парус код зеро что это

Асимметричный спинакер Code Zero (Код Ноль)

Большие гонки, несомненно, являются основой прогресса в любом техническом виде спорта, в том числе — и парусном. Многочисленные кругосветки последних лет, состязания за Кубок Америки, трансокеанские регаты способствовали невиданному ранее полету конструкторской мысли. Это и не мудрено — ведь каждое из значительных соревнований превращено сегодня в крупную рекламную акцию и притягивает к себе огромные деньги.

Асимметричный спинакер Code Zero (Код Ноль) впервые был применен на «уитбредовской» яхте «EF Language» — победительнице последней кругосветной гонки яхт с полными экипажами, проходившей в 1998-99 гг. Его форма и геометрия были порождены ограничениями, которые накладывали существующие правила класса на парусное вооружение 60-футовых яхт. И хотя к концу гонки каждая команда имела на борту аналогичный спинакер, Пол Кайард и сотоварищи первыми реализовали потенциал такого паруса и, кто знает, может быть именно благодаря ему получили преимущество, позволившее завоевать почетный трофей.

Как известно, в парусном гардеробе современных яхт, отправляющихся в длительную кругосветную гонку, обязательно присутствует несколько спинакеров, расчитанных не только на различную силу ветра, но и на движение яхты под разными курсовыми углами. Традиционно им присваивают название Code 1 Reacher, Code 2 Reacher и т.д. — последовательно для все больших углов хода к ветру. Таким образом, название Code Zero идеально подходит для паруса, который позволяет идти наиболее круто к ветру по сравнению с любым другим спинакером.

Правила гонок Volvo Trophy не разрешают крепление генуи к топу мачты, однако подобных ограничений для спинакеров нет. Естественно, эта лазейка была обнаружена разработчиками парусов, которые взялись за создание асимметричного спинакера, позволяющего идти почти против ветра. Асимметричность вообще хороша именно на относительно острых углах. Но как сделать из спинакера фактически геную? Ширина спинакера по дуге в средней части (параметр SMG — spinnaker mid-girth) оговорена правилами гонок и не может быть меньше 70% от ширины паруса, измеренной по нижней шкаторине. (Для сравнения, обычная генуя имеет параметр SMG около 50% или менее.) Чем шире и выше спинакер, тем большую кривизну профиля он должен иметь.

Требовалось пошить парус так, чтобы форма его покроя поддерживала избыточную площадь. Может ли столь большой парус быть в то же время достаточно плоским, чтобы держать форму на острых углах и при этом создавать нужный упор?

Над формой паруса долго работали в аэродинамических лабораториях. Ученым удалось создать спинакер, который устойчиво ведет себя при углах к вымпельному ветру около 25° и скорости ветра 8 узлов. И хотя большего прогресса достичь пока не удалось (яхты класса «Volvo 60» лавируют с углом около 20°), сделан серьезный шаг, по сравнению с другими способами увеличить парусность на малых курсовых углах.

По мере создания нового спинакера, парусные мастера столкнулись и с другими проблемами. Парус, работая практически как генуя, испытывал на себе те же колоссальные нагрузки. Традиционный для спинакеров нейлон оказался слишком эластичным, чтобы поддерживать заданную форму, поэтому пришлось использовать композитный материал с добавлением высокопрочных волокон спектры и кевлара. Это усложнило эксплуатацию: спинакер стало трудно спускать и укладывать. В большинстве случаев его приходится просто принайтовывать к палубе. Специально разработанные системы закрутки облегчили дело, но добиться ровной скрутки по-прежнему трудно из-за большой ширины паруса в средней части — процентов 10% «мяса» оставались свисать. И все же, при всех видимых недостатках, Code Zero оказался настолько эффективен в своем диапазоне ветровых условий, что в 1999 г. — к концу кругосветки — этот парус был на каждой лодке.

Кому нужен Code Zero? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к правилам гонок, в которых вы собираетесь участвовать. В настоящее время многие гандикапные правила (такие как, например, IMS) устанавливают минимальное ограничение на SMG в 75%. Асимметричный парус, хорошо работающий при острых углах, можно создать и в пределах этого ограничения. Вымпельный ветер 40° при приемлемом компромиссе между мощностью и сопротивлением — вполне вероятная ситуация для легкого ветра. Однако, по мере увеличения скорости увеличивается и сопротивление паруса, поэтому в какой-то момент обычный кливер становится эффективнее.

Асимметричный парус для плавания под острыми углами можно использовать и при сильном ветре, когда трудно нести симметричный спинакер или еще больший по размерам и полноте асимметричный.

Управлять асимметричным Code Zero трудно, особенно это касается уборки и постановки. Однако отдельное устройство для закручивания и специально спроектированная система шкотов упрощают эту задачу.

Есть еще один важный момент: необходимо обеспечить достаточное свободное пространство впереди штага, чтобы можно было делать повороты оверштаг и разместить барабан закрутки. Обязательно следует убедиться в том, что мачта выдержит нагрузку, создаваемую этим большим парусом, особенно если вы крепите его к топу мачты при дробном парусном вооружении.

Источник

Парус код зеро что это

Санкт-Петербург, Уральская ул., д.2, БЦ «Смоленский»
8 (812) 643-14-86, +7 (921) 797-30-11

Code Zero — новый способ ходить в полный бейдевинд

Смотрите-ка, к нам пожаловало новейшее громкое название: Code Zero (что можно перевести как «кодноль»). Парусная индустрия ввела еще один новый продукт с мудреным названием, утверждая, что «его должен иметь каждый». Еще не купили? Если нет, ваша неторопливость понятна; парусные мастера произвели массу легко забывшихся изделий со столь же легко забывшимися названиями. Кто-нибудь помнит «грот Фрисби»?

Однако, хотя множество версий этих красочных новых сортов парусов появлялось и исчезало из поля зрения парусной общественности, Code Zero — асимметричный спинакер, предназначенный для работы наподобие большой генуи со свободной передней шкаториной, может действительно заполнить пробел в вашем парусном инвентаре, о котором вы даже не подозревали.

Начало

Термин Code Zero впервые был использован в Уитбредской гонке 1998-99 в качестве обозначения асимметричного спинакера для бейдевинда, форма и геометрия которого явились следствием ограничений, установленных правилами обмера. Хотя каждая команда имела собственную версию к концу гонки, Пол Каярд и победившая команда EF Language первыми осознали потенциал паруса и внесли основной вклад в его развитие.

Для многих команд спинакер, предназначенный для самых острых курсов обозначался как «Code 1 Reacher» — ричер код 1 (слово «номер» используется в названиях стакселей, поэтому именно «код»). Код 2, 3, и 4 использовались последовательно для все более полных курсов. Таким образом, Code Zero — код 0 было отличное название для паруса, который можно нести на более остром курсе, чем любой другой спинакер из парусного набора.

парус код зеро что это

Уитбредские правила не разрешали использование топовых генуй, но разрешали топовые асимметричные спинакеры. Само собой, творческие умы задались вопросом — нельзя ли сделать асимметричный спинакер, который мог бы тянуть в бейдевинд, или по крайней мере почти в бейдевинд. Асимметричные спинакеры хорошо работают на относительно острых углах. Нельзя ли отодвинуть их предельную крутизну еще дальше? Проблема была в том, что обхват спинакер посредине (SMG), или ширина паруса в его средней точке должна была удовлетворять Уитбредским правилам обмера, в соответствии с которыми предельное значение SMG не могло быть меньше, чем 70 процентов от длины нижней шкаторины. Нормальная генуя, например, обычно имеет обхват посередине 50 процентов или меньше. Основная задача была в том, чтобы найти такую форму паруса, которая бы поддерживала эту дополнительную площадь. Чем больше и шире парус, тем более изогнутыми должны быть его сечения. Можно ли парус такой величины сделать достаточно плоским для того, чтобы нести его под очень острым углом к ветру, не давая сваливаться?

Первые паруса хлопали и имели тенденцию к сильному заполаскиванию передней шкаторины, но постепенно правильная форма были найдена. Полностью доведенный Code Zero мог работать при 25 градусах к вымпельному ветру при ветре в 8 узлов. Несмотря на неспособность работать в острый бейдевинд (Вольво-60 может идти от 19 до 20 градусов к вымпельному ветру, в зависимости от скорости ветра), эти паруса были огромным улучшением по сравнению со стакселем неполной высоты при тех же условиях.

Предстояло преодолеть и другие проблемы. Парус не только работал подобно генуе, но и создавал нагрузки подобно генуе. Он бросал вызов прочности всего рангоута. Кроме того, традиционные нейлоновые спинакерные ткани были слишком эластичными, чтобы позволить парусу оставаться плоским, поэтому необходимо было использовать композиты с высокомодульным волокном, такие как Спектра и кевлар. Это затруднило уборку и укладку парусов. Большую часть времени они хранились принайтовленными прямо на палубе. Специально разработанные сворачивающие системы в конечном счете сделали их более практичными, но все равно их было трудно свернуть равномерно из-за их крайней ширины; часто 90 процентов паруса сворачивалось, а остаток оставался висеть. Несмотря на эти проблемы, паруса были настолько эффективны в соответствующих условиях, что к концу последнего Уитбреда их нес каждый синдикат. Это является окончательным подтверждением того, что Вольво-60 были коллективным местом рождения Code Zero. С их стакселями неполной высоты и короткой нижней шкаториной они были несколько недогружены при ходе в бейдевинд на слабых ветрах.. Но, с их водяным балластом, глубоким килем и огромным бульбом, Вольво-60 имеют огромную остойчивость и способны выдержать огромные нагрузки от Code Zero.

Вернемся в день сегодняшний

Понадобится ли вам Code Zero в будущем? Если вы собираетесь участвовать в гонках с парусом, который соответствует определенным требованиям, проверьте правила обмера. В настоящее время многие гандикапные правила, включая IMS, MORC и PHRF требуют минимального охвата в 75 процентов. Составители правил хотят предотвратить развитие паруса, который изменяет аэродинамические характеристики настолько, что это становится потребностью. Почти невозможно ожидать способности настоящего Code Zero идти в острый бейдевинд от паруса такой величины. Это не значит, что парус, обладающий высокими гоночными характеристиками на очень острых курсах невозможен. Асимметричный спинакер, который может идти под острым углом к ветру, может быть создан в пределах 75-процентного минимума охвата. Сорок градусов к вымпельному ветру при разумном компромиссе между тягой и сопротивлением вполне вероятны при легких ветрах. С ростом скорости ветра будет расти и сопротивление, создаваемое парусом такого размера, и в некоторый момент стаксель (или специальный стаксель с высоким шкотовым углом для курсов, близких к галфвинду) окажется предпочтительнее.

Асимметричный спинакер для бейдевинда может также использоваться в сильный ветер, когда было бы тяжело нести симметричный спинакер, или больший, более полный асимметричный спинакер. Дополнительный вес, необходимый для придания парусу жесткости и не оказывавший особого влияния на качество паруса при слабых ветрах, теперь позволит сохранить достаточно вымпельного ветра и на полных курсах.

Управиться с асимметричным спинакером для бейдевинда трудно. Однако, усовершенствованная свободная закрутка и специально разработанный такелаж на передней шкаторине сделали это более легким занятием. Все еще остается проблема создания достаточного пространства перед штагом для крепления паруса и барабана закрутки. Не помешает также удостовериться, что мачта может выдержать этот большой парус, особенно если вы ставите топовый парус на нетоповом рангоуте.

Приручение нуля

Асимметричный спинакер для бейдевинда в основном ведет себя подобно любому другому асимметричному спинакеру. Он крепится галсом к носу или бушприту, ставится спинакер-фалом, а шкоты проводятся на корму. При постановке и уборке паруса помогает барабанная закрутка. Если закрутка не используется, полезно перевязать парус каболками. Так же, как и летучий кливер, при постановке Code Zero относит назад на рангоут. Один из команды должен тянуть парус вперед и наполнить его после подъема. Когда дует посильнее, быстрое уваливание обычно помогает чисто поставить парус.

Code Zero делает поворот фордевинд точно так же как любой асимметричный парус. Если он стоит на бушприте, делают внутренний фордевинд, проводя парус изнутри от галсового угла, между галсом и штагом. Если установлен на носу, делают внешний поворот фордевинд, обнося парус снаружи от галсового угла. Начинают с полностью загруженным парусом, и затем плавно уваливаются. Шкот травят быстро, так, чтобы парус уходил вперед достаточно далеко, чтобы чисто пройти мимо штага.

Для настройки Code Zero травите парус до начала заполаскивания, затем на дюйм подберите. Небольшое заполаскивание допустимо в большинстве конструкций, и как обычно, следует избегать перебирания. Когда парус наполнен, вместо постоянной работы шкотового предпочтительнее ведение рулевым лодки по парусу. Вымпельный ветер нарастает и смещается вперед быстро, часто быстрее, чем может отреагировать шкотовый, так что рулевой должен ему помогать.

Единственная необычная особенность настройки — натяжение передней шкаторины. Возможны два типа конструкции асимметричного спинакера для бейдевинда: прямая, или напряженная и расслабленная передняя шкаторина. Наиболее успешные современные модели Code Zero используют расслабленную переднюю шкаторину. Опыт работы с другими типами спинакеров (и интуиция) говорят в пользу того, чтобы держать переднюю шкаторину набитой как можно сильнее, чтобы минимизировать ее прогибание под ветер, однако расслабленная передняя шкаторина позволяет материалу смещаться вперед от прямой линии между фаловым и галсовым углами и делает вход в парус более плоским, что улучшает лавировочную характеристику. Если ликовка передней шкаторины набита слишком сильно, передняя шкаторина паруса станет лобастой, создается глубокий вход. Если вход слишком открытый, потравите фал. Но не давайте ему вывалиться наружу.

Как правило, натяжение ткани вдоль передней шкаторины регулируется отдельно, при этом применимо хорошее правило: тяните ткань ровно настолько, чтобы исчезли горизонтальные морщины. Удостоверитесь, что ткань не перетянута; основную нагрузку должен нести ликтрос, а не ткань.

А цена-то у него не нулевая

Важно тщательно обдумать вопрос: покупать ли Code Zero. Сможет ли ваша мачта нести дополнительную нагрузку? Разрешено ли это правилами вашей группы или класса? Часто ли вы гоняетесь по дистанции? Большой парус, сделанный из высокомодульных волокон может быть дорогим предложением. Однако, преимущество на финишном створе вполне может сделать его стоящей покупкой.

Источник

Круизные паруса для полных курсов

Симметричный спинакер

Спинакеры позволяют много свободы в выборе конкретного дизайна паруса, для круизного плавания они не обязательно должны быть максимального размера. Также современные дизайны спинакеров облегчают работу экипажа по их настройке и несению.

парус код зеро что это

Парус типа Para-Sailor представляет собой симметричный спинакер с вырезом и крылом в центре, который действует как мягкая лата, что делает парус более устойчивым. Вырез также имеет эффект сглаживания нагрузки на порывах. Маркетинг по этим парусах немного бьет через край, но они действительно предлагают ряд преимуществ для круизного яхтсмена по сравнению с традиционным спинакером.

Ассиметричный спинакер (генакер

На более быстрых (гоночных) лодках лавировка по ветру с ассиметриком может стать более быстрым способом движения, так как на них вымпельный ветер будет существенно острее, чем на медленных яхтах и они смогут идти полно и быстро. Но всё-таки на большинстве (медленных) крейсерских катамаранов и однокорпусников быстрее будет идти максимально полным бакштагом, чем лавироваться.

Асимметричные спинакеры также могут варьироваться по размеру, ширине и форме паруса в зависимости от типа лодки и района плавания ( средней силы ветра, волновых условий и тп). Как и в случае с симметричными спинакерами, обычно используется нейлон, для круизных парусов берут ткань весом от 0,75 до 2,5 унций.

парус код зеро что это

Code Zero («код ноль»)

В последние несколько лет очень выросла популярность Code Zero для круизных яхт. Эти паруса не такие большие по размеру, как спинакеры, и не так хорошо работают на бакштаге, но они достаточно универсальны, и их использование очень просто, особенно для малых или семейных экипажей. Они также изготовлены из более прочного и более легкого материала, чем спинакера, и отлично работают с закруткми для торсионного троса в передней шкаторине паруса.

Благодаря большему чем у однокорпусников восстанавливающему моменту, катамараны могут нести паруса типа код 0/скричер при более высокой силе ветра, поэтому скричеры для катамаранов шьют из более плотной ткани. Если скричер планируют использовать также для полного бейдевинда в слабые ветра, то их шьют более плоскими (фактически это и будет код 0 🙂

Источник

Как лучше «гасить» спинакер в одиночку?

Многие сообщения в этой теме посвящаются тому, как сложно нести спинакер в одиночку или даже с командой при сильном ветре.
Нужно обратить внимание на тот факт, что при ходе по ветру скорость ветра уменьшается на величину скорости лодки. Так, ветер 15 узлов при скорости лодки в 7 узлов дает результирующий ветер всего 8 узлов, не так много.

Нести не проблема, проблема снять/поставить.
Как только лодка теряет ход вымпельный ветер усиливается.
Это и критично при малом или неслаженом экипаже.
Если уверен, что «сдернешь» спинакер прежде чем лодка потеряет ход, то можно и сильный ветер нести.

С уважением. Андрей.

Генакер на фордевинде, просто вперед штага отпускают, и добирают шкотом на другой борт.
Поворот вообще безпроблемный, только медленный.

С уважением. Андрей.

По моему никто почему-то не упомянул про поворот фордевинд с двумя спинакер-гиками.Странно

С уважением. Андрей.

Рулевой 1-го класса

Code0 Code5 это всё виды генакеров.
По крайней мере эта трактовка парусных мастеров. Итак идёт от самого большого генакера Code0 причём на самый полный бакштаг до Сode 6 это уже практически генуя (очень плоский генакер из более тяжёлой ткани), от 0 до 6 идёт вариация по полноте и тяжести материалла.
Фактически нормальный гоночный гардероб подразумевает примерно 7 генакеров.
По эфективности правильно подобранный генакер (т.е. полнота, площадь и материалл) для данного ветра эфективнее спинакера, у него вектор тяги вперёд больше.И конечно же генакер эфективнее спинакера на более острых угдах от 70 градусов. Спинч при равной площади соперничает с генакером только на углах 170-180 градусов. Это всё не из книжек а лично проверялось в течении многих гонок последние 4 года.

Генакер можно нести и на 180 градусах, сам нёс, но гиморно, ибо на бабочке и лучше с отпорником.

Code0 Code5 это всё виды генакеров.

По эфективности правильно подобранный генакер (т.е. полнота, площадь и материалл) для данного ветра эфективнее спинакера, у него вектор тяги вперёд больше.И конечно же генакер эфективнее спинакера на более острых угдах от 70 градусов.

Т.е. шкотовый угол паруса описывает дугу ВПЕРЕДИ форштевня, парус НЕ проводится в щель между ним и штагом. Подветеренный шкот всегда проходит СПЕРЕДИ галсового угла паруса

Если лодка тяжёлая и способна только к серфингу на волне, то цифры будут другими. В частности, спинакер будет везти и на чистом фордаке, когда он наиболее эффективен, а диапазон генакера сузится.

Много информации об этом можно прочитать здесь:
http://k-sails.com/cat.php?cat=1

Ага и я об этом же писал. Code 0 и генакер это не одно и тоже, хоть и похожи. Вот только в чем разница может кто-нибудь четко сформулировать?

см. ссылку выше, там можно найти:

» В чем их отличие от хорошо известных крейсерских спинакеров (флэшеры, трэшеры, многоцелевые, геннакеры и т.д.)? Геометрия в основном та же самая. Разница заключается в способности менять форму. Современные асимметричные спинакеры используют формы поперечных сечений, асимметрия которых может изменяться в значительной степени, для того, чтобы улучшить аэродинамическое качество паруса для конкретных скорости ветра и курса. Одновременно с изменением формы поперечных сечений меняется и распределение дополнительной площади снаружи от прямых линий, соответствующих передней и задней шкаторинам. Это позволяет увеличить проекцию полезной площади паруса на бакштаге. »

см. ссылку выше, там можно найти:

Так в чём же разница между генакером и асимметричным спинакером? Только внятно и чётко, без флешеров и трешеров, которые суть коммерческие разводки, типа 100 видов зубной пасты «Блендамед».

Паруса бывают разные, но всеми ими нужно уметь управлять, как парус не назови, хоть трэшером, хоть code-zero, хоть банальным спинакером. В «ловких и натруженных руках» средненький парус будет везти, а если не уметь, то самый суперный тянуть не станет.

Так в чём же разница между генакером и асимметричным спинакером?

Рулевой 1-го класса

Я не знаю у кого что и как называется. Но когда я 4 года назат заказывал генакер долго вёл дискусии с таганрогом (жаль тогда Коновалова не знал), в общем сощлись на том что код 0 мне не очень нужен так как очень на слабый ветер и для полняка в 160 градусов, даже на галфинде уже будут проблемы. В общем я взял код2 более менее универсальный генакер, но сйчас реально не хватает тряпки на полный бейдевинд, гдето код 4 или 5 (это всё по классификации которую мне в таганроге дали, не буду утверждать что она единственно правильна, но я ей пользуюсь).

Источник

Парус код зеро что это

После появления геннакера еще один специализированный парус покорил сердца гонщиков и крейсеристов – «код Зеро». Но когда именно он нужен?

парус код зеро что это

Текст Мартина-Себастьяна Креплина

Однако понимание, как можно использовать этот парус яхтсменами-крейсеристами, пришло лишь спустя 10 лет. За это время на яхтах от поколения к поколению все сокращалось и сокращалось основание переднего парусного треугольника, пока не дошло до уровня, позволяющего применять удобные для семейных экипажей узкие автоматические стаксели. Однако требования яхтсменов сводились не только к облегчению работы с парусами, но и к повышению скоростного потенциала семейных крейсерских яхт. Эти два пути развития, в общем-то, мало пересекались между собой.

Закрытие дыр

Без вопросов – генуэзские стаксели с большим перекрытием грота по длине (как в прежние IORовские времена) вызывали большие нагрузки на стаксель-шкотах и требовали много времени для совершения поворотов. Такие паруса даже при малой плотности ткани имели достаточно большой вес. Появившаяся тенденция увеличивать площадь грота и уменьшать размеры переднего парусного треугольника облегчила работу с носовыми парусами, но одновременно ухудшила потенциал парусного вооружения в условиях, когда яхта идет курсом, отличным от гоночного бейдевинда. Автоматический стаксель на полных курсах? Очевидная бессмыслица. Как результат появление асимметричного спинакера (геннакера), отличного и полезного решения для более полных курсов.

Однако вывод, что автоматический стаксель и геннакер полностью закрывают потребности яхтсмена на всех возможных курсах, является ложным. Существующий между идеальными для автоматического стакселя и геннакера курсами пробел закрывается, в том числе парусами типа «код Зеро». Однако даже парусные мастера не имеют единого мнения о том, насколько широк диапазон курсов, для которых он предназначен: например, Elvstrom считает для своих парусов оптимальными курсы от 60 до 70° к вымпельному ветру; North видит сферу их применения, начинающуюся уже от 40°; Doyle – от 55°. Наиболее широк диапазон применения у Beilken – от 40 до 110°, что делает (по мнению этой фирмы) геннакеры практически ненужными. Теоретически это подтверждает и North: парус «код Зеро» прекрасно подходит для очень полных курсов. Разумеется, только при ветре, при котором нормальные яхтсмены-крейсеристы уже подумывают о взятии рифов или закручивании генуи – от четырех баллов и более.

Тем не менее «код Зеро» может оказаться очень полезным и в слабый ветер. Например, когда приходит мысль: «Не запустить ли дизель?» – и тут очень легкий парус может доставить совершенно неожиданное удовольствие от хорошего хода под ним.

Многие парусные мастера описывают диапазон скорости ветра от 3 до 10 узлов как идеальный для этих парусов, он же наиболее удобен для «воскресных яхтсменов». В этих условиях обращение с данным парусом не составляет труда.

«Парус «код Зеро» является прекрасным дополнением для обычного комплекта туристических парусов. Он легко управляется даже малочисленной командой и обеспечивает максимальную тягу на курсах от галфвинда до бейдевинда», – поясняет Дирк Манно из UKSails.

Едины парусные мастера и в другом: несмотря на растущий спрос на паруса такого типа, они все же являются нишевым продуктом, хотя польза их несомненна.

«Потребительский интерес сохраняется. Это неудивительно, ведь использование паруса типа «код Зеро» ощутимо повышает длину одного перехода или сокращает время такого перехода», – утверждает парусный мастер Ули Мюнкер.

Для «воскресных яхтсменов»

То, что «код Зеро» живет сразу как бы в нескольких мирах, можно легко объяснить: на регатах его обычно используют как геннакер, тогда как парусные мастера причисляют его к гардеробу парусов, предназначенных для острых курсов. У него нет штага, на котором он должен ставиться, но при этом ему нужна закрутка. И хотя он стоит без штага, нагрузка на галсовом углу запросто может составить от 5 000 до 10 000 Н, поскольку передняя шкаторина должна быть обтянута втугую.

Свернутый в «колбаску» парус поднимается на свободном фале, галсовый угол выносится как можно дальше вперед за форштаг. Кстати, бушприт из-за очень сильного натяжения фала не очень подходит для заведения галсового угла «кода Зеро», если только он не снабжен мощным ватерштагом.

Еще важнее иметь для подъема этого паруса хороший фал – прочный и с минимальным растяжением под нагрузкой, правильно проведенный.

Шкот проводится точно так же, как и шкот спинакера, через блок. Возможна его тонкая настройка при помощи оттяжки Барбера, какое-либо другое палубное оборудование для настройки шкота «кода Зеро» не требуется.

Как только все снасти заведены, следует убрать (или свернуть) стаксель и раскрутить «код Зеро». Системы закрутки для этого паруса чаще всего поставляются парусными мастерами вместе с парусом и могут оставаться прямо на нем, когда он находится в нерабочем состоянии. Стоимость закрутки составляет от 600 до 1000 евро, и это очень хорошо окупаемые инвестиции, хотя затраты на сам парус могут стремиться в небеса. Как и другие закрутки, закрутка «кода Зеро» имеет многолетний ресурс, чего нельзя сказать о парусе. Он делается из очень легкого ламината, который чутко реагирует на изломы, а также на УФ-излучение, хотя практика показывает, что влияние УФ-излучения заметно лишь тогда, когда парус постоянно остается неубранным.

Впрочем, есть неплохие новости и по части механической прочности паруса: очень мягкие ламинаты, покрытые с одной стороны таффетой, способны в течение многих лет выдерживать нахождение в свернутом и сложенном состоянии.

Вместе с тем соприкосновение с любыми острыми углами или гранями способно быстро вывести парус из строя. Поэтому порядок действий при совершении поворотов под «кодом Зеро» таков: сворачивание паруса на одном галсе, совершение поворота и последующая раскрутка паруса уже на другом галсе. Это сбережет и нервы, и ткань, а при наличии хорошей закрутки сэкономит силы и может быть выполнено очень быстро.

Высококачественные материалы

«Код Зеро» – это подлинный продукт высоких технологий, что отражается и на его цене. По минимуму она составляет от 60 до 80 евро за один квадратный метр. Для первой прикидки можно просто умножить стоимость штатного стакселя яхты вдвое (или умножить стоимость геннакера на 0,7). В эту цену войдет и стоимость ликтроса по передней шкаторине, которая каждым производителем изготавливается особенным образом. Одним из самых простых и в то же самое время надежных вариантов устройства передней шкаторины является проведение двух надежных «жилок» из проволоки или дайнимы на расстоянии от двух до пяти сантиметров между ними – чтобы нормально работала закрутка. Дороже так называемые торсионные ликтросы, хотя это предпочтительно в первую очередь для крупных яхт. Это особым образом сплетенные тросики, которые при вращении барабана закрутки остаются прямыми, как обычный форштаг, в то время как обычный ликтрос в такой ситуации скрутился бы калышками. При цене около 40 евро за метр даже для 10-метровой яхты один только такой ликтрос обойдется примерно в 500 евро.

Вопрос цены поясним на примере яхты типа Hanse 345: 520 евро – торсионный ликтрос, 600 евро – закрутка, минимум 2400 евро – сам парус; всего – 3500 евро, то есть очень неслабая сумма. Способов сэкономить практически не существует, так как цена практически полностью определяется площадью паруса, дороговизной его ткани и сложным трирадиальным раскроем. Идею шить «код Зеро» из спинакерной ткани придется отвергнуть всем, кто ходит на чем-нибудь крупнее легкого гоночного ялика.

И еще один момент: хотя «код Зеро» и геннакер очень похожи, управляются они совершенно по-разному. «Код Зеро» следует нести с туго выбранными шкотами и практически прямой передней шкаториной, геннакер же должен достаточно свободно отдуваться под ветер с максимально потравленными шкотами. Различие можно сформулировать и так: у «кода Зеро» показателем правильной настройки служит заполаскивание округлой задней шкаторины, у геннакера, наоборот, заполаскивание передней.

Сумма противоречий

«Код Зеро» – прекрасный пример проникновения гоночных технологий в повседневную парусную жизнь. Это отличная вещь с ощутимыми достоинствами, которым отдают должное и яхтсмены-крейсеристы. В то же время этот парус принципиально не может быть дешевым, поэтому он не очень годится для массового рынка. Для него, возможно, подойдет новое изобретение North Sails – С0. Это плоский геннакер на закрутке, который позволяет ходить так же круто к ветру, как и генуя. Скорее всего во всей красе мы увидим его в ходе следующей регаты Volvo Ocean Race.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №3 (50), 2013 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *