машина едет на аккумуляторе в чем причина
Машина работает от аккумулятора
Всем привет! У меня такая проблема.
Когда заводишь машину, она работает только от аккумулятора и на приборке светится его индикатор. Если снять клемы, то она глохнет. Но если хорошенько погазовать, то индикатор пропадает, подсветка приборки начинает гореть ярче и как я понял начинает работать генератор. Из такой хрени быстро садится аккумулятор и машину не заведешь.
В чем может быть проблема?
В сервисе проверили генератор и говорят что он нормальный, заменили регулятор напряжения от 8ки и сказали что он должен притереться и все пройдет. притерается уже 2 недели, а результата нет.
Sens 1.3
Комментарии 24
На Sens применяются 2 типа генератора: цельнометаллический и с чёрной пластиковой крышкой. У цельнометаллического на возбуждение влияет варистор, без которого генератор начинает вырабатывать ток лишь после достижения 1 500 оборотов в минуту. Для контроля — надо снять пластиковую обшивку у ног переднего пассажира, найти варистор (он белый, входит в него 2 красных провода, а выходит один розовый) и визуально установить его состояние. Если расплавился — беги в церковь ставь свечку, много Сенсов сгорело из-за него. Если соприкосается с ковролином, то при отказе реле-регулятора он плавится, и от него вспыхивает ковролин! Если провода соединить напрямую — лампа зарядки гореть не будет вообще даже при заведённом двигателе.
у меня 372.3701 генератор.
это тот про который вы говорите?
На Sens применяются 2 типа генератора: цельнометаллический и с чёрной пластиковой крышкой. У цельнометаллического на возбуждение влияет варистор, без которого генератор начинает вырабатывать ток лишь после достижения 1 500 оборотов в минуту. Для контроля — надо снять пластиковую обшивку у ног переднего пассажира, найти варистор (он белый, входит в него 2 красных провода, а выходит один розовый) и визуально установить его состояние. Если расплавился — беги в церковь ставь свечку, много Сенсов сгорело из-за него. Если соприкосается с ковролином, то при отказе реле-регулятора он плавится, и от него вспыхивает ковролин! Если провода соединить напрямую — лампа зарядки гореть не будет вообще даже при заведённом двигателе.
нашел я этот варистор и он действительно сплавился! соединил напрямую, завел машину, все нормально было. Но не тут то было. Вытаскиваю ключ, загорается чек, а машина не глохнет.
Поеду искать этот варистор.
На Sens применяются 2 типа генератора: цельнометаллический и с чёрной пластиковой крышкой. У цельнометаллического на возбуждение влияет варистор, без которого генератор начинает вырабатывать ток лишь после достижения 1 500 оборотов в минуту. Для контроля — надо снять пластиковую обшивку у ног переднего пассажира, найти варистор (он белый, входит в него 2 красных провода, а выходит один розовый) и визуально установить его состояние. Если расплавился — беги в церковь ставь свечку, много Сенсов сгорело из-за него. Если соприкосается с ковролином, то при отказе реле-регулятора он плавится, и от него вспыхивает ковролин! Если провода соединить напрямую — лампа зарядки гореть не будет вообще даже при заведённом двигателе.
короче, съездил я в пару зазовских и пару вазовских магазинов. Ни где нету этого варистора. В интернете что то тоже найти не могу, что бы купить. Может есть какая то замена?
Дохлая батарея и резвость
В этой теме 22 ответа
смотреть нужно все вместе и гену тоже.
если гена у тебя тоже ладоном дышет, то очень даже может такое быть.
нормальное напряжение в бортсети может и будет влиять на стабильность работы двигателя, тут и безнонасос и искра.
Но конечно же эффект «вымытой машины» тоже никто не отменял 🙂
У меня после мойки так вообще валит
После каждый заправки свежего бензином едет аж в 2 раза быстрее. :)))))
Может, у тебя электромобиль? ))
Ерунда какая то не вижу не кокой связи между аккумулятором и ездой может реальнее что ты заправился на другой заправке и машина лучше едет!
Ну фиг знает, останется это загадкой, значит. Поддон для новой батареи смастерить надо, буду снимать, может, поставлю старую назад, сравню и замерю напряжение.
pronvit пишет:Ну фиг знает, останется это загадкой, значит. Поддон для новой батареи смастерить надо, буду снимать, может, поставлю старую назад, сравню и замерю напряжение.
bers пишет:смотреть нужно все вместе и гену тоже.
если гена у тебя тоже ладоном дышет, то очень даже может такое быть.
нормальное напряжение в бортсети может и будет влиять на стабильность работы двигателя, тут и безнонасос и искра.
Но конечно же эффект «вымытой машины» тоже никто не отменял 🙂
Сейчас на сайте
Нет участников автоклуба
по данным активности за последние 5 минут.
Поздравляем с днем рождения!
Исполнилось: 43 Возраст: 43
Исполнилось: 56 Возраст: 56
Исполнилось: 45 Возраст: 45
Всего 11 именниников.
В списке наиболее активные.
Как завести машину, если сел аккумулятор
И как понять, когда его пора менять
Однажды это произойдет. С вами лично, с соседом или коллегой. В самый неподходящий момент машина не заведется из-за разряженного аккумулятора.
Как понять, что аккумулятор сел
Понять, что сел аккумулятор, несложно. Вот несколько признаков:
Причины разрядки аккумуляторов
Аккумулятор может разрядиться из-за невнимательности водителя, старости или неисправной электрики автомобиля. Первая причина — самая обидная.
Потребители электричества, которые забыли выключить. Это нормально для бюджетных авто с несложной электрикой, особенно для отечественных. В такой машине можно оставить включенными, например, габаритные огни или аудиосистему. Этого достаточно, чтобы за несколько часов полностью разрядить аккумулятор. Иномарки давно умеют принудительно отключать питание большинства систем при закрытии центрального замка.
Электроэнергию может потреблять охранный комплекс или автономная система прогрева двигателя и салона. Они могут разрядить аккумулятор, если автомобиль используют для коротких городских поездок или оставляют надолго при температуре ниже −20 °C.
Мороз. Чем ниже температура, тем больше нагрузка на аккумулятор. После ночной стоянки для пуска автомобиля требуется больше энергии: масло в двигателе становится гуще. При этом в самом аккумуляторе замедляются все электрохимические реакции — примерно в 2—4 раза при понижении температуры на каждые 10 градусов. Именно поэтому зимой аккумулятор отдает и принимает энергию гораздо хуже, чем летом.
Неисправность в электрике автомобиля. Это могут быть проблемы с проводкой: перетерся или оборвался провод, окислились контакты, нарушилась целостность изоляции. Может быть неисправность одного из электронных блоков. Понять, что с электрикой что-то не так, можно по неадекватной работе электрооборудования. Вот некоторые признаки:
В любой подобной ситуации записывайтесь к диагносту и автоэлектрику.
Достаточно часто дело в генераторе: он отвечает за преобразование механической энергии в электрическую — заряжает аккумулятор и питает электрические системы автомобиля, пока запущен двигатель. Это происходит через приводной ремень, который связан с навесным оборудованием двигателя. Ремень может лопнуть или слететь из-за какого-нибудь шкива или ролика — тогда абсолютно исправный генератор не сможет питать электросистемы автомобиля.
Генератор может перестать работать во время движения автомобиля. Когда это происходит, электрика автомобиля питается от аккумулятора и заряда хватает совсем ненадолго. Бортовой компьютер просигналит, что аккумулятор не заряжается: на приборной панели начнут загораться красные и желтые значки — это постепенно отключаются электрические системы.
Что-то отключает бортовой компьютер, что-то перестает работать из-за недостатка энергии. В этом случае важно остановиться, заглушить мотор, вызвать эвакуатор и направить автомобиль в сервис. В лучшем случае автомобиль встанет в левой или средней полосе, в худшем — перегреется двигатель. Например, если лопнувший ремень генератора был связан со шкивом помпы, благодаря которой работает система охлаждения.
Хотите купить машину?
Когда менять аккумулятор
Если с машиной и всеми ее системами все в порядке, то дело в самом аккумуляторе. В интернете, курилках офисов и гаражах очень противоречивая информация о сроках эксплуатации АКБ — от пары лет до «мой отец 10 лет на одном отъездил». Гост определяет срок службы обслуживаемых аккумуляторов как 24 месяца при пробеге до 90 000 км за этот период или 12 месяцев при пробеге до 150 000 км, а обслуживаемых — 48 месяцев при пробеге за это время до 100 000 км. На практике очень влияет состояние электросистемы автомобиля, количество потребителей и характер поездок.
Перечислим основные причины, почему аккумулятор может выйти из строя. Когда речь идет о личном автомобиле, в каждом из перечисленных ниже случаев целесообразно купить новый аккумулятор.
Сульфатация пластин. В аккумуляторе автомобиля протекает сложная электрохимическая реакция, которая при разряде происходит в одном направлении, а при заряде — в противоположном. Когда аккумулятор отдает энергию, то есть всегда, когда двигатель автомобиля не запущен, на свинцовых пластинах в нем оседают сложные эфиры серной кислоты, которая входит в состав электролита. Чем больше кристаллов, тем ниже эффективность аккумулятора: уменьшается площадь контакта пластин с электролитом, из-за чего падает емкость. О сульфатации пластин говорят два косвенных признака: на крышке, скорее всего, появится белый налет, а сам аккумулятор будет разряжаться за ночь — утром машину будет не завести.
Главные причины сульфатации — полный и продолжительный разряд батареи или ее хронический недозаряд. Избежать этого достаточно просто: если машину приходится оставлять надолго без движения, скидывайте с аккумулятора клеммы. Если аккумулятор хранится отдельно, следите, чтобы он был заряжен.
Если сульфатация все же случилась и аккумулятор утратил свои свойства, проще купить новый. Есть сложный вариант — заняться десульфатацией самому или обратиться в специализированную мастерскую. Процесс длительный и трудоемкий, может занимать от двух дней до недели: это особые циклы из разряда и заряда аккумулятора без гарантии на успех. Существуют бытовые зарядные устройства со специальными программами, например «Автоэлектрика Т-1013Р», но при цене 7000—10 000 Р такая покупка нецелесообразна. За те же деньги проще купить хороший аккумулятор.
Короткое замыкание. Положительные и отрицательные пластины внутри исправного аккумулятора изолированы друг от друга и не соприкасаются. Короткое замыкание происходит, когда между ними появляется проводник. В обычной электросети при замыкании срабатывает автомат, горит предохранитель или проводка. У аккумуляторов есть менее явные признаки:
Короткое замыкание характерно для сильно изношенных или механически поврежденных аккумуляторов. Так бывает, если заряжать аккумулятор повышенным зарядным током или уронить его. Нет способа восстановить такой аккумулятор — его придется заменить.
Осыпание активной массы. Пластины аккумулятора покрывают активной массой, чтобы они были более эффективными. Для положительного электрода это перекись свинца, а для отрицательного — чистый свинец. Когда говорят, что активная масса осыпалась, подразумевают, что покрытие отделилось от пластин. Вот причины, по которым это может произойти:
Все это может произойти с батареями, которые отработали больше половины своего ресурса. Как и при коротком замыкании, осыпание активной массы невозможно починить — придется купить новую батарею.
Выкипание электролита. Процесс похож на кипение воды, но увидеть его можно только у обслуживаемых аккумуляторов — через крышку одной из секций. В необслуживаемых остаются только косвенные признаки, например зеленый или белый налет на клеммах и около них. Электролит на 60% состоит из воды и на 40% из серной кислоты. Вода выкипает, то есть распадается на кислород и водород. Это происходит при перезарядке аккумулятора, если на его клеммы подается напряжение больше 14,4 В — его может давать неисправный генератор или неисправное внешнее зарядное устройство.
Кипение нарушит баланс воды и кислоты в аккумуляторе, кислота начнет растворять пластины и повредит их, может возникнуть короткое замыкание. Если электролит будет кипеть незначительно, будет только коррозия клемм аккумулятора и контактных проводов. Для необслуживаемых батарей это однозначный повод поменять батарею. Перед этим важно устранить причины перезарядки, иначе следующий аккумулятор быстро придет в негодность.
Что делать, если аккумулятор сел, а ехать нужно
Не стоит делать что-то с автомобилем и аккумулятором, если нет инструментов и приспособлений, а также уверенности в том, что вы поступаете правильно. Есть риск повредить проводку или электронные блоки автомобиля. Выгоднее вызвать эвакуатор или службу помощи на дорогах.
Что бы вы ни делали с аккумулятором, важно, чтобы ключ зажигания был у вас в руках — его нельзя оставлять в автомобиле, потому что в любой момент может сработать центральный замок. В идеале держите открытой одну из дверей, кроме водительской, если это возможно и никому не мешает.
Попытаться завести машину можно несколькими способами: прикурить с проводами или без них, завести с толкача или с помощью пуско-зарядного устройства. Расскажу о каждом способе подробно.
Прикуривание с проводами
Чтобы зарядить аккумулятор, нужны внешний источник энергии, например другая машина, и специальные провода с зажимными клеммами-крокодилами.
Заранее осмотрите автомобиль и продумайте подключение проводов. В современных авто аккумулятор может быть под капотом, в багажнике или нише для запасного колеса. Необязательно подключаться к АКБ — под капотом могут быть специальные контактные участки. Где аккумулятор и куда подключаться — читайте в инструкции к автомобилю или ищите информацию в сети.
Автомобиль-донор должен быть аналогичного или более высокого класса. Важно, чтобы этот автомобиль потреблял такое же топливо, что и ваш. Не стоит прикуривать большой рамный внедорожник от Киа Рио: автомобили должны потреблять примерно одинаковое количество тока, аккумуляторы должны быть идентичны. Также не стоит прикуривать дизельный Мерседес E-класса от точно такого же внешне, но бензинового E-класса: у дизельных авто другой пусковой ток, на них ставят аккумуляторы большей емкости. Если не учесть эти моменты, есть риск получить два недвижимых автомобиля с разряженными аккумуляторами.
Продумайте взаимное расположение автомобилей. Иногда длины проводов не хватает, например в тесном дворе в окружении других авто. Провода должны быть плотно зафиксированы на клеммах.
На автомобилях должно быть выключено зажигание. Это убережет электросистемы обеих машин от перепадов напряжения, которые могут негативно сказаться на оборудовании, а также не позволит расходовать энергию аккумулятора автомобиля-донора.
Подождите 2—3 минуты. Это позволит осмотреться и убедиться, что все подключено правильно, а также облегчит запуск.
Попробуйте завести машину с севшим аккумулятором, но не держите ключ повернутым или кнопку зажигания нажатой дольше трех секунд. Если двигатель не завелся, повторите операцию еще раз, но не больше. Если получилось, не глушите двигатель. Аккуратно отключите провода — сначала красный с клемм «плюс», а потом черный с клемм «минус».
Если не получилось, убедитесь, что в автомобиле-реципиенте выключены все потребители электроэнергии. Выньте ключ из замка зажигания.
Заведите автомобиль, от которого прикуриваете, и подождите 15 минут. Это позволит немного зарядить севший аккумулятор. Заглушите донора.
Попробуйте завести автомобиль-реципиент еще раз. Если завелся — отлично. Не глушите, отключайте провода от клемм: сначала от «минус», а потом от «плюс». Если не завелся, причина может быть глубже и серьезнее, чем просто аккумулятор. Звоните в сервис.
Прикуривание без проводов
Это более экстремальный способ, не стоит применять его без крайней необходимости. Если можете съездить на такси за проводами или новым аккумулятором, вызвать техпомощь или эвакуатор, то так и сделайте. Если выбора нет, действуйте по следующему алгоритму:
Запуск с толкача
Эта часть статьи будет полезна только для обладателей авто с механической коробкой переключения передач. Этот способ не подойдет для других типов коробок — роботов, вариаторов, классических автоматов — из-за особенностей устройства таких трансмиссий. Мотор и колеса автомобиля с механической коробкой передач связаны через планетарную систему шестерней в обе стороны. Работает мотор — крутящий момент передается на колеса и наоборот — если крутятся колеса, можно раскрутить мотор. Толкая автомобиль, мы делаем то, что должен был сделать стартер — проворачиваем маховик двигателя.
Приступайте к работе, только если уверены, что ваших навыков достаточно, чтобы управлять автомобилем в нестандартной ситуации. Также пригодятся помощники — 2—3 человека или еще один автомобиль с водителем и надежным тросом.
Убедитесь, что маневры для запуска автомобиля будут безопасны для вас, ваших помощников и окружающих. Не стоит делать это на улице с оживленным движением, тем более на загородном шоссе.
Порядок действий таков. Сядьте за руль автомобиля, выключите все потребители электроэнергии. Опустите боковые стекла: это позволит вам лучше слышать помощников. Не забудьте снять с ручного тормоза, переключите коробку передач в нейтральное положение.
Если вам помогают пешеходы. Предупредите их, что не стоит упираться в фонари — задние фары — автомобиля или какие-либо хрупкие элементы вроде стекол. Лучше надавить в стойки кузова или крышку багажника, в общем, в любое железо.
В остальном действовать нужно так:
Если вам помогает автомобиль с тросом. Заранее договоритесь об условных знаках с тем, кто вас буксирует. Например, два гудка — команда, что пора останавливаться.
Будьте готовы сами и предупредите водителя буксира, что до момента запуска двигателя тормозная система автомобиля, который буксируют, намного менее эффективна: при заглушенном двигателе не работает вакуумный усилитель тормозов — давить на педаль тормоза для остановки придется изо всех сил. К сожалению, любое резкое торможение переднего автомобиля может привести к аварии: маловероятно, что водитель автомобиля, который буксируют, сможет оттормозиться.
В остальном план такой:
Запуск с помощью пуско-зарядного устройства
Такие устройства одновременно заряжают аккумулятор автомобиля и способствуют его запуску. Пользоваться просто — достаточно подключить устройство к машине поверх проводов на аккумуляторе. Есть три типа.
Импульсные, или трансформаторные, зарядно-пусковые устройства — зарядные устройства с функцией запуска двигателя. В основном нужны, чтобы зарядить аккумулятор дома. Способны только дополнить частично разряженный аккумулятор и добавить пусковой ток. При полном разряде бесполезны — придется снимать аккумулятор и заряжать его. Компактны и универсальны, но требуют подключения к сети 220 В и не имеют аккумулятора.
Пуско-зарядные устройства со встроенным аккумулятором могут запустить автомобиль даже с полностью разряженным аккумулятором. Подходят также для поддержания напряжения в электросистеме автомобиля, например при обновлении программного обеспечения электронных блоков. Но полностью зарядить аккумулятор от такого устройства не получится. Обычно ПЗУ с аккумулятором используют в автосервисах и автосалонах: их не очень удобно возить с собой из-за габаритов. Для запуска двигателя устройство подключают к клеммам автомобиля, для поддержания напряжения в бортовой сети — в гнездо прикуривателя.
Мощные внешние аккумуляторы дополняют разряженную батарею автомобиля. Созданы только для запуска двигателя, неспособны на продолжительный заряд аккумулятора. Необходимо следить, чтобы внешний аккумулятор был заряжен, особенно если хранится в машине зимой. Обычно хватает на 10—15 стартов. Подключение и способ запуска аналогичны пуско-зарядным устройствам: подключить поверх проводки автомобиля к клеммам АКБ, попробовать запустить двигатель.
5 проблем электромобилей и как их решить
Электромобили — одна из самых дискуссионных тем на DRIVE2. Сторонники экологичного электрического будущего ожесточенно спорят со скептиками, тогда как правда находится где-то посередине. Электромобили заслуженно набирают популярность, но на их пути действительно стоит немало нерешенных проблем. В этом посте мы расскажем о 5 вещах, которые надо сделать, чтобы автомобилисты сами с удовольствием перешли на электромобили, а очистившийся от смога мир в прямом смысле вздохнул с облегчением.
Нужно разработать ёмкие и дешевые аккумуляторы
Литий — краеугольный камень современного общества. Без литий-ионных аккумуляторов уровень портативной электроники откатился бы куда-то в конец 1990-х, а об электромобилях можно было бы и не мечтать. К счастью, лития на Земле немало — разведанные запасы достигают 17 млн тонн, потенциальные — 40-60 млн тонн. Мировой спрос на литий составляет около 317 тыс. тонн в год. Учитывая, что в батарее электромобиля содержится около 7-10 кг чистого лития, залежей лития нам хватит надолго. Тем более что в морской воде тоже присутствует литий — его масса оценивается в 260 млрд тонн!
Литий-ионные аккумуляторы могут содержать разные металлы и иметь разные характеристики. Например, в портативной электронике вы обнаружите классическую литий-кобальтовую батарею с полимерным электролитом, в электроинструменте — литий-марганцевую, а в электромобиле литий-никель-марганец-кобальтовую (Nissan), литий-никель-кобальт-алюминий-оксидную (Tesla) или литий-титанатную (Honda, Mitsubishi). Разные комбинации металлов обеспечивают разную энергетическую емкость (мощность на единицу массы), ток разряда (влияет на ускорение) и срок службы аккумулятора, выраженный в числе циклов зарядки. Эти параметры у разных типов батарей различаются не критично, а выбор того или иного типа обуславливается позиционированием автомобиля: будет это дерзкий быстрый спорткар или экономичный компактный хэтчбек для поездок до работы.
В мае 2020 года Илон Маск подогрел интерес публики, заявив, что уже скоро Tesla представит новые аккумуляторы с фантастическим ресурсом до 1,6 млн км пробега и меньшей стоимостью 1 кВт·ч. Но сентябрьский анонс показал, что «революционность» батареи заключалась в банальной смене типоразмера ячеек на более габаритные. И вместо обещанных впечатляющих характеристик Tesla удалось добиться лишь снижения себестоимости аккумулятора на скромные 14%. Вместо революции в мире электромобилей аудитория получила спокойную эволюцию.
Но есть и хорошие новости. Концерн General Motors вложился в разработку твердотельных литий-металлических аккумуляторов, которые имеют вдвое большую энергоемкость в сравнении с другими используемыми в электромобилях батареями. Это позволит уменьшить объем батареи вдвое без потери пробега, а значит и здорово снизить цену автомобиля.
Автор технологии, компания SolidEnergy Systems, уже давно ведет разработки и успешно решает возникающие проблемы. Завод по производству литий-металлических ячеек достроят к 2023 году, а первым авто с твердотельным аккумулятором скорее всего станет GMC Hummer EV на платформе Ultium. Если технология докажет свою перспективность, со временем твердотельные аккумуляторы здорово встряхнут рынок электромобилей.
Важно сделать подзарядку такой же быстрой, как заправку жидким топливом
В мае этого года Калифорнийский университет в Дэйвисе провел опрос среди 1842 семей, которые владели электромобилем, но продали его. Результаты показали, что 20% опрошенных поменяли свои электрокары обратно на обычные авто с ДВС. «Ну, естественно»? Не совсем.
Процент возврата в стан ДВС среди опрошенных оказался очень неравномерным. Например, владельцы Toyota RAV4 EV и Tesla Model S почти не отказывались от своих машин, тогда как почти половина Fiat 500e и четверть Nissan Leaf начала 2010-х годов выпуска отправилась на перепродажу по причине изношенной или малоемкой батареи.
Самой частой причиной отказа от электромобиля в исследовании называют крайне низкую доступность электрозаправок и невозможность установки быстрой зарядки дома.
В силу исторических особенностей в домашних электросетях в США напряжение в однофазной сети составляет 120 В. При зарядке от однофазной розетки Ford Mustang Mach-E за час получает энергии всего на 5 км движения. Только треть участников исследования имели дома зарядку от трехфазной сети, которая позволяет заполнить «электробак» авто за 6 часов.
Две трети опрошенных никогда не использовали публичные быстрые зарядные станции из-за их неудобного расположения. И, в отличие от традиционных АЗС, на электрозаправочную станцию нельзя заехать на несколько минут. Самые быстрые станции в мире — это Tesla Supercharger с постоянным током и напряжением 480 В. Самая массовая версия — V2 с пиковой мощностью 150 кВт — заряжает Tesla Model S с батареей на 85 кВт·ч (около 480 км пробега) с почти нуля до максимума за 75 минут. По всему штату установлено 203 Tesla Supercharger, и, по мнению владельцев электрокаров, этого категорически недостаточно — для удобства владельцев авто с ДВС в Калифорнии построено более 10 тыс. топливных АЗС. Следующим по количеству фирменных станций Tesla следует штат Флорида с всего лишь 61 зарядкой.
Стартап Ample тоже продвигает идею быстрой замены универсальных аккумуляторов: если портативная техника работает от стандартизированных батареек, почему бы не стандартизировать батареи для электромобилей, чтобы менять их легко и быстро? Пока станции Ample работают с Nissan Leaf и некоторыми Kia, но компания готова разработать сменную батарею на своих ячейках для любого автопроизводителя, если тот захочет.
Решение проблемы быстрой зарядки электромобилей выглядит очень красиво: унификация батарей, сокращение разнообразия их форм-факторов и инвестиции в универсальные станции зарядки. Но для наступления этого прекрасного будущего конкурирующим автопроизводителям придется договариваться, а это долгий и не всегда успешный процесс.
Необходимо перепроектировать шины под особенности электромобилей (и это уже сделано)
Одна из главных задач производителей электромобилей — увеличить пробег без наращивания массы батареи. Если в дизельном авто с ДВС 100 км пробега можно получить, залив 7 литров топлива, то для Tesla Model S Long Range дополнительные 100 км можно получить, увеличив массу (и соответственно емкость) аккумулятора на 125 кг. И этот центнер с четвертью, утяжелив машину, «съест» часть дополнительной энергии.
То есть электромобили имеют очень ограниченные возможности по увеличению пробега. Если вот так просто повысить емкость аккумулятора нельзя, значит, можно попробовать снизить массу всего автомобиля и тем самым снизить расход.
Пока Nissan экспериментирует с углепластиковыми несущими элементами кузова, «Мишлен» уже предлагает специальные шины для электромобилей, которые помогают добиться роста пробега электрокара на одном заряде на 10% по сравнению с обычными шинами и увеличить ходимость одного комплекта шин.
Дело в том, что для электромобилей обычные шины подходят с натяжкой из-за особенностей работы самих электрокаров. У них шины подвергаются повышенному износу: электромоторы дали автомобилям возможность разгоняться до 100 км/ч менее чем за 3 секунды (Tesla Model S Performance «делает» первую сотню за 2,3 секунды). При таких колоссальных нагрузках один комплект шин «сгорает» за сезон.
Для мощных электрокаров, таких как Tesla, «Мишлен» спецаильно разработала спортивные шины Pilot Sport EV: изменив состав резиновой смеси, мы смогли добиться увеличения ходимости шины даже при высоких нагрузках. Также новый резиновый состав увеличил сцепление с асфальтом — согласно нашим внутренним тестам, Pilot Sport EV показывает на 10% лучшую управляемость в поворотах в сравнении с Pilot Sport 4 SUV. За счет переработки архитектуры в Pilot Sport EV удалось снизить коэффициент сопротивления качению до 6,9 кг/т, благодаря чему электромобили уровня Tesla Model S получили до шестидесяти дополнительных километров пробега, опять же согласно результатам наших внутренних реальных испытаний.
Вторая причина, по которой электрокарам нужны особенные шины, вытекает из первой: в борьбе за дальность пробега все средства хороши, даже уменьшение массы и архитектуры шин. Модель MICHELIN E·PRIMACY проектировалась специально для снижения расхода — топлива или электроэнергии. Облегченные материалы брекерных слоев снизили вес шины, а уникальный эластомер уменьшил сопротивление качению в среднем на 2,0 кг/т в сравнении с конкурентами этого класса.
Испытания показали, что пробег VW e.Golf с MICHELIN E·PRIMACY вырос на 7%, что эквивалентно экономии 0,21 л бензина на 100 км.
Третья причина разрабатывать шины для электромобилей — снижение шумности. Электромотор делает поездку акустически комфортней, но всё же не избавляет от аэродинамических шумов и звука качения шин. Над аэродинамикой и коэффициентом лобового сопротивления трудятся автопроизводители, а мы в модели MICHELIN Pilot Sport EV используем проверенную технологию Acoustic, помогающую снизить низкочастотный гул. Пенополиуретановая вставка на внутренней поверхности поглощает часть шума в диапазоне 200–230 Гц и снижает общий уровень шума в салоне.
Наконец, четвертая причина приобрести для электромобиля специальные шины — строение самих электромобилей. Из-за тяжелой батареи электрокары весят значительно больше аналогов с ДВС. Например, Tesla Model S LR с батареей на 100 кВт·ч весит 2215 кг, тогда как похожий на него американский Ford Fusion (Mondeo) 2020 года — всего 1575 кг. Кроме того электромобили имеют принципиально иную развесовку, так как вместо одного тяжелого двигателя под капотом в них установлены четыре маленьких электродвигателя в каждом колесе. Соответственно, электромобили имеют иной центр тяжести, демонстрируют иное поведение при разгоне, торможении и маневрировании. Шины MICHELIN Pilot Sport EV проектировались и тестировались с учетом этих особенностей.
Придётся полностью обновить энергосети
В 2017 году британская электросетевая компания National Grid разработала стратегию развития энергосетей страны. Это мог быть вполне рядовой документ, если бы не одно но: электромобили. National Grid спрогнозировали, что к 2050 году 90% автомобилей на дорогах Великобритании будут электрическими, и это потребует ввода в эксплуатацию электростанций с общей мощностью 18 ГВт, а также серьезнейшего обновления энергосетей, которые просто не справятся с возросшей нагрузкой. Необходимость изыскания дополнительной мощности повлечет крупные финансовые затраты на строительство… ветряных станций, так как Туманный Альбион к 2050 году планирует сделать свою энергетику полностью «зеленой». Страна последовательно закрывает угольные и газовые ТЭС в пользу ветряков и солнечных панелей. Вот только текущая установленная мощность ветряных станций составляет всего 24 ГВт (25% от всей выработки страны). Великобританию ждут очень большие расходы на энергетику, которые в немалой степени будут вызваны переходом автопарка на электричество.
Вопрос «А трансформатор выдержит?» прост и одновременно очень актуален в свете растущего спроса на электромобили. Городские электросети проектировались и модернизировались с учетом растущего населения и энергопотребления, но оба этих показателя увеличиваются равномерно, а появление электромобилей вызывает резкий рост нагрузки на энергосеть.
Исследователь Маттео Муратори (Matteo Muratori) из американской Национальной лаборатории возобновляемой энергии (NREL) пришел к выводу, что современная энергетическая инфраструктура практически не готова к всплеску популярности электромобилей. Если четверть всех автомобилей в определенном регионе заменить электрическими, то блэкаута в отдельно взятом городе не произойдет при учете, что владельцы будут заряжать свои авто «медленным» способом от обычной домовой розетки. А вот появление общественных «быстрых» зарядных станций из десятков постов, общая мощность которых составляет несколько мегаватт, способно пошатнуть энергетическую стабильность региона. Проблема усугубится, если домовладельцы захотят проводить «быструю» зарядку у себя дома, подключив трехфазное электроснабжение, которое также увеличит предельное энергопотребление.
Домашняя зарядная станция Tesla Wall Connector имеет мощность до 11,5 кВт (при 220 В). За час Wall Connector восполняет аккумулятор Tesla Model S примерно на 54 км пробега. То есть для полноценной зарядки автомобиля Wall Connector должен быть активен в течение нескольких часов. Самые главные потребители энергии в домах — стиральные машины и водонагреватели — имеют мощность 2-3 кВт. Одна Tesla Wall Connector будет потреблять в 2-3 раза больше энергии, чем вся электротехника в доме. Готова ли к таким невероятным нагрузкам местная инфраструктура, трансформатор в загородном поселке, даже проводка? Практически все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно.
Обновление энергосетей будет очень долгим и очень дорогим. Чтобы растянуть этот процесс во времени, сделав его менее затратным для потребителей, ученые предлагают распределять временны́е слоты на зарядку автомобилей между домохозяйствами. Например, кто-то сможет активировать «быструю» зарядку в ночное время, кто-то ранним утром, кто-то в середине рабочего дня. Это не кажется удобным, особенно в сравнении с возможностью за несколько минут заправить автомобиль с ДВС топливом. Но пока будет вестись глубокая модернизация энергосистем, владельцам электромобилей придется пойти на компромисс, который поможет избежать блэкаутов.
Пора разобраться с углеродным следом электромобилей
В 2019 году в Германии, крупнейшей экономике Европы и стране, озабоченной экологичностью жизнедеятельности, на 20% взлетели продажи внедорожников и SUV на ископаемом топливе, составив треть от всех проданных машин! К полностью электрическим или гибридным авто относились только 7% экземпляров.
Но в 2020 статистика продаж автомобилей порвала прошлогодний шаблон: продажи электромобилей всего за год увеличились втрое, а подзаряжаемых гибридов — в 4,5 раза! Каждый четвертый новый автомобиль, выехавший на дороги Германии в 2020 году, имел двигатель, полностью или частично работающий на электричестве. Впечатляющий рост всего за один год?
При этом отдельные хорошо осведомленные специалисты ставят под сомнение экологическую пользу от перехода на электромобили. Так, Институт экономических исследований (ifo) в Дрездене, Германия, сравнил углеродный след от дизельного седана Mercedes-Benz C220d и от Tesla Model 3. Оказалось, что добыча и переработка лития, кобальта, марганца и других используемых в батареях материалов требует больше энергии и продуцирует больше парниковых газов, чем производство стали, алюминия и чугуна, применяемых в авто с ДВС.
Из-за обильных выбросов при создании литий-ионных аккумуляторов, за 10 лет (срок жизни батареи) Tesla Model 3 будет ответственна за 11-15 тонн выброшенного в атмосферу CO2 — выброшенного не самим автомобилем, а батарейными заводами. При щадящем пробеге в 15 тыс. км в год, на каждый километр, пройденный Tesla Model 3, придется 73-98 г углекислого газа. У дизельного Mercedes-Benz C220d этот показатель составляет 112 г на километр (с учетом производства и эксплуатации). Но тут появляется важный нюанс: сам по себе электромобиль не производит никаких выбросов, чего не скажешь об электростанциях, вырабатывающих энергию. Германия — одна из самых «зеленых» крупных европейских стран, но даже здесь 24% электричества производится сжиганием угля, еще 12% получают при сжигании природного газа. Если взять выбросы от выработки электроэнергии в Германии и найти в них долю электромобилей, то Tesla Model 3 будет ответственна уже не за 73-98 г, а за 156-181 г CO2 на километр, что заметно больше 112 г у дизельного C220d.
Больше половины электричества в Германии добывается из экологичных возобновляемых источников (ВИЭ). В скандинавских странах доля ВИЭ еще выше, чего не скажешь о Китае, США, Украине, России. В Китае 68% электричества приходится на угольные, мазутные и газовые ТЭС, в США — около 60%, в России — 67%, Украине — 57%. АЭС в некотором роде можно отнести к экологичным источникам из-за отсутствия постоянного выброса. Показателен пример Франции, в которой более 70% электричества производится «мирным атомом» и менее 10% приходится на ТЭС, что делает энергию в стране весьма «зеленой».
И всё же на текущем этапе развития промышленности электромобили — это не метод снижения выбросов углекислого газа в атмосферу, а лишь не совсем этичный способ переноса своей доли выхлопов в другое государство, занятое производством аккумуляторов и экспортируемой электроэнергии. Сейчас электромобили помогают очистить воздух городов, но не всей планеты. Так что вслед за электрокарами человечеству необходимо найти менее энергетически затратные и вредные способы производства.
Всё будет хорошо. Но потом
Эволюция — процесс всегда затяжной. Между появлением первого серийного автомобиля с ДВС Benz Patent-Motorwagen и выходом первого по-настоящему популярного автомобиля Ford T прошло 23 года. На пути аккумуляторных электромобилей стоит больше препятствий, чем перед двигателем внутреннего сгорания на заре его становления, а потому подождать наступления прекрасного будущего придется чуть дольше.
Тем не менее, ведущие автоконцерны мира не просто так приняли решение о постепенном переходе на электромобили — нас ждет постепенный отказ от ископаемого топлива как в энергетике, так и в автомобилях.
Если же, несмотря на описанные выше трудности, вы уже готовы отказаться от старого-доброго ДВС в пользу «бездушного» электрокара, то пора воспользоваться лучшими технологическими решениями, которые уже реализованы в тихих и экономичных шинах MICHELIN E·PRIMACY и MICHELIN Pilot Sport EV.
Вне зависимости от того, какие шины MICHELIN вы выберете, все они — и для электрокаров, и для ДВС — имеют гарантию от производственного брака на 5 лет с даты покупки (чтобы она работала, нужно зарегистрироваться на нашем сайте и загрузить чек в течение 14 дней после покупки). Помимо этого, первый год с даты покупки будет еще действовать гарантия от проколов и порезов.