подпункт 4 пункт 1 статья 31 налогового кодекса рф зачем вызывают физическое лицо
О вызове налогоплательщика для дачи пояснений
Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.
Необходимо обратить внимание, что в случае направления уведомления в электронной форме по ТКС п. 5.1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика сформировать и отправить в налоговый орган электронную квитанцию о приеме данного уведомления (либо уведомления об отказе в приеме в случае технических сбоев) в течение 6 дней со дня отправки документа налоговым органом. В случае неисполнения данной обязанности в течение 10 дней со дня истечения срока на представление квитанции налоговый орган вправе инициировать приостановление операций по счетам в банке в соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 11 мая 2017 г. № АС-4-2/8820).
До недавнего времени вызов налогоплательщика в налоговый орган вне рамок проводимой проверки в основном был связан с назначением в отношении изучаемого лица комиссии по легализации налоговой базы согласно регламенту, закрепленному в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». Данный регламент служил для налогоплательщиков своего рода инструкцией по взаимодействию с фискальными органами в рамках проводимых комиссий. Однако позднее ФНС России письмами от 21 марта 2017 г. № ЕД-4-15/5183@ «О комиссии по легализации налоговой базы», от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» аннулировала прежний порядок проведения данного мероприятия налогового контроля, оставив только комиссии по проверке правильности порядка формирования налоговой базы по НДФЛ и страховым взносам. На текущий момент неизвестно, возобновится ли работа комиссий в отношении других налогов, поскольку налоговые ведомства не публикуют информационно-разъяснительную информацию по указанному вопросу.
В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.
Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.
Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).
Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.
Когда вызов в налоговую незаконен: реальные примеры, когда можно проигнорировать уведомление
Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован. Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах.
Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.
Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.
«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1
«Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО «Ромашка» в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.
Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.
Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса, а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.
«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2
Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.
Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, – это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».
Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.
Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.
Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?
Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).
Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.
Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов (действующая редакция)
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;
3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) в порядке, предусмотренном статьей 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;
8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;
10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;
11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):
о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию.
2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.
2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.
3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
В случае направления документа налоговым органом через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг датой его получения считается день, следующий за днем получения указанного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:
Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.
7. Налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений и (или) электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.
8. Взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Документы (сведения), представляемые в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, не позднее дня, следующего за днем их приема, направляются многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в налоговый орган в форме электронных документов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Порядок взаимодействия налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме и требования к формированию электронных документов, используемых при таком взаимодействии, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок передачи документов (сведений), принятых многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, в налоговые органы на бумажном носителе, порядок передачи по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) налоговыми органами документов на бумажном носителе через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг определяются соглашением взаимодействующих сторон.
В случае представления физическим лицом в налоговый орган документов (сведений), за исключением налоговых деклараций, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по просьбе этого физического лица, выраженной в письменной форме, о получении по результатам рассмотрения указанных документов (сведений) от налогового органа документа через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг налоговый орган обязан в срок, не превышающий двух дней после подготовки соответствующего документа, передать такой документ в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для его получения физическим лицом на бумажном носителе.
Передача налоговым органом физическому лицу документов, содержащих сведения о нем, составляющие налоговую тайну, на бумажном носителе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется при наличии письменного согласия на это указанного физического лица, которое может быть выражено им в документе (сведениях), представляемых в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Истребование налоговыми органами пояснений
Истребование налоговыми органами у налогоплательщика пояснений – это одна из форм налогового контроля.
Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений, ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.
В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать у налогоплательщика информацию и документы?
Налоговый Кодекс РФ предусматривает несколько форм истребования сведений. Требование о представлении письменных пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, требование о представлении документов (информации), уведомление о вызове в налоговый орган для дачи устных пояснений, информационные письма… Это разные документы, которые имеют самостоятельное основание для направления и отличаются, в том числе, последствиями неисполнения со стороны налогоплательщика.
Как реагировать налогоплательщику при получении требования от налогового органа?
Первое, на что нужно обратить внимание – это наименование полученного документа.
Когда налоговый орган вправе вызывать налогоплательщика для дачи пояснений?
Налогоплательщик может быть вызван в налоговый орган для дачи пояснений. Причем не только в связи с налоговой проверкой, но и в иных случаях, связанных с исполнением им законодательства о налогах и сборах. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Скажем, в период приостановления проведения выездной налоговой проверки правомерно получение пояснений от представителей проверяемой организации, если такие действия осуществляются вне помещений (территорий) проверяемого налогоплательщика.
Вывод о том, что уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на заседание комиссии по работе с убыточными организациями не противоречит Налоговому Кодексу РФ, был сделан еще Высшим арбитражным судом (определение от 25.01.2013 № ВАС-18148/12).
Можно ли в ответ на уведомление о вызове в налоговый орган ограничиться представлением письменных пояснений?
Нет, следует явиться для дачи пояснений. Форма уведомления о вызове в налоговый орган приведена в Приложении № 2 к приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В уведомлении должны содержаться вопросы, пояснения по которым интересуют налоговую инспекцию. Но на практике встречается комбинация предусмотренных НК РФ форм истребования сведений.
Налоговый орган нередко включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены.
Насколько соответствует Налоговому Кодексу РФ подобная форма истребования сведений?
При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.
Однако в тех случаях, когда налоговый орган интересуют пояснения о предмете камеральной или выездной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с иными положениями НК РФ. Прежде всего, о сроке проверки, основаниях истребования пояснений, содержащихся в статье 88 Налоговом Кодексе РФ.
Иными словами, положения подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не могут выступать способом обойти установленные иными статьями Налогового Кодекса РФ ограничения на порядок и основания истребования пояснений.
Подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов. К таким может быть отнесено уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек.
Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?
Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.
Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?
Истребование пояснений – по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).
Согласно определению Конституционного суда от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной проверки правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений. Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий. В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений. Более того, при отсутствии ошибок в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений. Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (постановление Президиума ВАС от 11.11.2008 № 7307/08).
Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то у него отсутствует возможность истребования документов по основаниям, указанным в статье 88 НК РФ в пункте 8.1 (выявление противоречий, несоответствия сведений) и пункте 8.3 (представление уточненной налоговой декларации к уменьшению).
Правомерно ли требование налогового органа представить пояснения, в котором отсутствует указание на конкретные противоречия, выявленные проверкой?
Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, содержание ошибок, противоречий, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, подобное требование лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Вместе с тем, в судебной практике уже есть примеры, в которых требование о представлении пояснений по причине несоответствия выручки по прибыли и налоговой базы по НДС, признано правомерным (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.04.2018 № Ф07-2316/2018).
В этой связи в похожих ситуациях (например, истребовании пояснений в связи с превышением суммы НДФЛ суммы страховых взносов, уплаченных в том же периоде, уменьшением прибыли в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом) целесообразно не отказывать в исполнении требования со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ.
Лучше дать любое пояснение, в том числе о том, что различия обусловлены особенностями определения объектов обложения, налоговой базы.
Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?
Данный вопрос является неоднозначным. Налогоплательщиком может быть подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику. Существует судебная практика, согласно которой основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности в этих условиях отсутствуют.
ФНС России трактовало положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по факту обнаружения ошибок в представленных документах, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).
Значит, избежать ответственности нельзя?
Нужно учитывает фактические обстоятельства направления требования о представлении пояснений. Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.
В составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) может быть описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки. В подобных случаях рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ). Другое дело, если налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках и противоречиях, которые носят предполагаемый характер, без описания фактов нарушения законодательства. Направление такого требования не должно служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.Более того, в настоящее время ФНС России занимает выгодную для налогоплательщиков и налоговых агентов позицию. Из письма от 21.02.2018 № СА-4-9/3514@ можно сделать вывод, что обнаружение налоговым органом правонарушения подтверждается актом, составляемым в порядке статьи 100 или статьи 101.4 НК РФ. Получается, что направление требования о представлении пояснений (уведомления о вызове для дачи пояснений) до составления акта, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения.
Когда налоговый орган вправе истребовать пояснения?
В части истребования пояснений об убытках отметим расширительное толкование данных положений: речь идет об истребовании пояснений об убытках, отраженных в декларации, независимо от отсутствия убытка в текущем периоде (определение Верховного суда от 10.05.2016 № 301-КГ16-4166).Налоговый орган также вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).
Что относится к налоговым льготам?
Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка – это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ). Пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.
На практике большинство требований касались пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ, которое, строго говоря, льготой не являлось, поскольку касалось всех налогоплательщиков.
Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового Кодекса РФ и с учетом положений статьи 38 НК РФ. Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами и соответственно в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Постановление Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции.
Допустимо ли истребование по сути одних и тех же пояснений по льготируемым операциям, повторяющимся каждый отчетный (налоговый) период?
Налоговый Кодекс РФ запрещает, по общему правилу, лишь повторное истребование документов. Причем совершение типовых операций, оформляемых по стандартной документации, не препятствует ее истребованию в рамках каждой проверки.
ФНС России решило «стимулировать» налогоплательщиков к самостоятельному раскрытию информации о льготируемых операциях. В письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281 указывается на необходимость истребования пояснений о льготах. При истребовании пояснений о налоговых льготах по НДС налогоплательщик вправе представить пояснения в виде реестра подтверждающих документов с перечнем и применяемыми формами типовых договоров.
Налогоплательщику предлагается в ответ на требование о представлении пояснений фактически помочь налоговому органу выявить зону риска, представив аналитику (реестр) по каждому коду льготируемых операций: контрагент, сумма, реквизиты подтверждающих документов (это не только договор) и приложить формы типовых договоров. Конечно, для налоговых органов – это предпочтительный вариант. И психологический расчет понятен: налогоплательщик заинтересован в подтверждении применения льготы. Кроме того, в качестве «бонуса» налогоплательщику обещано сокращение количества истребуемых инспекцией документов (от 5% до 40% от максимального объема).
Ограничено ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?
Срок направления требований о представлении пояснений в рамках камеральной проверки ограничен сроком ее проведения. Количество направляемых требований о представлении пояснений НК РФ не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС. При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 №ЕД-4-15/20890@).
Как налогоплательщик представляет пояснения?
До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким – то определенным способом не было. С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность. Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который их запрашивает.
Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.
В течение какого срока представляются пояснения?
Пояснения представляются в течение пяти рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.
Течение установленного Налоговым Кодексом РФ срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 статьи 6.1 НК РФ).В отношении начала течения срока следует принимать во внимание, что при направлении требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Это правило применяется, если требование не было фактически получено в пределах указанных шести дней.
Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@. Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление документов и технологических электронных документов. В случае подтверждения нескольких электронных адресов отправка документов производится в приоритетном порядке на адрес, с которого в последний раз осуществлялось взаимодействие с налоговым органом (письмо ФНС от 21.09.2017 № ЕД-4-15/18885@).Датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) требования в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой получения документа налогоплательщиком (или его представителем) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (пункт 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@).Не следует забывать об обязанности налогоплательщика, отнесенного к категории лиц, представляющих декларации в электронной форме, передать в налоговый орган через оператора по ТКС квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).
Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?
Налоговый Кодекс РФ не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.
Обязан ли налогоплательщик представлять по требованию о представлении пояснений документы?
Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена. Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?
Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.
А если налогоплательщиком никаких ошибок не выявлено?
Об этом следует сообщить налоговому органу.
Как происходит рассмотрение представленных пояснений?
Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ). Если налоговый орган не получил пояснения или посчитает их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.
Какая ответственность за непредставление пояснений?
За непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.
Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?
Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, этот документ представляется в налоговый орган в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений.
Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ «Представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок» определяет в качестве права налогоплательщика. В отличие от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.
Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность».
При буквальном толковании, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.
Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3, статьи 106 НК РФ может быть признано судом неправомерным.
Установлена ли НК РФ ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?