материал цевка что это

Разновидности кости, используемые в резьбе

О бивне мамонта мы уже писали статью, здесь же рассмотрим другие виды кости, пригодные для резьбы. Одни из них более доступные, чем бивень мамонта, другие виды кости, некогда пользовавшиеся большой популярностью, сейчас находятся под запретом.

Цевка (простая кость)

Наиболее доступная кость, подходящая для резьбы — цевка (кость крупных рогатых животных). Эта кость широко использовалась в декоративно-прикладном искусстве. Из неё возможно изготовить шкатулки, кубки, украшения и многое другое. Кость довольно пластична, хорошо обрабатывается бормашиной и ручным инструментом, поддаётся полировке.

Перед резьбой эту кость нужно предварительно подготовить. Для этого её сначала варят несколько часов, чтобы отделить от остатков мяса и обезжирить, затем отбеливают и только после этого кость можно обрабатывать. Плотность кости зависит от возраста и питания животного.

Животную кость широко использовали в резьбе разные народы, на русском Севере использовали коровью кость, в Средней Азии использовали челюсти лошади, верблюда и другие части скелета животных.

Эта кость не обладает красивыми оттенками, как бивень мамонта, её не редко окрашивают в зелёный или коричневый тона для придания более благородного оттенка. На этой кости, как и на клыках моржа широко применяется цветная гравировка.

Трубчатая форма кости диктует её применение, иногда сама форма подсказывает художнику будущее изделие, не редко кость распиливают на пластины, обклеивают ими шкатулки и ларцы. Из неё также возможно изготовление монтированной скульптуры, т.е. состоящей из нескольких отдельных, заранее подготовленных деталей.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Рога крупного рогатого скота

В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.

Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.

Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.

Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах.
Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.

Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Зуб кашалота

Зуб кашалота — красивый поделочный материал, отлично поддаётся обработке при помощи бормашины, хорошо полируется, имеет толстый слой минерализованного дентина. Во время предварительной обработки, когда вываривается челюсть, пульпа выпадает, и у основания зуба остается пустая, конусообразная полость, что составляет особенность строения этого материала. Благодаря своей плотности и однородности своей структуры этот материал позволяет изготавливать небольшие скульптуры. Использовать его стали из-за ограниченности запасов так называемой благородной кости (бивня мамонта и клыка моржа), по красоте он практически им не уступает, имеет желтовато-розовый оттенок. Сейчас этот материал встречается довольно редко, в продаже обычно попадаются старые запасы, это связано с запретом на отстрел китов. Кроме скульптуры зуб можно использовать для изготовления рукоятей для ножей, рельефной резьбы и цветной гравировки.

Клык моржа по своему строению имеет нечёткий переход от внутренних слоев дентина к минерализованному слою. Пульпа (ее обычно называют шадра) проходит на большую глубину внутри клыка и имеет некрасивую структуру с множеством ячеек. Она довольно хрупкая, при этом обладает довольно большой твёрдостью. Эти качества создают неудобства для создания произведений, в особенности это касается скульптуры, тем не менее клык подходит для создания небольших скульптур. Чаще всего этот материал используют для нанесения цветной гравировки, рельефной резьбы, рукоятей для ножей, твёрдость этого материала позволяет использовать технику ажурной резьбы. Самые крупные клыки имеют длину до 500-800 мм. и весят до 3,5 кг., в среднем клык весит 1 кг.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Клык моржа

Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.

Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Позвонок кита

Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.

Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Зубы мамонта

Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Стабилизированное дерево и кость

В последнее время для изготовления рукоятей для ножей устойчиво пользуется большим спросом стабилизированная древесина. Стабилизация — это процесс полимеризации материала под вакуумом с использованием жирорастворимых красителей или без них, при этом древесина пропитывается полимерными веществами насквозь. В качестве стабилизатора можно использовать мономерамы и акриловые смоламы. Древесина, подвергшаяся стабилизации, обладает уникальными качествами, она не подвержена климатическим изменениям, не трескается и не деформируется, выдерживает достаточно высокие температуры. Наряду с древесиной можно стабилизировать рога копытных животных, бивни и зубы мамонта, а так же любую другую кость. При этом кость приобретает те же качества, что и дерево при стабилизации.

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Кость коровы Стеллера

Эта кость встречается довольно редко, изделия из неё также не часто можно встретить. Однако, это вполне приемлемый материал для не больших скульптур. Стоит отметить, что структура этой кости пористая, поэтому на готовом изделии поры будут заметны. Вместе с этим кость отлично поддаётся обработке, хорошо полируется, она гораздо мягче чем бивень мамонта, но при этом не так «держит» мелкие детали в отличии от более благородной кости. По цвету кость бежево-серая, не имеет ярко выраженной текстуры.

Источник

Материал цевка что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как отличить бивень мамонта от подделки из другого материала?

Как отличить бивень мамонта от подделки из другого материала?
с разбором реальных примеров

Часть 1. Виды кости в сравнении с бивнем мамонта.

Из-за высокой цены на бивень мамонта за него часто выдают другую, более дешевую кость. Не всегда в этом обмане есть умысел, часто продавец не знает происхождение материала.
Бивень мамонта не запрещен к использованию и экспорту, хотя для вывоза за границу все равно требуется специальное разрешение. При добыче бивней мамонта не страдают животные и не наносится ущерб природе. Основной объем материала добывается в Якутии, в устьях рек Сибири. Общий запас оценивается в 450 тысяч тонн. Добыча других пригодных для резьбы видов кости часто ограничена или запрещена. Например, промысел моржей и кашалотов ограниченно разрешен лишь коренному населению Чукотки, а добыча слоновых бивней законодательно запрещена ООН с 2002 года. Кроме того, антигуманность этих промыслов ставит под вопрос целесообразность использования добываемых таким путем материалов.

Основные внешние признаки бивня мамонта

На фото бивни мамонта различной сохранности и цвета

Подделки и имитации бивня мамонта

На фото цевка коровы и примеры изделий из нее. Хороши видна характерная форма и цвет этой кости.

Бивень слона в настоящее время стоит несколько дешевле бивня мамонта из-за запрета промысла бивней, хотя имеет более пластичную структуру и меньшее количество трещин по сравнению с бивнем мамонта. Провоз современных изделий из слоновой кости через границы запрещен, использование бивней слона в резьбе незаконно, поэтому покупка такого материала не имеет смысла.
Отличить бивень слона от бивня мамонта можно по ряду признаков.
Бивень слона не имеет темной бугристой коры, снаружи он как правило гладкий и светлый. Если сравнивать цельные бивни, то у бивня слона более длинная и объемная пустая конусообразная пульпа, доходящая почти до середины длины, стенки основания бивня более тонкие, чем у бивня мамонта. Также бивень слона имеет более яркий белый перламутровый цвет, так как он не подвергался минерализации в земле в отличие от бивня мамонта.

Внешний вид и поперечные спилы слонового бивня. В сравнении с бивнем мамонта пустота у основания намного объемней, внешний слой коры отсутствует, хотя встречается потемнение наружного слоя со временем.

Клык моржа, зуб кашалота и др.

Эти материалы не имеют сетки на поперечном спиле, цельный кусок имеет небольшие размеры. Клык моржа длиной не более 70 см, с большой пустотой внутри, кора и сетчатая структура отсутствуют, поверхность часто покрыта кракелюрными и четко выраженными продольными трещинами и бороздками. Зуб кашалота обычно 10-15 см в длину, характерной формы. Рога животных тонкостенные и пустотелые, черного или др. темного цвета, характерной формы. Рог лося, позвонки кита и другие скелетные кости имеют на спиле ярко выраженную структуру губки и темный цвет и могут выдаваться за бивень только по незнанию.

Зубы кашалота, внешний вид, длина, поперечный и продольный распил, зубы кашалота в челюсти

Рог носорога и его спил

Часть 2. Определение бивня мамонта. Примеры.

Свежий скриншот с одного портала бесплатных объявлений. На фото поперечного спила видно трубчатую структуру кости. Это позволяет с уверенностью определить, что если кость и принадлежит мамонту, то это никак не бивень. Скорее всего, это окаменелый рог. Имеет определенную ценность, но несопоставимую с ценностью бивня. Для художественной резьбы непригоден.

Еще один скриншот с того же портала. Бивень мамонта имеет сплошную, а не трубчатую структуру, как кость на фото. В лучшем случае, это часть берцовой кости мамонта, не пригодная для художественной резьбы.

Источник

материал цевка что это

материал цевка что это

материал цевка что это

Материалы для миниатюрной резьбы

Дерево

Для миниатюрной резьбы применяют твердые мелкотекстурные породы дерева: самшит, кипарис, граб, груша, яблоня, орех, можжевельник, бук, клен.

Чем тверже дерево, тем более тонкая проработка деталей миниатюрного изделия, тем большего портретного сходства можно достигнуть и в случае скульптурно-горельефного сюжета резная миниатюра получается более выпуклой и контрастной. Вперед выступают основные персонажи миниатюры. Появляется возможность проработки фона и задних планов – это дает ощущение перспективы и еще более подчеркивает объемность миниатюры.

Кость

Идеальным материалом для резной миниатюры является кость: слоновая кость, ископаемый бивень мамонта, бивень моржа, коровья «цевка».

Цвет кости имеет разнообразные оттенки: начиная от снежно-белого, кремового, желтого до коричневой наружной корки. Бивень мамонта, найденный в зеленой глине, имеет серо-голубой цвет. Кость можно также окрашивать в однотонные цвета.

Кость легко полируется до зеркального блеска, на поперечном срезе бивня особенно с края видна структура кости, многократно пересекающиеся между собой радиальные линии.

Мамонтовая кость немного отличается от слоновьей. Она более жесткая и менее прозрачна на тонких срезах. Пластические свойства и прочность кости позволяют выполнять тончайшую ажурную или сквозную резьбу.

Бивень мамонта

Работа с костью требует твердой руки и верного глаза. Для тончайшего ажура и рельефа в доли миллиметра нужен ювелирный подхода, не терпящий промахов. Здесь также играет роль высокая стоимость бивня.

Бивень мамонта – материал невосполняемый и его цена будет только увеличиваться. Отсюда возникает природное желание – каждый, даже самый маленький кусочек пустить в дело. Раскрой бивня очень важная операция, над которой нужно крепко подумать, а если необходимо – применить специальные методы обследования.

Например, для резной миниатюры “Охота на медведя” пришлось обследовать кусок бивня на томографе в ЦКБ №5 г. Харькова. Томограф выдал карту расположения внутренних трещин бивня, что определило размеры и форму миниатюры.

Коровья кость – “цевка”

Миниатюрная резьба на коровьей кости – “цевке” требует специальной подготовки кости. Это ее обезжиривание путем длительного вываривания в слабощелочном растворе и, в некоторых случаях, отбеливание.

Утолщенные к суставам концы трубчатых костей имеют достаточный объем и плотность. Из них можно делать даже миниатюрные скульптуры до 5см.

Мне встречались небольшие китайские шахматы из “цевки”, но глядя на них, понимаешь, что резчик работает, как автомат, не задумываясь над сутью производимого. Природные ограничения по толщине и размерам кости предложили так называемый многослойный рельеф.

На Рождественской выставке в Штутгарте я видел многофигурную миниатюрную композицию «Рождество Христово» размером примерно 20х12см. Персонажи были вырезаны отдельно и установлены определенным образом в хлеву из костяных досок и камней. Пол в хлеву был сделан, как бы, из каменных плит не симметричной формы. Эта слегка тонированная миниатюрная резьба выглядела очень эффектно. К этому Рождественскому вертепу был приложен сертификат подтверждающий происхождение кости. В Германии природо-охранные организации следят за запретом на ввоз бивней и изделий из слоновой кости.

Из пластинок животной кости или “отходов” бивня можно вырезать маленькие шедевры – декоративные броши и кулоны.

Бесчисленное сочетание роз, полевых цветов, листьев, побегов, бутонов, ленточек и бантиков дают широкий простор для творчества. Но не только растительные мотивы могут быть сюжетом для броши.

Орнаментальные обработки формы креста, мифологические персонажи, аллегорические образы, авангардные формы дают возможность уйти от прямого назначения и превратить брошь или кулон в коллекционный предмет.

Это относится также к малозаметному предмету – костяной пуговице.

Кружочек с 4 дырочками, выточенный на токарном станке, действительно малопривлекательный. Но стоит превратить пуговицу в цветочную форму (не обязательно круглую) или геометрически стройную ажурную резьбу снежинки, как эта пуговица – как аксессуар начинает “держать” модель одежды.

Источник

Материал цевка что это

материал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что этоматериал цевка что это

Резьба по кости

материал цевка что это
Резные изделия из кости-цевки. Хотьково. Московская обл. Современна работа

Тому, кто захочет попробовать свои силы в резьбе по кости, мы рекомендуем цевку как хорошо поддающийся обработке и вполне доступный материал.

Прежде чем приступить к механической обработке кости, ее нужно обезжирить и отбелить. Хорошие результаты дает простейший способ: распилите кости, удалите костный мозг, затем выварите в течение нескольких часов, добавив в воду немного пищевой соды. Отбеливать кость нужно в растворе перекиси водорода (гидроперита). Обычно на 200 г горячей воды достаточно двух-трех таблеток гидроперита. Полежав примерно около суток в таком растворе, кость приобретает чистый белый цвет.

Для резцов подходит углеродистая сталь У-6, У-7 или У-10. Обточенную заготовку резца накалите докрасна (примерно до 800°С), после чего опустите ее в машинное масло или воду. Закаленный штихель становится излишне хрупким, поэтому его следует отпустить. Поместите штихель над слабым огнем, внимательно наблюдая за цветами побежалости. Доведя металл до соломенного цвета, охладите его в воде. При отсутствии углеродистой стали хорошие резцы можно изготовить из надфилей различного сечения. Режущую часть штихеля заточите под углом 45-30°. Заточку всех резцов и правку их во время резьбы выполняйте только со стороны торца. Рукоятки выточите из древесины березы или бука. На рукоятку набейте металлическое кольцо. Чтобы удобно было держать штихель, рукоятку сколите сбоку, как показано на рисунке. Резец насадите так, чтобы скол оказался внизу. Для гравировки по кости служит коготок (форма его изображена на рисунке).

В косторезных мастерских наряду с ручными инструментами широко применяется бормашина. Простейшую бормашину, показанную на рисунке, можно собрать из имеющихся в продаже электромотора для швейной машины МШ-2 мощностью 40 вт для сети с напряжением 220 вт и рукава с наконечником от медицинской бормашины. Можно применять и другие электромоторы меньшей мощности с частотой вращения около 15 тысяч оборотов в минуту. Преимущество мотора от швейной машины заключается в том, что с помощью ножной педали резчик по желанию может изменять скорость вращения вала мотора, а следовательно и вставленного в наконечник бора. Для этого достаточно увеличить силу нажатия на пусковую кнопку ножной педали. В наконечник бормашины, имеющий цанговый зажим, вставляют фрезы или боры, перки, дискодержатели и оправки с наждачной бумагой. Благодаря гибкому валу наконечник может свободно перемещаться в самых различных направлениях и располагаться под любыми углами к поверхности заготовки.

Обработка кости включает в себя различные приемы резьбы: ажурную (на проем), рельефную, объемную и гравировку. Изделие может быть выполнено как одним из приемов, так и сочетанием, например, объемной резьбы с гравировкой, ажурной резьбы с рельефной и т. д.

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу или ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природной формы цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными, поэтому скульптурные миниатюры из цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненный на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются в результате кропотливого труда. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина.

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной. На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте его лаком. Выберите фон на нужную глубину стамесками и штихелями. Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком или гравировальной иглой. Гравировать можно и грабштихелем, дающим тонкую линию. Затем натрите гравировку цветным карандашом.

Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных углублениях, четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски.

Поверхность кости, предназначенной для гравировки, должна быть идеально отполирована. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой, затем отполируйте тонкомолотой пемзой или зубным порошком.

Резную кость нередко используют как декоративную накладку на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *