старые вещи в моде как называются
Старое новое: зачем, как и где покупать винтаж
Сегодня все чаще говорят о том, какой урон индустрия одежды наносит окружающей среде. Например, когда вы стираете вещь из полиэстера (самый часто используемый в производстве недорогой одежды материал) в стиральной машине, микроволокна, по сути представляющие собой частицы пластика, попадают в воду, а затем — в океаны. Большинство выращиваемого хлопка обрабатывается вредными химикатами и пестицидами, которые загрязняют воздух (на органический хлопок приходится меньше 1% от всего производимого в мире объема). Также индустрия производства одежды ответственна за выброс 8% парниковых газов — примерно столько же, сколько во всем Евросоюзе.
Кроме того, крайне остро стоит проблема перепроизводства — ежегодно в мире покупается 80 миллиардов единиц новой одежды, что на 400% больше, чем два десятилетия назад. При этом большинство из этих вещей заканчивают жизнь на мусорных свалках, зачастую даже не будучи ни разу надетыми (вспомните недавний скандал с Burberry). Одним словом, в мире сейчас действительно очень много одежды, и ее объемы растут с каждым годом: мода — это прибыльный бизнес.
Возникает вопрос: зачем покупать новые вещи, от которых вы захотите избавиться к следующему сезону или которые просто придут в негодность через пару месяцев, если в наследство от прошлого нам досталось так много классных старых вещей? При этом слово «старый» относится скорее к их возрасту, нежели к визуальным качествам — на винтажных развалах и в секонд-хендах нередко встречаются ни разу не надетые вещи с бирками. Давая новую жизнь этим вещам в своем гардеробе, вы (хотя бы частично) разрываете порочный круг производства и потребления — особенно учитывая тот фактор, что 20–30 лет назад этот процесс был куда гуманнее.
Как апсайклинг стал главным модным трендом
И почему использование вторсырья — важный шаг как для индустрии моды, так и для планеты
Апсайклинг — вторичное использование старых вещей — по праву можно назвать главным трендом сезона весна-лето 2021. Такие бренды, как Balenciaga (с их мохнатым пальто из «шнуркового меха» ), Marni (вспомним верхнюю одежду, созданную из кусочков «старых» вещей и тканей с помощью техники лоскутного шитья) и Coach (переделанные сумки прямиком из 1970-х), не побоялись экспериментов с повторным использованием материалов. В октябре Miu Miu объявили, что запускают новую коллекцию Upcycled — эксклюзивную капсулу из 80 уникальных платьев, перекроенных из старинных предметов одежды, которые были кропотливо отобраны в винтажных магазинах и на блошиных рынках по всему миру.
Некоторые молодые дизайнеры — Ahluwalia, Bethany Williams, Bode — прославились как раз за счет того, что находили применение уже готовым тканям. Но тот факт, что теперь и крупнейшие бренды класса люкс перенимают эту практику, — огромный шаг для индустрии. «Впервые мы заговорили о тканях и изделиях, оставшихся невостребованными, в 2017 году, — рассказала Vogue по Zoom Габриэла Херст, у которой 60 процентов коллекции весна-лето 2021 — апсайклинг. — И тогда это казалось плохими словами, будто в вокабуляре сегмента люкс таких быть не должно».
Balenciaga весна-лето 2021
Однако в этом году ограничения, возникшие из-за пандемии, привели к тому, что многие дизайнеры отказались от привычной схемы заказа новых тканей и обратились к материалам, которые были под рукой. Так, недавно бренд JW Anderson запустил капсульную коллекцию Made in Britain: она состоит из шести изделий, сшитых из остатков тканей коллекций прошлых сезонов. «Идея Made in Britain пришла ко мне во время карантина. Мне хотелось шить из того, что у нас уже есть, и работать с местными поставщиками, — объяснил Джонатан Андерсон, креативный директор марки. — Думаю, в будущем вторичное использование станет только популярнее».
Разрушительный эффект избыточного производства
Пандемия привела к тому, что после работы над коллекциями весна-лето 2020 неиспользованного и нераспроданного материала осталось на пугающую сумму 140–160 миллиардов евро, что как минимум вдвое больше обычного. В прошлом нереализованные брендами класса люкс товары сжигались или выкидывались, чтобы не понижалась их ценность, но со временем подобные шокирующие практики были запрещены, по крайней мере во Франции. Сейчас покупатели более осознанно относятся к проблеме мусора и отходов. Именно поэтому для индустрии важно разработать новые, экологически устойчивые практики обращения с нераспроданными изделиями и материалами, оставшимися после производства.
Дизайнер Дюран Лантинк перешивает вещи из старых коллекций Gucci, Prada и Off-White и создает из них новые предметы одежды класса люкс. Со времен начала пандемии все больше брендов стали предлагать ему сотрудничество. «К моей работе проявляют много интереса, — рассказывает голландский дизайнер по телефону из Амстердама. — Сейчас это даже слегка пугает: розничным брендам важно понять, что делать с остатками производства и нераспроданными вещами».
Безусловно, дизайнеры, которые всегда ратовали за экологию, — та же Габриэла Херст — взяли проблему избыточного производства в свои руки. Недавно Херст сшила из нераспроданных вещей коллекцию Retro Fit для лондонского универмага Selfridges. Получилось много изделий из кашемира, перекрашенные платья-рубашки и сумки-торбы, изготовленные методом лоскутного шитья. «Когда пандемия ударила по магазинам, мы начали думать: «Как создать что-то новое из готовых вещей и материалов, которые у нас уже есть?» — рассказала Херст.
Новые способы работы
Встроить апсайклинг в цикл разработки изделий непросто. При работе над коллекцией весна-лето 2021 Марин Серр пришлось в корне пересмотреть все сроки, потому как на выполнение заказов из вторсырья уходит значительно больше времени. «В прошлом году стало ясно, что производство одежды из вторсырья занимает слишком много времени, поэтому успеть доставить ее во все в магазины к сезону не удается. Чтобы решить проблему, мы поменяли режим работы. За коллекцию весна-лето 2021, например, мы взялись еще в октябре 2019 года, чтобы уж точно все успеть в срок, а не доделывать в последний момент в ущерб качеству», — рассказала Vogue французский дизайнер.
Работа с дедстоком переворачивает с ног на голову традиционную схему изготовления модных изделий. В основном это происходит за счет того, что дизайнерам приходится останавливаться на определенном наборе тканей очень заранее и сложно определить, насколько популярна будет коллекция и раскупят ли ее. «Мы заблаговременно покупаем ткань в большом количестве — для дизайнера это большой риск, — объясняет Габриэла Херст. — Но мне это нравится: так я оставляю после себя меньше отходов».
Cecilie Bahnsen Encore 3
© Courtesy Cecilie Bahnsen
Однако преимущества апсайклинга очевидны. Например, эксклюзивность. «Когда в рулоне не остается больше ткани, мы берем новый, но уже совсем другой, — говорит датский дизайнер Сесиль Бансен, разработавшая в этом году для своего бренда коллекции Encore из остаточных материалов. — Конечная вещь становится уникальной и лимитированной, а значит, и ценной».
Когда-то давно отсутствие единообразия стало бы проблемой для розничных продавцов (изделия не выглядели бы так, как на картинке в интернете). Но сейчас потребители ценят тот факт, что попавшая к ним вещь уникальна. «Само то, что вещи теперь не идентичны друг другу, привлекательно для клиентов. Так они становятся почти что коллекционными, в них хочется инвестировать, — объясняет директор по закупкам Matches Fashion Натали Кингам, — будь то изготовленные из старых шелковых платков платья Marine Serre, паттерны на которых всегда получаются разными, или клетчатое платье Rave Review из ярких шерстяных одеял».
Апсайклинг должен стать новой нормой
Большинство выбросов парниковых газов от индустрии моды — результат деятельности по производству текстиля. Именно поэтому апсайклинг и дедсток становятся жизненной необходимостью. «Человечество создало уже достаточно тканей, они могут служить нам долгие годы. Несмотря на это, мы все еще производим огромное количество одежды из абсолютно новых материалов», — рассказала по Zoom Сара Арнольд, один из создателей группы Fashion Act Now.
Модные термины: новые названия старых вещей
Мода циклична. Дизайнеры регулярно воскрешают старые тренды и вещи, названия которых затерялись в годах. Некоторые из них называют на новый манер. А это может ввести в заблуждение. Чтобы вы всегда знали, о чем идет речь, мы подготовили краткий словарь терминов, который охватывает актуальные тренды.
Верхняя одежда
Начнем с косухи. Это короткая куртка (до талии, реже до середины бедра) из кожи с застежкой по диагонали (так называемым трактором).
На самом деле косуха называется Perfecto. Сначала ее носили представители зарубежных силовых структур, авиации и пожарной охраны. А после выхода на большие экраны фильма «Дикарь» с американским киноактером Марлоном Брандо она пошла в народ.
Косуху носили байкеры, актеры, представители богемы и всевозможных субкультур. Это классика. Она никогда не выйдет из моды.
Бомбер
Куртка летчиков времен Второй мировой войны. Характерные элементы:
— небольшой круглый воротник,
Благодаря простоте в уходе и удобству бомбер носили представители разных субкультур. Особенно панки и ультраправые националисты.
Парка
Анорак
Плотная ткань, большой карман-кенгуру на уровне живота, капюшон, манжеты на резинке и утяжки, чтобы внутрь не пробрались ни дождь, ни ветер: вот что представляет собой эта куртка. В 2019 году анорак носят не только охотники, альпинисты и поклонники пеших походов. Он стал важной частью расслабленного женского городского образа.
Джинсы
Названий брюк из денима становится все больше. Многие не успевают запоминать все новинки и путают их со старыми моделями.
«Бойфренды»
Джинсы свободного кроя с заниженной талией и низким расположением шагового шва. В силу последней особенности их часто называют джинсами с мотней.
Нарицательное «бойфренд джинс» появилось из-за схожести с мужскими моделями. В 2019 году такие джинсы принято подворачивать, чтобы была видна щиколотка. Данный прием делает образ более гармоничным и даже сексуальным.
«Герлфренды»
Эти джинсы очень похожи на «бойфренды». Но у них есть две отличительные особенности. Они:
— имеют высокую посадку.
МОМ-джинсы
Дань старым добрым временам, когда в джинсах ходили наши мамы. Отсюда и название. МОМ-джинсы часто вареные. Они имеют свободный крой и высокую посадку. Но если присмотреться, видны общие черты с «бойфрендами».
Джеггинсы
Узкие, облегающие брюки, часто на резинке. Само название — контаминация слов «джинсы» и «леггинсы».
Обычные узкие джинсы, облегающие ногу. Народные названия — сигареты, узкачи.
Skinny
Очень похожи на slim, но более облегающие. Их шьют из очень мягкого денима с небольшой долей эластана.
Название skinny происходит от английского слова skin («кожа»). Эти джинсы весьма требовательны к фигуре. Особенно к ногам и ягодицам, ведь сидят как вторая кожа.
Прочий низ
У штанов и брюк тоже много фасонов. Пройдемся по самым актуальным.
Джоггеры
Широкие спортивные брюки с манжетами внизу. Их шьют из разных тканей. В том числе джинсовой.
Палаццо
Кюлоты
Еще одна вариация на тему юбки-брюк. Особенности кюлотов:
Леггинсы
Несколько десятилетий назад их звали лосинами. Но мода сделала очередной виток, и эти тонкие, облегающие, эластичные штаны с укороченными штанинами вновь вернулись в моду. Но стали называться леггинсами.
Чиносы
Очередная вещь, перекочевавшая из мужского гардероба в женский. Свободные у бедра и сужающиеся книзу, с косыми карманами по бокам и прямыми врезными сзади, в 2019 году чиносы считают безбожно устаревшими. Но легинсы тоже пережили забвение.
Рассмотрим три определения, которые у всех на слуху.
Свитшот
Толстовка без капюшона, застежки и карманов спереди. Этой некогда спортивной вещи удалось стать неотъемлемой частью стиля casual. Она привлекает своими параметрами и нарочитой грубостью. А главное, помогает подчеркнуть женственность.
Футболка с воротником от рубашки на пуговицах. Глубина декольте варьируется в зависимости от модели. Манера носки — заправленной и навыпуск.
Кроп-топ
Тот самый топик из 90-х. Пояснение для представителей поколения Z: это топ, укороченный до линии талии или груди.
Модные термины одной строкой
— Look. Комбинация вещей, представляющих собой цельный образ. Синоним look — аутфит.
— Total look — то же самое, что и look, но с аксессуарами. Однако этот термин используют, когда нужно описать образ, все элементы которого объединены общим знаменателем: цветом, текстурой, тканью.
— Кроше. Способ вязки крючком, предоставляющий возможность создавать кружево с обилием отверстий.
— Деграде. То же, что и омбре. Плавный переход от одного близкого цвета к другому. Часто от темного к светлому.
Все эти термины помогут уверенно читать модные статьи и поддерживать диалог с представителями фешен-индустрии с видом знатока.
Вторичное использование вещей стало мейнстримом у модных домов
Fashion-журналы уже несколько лет твердят о том, что главным модным трендом должна стать экологичность, поскольку производство одежды, особенно в сегменте масс-маркета, наносит серьезный ущерб окружающей среде. В итоге многие бренды пришли к тому, что глянцевые издания называют главным трендом весны-лета 2021 года — вторичному использованию вещей. Апсайклинг (англ. upcycling) — это не смешная бабушкина привычка распускать старые кофты, чтобы связать новую, а огромный шаг для индустрии, которая долгое время не стремилась быть экологичной.
К этому отчасти подтолкнула пандемия: при создании коллекций «Весна-лето 2020» у модных домов осталось огромное количество неиспользованных материалов, общая стоимость которых, по данным Vogue, оценивается в €140-160 млрд. Это вдвое больше, чем остается обычно. Во время самоизоляции логистика была затруднена, поэтому брендам пришлось обратиться к своим архивам. В результате, например, одна из последних коллекций Вирджила Абло для Louis Vuitton была сделана из тканей, которые долгое время хранились в запасниках.
До пандемии бренды относились к невостребованным вещам пренебрежительно.
Тот же Louis Vuitton сжигал нераспроданные сумки, потому что не хотел продавать их по более низким ценам — важно сохранить исключительность. А один из главных конкурентов бренда британский модный дом Burberry только в 2020 году уничтожил вещи из прошлых коллекций на 36,5 млн долларов.
Однако в последние несколько лет практику уничтожения нераспроданных вещей начали осуждать и потребители, и представители модной индустрии. Ведь товар все же можно продать по более низкой цене, чтобы не нести издержки еще и по его ликвидации ради сохранения имиджа.
«Впервые мы заговорили о тканях и изделиях, оставшихся невостребованными, в 2017 году. И тогда это казалось недоразумением, будто в вокабуляре сегмента люкс таких слов быть не должно», — рассказала Vogue американский дизайнер Габриэла Херст. Сейчас 60% ее коллекции для бренда Gabriela Hearst сезона «Весна-лето 2021» состоит из переработанных вещей.
Теперь потребителям важно не только качество вещей, но и то, что стоит за брендом — его посыл, степень осознанности и социальные инициативы.
Шатлен, портбукет, бурдалю и другие женские аксессуары, навсегда утерянные во времени
Мода прошлых веков была гораздо богаче на милые мелочи, которые составляли существенную часть женского образа
Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.
Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности – у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения.
Старинные веера были настоящими произведениями искусства
В разные времена в моду входили веера, выполненные в разных стилях
При изготовлении вееров использовали слоновую кость, различные породы древесины, дорогие ткани, перламутр, перья редких птиц
Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.
Изысканные портбукеты из золота, серебра и драгоценных камней изготавливались лучшими ювелирами
Сегодня портбукет – предмет коллекционирования и музейный экспонат
Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.
Шатлен носили как знатные дамы, так и простые домохозяйки или работающие женщины (он был очень популярен у медсестер)
Карне (Бальная книжка)
Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.
Бальная книжка. 1912 г.
Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости – в этом случае записи после бала стирались
Бальная книжка – изящный аксессуар для записи поклонников
Как известно, блохи в старину были неприятной неизбежностью для людей всех сословий. Специальный гаджет, модный в XV-XVI веках и позднее, представлял собой небольшую закручивающуюся ловушку для насекомых. Внутрь помещалась пахучая приманка – тряпочка, пропитанная медом, кровью или смолой. Блохи заползали внутрь и прилипали. Такое устройство можно было поместить внутрь прически, под одежду или поставить рядом с кроватью. Кстати, в те же времена был популярен другой аксессуар, который теперь известен под аналогичным названием. Он представлял собой цельную шкурку пушного зверька (куницы или соболя) с декоративно выполненной в виде ювелирного украшения головкой. Существует мнение, что мех мог переманивать на себя надоедливых паразитов, но подтверждения этому факту нет. Вероятно, это было просто модное для своей эпохи украшение.
Как и любой предмет своей эпохи, блохоловки для знати были выполнены изящно, из дорогих материалов
Шкурки с драгоценными головками, позднее также названные блохоловками, можно увидеть на многих портретах дам XV-XVI веков
Уксусница или флакон для нюхательной соли
Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка – уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.
Флакон для нюхательной соли
Флакон для нюхательной соли
Флакон для нюхательной соли
Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.
Бурдалю из петергофской коллекции украшен реалистично выполненной росписью. Надпись на французском языке: «Он тебя видит, шалунишка!»
Франсуа Буше. «Интимный туалет», 1760-е гг.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов