программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих что это такое простыми словами
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих что это такое простыми словами
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
(в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 25.05.2020 N 158-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(часть 8 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Профессиональное образование в России: основные понятия, направления, тенденции
По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.
Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.
Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.
В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.
От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.
В 2019 году Всероссийский центр изучения общественного мнения измерил уровень счастья россиян. Он составил 86% — это рекордный показатель за все годы измерений. В топе ответов на вопрос «Что делает вас счастливым?», как и раньше, семья (33%), собственное здоровье и здоровье близких (21%), а также дети и хорошая работа (18% и 17% соответственно).
Профессиональное образование как система
Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.
Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.
Российское образование делится на:
У общего и профессионального образования есть уровни:
дошкольное (детский сад);
начальное общее (1-4 классы);
основное общее (5-9 классы);
среднее общее (10-11 классы).
среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);
высшее (вузы, институты, академии):
подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).
У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:
дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);
дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).
Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:
профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;
повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.
В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото
Таким образом, систему профессионального образования составляют:
среднее профессиональное образование (СПО);
высшее образование (ВО);
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Профессиональная подготовка взрослых
По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.
Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.
Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.
Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.
В процессе задействованы две стороны:
тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;
тот, кто проходит обучение, — слушатель.
Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).
При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.
Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.
Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).
Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:
69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;
10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;
8% — профессиональное обучение;
6% — тренинги по психологии и эзотерике;
3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;
2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;
2% — сайты по рукоделию и разным хобби.
О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.
Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.
ДПО и ПО: отличия
В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:
дополнительное профессиональное образование (ДПО);
профессиональное обучение (ПО).
Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:
Дополнительное профессиональное образование (ДПО)
Профессиональное обучение (ПО)
Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение
Каких работников готовят
Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).
Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.
Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.
Программы подготовки
Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.
Количество часов обучения не регламентировано.
Кто может обучаться
Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование
Нет требований к уровню образования
Как обучаться
В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Итоговая аттестация
Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно
К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.
Документ об образовании
Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,
где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).
У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».
Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.
Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.
Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).
Тенденции профессионального образования
Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:
обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;
повышения пенсионного возраста;
низкого престижа рабочих специальностей;
роста рынка онлайн-образования;
устаревания отдельных профессий.
Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.
Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.
В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.
Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).
В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.
В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.
По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:
Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год
Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год
IT — 2,2 млрд руб. в год
Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год
Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.
Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).
Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото
К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).
Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.
Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!
Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих что это такое простыми словами
Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:
Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и
Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).
Согласно современной статистике:
из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;
приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;
Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.
Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование
Довольно часто на страницах интернета путают понятия:
Разберемся с чем это связано и в чем отличия этих понятий.
В соответствии с данной статьей:
начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования;
начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.
В соответствии с этой статьей:
среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования;
подготовка специалистов среднего звена в области искусств по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств начинает осуществляться на базе начального общего образования;
граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам;
среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
В новом Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ понятие «Начальное профессиональное образование» было ИСКЛЮЧЕНО.
В действующем в настоящее время Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ законодательно закреплены только следующие понятия:
п.12 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.4 Статьи 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.5 Статьи 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.3 ч.2а Статьи 12 «Образовательные программы» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
п.2 ч.3 Статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Также, чтобы лучше уяснить действующую в настоящее время терминологию в области профессионального образования, следует обратить внимание на следующие положения статьи 108 «Заключительные положения» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:
образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом, в следующем порядке:
образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом:
Таким образом, использование в настоящее время понятия начального профессионального образования неправомерно. Современное законодательство об образовании предусматривает только уровень среднего профессионального образования.
Получение среднего профессионального образования
С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу Закона об образовании в РФ № 273-ФЗ профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:
программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);
программы подготовки специалистов среднего звена.
Таким образом среднее профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Его можно получить:
10 — 11-ти классов среднего общего обязательного образования.
Обучение по программам среднего профессионального образования проводят:
Для поступления в профессиональную образовательную организацию необходимо представить:
Если среднее профессиональное образование начинается после 9-ти классов основного общего образования:
то в образовательную программу включаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 10 — 11-х классов среднего общего образования,
а также образовательные стандарты получаемой профессии или специальности.
Обучение и поступление в профессиональные образовательные организации проходит на бюджетной основе, если:
учащийся поступил после основного общего образования;
когда количество поступающих превышает количество бюджетных мест, учитываются результаты поступающих по образовательной программе основного или среднего общего образования (средний балл аттестата).
По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств:
Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности.
В соответствии с Законом об образовании в РФ № 273-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей:
Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования:
Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего:
п. 5 статьи 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Обучающиеся по программе среднего профессионального образования имеют право:
сдать ЕГЭ, даже если ранее не получали среднего общего образования;
в случае успешной сдачи экзаменов учащемуся выдается аттестат о среднем общем образовании.
С перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования можно ознакомиться в Приказе Минобрнауки России от 29.10.2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
Диплом о среднем профессиональном образовании
Среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании. Диплом учитывается при поступлении на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
Подготовка профессиональная
Добавлено в закладки: 0
Что такое подготовка профессиональная? Описание и определение понятия
Профессиональная подготовка – это процесс приобретения навыков, которые необходимы для осуществления определенных обязанностей связанных с работой или группой работ.
Общая характеристика
Необходимое условие достижения максимального успеха во всех отраслях отношений и удовлетворения потребностей человека – наличие качественно организованной системы образования в стране.
Переподготовкой работников называют процесс, во время которого они получают новые и дополнительные знания по основным или смежным профессиям, должностям или специальностям.
Повышением квалификации называют процесс, во время которого углубляются и расширяются уже полученные знания, умения и навыки. Успешное завершение этого процесса отобразиться на возможности выполнения более сложных работ в пределах выбранной профессии, должности или специальности.
Отношения, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников относятся к группе отношений, которые напрямую связаны с трудовыми отношениями.
Работодателю стоит быть заинтересованным в наборе квалифицированных кадров. Это согласуется с правом каждого работника на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации. Реализовать его можно независимо от желания работодателя. Чаще всего сотрудник выбирает форму, вид подготовки и учебное заведение, после чего сообщает работодателю. Тот, в свою очередь, обязан обеспечить условия для успешного совмещения сотрудником учебы и работы (гарантированный учебный отпуск, несколько свободных от работы дней и т.д.).
В 90-е годы прошлого века широкое распространение получил метод подготовки работников по учебному или ученическому договору. Организация проводит организованное обучение своих работников с учетом перспектив развития компании, разработками новых видов деятельности, намерением создать новые рабочие места и т.д. В таких случаях профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников проходят на условиях, указанных в коллективных договорах, локальных нормативных актах, индивидуальных трудовых договорах и ученических договорах.
Список специальностей и направлений, по которым работник может повысить свои знания, а также формы обучения и список образовательных центров определяются работодателем.
Профессиональная подготовка
Процесс профессиональной подготовки обычно осуществляется на основании составления ученического договора, как с отрывом, так и без отрыва от работы в специализированных подразделениях компании работодателей, в образовательных учреждениях профобразования или в индивидуальном темпе у рабочих или специалистов, которые уже приобрели необходимый уровень квалификации. Стоит отметить, что в таком случае не происходит повышения уровня образования того, кто обучается.
Начальное профессиональное образование ставит перед собой задачу подготовить квалифицированных рабочих по всем профессиям, беря за основу общее образование, и по некоторым профессиям – беря за основу среднее общее образование (полное).
Процесс обучения в образовательных учреждениях организован с учетом индивидуальных и возрастных особенностей тех, кто обучается. В течении профессиональной подготовки сотрудники проходят как теоретическое, так и производственное обучение, после чего их отправляют на производственную практику. Время учебной нагрузки строго регламентировано, и должно составлять не больше 36 часов в неделю, а время пребывания на практике – рамок рабочего времени, установленных трудовым законодательством для каждой конкретной профессии. Если срок обучения составляет больше года, срок каникул должен быть не меньше 10 недель.
Обучение производственным профессиям проходит в учебно-производственных лабораториях, полигонах или мастерских. Для этого набирают группы от 12 до 15 человек. Если дело касается профессии, которая связана с обслуживанием массивного оборудования или осуществлением опасных работ, группа составляют 8-10 человек.
По инициативе работодателя или организации, представляющей его, сотрудник может проходить подготовку в ускоренном темпе.
Профессиональные знания, умения и навыки рабочих на момент присвоения им любого уровня квалификации должны соответствовать списку требований, содержащемся в квалификационных справочниках. На их основании проводиться присвоение рабочим квалификационных разрядов, тарификация выполняемых ими работ, написание программ специальной подготовки для повышения уровня квалификации.
Средние специальные учебные заведения предоставляют возможность проходить профессиональную подготовку в разных формах, включая экстернат. Однако есть список специальностей и профессий, получение которых в заочной, вечерней и форме экстерната недопустимо. Это регламентируется законодательством. К подобным специальностям относятся, например, криминалистика, обслуживание атомных и ядерных энергетических установок, эксплуатация транспортных средств и летательных аппаратов и т.д.
Однако процесс обучения другим профессиям проходит в очной и очно-заочной (вечерней) форме, проводится для групп или в индивидуальном порядке, иметь в ходе изучения теоретическую часть, практику и стажировку. По окончании обучения работники проходят аттестацию, форму которой выбирают соответственно учебной программе.
Часто получение разрешения на выполнение определенных работ работодатель или организация вынуждена обязательно представлять документы, которые подтверждают наличие у работников необходимых навыков и уровня компетентности.
При желании сотрудник может получить высшее профессиональное образование без отрыва от работы согласно условиям ученического договора. При этом работник, обладающий начальным или средним профессиональным образованием, имеет право проходить обучение по сокращенной ускоренной программе.
Повышение квалификации
26 июня 1995 года правительство РФ приняло Постановление об образовательных учреждениях, где люди получают дополнительное профессиональное образование. Согласно этому документу, работник может получить дополнительное профессиональное образование в качестве повышения уже имеющейся квалификации, прохождения стажировки, профпереподготовки. Также в нем подробно описаны различные виды обучения специалистов и характеристики каждого из них. Например, процесс повышения квалификации включает в себя:
Прохождение краткосрочного (72 часа) тематического обучения особенностям конкретного процесса производства, которое проводят на месте основной работы. В конце работники обычно сдают экзамен, зачет или защищают реферат.
Прохождение тематических или проблемных семинаров (72-100 часов) по локальным специфическим проблемам разного рода.
Прохождение длительного (больше 100 часов) обучения сотрудников в спецучреждении, предоставляющем возможность повышения квалификации путем углубленного рассматривания и изучения актуальных проблем и их решения согласно профилю.
Процесс повышения квалификации сотрудника проходит с полным, частичным или без отрыва от работы, а также по индивидуальному графику. Форма прохождения и срок устанавливается договором, который заключают заказчик и учебное учреждение.
Специалисты могут проходить стажировку как в роли самостоятельного вида получения дополнительного образования, так и в роли одного из частей учебного плана. Цель стажировки состоит в изучении передового опыта и приобретении необходимых навыков, как профессиональных, так и организаторских, а также в практическом закреплении теоретических навыков.
Работник может проходить стажировку как на территории России, так и за границей. Длительность стажировки устанавливает работодатель.
Государственными, а также негосударственными (прошедшими аккредитацию) учебными учреждениями выдаются документы государственного образца при успешном окончании учебного курса слушателями:
Удостоверение про повышение квалификации (72-100 часов).
Свидетельство про повышение квалификации (больше 100 часов).
Диплом профессиональной переподготовки (больше 500 часов).
Диплом присвоения квалификации (больше 1000 часов).
В государственном заказе можно найти сведения о числе государственных служащих, которых направляют на обучение (отдельно по программе повышения квалификации и по переподготовке), о цене на обучение (по каждой программе), а также учтено финансирование обеспечение научных и учебных методистов и информационных аналитиков.
Государственный заказ размещают в учебных учреждениях (получивших специальную лицензию) на конкурсной основе во время формирования заявок. Как переподготовка, так и повышение квалификации государственных работников проводятся на основе договоров, которые были заключены между федеральными органами исполнительных властей и учебными учреждениями. Затраты согласно договора будут возмещены федеральным органам Минтрудом, что не должно превышать размер средств федерального бюджета.
Ученический договор
Изначально предусмотрено два вида ученических договоров:
1. Заключаемый с сотрудником на переобучение без отрыва его от работы. Этот вид договора дополняет трудовой и является регулируемым трудовым законодательством.
2. Заключаемый с лицом, находящимся в поисках рабочего места и проявляющим желание получить профессию в предложенной организации. Этот вид договора является гражданско-правовым, а потому регулируется нормами, принятыми в гражданском праве.
Однако данную трактовку часто называют слишком категоричной. Было бы более правильно назвать этот вид договора смешанным, поскольку он содержит условия, которые регулируются разными правовыми отраслями, как трудовым, так и гражданским.
Гражданско-правовой вид ученического договора заключается только с организацией, получившей специальное учебное подразделение, которое получило лицензию. Помимо этого, предметом договора может выступать только переподготовка, профессиональная подготовка и повышение квалификации сотрудников, потому что профессиональную переподготовку специалистов могут осуществлять исключительно учреждения, получившие лицензию на проведение обучения по дополнительным учебным программам.
Ст. 198 ТК называет ученический договор дополнением кК трудовому договору. Литература высказывает точку зрения, что его нельзя называть самостоятельным видом договора. Эта мысль основана на том, что в общей теории права все дополнительные оговорки и условия считаются прямой частью основного договора. Делается вывод о том, что практически говорится об особой разновидности трудовых договоров, которые содержат обязательства по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации сотрудника. Исходя из этого ученический договор, заключенный с сотрудником данной организации, автоматически перестает быть действительным при прекращении действия трудового договора, исходя из тех же оснований. Но при прекращении действия ученического договора, трудовой продолжает быть действительным.
Ученический договор имеет несколько обязательных условий, при несоблюдении которых он прекращает быть действительным. В нем обязательно должны быть указаны:
Степень и уровень образования, которые приобретаются учащимся.
Срок прохождения обучения.
Оплата в период обучения. Работникам данного предприятия также предстоит в обязательном порядке отработка у работодателя в период, указанный в договоре.
Также в ученический договор включаются дополнительные положения, но это должно происходить по согласию обеих сторон и не должно противоречить ТК и локальным актам.
Условия отработки после прохождения обучения содержатся в трудовом договоре (ТК, ст. 57) или в соглашении об обучении (ТК, ст. 249). Всё же наличие этого условия не означает заключения трудового договора в срочном порядке. Поэтому выражая согласие на наличие данного пункта, сотрудник или лицо, находящееся в поисках работы, только принимает на себя обязательство по возмещению расходов на обучение путем отрабатывания. Его срок должен находиться в пределах разумного, а точнее не нарушать принципов свободы труда. Обязательства отработки остаются действительными по прекращении срока обучения.
Продолжительность действия ученического договора должны быть достаточной для того, чтобы человек смог овладеть необходимой специальностью. С предписаниями и рекомендациями можно ознакомиться, заглянув в отраслевые нормативно-правовые акты.
Продолжительность действия договора может быть продлена, если учащийся не смог присутствовать на занятиях и выполнить учебный план согласно программе по уважительной причине (болезнь, привлечение к выполнению государственных и общественных обязательств и т.д.).
Обучение организовывается в разных формах обучения: индивидуальной, бригадной, курсовой и т.д. Выбор формы напрямую зависит от специальности профессии учащегося, требований учебного плана, способности учащегося и т.д.
Максимальное количество времени обучения не должно превышать норму рабочего времени в течении недели для сотрудников того же возраста и квалификации (согласно ТК, ст. 91, 92). Это право гарантируется всем учащимся независимо от выбранного вида ученического договора.
Учащиеся, по согласованию с работодателем, которые являются работниками данной организации, могут частично (режим неполного рабочего дня) или полностью освобождаться т рабочих заданий в связи с прохождением обучения. Также они имеют право учиться в свободное от работы время.
На протяжении обучения учащихся запрещено оставлять сверхурочно, отправлять в командировки по служебным назначениям, никак не связанным с прохождением обучения.
Оплата в вышеописанных случаях проводится двумя основными способами:
Оплата за выполненную на протяжении обучения работу.
Так как работа обучающегося оплачивается по заранее установленным расценкам, в ученическом договоре может указываться только размер стипендии, минимальный размер которой указан в ст. 133 ТК.
На работников, проходящих обучение, полностью распространяется действие трудового законодательства, коллективного договора и локальных нормативных актов.
Работникам, которые успешно справились с итоговыми испытаниями (квалификационными экзаменами), при приеме на работу по окончании прохождения учебного материала не устанавливают испытательный срок.
В случае, если учащийся не выполнил своих обязательств, указанных в ученическом договоре (к примеру, вовремя не начал работать), он обязан вернуть работодателю выплаченную ему стипендию и возместить все остальные расходы на его обучение. Потенциально неполученные из-за невыполненной работы деньги не учитываются.
Ученический договор имеет гражданско-правовой характер, и потому к нему применимы нормы гражданского права. На время его действительности трудовые отношения являются таковыми исключительно на время прохождения производственного обучения. Однако обязанность пройти его истекает из обязанностей учащегося усвоить подготовленную программу.
Изменить или расторгнуть гражданско-правовой ученический договор можно по согласию сторон, в связи с решением суда, с отказом одной из сторон выполнять свои обязательства в полной или частичной мере, когда это прописано в законе или происходит по согласию сторон (ГК, ст. 450, 782). Помимо этого, договор может быть расторгнут вследствие прекращения обязательств по причине невозможности их выполнения как из-за чего-то, что не зависит ни от одной из сторон, так и по вине одной из них. В этом случае стоит обратиться к порядку расчетов в согласии со ст. 781 ГК.
Не стоит путать составленный ученический договор, имеющий гражданско-правовой характер, с гражданско-правовым контрактом, который заключается между студентами и работодателями с целью проведения подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Положение об этой подготовке было утверждено в Постановлении от 19 сентября 1995 года. Согласно этому документу, со студентами заключают контракт по очной форме за федеральные средства, причем сделать это необходимо минимум за 3 месяца до окончания учебы в специальных заведениях на срок до 3 лет. Должность, которую компания предлагает студенту согласно контракту, должна быть соответствующей его профилю и уровню образования.
Контракт определяет рамки обязательств сторон друг перед другом. Помимо прочего, студент, который не выполняет его условий, обязан возместить денежные затраты заведению и работодателю по выплате стипендии, льгот и пособий. Хотя есть некоторые категории студентов, которые автоматически освобождаются от подобного возмещения. Они перечислены в п. 6 и 7 вышеупомянутого Постановления:
Лица с медицинскими противопоказаниями.
Супруги военнослужащих и служащих федеральных служб, если работу предоставили не по месту проходимой службы.
Беременные и женщины с детьми в возрасте до 1.5 лет, если работа находится не по месту жительства ее или родных.
Также работодатель и учебное заведение составляют договор о частичном возмещении затрат на обучение учащегося и организации прохождения им производственной практики.
Мы коротко рассмотрели подготовку профессиональную: общая характеристика, профессиональная подготовка, повышение квалификации, ученический договор.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу