линукс программирование с нуля

Линукс программирование с нуля

Предполагается, что читатель этой книги должен иметь хотя бы начальные пользовательские навыки при работе с GNU/Linux (умение вводить команды в оболочку и знать основы операционной системы), а также знать язык C хотя бы на начальном уровне. Я посчитал бессмысленным писать еще одну книгу по языку C. Если вы знаете язык C на уровне книги Кернигана и Ритчи «Язык программирования Си», то у вас не будет проблем с изучением материала этой книги.

Если вы знаете язык C++, но не знаете C, ничего страшного. Эти два языка хотя и разные по своей сути, но имеют одну и ту же синтаксическую основу. C++-программисту не надо обладать феноменальной сообразительностью, чтобы разобраться в программе, написанной на C.

Большая часть материала этой книги относится и к другим современным Unix-подобным операционным системам (FreeBSD, например). Если вы еще не знаете Linux, то больших проблем не будет.

1.2. Условные обозначения

В книге используется достаточно мало условных обозначений. Листинги программ, а также вырезки из листингов и содержимое конфигурационных или иных файлов выделяются синим цветом:

Примеры команд, вводимых от имени суперпользователя (root) выделяются так же, как и обычные команды, только в качестве приглашения командной строки используется символ #

Некоторые вещи в основном тексте, на которые я хотел бы обратить ваше внимание, будут выделяться жирным шрифтом. Некоторые термины, которые следует запомнить, будут выделяться курсивом. Кроме того, жирным шрифтом могут быть отделены от основного текста имена файлов, имена функций и т. п.

1.3. Что нужно иметь

То, что нам нужно иметь, называют инструментарием. Инструментарий программиста зависит от того, какие программы и на каких языках он будет писать. Наш инструментарий будет состоять из: 1) Операционной системы Linux (GNU/Linux) с текстовым редактором; 2) Компилятора с линковщиком; 3) Дополнительных утилит. Ну и конечно же из терпения и усердия.

Для начала нужно иметь Linux (здесь правильнее будет сказать GNU/Linux). Подойдет практически любой современный дистрибутив. Посмотрите, какая версия ядра Linux у вас используется. Наберите в оболочке следующую команду: У меня ядро версии 2.6.10. У вас, скорее всего, будет что-то другое. Дистрибутивы, построенные на ядрах версий 2.4.x и 2.6.x достаточно современные для того, чтобы воспроизвести все примеры в этой книге. Версии 2.0.x и 2.2.x также могут использоваться, но некоторые возможности, описанные в этой книге в этих ядрах не реализованы.

Многие программисты используют различные оболочки для программирования (KDevelop, Glade и прочие). Мы откажемся от этого подхода по двум причинам: 1) это претит идеологии Unix; 2) за всеми этими средами разработки стоят те самые утилиты, которые мы будем использовать непосредственно. Нам на начальном этапе потребуется лишь утилита make.

1.4. Обратная связь

Если вы заметили ошибки/опечатки. Или если что-то в этой книге плохо описано, сообщайте об этом по адресу zlp@lindevel.ru или форуме на сайте Lindevel.Ru (http://www.lindevel.ru).

Вы также можете вносить самостоятельные изменения в эту книгу. В этом случае я просто прошу сообщать мне об этом.

Источник

Программирование под Linux

Все действия в операционной системе выполняются с помощью программ, поэтому многим новичкам интересно не только использовать чужие программы, а писать свои. Многие хотят внести свой вклад в кодовую базу OpenSource.

Это обзорная статья про программирование под Linux. Мы рассмотрим какие языки используются чаще всего, рассмотрим основные понятия, а также возможности, разберем как написать простейшую программу на одном из самых популярных языков программирования, как ее вручную собрать и запустить.

1. На чем пишут программы?

Исторически сложилось так, что ядро Unix было написано на языке Си. Даже более того, этот язык был создан для написания ядра Unix. Поскольку ядро Linux было основано на ядре Minix (версии Unix), то оно тоже было написано на Си. Поэтому можно сказать, что основной язык программирования для Linux это Си и С++. Такая тенденция сохранялась на протяжении долгого времени.

А вообще, писать программы для Linux можно почти на любом языке начиная от Java и Python и заканчивая С# и даже Pascal. Для всех языков есть компиляторы и интерпретаторы. Писать программы на С++ сложно, а Си многими уже считается устаревшим, поэтому множество программистов используют другие языки для написания программ. Например, множество системных инструментов написаны на Python или Perl. Большинство программ от команды Linux Mint, установщик Ubuntu и некоторые скрипты apt написаны на Python. Множество скриптов, в том числе простые скрипты оптимизации написаны на Perl. Иногда для скриптов используется Ruby. Это скрипты OpenShift или, например, фреймворк Metasploit. Некоторые разработчики кроссплатформенных программ используют Java. Но основные компоненты системы написаны все же на Си.

2. Библиотеки

Библиотеки делятся на два типа:

Таким образом, для любой программы на Си нужно подключать библиотеки, и все программы используют какие-либо библиотеки. Также важно заметить, на каком языке бы вы не надумали писать, в конечном итоге все будет сведено к системным библиотекам Си. Например, вы пишите программу на Python, используете стандартные возможности этого языка, а сам интерпретатор уже является программой на Си/С++, которая использует системные библиотеки для доступа к основным возможностям. Поэтому важно понимать как работают программы на Си. Конечно, есть языки, вроде Go, которые сразу переводятся на ассемблер, но там используются принципы те же, что и здесь. К тому же системное программирование linux, в основном, это Си или С++.

3. Процесс сборки программы

Перед тем как мы перейдем к практике и создадим свою первую программу, нужно разобрать как происходит процесс сборки, из каких этапов он состоит.

На следующем этапе к работе приступает компилятор, он выполняет все необходимые действия над кодом, разбирает синтаксические конструкции языка, переменные и преобразовывает все это в промежуточный код, а затем в код машинных команд, который мы можем потом посмотреть на языке ассемблера. Программа на этом этапе называется объектный модуль и она еще не готова к выполнению.

Далее к работе приступает компоновщик. Его задача связать объектный модуль со статическими библиотеками и другими объектными модулями. Для каждого исходного файла создается отдельный объектный модуль. Только теперь программа может быть запущена.

А теперь, давайте рассмотрим весь єтот процесс на практике с использованием компилятора GCC.

4. Как собрать программу

Для сборки программ в Linux используется два типа компиляторов, это Gcc и Clang. Пока что GCC более распространен, поэтому рассматривать мы будем именно его. Обычно, программа уже установлена в вашей системе, если же нет, вы можете выполнить для установки в Ubuntu:

sudo apt install gcc

Перед тем как мы перейдем к написанию и сборке программы, давайте рассмотрим синтаксис и опции компилятора:

С помощью опций мы говорим утилите что нужно сделать, какие библиотеки использовать, затем просто указываем исходные файлы программы. Давайте рассмотрим опции, которые будем сегодня использовать:

Собственно, это все самое основное, что нам понадобится. Теперь создадим нашу первую программу. Она будет выводить строку текста на экран и чтобы было интереснее, считать квадратный корень из числа 9. Вот исходный код:

int main() <
printf(«losst.ru\n»);
printf(«Корень: %f\n», sqrt(9));
return 0;
>

линукс программирование с нуля

Я специально добавил функцию корня чтобы показать как работать с библиотеками. Сначала нужно собрать объектный файл. Перейдите в папку с исходниками и выполните:

линукс программирование с нуля

Это этап компиляции, если в программе нет ошибок, то он пройдет успешно. Если исходных файлов несколько, то такая команда выполняется для каждого из них. Далее выполняем линковку:

линукс программирование с нуля

линукс программирование с нуля

Конечно, все эти действия могут быть выполнены и с помощью различных графических сред, но выполняя все вручную, вы можете лучше понять как все работает. С помощью команды ldd вы можете посмотреть какие библиотеки использует наша программа:

линукс программирование с нуля

Это две библиотеки загрузчика, стандартная libc и libm, которую мы подключили.

5. Автоматизация сборки

Когда мы рассматриваем программирование под Linux невозможно не отметить систему автоматизации сборки программ. Дело в том, что когда исходных файлов программы много, вы не будете вручную вводить команды для их компиляции. Можно записать их один раз, а затем использовать везде. Для этого существует утилита make и файлы Makefile. Этот файл состоит из целей и имеет такой синтаксис:

цель: зависимости
команда

линукс программирование с нуля

Затем вам достаточно выполнить команду make для запуска компиляции, только не забудьте удалить предыдущие временные файлы и собранную программу:

линукс программирование с нуля

Программа снова готова и вы можете ее запустить.

Выводы

Создание программ Linux очень интересно и увлекательно. Вы сами убедитесь в этом, когда немного освоитесь в этом деле. Сложно охватить все в такой небольшой статье, но мы рассмотрели самые основы и они должны дать вам базу. В этой статье мы рассмотрели основы программирования в linux, если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

Курс программирования на Си под Linux:

Источник

Линукс программирование с нуля

Чтобы сразу начать программировать, создадим еще один клон известной программы «Hello World». Что делает эта программа, вы знаете. Откройте свой любимый текстовый редактор и наберите в нем следующий текст:

Наш исходный код написан на языке программирования C. Языки программирования были придуманы для того, чтобы программист мог объяснить компьютеру, что делать. Но вот беда, компьютер не понимает ни одного языка программирования. У компьютера есть свой язык, который называют машинным кодом или исполняемым кодом (‘executable code’). Написать Hello World в машинном коде можно, но серьезные программы на нем не пишутся. Исполняемый код не только сложный по своей сути, но и очень неудобный для человека. Программа, которую можно написать за один день на языке программирования будет писаться целый год в машинном коде. Потом программист сойдет с ума. Чтобы этого не случилось, был придуман компилятор (‘compiler’), который переводит исходный код программы в исполняемый код. Процесс перевода исходного кода программы в исполняемый код называют компиляцией.

Осталось только запустить полученный бинарник. Для этого набираем в командной строке следующую команду:

Когда мы набираем в командной строке путь к бинарнику, мы, в реальности сообщаем оболочке, что надо выполнить программу. Оболочка «передает» бинарник ядру операционной системе, а ядро системы особым шаманским способом отдает программу на выполнение процессору. Затем, если программа не была запущена в фоновом режиме, то оболочка ждет от ядра сообщения о том, что программа выполнилась. Получив такое сообщение, оболочка выдает приглашение на ввод новой команды. Вы можете еще раз набрать ./hello и процедура повторится. В нашем случае программа выполняется очень быстро, и новое приглашение командной строки «вылетает» практически сразу.

Мы рассмотрели идеальный случай, когда программа написана без синтаксических ошибок. Попробуем намеренно испортить программу таким образом, чтобы она не отвечала канонам языка C. Для этого достаточно убрать точку с запятой в конце вызова функции printf(): Теперь, если попытаться откомпилировать программу, то компилятор выругается, указав нам на то, что он считает неправильным: В первой строке говорится, что в файле hello.c (у нас он единственный) в теле функции main() что-то произошло. Вторая строка сообщает, что именно произошло: седьмая строка файла hello.c вызвала ошибку (error). Далее идет расшифровка: синтаксическая ошибка перед закрывающейся фигурной скобкой.

Заглянув в файл hello.c мы с удивлением обнаружим, что нахулиганили мы не в седьмой, а в шестой строке. Дело в том, что компилятор обнаружил нелады только в седьмой строке, но написал ‘before’ (до), что означает «прокручивай назад».

Естественно, пока мы не исправим ошибку, ни о каком бинарнике не может идти и речи. Если мы удалим старый бинарник hello, доставшийся нам от прошлой компиляции, то увидим, что компиляция испорченного файла не даст никакого результата. Однако иногда компилятор может лишь «заподозрить» что-то неладное, потенциально опасное для нормального существования программы. Тогда вместо ‘error’ пишется ‘warning’ (предупреждение), и бинарник все-таки появляется на свет (если в другом месте нет явных ошибок). Не следует игнорировать предупреждения, за исключением тех случаев, когда вы на 100% знаете, что делаете.

2.2. Мультифайловое программирование

Как я уже говорил, если исходный код сколько-нибудь серьезной программы уместить в одном файле, то такой код станет просто нечитаемым. К тому же если программа компилируется достаточно долго (особенно это относится к языку C++), то после исправления одной ошибки, нужно перекомпилировать весь код.

Куда лучше разбросать исходный код по нескольким файлам (осмысленно, по какому-нибудь критерию), и компилировать каждый такой файл отдельно. Как вы вскоре узнаете, это очень даже просто.

Давайте сначала разберемся, как из исходного файла получается бинарник. Подобно тому как гусеница не сразу превращается в бабочку, так и исходный файл не сразу превращается в бинарник. После компиляции создается объектный код. Это исполняемый код с некоторыми «вкраплениями», из-за которых объектный код еще не способен к выполнению. Сразу в голову приходит стиральная машина: вы ее только что купили и она стоит у вас дома в коробке. В таком состоянии она стирать не будет, но вы все равно рады, потому что осталось только вытащить из коробки и подключить.

Итак, чтобы откомпилировать мультифайловую программу, надо сначала добыть объектный код из каждого исходного файла в отдельности. Каждый такой код будет представлять собой объектный модуль. Каждый объектный модуль записывается в отдельный объектный файл. Затем объектные модули надо скомпоновать в один бинарник.

В Linux в качестве линковщика используется программа ld, обладающая приличным арсеналом опций. К счастью gcc самостоятельно вызывает компоновщик с нужными опциями, избавляя нас от «ручной» линковки.

Попробуем теперь, вооружившись запасом знаний, написать мультифайловый Hello World. Создадим первый файл с именем main.c: Теперь создадим еще один файл hello.c со следующим содержимым:

Давайте разберемся, что же все-таки произошло. В этом нам поможет утилита nm. Я уже оговорился, что объектные файлы содержат таблицу символов. Утилита nm как раз позволяет посмотреть эту таблицу в читаемом виде. Те, кто пробовал программировать на ассемблере знают, что в исполняемом файле буквально все (функции, переменные) стоит на своей позиции: стоит только вставить или убрать из программы один байт, как программа тут же превратиться в груду мусора из-за смещенных позиций (адресов). У объектных файлов особая роль: они хранят в таблице символов имена некоторых позиций (глобально объявленных функций, например). В процессе линковки происходит стыковка имен и пересчет позиций, что позволяет нескольким объектным файлам объединиться в один бинарник. Если вызвать nm для файла hello.o, то увидим следующую картину: О смысловой нагрузке нулей и литер U,T мы будем говорить при изучении библиотек. Сейчас же важным является то, что в объектном файле сохранилась информация об использованных именах. Своя информация есть и в файле main.o: Таблицы символов объектных файлов содержат общее имя print_hello. В процессе линковки высчитываются и подставляются в нужные места адреса, соответствующие именам из таблицы. Вот и весь секрет.

2.3. Автоматическая сборка

В предыдущем разделе для создания бинарника из двух исходных файлов нам пришлось набрать три команды. Если бы программу пришлось отлаживать, то каждый раз надо было бы вводить одни и те же три команды. Казалось бы выход есть: написать сценарий оболочки. Но давайте подумаем, какие в этом случае могут быть недостатки. Во-первых, каждый раз сценарий будет компилировать все файлы проекта, даже если мы исправили только один из них. В нашем случае это не страшно. Но если речь идет о десятках файлов! Во-вторых, сценарий «намертво» привязан к конкретной оболочке. Программа тут же становится менее переносимой. И, наконец, простому скрипту не хватает функциональности (задание аргументов сборки и т. п.), а хороший скрипт (с многофункциональными прибамбасами) плохо модернизируется.

То, что выполняет утилита make, называется сборкой проекта, а сама утилита make относится к разряду сборщиков.

Любой Makefile состоит из трех элементов: комментарии, макроопределения и целевые связки (или просто связки). В свою очередь связки состоят тоже из трех элементов: цель, зависимости и правила.

Сценарии make используют однострочные комментарии, начинающиеся с литеры # (решетка). О том, что такое комментарии и зачем они нужны, объяснять не буду.

Макроопределения позволяют назначить имя практически любой строке, а затем подставлять это имя в любое место сценария, где должна использоваться данная строка. Макросы Makefile схожи с макроконстантами языка C.

Теперь рассмотрим пример. Попробуем составить сценарий сборки для рассмотренного в предыдущем разделе мультифайлового проекта Hello World. Создайте файл с именем Makefile: Обратите внимание, что в каждой строке перед вызовом gcc, а также в строке перед вызовом rm стоят табуляции. Как вы уже догадались, эти строки являются правилами. Формат Makefile требует, чтобы каждое правило начиналось с табуляции. Теперь рассмотрим все по порядку.

Makefile может начинаться как с заглавной так и со строчной буквы. Но рекомендуется все-таки начинать с заглавной, чтобы он не перемешивался с другими файлами проекта, а стоял «в списке первых».

Первая связка имеет цель hello. Цель отделяется от списка зависимостей двоеточием. Список зависимостей отделяется от правил символом новой строки. А каждое правило начинается на новой строке с символа табуляции. В нашем случае каждая связка содержит по одному правилу. В списке зависимостей перечисляются через пробел вещи, необходимые для выполнения правила. В первом случае, чтобы скомпоновать бинарник, нужно иметь два объектных файла, поэтому они оказываются в списке зависимостей. Изначально объектные файлы отсутствуют, поэтому требуется создать целевые связки для их получения. Итак, чтобы получить main.o, нужно откомпилировать main.c. Таким образом файл main.c появляется в списке зависимостей (он там единственный). Аналогичная ситуация с hello.o. Файлы main.c и hello.c изначально существуют (мы их сами создали), поэтому никаких связок для их создания не требуется.

Особую роль играет целевая связка clean с пустым списком зависимостей. Эта связка очищает проект от всех автоматически созданных файлов. В нашем случае удаляются файлы main.o, hello.o и hello. Очистка проекта бывает нужна в нескольких случаях: 1) для очистки готового проекта от всего лишнего; 2) для пересборки проекта (когда в проект добавляются новые файлы или когда изменяется сам Makefile; 3) в любых других случаях, когда требуется полная пересборка (напрмиер, для измерения времени полной сборки).

Теперь осталось запустить сценарий. Формат запуска утилиты make следующий: Опции make нам пока не нужны. Если вызвать make без указания целей, то будет выполнена первая попавшаяся связка (со всеми зависимостями) и сборка завершится. Нам это и требуется: В процессе сборки утилита make пишет все выполняемые правила. Проект собран, все работает.

Теперь давайте немного модернизируем наш проект. Добавим одну строку в файл hello.c: Теперь повторим сборку: Утилита make «пронюхала», что был изменен только hello.c, то есть компилировать нужно только его. Файл main.o остался без изменений. Теперь давайте очистим проект, оставив одни исходники: В данном случае мы указали цель непосредственно в командной строке. Так как целевая связка clean содержит пустой список зависимостей, то выполняется только одно правило. Не забывайте «чистить» проект каждый раз, когда изменяется список исходных файлов или когда изменяется сам Makefile.

2.4. Модель КИС

Итак, сервер предоставляет услуги. В нашем случае это могут быть функции, структуры, перечисления, константы, глобальные переменные и проч. В языке C++ это чаще всего классы или иерархии классов. Любой желающий (клиент) может воспользоваться предоставленными услугами, то есть вызвать функцию со своими фактическими параметрами, создать экземпляр структуры, воспользоваться константой и т. п. В C++, как правило, клиент использует класс как тип данных и использует его члены.

Источник

Уроки по Linux

Linux — это семейство Unix-подобных операционных систем (сокр. «ОС»), использующих ядро Linux, которое разработал финно-американский программист Линус Торвальдс. ОС, использующие ядро Linux, называются дистрибутивами Linux, и они являются такими же операционными системами как Microsoft Windows и Apple macOS, но с одной очень важной особенностью, а именно: их исходные коды являются открытыми, так как они распространяются под лицензией GNU GPL, которая подразумевает создание свободного и открытого программного обеспечения (open source software).

Linux существует вокруг нас с середины 1990-х годов. Вы можете встретить его повсюду: в телефонах, ноутбуках, наручных часах, суперкомпьютерах, автомобилях и даже в холодильниках. Он обрел известность как среди разработчиков, так и среди обычных пользователей компьютеров.

Операционные системы на базе ядра Linux пользуются популярностью в разработчиков, так как поддерживают почти все наиболее часто используемые языки программирования: C/C++, Java, Python, Ruby и др. Кроме того, они облегчают работу с широким спектром полезных приложений для разработки ПО.

Целью данных уроков — Уроки по Linux для начинающих — является помочь новичкам разобраться в теме Linux.

Примечание: Уроки регулярно добавляются и обновляются. В процессе построения логической структуры и последовательности тем для изучения Linux, расположение уроков может меняться, и вы можете видеть, что последовательность уроков на этой странице отличается от последовательности в конце каждой статьи. Это не ошибка, а лишь временное явление.

Поделиться в социальных сетях:

Источник

Изучите необходимый минимум Linux, чтобы быть продуктивным

линукс программирование с нуля

Разные операционные системы длительное время обслуживают различные аудитории: Windows — бизнес-профессионалов, Mac — творческих, а Linux — разработчиков. Разработчикам ОС такой тип рыночного спектра сильно упростил концепцию продукта, технические требования, пользовательский опыт и направление рынка. Однако, он также ужесточил нормы рабочего пространства, что деформировало отдельных пользователей под узкие, непересекающиеся области: у бизнесменов нет возможности заглянуть в творческий процесс, а у разработчиков нет представления о проблемах бизнеса.

В реальности знания и опыт — динамичны, они охватывают несколько дисциплин и сфер деятельности. Представление о том, что «можно иметь способности только к чему-то одному» — это не руководство к овладению мастерством, а попытка справиться с преждевременной оптимизацией. Узнать о том, в чём вы хорошо разбираетесь можно только когда вы попробовали себя в нескольких разных вопросах. И может оказаться, что у вас есть способности ко многим видам деятельности.

Для современных бизнес-аналитиков особенно актуален вопрос ликвидации пробела между бизнесом и разработкой. Бизнес-аналитики должны быть двухплатформенными, способными использовать командную строку, доступную только на Linux (или в macOS), но при этом уметь извлекать широкие возможности из Microsoft Office в Windows. Очевидно, что мир Linux пугает тех, у кого образование в сфере бизнеса. К счастью, как и в большем количестве вопросов, вам необходимо изучить 20% информации, чтобы выполнить 80% работы. Вот мои 20%.

Почему современные бизнес-аналитики должны знать Linux

Благодаря своим open source корням, Linux выиграл от вкладов тысяч разработчиков за всё время его существования. Они построили программы и утилиты, чтобы упростить работу не только себе, но и тем программистам, которые последовали за ними. В результате open source разработка создала эффект сетевой выгоды: чем больше разработчики строили утилиты на оригинальной платформе, тем больше других разработчиков могло влиять на эти утилиты, чтобы писать собственные программы.

В результате получился огромный пакет программ и утилит (то есть софт), который был написан на Linux и под Linux. Большая часть его никогда не портировалась в Windows. Один из примеров — популярная система контроля версий (VCS), которая называется git. Разработчики могли написать софт под Windows, но они этого не сделали. Они написали его для работы в командной строке, для Linux, потому что Linux — экосистема, в которой уже были все необходимые инструменты.

Если вдаваться в подробности, разработка на Windows ведёт к двум основным проблемам:

Если собрать всё вместе, это выльется в трату времени на переписывание базовых инструментов, которые уже доступны в Linux, они позволят избежать ошибок совместимости с ОС. Тут нет никаких сюрпризов — экосистема Windows просто не была задумана и спроектирована под нужды разработки софта.

Теперь давайте рассмотрим базовые идеи Linux.

Фундаментальная единица Linux: «оболочка»

Shell (оболочка, также известная как терминал, консоль или командная строка) — это текстовый интерфейс пользователя, через который команды отправляются машине. На Linux, по-умолчанию, язык оболочки называется bash. В отличие от Windows-пользователей, которые в своём большинстве используют навигацию «навести-кликнуть» по окну, Linux-разработчики привязаны к клавиатуре и пишут команды в оболочке. Хоть этот переход далёк от естественного для тех, у кого нет бэкграунда в программировании, плюсы разработки в Linux сильно перевешивают изначальное вложение в обучение.

линукс программирование с нуля

Изучаем несколько важных концептов

В сравнении с достаточно зрелым языком программирования, bash имеет всего несколько основных концептов, которые необходимо выучить. Как только вы охватите это, остаток bash — простое запоминание. Я переформулирую понятней: хорошо разбираться в bash значит запомнить 20-30 команд и их часто используемые аргументы.

Linux кажется непроницаемым для тех, кто не касается разработки, из-за способа, которым разработчики (не напрягаясь) извергают эзотерические команды терминала, когда им захочется. Правда в том, что они хорошо знают только несколько десятков команд — за всем более сложным они так же (как и все смертные) обращаются в Google.

Опуская мелкие загвоздки, стоящие на пути, вот главные концепты в bash.

Командный синтаксис

Команды соответствуют синтаксису:

Псевдонимы директорий

Полезная информация У нас есть курс по операционным системам. Зарегистрированные пользователи могут пройти его бесплатно. Другие бесплатные курсы можно найти по ссылке.

STDIN / STDOUT

Всё, что вы пишите в окне и подтверждаете (с помощью ENTER), называется стандартным вводом (STDIN).

Всё, что программа выводит в ответе в терминал (например текст из файла), называется стандартным выводом (STDOUT)

Конвейер (piping)

Pipe принимает STDOUT от команды слева от pipe и превращает его в STDIN для команды справа от pipe.

Символ «больше» принимает STDOUT от команды слева и записывает/перезаписывает в новый файл справа

пример: ls > tmp.txt

Два символа «больше» принимают STDOUT от команды слева и добавляют к новому или существующему файлу справа.

пример: date >> tmp.txt

Шаблоны поиска (wildcards)

Завершение с помощью tab

Bash часто завершает команды сам, по определённой логике, если вы начинаете вводить команду и нажимаете TAB.

Однако, стоит попробовать что-то вроде zsh или fish для автозаполнения, потому что запоминать команды и все их параметры очень сложно. Более того, эти инструменты применят автозаполнение, основываясь на вашей истории используемых команд.

Выход

Иногда вы застреваете в какой-нибудь программе и не можете оттуда выйти. Это очень часто повторяющееся событие для новичков в Linux, которое невероятно демотивирует. Часто выход происходит с помощью чего-то, содержащего q. Хорошо бы запомнить то, что будет написано ниже и использовать, когда вы в ловушке.

Что я помню из команд bash

Это те команды, которые я использую чаще всего в Linux (начиная от самых часто используемых к самым редко используемым). Как я уже писал раньше, знание всего горстки команд поможет выполнять большой набор необходимых программируемых задач.

ssh @ соединиться с удалённой машиной

htop (или top ) диспетчер задач

wgetзагрузить веб-страницу или веб-ресурс

find вывести список всего содержимого директории и её дочерних директорий рекурсивно

Продвинутые и не часто используемые команды

Я считаю хорошей практикой хранить список команд, которые полезны в определённых ситуациях, даже если подобные ситуации случаются редко (например, какой процесс блокирует конкретный сетевой порт). Вот несколько нестандартных команд, которые у меня всегда под рукой:

Никогда не останавливайтесь: В программировании говорят, что нужно постоянно учиться даже для того, чтобы просто находиться на месте. Развивайтесь с нами — на Хекслете есть сотни курсов по разработке на разных языках и технологиях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *