код направления мировая экономика

080102 Мировая экономика. Государственный образовательный стандарт

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заместитель министра образования

___________________ В.Д. Шадриков

“_17_”__03________2000 г.

Номер государственной регистрации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность – 060600 Мировая экономика

Вводится с момента утверждения

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во внешнеэкономической, в валютно-кредитной и финансовой сферах как на национальном, так и на международном уровнях и направлена на профессиональное обслуживание предпринимательской деятельности всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур, экономических служб предприятий и организаций, на должностях, требующих высшего экономического образования, согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному постановлением Минтруда России от 21.08.98 г. № 37.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Экономист, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности “Мировая экономика”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

3.1. Основная образовательная программа экономиста по специальности “Мировая экономика” разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика”, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

— Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

— Общие математические и естественнонаучные дисциплины.

3.5. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности “Мировая экономика” должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4.ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060600 “МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА”

Наименование дисциплин и их основные разделы

ОБЩИЕ ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ОСНОВНОЙ)

Развитие базовых навыков и умений иноязычного общения: участие в диалоге/беседе по содержанию прочитанного или прослушанного текста; владение речевым этикетом повседневного общения (знакомство, выражение просьбы, согласия, несогласия, выражение собственного мнения по поводу полученной информации и др.); сообщение информации страноведческого и общеэкономического характера; чтение с различными целями страноведческой и общеэкономической литературы; умение фиксировать информацию, полученную при чтении (составление планов, тезисов, аннотаций, рефератов); понимание иноязычной речи в различных ситуациях повседневного и делового общения; реализация на письме коммуникативных намерений (запрос сведений/данных, информирование, выражение просьбы, согласия, несогласия, извинения, благодарности).

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; ее социально-биологические основы; физическая культура и спорт как социальные феномены общества; законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте; физическая культура личности; основы здорового образа жизни студента; особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности; общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания; спорт; индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов; основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории; античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.; социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I ; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия; особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно-промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX века; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру; роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблемы экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма; Россия в начале XX века; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика; Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 года; гражданская война и интервенция, их результаты и последствия; российская эмиграция; социально-экономическое развитие страны в 20-е годы; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 20-е годы; внешняя политика; курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 30-е годы; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму; СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая отечественная война; социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития; СССР в середине 60–80-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985-1991 гг.; перестройка; попытка государственного переворота в 1991 году и ее провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.; становление новой российской государственности (1993-1999 гг.); Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность.

Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений; российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; политическая аналитика и прогностика.

Основные понятия права; право и его роль в современном обществе; право и экономика; норма права и нормативно-правовые акты; основные правовые системы современности; источники российского права; закон и подзаконные акты; система российского права; отрасли права; международное право как особая отрасль права; правонарушение и юридическая ответственность; значение законности и правопорядка в современном обществе; правовое государство; Конституция Российской Федерации – Основной закон государства; особенности федеративного устройства России; система органов государственной власти в Российской Федерации; понятие гражданского правоотношения; физические и юридические лица; право собственности; обязательства; договорные правоотношения; административные правонарушения и административная ответственность; понятие преступления; уголовная ответственность за совершение преступлений.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Психология : предмет, объект и методы психологии; место психологии в системе наук; история развития психологического знания и основные направления в психологии; индивид, личность, субъект, индивидуальность; психика и организм; психика, поведение и деятельность; основные функции психики; развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза; психология личности; структура психики; соотношение сознания и бессознательного; основные психические процессы; структура сознания; познавательные процессы; ощущение; восприятие; представление; воображение; мышление и интеллект; творчество; внимание; эмоции; психическая регуляция поведения и деятельности; общение и речь; межличностные отношения; психология малых групп; межгрупповые отношения и взаимодействия. Психология делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, перцепция, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, атрибуция, идентификация, эмпатия, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспект; психология глобальных проблем современности; психология и личность: телесная психология и психология повседневности, профессиональная психология, психология и культура ноосферного мышления; деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики; основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача; образование как общечеловеческая ценность; образование как социокультурный феномен и педагогический процесс; образовательная система России; цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования; педагогический процесс; образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; воспитание в педагогическом процессе; общие формы организации учебной деятельности; урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом; семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности; управление образовательными системами.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Стили современного русского языка; языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка; речевое взаимодействие; основные единицы общения; устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; функциональные стили современного русского языка; взаимодействие функциональных стилей; научный стиль; специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности; официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов; приемы унификации языка служебных документов; интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов; язык и стиль коммерческой корреспонденции; язык и стиль инструктивно-методических документов; реклама в деловой речи; правила оформления документов; речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле; особенности устной публичной речи; оратор и его аудитория; основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи; основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов; словесное оформление публичного выступления; понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка; условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи; основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социально-философские предпосылки развития социологии как науки; классические социологические теории; современные социологические теории и законы, их связь с экономическими законами; русская социологическая мысль; общество и социальные институты; мировая система и процессы глобализации; социальные группы, общности, слои; виды общностей; общность и личность; малые группы и коллективы; социальная организация; социальные движения; социальное неравенство, социальная структура общества, стратификация и социальная мобильность; социальный статус и социальная роль; социальное взаимодействие и социальные отношения; сознание и поведение личности и групп; общественное мнение как социальный институт; культура как фактор социальных изменений; взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры; социальные аспекты развития рынка; личность как социальный тип; социальный контроль и девиация; личность как деятельный субъект; социальные изменения; социальные революции, конфликты и реформы; концепция социального прогресса; место России в мировом сообществе; методология и методика социологического исследования.

Региональный (вузовский) компонент

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)

ОБЩИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Источник

Мировая экономика

Адрес

Тел.: +7 (495) 772-95-90 * 22678

код направления мировая экономика

код направления мировая экономика

Что я буду изучать

Наши студенты узнают о том, как применять экономическую теорию для исследования процессов, происходящих в мировой экономике, и учатся использовать полученные выводы в практической деятельности.

Программа включает обязательные дисциплины:

Студенты нашей программы самостоятельно формируют свою траекторию обучения, определяя желаемые курсы по выбору, в том числе:

Также на третьем курсе студенты выбирают страновую специализацию и весь год изучают особенности экономики, политики, истории и культуры одного из перечисленных государств или регионов: Арабский Восток, Великобритания, Германия, Испания и Латинская Америка, Италия, Китая, страны Северной Америки, Франция, Япония и страны Юго-Восточной Азии.

Преимущества программы

Часть дисциплин преподается на английском языке. С первого курса студенты изучают второй иностранный язык. Они могут свободно выбрать один из европейских или восточных языков: испанский, итальянский, немецкий, португальский, французский, арабский, китайский, японский. Обучение английскому языку также продолжается все четыре года.

Учебные планы постоянно совершенствуются в ответ на вызовы времени. Студенты изучают актуальные курсы, отражающие реальные проблемы ведения бизнеса и экономической политики, которые стоят перед компаниями, государствами и экспертным сообществом в современном мире. Особое внимание уделяется навыкам работы с данными.

Студентам старших курсов предлагается возможность отправиться на стажировку в зарубежный университет на срок от 1 месяца до 1 года. ВШЭ сотрудничает с вузами в Азии, Европе, Латинской Америке и США.

Преподаватели программы – заслуженные ученые, а также практикующие специалисты, работающие в крупных компаниях, банках, органах государственной власти. Академический руководитель программы — А. В. Щербакова, кандидат экономических наук, специалист по экономике Ибероамериканского региона.

Во время обучения

С третьего курса студенты выбирают траекторию обучения:

При этом курсы по выбору из различных траекторий обучения можно комбинировать.

Учебный план включает обязательную преддипломную практику, во время которой студенты получают возможность применить свои знания в практической деятельности компаний, органов государственной власти или международных организаций.

Бакалавры в обязательном порядке участвуют в научно-исследовательских семинарах и подготовке прикладных и исследовательских проектов, а также пишут курсовые работы на втором и третьем курсе. В конце обучения все студенты защищают выпускную квалификационную работу.

Перспективы после обучения

Выпускники программы работают в государственных и частных организациях, среди которых:

Многие выпускники программы продолжают обучение в НИУ ВШЭ, МГУ, Финансовом университете и других ведущих вузах Москвы и других городов России. Весомая часть выпускников поступает в магистратуру в Европе, Азии, США, Латинской Америке.

Что нужно знать для поступления

На программе 50 бюджетных и 100 платных мест для российских абитуриентов, а также 25 платных мест для иностранцев.

Для подачи заявления российские абитуриенты должны сдать ЕГЭ по следующим предметам:

Иностранные абитуриенты поступают по результатам внутренних вступительных испытаний по математике и английскому языку.

При поступлении учитывается наличие школьного аттестата с отличием, спортивного звания и других индивидуальных достижений. Абитуриенты могут дополнительно получить до 10 баллов за индивидуальные достижения.

На льготы и поступление без вступительных испытаний могут рассчитывать победители и призеры олимпиад школьников.

