С чем связано появление земледелия
Земледелие возникло независимо в разных районах Плодородного полумесяца
Плодородный полумесяц (Fertile Crescent) — плодородные земли, названные так американским археологом Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году. С сайта ru.wikipedia.org
Введение в культуру диких хлебных злаков и становление земледелия происходило независимо в разных районах западной части Плодородного полумесяца 10 500–10 000 лет тому назад. О том, как шло развитие сельского хозяйства в восточных районах, сведений почти не было. Недавние совместные исследования немецких и иранских археологов наконец восполнили существующий пробел. Проведенные ими в иранских горах Загрос раскопки позволили получить очень подробную картину введения в культуру диких видов пшеницы. Произошло это 9800 лет тому назад, несколько позже, чем в западных районах «полумесяца».
Вопрос о том, когда и где человек «изобрел» сельское хозяйство, вызывает множество споров, хотя исследователи обычно соглашаются, что произошло это 12–10 тыс. лет тому назад где-то в пределах обширного региона, получившего у археологов название «Плодородный полумесяц». На карте он выглядит действительно как полумесяц, охватывавший низовья Нила, земли Леванта и Месопотамии. На этой территории весной выпадает довольно много (относительно окружающих очень засушливых регионов) осадков, а почвы характеризуются высоким плодородием. Плодородный полумесяц связывает районы древнего Египта и Месопотамии, и поэтому его справедливо считают колыбелью человеческой цивилизации.
A — карта-схема, показывающая расположение районов, для которых отмечено использование диких хлебных злаков (ячменя и нескольких видов пшеницы). Самая восточная точка — район Загрос (на территории современного Ирана), где проводили свои недавние исследования немецкие и иранские специалисты. Цифры, выделенные синим цветом, — примерные сроки (тыс. лет до настоящего времени) возделывания хлебных злаков. Зеленым цветом показаны сроки нахождения этих растений, но без признаков введения в культуру.
B — ступка и пестик из южного Леванта, датируется возрастом 14 000 лет.
C — основания для жерновов в местечке Джерф эль Ахмар (Jerf el Ahmar), северная Сирия; 11 300 лет.
D — крупный жернов из местечка Телль Абр (Tell’Abr), северная Сирия; 11 300 лет.
Из статьи: George Willcox. The Roots of Cultivation in Southwestern Asia // Science. 2013. V. 341. P. 39–40
Остатки растений, являющихся предками современных культурных, собраны в очень большом количестве. Это дикий ячмень (Hordeum spontaneum), разные пшеницы, в том числе пшеница беотийская (Triticum boeoticum) и пшеница двузернянка (Triticum dicoccoides), чечевица (Lens spp.), а также горох (Lathyrus spp.). Поскольку процесс перехода от собирательства до культивирования растений всегда очень растянут во времени и обычно недостаточно документирован археологическими свидетельствами, назвать точные сроки возникновения земледелия довольно сложно. Однако подробные данные, полученные в обсуждаемой работе, позволяют восполнить этот пробел.
Схема археологических слоев (XII–I) в раскопе на Chogha Golan. Слева — примерные калиброванные даты до настоящего времени. Справа — гистограммы, показывающие распределение злака Aegilops, близкого родственника пшеницы, а также различных видов пшеницы (Triticum), дикого ячменя (Hordeum spontaneum), сорных растений (Arable weeds). Красные точки на археологическом профиле — места взятия проб. n — число семян и других растительных остатков, определенных для каждого горизонта. Из обсуждаемой статьи Riehl et al. в Science
Как видно на приведенной схеме, в самых древних археологических слоях (слои XI–IX, примерно 11 тыс. лет тому назад), отмечается возрастание доли дикого ячменя, тогда как разных видов пшеницы довольно мало. Большое количество мякины и остатков сорных растений в слое IX может свидетельствовать о культивировании диких предков современных культур, в частности чечевицы (данные в приложении, на схеме не показаны). В следующем слое (слой VIII, примерно 10 700 лет тому назад) уменьшается доля дикого ячменя, а возможно, и сорняков. Затем довольно быстро (слои V и IV, ранее 10 000 лет до настоящего времени) уменьшается доля всех растений кроме злаков, дающих мелкие семена, что исследователи интерпретируют как смену типа экономики. Однако позднее, после 9800 года, в большом количестве стали попадаться колоски окультуренной пшеницы двузернянки, крупные семена которой уже не могут распространяться сами, без помощи человека. В западных районах Плодородного полумесяца это произошло раньше, 10 500–10 000 лет тому назад. Показательно, что переход от собирательства к земледелию и в западных, и в восточных районах совпал по времени с одомашниванием козы, хотя охота продолжала еще играть определенную роль.
