операнд это код команды

Операнды в языке ассемблера

Операнд – объект, над которым выполняется машинная команда.

Операнды ассембле­ра описываются выражениями с числовыми и текстовыми константами, мет­ками и идентификаторами переменных с использованием знаков операций и некоторых зарезервированных слов.

Операнды могут комбинироваться с арифметическими, логическими, побитовы­ми и атрибутивными операторами для расчета некоторого значения или опреде­ления ячейки памяти, на которую будет воздействовать данная команда или ди­ректива.

Способы адресации операндов

Под способами адресации понимаются существующие способы задания адреса хранения операндов:

Операнд задается на микропрограммном уровне (операнд по умолчанию): в этом случае команда явно не содержит операнда, алгоритм выполнения команды использует некоторые объекты по умолчанию (регистры, признаки и т.д.).

Операнд задается в самой команде (непосредственный операнд): операнд является частью кода команды. Для хранения такого операнда в команде выделяется поле длиной до 32 бит. Непосредственный операнд может быть только вторым операндом (источником). Операнд-получатель может находиться либо в памяти, либо в регистре.

Операнд находится в одном из регистров (регистровый операнд): в коде команды указываются именами регистров. В качестве регистров могут использоваться:

Прямая адресация : эффективный адрес определяется непосредственно полем смещения машинной команды, которое может иметь размер 8, 16 или 32 бита.

Косвенная адресация в свою очередь имеет следующие виды:

Косвенная базовая (регистровая) адресация. При такой адресации эффективный адрес операнда может находиться в любом из регистров общего назначения, кроме sp/esp и bp/ebp (это специфические регистры для работы с сегментом стека). Синтаксически в команде этот режим адресации выражается заключением имени регистра в квадратные скобки [].

Данный способ адресации позволяет динамически назначить адрес операнда для некоторой машинной команды и применяется при организации циклических вычислений и при работе со структурами данных, массивами.

Косвенная базовая (регистровая) адресация со смещением предназначена для доступа к данным с известным смещением относительно некоторого базового адреса, используется для доступа к элементам структур, когда смещение элементов известно заранее, на стадии разработки программы, а базовый (начальный) адрес структуры должен вычисляться динамически, на стадии выполнения программы. Модификация содержимого базового регистра позволяет обратиться к одноименным элементам различных экземпляров однотипных структур данных.

Косвенная индексная адресация. Для формирования эффективного адреса используется один из регистров общего назначения, но обладает возможностью масштабирования содержимого индексного регистра.

Значение эффективного адреса второго операнда вычисляется выражением mas+( esi *4) и представляет собой смещение относительно начала сегмента данных.

Наличие возможности масштабирования существенно помогает в решении проблемы индексации при условии, что размер элементов массива постоянен и составляет 1, 2, 4 или 8 байт.

Данный вид адресации также может использоваться со смещением.

Косвенная базовая индексная адресация. Эффективный адрес формируется как сумма содержимого двух регистров общего назначения: базового и индексного. В качестве этих регистров могут применяться любые регистры общего назначения, при этом часто используется масштабирование содержимого индексного регистра.

В случае использования косвенной базовой индексной адресация со смещением эффективный адрес формируется как сумма трех составляющих: cодержимого базового регистра, cодержимого индексного регистра и значения поля смещения в команде.

При использовании подобного выражения для перехода нельзя забывать о длине самой команды, в которой это выражение используется, так как значение счетчика адреса соответствует смещению в сегменте кода данной, а не следующей за ней команды. В приведенном выше примере команда jmp занимает 2 байта. Длина этой и некоторых других команд может зависит от того, какие в ней используются операнды. Команда с регистровыми операндами будет короче команды, один из операндов которой расположен в памяти. В большинстве случаев эту информацию можно получить, зная формат машинной команды.

Операторы в языке ассемблера

Операнды являются элементарными компонентами, из которых формируется часть машинной команды, обозначающая объекты, над которыми выполняется операция. В более общем случае операнды могут входить как составные части в более сложные образования, называемые выражениями . Выражения представляют собой комбинации операндов и операторов , рассматриваемые как единое целое. Результатом вычисления выражения может быть адрес некоторой ячейки памяти или некоторое константное (абсолютное) значение.
Выполнение операторов ассемблера при вычислении выражений осуществляется в соответствии с их приоритетами. Операции с одинаковыми приоритетами выполняются последовательно слева направо. Изменение порядка выполнения возможно путем расстановки круглых скобок, которые имеют наивысший приоритет.

Характеристика основных операторов.

Операторы сдвига выполняют сдвиг выражения на указанное количество разрядов. Например,

Операторы сравнения (возвращают значение истина или ложь) предназначены для формирования логических выражений. Логическое значение истина соответствует логической единице, а ложь – логическому нулю. Логическая единица – значение бита равное 1, логический ноль – значение бита, равное 0.

Назначение операторов сравнения приведено в таблице

Оператор Условие
eq==
ne!=
lt
ge>=

Логические операторы выполняют над выражениями побитовые операции. Выражения должны быть константными. Например,

Индексный оператор [ ]. Транслятор воспринимает наличие квадратных скобок как указание сложить значение выражения за [] со значением выражения, заключенным в скобки. Например,

Наличие индексного оператора указывает транслятору, что необходимо получить значение по вычисленному адресу.

Оператор переопределения типа ptr применяется для переопределения или уточнения типа метки или переменной, определяемых выражением. Тип может принимать одно из следующих значений.

Тип Пояснение Назначение
byte1 байтпеременная
word2 байтапеременная
dword4 байтапеременная
qword8 байтпеременная
tword10 байтпеременная
nearближний указательфункция
farдальний указательфункция

В примере для сравнения значения по адресу esi с константой необходимо явно указать, данные какого типа будут сравниваться.

Оператор переопределения сегмента : (двоеточие) вычисляет физический адрес относительно конкретно задаваемой сегментной составляющей, в качестве которой могут выступать:

Оператор именования типа структуры . (точка) также заставляет транслятор производить определенные вычисления, если встречается в выражении.

Оператор получения сегментной составляющей адреса выражения seg возвращает физический адрес сегмента для выражения, в качестве которого могут выступать метка, переменная, имя сегмента, имя группы или некоторое символическое имя.

Оператор получения смещения выражения offset позволяет получить значение смещения выражения в байтах относительно начала того сегмента, в котором выражение определено. Например,

Оператор type возвращает число байтов, соответствующее определению указанной переменной:

Оператор width возвращает размер в битах объекта типа RECORD или его поля.

Источник

Операнды команд

операнд это код команды операнд это код команды операнд это код команды операнд это код команды

операнд это код команды

операнд это код команды

Непосредственные операнды – это те операнды, которые записываются в сам код команды.

Константы могут представлять сами непосредственные операнды или абсолютные адреса памяти.

Имена– это адреса ячеек памяти. При трансляции ассемблер преобразует имена в адреса. Способ преобразования имени в значение зависит от принятых способов адресации. Основным способом адресации в машинных языках является относительная адресация: адрес в команде задается в виде смещения относительно какого-либо базового адреса, значение которого содержится в некотором базовом регистре. В качестве базового могут применяться или специальные регистры DS, CS (для Intel), или РОН (для RISC-архитектур).

Литералы – это записанные в особой форме константы. Физически литералы – это те же имена. При появлении в программе литерала ассемблер выделяет ячейку памяти и записывает в нее заданную в литерале константу. Далее при появлении этого литерала ассемблер заменяет далее все появления этого литерала на обращение по адресу этой ячейки. Таким образом, литеральные константы хранятся в памяти в одном экземпляре независимо от числа обращений к ним.

Специальный синтаксис – это явное описание способа адресации, т.е. указание базового регистра и смещения.

Директивы.

Директивы являются указаниями ассемблеру о том, как проводить ассемблирование.

EQU – директива определения имени. Перед этой директивой обязательно стоит имя, а операнд этой директивы определяет значение имени. Операндом может быть выражение, вычисляемое при ассемблировании. Имя также может определятся другим именем.

DD – директива определения данных. Выделяет ячейки памяти и записывает в них значения, определяемые операндом директивы. Одной директивой могут определяться несколько объектов данных. В ассемблерах могут существовать либо одна общая директива DD, тогда тип данных, размещаемых в памяти, определяется формой записи операндов, либо несколько подобных директив для разных типов данных.

BSS – директива резервирования памяти. Выделяет ячейки памяти, но значения в них не записывает. Объем выделяемой памяти определяется операндом директивы.

END – директива конца программного модуля. Указывает ассемблеру на прекращение трансляции. В главном модуле операндом этой директивы является имя точки, на которую передается управление при начале выполнения программы. Во всех других модулях эта директива употребляется без операндов.

Источник

Операнд это код команды

Алгоритм, написанный пользователем программы, в конечном счете реализуется в виде машинных команд. Под командой понимают совокупность сведений, представленных в виде двоичных кодов, необходимых процессору для выполнения очередного шага. В ходе команды для сведений о типе операции, адресной информации о нахождении обрабатываемых данных, а также для информации о месте хранения результатов выделяются определенные разряды (поля).

0КОПА1А315

0КОПА1А2А323

Форматом команды называется заранее обговоренная структура полей в её кодах, позволяющая ЭВМ распознавать составные части кода.

Распределение полей в формате команды может изменяться при смене способа адресации. Длина команды зависит от числа адресных полей. По числу адресов команды делятся на:

операнд это код командыбезадресные
операнд это код командыодно-, двух-, трехадресные

Длина кода команды измеряется в машинных словах. Чтобы получить возможность работать с минимальным числом адресных полей, результат, к примеру, можно размещать по месту хранения одного из операндов. Либо предварительно размещают один или несколько операндов в специально выделенных регистрах процессора.

Множество реализуемых машинных действий образует её систему команд. Система команд часто определяет области и эффективность применения ЭВМ. Состав и число команд должны быть ориентированы на стандартный набор операций, используемых пользователем для решения своих задач.

По функциональному назначению в системе команд ЭВМ различают следующие группы:

операнд это код командыкоманды передачи данных (обмен входами между регистрами процессора, процессора и оперативной памятью, процессора и периферийными установками).
операнд это код командыКоманды обработки данных (команды сложения, умножения, сдвига, сравнения-).
операнд это код командыКоманды передачи управления (команды безусловного и условного перехода).
операнд это код командыКоманды дополнительные (типа RESET, TEST,-).

Группа команд передачи управления обеспечивает принудительное изменение порядка выполнения команд в программе.

Оттранслированные команды записываются в соседние ячейки памяти в порядке их следования в программе. При естественном порядке выполнения команд в программе, адрес каждой следующей команды определяется по содержимому специального счетчика команд, который входит в состав процессора. Содержимое этого счетчика автоматически наращивается на 1 при выполнении очередной команды. При организации ветвления цикла или для перехода на подпрограмму в счетчик в счетчик команд принудительно записывается адрес перехода, указанный в ходе команды.

Большинство алгоритмов может быть реализовано небольшим базовым набором команд. Вместе с тем система команд должна быть полной, т.е. содержать все команды, которые необходимы для интерпретации алгоритма в машинных кодах. ЭВМ общего назначения имеет универсальный набор команд и применяется в основном для решения тривиальных (стандартных) задач.

Существуют 2 различных принципа поисков операндов в памяти: ассоциативный и адресный.

Ассоциативный поиск (поиск по содержанию запоминающей ячейки) предполагает просмотр содержимого всех ячеек памяти для выявления кода, содержащего заданный командой ассоциативный признак.

Адресный поиск предполагает, что операнд находится по адресу, указанному в адресном поле команд.

Исполнительным адресом операнда называется двоичный код номера ячейки памяти, по которому будет записан или считан оператором.

Адресным кодом команды называется двоичный код в адресном поле команды, с помощью которого необходимо сформировать исполнительный адрес операнда. В ЭВМ адресный код и исполнительный адрес не совпадают, поэтому способ адресации можно определить, как способ формирования исполнительного адреса по адресному коду команды.

Способы адресации классифицируют:

операнд это код команды
операнд это код команды

по наличию адресной информации в команде (явная и неявная адресация).

по кратности обращения в оперативную память.

по способу формирования адресов ячеек памяти.

При явной адресации операнда в команде есть поле адреса этого операнда.

При неявной v адресное поле в команде отсутствует, а адрес операнда подразумевается кодом операции. Например, из команды может быть исключен адрес приемника адресата, при этом подразумевается, что результат записывается на месте второго операнда.

По кратности обращения в оперативную память различают:

операнд это код команды
операнд это код команды
операнд это код команды

непосредственную адресацию (direct addressing)

прямую адресацию (immediate addressing)

косвенную адресацию (indirect addressing)

Непосредственная адресация

При непосредственной адресации операнд располагается непосредственно в адресном поле команды.

Прямая адресация

При прямой адресации обращение за операндом производится по адресному коду в поле команды. При этом исполнительный адрес совпадает с адресом кода команды.

операнд это код команды

Косвенная адресация

При косвенной адресации код команды указывает адрес ячейки памяти, в которой находится не сам операнд, а его адрес, называемый указателем.

операнд это код команды

Способы формирования адресов ячеек памяти можно разделить на абсолютные и относительные.

операнд это код команды
операнд это код команды
операнд это код команды

Абсолютные способы формирования предполагают, что двоичный код адреса ячейки памяти может быть целиком извлечен либо из адресного поля команды, либо из какой-нибудь другой ячейки в случае косвенной адресации.

Относительные способы формирования предполагают, что двоичный код адресной ячейки памяти образуется из нескольких составляющих:

Б v код базы,
И v код индекса,
С v код смещения.

Эти составляющие используются в различных сочетаниях.

Относительная адресация

При относительной адресации применяется способ вычисления адреса путем суммирования кодов, составляющих адрес.

Для работы программ с массивами, требующими однотипных операций над элементами массива, удобно использовать индексную адресацию.

операнд это код команды

Адрес индексного регистра задается в команде полем адреса индекса Аи.

В каждом i-том цикле содержимое индексного регистра изменяется на постоянную величину, как правило, это 1.

В некоторых моделях ЭВМ относительная адресация выполняется без суммирования по следующей схеме:

операнд это код команды

При автоиндексации косвенный адрес, находящийся в регистре РП, автоматически увеличивается (автоинкрементная адресация), или уменьшается (автодекрементная адресация) на постоянную величину до или после выполнения операции.

Стековая память широко используется в современных ЭВМ. Хотя адрес обращения в стек отсутствует в команде, он формируется схемой управления:

операнд это код команды

Для чтения записи доступен только один регистр v вершина стека. Этот способ адресации используется, в частности, системой прерывания программ при вложенных вызовах подпрограмм.

Стековая память реализуется на основе обычной памяти с использованием указателя стека и автоиндексной адресации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

операнд это код команды
операнд это код команды