передача исходного кода при модернизации по государственному контракту
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 декабря 2020 г. N 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем»
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; 2020, N 31, ст. 5008) и пунктом 2 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 28, ст. 4053; 2020, N 1, ст. 92), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
информационную карту типовых условий контрактов.
3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 2021 г.
Регистрационный N 63089
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства цифрового
развития, связи и массовых
коммуникаций
Российской Федерации
от 17.12.2020 г. N 715
Типовые условия контрактов
на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем
1. Условия о предмете контракта:
1.1. Подрядчик (исполнитель) по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы:
2. Условия о порядке предоставления (передачи) результатов выполнения работ заказчику:
2.2. Для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ должны использоваться свободно распространяемые компиляторы, интерпретаторы и иное программное обеспечение, необходимое для указанных целей, дистрибутивы которых должны быть переданы вместе с исходными кодами разработанных в ходе выполнения работ программ для ЭВМ.
2.3. В случае использования для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ компиляторов, интерпретаторов и иного программного обеспечения, права на использование, копирование и модификацию которых принадлежат третьим лицам, подрядчик (исполнитель) за свой счет передает заказчику дистрибутивы и права на использование таких компиляторов, интерпретаторов и иного программного обеспечения.
2.4. Подрядчик (исполнитель) в процессе сдачи-приемки работ по Контракту должен провести демонстрацию процесса компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) разработанных программ для ЭВМ с использованием средств, указанных в пункте 2.1, а также в соответствии с инструкциями, приведенными в рабочей документации на Систему.
2.5. Документация на Систему и ее части (техническая и рабочая) должна содержать исчерпывающее описание принятых проектных решений в объеме, достаточном для ее дальнейшего развития и эксплуатации.
2.6. Техническая и рабочая документация должна содержать описание разработанных результатов работ, в том числе программ для ЭВМ, прикладных программных интерфейсов, алгоритмов и протоколов информационного взаимодействия, технических требований, спецификаций и форматов обмена данными для взаимодействия с другими информационными системами, в объеме, достаточном для их установки, настройки, эксплуатации и развития в дальнейшем без привлечения подрядчика (исполнителя).
2.7. Передача заказчику комплекта документов, материалов и сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере информационных технологий, защиты информации, правовой защиты интересов государства в области интеллектуальной собственности, включая документы, подтверждающие отказ авторов (разработчиков) от исключительных прав на передаваемые объекты интеллектуальной собственности в пользу исполнителя, с проектами заявок на государственную регистрацию в установленном порядке прав заказчика на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, осуществляется подрядчиком (исполнителем) в составе отчетной документации, предусмотренной условиями Контракта.
3. Условия об обязанностях подрядчика (исполнителя):
3.1. Без увеличения цены Контракта передать Заказчику исключительное право на разработанные в ходе выполнения работ по Контракту результаты в полном объеме, включая исходные коды программ для ЭВМ, библиотеки зависимостей, базы данных, а также проектную, техническую, рабочую, сопроводительную и методическую документацию к Системе или ее частям.
3.4. Обеспечить передачу заказчику полученных по Контракту результатов работ, не нарушающих исключительных прав других лиц и не являющихся предметом залога, ареста или иного обременения.
3.5. В случае использования при выполнении работ по Контракту программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных третьими лицами, условия, на которых передаются права на их использование (исполнение), должны обеспечить отсутствие ограничений, препятствующих использованию результатов работ по их назначению. При этом права, полученные заказчиком, должны позволять ему передавать, дорабатывать, развивать результаты работ, созданные в процессе исполнения Контракта, а в случае явного указания в техническом задании, являющемся неотъемлемой частью Контракта, осуществлять переработку программ для электронных вычислительных машин (программных комплексов или компонентов), разработанных ранее третьими лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3.6. Обеспечить отсутствие нарушений исключительных, авторских и смежных прав третьих лиц при реализации технических, программных, организационных и иных решений, предусмотренных техническим заданием на выполнение работ.
3.7. Обеспечить выполнение требований к порядку создания (развития) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», устанавливаемых к таким информационным системам указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Условия о принадлежности исключительных прав и права собственности на результаты работ:
4.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, принадлежат в лице заказчика:
вариант 1 : Российской Федерации;
вариант 2 : субъекту Российской Федерации;
вариант 3 : муниципальному образованию.
4.2. Право собственности на результаты работ, отчетные документы и материалы, полученные в ходе выполнения работ по Контракту, принадлежат:
вариант 1 : Российской Федерации;
вариант 2 : субъекту Российской Федерации;
вариант 3 : муниципальному образованию,
и считаются переданными с момента подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.
4.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, принадлежат в лице заказчика:
вариант 1 : Российской Федерации;
вариант 2 : субъекту Российской Федерации;
вариант 3 : муниципальному образованию.
4.2. Право собственности на результаты работ, отчетные документы и материалы, полученные в ходе выполнения работ по Контракту, считаются переданными с момента подписания Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ.
4.3. В случае если при осуществлении работ по Контракту осуществляется доработка программ для электронных вычислительных машин заказчика, осуществлять ее в соответствии с предоставляемыми в обязательном порядке заказчиком правами на их использование на период исполнения работ по Контракту.
1 Включается в условия Контракта при использовании в ходе исполнения Контракта ранее созданных подрядчиком (исполнителем) результатов интеллектуальной деятельности.
2 Включается в условия Контракта при использовании в ходе исполнения Контракта охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам.
3 Включается в условия Контракта в случае, если в рамках Контракта выполняются работы по созданию, и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем.
4 Включается в условия Контракта в случае, если в рамках Контракта выполняются работы по созданию, и (или) развитию (модернизации) информационных систем, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства цифрового
развития, связи и массовых
коммуникаций
Российской Федерации
от 17.12.2020 г. N 715
Информационная карта
типовых условий контрактов
1. Общие сведения о нормативном правовом акте, которым утвержден типовой контракт, типовые условия контракта:
2. Показатели для применения типового условия контракта:
а) наименование работы:
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) информационной системы;
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) иной информационной системы;
б) код предмета контракта по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 62.01; 63.11.1;
код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД «ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»: 62.01.1;
в) вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяются типовые условия контракта;
г) иные показатели для применения типовых условий контракта отсутствуют.
Определены типовые условия контрактов на создание и (или) развитие (модернизацию) информсистем.
Ранее использовался типовой контракт.
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 декабря 2020 г. N 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 апреля 2021 г.
Передача исходного кода при модернизации по государственному контракту
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Федерального казначейства от 9 января 2020 г. N 2н “Об утверждении Порядка формирования идентификатора соглашения, государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
В соответствии с подпунктом «д» пункта 6 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г. N 1765 (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27 декабря 2019 г.), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок формирования идентификатора соглашения, государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Руководитель | Р.Е. Артюхин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от 9 января 2020 г. N 2н
Порядок
формирования идентификатора соглашения, государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения и договора о проведении капитального ремонта при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»
I. Общие положения
3. Идентификатор указывается:
в договорах, через символ «/» перед номером договора или в условиях договора;
в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
в платежных и расчетных документах (за исключением платежных и расчетных документов на оплату государственных контрактов, контрактов учреждений, соглашений, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта, содержащих сведения, составляющие государственную тайну).
В случае указания идентификатора через символ «/» перед номером договора, номер идентификатора не является составной частью номера договора.
4. Присвоенный идентификатор сохраняется на весь период действия государственного контракта, контракта учреждения, соглашения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта.
5. Территориальный орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), сформировавший идентификатор, в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, не позднее рабочего дня, следующего за днем формирования идентификатора, информирует в электронном виде или при отсутствии технической возможности в письменной форме главного распорядителя средств федерального бюджета, главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), государственного (муниципального) заказчика (заказчика) о его формировании.
II. Формирование идентификатора соглашения, государственного контракта, контракта учреждения, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета
6. Идентификатор государственного контракта, источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета, формируется заказчиком после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну.
Идентификатор государственного контракта представляет собой двадцатизначный цифровой код и имеет следующую структуру:
Идентификатор соглашения представляет собой двадцатизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
Если расходы осуществляются не в рамках реализации национальных проектов (программ), в указанных разрядах указывается «00»;
9. Идентификатор контракта учреждения формируется заказчиком (федеральным бюджетным или автономным учреждением) по контракту после формирования реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками (реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), или реестре контрактов, содержащем сведения, составляющие государственную тайну.
Идентификатор контракта учреждения представляет собой двадцатизначный цифровой код и имеет следующую структуру:
III. Формирование идентификатора соглашения, государственного контракта, контракта учреждения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта, в том числе определенных отдельными решениями Правительства Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)
10. При осуществлении кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) с открытием в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) лицевых счетов главным распорядителям средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), государственным(муниципальным) заказчикам, бюджетным (автономным) учреждениям, предоставляющим средства, подлежащие казначейскому сопровождению, идентификатор формируется финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) с соблюдением структуры, предусмотренной настоящим Порядком, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 14-16 настоящего Порядка.
11. Идентификатор соглашения о предоставлении субсидии (гранта в форме субсидии), указанной в пунктах 1 и 3 части 7 статьи 5 Федерального закона, а также субсидии (гранта в форме субсидии), бюджетной инвестиции, определенных отдельными решениями Правительства Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципального образования), формируется территориальным органом Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Идентификатор соглашения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, представляет собой двадцатипятизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
Если расходы осуществляются не в рамках реализации национальных проектов (программ), в указанных разрядах указывается «00»;
В случае формирования идентификатора соглашения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в указанных разрядах указываются первые два разряда кода территориального органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет бюджета финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
12. Идентификатор соглашения о предоставлении субсидии, указанной в пунктах 2 и 3 части 7 статьи 5 Федерального закона, а также субсидии (гранта в форме субсидии), бюджетной инвестиции, определенных отдельными решениями Правительства Российской Федерации, предоставление которых осуществляется без софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) формируется территориальным органом Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Идентификатор соглашения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, представляет собой двадцатипятизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
Если расходы осуществляются не в рамках реализации национальных проектов (программ), в указанных разрядах указывается «00»;
В случае формирования идентификатора соглашения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в указанных разрядах указываются первые два разряда кода территориального органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет бюджета финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
Идентификатор договора о капитальных вложениях представляет собой двадцатипятизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
Если расходы осуществляются не в рамках реализации национальных проектов (программ), в указанных разрядах указывается «00»;
В случае формирования идентификатора договора о капитальных вложениях по соглашению о предоставлении субсидии юридическому лицу, заключенному в отношении нескольких объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества, в указанных разрядах указываются «00000».
По контрактам (договорам), заключенным получателем субсидии в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества, идентификатор договора о капитальных вложениях формируется по каждому такому контракту (договору) с указанием в данных разрядах кода объекта капитальных вложений.
При отсутствии кода объекта капитальных вложений в указанных разрядах указывается код субсидии, соответствующий 13-17 разрядам кода бюджетной классификации Российской Федерации, содержащегося в соглашении о предоставлении межбюджетного трансферта на софинансирование капитальных вложений.
В случае формирования идентификатора соглашения финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в указанных разрядах указываются первые два разряда кода территориального органа Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет бюджета финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
14. Идентификатор государственного контракта, контракта учреждения, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), определенных отдельными решениями Правительства Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящего Порядка, формируется заказчиком после формирования реестровой записи реестра контрактов, заключенных заказчиками (реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки).
Идентификатор государственного контракта, контракта учреждения представляет собой двадцатипятизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
Если расходы осуществляются не в рамках реализации национальных проектов (программ), в указанных разрядах указывается «00»;
Идентификатор договора о проведении капитального ремонта представляет собой двадцатизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
16. Идентификатор договора о проведении капитального ремонта, информация о котором не включается в реестр договоров о проведении капитального ремонта, формируется территориальным органом Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет фонду капитального ремонта субъекта Российской Федерации, представляет собой двадцатизначный буквенно-цифровой код и имеет следующую структуру:
2 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст. 417; 2013, N 22, ст. 2826; N 44, ст. 5753; 2014, N 32, ст. 4508; N 50, ст. 7071; 2017, N 23, ст. 3324; N 35, ст. 5354; 2018, N 7, ст. 1035).
Обзор документа
При казначейском сопровождении целевых средств в договорах, контрактах, соглашениях, платежных и расчетных документах должен указываться идентификатор соглашения, госконтракта, договора о капвложениях, контракта учреждения, договора о капремонте. Федеральное казначейство определило порядок формирования такого идентификатора.
Структура идентификатора зависит от вида контракта и источника его финансирования.
Учет создания и доработки нематериального актива (программного обеспечения для ЭВМ)
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изменение (увеличение) первоначальной стоимости НМА для рассматриваемого случая не предусмотрено для целей как бухгалтерского, так и для целей налогового учета.
В связи с чем организация должна признать создание нового объекта НМА в случае, если доработка используемого НМА приводит к расширению его функциональных возможностей и, как следствие, к увеличению возможных экономических выгод (например, обеспечивает использование модернизированного ПО в новых видах деятельности организации либо позволяет отказаться от стороннего ПО и т.п.). Срок полезного использования нового объекта НМА может быть установлен исходя из оставшегося срока использования исходного НМА (если при его истечении модифицированная программа не может быть использована, например, в силу законодательных ограничений).
В случае, если доработка НМА приводит лишь к сохранению его функциональных возможностей на прежнем уровне (с учетом изменения среды, например, изменений требований законодательства) (т.е. когда речь идет только об адаптации ПО), то затраты на такую доработку учитываются в расходах в том периоде, в котором они были осуществлены.
В аналогичном порядке учитывается доработка НМА и в налоговом учете. Первоначальная стоимости амортизируемого НМА не изменяется. Но если речь идет о модернизации ПО, то расходы на доработку НМА организация учитывает:
как расходы на создание нового объекта НМА (новой версии программы) (с определением срока полезного использования и учетом в расходах в виде амортизационных отчислений);
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
В общем случае изменение первоначальной стоимости НМА в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007), за исключением случаев их переоценки и обесценения.
Природа НМА такова, что во многих случаях их совершенствование не производится, и большинство последующих затрат, скорее всего, будут обеспечивать ожидаемые экономические выгоды, но не будут соответствовать определению НМА и критериям признания (п. 20 МСФО (IAS) 38).
Законодательное определение переработки (или модификации) программ для ЭВМ сформулировано следующим образом: «. Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя» (п. 9 ст. 1270 ГК РФ).
По смыслу указанных правовых норм переработанная программа для ЭВМ является самостоятельным произведением, отдельным объектом авторского права, отличным от первоначальной программы, в то время как адаптация программы не приводит к появлению отдельного объекта авторского права. При этом каких-либо качественных критериев для модификации Гражданский кодекс не содержит.
Учитывая вышеуказанные нормы ГК РФ, п. 16 ПБУ 14/2007, п. 20 МСФО (IAS) 38, полагаем, что необходимо определить характер доработки ПО и ее влияние на размер будущих экономических выгод.
При этом поскольку законодательство не предлагает конкретного алгоритма для решения вопроса квалификации доработки НМА, организации (ответственному лицу) при разработке учетной политики следует ориентироваться на собственное профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР «Профессиональное суждение» (принята фондом «НРБУ «БМЦ» от 17.12.2018)) с учетом общих принципов, одним из которых является рациональность (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
В случае, если при квалификации работ по доработке ПО, выполненных сотрудниками организации, ответственное лицо придет к выводу о необходимости признания отдельного объекта НМА, то необходимо внести изменения в отчетность: отнести затраты, связанные с оплатой труда работников, участвующих в доработке программы, а также прочие прямые расходы на счет 08. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности.
Согласно п. 9 ПБУ 14/2007 в общем случае при создании НМА собственными силами его первоначальную стоимость должны формировать все расходы, непосредственно связанные с его созданием и обеспечением условий для его использования в запланированных целях, в частности:
расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании нематериального актива или при выполнении НИОКР по трудовому договору;
расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется.
Не включаются в расходы на создание НМА (не формируют его первоначальную стоимость) общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов, а также расходы по НИОКР предшествовавших отчетных периодов, которые были признаны прочими расходами (п. 10 ПБУ 14/2007).
Документальное оформление
По нашему мнению, процесс документального оформления доработки НМА может быть организован следующим образом:
главный бухгалтер на основании указанного приказа составляет документ (справка, распоряжение), в котором определяется перечень расходов, связанных с исполнением приказа (заработная плата конкретных сотрудников или отдела, взносы и прочие расходы, прямо связанные с работами по доработке НМА), каким образом должны учитываться расходы, связанные с исполнением приказа: в текущих расходах или капитализируются на счете 08;
Налоговый учет
Исходя из п. 3 ст. 257 НК РФ стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
После принятия на учет НМА и начала его амортизации возможность изменения первоначальной стоимости нематериального актива НК РФ не предусмотрена, в том числе и в результате доработки, модернизации и пр. (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-03-06/1/33132, от 04.02.2016 N 03-03-06/1/5716, от 03.06.2014 N 03-03-06/4/26501, от 27.09.2011 N 03-03-06/1/595).
Следовательно, расходы, связанные с внесением изменений в объект НМА после принятия его к учету в качестве НМА, первоначальную стоимость НМА не изменяют.
Например, обновления программы для ЭВМ, исключительное право пользования которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли на основании пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России от 29.09.2011 N 03-03-06/1/601, письмо Минфина России от 17.05.2018 N 03-03-06/1/33132).
В то же время если, как указано выше, если речь идет о модернизации ПО, после которой может идти речь о возникновении нового объекта НМА (новой версии ПО) в силу п. 9 ст. 1270 ГК РФ, то расходы на доработку НМА организация учитывает:
как расходы на создание нового объекта НМА (новой версии программы) (с определением срока полезного использования и учетом в расходах в виде амортизационных отчислений)*(2);
Дело в том, что в силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в налоговом учете в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени их фактической оплаты. При этом в соответствии с п. 2 ст. 272 НК РФ расходы учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Например, исходя из п. 4.16 Концептуальных основ МСФО экономический ресурс актива (в данном случае в виде доработанного НМА) создает экономические выгоды для организации за счет предоставления ей права или обеспечения возможности совершать, например, одно или несколько из следующих действий:
(a) получать предусмотренные договором денежные потоки или другой экономический ресурс;
(b) обмениваться экономическими ресурсами с другой стороной на выгодных условиях;
(c) обеспечивать поступление денежных средств или избегать выбытия денежных средств, например, посредством:
(i) использования данного экономического ресурса либо в отдельности, либо в сочетании с другими экономическими ресурсами для производства товаров или предоставления услуг;
(ii) использования данного экономического ресурса для увеличения стоимости других экономических ресурсов; или
(iii) передачи данного экономического ресурса в аренду другой стороне;
(d) получать денежные средства или прочие экономические ресурсы в результате продажи данного экономического ресурса; либо
(e) погашать обязательства путем передачи данного экономического ресурса.
Стоимость НМА, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентных пошлин, связанных с получением патентов, свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 3 ст. 257 НК РФ).