Источник: Simone Riehl, Mohsen Zeidi, Nicholas J. Conard. Emergence of Agriculture in the Foothills of the Zagros Mountains of Iran // Science. 2013. V. 341. P. 65–67. DOI: 10.1126/science.1236743.
История развития земледелия
Как появилось земледелие
Первые попытки выращивать злаки, фрукты и овощи целенаправленно, а не случайно, относятся к 11-10 тыс. лет до н.э. Место: Плодородный полумесяц – так территорию в виде полумесяца на Ближнем Востоке, включающую Месопотамию и Левант назвал археолог из Чикагского университета Джеймс Генри Брестид. С Юга регион ограничен Сирийской пустыней, с севера — Анатолийским плато. Его также называют «Колыбелью цивилизации», именно здесь было изобретено колесо, появилась письменность.
Но вернемся к земледелию. Историки считают, что процесс начался в разных уголках Плодородного полумесяца независимо друг от друга. Его запустили охотники-собиратели: в тучных землях с частыми осадками отлично вызревали дикорастущие предки пшеницы, ячменя, гороха, чечевицы, поэтому люди стали рассыпать по земле остатки запасов зерна, чтобы получить больше еды.
Первые культуры и сроки их появления в мире
Как земледелие изменило образ жизни?
До появления земледелия люди жили охотой на диких животных и сбором диких растений. Когда запасы заканчивались, охотники-собиратели снимались со стоянки и двигались дальше. Земледелие позволило сменить кочевой образ жизни на оседлый. Больше не нужно было путешествовать, люди стали строить более крепкие дома и окружать поселения стенами для защиты.
Как развивалось земледелие?
Примерно к 9000 году до н.э. люди научились собирать зерно, сушить и правильно хранить его в течение зимы. Остатки шли на посев, для этого участки земли специально расчищали от корней и деревьев. К 8000 г. до н.э. древние фермеры обнаружили, какие зерна дают больше урожая, стали сортировать их и отбирать лучшие для посадки. Запасы стали превышать потребности поселения, их можно было продавать, обменивать. Так появились новые категории населения: ремесленники, торговцы.
Одомашнивание (доместикация) — процесс повышения полезности диких растений для человека путем селекции. В каждом урожае отбираются только лучшие семена, которые быстрее растут, более устойчивы к климату, сильнее плодоносят.
Эволюция земледелия со времен неолита
Со временем производственные площади увеличивались, справляться голыми руками и примитивными орудиями труда было сложно. Поэтому примерно в 4 тысячелетии до н.э. появился прототип сохи, а в 3 тысячелетии до н.э. — первый деревянный плуг. Для сбора урожая использовали серп и цеп. Инструменты повысили эффективность работы первых фермеров, урожаи росли, их было достаточно, чтобы прокормить целую деревню. Население росло, требовалось больше продовольствия, а значит, инструменты для возделывания земель продолжали совершенствоваться.
Серьезный вклад в развитие земледелия внесли древние шумеры. Их государство образовалось в начале 4 тысячелетия до н.э. в Месопотамии. Шумеры изобрели плуг-сеялку, освоили плавку металлов. Они жили в засушливой местности, поэтому, для повышения урожайности почвы им пришлось разработать первые системы искусственного орошения. Шумерские фермеры строили плотины, которые задерживали воду на полях после спада рек, использовали дренажные каналы для удаления лишней воды и каналы для полива. Плодородный ил из вод Тигра и Евфрата шел на удобрения. Шумеры выпускали первый в мире «Календарь земледельца», где подробно описывали рекомендации по вспашке земли, посеву и поливу.
Земледелие в античном мире
На смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий. Главные цивилизации, Древняя Греция и Древний Рим, развивали, в том числе, земледелие. Для обработки почвы использовались бронзовые серпы, мотыги, вилы, раза, чуть позже был придуман плуг, в который запрягали волов. Были первые автоматические жатки в виде короба с зубцами, который тащил вол. Свидетельства по обработке почвы, изготовлению плугов и времени посадке с/х культур сохранились в поэме Гесиода «Труды и дни», в трудах Катона, Плиния, Варрона. В них дается классификация растений, практические советы по вспашке и унавоживанию почвы, пользе чередования культур. Впервые земледелие названо наукой. В работах Колумеллы (I век н.э.) рассказывается о важности восстановления почвы компостами, золой, люпином.
Земледелие при феодализме
Падение Римской империи привело к периоду застоя в развитии науки, в том числе агрономии. Но рост населения, великие географические открытия способствовали распространению научных знаний. Распространялись и сельскохозяйственные культуры, в частности, после открытия Америки (1492 г.) в Европе появились картофель и кукуруза. В XIV-XV вв. агротехника все еще оставалась неразвитой, по-прежнему использовались разработки древних римлян и греков. Переломным моментом стали трактаты французского естествоиспытатели Бернара Палисси (1563 г.), где он высказал идею обогащения почвы зольными удобрениями, работы М.В. Ломоносова, который в 1753 году впервые предположил, что для питания растения поглощают углекислый газ из воздуха. В 1760 г. немецкий ботаник И. Кёльрёйтер научился выводить гибриды растений.
В период с XI по XIII вв. появился тяжелый плуг с железным отвалом. Стали активно использовать лошадиную силу. В начале XVIII в Англии изобрели сеялки, примерно тогда же появилась жатвенная машина и механическая молотилка. В первой половине XIX века стали появляться первые уборочные комбайны. Идею о первом «сухопутном пароходе» для вспашки земли предложил русский инженер Василий Гурьев в 1817 году. В 1901 году появились первые тракторы с двигателями внутреннего сгорания.
Развитие земледелия в России
В лесистых регионах преобладало подсечно-огневое земледелие: с деревьев срезалась кора, потом их сжигали, угли и зола шли на удобрение, земля засевалась. В степных — залежное, несколько лет на участке сеяли хлебные культуры, потом отдавали под залежь — пастбище. Такую систему использовали вплоть до середины XIX в.
М. В. Ломоносов первым стал рассматривать земледелие с точки зрения науки. Он считал, что невозможно просто копировать зарубежный опыт, предлагал идти путем собственных экспериментов. С его подачи в 1765 году было создано Вольное экономическое общество, которое занималось изучением сельского хозяйства, поиском и разработкой новых приемов земледелия. С ним сотрудничали лучшие ученые и практики России. Благодаря Ломоносову впервые в Московском университете появилась кафедра агрономии.
Русские агрономы А.Т. Болотов и И.М. Комов сделали ряд умозаключений, актуальных и сейчас. Болотов предлагал сразу изучать свойства и качества земли, чтобы понять, какую культуру лучше выращивать. Комов высказал идею интенсификации сельского хозяйства. Оба изучали севооборот, вопросы высадки и замены культур таким образом, чтобы не истощить почву.
В июне 1896 г. на Всероссийской промышленной ярмарке в Нижнем Новгороде был представлен первый в мире гусеничный трактор с двумя паровыми двигателями. С этого времени в стране началось развитие отечественного тракторостроения. Продолжают работать ученые: А.В. Советов разделил земледелие на почвоведение, агрохимию, растениеводство. В.В. Докучаев открывает первую в мире кафедру почвоведения. Д.И. Менделеев предлагает программу развития сельского хозяйства на основе природных условий России, анализа почв, метеорологических наблюдений. К.А. Тимирязев изучал процессы фотосинтеза, Д.Н. Прянишников — проблемы азотного и фосфорного питания растений.
Проблемы земледелия в XXI веке
Сельское хозяйство — основной вид использования земли. Половина пригодных для жизни земель в мире используется для сельского хозяйства. Расширение земледелия меняет среду обитания и представляет собой один из самых серьезных факторов, влияющих на биоразнообразие.
Еще одна проблема — климат. Земледелие зависит от погодных условий: солнечные дни, средняя температура, уровень осадков. Нестабильный климат России может уничтожить цветки и всходы сильными весенними заморозками, привести к гибели культур из-за летних засух, сильных ветров или затоплений из-за дождей.
В последние годы наблюдается снижение устойчивости с/х культур к сорнякам, болезням и вредителям. Активное использование химических средств для борьбы с ними привело к появлению новых видов, более жизнеспособных, не чувствительных к обработке.
У современных землевладельцев, несмотря на мощную технику, удобрения и другие. возможности, сохранились те же проблемы, что и у далеких предков. Одна из главных — прокормить растущее население. Фермеры постоянно ведут борьбу с повышением урожайности одного и того же участка земли. Для этого они совершенствуют уход, выводят новые, более урожайные и устойчивые к изменениям климата сорта, уменьшают количество отходов во время сбора урожая и доставки продукции потребителю. И это уже работает: по данным исследовательской организации Our World in Data, в глобальном масштабе сегодня, чтобы получить такой же урожай, как в 1961 году, нам достаточно только 30 % земли.
Откуда у людей появилось земледелие?
Земледелие — один из основных и важнейших элементов нашей цивилизации за весь известный нам период её существования. Именно с началом земледелия и переходом к оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация».
Почему первобытные люди перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли? Этот вопрос считается давно решенным и входит в такую науку как политэкономия довольно скучным разделом.
Научный взгляд примерно такой: первобытные охотники и собиратели чрезвычайно сильно зависели от окружающей его природы. Вся жизнь древний человек вел жестокую борьбу за существование, в которой львиную долю времени занимал поиск пищи. И вследствие этого весь прогресс человека ограничивался довольно незначительным совершенствованием орудий добычи средств пропитания.
А тут еще прирост населения пошёл в геометрической прогрессии (быстро в смысле), есть стало совсем мало, а голодных совсем много однако. Охота и собирательство уже не могли прокормить всех членов первобытной общины. И общине не оставалось ничего другого как освоить новую форму деятельности — земледелие, для чего требовался, в частности, оседлый образ жизни. Вот такой-то переход к земледелию стимулировал развитие орудий труда, люди освоили строительство стационарного жилья, дальше начали формироваться социальные нормы общественных отношений и т.д. и т.п.
Данная схема кажется настолько логичной и даже очевидной, что все, как-то не сговариваясь, практически сразу приняли ее за истинную.
Но в последнее время появились противники этой теории. Первыми и, пожалуй, самыми серьезными «возмутителями спокойствия» оказались этнографы, которые обнаружили, что сохранявшиеся до последнего времени первобытные племена абсолютно не вписываются в стройную картину, рисуемую политэкономией. Закономерности поведения и жизни этих примитивных сообществ не просто оказывались «досадными исключениями», а в корне противоречили той схеме, по которой должно было бы вести себя первобытное общество.
Прежде всего, была выявлена высочайшая эффективность собирательства:
«И этнография, и археология накопили к настоящему времени массу данных, из которых следует, что присваивающее хозяйство — охота, собирательство и рыболовство — часто обеспечивают даже более стабильное существование, чем ранние формы земледелия… Обобщение такого рода фактов уже в начале нашего столетия привело польского этнографа Л.Кришивицкого к заключению, что «при нормальных условиях в распоряжении первобытного человека пищи более чем достаточно». Исследования последних десятилетий не только подтверждают это положение, но и конкретизируют его с помощью сравнений, статистики, измерений» (Л.Вишняцкий, «От пользы — к выгоде»).
Жизнь «примитивного» охотника и собирателя вообще оказалась весьма далека от всепоглощающей и суровой борьбы за существование. Но это все доводы!
Начало земледелия
Искусство земледелия — это слишком трудное искусство, чтобы новичок, лишенный опыта, мог бы достичь сколько-нибудь серьезных успехов. Очевидно, что поэтому раннее земледелие чрезвычайно трудно, а его эффективность весьма и весьма невысока. Основной культурой при этом становятся злаковые.
Пищевая эффективность злаковых растений не слишком высока — много ли зерна получишь, даже если засеешь им большое поле! «Если бы проблема действительно состояла в поиске новых источников пропитания, естественно было бы предположить, что агротехнические эксперименты начнутся с растениями, имеющими крупные плоды и дающими большие урожаи уже в диких своих формах»
Даже в «неокультуренном» состоянии клубнеплоды в десять и более раз превосходят злаки и зернобобовые по урожайности, однако древний человек по каким-то причинам вдруг игнорирует этот факт, находящийся в буквальном смысле у него под носом.
При этом, первооткрыватель-земледелец почему-то считает, что ему мало дополнительно взваленных на себя трудностей, и еще больше усложняет себе задачу, вводя еще и самую сложную обработку урожая, какую только можно было придумать.
Зерно — чрезвычайно трудоемкий продукт не только с точки зрения выращивания и сбора урожая, но и с точки зрения его кулинарной обработки. Прежде всего приходится решить проблему вышелушивания зерна из прочной и твердой оболочки, в которой оно находится. А для этого требуется специальная каменная индустрия.
По официальной точке зрения политэкономии, с переходом к земледелию человек решает свои «продовольственные проблемы» и становится менее зависимым от капризов окружающей природы. Но объективный и непредвзятый анализ категорически отвергает это утверждение, — жизнь только усложняется. По множеству параметров раннее земледелие ухудшает условия существования древнего человека. В частности, «привязывая» к земле и лишая его свободы маневра в неблагоприятных условиях, оно зачастую приводит к тяжелым голодовкам, практически незнакомым охотникам и собирателям.
Этнографы снова против
Этнографы давно уже убедились в том, что так называемый «примитивный» человек вовсе не так глуп, чтобы ввергать себя в столь суровые испытания, какие возникают на «пути к цивилизованности». Но с какой же стати вольные охотники и собиратели на заре нашей истории все-таки отказались от традиционных форм самообеспечения продовольствием и водрузили на себя ярмо тяжелейшего, изнурительного труда, которым является земледелие?
Археологические данные свидетельствуют о том, что попытка освоения земледелия, например, на Ближнем Востоке (X-XI тысячелетия до новой эры) происходила в условиях последствий некоего катаклизма глобального масштаба, сопровождавшегося резким изменением климатических условий и массовым вымиранием представителей животного мира. И хотя непосредственно катастрофические события имели место в XI тысячелетии до нашей эры, их «остаточные явления» прослеживаются археологами еще в течение нескольких тысячелетий.
И поэтому, хотя идея об определяющей роли роста населения в освоении земледелия и развитии культуры далеко не нова, этнографы до сих пор ее не принимают: у них достаточно фактических оснований для серьезных сомнений…
Таким образом теория «демографического взрыва» в качестве причины перехода к земледелию также не выдерживает никакой критики. И единственным ее аргументом остается факт сочетания земледелия с большой плотностью населения.
География же древнего земледелия заставляет еще больше усомниться в том, что на переход к нему наших предков подвигло резкое и внезапное сокращение «кормовой базы».
Про зерно и злаковые
Советский ученый Н.Вавилов в свое время разработал и обосновал метод, по которому оказалось возможным определять центры происхождения растительных культур. Согласно проведенным им исследованиям выяснилось, что подавляющее большинство из известных культурных растений ведет свое происхождение всего из восьми очень ограниченных по площади основных очагов.
Очаги древнего земледелия (по данным Н.Вавилова) 1 — Южномексиканский очаг; 2 — Перуанский очаг; 3 — Средиземноморский очаг; 4 — Абиссинский очаг; 5 — Переднеазиатский очаг; 6 — Среднеазиатский очаг; 7 — Индийский очаг; 8 — Китайский очаг
«Географическая локализация первичных очагов земледелия очень своеобразна. Все семь очагов приурочены преимущественно к горным тропическим и субтропическим областям. Новосветские очаги приурочены к тропическим Андам, старосветские — к Гималаям, Гиндукушу, горной Африке, горным районам средиземноморских стран и к горному Китаю, занимая в основном предгорные области. В сущности, только узкая полоса суши земного шара сыграла основную роль в истории мирового земледелия» (Н.Вавилов, Проблема происхождения земледелия в свете современных исследований»).
Все эти очаги, являющиеся, по сути, центрами древнего земледелия обладают весьма схожими климатическими условиями тропиков и субтропиков.
Но «Тропики и субтропики представляют оптимум условий для развертывания видообразовательного процесса. Максимум видового разнообразия дикой растительности и животного мира явно тяготеет к тропикам. Особенно это наглядно можно видеть в Северной Америке, где южная Мексика и Центральная Америка, занимая относительно ничтожную площадь, включают больше видов растений, чем весь необъятный простор Канады, Аляски и соединенных Штатов, взятых вместе (включая Калифорнию)» (там же).
Это определенно противоречит теории «дефицита кормовой базы» в качестве причины освоения земледелия, поскольку в этих условиях имеет место не только множественность видов, потенциально пригодных для сельского хозяйства и окультуривания, но и изобилие вообще съедобных видов, способное вполне обеспечить собирателей и охотников… Кстати, Н.Вавилов заметил и это:
«До сих пор в Центральной Америке и Мексике, также в горной тропической Азии, человек использует множество диких растений. Не всегда здесь легко разграничить культурные растения от соответствующих им диких» (там же).
Другая «деталь»: сейчас в качестве общепризнанной родины пшеницы (как одной из основных зерновых культур) на нашей планете фигурирует по официальной версии узкая полоса, огибающая Месопотамскую низменность. А оттуда уже пшеница, как считается, разошлась по всей Земле. Однако в такой точке зрения есть некое «шулерство» или манипуляция данными (как вам будет удобно).
Дело в том, что данный регион (по исследования Н.Вавилова) действительно является родиной той группы пшениц, которая называется «дикой». Кроме нее на Земле есть еще две основные группы: твердая пшеница и мягкая. Но оказывается, что «дикая» вовсе не означает «прародительница».
В результате глобального исследования различных видов пшеницы Н.Вавилов установил целых три независимых друг от друга очага распространения (читай — мест происхождения) этой культуры. Сирия и Палести оказались родиной «дикой» пшеницы и пшеницы-однозернянки; Абиссиния (Эфиопия) — родиной твердых пшениц; а предгорья Западных Гималаев — центром происхождения мягких сортов пшеницы.
Регионы происхождения различных видов пшеницы по данным Н.Вавилова 1 — твердые сорта; 2 — «дикая» и пшеница-однозернянка; 3 — мягкие сорта
Итак, что же в итоге.
Пойдем парадоксальным путем: попробуем объяснить невероятное событие через причины, которые могут показаться еще более невероятными. А для этого допросим свидетелей, которые и осуществляли собственно переход к земледелию. Тем более, что деваться нам некуда, поскольку единственной иной на текущий момент точкой зрения, отличной от официальной версии, является лишь та, которой придерживались наши древние предки и которая прослеживается в мифах и преданиях, дошедших до нас с тех далеких времен.
Наши предки были абсолютно уверены в том, что все произошло по желанию богов, спустившихся с небес. Именно они (эти боги) положили вообще начало цивилизациям как таковым, предоставили человеку сельскохозяйственные культуры и обучили приемам земледелия.
ВОТ! Так есть Боги то!
Весьма примечательным является тот факт, что данная точка зрения о связи происхождения земледелия с Богами господствует абсолютно во всех известных районах зарождения древних цивилизаций.
Прежде всего: весь вышеприведенный сравнительный анализ земледелия достаточно убедительно свидетельствует о том, что у человечества не было никаких «естественных» причин и предпосылок для перехода от охоты и собирательства к земледелию.
Во-вторых, мифология прекрасно объясняет факт, выявленный биологами и упомянутый выше, о «странной» множественности неродственных культурных видов основных зерновых в древних очагах земледелия и удаленность культурных форм от их «диких» сородичей: боги дали людям уже окультуренные растения.
В-третьих, версия «дара развитой цивилизации» способна объяснить и некоторые «странные» археологические находки, не вписывающиеся в общую официальную теорию происхождения земледелия.
В частности, в Америке: «…исследования показали, что в этом регионе в далекой древности кто-то проводил поразительно сложные анализы химического состава многих ядовитых высокогорных растений и их клубней. Причем эти анализы сочетались с разработкой технологии детоксикации потенциально съедобных овощей, чтобы сделать их безвредными. До настоящего времени «удовлетворительного объяснения того, каким путем шли разработчики этой технологии, нет», признается доцент антропологии Вашингтонского университета Дэвид Броумен» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).
И что еще обращает на себя внимание — именно в местах, где возникли очаги земледелия, потом зарождались и религии….Уж не Боги ли посеяли среди людей не только злаки, но и религию? Но это уже отдельная тема, а пока достаточно!