скрипты что это в учебе
DataExpress
Конструктор приложений баз данных
Как научиться писать скрипты с нуля?
Как научиться писать скрипты с нуля?
Сообщение jurist23rus » 05 май 2017, 23:58
Что необходимо, чтобы научится писать скрипты с нуля, то есть не являясь программистом ни капельки? Перечисляю по-пунктам и параллельно развею несколько мифов.
2. Научится пользоваться DataExpress в той части в которой скрипты не нужны.
Это, надо сказать, очень большая часть. Подавляющее большинство задач в DX можно решить без скриптов и решить очень эффективно. Тут надо понимать, что скрипты это не повседневный инструмент для создания базы данных (в отличие от множества других подобных приложений), а скорее инструмент для тонкой и сложной настройки уже созданной базы. Очень часто такая сложная настройка просто не нужна.
3. Иметь немного свободного времени.
Чтобы научится писать скрипты их придётся писать, для чего нужно время. На самом деле у каждого человека его полно, просто не каждый умеет им правильно распорядится.
4. Если я всё-таки решил научится и все вышеперечисленные пункты у меня в наличии, как много времени это займет?
У каждого всё очень индивидуально и зависит от уровня подготовки, знаний, интеллекта и пр. Но думаю что большинство людей сможет написать маленький скрипт уже через часок другой.
6. С чего начать?
С видеоуроков это самое доступное для понимания, что есть. Дальше продолжить самообразование на форуме и в интернете, ища нужный материал и задавая вопросы. По языку Object Pascal, на котором пишутся скрипты, очень много информации и литературы, а на форуме достаточно подготовленных и профессиональных людей, чтобы ответить на любой вопрос, поэтому тут проблем не будет.
8. А зачем мне это?
Каждый решает для себя сам. Это, как минимум: полезно, увлекательно, занимательно и интересно. Как максимум: это превращается в хобби. Я и сам могу много часов напролёт писать какой-нибудь интересный скрипт для собственной базы данных и для меня это намного интересней чем просто смотреть телевизор.
Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Hello, world!
Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.
JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.
Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.
Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль
Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:
Вот результат выполнения этой программы.
Вывод сообщения в окне
Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.
Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.
Скрипт
В современном программировании в Сети скрипты (сценарии) – это отдельные последовательности действий, созданные для автоматического выполнения задачи. Если готового сценария нет, пользователь выполняет эти действия вручную с соответствующими затратами времени и возможностями появления ошибок. Для написания скриптов используются специальные языки программирования, которые так и называются – скриптовые. Соответственно, скриптовый язык программирования – это набор лексический, семантических и синтаксических правил для создания и редактирования скриптов. Корректно также синонимичное название «язык сценариев».
История развития скриптов
Рассмотрим для примера историю развития наиболее распространенного скриптового языка JavaScript. Именно с его помощью реализуются множество решений по взаимодействию пользователей с сайтами, программируются широкие возможности интерактивных страниц.
В 1995 году компания Netscape для своего популярного на тот момент браузера Netscape Navigator 2.0 предложила специальный язык под названием LiveScript. На то время возможности языка были очень скудными, и многие просто не понимали, что такое скрипт (script) в браузере. Тогда он мог проверять и обрабатывать те данные, которые пользователь оставлял на странице сайта через форму. Такая проверка давала возможность контролировать правильность введенных данных и избегать отправки формы без нужной информации. Вскоре название этого языка было изменено на JavaScript.
Через некоторое время известный конкурент Netscape – корпорация Microsoft – создал свою версию JavaScript. Несмотря на то что такой скриптовый язык программирования имел немного отличающиеся функции, он успешно прижился и получил собственное название JScript. Он начал использоваться в браузере Internet Explorer начиная с версии 3.0. Через некоторое время и другие браузеры стали поддерживать JavaScript.
Со временем язык развивался и совершенствовался, теперь с его помощью можно успешно решать гораздо более сложные задачи. Интерпретатор JavaScript является встроенным элементом всех современных браузеров.
Несмотря на жесткую конкуренцию, Microsoft и Netscape вместе с наиболее авторитетными разработчиками обеспечения для деятельности в Интернете трудились в организации W3C. В результате были подготовлены единые стандарты и рекомендации. Но все же языки JavaScript и JScript имеют определенные различия, что необходимо учитывать в работе.
Основные принципы скриптов
Интерпретатор языка JavaScript встроен во все популярные браузеры. Именно поэтому любой браузер понимает, что такое скрипт на этом языке. Эти коды успешно выполняются в тот момент, когда пользователь обращается к страницам сайта. Но такие же скрипты могут успешно работать и на сервере, если на нем установлен интерпретатор JavaScript. Сценарии могут выполняться как на стороне клиента, в браузере, так и непосредственно на сервере.
Скрипты имеют следующие цели:
Преимущества скриптов
Недостатки скриптов
Типы скриптов
По степени быстродействия они подразделяются на языки динамического разбора (sh, COMMAND.COM) и требующие предварительной компиляции, такие как Perl. Также скриптовые языки разбиваются на несколько больших групп по применению.
Примеры скриптовых языков
Наиболее известные: PHP, Perl, Python, AngelScript, JavaScript, JScript и другие. Все они являются высокоуровневыми. По своему механизму действия скриптовые языки обычно интерпретируются, а не компилируются.
Роль скриптов в продвижении
Использование в процессе программирования страниц слайдеров, динамических навигационных меню, активных элементов анимации позволяет расширить юзабилити сайтов, увеличить их посещаемость. Удачные решения на этой основе значительно повышают продажи. В качестве примера можно рассмотреть специальные технологии создания видеопродающих страниц. Здесь используются приемы на основе JavaScript.
И таких решений множество.
Отдельно стоит отметить технологии создания скриптов, имитирующих с помощью специальных программ действия пользователей в различных направлениях. Такие скрипты и шаблоны формируются на основе программ ZennoPoster, Human Emulator и их аналогов.
Уникальность таких решений базируется на том, что в шаблонах ZennoPoster может быть запрограммирована любая последовательность действий реального пользователя. При этом программа может эмулировать одновременно практически неограниченное количество пользователей, применять как собственные, так и получаемые из Интернета информационные базы.
В качестве примера можно рассмотреть шаблоны, позволяющие в автоматизированном режиме выполнять множество действий по продвижению сайтов и товаров в социальной сети «ВКонтакте». Другие шаблоны обеспечивают размещение объявлений или иной информации в Сети. Третьи в автоматизированном режиме могут генерировать множество блогов и страниц, на которых размещаются ссылки или коммерческая информация. Пользователи, которые видят результаты таких действий, обычно не знают, что это заскриптованный алгоритм размещает информацию для них в соцмедиа.
Во многих случаях для продвижения сайтов необходимо множество аккаунтов почты. В качестве примера можно рассмотреть почтовый сервис mail.ru. Автоматизированный шаблон для программы ZennoPoster легко справляется с этой задачей. При этом скрипт не просто заходит на страницу регистрации, но также самостоятельно выполняет работу по разгадыванию капчи, определяет возможный бан IP-адреса и выполняет много других действий.
Использование языка JavaScript в контекстной рекламе
Еще в 2012 году рекламная система Google AdWords внесла в свой интерфейс возможности использования скриптов для автоматизации управления рекламной кампанией. Такой способ управления работает значительно быстрее, чем использование API. К тому же он не требует применения сложных языков программирования. Задачи на основе скриптов запускаются по расписанию. Они обеспечивают регулярную проверку аккаунта, дают возможность анализировать статистику рекламы и вносить любые заданные изменения. При этом можно в автоматизированном режиме отслеживать качество рекламных объявлений, отключать неэффективные каналы рекламы и подключать эффективные.
Что такое скрипт
Общее понимание скрипта
С английского языка слово «скрипт» переводится как сценарий, из чего уже можно сделать определенные выводы. Это набор команд, то есть строк кода, которые вкупе выполняют конкретную задачу. Для ее выполнения и создаются скрипты. Они могут быть как очень маленькими по объему и отвечать за запуск каких-то простых служб операционной системы, так и объемными, сравнивая переменные и выводя результат на сайте.
Скрипт хранится в текстовом файле, поэтому при желании его содержимое можно легко просмотреть и даже изменить. Этот текстовый файл запускает цепочку выполнения задачи, которая и запрограммирована в скрипте. Если все строки написаны правильно и целевые объекты удается найти, задача выполняется успешно и скрипт срабатывает.
Скрипты сейчас активно интегрируются на сайтах, в качестве примера можно привести популярный скриптовый язык – JavaScript. Однако изначально они работали в операционных системах и выполнялись при помощи внутреннего синтаксиса командной оболочки.
История появления скриптов
Для общего развития предлагаю немного окунуться в историю появления скриптов и взглянуть на то, какими они были раньше. Начали применять их под управлением семейства операционных систем Unix еще 50 лет назад. Одной из первых командных оболочек была sh, в ней использовались shell scripts, которые позволяли выполнять самые разнообразные задачи на компьютере.
Ниже вы видите небольшой код, предназначенный для конвертирования изображения из JPG в PNG:
Обозначения после знаков # являются комментариями и не относятся к скрипту, они только описывают для пользователя действия. Этот пример был взят из открытой библиотеки и отлично показывает, что всего несколько строк кода позволяют обработать изображение, сменив его формат на другой. Сейчас скрипты могут быть более массивными и выполнять задачи на уровень сложнее.
Сферы использования скриптов
Скрипты часто используются на веб-сайтах. Чаще всего они пишутся на языках PHP и JavaScript. Первый используется для написания той части сайта, которую не видит посетитель, то есть бэкенда, а второй в большинстве случаев отвечает за визуал, то есть разные анимации, плавные переходы и другие действия (фронтэнд).
Если с визуальными скриптами все понятно, то невидимые для глаза посетителя скрипты собирают информацию в базы данных, проверяют правильность заполнения форм и выполняют другие сложные задачи.
Соответственно, в операционной системе скрипты тоже выполняют серьезные операции. Скрипты, запущенные через консоль (командную строку), могут влиять на открытие служб и приложений, вносить изменения в системные файлы или даже устанавливать другие программы (вирусы так и попадают в систему).
Если говорить о Windows, то в ней вы можете найти встроенный инструмент CMD (PowerShell), который и предназначен для запуска скриптов, хранящихся в формате BAT.
Самостоятельное написание и применение скриптов
Разберем самостоятельное написание и применение скриптов на примере Windows. Допустим, у вас стоит задача проверить стабильность соединения с конкретным сайтом без запуска браузера. Для этого есть одна полезная команда, запускаемая через Командную строку. А если нужно еще сформировать и отчет о результатах проверки, не совсем удобно будет вводить несколько разных команд по очереди, особенно в тех случаях, когда задача выполняется раз в несколько дней или чаще. Тогда создается BAT-файл с таким содержимым:
Приведенные выше примеры должны помочь разобраться с тем, что представляют собой скрипты и где они используются. При желании можно даже самому попробовать создать текстовый файл с кодом и запустить его на компьютере, но для использования скриптов в профессиональных целях понадобится выучить один из скриптовых языков программирования.
Что такое скрипты и с чем их едят — Lua & C++
Добрый день, Хабрахабр!
Решил написать этот топик на тему скриптов
Что нужно знать?
Но есть способ, на голову выше — использование скриптов.
Решение проблемы
«Окей, для таких дел хватает обычного файла с описанием характеристиков игрока. Но что делать, если в бурно развивающемся проекте почти каждый день приходится немножко изменять логику главного игрока, и, следовательно, много раз компилировать проект?»
Хороший вопрос. В этом случае нам на помощь приходят скрипты, держащие именно логику игрока со всеми характеристиками либо какой-либо другой части игры.
Естественно, удобнее всего держать, логику игрока в виде кода какого-нибудь языка программирования.
Первая мысль — написать свой интерпретатор своего скриптового языка, выкидывается из мозга через несколько секунд. Логика игрока определенно не стоит таких жутких затрат.
К счастью, есть специальные библиотеки скриптовых языков для С++, которые принимают на вход текстовый файл и выполняют его.
Об одном таком скриптовом языке Lua пойдет речь.
Как это работает?
Прежде чем начать, важно понимать, как работает скриптовый язык. Дело в том, что в скриптовых языках есть очень мало функций, при наличии конструкций for, while, if, прочих.
В основном это функции вывода текста в консоль, математические функции и функции для работы с файлами.
Как же тогда можно управлять игроком через скрипты?
Мы в С++-программе делаем какие-либо функции, «регистрируем» их под каким-нибудь именем в скрипте и вызываем в скрипте. То есть если мы зарегистрировали функцию SetPos(x,y) для определения позиции игрока в С++-программе, то, встретив эту функцию в скрипте, «интерпретатор» из библиотеки скриптового языка вызывает эту функцию в С++-программе, естественно, с передачей всех методов.
Удивительно, да? 🙂
UPD: Внимание! Один юзер обратился мне с мейлом, что, когда я заливал код, я не полностью устранил все ошибки — habrahabr.ru/post/196272/#comment_6850016
В коде с позволения хабра проникли жучки
Замените участки кода вроде
И еще вместо lua_CFunction проскакивает lua_cfunction
Спасибо!
Я готов!
Когда вы поняли преимущества скриптовых языков программирования, самое время начать работать!
Скачайте из репозитория на гитхабе (низ топика) lib’у и includ’ы Lua, либо возмите их на официальном сайте.
Создаем консольный проект либо Win32 (это неважно) в Visual Studio (у меня стоит версия 2012)
Заходим в Проект->Свойства->Свойства конфигурации->Каталоги VC++ и в «каталоги включения» и «каталоги библиотек» добавьте папку Include и Lib из репозитория соответственно.
Теперь создаем файл main.cpp, пишем в нем:
Как вы догадались, у меня консольное приложение.
Теперь переходим к кодингу
Обещаю, что буду тщательно объяснять каждый момент
У нас за скрипты будет отвечать класс Script. Я буду объявлять и одновременно реализовывать функции в Script.h/.cpp
Создаем Script.cpp и пишем в нем
Создаем Script.h и пишем в нем
После 2 строчки и перед #endif мы определяем класс скриптов
Этот код пишется для предотвращения взаимного включения файлов. Допустим, что файл Game.h подключает Script.h, а Script.h подключает Game.h — непорядок! А с таким кодом включение выполняется только 1 раз
Теперь пишем внутри этого кода вот это
Первая строчка подключает сам lua.lib из архива.
Для чего нужен extern «C»? Дело в том, что lua написан на С и поэтому такой код необходим для подключения библиотек.
Дальше идет подключение хорошо известных многим файлов для работы с консолью
Теперь приступим к определению класса
Самый главный объект библиотеки Lua для C++ — lua_State, он необходим для выполнения скриптов
Дальше идут публичные функции
Эта функция инициализирует lua_State
Его определение в Script.cpp
Первой строчкой мы инициализируем наш lua_State.
Потом мы объявляем список «подключенных библиотек». Дело в том, что в «чистом» виде в луа есть только функция print(). Для математических и прочих функций требуется подключать специальные библиотеки и потом вызывать их как math.foo, base.foo, io.foo. Для подключения других библиотек добавьте в lualibs, например, <«math», luaopen_math>. Все названия библиотек начинаются с luaopen_. в конце lialibs должен стоять
Просто используем lua_close()
А эта функция выполняет файл. На вход она принимает название файла, например, «C:\\script.lua».
Почему она возвращает int? Просто некоторые скрипты могут содержать return, прерывая работу скрипта и возвращая какое-нибудь значение.
Как вы видите, я выполняю скрипт и возвращаю int. Но возращать функция может не только int, но еще и bool и char*, просто я всегда возвращаю числа (lua_toboolean, lua_tostring)
Теперь мы сделаем функцию, регистрирующую константы (числа, строки, функции)
Мы действуем через шаблоны. Пример вызова функции:
Ее определение
Для каждого возможного значения class T мы определяем свои действия.
*Капитан* последнее определение — регистрация функции
Функции, годные для регистрации, выглядят так:
Где n — количество возвращаемых значений. Если n = 2, то в Луа можно сделать так:
Читайте мануалы по Луа, если были удивлены тем, что одна функция возвращает несколько значений 🙂
Следующая функция создает таблицу для Луа. Если непонятно, что это значит, то тамошная таблица все равно что массив
Следующая функция регистрирует элемент в таблице.
Если вы не знаете Lua, вы, наверное, удивлены тем, что в один массив помещается столько типов? 🙂
На самом деле в элементе таблицы может содержаться еще и таблица, я так никогда не делаю.
Наконец, заполненную таблицу нужно зарегистрировать
Ничего особенного нет
Следующие функции предназначены в основном только для функций типа int foo(lua_State*), которые нужны для регистрации в Луа.
Первая из них — получает количество аргументов
Эта функция нужна, например, для функции Write(), куда можно запихать сколь угодно аргументов, а можно и ни одного
Подобную функцию мы реализуем позже
Следующая функция получает аргумент, переданный функции в скрипте
Можно получить все типы, описывавшиеся ранее, кроме таблиц и функций
index — это номер аргумента. И первый аргумент начинается с 1.
Наконец, последняя функция, которая возвращает значение в скрипт
Боевой код
Пора что-нибудь сделать!
Изменяем main.cpp
Компилируем. Теперь можно приступить к тестированию нашего класса
Помните, я обещал сделать функцию Write? 🙂
Видоизменяем main.cpp
А в папке с проектом создаем файл script.lua
Компилируем и запускаем проект.
Теперь изменяем script.lua
Теперь программа будет выводить по 2 строки («\n» — создание новой строки), ждать нажатия Enter и снова выводить строки.
Экспериментируйте со скриптами!
Вот пример main.cpp с функциями и пример script.lua