Источник

Структура программы

Образовательная программа «Мировая экономика» состоит из нескольких компонент:

1. Дисциплины общего цикла – набор общеобразовательных дисциплин, которые изучают все студенты НИУ ВШЭ и большинства вузов России:

Введение в анализ данных

2. Дисциплины профессионального цикла (Major) :

2.1. Базовая часть профессионального цикла – дисциплины, которые являются неотъемлемой частью подготовки любого экономиста:

История экономических учений

Теория вероятностей и математическая статистика

Основы программирования в Python (частично онлайн)

Теория игр (частично онлайн)

Институциональная экономика (частично онлайн)

2.2. Базовая профильная часть – дисциплины, определяющие профиль подготовки «Мировая экономика» и являющиеся обязательными для всех студентов образовательной программы:

Введение в мировую экономику

Корпоративные финансы в международных компаниях (преподается на английском языке)

Международные валютно-финансовые отношения

Теории международной торговли

Регулирование в международной экономике

Основы статистического анализа мировой экономики

Международная политическая экономия (преподается на английском языке)

2.3. Вариативная профильная часть: дисциплины по выбору, занося которые в индивидуальный учебный план, студент самостоятельно определяет траекторию своего обучения. Эти дисциплины сгруппированы в три блока

2.3.1. Дисциплины траектории «Мировое развитие и финансы» – набор дисциплин, нацеленных на изучение происходящих в мировой экономике фундаментальных процессов (с особым акцентом на проблемы международных финансов)

Базовая часть

Экономический рост и цикл
(3 курс)

Финансовые рынки и институты
(3 курс)

Проблемы макроэкономического и монетарного регулирования
(4 курс)

Вариативная часть

Дисциплины по выбору 3 курса (1 из 2)

Дисциплины по выбору 4 курса (3 из 7)

Банковские системы. Роль Центрального банка (преподается на английском языке)

Международный валютный рынок

Основы долгового и денежного рынков

Углубленный статистический анализ мировой экономики

Неравенство и социальная политика в странах мира

Теоретические вопросы глобального контроля и управления

2.3.2. Дисциплины траектории «Международный бизнес» – набор дисциплин, нацеленных на изучение теоретических и практических аспектов деятельности компаний на мировых рынках

Базовая часть

Основы международного бизнеса

Основы международного менеджмента (преподается на английском языке)

Международные корпоративные стратегии

Вариативная часть

Дисциплины по выбору 3 курса (1 из 2)

Дисциплины по выбору 4 курса (3 из 6)

Управление рисками в международном бизнесе

Оценка бизнеса (преподается на английском языке)

Международный маркетинг (преподается на английском языке)

Электронный бизнес (преподается на английском языке)

Конкуренция и конкурентоспособность международного бизнеса

Управление интеллектуальной собственностью

Практика управленческих решений в международном бизнесе

Международное предпринимательство (преподается на английском языке)

2.3.3. Дисциплины траектории «Регулирование международного бизнеса» – набор дисциплин, нацеленных на изучение вопросов регулирования международной торговли и экономической интеграции

Базовая часть

Основы региональной экономической интеграции и торговой политики

Многосторонние инструменты регулирования торговли и инвестиций (преподается на английском языке)

Поддержка бизнеса на международных рынках

Вариативная часть

Дисциплины по выбору 3 курса (1 из 2)

Дисциплины по выбору 4 курса (3 из 6)

Глобальное управление торговлей и роль ВТО (преподается на английском языке)

Экономическое моделирование применения инструментов торговой политики

Торговая политика и конкурентоспособность международного бизнеса

Современные формы протекционизма (преподается на английском языке)

Деловая культура международных коммуникаций

Актуальные проблемы интеграции на евразийском пространстве

Инструменты количественного анализа международной торговли

Теория и практика торговых переговоров

2.4. Вариативная профильная часть: дисциплины по выбору, не входящие в траектории

2 курс (выбор 1 из 3)

Теория и методы принятия решений о развитии экономики и общества

Методы оптимальных решений

3 курс (выбор 1 из 3)

Экономика окружающей среды

Цифровая трансформация мировой экономики

Экономика Европейского Союза

4 курс (выбор 1 из 3)

Экономическая глобализация: вчера, сегодня, завтра

Экономика России (преподается на английском языке)

Интеллектуальный анализ данных в мировой экономике

4 курс (выбор 1 из 3)

Экономические аспекты мировых культур и религий

Основные направления экономической политики ЕС

2.5. Экономика страны или региона (страны или регионы на выбор: Великобритания, Германия, Испания и Латинская Америка, Италия, Китай, США, Франция, Южная и Юго-Восточная Азия, Япония)

3. Иностранные языки

3.1. Английский язык. По итогам второго года обучения все студенты сдают независимый экзамен по английскому языку в соответствии с международными стандартами.

3.2. Второй иностранный язык по выбору (французский, немецкий, испанский, итальянский, португальский, японский, китайский, арабский). На некоторые языковые специализации возможно возникновение конкурса. В этом случае отбор студентов производится по результатам вступительных испытаний по английскому языку.

4. MOOCs (Massive Open Online Courses) – образовательная технология, позволяющая предоставлять обучение всем желающим, до нескольких десятков тысяч человек одновременно на дистанционной основе. Студенты выбирают один он-лайн курс для изучения на втором году обучения.

6. Проектная и исследовательская работа :

6.1. Научно-исследовательские семинары

6.2. Проектная работа

6.3. Две курсовые работы (на втором и третьем годах обучения)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *