохранение символов псевдографики на тех же местах, что и в Extended ASCII; поэтому могли без изменений работать зарубежные текстовые программы, например, знаменитый Norton Commander. Ныне CP866 используется для программ под Windows, работающих в текстовых окнах или в полноэкранном текстовом режиме, включая FAR Manager. Тексты в CP866 в последние годы встречаются довольно редко (зато она используется для кодирования русских имен файлов в Windows). Поэтому мы подробнее остановимся на двух других кодировках – КОИ-8R и CP1251. Таблица 3. Кодировка КОИ-8R (символы с 80 по FF) Таблица 4. Кодировка CP1251 (символы с 80 по FF) Как можно заметить, в таблице кодировки CP1251 русские буквы расположены в алфавитном порядке (за исключением, правда, буквы Ё). Благодаря такому расположению компьютерным программам очень просто осуществлять сортировку по алфавиту. А вот в КОИ-8R порядок русских букв кажется случайным. Но на самом деле это не так. Во многих старых программах при обработке или передаче текста терялся 8-й бит. (Сейчас такие программы практически вымерли, но в конце 80-х – начале 90-х годов они были широко распространены). Чтобы получить из 8-битного значения 7-битное, достаточно отнять от старшей цифры 8; например, E1 превращается в 61. А теперь сравните КОИ-8R с таблицей ASCII (табл.1). Вы обнаружите, что русские буквы поставлены в чёткое соответствие с латинскими. Если исчезнет восьмой бит, строчные русские буквы превращаются в заглавные латинские, а заглавные русские – в строчные латинские. Так, E1 в КОИ-8 – это русское «А», тогда как 61 в ASCII – латинское «a». Итак, КОИ-8 позволяет сохранять читаемость русского текста при потере 8-го бита. «Привет всем» превращается в «pRIWET WSEM». В последнее время и алфавитный порядок расположения символов в таблице кодировки, и читаемость при потере 8-го бита потеряли решающее значение. Восьмой бит в современных компьютерах не теряется ни при передаче, ни при обработке. А сортировка по алфавиту производится с учётом кодировки, а не простым сравнением кодов. (Кстати, коды CP1251 расположены не полностью по алфавиту – буква Ё не находится на своём месте). Из-за того, что распространённых кодировок оказалось две, при работе с Интернетом (почта, просмотр Web-сайтов) иногда можно вместо русского текста увидеть бессмысленный набор букв. Например, «Я СБЮФЕМХЕЛ». Это всего лишь слова «с уважением»; но они были закодированы в кодировке CP1251, а компьютер декодировал текст по таблице КОИ-8. Если те же слова были, наоборот, закодированы в КОИ-8, а компьютер декодировал текст по таблице CP1251, результатом будет «У ХЧБЦЕОЙЕН». Иногда бывает, что компьютер расшифровывает русскоязычные письма и вовсе по таблице, не предназначенной для русского языка. Тогда вместо русских букв появляются бессмысленный набор символов (например, латинские буквы восточно-европейских языков); их часто называют «крокозябрами». В большинстве случаев современные программы справляются с определением кодировок документов Интернета (электронных писем и Web-страниц) самостоятельно. Но иногда они «дают осечку», и тогда можно увидеть странные последовательности русских букв или же «крокозябры». Как правило, чтобы в такой ситуации вывести на экран настоящий текст, достаточно выбрать кодировку вручную в меню программы. Представление символов, таблицы кодировокСодержаниеПредставление символов в вычислительных машинах [ править ]В вычислительных машинах символы не могут храниться иначе, как в виде последовательностей бит (как и числа). Для передачи символа и его корректного отображения ему должна соответствовать уникальная последовательность нулей и единиц. Для этого были разработаны таблицы кодировок. Таблицы кодировок [ править ]На заре компьютерной эры на каждый символ было отведено по пять бит. Это было связано с малым количеством оперативной памяти на компьютерах тех лет. В эти [math]32[/math] символа входили только управляющие символы и строчные буквы английского алфавита. С ростом производительности компьютеров стали появляться таблицы кодировок с большим количеством символов. Первой семибитной кодировкой стала ASCII7. В нее уже вошли прописные буквы английского алфавита, арабские цифры, знаки препинания. Затем на ее базе была разработана ASCII8, в которым уже стало возможным хранение [math]256[/math] символов: [math]128[/math] основных и еще столько же расширенных. Первая часть таблицы осталась без изменений, а вторая может иметь различные варианты (каждый имеет свой номер). Эта часть таблицы стала заполняться символами национальных алфавитов. Но для многих языков (например, арабского, японского, китайского) [math]256[/math] символов недостаточно, поэтому развитие кодировок продолжалось, что привело к появлению UNICODE. Кодировки стандарта ASCII [ править ]
Кодировки стандарта ASCII ( [math]8[/math] бит): Структурные свойства таблицы [ править ]Кодировки стандарта UNICODE [ править ]Юникод или Уникод (англ. Unicode) — это промышленный стандарт обеспечивающий цифровое представление символов всех письменностей мира, и специальных символов. Стандарт предложен в 1991 году некоммерческой организацией «Консорциум Юникода» (англ. Unicode Consortium, Unicode Inc.). Применение этого стандарта позволяет закодировать очень большое число символов из разных письменностей. Стандарт состоит из двух основных разделов: универсальный набор символов (англ. UCS, universal character set) и семейство кодировок (англ. UTF, Unicode transformation format). Универсальный набор символов задаёт однозначное соответствие символов кодам — элементам кодового пространства, представляющим неотрицательные целые числа.Семейство кодировок определяет машинное представление последовательности кодов UCS. Коды в стандарте Unicode разделены на несколько областей. Область с кодами от U+0000 до U+007F содержит символы набора ASCII с соответствующими кодами. Далее расположены области знаков различных письменностей, знаки пунктуации и технические символы. Под символы кириллицы выделены области знаков с кодами от U+0400 до U+052F, от U+2DE0 до U+2DFF, от U+A640 до U+A69F. Часть кодов зарезервирована для использования в будущем. Кодовое пространство [ править ]Хотя формы записи UTF-8 и UTF-32 позволяют кодировать до [math]2^<31>[/math] [math](2\ 147\ 483\ 648)[/math] кодовых позиций, было принято решение использовать лишь [math]1\ 112\ 064[/math] для совместимости с UTF-16. Впрочем, даже и этого на текущий момент более чем достаточно — в версии 6.0 используется чуть менее [math]110\ 000[/math] кодовых позиций ( [math]109\ 242[/math] графических и [math]273[/math] прочих символов). Кодовое пространство разбито на [math]17[/math] плоскостей (англ. planes) по [math]2^<16>[/math] [math](65\ 536)[/math] символов. Нулевая плоскость называется базовой, в ней расположены символы наиболее употребительных письменностей. Первая плоскость используется, в основном, для исторических письменностей, вторая — для для редко используемых иероглифов китайского письма, третья зарезервирована для архаичных китайских иероглифов. Плоскости [math]15[/math] и [math]16[/math] выделены для частного употребления.
Модифицирующие символы [ править ]Графические символы в Юникоде делятся на протяжённые и непротяжённые. Непротяжённые символы при отображении не занимают дополнительного места в строке. К примеру, к ним относятся знак ударения. Протяжённые и непротяжённые символы имеют собственные коды, но последние не могут встречаться самостоятельно. Протяжённые символы называются базовыми (англ. base characters), а непротяженные — модифицирующими (англ. combining characters). Например символ «Й» (U+0419) может быть представлен в виде базового символа «И» (U+0418) и модифицирующего символа « ̆» (U+0306). Способы представления [ править ]Юникод имеет несколько форм представления (англ. Unicode Transformation Format, UTF): UTF-8, UTF-16 (UTF-16BE, UTF-16LE) и UTF-32 (UTF-32BE, UTF-32LE). Была разработана также форма представления UTF-7 для передачи по семибитным каналам, но из-за несовместимости с ASCII она не получила распространения и не включена в стандарт. UTF-8 [ править ]Символы UTF-8 получаются из Unicode cледующим образом:
Несмотря на то, что UTF-8 позволяет указать один и тот же символ несколькими способами, только наиболее короткий из них правильный. Остальные формы, называемые overlong sequence, отвергаются по соображениям безопасности. Принцип кодирования [ править ]Правила записи кода одного символа в UTF-8 [ править ]1. Если размер символа в кодировке UTF-8 = [math]1[/math] байт Код имеет вид (0aaa aaaa), где «0» — просто ноль, остальные биты «a» — это код символа в кодировке ASCII; 2. Если размер символа в кодировке в UTF-8 [math]\gt 1[/math] байт (то есть от [math]2[/math] до [math]6[/math] ): 2.1 Первый байт содержит количество байт символа, закодированное в единичной системе счисления; 2.2 «0» — бит терминатор, означающий завершение кода размера 2.3 далее идут значащие байты кода, которые имеют вид (10xx xxxx), где «10» — биты признака продолжения, а «x» — значащие биты. В общем случае варианты представления одного символа в кодировке UTF-8 выглядят так: Определение длины кода в UTF-8 [ править ]
[math]C = 7[/math] при [math]n=1[/math] [math]C = n\cdot5+1[/math] при [math]n\gt 1[/math] UTF-16 [ править ]UTF-16LE и UTF-16BE [ править ]Один символ кодировки UTF-16 представлен последовательностью двух байт или двух пар байт. Который из двух байт в словах идёт впереди, старший или младший, зависит от порядка байт. Подробнее об этом будет сказано ниже. UTF-32 [ править ]UTF-32 — один из способов кодирования символов из Юникод, использующий для кодирования любого символа ровно [math]32[/math] бита. Остальные кодировки, UTF-8 и UTF-16, используют для представления символов переменное число байт. Символ UTF-32 является прямым представлением его кодовой позиции (англ. code point). Главный недостаток UTF-32 — это неэффективное использование пространства, так как для хранения символа используется четыре байта. Символы, лежащие за пределами нулевой (базовой) плоскости кодового пространства редко используются в большинстве текстов. Поэтому удвоение, в сравнении с UTF-16, занимаемого строками в UTF-32 пространства не оправдано. Порядок байт [ править ]В современной вычислительной технике и цифровых системах связи информация обычно представлена в виде последовательности байт. В том случае, если число не может быть представлено одним байтом, имеет значение в каком порядке байты записываются в памяти компьютера или передаются по линиям связи. Часто выбор порядка записи байт произволен и определяется только соглашениями. [math]M = \sum_^ Варианты записи [ править ]Порядок от старшего к младшему [ править ]В этом же виде (используя представление в десятичной системе счисления) записываются числа индийско-арабскими цифрами в письменностях с порядком знаков слева направо (латиница, кириллица). Для письменностей с обратным порядком (арабская) та же запись числа воспринимается как «от младшего к старшему». Порядок байт от старшего к младшему применяется во многих форматах файлов — например, PNG, FLV, EBML. Порядок от младшего к старшему [ править ]В противоположность порядку big-endian, соглашение little-endian поддерживают меньше кросс-платформенных протоколов и форматов данных; существенные исключения: USB, конфигурация PCI, таблица разделов GUID, рекомендации FidoNet. Переключаемый порядок [ править ]Многие процессоры могут работать и в порядке от младшего к старшему, и в обратном, например, ARM, PowerPC (но не PowerPC 970), DEC Alpha, MIPS, PA-RISC и IA-64. Обычно порядок байт выбирается программно во время инициализации операционной системы, но может быть выбран и аппаратно перемычками на материнской плате. В этом случае правильнее говорить о порядке байт операционной системы. Переключаемый порядок байт иногда называют англ. bi-endian. Смешанный порядок [ править ]Смешанный порядок байт (англ. middle-endian) иногда используется при работе с числами, длина которых превышает машинное слово. Число представляется последовательностью машинных слов, которые записываются в формате, естественном для данной архитектуры, но сами слова следуют в обратном порядке. В процессорах VAX и ARM используется смешанное представление для длинных вещественных чисел. Различия [ править ]Для записи длинных чисел (чисел, длина которых существенно превышает разрядность машины) обычно предпочтительнее порядок слов в числе little-endian (поскольку арифметические операции над длинными числами производятся от младших разрядов к старшим). Порядок байт в слове — обычный для данной архитектуры. Маркер последовательности байт [ править ]Для определения формата представления Юникода в начало текстового файла записывается сигнатура — символ U+FEFF (неразрывный пробел с нулевой шириной), также именуемый маркером последовательности байт (англ. byte order mark (BOM)). Это позволяет различать UTF-16LE и UTF-16BE, поскольку символа U+FFFE не существует.
В кодировке UTF-8, наличие BOM не является существенным, поскольку, нет альтернативной последовательности байт. Когда BOM используется на страницах или редакторах для контента закодированного в UTF-8, иногда он может представить пробелы или короткие последовательности символов, имеющие странный вид (такие как ). Именно поэтому, при наличии выбора, для совместимости, как правило, лучше упустить BOM в UTF-8 контенте.Однако BOM могут еще встречаться в тексте закодированном в UTF-8, как побочный продукт перекодирования или потому, что он был добавлен редактором. В этом случае BOM часто называют подписью UTF-8. Когда символ закодирован в UTF-16, его [math]2[/math] или [math]4[/math] байта можно упорядочить двумя разными способами (little-endian или big-endian). Изображение справа показывает это. Byte order mark указывает, какой порядок используется, так что приложения могут немедленно расшифровать контент. UTF-16 контент должен всегда начинатся с BOM. BOM также используется для текста обозначенного как UTF-32. Аналогично UTF-16 существует два варианта четырёхбайтной кодировки — UTF-32BE и UTF-32LE. К сожалению, этот способ не позволяет надёжно различать UTF-16LE и UTF-32LE, поскольку символ U+0000 допускается Юникодом Проблемы Юникода [ править ]В Юникоде английское «a» и польское «a» — один и тот же символ. Точно так же одним символом (но отличающимся от «a» латинского) считаются русское «а» и сербское «а». Такой принцип кодирования не универсален; по-видимому, решения «на все случаи жизни» вообще не может существовать. Примеры [ править ]
|